за что сидел каневский
Виталий Каневский
Его звездный час наступил в нужное время и в нужном месте. 1990 год, Каннский фестиваль. В жюри — Алан Паркер, рекомендовавший дирекции фестиваля фильм «Замри — умри — воскресни». Еще не пройден пик увлечения перестройкой. Еще образ пришельца из России не отождествлен с мафиози, торгашом, авантюристом дурного толка.
О том, как Каневский в кепочке, без языка и без гроша в кармане появился на набережной Круазетт за день до того, как его ждали; как он подрался, а потом помирился с местным матросом и поселился на корабле, откуда его сняли тележурналисты,- об этом написано с подробностями и на все лады. Вывший зек, почти дебютант в кино и дилетант в кинотусовках — он мгновенно оказался в эпицентре фестивальных страстей и интриг.
Первая интрига завертелось тогда, когда вдруг выяснилось (сам Каневский проболтался по наивности), что фильм у него не совсем первый. Пришлось выправить официальную бумагу о том, что де факта перед нами все же дебют, а запись в титрах одной старой ленты, где фигурирует Каневский, всего лишь дань застойной бюрократии. Вторая интрига завертелась на полный оборот, когда Каневский завязался с французами на совместную постановку. «Самостоятельная жизнь» — продолжение полюбившегося сюжета про «трудного подростка» Валерку — была уже готова и заявлена в конкурс Берлинского фестиваля. Как вдруг в последний момент таинственно из него выпала, оставив лишь (весьма неприятный для репутации фестиваля) след в каталоге. Выпала, чтобы через пару месяцев оказаться в программе каннского конкурса и, несмотря на испытанное многими разочарование, получить приз от Жерара Депардье.
Везение — главное свойство режиссерской судьбы Каневского, с того момента, как его нога в грубом совдеповском башмаке ступила на Лазурный Берег. Каневский, сгоряча признанный журнало-м «Кайе дю синема» одним из двадцати «режиссеров XXI века», уже совершил кругосветное путешествие, обосновался во Франции и снял в Питере документальный фильм о трудных и беспризорных детях. Его уже успели показать в Берлине.
Однако за этим благополучным пунктиром таится много неясностей и опасностей. Главное — как бы не сбиться с пути. Золотую жилу найти трудно — Каневскому это удалось. Но вряд ли даже самым горячим его поклонникам покажется хоть сколько-нибудь вероятным, что он сможет нащупать жилу номер два.
Проблема теперь только в том, чтобы эксплуатация шла грамотно и темп ее не превышал того западного спроса, который еще существует на русскую экзотику, безотцовщину и прочие дикие провинциальные страсти.
КАНЕВСКИЙ, ЗАМЕРШИЙ, ВОСКРЕСШИЙ
Проживающий ныне во Франции режиссер Виталий Каневский представил свою премированную на многих фестивалях документальную ленту “Мы – дети ХХ века” в Доме журналистов Санкт–Петербурга. Картина преподносит зрителям историю малолетних преступников и отчасти их родителей. По окончании фильма в Доме журналистов состоялась пресс-конференция.
— Расскажите, пожалуйста, что происходило в Вашей творческой жизни начиная с мая 1992 года, когда “Самостоятельная жизнь”, которую до сих пор в России почти никто не видел, приобрела известность на Западе.
— Название “Самостоятельная жизнь” еще не говорит о том, что это была чисто самостоятельная работа. Французы довлели над всем. И если им казалось, что, например, звук плохой – все забраковывали. Но нет худа без добра. Так, я стал едва ли не самым лучшим в Европе миксажером.
— Но почему “Самостоятельная жизнь” так и не добралась до российского проката?
— Из-за путча. Моя жена – паникер. Она была уверена, что нас расстреляют. Когда я ее спрашивал: “Почему?”, она отвечала: “Как, ты еще не понял? Ведь мы побывали за границей!”. Тогда я понял, что насильно везти ее в Россию невозможно.
— Понятно, была остановка. Но что происходило дальше?
— Я ходил в одной рубашке. Искал какую-то работу, пытался что-то делать. В конечном счете стал вести переговоры с продюсером, предложившем мне снять фильм по Сименону. Я согласился, но когда прочитал, то понял, что роман плохой. Сейчас я даже не вспомню, как он называется. Кто-то умирает, кто-то зарится на наследство. Тем не менее, я придумал интригу и написал сценарий. Вот тут-то мне этот самый продюсер и сообщает, что сценаристом должен быть он, а не какой-нибудь там Каневский. Я, конечно, на это не пошел и отказался от контракта.
— И тогда Вас, наверное, заинтересовало, что происходит на родине?
— Да. Я попробовал связаться с Павлом Назаровым и Динарой Друкаровой (исполнители главных ролей в “Самостоятельной жизни”), хотя меня сразу же известили, что Паша ведет этакий “донской” образ жизни и давно уже находится под следствием. Я понял – надо ехать, но самым ненужным образом заболел. Вот тут-то и пришло приглашение из Токио прочитать цикл лекций о режиссуре.
— Таким образом, Вы предпочли России Японию?
— Нет, конечно. Но вы послушайте, что там произошло. Только я туда прилетел вместе с Германом, так почувствовал, что воздух влажный, отвратительный, плотный до невозможности. На этой жаре мне стало нехорошо. Японцы же – очень интересные люди. Случись что – сразу же к врачу. А те мне заявляют, что выпустить не могут, несмотря на пограничные процедуры. У Вас, мол, инфаркт и нужна капельница!. Тут появляется куча народа, пригласившего меня на лекции, и принуждают меня согласиться с врачами. Тогда я их начинаю разубеждать: “Это же столько денег!”, но японцы все берут на себя. Отлежал я, таким образом, целую неделю, и меня на каталке отбуксировали в Париж.
— Если не секрет, то что же происходило в это время в России?
— Хотя Паша сел в тюрьму, я написал “под него” сценарий и отдал его в “Пятый канал” французского телевидения. Они мне заявили, что не очень понимают, что я собираюсь с ним делать, хотя я долго пытался все объяснить. Написал десять страниц текста, хотя понятия не имел, что такое документальное кино и, тем более, такой сценарий. Написал лишь то, что видел. В конечном итоге французы согласились и выделили небольшое количество денег, так как на документальное кино больших средств не дождешься. Потом я приехал в Россию и очень быстро снял эту картину (“Мы – дети ХХ века”).
— Но, тем не менее, период постпродукции должен был происходить во Франции?
— Конечно. Я им привез материал и узнал, что мне выделяют на монтаж 60 суток. Я удивился и сказал, что достаточно и пяти дней на монтаж и пяти дней на озвучание, хотя и в страшном сне не мог себе представить, что вызову этими словами гнев и раздражение. Ну зачем мне монтажеры, которые просто кормятся за счет картины? К сожалению, у них такой же “совок”, как и у нас. Если ты определенные часы отработал, то тебе причитаются деньги за “простой”. Тогда я стал требовать, чтобы продюсер народ не обижал и расписал абсолютно все рабочие часы. Любопытно, что после того, как он все-таки со мной согласился, я почувствовал совершенно другое отношение к себе.
— Тем не менее, Вы все время отходите от темы России.
— Что делать, Паша-то снова набедокурил, хотя, к счастью, мне удалось вытащить его из тюрьмы. Как знать, может быть, с его проблемами еще не все закончено. Во всяком случае, я думаю, что буду снимать новую документальную картину. На нее требуется меньше денег, и можно быстрее снять, если по-настоящему к этому отнестись. Хочется, чтобы она была многоплановой и интересной, чтобы прошла через все мозговые косточки. В противном случае это будет иллюстрация, которая мне совершенно не интересна. Если не кривить душой, то я снимаю свой фильм в первую очередь для себя.
— Как отреагировали Ваши работодатели на законченный вариант фильма?
— Выходили из зала растерянными. Я же собирался их пощадить и не показывать картину целиком. Главный редактор “Пятого канала” задал мне лишь один вопрос: “Можно это сократить на 8 минут?”, так как у них это просто по параметрам не проходит. Я согласился и убрал всего лишь одну сцену.
— Будет ли когда-нибудь прокатываться “Самостоятельная жизнь”, которую видели лишь единицы?
— Черт его знает. Затрудняюсь ответить.
— Чем объяснить такую авторскую ожесточенность в этой ленте?
— Тем, что нас очень низко опустили. И молодых, и старых. Причем намного ниже, чем нас опускали в прошлом. Я этого не могу не видеть. Сегодня остается маленькая кучка людей, которая уже готова бежать от всего этого в резервации. Лишь бы с этим не жить. А основная масса готова довольствоваться тем, что есть. Я считаю, что задачей кино сегодня является демонстрация того, кем мы стали, без приукрашивания.
—Вы убеждены в том, что Ваши герои – дети ХХ-го века?
— А вы других в фильме не увидели? Я ведь показал и очень чистых, добрых, непорочных детей. Может быть, дело в том, что вам хотелось бы видеть таких, каких именно вам видеть хочется? Разговор ведется в тюрьме, вот я и показываю тех, кто там есть.
Вопрос Динаре Друкаровой:
— Как Вам удалось сниматься во многих фильмах, не имея актерского образования?
— Я начала сниматься у Аян Шахмалиевой в фильме “Это было у моря”, после чего сразу же получила приглашение от Виталия Каневского. Этот режиссер своей картиной “Замри-умри-воскресни” дал мне путевку в жизнь, потому что после Каннского фестиваля я сыграла сразу же две главные роли.
— Неужели Вам не нужны конкретные профессиональные знания?
— Я учусь в Электротехническом университете на факультете общественных связей, где изучаю историю, философию, литературу и иностранные языки. Считаю, что это главное для работы в театре или кино. К тому же я не собираюсь посвящать свою жизнь работе в кинематографе. Тем не менее, я начала сниматься в двенадцатилетнем возрасте и уже хорошо знаю, что такое актерская профессия.
Вопрос Павлу Назарову:
— Расскажите, как Вы попали в кино?
— Я всем обязан Виталию Каневскому, снявшему меня в “Замри-умри- воскресни” и “Самостоятельной жизни”, которые были премированы на Каннском фестивале. Сегодня вы тоже смотрели картину с моим участием. В перерыве между ними у меня были предложения, но сниматься у других режиссеров я не хотел. Учиться на актера тоже не пошел. Что касается моего пребывания в тюрьме, то могу сказать одно – я был и на “малолетке”, и на “взросляке”. Там настоящая жизнь, где люди встречаются с серьезными вещами.
— Да, я побывал во французской тюрьме и скажу, что виденное там сродни всему миру. Во Франции, например, 60 процентов неграмотных. Конечно, это не имеет отношения к качеству образования. Плюс огромная проблема с постоянно прибывающими в Европу чернокожими. В район их проживания в Париже вы вообще никогда не зайдете. Мою 78-летнюю знакомую чуть было не убили в двух шагах от метро. Так что судите сами.
— В тексте Вашего фильма есть упоминание о том, что для Павла Назарова уже написан сценарий, где ему предстоит сыграть главную роль. Не могли бы Вы вкратце рассказать о Вашем замысле?
— Это ни в коей мере не продолжение “Замри-умри-воскресни”. Там идет речь о двух молодых людях, призванных в армию на Дальний Восток. Заброшенная воинская часть, а дальше вы и сами можете догадаться. Мне самому в жизни не везет, так как я все время попадаю в такие места. Тоже служил и знаю армейскую действительность не понаслышке. Но, тем не менее, мы удивительно живучи и неистребимы. Я не собираюсь показывать Вам каких-то уродов, а наоборот, с весельем и солдатским юмором хочу выразить одну-единственную мысль – что я не за, а против. И можете себя утешать тем, что это необходимо, что солдаты – наши защитники и так далее, но лично я обманывать себя уже не могу. Мы отдаем армии все наше лучшее, а получаем назад психически неполноценных. Так для чего же все это?
Виталий Каневский родился во Владивостоке в 1935 году. В 1959 поступил и в 1974 году закончил ВГИК.
Снял фильмы: “Деревенская история” (1981), “Замри-умри-воскресни” (1989), “Самостоятельная жизнь” (1992), “Мы – дети ХХ века” (1994).
Картина “Мы – дети ХХ века” получила приз ФИПА на фестивале документальных и телевизионных фильмов в Канне (1994), Гран-при фестиваля во Флоренции в 1994 году, диплом на ХХIV кинофоруме Интернационального фильма для молодежи на Берлинском МКФ 1994 года. “Мы – дети ХХ века” с огромным успехом прошел по европейским телеканалам, но самое удивительное – был выпущен в коммерческий прокат в Париже, где, как правило, документальные фильмы не демонстрируются.
Актеры в законе
Убийство
Красавицу актрису Валентину Малявину обвинили в убийстве мужа, актера Стаса Жданько. По версии следствия, 12 апреля 1978 года у них произошла ссора после распития спиртного. И якобы Малявина ударила мужа ножом, в результате чего он скончался. Актриса утверждала, что Стас сам себя ранил. В 1983 году Малявину осудили по статье 103 «Умышленное убийство». Она просидела пять из девяти положенных лет, ее амнистировали «за примерное поведение».
Воровство
Николай Годовиков, легендарный Петруха из «Белого солнца пустыни», с детства промышлял мелким воровством. Когда начал сниматься, на площадке постоянно что-то пропадало: то оборудование, то личные вещи. Позже он занялся квартирными кражами. В милиции его называли «благородным вором», поскольку «чистил» он только богатых. Годовикова трижды судили за воровство, он имел отсидки за бандитизм, и тунеядство. Последний раз Годовиков попал на зону после тяжелого ножевого ранения и еле выжил.
Хищение
Арчил Гомиашвили, Остап Бендер из фильма Гайдая «Двенадцать стульев», не раз рассказывал о криминальном прошлом:
Году в 1943-м Гомиашвили устроился в Тбилисский театр русской драмы им. Грибоедова. Как-то ночью они вместе с другом срезали со всех кресел кожу и продали ее сапожнику. Приятелей арестовали. Арчил получил два года в исправительном лагере под Тбилиси.
Махинации
Хулиганство
Борис Юрченко, сыгравший в фильме «Живые и мертвые», в юности сидел в тюрьме за хулиганство. Как-то, крепко выпив с друзьями, он очень сильно избил человека. Свидетели преступления вызвали милицию, парня скрутили на месте. В «Бутырке» Борис просидел год, работал в обслуге на пищеблоке. Вышел, почти сразу вернулся в кино, женился и снялся в нескольких десятках фильмов.
Изнасилование
Пронесло!
*Летом 1997 года актер Виктор Косых (Костя Иночкин из «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен») стал невольным виновником трагедии. Вместе с сыном он ехал на своих «Жигулях» в районе московского метро «Владыкино». Внезапно дорогу ему стали перебегать пешеходы. Виктор вынужден был резко свернуть в сторону летнего кафе. В результате пострадали трое сидевших за столиками мужчин. Сам Косых был доставлен в травматологическое отделение с многочисленными ушибами, его сын получил сотрясение мозга. Суд актера оправдал.
*Алексей Катышев (Иванушка из киносказок легендарного Александра Роу) с содроганием вспоминал:
— Как-то я с двумя приятелями сильно напился в компании двух девушек. Одна дама ушла, а вторая осталась. Ну, мои приятели и того. Расценили это как согласие на более тесное знакомство. Я же в это время спал в соседней комнате. А через пару дней меня арестовали по обвинению в изнасиловании. Того месяца в следственном изоляторе мне по самую макушку хватило!
К счастью, девушка забрала заявление из милиции в обмен на согласие одного из насильников жениться на ней.
Кто из актеров СССР за что сидел? Преступления и наказание
Красавицу актрису Валентину Малявину обвинили в убийстве мужа, актера Стаса Жданько. По версии следствия, 12 апреля 1978 года у них произошла ссора после распития спиртного. И якобы Малявина ударила мужа ножом, в результате чего он скончался. Актриса утверждала, что Стас сам себя ранил. В 1983 году Малявину осудили по статье 103 «Умышленное убийство». Она просидела пять из девяти положенных лет, ее амнистировали «за примерное поведение».
Николай Годовиков, легендарный Петруха из «Белого солнца пустыни», с детства промышлял мелким воровством. Когда начал сниматься, на площадке постоянно что-то пропадало: то оборудование, то личные вещи. Позже он занялся квартирными кражами. В милиции его называли «благородным вором», поскольку «чистил» он только богатых. Годовикова трижды судили за воровство, он имел отсидки за бандитизм, и тунеядство. Последний раз Годовиков попал на зону после тяжелого ножевого ранения и еле выжил.
Арчил Гомиашвили, Остап Бендер из фильма Гайдая «Двенадцать стульев», не раз рассказывал о криминальном прошлом:
Году в 1943-м Гомиашвили устроился в Тбилисский театр русской драмы им. Грибоедова. Как-то ночью они вместе с другом срезали со всех кресел кожу и продали ее сапожнику. Приятелей арестовали. Арчил получил два года в исправительном лагере под Тбилиси.
Борис Юрченко, сыгравший в фильме «Живые и мертвые», в юности сидел в тюрьме за хулиганство. Как-то, крепко выпив с друзьями, он очень сильно избил человека. Свидетели преступления вызвали милицию, парня скрутили на месте. В «Бутырке» Борис просидел год, работал в обслуге на пищеблоке. Вышел, почти сразу вернулся в кино, женился и снялся в нескольких десятках фильмов.
*Летом 1997 года актер Виктор Косых (Костя Иночкин из «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен») стал невольным виновником трагедии. Вместе с сыном он ехал на своих «Жигулях» в районе московского метро «Владыкино». Внезапно дорогу ему стали перебегать пешеходы. Виктор вынужден был резко свернуть в сторону летнего кафе. В результате пострадали трое сидевших за столиками мужчин. Сам Косых был доставлен в травматологическое отделение с многочисленными ушибами, его сын получил сотрясение мозга. Суд актера оправдал.
*Алексей Катышев (Иванушка из киносказок легендарного Александра Роу) с содроганием вспоминал:
— Как-то я с двумя приятелями сильно напился в компании двух девушек. Одна дама ушла, а вторая осталась. Ну, мои приятели и того. Расценили это как согласие на более тесное знакомство. Я же в это время спал в соседней комнате. А через пару дней меня арестовали по обвинению в изнасиловании. Того месяца в следственном изоляторе мне по самую макушку хватило!
К счастью, девушка забрала заявление из милиции в обмен на согласие одного из насильников жениться на ней.
Каневский, Виталий Евгеньевич
Виталий Евгеньевич Каневский
В 1990 году дважды был номинантом на премию «Ника» в номинациях за лучший игровой фильм и за лучшую режиссуру. В первой проиграл фильму «Астенический синдром», во второй картине Станислава Говорухина «Так жить нельзя».
Содержание
Биография
Фильмография
Режиссёрские работы
Cценарии
Продюсировал фильмы
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Каневский, Виталий Евгеньевич» в других словарях:
КАНЕВСКИЙ Виталий Евгеньевич — (р. 1935), российский киноактер и режиссер. Творческая карьера прерывалась восьмилетним тюремным заключением, которое он впоследствии использовал для создания собственного имиджа «режиссера зэка». Успех принесли ему две ленты в стиле «ретро»:… … Энциклопедический словарь
КАНЕВСКИЙ Виталий Евгеньевич — (р. 04.09.1935, город Сучаны), режиссер, сценарист, актер. В 1960 поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.Ромма), с 1966 по 1974 отбывал заключение, в 1977 окончил ВГИК (мастерская А.Столпера). С 1977 работал на к/ст «Ленфильм». В… … Энциклопедия кино
Каневский — Каневский польская, чаще еврейская фамилия. Происходит от прозвища по названию города Канев (Украина). На Украине в начале 2000 х гг. проживало более 2,2 тыс. людей с данной фамилией.[1] Содержание 1 Известные представители 2 Примечан … Википедия
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ — «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ», Франция Россия, Дар (Петербург)/La Sept Cinema, 1991, цв., 104 мин. Ретродрама. Продолжение фильма «3амри, умри, воскресни» режиссера В. Каневского (см. КАНЕВСКИЙ Виталий Евгеньевич). На советском Дальнем Востоке в 1940 х … Энциклопедия кино
ЗАМРИ-УМРИ-ВОСКРЕСНИ — «ЗАМРИ УМРИ ВОСКРЕСНИ», СССР, ТРОИЦКИЙ МОСТ/ЛЕНФИЛЬМ, 1989, ч/б, 105 мин. Автобиографическая киноповесть. В перестроечную эпоху, когда либеральная общественность требовала от Системы покаяния, а та искренне недоумевала, в чем ей нужно покаяться,… … Энциклопедия кино
КТО БОЛЬШЕ — «КТО БОЛЬШЕ», Германия, ADR PRODUCTIONS (Франция), 1999, цв., 60 мин. Режиссер: Виталий Каневский (см. КАНЕВСКИЙ Виталий Евгеньевич). Автор сценария: Виталий Каневский (см. КАНЕВСКИЙ Виталий Евгеньевич). Оператор: Виктор Зубарев. Звукорежиссер:… … Энциклопедия кино
МЫ, ДЕТИ 20 ВЕКА — «МЫ, ДЕТИ 20 ВЕКА», Франция Россия, LA SEPT ARTE (Франция)/Д.А.Р. (Россия)/LAPSUS (Франция), 1993, цв., 84 мин. Документальный фильм интервью. Молодежная социальная киноповесть. Режиссер: Виталий Каневский (см. КАНЕВСКИЙ Виталий Евгеньевич).… … Энциклопедия кино
ДВОЕ В НОВОМ ДОМЕ — ДВОЕ В НОВОМ ДОМЕ, СССР, Ленфильм, 1978, цв., 80 мин. Мелодрама. Постоянные семейные трудности едва не разрушают союз Нели и Сергея: учеба, работа, частная квартира, постоянные поиски средств к существованию. В ролях: Мария Соломина (см.… … Энциклопедия кино
ДЕРЕВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ — ДЕРЕВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ, СССР, Ленфильм, 1981, цв., 84 мин. Киноповесть. О судьбе молодого тракториста Горелова. В ролях: Сергей Проханов (см. ПРОХАНОВ Сергей Борисович), Елена Соловей (см. СОЛОВЕЙ Елена Яковлевна), Виктор Павлов (см. ПАВЛОВ Виктор… … Энциклопедия кино