за что швартуют корабли

Швартовка кораблей

Недавно мне на глаза попалась прошлогодняя заметка в Интернете.

20 сентября на 33-м причале Владивостока пришвартовался американский ракетный эсминец «Вандегрифт». По традиции, первым спустился с трапа – командир. Встретили его две близняшки в русских народных костюмах с хлебом и солью.

Кстати, эсминец во Владивосток прибыл уже во второй раз. Многие моряки помнят гостеприимный прием два года назад. На этот раз они, как и прежде, собираются прогуляться по городу и купить подарки для близких.

Пробудут иностранные моряки в приморской столице пару дней. И уже 22 сентября они поднимут якорь и покинут наш порт.

Мне на моем веку пришлось немало наблюдать швартовку и кормой военных кораблей, последний раз в художественных фильмах про моряков – «Четвертый Перископ» 1939 года выпуска, и «Командир корабля» 1950 года, где показывали, как эсминцы лихо швартовались кормой к пирсу, за что их корили вышестоящие командиры за излишнюю лихость, но завидовали другие командиры.

Еще больше мне довелось видеть швартовку лагом на реке, когда школьником меня каждое лето оправляли к бабушке, и я плыл на белоснежном пароходе по Амуру от Николаевска до Хабаровска и обратно. Столько на этом пути было пристаней, где к дебаркадеру швартовались пароходы, трудно поддается подсчету, ибо таких плаваний по реке было много.

Однажды нашей лодке, недавно вошедшей в строй действующих, пришлось отойти от привычного пирса в глубине бухты Малый Улисс и пришвартовать к пирсу на выходе из бухты, где свирепствовал сильный ветер. Наш командир недавно принял под своё командование подводную лодку 611 проекта, до этого командовал лодкой меньшего водоизмещения 613 проекта, и имел совсем небольшой опыт швартовки лодки с тремя гребными винтами (на прежней субмарине два винта). С очень большим трудом, практически разрядив аккумуляторные батареи (лодка швартуется только под электромоторами), он сумел поставить нашу субмарину к причалу. Это было большим ударом по его авторитету и среди командиров других лодок, и среди личного составе экипажа. Так почему все так сложно? Вот давайте разберемся, уважаемые читатели, если это вас интересует.

О швартовке кораблей можно писать поэму. Потому что это такое захватывающее даже для флотского человека действие с его неторопливым предисловием, стремительным развитием сюжета и лихо исполненной концовкой, что его трудно описать скупым и бесстрастным словом прозы. И всё же мы попробуем.

К швартовке относятся зачастую как к обычному процессу, завершающему любой выход в море. Тем не менее, швартовка – не столько процесс, сколько высокое искусство, венец морской выучки экипажа. Все знают знаменитую русскую пословицу о том, что хорошо всё, что хорошо кончается. Вот это как раз больше всего применимо к ней, к швартовке. Её неудачное проведение может запросто перечеркнуть все успехи морского похода и даже репутацию командира. Или же, наоборот, принести славу опытного моряка.

Мощными стали машины, совершенными рулевые устройства, появились линемёты, выстреливающие бросательные концы на добрую сотню метров, но успех швартовки всё так же зависит от человека, его ловкости и сноровки, глазомера и того морского чутья, которое называют интуицией.

Пламенеют на фоне шаровых надстроек спасательные жилеты швартовой команды. Она, как сжатая пружина, готова в мгновение выплеснуть всю свою энергию и сноровку. И если швартуются с отдачей якоря, то действие приобретает ещё более захватывающий характер.

Порою говорят, что швартуется не корабль, а командир. Если точнее, то швартуется экипаж. И если экипаж дружный, то швартовка действительно напоминает поэму. Но автор её, бесспорно, командир корабля.

Авторы швартовых поэм бывают разные: и поражающие ярким дарованием, и так себе, произведения которых серы и скучны, а порой даже отвратительны. Так же, как и посредственные поэты, эти «так себе» особо не стремятся к совершенству, продолжая оставаться посредственностью, даже достигнув значительных высот. Их узнаете по потокам ругательств и угроз, что летят в адрес всех участников швартовки с командирского мостика. Тогда поэзия швартовки превращается в какой-то блатной шансон. Когда же свой корабль швартует настоящий талант, всё происходит в полной гармонии. Любая команда четко сформулирована, продумана и наполнена смыслом.

Был Михаил Фёдорович свидетелем и другой швартовки. Смотрел за ней в качестве наблюдателя. Заход эсминца «Безбоязненный» Северного флота и сторожевого корабля «Бдительный» Балтийского флота в порт Антверпен (Бельгия). Было это в июне 1991 года. Визит проходил под флагом командующего БФ адмирала В. Иванова. И случился конфуз: по вине лоцмана «Безбоязненный» совершил навал на причал, получив при этом повреждения кормы и разбив бетонную плиту причала.

У каждого флота есть свои традиции. Среди крупных морских держав Россия позже всех создала флот. Потому многое перенимали у коллег. Для голландцев швартовка с буксирами не проблема. Для англичан – не есть хорошо. Они ценят умение командиров швартоваться самостоятельно. Поэтому буквально фурор произвёл экипаж крейсера «Свердлов» в ходе первого послевоенного заграничного похода корабля советского ВМФ. Было это в 1953 году при заходе в английский порт Портсмут. «Свердлов» встал на бочки способом фертоинг за 12 минут, в то время как нормами английского адмиралтейства на эту операцию отводилось 1 час 20 минут. Фото командира крейсера оказалось на обложках всех британских газет. После парада королева даёт традиционный приём для флотской элиты на флагмане эскадры. Старшие офицеры приглашению не подлежат, однако О.И. Рудаков, хотя и имел звание капитана 1 ранга, приглашение получил и даже удостоился чести поприветствовать королеву в числе первых. Вот откуда берёт своё начало уважение и к флагу, и самой стране как морской державе.

Всё-таки альфа в швартовке принадлежит командиру. Надо сказать, что командиры кораблей с такими способностями не рождаются. Командир корабля – это многолетний труд его начальников, которые подбирают, обучают и лелеют наиболее способных лейтенантов начиная с их поры вахтенных офицеров. Поверьте, что так же, как талантливого поэта отличают от массы рифмачей по первым строкам, так и будущего командира отличают по его поведению на вахте. Потом его начинают обучать с суровым пристрастием, намеренно ставя в трудные условия. Глядя на этот процесс, многие скажут: «Издевательство!» А вы вспомните, каким образом благородный капитан Грей заслужил своё место на борту галиота «Секрет». Даже гуманист А. Грин, и тот назвал этот процесс переделкой «щенка» в капитаны.

В поэме о швартовке будущему командиру поначалу дают писать только короткие строчки, да и то под пристальным вниманием наставника, подвергая суровой критике каждое слово. Это уже потом, когда молодой офицер набьёт себе достаточно шишек, его допустят к первым самостоятельным произведениям. Чтобы стать поэтом в профессии кораблеводителя, надо получить немало вмятин в прочном корпусе собственного самолюбия. Приглядитесь к бортам старых кораблей, и вы увидите на них эти следы ошибок трудных. Если кок может укрыть результаты своих ошибок под майонезом, то командирские ошибки никуда не скроешь. Они у всех на виду.

Я хотел отходить на буксире. Но командующий флотом спрашивает: «Мы можем выйти без буксиров?» Мол, вон другие корабли снялись, а нам что, слабо? И мы пошли. Опасный момент был, когда «сдох» форсажный двигатель. То есть у меня на левой линии вала упала мощность. Говорю: «Давайте без воплей, без криков, тихо …закончим разворот». Вышли. Ко мне подходит гэдээровский боцман, с удивлёнными глазами и говорит: «Первый раз такое вижу!» Снял значок с груди и мне подарил. Думаю, что командир должен нутром чувствовать свой корабль. А для этого его надо любить. Я всегда к кораблям относился, как к живым существам. Ведь их строят люди. Вкладывают в них свою душу. Кто-то больше, кто-то меньше. Вот поэтому и корабли разные. Казалось бы, один и тот же проект, один и тот же завод, а у каждого корабля затем складывается своя судьба. А ещё нужно любить и чувствовать экипаж. Когда ты стоишь на мостике и отдаешь команды: «Вперёд!», «Назад!», «Полный вперёд!» и так далее, когда переводится ручка телеграфа, это вовсе не означает, что у тебя команда пошла на машины и на линии валов. Это означает, что в машинном отделении сидит матрос, который принимает эти команды (его называют «пультистом»)… и насколько он подготовлен, как выполняет их, зависит успех швартовки.

Источник

ШВАРТОВКА

Смотреть что такое «ШВАРТОВКА» в других словарях:

Швартовка — маневр по постановке корабля (судна) вплотную или почти вплотную к причальной линии, другому кораблю или стенке, а также закрепление его около них при помоши тросов. Существуют следующие способы швартовки кораблей: швартовка кормой, швартовка… … Морской словарь

швартовка — пришвартовывание, причаливание, пришвартовка, перешвартовка Словарь русских синонимов. швартовка сущ., кол во синонимов: 4 • перешвартовка (1) • … Словарь синонимов

швартовка — ШВАРТОВАТЬ, тую, туешь; ованный; несов., что (спец.). Ставить (судно) на причал, на швартовы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

швартовка — манёвр подхода корабля (судна) вплотную к береговому причалу (пирсу) или к другому кораблю и прикрепления к ним швартовыми (канат, трос) … Морской биографический словарь

швартовка — švartavimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Laivo pririšimas lynu (laivavirve) prie prieplaukos, plūduro arba kito laivo. kilmė ol. sjortouw – pririšamasis lynas atitikmenys: angl. anchoring the boat vok. Festmachen, n;… … Sporto terminų žodynas

Швартовка — ж. разг. 1. процесс действия по гл. швартовать, швартоваться 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

швартовка — швартовка, швартовки, швартовки, швартовок, швартовке, швартовкам, швартовку, швартовки, швартовкой, швартовкою, швартовками, швартовке, швартовках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

швартовка — шварт овка, и, род. п. мн. ч. вок … Русский орфографический словарь

швартовка — и; ж. Мор. к Швартовать и Швартоваться. Ш. яхты длилась десять минут … Энциклопедический словарь

швартовка — и; ж.; мор. к швартовать и швартоваться. Шварто/вка яхты длилась десять минут … Словарь многих выражений

Источник

Что такое швартовка

В мире водного транспорта существует масса терминов, которые не используются в обычной жизни. Швартовка – один из них. Под этим определением понимается процесс крепления судна к причалу. Существует несколько разных способов швартовки, весь процесс осуществляется по определенному алгоритму. Для швартовки судна на нем имеются специальные канаты – швартовы. В следующей статье вы сможете ознакомиться с разновидностями швартовки, а также узнать об особенностях этого процесса.

Швартовка

за что швартуют корабли. Смотреть фото за что швартуют корабли. Смотреть картинку за что швартуют корабли. Картинка про за что швартуют корабли. Фото за что швартуют корабли

Необходимые манёвры: выбор направления и скорости движения судна для предотвращения навала; подход судна к причалу с разворотом в выбранном направлении; подвод в выбранное положение по отношению к причалу (может использоваться буксир); удержание на месте на время подачи швартовов; подтягивание к причалу (для небольших судов — с помощью тягловой силы, в т. ч. ручной и механической; для крупных — с помощью двигателей самого судна).

Способ швартовки выбирается, исходя из возможностей порта, размеров судна, наличия свободных причалов, продолжительности планируемой стоянки и т д. Во избежание повреждения бортов судна и стационарных причальных приспособлений борта снабжаются мягкими кранцами.

Способы швартовки:

Что такое швартовка

Движение и стоянка судов в порту регулируются Правилами плавания судов на каналах и акваториях портов и Правилами технической эксплуатации гидротехнических сооружений и акваторий портов.

Движение судов по искусственным каналам возможно только при достаточном запасе воды под килем и наличии разрешения капитана порта. Скорость движения на каналах и акватории устанавливается приказом начальника порта в зависимости от технического и естественного состояния гидротехнических сооружений и грунта в порту.

Швартовка судна

Швартовка судна — сложный и ответственный процесс. На судне заблаговременно подготовляют швартовные концы, брашпиль, лебедки, бросательные концы, кранцы, судовую связь и другие средства и приспособления. Палубную команду вызывают на палубу по авралу, и каждый член экипажа занимает свое место согласно расписанию.

за что швартуют корабли. Смотреть фото за что швартуют корабли. Смотреть картинку за что швартуют корабли. Картинка про за что швартуют корабли. Фото за что швартуют корабли

В порту причалы также заранее готовят для приема судна. Причал освобождают для обеспечения работ, связанных со швартовкой. На причале не должно быть никаких выступающих и других частей, которые могут повлечь за собой затруднения при швартовке и даже аварию судна или причала. Причал должен иметь отбойную раму и другие защитные приспособления. Привальные брусья должны быть по всей длине сплошными.

С судна подаются следующие швартовные концы : продольные (носовой и кормовой), шпринги (носовой и кормовой) прижимные, идущие от кормы, носа или через бортовой полуклюз перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Количество швартовных концов, необходимых для крепления судна у причала, зависит от условий стоянки и гидрометеорологической обстановки. При усилении ветра заводятся дополнительные концы.

Крепление швартовных концов за береговой пал, позволяет снять концы в любой последовательности. Огон последующего конца продевается снизу вверх через огоны предыдущих и после этого набрасывается на пал сверху. Подачу швартовного конца на берег производят легким линем с небольшой тяжелой «грушей» на конце, которая служит для забрасывания его на берег. Такой линь с грушей называют бросательным концом, или легостью.

После окончания швартовки на швартовные концы устанавливают специальные щиты, предотвращающие перебегание крыс с берега на судно и обратно. При изменении осадки судна (погрузка, выгрузка) или уровня воды (приливы, отливы) изменяется натяжение швартовных концов, поэтому их подбирают или травят.

Усиление отжимного ветра требует подачи дополнительных концов. При ухудшении погоды в плохо защищенном порту судно должно быть готово к выходу в море. На стоянке у причала нельзя производить швартовные испытания судна, связанные с работой винтов. Струи воды от винтов могут нанести вред гидротехническим сооружениям. Крен в сторону моря при подходе к свайным набережным грозит повреждением последних или самого судна.

Швартовка судов друг к другу в открытом море или на открытом рейде к судну

Швартовка судов друг к другу в открытом море или на открытом рейде к судну, стоящему на якоре, — операция сложна я и ответственная. Все выступающие части (стрелы, трапы, шлюпки, люстры и т. п.) должны быть убраны; все иллюминаторы задраены, особенно с того борта, которым судно швартуется; на отливные шпигаты навешены щиты; вдоль борта развешены кранцы (надувные или из автомобильных шин) — по два-три в носовой и кормовой частях судна, и особенно у выступающих частей.

В рейдовых условиях и в открытом море для швартовки лучше использовать синтетические тросы или стальные с капроновыми амортизаторами. Чаще всего швартуются к правому борту судна, стоящего на якоре, так как на заднем ходу нос швартующегося судна отходит от судна, к которому швартуются.

При швартовке судов друг к другу в открытом море особое значение имеют кранцы. Для этой цели используют кранцы, изготовленные из пакетов автопокрышек, надувные резиновые кранцы, дополнительные кранцы из бревен мягкого дерева длиной 2 м, оклетневанные 8—10-дюймовым растительным тросом.

При швартовке танкеров к китобазам и китобойных судов к танкерам в качестве кранцев используют добытых китов. Три- четыре кита-кранца вдоль корпуса и надувные резиновые кранцы в районе спардека и кормы обеспечивают безопасную швартовку при ветре силой до 6—7 баллов и волнении моря до 4 баллов. Иногда практикуется парное расположение китов-кранцев.

Количество швартовных концов, необходимых для крепления судна у причала, зависит от условий стоянки и гидрометеорологической обстановки. При усилении ветра заводятся дополнительные концы. Крепление швартовных концов за береговой пал, показанное на рис. 185,б, позволяет снять концы в любой последовательности.

Огон последующего конца 2 продевается снизу вверх через огоны предыдущих 1 и после этого набрасывается на пал сверху. Подачу швартовного конца на берег производят легким линем с небольшой тяжелой «грушей» на конце, которая служит для забрасывания его на берег. Такой линь с грушей называют бросательным концом, или легостью.

за что швартуют корабли. Смотреть фото за что швартуют корабли. Смотреть картинку за что швартуют корабли. Картинка про за что швартуют корабли. Фото за что швартуют корабли

После окончания швартовки на швартовные концы устанавливают специальные щиты, предотвращающие перебегание крыс с берега на судно и обратно. При изменении осадки судна (погрузка, выгрузка) или уровня воды (приливы, отливы) изменяется натяжение швартовных концов, поэтому их подбирают или травят.

Усиление отжимного ветра требует подачи дополнительных концов. При ухудшении погоды в плохо защищенном порту судно должно быть готово к выходу в море. На стоянке у причала нельзя производить швартовные испытания судна, связанные с работой винтов. Струи воды от винтов могут нанести вред гидротехническим сооружениям. Крен в сторону моря при подходе к свайным набережным грозит повреждением последних или самого судна.

Швартовка судна кормой к причалу

Выполняется с отдачей одного или двух якорей в зависимости от условий стоянки и ее продолжительности. Суда малого тоннажа в тихую погоду или при легком прижимном ветре (до 3—4 баллов) могут ее производить без помощи буксиров. Под действием отжимного или дующего вдоль причала ветра швартовка кормой без помощи буксиров или подру­ливающих устройств невозможна.

Швартовка кормой к причалу требует тщательной подготовки и опыта, так как ошибка в расчетах может привести к навалу на при­чал или же, в лучшем случае, к необходимости повторить маневр подхода и постановки.

Предварительно намечают место стоянки, определяют по карте контрольные пеленги для выхода в точки отда­чи якорей, рассчитывают необходимые для укладки на грунт количество якорных цепей и угол между ними (30—60°). Подход к месту отдачи якорей может быть выполнен движением как вдоль причала, так и под прямым углом к нему.

При швартовке перпендикулярно причалу судно подходит к нему под углом, близким к 90.° Скорость на подходе должна быть минимальной. На расстоянии не менее двух корпусов от причала и, находясь в 50—60 м от расчетной линии швартовки, стопорят двигатель и отдают «внутренний» по отношению к месту швартовки якорь. Продолжая двигаться по инерции, травят якор­ную цепь.

После выхода в воду трех-четырех смычек, руль перекладывают в сторону отданного якоря и дают ход вперед. После поворота кормой к причалу отдают второй якорь, работают двигателем назад, травят и выравнивают якорь-цепи, подводят судно кормой к причалу и подают швартовы. При другом варианте швартовки двигаются на самом малом ходу вдоль причала на расстоянии двух дл.

Основные принципы швартовки яхты

Швартовка морского судна является одним из самых важных элементов в освоении практики управления яхтой, наряду с навигацией или лоцией. Есть несколько объективных факторов, из-за которых швартовка может даваться непросто.

Каждая лодка имеет свои особенности, к которым необходимо привыкнуть, также, как необходимо привыкнуть к управлению авто, за рулем которого вы находитесь впервые. Управление парусной яхтой осложняется ее значительными габаритами, весом и инерцией, за счет чего, время между поворотом руля и реальным движением яхты существенно больше, чем у легкового автомобиля.

В-третьих, судно особенно подвержено внешним факторам, таким как ветер и морское течение, что значительным образом влияет на процесс управления яхтой. И наконец, в-четвёртых, швартовка, так или иначе, представляет собой стрессовую ситуацию, которая активно сопровождается психологическим страхом повредить своё или чужое судно, либо нанести ущерб себе и команде. Несмотря на все кажущиеся трудности в овладении навыками швартовки, овладеть ими можно, а начать надо, конечно же, с теории.

Действия перед швартовкой яхты

Если на борту яхты вы выступаете в роли шкипера, то непосредственно перед швартовкой вам необходимо проделать следующие действия:

Швартовка яхты

После того, как вы нашли подходящие стояночное место необходимо приступить непосредственно к швартовке. Первое, что необходимо сделать – это правильно расставить команду.

за что швартуют корабли. Смотреть фото за что швартуют корабли. Смотреть картинку за что швартуют корабли. Картинка про за что швартуют корабли. Фото за что швартуют корабли

Вот классический пример расстановки: шкипер или рулевой стоит за штурвалом, регулируя скорость и направление движения судна, два матроса для подстраховки располагаются по бортам, на носу стоит – «якорный», а на корме – «кормовой» с наветренным швартовым концом. Задача матроса на носу по команде шкипера отдать якорь (или подобрать его), а задача кормового сойти на берег и закрепить швартов за утку.

Для того чтобы начать швартовку необходимо, чтобы рулевой развернул судно кормой перпендикулярно к пирсу, а «якорный» выпустил примерно 4-8 глубин якорной цепи. Кормовой матрос должен спрыгнуть на берег и временно задать кормовые швартовы за кольцо на пирсе, таким образом, чтобы шкипер смог немного отойти назад и выровнять лодку.

Когда якорь взял, необходимо постепенно выпускать якорную цепь, контролируя двигателем расстояние между кормой и пирсом. Когда это расстояние будет примерно полметра, якорь требуется остановить. «Кормовой» должен перейти на пирс и задать наветренный швартовый, вернуть его на борт и закрепить на утку. Таким же образом задается подветренный швартовый, затем подтягивается якорная цепь – до натяжения. Готово, судно пришвартовано!

Что такое швартовы

На каждом судне должно иметься швартовное устройство, обеспечивающее подтягивание судна к береговым или плавучим причальным сооружениям и надежное крепление судна к ним. Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов.

Швартовные тросы (канаты). В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы. Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм.

Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание (рис. 6.36). Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.

Киповые планки предназначены для изменения направления швартова (рис. 6.40). На большинстве современных судов устанавливают киповые планки из отдельно стоящих двух-трех роульсов. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса.

Конец крепят за огон швартова и последний подают через швартовный или буксирный клюз. Выброску укладывают в шлаги и, удерживая за свободный конец, бросают на причал. С помощью этого лёгкого троса на берег вытягиваются сравнительно тяжёлые швартовы. Бросательный конец изготовляют из линя длиной около 25 метров.

за что швартуют корабли. Смотреть фото за что швартуют корабли. Смотреть картинку за что швартуют корабли. Картинка про за что швартуют корабли. Фото за что швартуют корабли

Для выбирания швартовов могут быть использованы как специально установленные для этой цели швартовные механизмы (например, швартовные шпили, лебедки и т. д.), так и другие палубные механизмы (например, брашпили, грузовые лебедки и т. д.), имеющие швартовные барабаны.

В состав швартовного устройства входят :

Источник

Швартовные операции

за что швартуют корабли. Смотреть фото за что швартуют корабли. Смотреть картинку за что швартуют корабли. Картинка про за что швартуют корабли. Фото за что швартуют корабли за что швартуют корабли. Смотреть фото за что швартуют корабли. Смотреть картинку за что швартуют корабли. Картинка про за что швартуют корабли. Фото за что швартуют корабли

За 15-20 мин до подхода к причалу подается команда с мостика: «Палубной команде по местам швартовки стоять!» Члены палубной команды, одетые по сезону, в противоударных касках и рукавицах без застежек, занимают свои места согласно расписанию по швартовным операциям.

По команде «Швартоваться правым (левым) бортом!» носовая и кормовая швартовные партии приступают к подготовке швартовного устройства.

До подхода судна к причалу на носу и корме судна необходимо выполнить следующие операции: установить и опробовать связь с мостиком; проверить работу всех швартовных механизмов на холостом ходу, подготовить оба якоря к отдаче; подготовить швартовные тросы к подаче на причал. Для этого надо расчехлить вьюшки, смотать с них достаточное количество стальных швартовных тросов и разнести их по палубе длинными шлагами.

Швартовка танкера в Керчи 25.02.2012

Для этого следует смотать, начиная от легости, линь каждого конца ровными шлагами в небольшую бухту так, чтобы легость висела несколько ниже бухты, разделить бухту на две примерно равные части и положить их около огонов тросов; подготовить парусину и маты для предохранения швартовов от трения в местах их прохождения через клюзы и киповые планки; присоединить цепные и растительные стопоры к кнехтам или палубным обухам; подготовить кранцы и разложить их вдоль борта, которым судно будет швартоваться к причалу; подготовить противокрысиные щиты.
Швартовка к причалу лагом осуществляется различными способами в зависимости от направления и силы ветра, течения, ледовой обстановки и т. д., а также возможностей маневрирования, наличия и расположения судов у причала.

Основные способы швартовки лагом: самостоятельно без отдачи или с отдачей якоря и с помощью буксиров. Во всех случаях управление судном и общее руководство швартовкой осуществляет капитан. Рассмотрим действия швартовных партий при самостоятельной швартовке судна к причалу лагом без отдачи якоря (рис. 45). Маневрируя машиной и рулем, капитан приводит судно в положение, примерно параллельное причалу.

По команде с мостика начинают подавать на причал швартовы. Так как при подходе нос судна бывает обычно ближе к причалу, чем корма, и судно продолжает по инерции медленное движение вперед, первыми подают носовые шпринг и продольный. При первой возможности необходимо подать хотя бы один швартовный трос с кормы для ее подтягивания.

рис. 45 Швартовка к причалу лагом

за что швартуют корабли. Смотреть фото за что швартуют корабли. Смотреть картинку за что швартуют корабли. Картинка про за что швартуют корабли. Фото за что швартуют корабли

Привязав бросательный конец к тросу выбленочным узлом с петлей, начинают травить швартов за борт. Трос следует травить свободно, с небольшой слабиной и без задержек, чтобы береговые матросы могли легко выбрать его на причал за поданный с судна бросательный конец.
После того как береговые матросы закрепят трос на береговом пале, накладывают не менее четырех шлагов троса на турачку брашпиля и выбирают втугую. Швартов переносят на кнехты с помощью стопора (рис. 46). Во избежание обрыва стопора нагрузка на него переносится плавно медленным потравливанием швартова брашпилем.

рис. 46 Наложение стопора на швартовный трос

за что швартуют корабли. Смотреть фото за что швартуют корабли. Смотреть картинку за что швартуют корабли. Картинка про за что швартуют корабли. Фото за что швартуют корабли

Швартовка лагом с отдачей якоря производится при подходе к причалу в промежуток между судами, при свежем ветре, а также в условиях ограниченной для маневрирования акватории. Отданный якорь позволяет избежать навала судна на причал и ошвартованные к нему суда, способствует развороту судна, а при отшвартовке облегчает отход судна от причала без буксиров. Действия матросов при швартовке в этом случае ничем не отличаются от описанных. Швартовка кормой к причалу осуществляется в случае, если для стоянки судна отведена минимальная длина причальной линии. В зависимости от возможности маневрирования на акватории к причалу подходят либо параллельным, либо перпендикулярным курсами.

рис. 47 Швартовка судна кормой к причалу

за что швартуют корабли. Смотреть фото за что швартуют корабли. Смотреть картинку за что швартуют корабли. Картинка про за что швартуют корабли. Фото за что швартуют корабли

В первом случае (рис. 47, а) следуют малым ходом параллельно причалу (положение I) и в положении II отдают якорь с противоположного причалу борта. Переложив руль в сторону от причала, потравливают якорную цепь и продолжают движение. Когда судно сделает поворот на 30-60° и корма окажется напротив места швартовки (положение III), отдают второй якорь на малом заднем ходу.
После этого равномерно потравливают обе якорные цепи и, работая машиной назад, подводят судно кормой к причалу (положение IV). По команде с мостика подают и крепят кормовые швартовы, а затем обтягивают якорные цепи. Во втором случае (рис. 47, б) маневрируют так же, как и в первом, но к моменту отдачи второго якоря судно разворачивают на 120—150° перекладкой руля на борт. В сложных условиях швартовка к причалу кормой осуществляется с помощью портовых буксиров.

Постановка судна на швартовную бочку осуществляется по указанию портовых властей на стесненных рейдах, а также в местах карантинных стоянок. В зависимости от условий и целей стоянки судно может быть пришвартовано к одной, двум, трем или четырем бочкам.
Суда швартуются к нескольким бочкам обычно в тех случаях, когда предстоят грузовые операции с использованием плавсредств и необходимо обеспечить неподвижность судна под воздействием ветра или течения. По команде с мостика «Палубной команде по местам стоять, на бочки становиться!» носовая и кормовая партии готовят швартовное устройство. В огоны тросов, которые будут подаваться на бочки, заводят швартовные скобы.

Швартов проводят на корму шлюпки чисто по борту, набирают и укладывают на корме шлюпки большими шлагами такое количество троса, чтобы его длина была не менее расстояния от судна до бочки.
Затем гребцы направляют шлюпку к бочке, а один матрос, находясь со стороны носа шлюпки по отношению к бухте уложенного троса, по мере движения шлюпки сбрасывает за борт шлаги троса.
Когда шлюпка подойдет к бочке, один из матросов переходит на бочку и крепит трос швартовной скобой к рыму бочки. После того как матрос сойдет с бочки и шлюпка отойдет в сторону, начинают брашпилем выбирать трос. Когда судно будет надежно закреплено за носовую бочку, аналогично завозят на кормовую бочку швартов с кормы.

рис. 48 Отход судна от причала на шпринге

за что швартуют корабли. Смотреть фото за что швартуют корабли. Смотреть картинку за что швартуют корабли. Картинка про за что швартуют корабли. Фото за что швартуют корабли

При длительной стоянке в плохих погодных условиях иногда прибегают к креплению судна за бочку расклепанной от якоря цепью. При стоянке на бочке судно поднимает днем черный шар, а ночью включает якорные огни.

Отшвартовка судна в зависимости от условий может осуществляться самостоятельно или с помощью буксиров. Рассмотрим отход от причала при тихой погоде на шпринге без буксира. По команде с мостика на корме отдают все швартовы и быстро их выбирают, а на баке оставляют один шпринг. Получив сообщение, что под кормой чисто, руль перекладывают в сторону причала и дают машине самый малый передний ход (рис. 48, положение I). По мере выхода на шпринг увеличивают ход до малого.
Судно, удерживаемое шпрингом, начнет отходить кормой от причала (положение II). Приведя корму к такому направлению, при котором судно на заднем ходу сможет чисто пройти мимо стоящих по корме судов, машине дают задний ход. Когда судно начнет двигаться назад, отдают шпринг и продолжают следовать задним ходом до возможного безопасного разворота судна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *