за что снимают с бюджета

За что оштрафуют при проверке принятых бюджетных обязательств?

за что снимают с бюджета. Смотреть фото за что снимают с бюджета. Смотреть картинку за что снимают с бюджета. Картинка про за что снимают с бюджета. Фото за что снимают с бюджетаПринятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ). Контракты, заключенные с превышением прав на принятие обязательств, могут быть признаны недействительными (п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Как видим, на момент заключения контракта у казенного учреждения должно быть достаточно ЛБО. Достаточно – это значит, что средств хватает по разделу, подразделу, целевой статье и виду расходов. А если речь идет о расходах прошлых лет, то и по КОСГУ. Напомним, что при составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), КОСГУ не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»). Не выполните данное требование – ревизоры оштрафуют по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Никакие письма вышестоящих ведомств, которые настаивают на заключении контракта и обещают дать деньги позже, не помогут! Крайняя необходимость – тоже не оправдание (Решение Суда Еврейской автономной области от 11 февраля 2016 г. по делу № 71-10/2016).

В зоне особого риска находятся те закупки, которые не вносятся в реестр, предусмотренный ст. 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Например, закупки через подотчетных лиц путем наличных расчетов. Поэтому принимая к учету авансовые отчеты, и особенно отчеты «перерасходом», проверяйте наличие «свободных» ЛБО. И не забывайте, что под часть ЛБО у вас уже могут быть размещены извещения. По сути, эти ЛБО уже «заблокированы» (в бухучете эта блокировка отражается по кредиту счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства»).

Извещение о закупке может быть размещено на официальном сайте (в ЕИС) до доведения ЛБО. Пока такое еще возможно, в то время как с 1 января 2017 года Федеральное казначейство будет сопоставлять информацию об объеме ЛБО в Извещениях и в Планах-графиках (ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). Штрафовать за подобные действия по ст. 15.15.10 КоАП РФ ревизоры не имеют права. О нарушении можно будет вести речь только после заключения контракта, конечно, если к тому времени не поступят ЛБО. Вывод: если уж размещаете извещение, не обеспеченное «свободными» ЛБО, не пропускайте срок отмены процедуры закупки (Письмо Минфина России и Минэкономразвития России от 6 октября 2015 г. №№ 02-04-04/56937, 28329-ЕЕ/Д28и).

Случается, что в бухгалтерию поступают первичные документы (накладные, акты), по которым фактически приняты обязательства, а ЛБО не хватает. Некоторые бухгалтеры наивно полагают, что решить проблему поможет «частичное» отражение этих документов в учете. Это мнение ошибочно.

Срок представления в Федеральное казначейство сведений о бюджетном обязательстве установлен приказом Минфина от 30 декабря 2015 г. № 221н. Кстати, в 2017 году придется представлять и сведения о денежных обязательствах, а за нарушение сроков их представления – отвечать по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Принятие обязательств на следующий год при отсутствии ЛБО на очередной год – это тоже нарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП РФ (Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 января 2016 г. по делу № 9-12/2016, Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 января 2016 г. по делу № 12-12/2016).

Абсурдный на первый взгляд вопрос: могут ли оштрафовать по ст. 15.15.10 КоАП РФ при формальном наличии на момент принятия обязательств «свободных» ЛБО? Ответ неожиданный: в прошлые годы такое случалось. Дело в том, что раньше ЛБО могли быть доведены до учреждения по группам (статьям) КОСГУ без детализации по статьям, подстатьям (220 «Оплата работ, услуг», 300 «Поступление нефинансовых активов»). Те, кто на день заключения контракта не утверждал соответствующую детализацию в Бюджетной смете, получали протоколы об административных правонарушениях (Решение ВС Республики Калмыкия от 18 марта 2016 г. по делу № 21-18/2016, Решение Пермского краевого суда от 14 марта 2016 г. по делу № 21-264/2016).

Бывает, что бюджетные обязательства с превышением ЛБО текущего года приняты «помимо воли» учреждения. Например, речь может идти об обязательствах:

по командировочным расходам (сотрудник вернулся из командировки и представил авансовый отчет с перерасходом);

по зарплате (не было никаких дополнительных премий – только обязательные начисления, предусмотренные трудовым договором);

по оплате коммуналки (в конце года в связи с сильными морозами существенно возросли расходы на отопление).

По первым двум позициям обязательство может возникнуть «автоматически», в силу требований ТК РФ. В третьем примере учреждение вынуждено принять обязательства, чтобы успешно выполнить возложенные на него задачи. Однако формальный состав нарушения налицо – ревизоры могут выписать штраф (решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2016 г. по делу № 21-257/2016). К тому же они могут указать на некачественное планирование расходов в учреждении. Выход из затруднительной ситуации есть: оформляйте принятие обязательств в пределах ЛБО на следующий год. Правда, если бюджет «однолетний», воспользоваться этим советом не получится. Впрочем, уже следующий федеральный бюджет, вероятно, будет «трехлетним».

Станислав Бычков,
заместитель Директора Департамента бюджетной методологии Минфина России.

24 августа 2016 года

Развитие системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

А еще старайтесь работать на опережение: инструктируйте подотчетных лиц о предельно возможных объемах расходов, проводите мероприятия по энергосбережению, анализируйте отложенные обязательства по оплате труда и т.п.

Бывает, что обязательства сверх доведенных лимитов принимает обособленное подразделение, которому открыт лицевой счет ПБС. Иногда в таких ситуациях звучит оправдание: в целом по казенному учреждению ЛБО хватало, их просто не довели до филиала. Однако эти оправдания могут не сработать: проверяющие по формальным признакам квалифицируют нарушение по ст. 15.15.10 КоАП.

Могут ли оштрафовать по каждому случаю превышения прав на принятие обязательств? Да, могут. Именно так и происходит в большинстве случаев (Решение Ростовского областного суда от 15 сентября 2015 г. по делу № 11-732/2015, Решение Ростовского областного суда от 15 сентября 2015 г. по делу № 11-734/2015, решение Ульяновского областного суда № 7-128/2015 от 2 апреля 2015 г., решение Курганского областного суда от 28 января 2015 г. по делу № 21-30/2015, решение Велижского районного суда Смоленской области от 29 января 2015 г. № 12-2/2015, решение Велижского районного суда Смоленской области от 29 января 2015 г. 12-3/2015). Один штраф по нескольким эпизодам – скорее исключение, чем правило. Впрочем, в последнее время становится все больше решений, в которых за несколько случаев нарушения порядка принятия бюджетных обязательств штрафуют один раз (Определение ВС Республики Татарстан от 13 апреля 2016 г. по делу № 77-922/2016, решение Центрального районного суда г. Красноярска от 7 августа 2014 г. по делу № 12-496/2014, решение Центрального районного суда г. Красноярска от 1 сентября 2014 г. по делу № 12-566/2014, решение ВС Республики Хакасия от 26 апреля 2016 г. по делу № 7Р-88/2016, решение Волгоградского областного суда от 3 февраля 2016 г. по делу № 07-66/2016, решение Челябинского областного суда от 6 апреля 2016 г. по делу № 7-516/2016).

Есть хорошие новости! Система внутреннего финконтроля постепенно переориентируется на предотвращение нарушений. Очень может быть, что через несколько лет по ст. 15.15.10 КоАП РФ будут штрафовать только в редких случаях – нарушений просто не станет.

Как это будет работать? И сейчас Федеральное казначейство в большинстве случаев в режиме реального времени видит случаи превышения прав на принятие обязательств. Но пока оно просто уведомляет об этом нарушителя и его вышестоящую организацию. В следующем году ситуация изменится: запланировать и осуществить многие закупки можно будет только при наличии соответствующих ЛБО (п. 13 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утв. постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1367).

Кто платит штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ?

Конечно, чаще всего это руководители учреждения и бухгалтеры. Конкретное виновное лицо ревизоры и судьи определяют по содержанию должностных инструкций (решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26.04.2016 по делу N 7Р-88/2016, решение Волгоградского областного суда от 03.02.2016 по делу N 07-66/2016, решение Челябинского областного суда от 06.04.2016 по делу N 7-516/2016, решение Астраханского областного суда от 12 февраля 2016 г. по делу № 21-87/2016). Так что есть повод перечитать эти инструкции. Во всяком случае у вас появится понимание, кто именно отвечает «рублем» за такое важное направление работы.

Как правило, по статье 15.15.10 КоАП РФ отвечают лица, уполномоченные принимать бюджетные обязательства, в том числе заключать контракты. Кроме того, к ответственности могут привлечь сотрудника, действия или бездействия которого повлекли нарушения порядка принятия бюджетных обязательств.

Когда дело доходит до уплаты штрафа зачастую наступает «момент истины» в отношениях руководителя и главбуха. Бывает, что руководитель начинает утверждать, что он к контрактам никакого отношения не имеет. Мол, контракты заключает бухгалтерия (Решение Челябинского областного суда от 6 апреля 2016 г. по делу № 7-516/2016).

Учтет ли суд принципиальную позицию главбуха, который не завизировал договор в связи с отсутствием ЛБО? Да, такие прецеденты есть – к ответственности могут привлечь руководителя, который принял незаконное решение (Решение Архангельского областного суда от 24 декабря 2015 г. по делу № 7р-1105/2015). Кстати, проверьте ваше Положение о внутреннем финансовом контроле. Предусмотрена ли в нем процедура санкционирования операций, визирования документов? Сегодня повышение эффективности внутреннего контроля в учреждениях – это актуальная тема.

Что и как проверяют ревизоры?

Прежде всего, сверке подлежат показатели Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) и раздела 3 Сведений о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503175). Эту сверку, принимая отчетность, проведет распорядитель бюджетных средств, а затем и ревизоры. В ходе ревизии будьте готовы «расшифровать» кредиторку, числящуюся на счетах 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» и 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты». Проверяющие сверят показатели этих счетов с отраженными в форме 0503128 бюджетными и денежными обязательствами, а также сопоставят эту информацию с объемом доведенных ЛБО на отчетный год и плановый период. Кстати, делать такую сверку стало проще – в форме 0503128 теперь есть отдельный раздел по плановому периоду. Правда в разделе 3 формы 0503175 пока только данные за отчетный год.

Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Нет ли у учреждения фактически принятых, но не отраженных в учете бюджетных обязательств? Ревизоры постараются найти ответ и на этот вопрос. Например, они могут проверить дебиторку по расходам в части перечисления авансов и задолженности подотчетных лиц. Может быть сроки отчета по этим перечислениям давно прошли, у учреждения есть документы, а оно просто не отразило их в отчетности?

Штрафа не будет.

А есть ли такие случаи, когда можно принимать обязательства без ЛБО? Да, есть. Они прямо предусмотрены Бюджетным кодексом РФ (см., например, п. 3 ст. 72).

Кроме того, о применении ст. 15.15.10 КоАП РФ речь не может идти, если дополнительные обязательства возникли на основании судебного акта или решения налоговой инспекции о взыскании долга по налогам.

При составлении раздела 3 формы 0503175 надо обособленно отражать принятые сверх бюджетных назначений бюджетные обязательства:

Это не случайно. Если такие обязательства обоснованы, то есть приняты в силу закона и в пределах полномочий организации, протоколы обычно не оформляются.

Часто бухгалтеры казенных учреждений задают вопрос: можно ли в конце года перечислить в бюджет налоги и взносы авансом?

По сути, речь идет об оплате обязательств следующего года в пределах ЛБО года текущего. Некоторые специалисты Минфина ничего предосудительного в этом не видят (Письмо Минфина России от 23 августа 2013 г. № 02-03-09/34753). Правда проверяющие могут придерживаться другого мнения. Если вы все-таки решили перечислить такого рода платеж, обоснуйте его. Перечисляйте в бюджет суммы в пределах задолженности по налогам и взносам, которая будет показана в годовых декларациях (расчетах) и подлежит перечислению в первые месяцы следующего года. В конце-концов всегда можно сказать, что в январе к сроку платежа просто могло не оказаться ЛБО и пришлось бы платить пени (штрафы).

Если ЛБО были доведены позднее, оснований для освобождения от административной ответственности нет. Тем более, если они были доведены в следующем году (Решение ВС Республики Хакасия от 10 февраля 2016 г. по делу № 7р-29/2016). Впрочем, по мнению специалистов Минфина, в этом случае нет вредных последствий для публично-правового образования (Письмо Минфина России от 13 апреля 2016 г. № 02-10-06/21200). А значит, штраф могут отменить в связи с малозначительностью нарушения согласно ст. 2.9 КоАП РФ. Главное, не пропускайте срок обжалования – он составляет 10 суток (ст. 30.3 КоАП РФ).

Но! Малозначительность все-таки является оценочной категорией и в каждом конкретном случае суд будет определять ее с учетом всех обстоятельств (Решение ВС Чувашской Республики – Чувашии от 29 мая 2015 г. по делу № 21-295/2015). Минфин регулярно формулирует свою позицию по вопросам применения КоАП РФ в части бюджетных нарушений. Однако его письма нормативными актами не являются. Так что далеко не факт, что суд обязательно согласится с критериями определения малозначительности, предложенными Минфином (Решение ВС Республики Калмыкия от 18 марта 2016 г. по делу № 21-18/2016).

Показатели Бюджетной сметы должны соответствовать доведенным объемам ЛБО (п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому вносите изменения в смету одновременно с получением ЛБО. За нарушение порядка ведения бюджетной сметы могут оштрафовать дополнительно (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Непременное условие привлечения к административной ответственности – вина должностного лица (ст. 1.5 КоАП РФ). Нет вины – нет и ответственности.

Например, вас не оштрафуют, если обязательство принято в пределах ЛБО, а затем деньги отозвали. В таких ситуациях важно своевременно предпринять все действия по защите интересов государства. Надо свести к минимуму ущерб, непроизводительные расходы. Например, согласно п. 6 ст. 161 БК РФ и п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ надо согласовать новые условия контракта. А фактически понесенный в связи с этим ущерб компенсировать только по требованию контрагента.

Владимир Пименов, руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»

Источник

За что снимают с бюджета

за что снимают с бюджета. Смотреть фото за что снимают с бюджета. Смотреть картинку за что снимают с бюджета. Картинка про за что снимают с бюджета. Фото за что снимают с бюджета

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

за что снимают с бюджета. Смотреть фото за что снимают с бюджета. Смотреть картинку за что снимают с бюджета. Картинка про за что снимают с бюджета. Фото за что снимают с бюджета

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

за что снимают с бюджета. Смотреть фото за что снимают с бюджета. Смотреть картинку за что снимают с бюджета. Картинка про за что снимают с бюджета. Фото за что снимают с бюджетаОбзор документа

Письмо Минфина России от 17 марта 2020 г. N 02-09-09/20248 О нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Учитывая, что обращение не содержит предложений, заявлений или жалоб, соответствующих вышеизложенным требованиям Федерального закона N 59-ФЗ, не представляется возможным обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ.

Для получения в установленном порядке позиции Минфина России по вопросам, решение которых входит в компетенцию Минфина России, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.

В этой связи следует отметить, что при квалификации совершенных муниципальным образованием финансово-хозяйственных операций в качестве нецелевого (неэффективного) использования средств субсидии, предоставленной муниципальному образованию в форме городского округа для нужд жилищно-коммунального хозяйства, необходимо исходить из соблюдения положений нормативных правовых (правовых) актов, в том числе правил, регламентирующих порядок, цели и условия предоставления указанной субсидии, а также соглашения (договора) о предоставлении указанных средств.

Кроме того, сообщаем, что согласно положениям пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно положениям статьи 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации под нецелевым расходованием бюджетных средств понимается расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.

Ответственность за нарушения порядка, целей и условия предоставления (использования) указанной субсидии, допущенные муниципальным образованием и выявленные уполномоченным органом, в том числе за нецелевое (неэффективное) использование бюджетных средств, установлена указанными выше положениями законодательства Российской Федерации, а также может быть предусмотрена положениями договоров (соглашений) либо иных документов, являющихся правовым основанием предоставления средств, использованных с нарушением.

Кроме того, полагаем необходимым отметить, что понятие «неэффективное использование бюджетных средств» в действующем законодательстве Российской Федерации не определено.

При этом статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий при расходовании бюджетных средств обеспечивают:

— достижение заданного результата с использованием наименьшего объема средств (экономность);

— получение наилучшего результата с использованием определенного объема средств (результативность).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Также обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 26.02.2009), оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 БК РФ, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В этой связи конкретная расходная операция (в том числе направление средств субсидии на приобретение техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства) может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Кроме того, сообщаем, что контроль за соблюдением целей и условий соглашений (договоров) о предоставлении средств муниципальным образованиям из бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется, в том числе контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, органом внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации.

Также полагаем необходимым отметить, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляет Прокуратура Российской Федерации.

Заместитель директора ДепартаментаС.С. Бычков

Обзор документа

При квалификации совершенных городским округом финансово-хозяйственных операций в качестве нецелевого (неэффективного) использования средств субсидии на нужды ЖКХ необходимо исходить из соблюдения положений актов, регламентирующих порядок, цели и условия предоставления субсидии, а также соглашения (договора) о ее выделении.

Конкретная расходная операция (в том числе направление средств субсидии на приобретение техники для нужд ЖКХ) может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Источник

Права студентов

В России можно получить высшее образование бесплатно, но только один раз.

Сразу после школы в вузы поступает где-то 70% выпускников, остальные учатся в колледжах и техникумах или идут работать. Всего в вузах, по данным 2020 года, училось более 4 млн человек, причем почти половина — за счет бюджета. У всех этих студентов есть особые права, которые возникают именно во время учебы в вузе.

Студенты могут получать стипендию и жить в общежитии, не тратясь на жилье. Еще можно подрабатывать, а на оплате вуза сэкономить за счет вычета — самому или родителям. Если родится ребенок, можно уйти в декретный отпуск и получить пособие. При этом относиться к студентам должны уважительно, не отчислять за политические взгляды и не заставлять голосовать на выборах.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Собрали основные права студентов вузов. Пригодится тем, кто уже учится, и тем, кто скоро поступит. Сохраняйте себе карточки и таблицу со ссылками на законы, чтобы знать и защищать свои права.

Получать стипендию и матпомощь

Как это работает. Вузы платят студентам на бюджете деньги: обычную и социальную стипендию, а также матпомощь. Это дополнительная поддержка на время учебы.

минимальный размер социальной стипендии

Студенты, которые оказались в сложной ситуации или нуждаются в дополнительной поддержке, могут попросить у вуза материальную помощь — если, например, нужны деньги на лечение, студент женился или потерял близкого человека. Сколько и кому платить, вуз определяет сам.

Кроме того, вуз может учредить собственные стипендии: имени президента вуза, от ученого совета и т. д. Еще есть президентские, правительственные, именные стипендии, которые может получить студент: вот здесь мы собрали 10 основных. Получать их все — законное право студента, если он хорошо учится или нуждается в социальной поддержке.

Одновременно учиться и работать

Как это работает. Студенты могут совмещать учебу и работу. Если еще не исполнилось 18 лет, есть ограничения на время работы и сложность труда. С 16 до 18 лет работать можно только 4 часа в день, если одновременно студент учится. Вот что еще должен обеспечить работодатель, который берет на работу студента:

Часто студенты переводятся на заочное обучение, когда находят работу. Однако это не обязательное требование, работать можно и в свободное от учебы время.

Отказаться от бесплатных отработок

Как это работает. Студента нельзя принуждать к отработкам, если образовательной программой такое не предусмотрено. То есть проходить учебную практику студент обязан, так как это часть обучения. Но участвовать в отработках он может только по собственному желанию. Если студент не хочет подметать улицу, мыть полы или разбирать книги в библиотеке — имеет полное право этого не делать. Принудительный труд запрещен, в том числе и для студентов.

Работать в студотрядах и получать за это деньги

Как это работает. Студотряды не остались в советском прошлом, они существуют и в наше время. Их работу координирует всероссийская организация «Российские студенческие отряды». По ее данным, в студотрядах состоит 240 тысяч человек. Студенты могут летом участвовать в строительстве крупных объектов, работать вожатыми, проводниками, заниматься сельским хозяйством — и получать за это деньги: работа в студотряде должна оплачиваться.

Есть еще один бонус: эта работа может быть засчитана как прохождение учебной или производственной практики, если она соответствует профилю обучения. Это рекомендации Минобрнауки. Оно также советует вузам организовывать досрочную сдачу сессии для студентов, которым летом нужно работать в студотряде.

Взять кредит на обучение

Как это работает. Образовательный кредит — это особый вид кредита с господдержкой. По нему не нужно вносить обеспечение, действует пониженная ставка и есть льготный период для выплаты основного долга и части процентов. Пока студент учится, он платит минимум, а когда получает профессию и выходит работать, гасит основную часть кредита. Льготный период можно продлить, если студент уйдет в академический отпуск или в декрет.

Такой вид кредита прямо предусмотрен законом, но не получил распространения. Чаще банки выдают обычные потребительские кредиты, которые можно использовать для оплаты обучения. Если вам важно взять кредит на долгий срок и гасить основную часть после окончания вуза, уточняйте это при оформлении кредита. Не все, что называется «кредит на образование», предполагает господдержку и особые льготные условия.

Кредиты на образование с господдержкой выдает Сбербанк. В Тинькофф-банке можно взять потребительский кредит до 2 млн рублей без залога.

Получить налоговый вычет за обучение

Как это работает. Если учитесь на платной основе, часть расходов на обучение можно вернуть с помощью налогового вычета. Если есть работа и доход, можно вернуть свои собственные деньги, уплаченные в бюджет в виде НДФЛ. При возврате налога за себя форма обучения не имеет значения — подойдет и очная, и заочная.

Еще можно компенсировать часть расходов родителей, старших братьев и сестер, если обучение оплачивали они. Это работает, пока студенту не исполнится 24 года, и учиться он должен только на очной форме. За заочников вычет родственникам не дадут. Еще вычет нельзя заявить, если на обучение потратили маткапитал.

Вычет предоставляют в размере всей суммы расходов на это обучение, но не более:

Вернуть можно 13% от суммы расходов в пределах лимита — то есть максимум 22 100 Р в год. Это если за обучение платил и сам студент, и его родители или братья и сестры. Максимальная сумма вычета составит 170 000 Р в год. Если расходы больше, с остатка налог вернуть нельзя.

Жить в общежитии, если нет своего жилья

Как это работает. Места в общежитии вузы предоставляют студентам-очникам, у которых нет своего жилья рядом с вузом, и заочникам, когда те приезжают на сессию. Если у вуза помещений для проживания студентов в принципе нет, то и предоставить их он не сможет. Тогда жить в общежитии не получится. Если общежития есть, вуз не может вселить туда кого-то еще, кроме студентов, пока не всех обеспечили жильем. Если у студента есть право на социальную стипендию, общежитие ему должны предоставить в первую очередь.

Вузы сами решают, в каком порядке предоставляются места в общежитиях. Эти правила могут находиться в положении о студенческом общежитии вуза или ином документе с похожим названием. По общим правилам в одной комнате может жить не больше четырех человек, на каждого должно приходиться хотя бы 6 м² — это рекомендации госта.

Кого считать нуждающимся в общежитии, закон не говорит. Это может быть студент, который приехал из другого города. Или тот, что живет в том же самом городе, но в очень плохих условиях, например в аварийном доме. Окончательно решает вуз, а перепроверить можно в суде.

Не учиться на каникулах

Как это работает. У каждого человека есть право не только трудиться, но и отдыхать. Для этого у студентов есть каникулы. В общей сложности в учебном году каникулы должны занимать не меньше 7 недель, из них минимум 2 недели — зимой. Это время студенты могут использовать как захотят: можно ничего не делать, работать, повторять изученное, учить что-то новое, заботиться о пожилых родственниках, путешествовать.

Нельзя заставлять студентов работать и учиться во время каникул без их согласия. Домашние задания, зимние и летние школы во время каникул нарушают право студента на отдых и защиту от переутомления. Это повод для жалобы. Ее можно направить в Рособрнадзор или в прокуратуру.

Уйти в академический отпуск

Как это работает. Академический отпуск — это возможность взять перерыв в обучении. Студент не ходит на занятия, не выполняет задания, не сдает сессии, не получает стипендию. Однако он продолжает считаться студентом вуза, может жить в общежитии, если нуждается в нем. По окончании академического отпуска студент продолжает обучение на той же программе и на тех же условиях. Если он учился на бюджете, сможет и дальше учиться бесплатно, просто с другой группой.

ежемесячная компенсация от вуза студентам, которые ушли в академический отпуск по медицинским показаниям

Если учитесь на платном, то основанием для академического отпуска может стать невозможность оплачивать учебу из-за финансовых сложностей. Например, если кто-то в семье потерял работу или семья лишилась кормильца. Как это подтверждать, скажут в деканате.

Максимальный срок, на который можно взять академический отпуск, — 2 года. Выйти из него можно раньше времени, написав заявление ректору или иному ответственному работнику вуза.

Уйти в декретный отпуск и получать пособия

пособие по уходу за ребенком до полутора лет с 2021 года

Перевестись с платного обучения на бесплатное

Как это работает. Если сразу не удалось поступить на бюджет, перевестись можно во время учебы — если хорошо учиться и появятся свободные бюджетные места. Такие места вуз подсчитывает не меньше двух раз в год. Сколько таких мест есть в вузе, должно быть указано на его сайте. Обычно достаточно ввести в поисковой строке браузера название вуза и фразу «вакантные места».

Перевестись на бюджет может студент, у которого нет ни одной задолженности, дисциплинарных взысканий и долгов по оплате обучения. Он сможет подать заявление на перевод, если выполняется одно из двух условий:

Кого из студентов, подавших заявления, перевести на бюджет, решает комиссия, которую создает вуз. У вуза на сайте должно быть положение о переводе, где написано, когда подавать заявления и как все это проходит.

Перевестись с очного обучения на заочное и наоборот

Как это работает. В вузах есть разные формы обучения. На очной студенты ходят на лекции и семинары постоянно, а на заочной — только во время сессии. Есть еще очно-заочная форма, когда студенты ходят в вузы пореже, чем на очной форме, и в основном по вечерам.

Перевестись с одной формы обучения на другую можно, например, если появилась работа и днем ходить в вуз не получается. Порядок перевода определяют вузы — в положениях о переводе. Для начала нужно написать заявление. Дальше может понадобиться досдать какие-то дисциплины, потому что программы на разных формах обучения различаются.

Перевестись в другой вуз и зачесть оценки

Как это работает. Закон разрешает студенту поменять вуз, если изначально выбран не тот или нужно переехать в другой город. При этом можно не поступать в вуз заново, а перевестись на один из курсов — в зависимости от того, сколько предметов совпадает в старом и новом вузе. Студент-бюджетник может перевестись на бюджетное место, если срок его обучения увеличится не больше чем на год.

Перевестись можно только в том случае, если в выбранном вузе будут вакантные места. Эту информацию можно посмотреть на сайте. Если желающих будет много, а мест — мало, вуз может провести конкурс и отобрать только самых подготовленных.

Чтобы новый вуз при переводе зачел аналогичные дисциплины, в старом вузе нужно взять справку о периоде обучения. Там будут все нужные сведения. Если новый вуз будет готов принять студента, ему дадут справку о переводе. На ее основании он отчислится из старого вуза в связи с переводом. При этом важно, что право на отсрочку от армии и обучение на бюджете студент не теряет.

Учиться сразу в нескольких вузах

Как это работает. Учиться можно сразу в нескольких вузах, закон никак это не ограничивает. Но за счет бюджета высшее образование можно получить только один раз, поэтому второй вуз в любом случае будет платным. Чтобы все успевать, в одном вузе можно оформить индивидуальный план обучения или выбрать заочную форму.

Для поступления в новый вуз необязательно заново сдавать ЕГЭ: его результаты действуют 4 года. То есть если вы сдали ЕГЭ в 2019 году, поступать по этим результатам можно в 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023. При желании можно сдать экзамен заново, а потом выбрать, результаты какого года использовать.

Поехать на стажировку в иностранный вуз

Как это работает. Есть программы, по которым можно во время обучения в российском вузе съездить на стажировку за рубеж. Для этого вузы создают международные отделы и заключают договоры о студенческом обмене с зарубежными учебными заведениями. Если таких отделов нет, вуз можно выбрать самому, а на время обучения оформить академический отпуск. Можно найти бесплатную и даже оплачиваемую стажировку, зарубежные вузы и организации такое предлагают.

Стажировка — это не полноценное обучение, диплом бакалавра или магистра зарубежного вуза вы не получите. Зато появится новый опыт и новые связи, а изученные предметы могут зачесть в вашем российском вузе.

Закончить обучение экстерном

Как это работает. Вуз можно закончить быстрее, чем все остальные. Ускоренное обучение называют экстерном. Чтобы его оформить, нужно составить индивидуальный учебный план. Это возможно, если студент показывает выдающиеся способности и способен освоить образовательную программу за более короткий срок. Еще такой вариант подходит студентам, которые окончили колледж или техникум. Они поступают в вуз на общих основаниях, но потом могут выбрать ускоренное обучение.

В законе не сказано, что вузы должны переводить студентов на индивидуальный план по их заявлению. Порядок такого перевода определяется внутренними документами вуза. Называться такой документ может, например, так: «Положение об ускоренном обучении и обучении по индивидуальному учебному плану». В каждом вузе будут свои особенности ускоренного обучения — где-то возможностей больше, где-то меньше. Если решили перевестись, подавайте заявление в деканат.

Пересдать экзамены два раза

Как это работает. Если студент не сдал экзамен или зачет, он должен его пересдать. Официально это называется «ликвидировать академическую задолженность». Если этого не сделать, из вуза отчислят за неуспеваемость.

Брать за пересдачи деньги вуз не может. Обязывать студентов что-то оплатить или купить, чтобы их допустили к пересдаче, — тоже.

Восстановиться после отчисления

Как это работает. Если студент ушел из вуза по собственному желанию, он имеет право передумать, восстановиться и продолжить учебу. Для этого у него есть 5 лет. Восстановиться можно на тех же самых условиях — то есть продолжить учиться бесплатно, если уходил с бюджетного места и в вузе есть свободные места. Если мест нет, можно ждать следующего года или договориться с вузом и восстановиться на другую форму обучения, например на заочную.

Если вуз сам отчислил студента за неуспеваемость или дисциплинарные нарушения, возможность восстановления закон не гарантирует — это регулируют правила вуза. Вуз может установить ограничения на количество восстановлений, потребовать пройти предварительную аттестацию, то есть ответить на вопросы комиссии. Подробности нужно узнавать в вузе, в котором хотите восстановиться.

Бесплатно публиковать статьи в изданиях вуза

Как это работает. Вузы обязаны давать своим студентам возможность опубликовать их научные работы. Об этом праве полезно помнить студентам, которые занимаются наукой. Опубликованные статьи нужны для поступления в магистратуру, аспирантуру, защиты диссертации, подачи заявок на гранты, получения повышенной стипендии.

Многие журналы и сборники студенческих работ берут деньги за публикацию, и в сравнении с гарантированной стипендией в 1500 Р это может быть существенная статья расходов. Поэтому вузы обязаны обеспечить студентам возможность публиковаться бесплатно. Воспользоваться этим правом может любой студент, но только если статья качественная. Статьи с плагиатом или низкого уровня вуз публиковать не должен, даже если их написали его студенты. Требований к изданиям, где следует публиковать статьи, закон не содержит. Обычно это издаваемые вузом журналы или сборники студенческих конференций.

Не служить в армии, пока идет учеба

Как это работает. Студентам вузов, у которых есть государственная аккредитация, дают отсрочку от армии на время учебы. Она положена:

Отсрочка сохраняется во время академического отпуска, взятого на год, и при переводе в другой вуз с государственной аккредитацией. Если студент сам забрал документы из вуза, а потом восстановился, он тоже может сохранить отсрочку, но для этого нужно, чтобы общий срок обучения не увеличился. Это возможно, например, если отчислиться со специалитета, а восстановиться на следующий год на бакалавриат.

Это право касается всех студентов мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, потому что они обязаны служить в армии по призыву. Если студенту пришла повестка, а он хочет вместо службы в армии учиться в вузе, об этом нужно сообщить военкомату: там не проверяют списки студентов и не знают, у кого есть право на отсрочку. В вузе нужно будет взять справку для военкомата.

Жаловаться на преподавателей, которые оскорбляют студентов

Как это работает. Преподаватели должны быть вежливыми, обращаться к студентам уважительно и ни в коем случае их не оскорблять. Если же с преподавателем не повезло, свои права можно и нужно защищать.

Обжаловать устав и другие документы вуза

Как это работает. Многие вопросы относительно порядка учебы вуз регулирует сам — в уставе, внутренних положениях и других документах. Однако эти документы не должны противоречить законодательству об образовании. Если считаете, что какие-то нормы вуза явно нарушают ваши права, эти нормы можно обжаловать. Чаще всего обжалуют не уставы, а индивидуальные акты — приказы об отчислении.

Обращаться можно напрямую в районный суд. Жалобу можно подать онлайн, используя учетную запись на госуслугах.

Вот пример: у студента не было задолженностей, но были пропуски лекционных занятий. За это вуз его отчислил. Студент не согласился и обратился в суд. Суд обязал вуз восстановить студента: пропуск лекций не означает невыполнения учебного плана, если все зачеты и экзамены сданы.

Иметь любые политические и религиозные взгляды

Как это работает. Вузы не могут ограничивать свободу студентов исповедовать выбранную ими религию или отказываться участвовать в религиозных обрядах, не могут запретить им свободно выражать свои взгляды и убеждения, в том числе политические.

Закон прямо запрещает принуждать студентов вступать в общественные объединения, в том числе в политические партии. Недопустимо заставлять студентов участвовать в политических акциях и агитационных мероприятиях под угрозой отчисления или каких-то других проблем. Если принуждают — есть право отказаться и сослаться на закон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *