за что скади полюбила ньерда
За что скади полюбила ньерда
Боги не могли не признать справедливость ее требований и предложили ей выкуп. Скади была настолько рассержена, что, отказавшись от выкупа, потребовала за жизнь отца жизнь кого-нибудь из богов. Локи же, желая успокоить ее, что дало бы возможность легче с ней договориться и начал шутить. Привязав козла к себе невидимой веревкой, он стал подпрыгивать и кричать, а козел точно в такт повторял его движения. Зрелище было настолько забавным, что все боги весело рассмеялись, и даже Скади улыбнулась.
После этого боги указали Скади на созвездие в Северном полушарии, где глаза ее отца сверкали, как две ярких звезды. Они сказали ей, что поместили их туда, чтобы оказать отцу честь, и, в конце концов, добавили, что она может выбрать себе мужа среди богов, присутствующих на собрании, при условии, что она оценит их красоту по голым ногам.
С завязанными глазами, так чтобы она могла только видеть ноги богов, ставших в круг, Скади огляделась, и ее взгляд упал на пару красивых ног. Она почувствовала, что они принадлежат Бальдру, богу света, чье красивое лицо очаровало ее, и она выбрала по ногам мужа.
Когда же повязку сняли, Скади узрела. нет, не Бальдра Прекрасного, а Ньёрда, отца Фрейра. Но чем дольше Скади всматривалась в Ньёрда, тем больше она радовалась своему выбору, ибо Ньёрд был силен и благороден обликом. Она провела счастливый медовый месяц в Асгарде, где ей оказывали радушный прием. После этого Ньёрд повез свою жену к себе домой в Ноатун, где монотонный шум волн, крик чаек и тюленей так сильно беспокоили сон Скади, что, в конце концов, она заявила, что не может здесь больше оставаться, попросив своего мужа отвезти ее обратно в родной Трюмхейм.
Спать не могу я
На ложе морском,
Крик чаек меня беспокоит.
И каждое утро будят меня
Тюлени, когда из моря выходят.
(Р.Б. Андерсен. Мифология народов Северной Европы)
Род Тьяцци. Скади. 24-ноя-2014
Скади (Skadi) – богиня зимы и охоты, диса-лыжница. Ее имя означает «урон», «ущерб», «повреждение», «вред». Ее атрибуты — лук и лыжи, часто Скади изображается с волками, так как жиет в Трюмхейме, среди воя волков. Она упоминается в нескольких песнях «Старшей Эдды» («Речи Гримнира», «Поездка Скирнира», «Перебранка Локи», «Песнь о Хюндле»), в «Младшей Эдде» и в «Саге об Инглингах».
Скади — асинья, но по происхождению — инеистая великанша. Ее дедом был великан Эльвальди (Olvaldi), о котором Браги «мог бы поведать немало примечательного» и который славился своим богатством. После его смерти три брата — Тьяцци (Thjazi), Иди (Idi) и Ганг (Gangr) — делили наследство, набирая полные рты золота, поэтому в поэзии оно зовется «речью, либо словом, либо счетом тех великанов».
Отцом Скади был Тьяцци. Однажды Один, Хёнир и Локи не смогли зажарить быка, поскольку Тьяцци в обличьи орла не давал мясу изжариться. Тьяцци потребовал себе долю быка, а когда он принялся за еду, Локи ударил его палкой. Палка прилипла к орлу и рукам Локи, орел взлетел и не выпускал Локи, пока тот не согласился отдать великану богиню Идунн с ее яблоками. Локи дважды похитил богиню — один раз для великана, а второй раз от него по требованию асов. Локи принял обличье сокола, а Идунн превратил в орех и понес в когтях в Асгард. Тьяцци же, вернувшись с моря, погнался за ними в орлином облике. На подлете к Асгарду асы сложили костер и зажгли его, как только Локи перелетел через стену. Тьяцци опалил крылья, упал и был убит асами. Тор в «Песне о Харбарде» похваляется, что забросил глаза Тьяцци на небо и сделал звездами в память об этом, но в «Младшей Эдде» это делает Один в знак перемирия со Скади.
Отношения с Ньёрдом не сложились у богини: она хотела жить в доме отца, в Трюмхейме, а Ньёрд на побережье в Ноатуне. Проведя по девять дней в обоих владениях, Скади и Ньёрд расстались, и она вернулась в Трюмхейм. Скади приходится мачехой, согласно «Старшей Эдде» и «Саге об Инглингах», Фрейру и Фрейе, либо, по «Младшей Эдде», матерью им. Увидев, что Фрейр опечален из-за любви, Скади послала к нему слугу по имени Скирнир, и тот помог Фрейру жениться на Герд.
«Сага об Инглингах» рассказывает, что после расставания с Ньёрдом Скади вышла замуж за Одина и родила ему много сыновей. Одного из сыновей звали Сэминг, и к нему возводил свой род ярл Хакон Могучий, правивший Норвегией как вассал датского короля Харальда Синезубого.
На этом кончаются сведения из источников и начинаются мои размышления о Скади.
А начать лучше не с нее самой, а с ее отца. Обычно великаны (строитель, Трюм, Хрунгнир) пытаются завладеть Фрейей, красивейшей из богинь. Но Тьяцци решил заполучить Идунн и ее яблоки, источник вечной молодости асов. Тьяцци богат и могущественен (ведь он оставляет без еды тройку асов во главе с самим Одином), ему не хватает только божественного долголетия. Его план не удался, и он погибает.
Как узнать Бальдра? В «Младшей Эдде» Бальдр описывается красивым и настолько светлым, что от него исходит сияние, а самое белое на свете растение сравнивается с ресницами Бальдра. Похожее описание есть в «Песне о Риге» из «Старшей Эдды»: прародительница ярлов описана как женщина, чьи шея, грудь и брови ярче и белее снега. То есть такая внешность была признаком знатного происхождения и считалась красивой. Внешность Бальдра, сына Одина — квинтэссенция благородства, «ярловости». Муж, чья красота сама говорит о его знатности, был бы блестящей партией для женщины из богатого рода великанов. В белизне Бальдру не уступил Ньёрд, о котором «Младшая Эдда» говорит как о богатейшем из богов, но он заложник из рода ванов.
Такой брак Скади не устраивал, и она ушла от него к Одину, вероятно, потому что Бальдр был уже мертв. Кто-то усматривает в этом поздний миф, отражавший мизогинию средневекового общества и не дававший женщине обходиться без мужа. Трудно представить, как можно счесть мизогинией смену заложника на конунга, особенно зная, что Скади хотела выйти за сына того же конунга. Продолжая дело отца, Скади стала асиньей, а затем и мифической родоначальницей норвежских ярлов.
Слово «skadi» мужского рода, более того, в «Саге о Вёльсунгах» с самого начала рассказывается о мужчине по имени Скади, чей раб Бреди охотился лучше, чем Сиги, сын Одина, но раб был убит завистливым Сиги, и Скади назвал большие сугробы «Бреди» в честь раба. Это может быть отголоском первоначально мужского пола богини охоты, либо ее мужское имя ввело в заблуждение того, кто записывал сагу в XIII веке. Но возможно, что это отдельный персонаж с совпавшими именем и связью с охотой и снегом.
В поведении богини Скади также сильно мужске начало. Впервые она приходит к асам вооруженной и в кольчуге. У Тьяцци были братья, которые могли бы взять месть на себя, но неизвестно, были ли они живы. Обстоятельства или желание самой Скади, но она идет мстить лично, как мужчина. То, как Локи смешит ее, устраивая символическую кастрацию с козой, играя в перетягивание каната собственной мошонкой, объясняются в книге «Our Troth» как жертвоприношение неумолимой богине зимы, а Susanne Kries усматривает в поведении Локи намек на неподобающее женщине поведение Скади. Если это и был намек, он не понят или не принят во внимание, так как пойдя на заключение мира, она самостоятельно выбирает мужа, хотя асы и внесли элемент жребия, скрыв лица и тела кандидатов, а потом, единственной из богинь, в открытую уходит от мужа в родной Трюмхейм и выходит за Одина.
Несмотря на преобладание мужских черт, Скади, несомненно, женщина в том, что касается основной функции женщины, не зависящей от нравов общества — функция матери. Скади честно выполняет роль матери Фрейра в «Поездке Скирнира», неважно, родной или приемной, и она рожает сыновей Одину. Она не меняет свой пол как Локи, на Перебранке ей не выдвигаются обвинения в мужеподобности наравне с женовидностью Локи и Одина. Отвергая свою гендерную роль, Скади остается во власти законов природы.
За что скади полюбила ньерда
Боги не могли не признать справедливость ее требований и предложили ей выкуп. Скади была настолько рассержена, что, отказавшись от выкупа, потребовала за жизнь отца жизнь кого-нибудь из богов. Локи же, желая успокоить ее, что дало бы возможность легче с ней договориться и начал шутить. Привязав козла к себе невидимой веревкой, он стал подпрыгивать и кричать, а козел точно в такт повторял его движения. Зрелище было настолько забавным, что все боги весело рассмеялись, и даже Скади улыбнулась.
После этого боги указали Скади на созвездие в Северном полушарии, где глаза ее отца сверкали, как две ярких звезды. Они сказали ей, что поместили их туда, чтобы оказать отцу честь, и, в конце концов, добавили, что она может выбрать себе мужа среди богов, присутствующих на собрании, при условии, что она оценит их красоту по голым ногам.
С завязанными глазами, так чтобы она могла только видеть ноги богов, ставших в круг, Скади огляделась, и ее взгляд упал на пару красивых ног. Она почувствовала, что они принадлежат Бальдру, богу света, чье красивое лицо очаровало ее, и она выбрала по ногам мужа.
Когда же повязку сняли, Скади узрела. нет, не Бальдра Прекрасного, а Ньёрда, отца Фрейра. Но чем дольше Скади всматривалась в Ньёрда, тем больше она радовалась своему выбору, ибо Ньёрд был силен и благороден обликом. Она провела счастливый медовый месяц в Асгарде, где ей оказывали радушный прием. После этого Ньёрд повез свою жену к себе домой в Ноатун, где монотонный шум волн, крик чаек и тюленей так сильно беспокоили сон Скади, что, в конце концов, она заявила, что не может здесь больше оставаться, попросив своего мужа отвезти ее обратно в родной Трюмхейм.
Спать не могу я
На ложе морском,
Крик чаек меня беспокоит.
И каждое утро будят меня
Тюлени, когда из моря выходят.
(Р.Б. Андерсен. Мифология народов Северной Европы)
76. Ньерд, Фрейр и Фрейя
Фрейр влюбляется в дочь великана. Однажды Фрейр, воссев на престол, озирал все миры. Бросил взор на север – и остолбенел. В одной усадьбе стоял большой и красивый дом, а к нему шла девушка. И лишь подняла она руки и стала отпирать двери, разлилось от этих рук сияние по небесам и мирам, и во всех мирах посветлело.
Перестал Фрейр есть и спать, бродил по своим палатам унылый и молчаливый. И шел так день за днем. Забеспокоился его отец Ньерд, послал слугу по имени Скирнир выспросить, что с сыном происходит. И сказал ему Фрейр в ответ, что видел одну прекрасную деву и так о ней кручинится, что умрет, если она не станет его возлюбленной и женой.
Слуга Фрейра едет сватать девушку. А была то дочь горного великана Гюмира и охранял он ее стеной из пламени. Решил слуга Фрейра поехать сватом, но только взяв с собой чудесный меч господина. Прорвался он сквозь бурное пламя, прошел в дом. Вначале давал он в подарок деве 11 золотых яблок, но та отказалась, потом кольцо Драупнир, но опять не взяла его красавица.
Стали звать Фрейра «Потомком ванов», «Богом ванов», «Богом изобилия, «Посылающим богатство», «Владельцем Скидбладнира и вепря Золотая Щетина», «Сыном Ньерда», «Братом Фрейи».
► Читайте также другие темы главы XIII «Локи, другие боги и богини, великаны и карлы» раздела «Германо-скандинавские мифы»:
► Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки
За что скади полюбила ньерда
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
|