за что сожгли аввакума
В Страстную пятницу, 14 апреля 1682 года, по настоянию патриарха Иоакима в Пустозерске в деревянном срубе с тремя своими единомышленниками был сожжен мятежный протопоп Аввакум. 330 лет назад произошла не просто казнь. Погиб идеолог, вождь старообрядчества и первый русский писатель, пострадавший за свои убеждения. За что был убит протопоп Аввакум?
Церковный раскол — это одно из ключевых событий в истории России. Даже последовавшая затем Петровская реформа — устроение на месте Московского царства Российской империи — в какой-то мере может рассматриваться как последствие Раскола. Раскол не только разделил русское общество и народ, но и расчистил место для преобразований эпохи Петра Великого. Наша общая историческая судьба, к сожалению, изобилует многими бедами, но даже на их фоне Раскол выглядит одной из самых зловещих бед, ибо он стал предтечей Гражданской войны.
Одним из главных отличий Аввакума от лидеров западноевропейской Реформации, таких как Лютер, Кальвин и другие, было отсутствие у русских староверов печатного станка. Лютер, пользовавшийся поддержкой некоторых немецких князей, мог позволить себе печатать направленные против папской власти филиппики. Печатное слово не в последнюю очередь сыграло свою роль в распространении идей протестантизма. Боярыня Морозова, в качестве сподвижницы Аввакума, поплатилась за это своей жизнью. На удивление, ни дальняя ссылка, ни стены, ни стража, ни отсутствие типографий не смогли воспрепятствовать проникновению идей мятежного протопопа в русское общество. Оригиналы на бересте, написанные рукой Аввакума, затем многократно переписывались и распространялись. Для тех, кто любит осовремененные сравнения, это был старообрядческий Самиздат.
Поскольку историками документы о казни протопопа Аввакума до сих пор не обнаружены, спекуляции на эту тему продолжаются. Отсутствие документов об исполнении казни — следственного дела, приговора, донесений исполнителей — позволяют считать тему открытой для дискуссий. В частности, вопрос о конкретном обвинении, по которому был казнен Аввакум. Большая часть историков склонна полагать, что причиной казни Аввакума явились, прежде всего, его религиозные воззрения. Вынесению окончательного решения о судьбе томившегося в земляном срубе заполярной ссылки Аввакума со товарищи способствовало событие, произошедшее в Москве в праздник Богоявления Господня в 1681 году. Ежегодно 6 января с участием царя и высшего духовенства совершался крестный ход из Кремля на Москву-реку. На кремлевском холме собиралось до нескольких сот тысяч «чаяющих движения воды», которые съезжались со всех концов государства. Во время богоявленских торжеств и Крещенского водосвятия в присутствии царя Федора Алексеевича противники никоновских реформ устроили разгром в главных храмах Российского государства — Успенском и Архангельском соборах.
«Церковные ризы и гробы царские» раскольники марали дегтем и «сальные свечи ставили». Деготь — свидетельство позора, им мазали ворота дома, где незамужняя девка приносила в подоле ребеночка, а сальные свечи считались нечистыми и в церковном обиходе не использовались. Писатель Кирилл Кожурин, написавший биографию Аввакума со старообрядческих позиций, пишет: «В то же самое время старообрядец Герасим Шапочник поднялся на колокольню Ивана Великого и «метал» оттуда в толпу свитки с политическими карикатурами и «хульными надписями», обличающими царя, светских и духовных властей во главе с патриархом Иоакимом». Под карикатурами на вселенских патриархов были начертаны: «окаянный», «льстец», «баболюб», «сребролюбец», «продал Христа».
После церковного Собора, состоявшегося в ноябре 1682 года, в Пустозерск направили капитана стрелецкого стремянного полка И.С. Лешукова. Он учинил спешный сыск из-за распространения Аввакумом писаний, направленных против царя и новообрядческих иерархов. Итак, 330 лет тому назад были сожжены протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний. Встречающаяся в исторической литературе формулировка «за великие на царский дом хулы» заимствована не из официального текста приговора, а из записок графа А. А. Матвеева, написанных после 1716 года.
«Непонятно, за что вместе с Аввакумом сожгли других старообрядцев, если причиной казни стали светские преступления одного Аввакума. Наконец, невероятно известие, что старообрядцы мазали дегтем царские гробы. За никонианские реформы был ответственен только один покойный царь Алексей Михайлович. Все предыдущие цари почитались старообрядцами как благочестивые монархи и только в качестве таковых упоминались в старообрядческих сочинениях», — отмечает историк Е.О. Шацкий.
В документах, относящихся к 1681 году, масштаб противоправных действий, совершенных тогда в Москве значительно меньше, чем это описано в Синодальном объявлении. Оно было составлено 40 лет спустя, его авторы словно стремились лишить протопопа ореола мученичества за веру. Более того, из документов никак не следует какое отношение к карикатурам и к беспорядкам имел ссыльный Аввакум. Наиболее правдоподобной выглядит гипотеза о казни Аввакума за распространение им и его единомышленниками идей старообрядчества.
Читайте самое интересное в рубрике «Религия»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Протопоп Аввакум: житие, интересные факты
Мала ли беда, содомская сия скверна, во святилище содеяна? Как выедет он, архимарит, во свою землю, скажет вместо детища: я-де глупых русаков и владыку блудил. У них то, греков, не диковина. И безчестие сие и вечный позор не точию вам, архиереом, но и всему государству будет. А толко до сего времени и служите в той церкви без освящения: блюдитеся и от Бога казни. Не добра похвала — такой вор и ругатель великия России святителя учит.
Протопоп Аввакум
Кем был знаменитый протопоп Аввакум — самая неоднозначная и удивительная фигура своего времени? Как к нему относятся в современной Церкви? За что его казнили? Почему произошел церковный раскол и существуют ли сейчас старообрядцы? Мы постарались описать житие протопопа Аввакума, человека, который пошел против действующей власти и стоял до конца за то, что считал правильным, не сломленный перед пытками. Он потерял в двоих сыновей, шел пешком по тайге, стал известен, как истовый подвижник православия.
Протопоп Аввакум Петров (1620-1682) стал одним из самых ярких противников церковной реформы патриарха Никона и царя Алексей Михайловича. Он написал собственную автобиографию — «Житие протопопа Аввакума». Его житие стало настолько значимым произведением своего времени, что протопопа Аввакума даже называли «родоначальником русской литературы». Старообрядцы почитают протопопа Аввакума как священномученика и исповедника, он был сожжен в Пустозерске в 1682 году. Реформа стала причиной церковного раскола, который до сих пор не преодолен. В селе Григорово ему установлен памятник. Там протопоп Аввакум изображен с поднятыми над головой двумя перстами — символом раскола.
Можно по-разному относится к участию протопопа Аввакума в расколе, но сложно не признать, что он был яркой и важной исторической фигурой своего времени, стойким и удивительным человеком, который не пожелал склониться перед теми, кого считал врагами истиной веры. Для старообрядцев протопоп Аввакум остается образцом веры во Христа.
Протопоп Аввакум: житие
Протопоп Аввакум был одной из самых удивительных и неоднозначных фигур XVII века. Он был сыном бедного священника из Нижегородского уезда и рано приобрел известность, как подвижник православия. Протпоп Аввакум был строг не только к другим, но и к самому себе. Он не признавал никаких сделок с совестью. Бывало, что он держал руку над горящей свечой, чтобы усмирить плоть и избавиться от греховных мыслей.
Он писал: «Если хочешь быть помилован Господом, сам также милуй; хочешь, чтобы тебя почитали, — почитай других; хочешь есть — корми других; хочешь взять — другому давай: это и есть равенство, а рассудив, как следует, себе желай худшего, а ближнему — лучшего, себе желай меньше, а ближнему — больше».
Протопоп Аввакум не боялся знатных людей, спрашивал и с них за творящиеся беззакония. Однажды у одной вдовы начальник отнял дочь. Протопоп Аввакум был единственным, кто заступился за вдову. Начальник явился в храм, чтобы жестоко избить священника. Он волочил его за собой по земле прямо в ризах. Но протопоп Аввакум не сдался и не изменил тому, что он считал праведным делом.
Из-за непростого характера, нетерпимости к злу, протопоп Аввакум постоянно менял приходы. И каждый раз вступал в новый конфликт, чтобы защитить слабых, обличить греховные поступки знатных и простых людей. Он терпел поношения и побои, но не менял своих взглядов. Слава о протопопе Аввакуме дошла до самой Москвы.
Государь Алексей Михайлович радушно принял протопопа Аввакума в своих роскошных покоях. Он должен был получить прекрасную карьеру после одобрения царя, но в 1653 году все изменилось.
Учения Протопопа Аввакума
Началась церковная реформа. Службы и все церковные обряды были унифицированы по греческому образцу. Раньше православные крестились двумя перстами, теперь же должны были креститься тремя — «щепотью». Вероучительные догматы Церкви остались прежними, но значительная часть общества все равно отвергла реформу со словами «до нас положено, лежи так во веки веков!».
Раскол обычно называют «расколом Русской Православной Церкви», на самом же деле, раскололось общество и дело было не только в церковных обрядов. В 1645 году на престол взошел царь Алексей Михайлович в возрасте неполных шестнадцати лет. Вокруг молодого царя сформировался кружок сторонников благочестия. Они называли себя ревнителями древнего благочестия. В кружке состоял будущий Патриарх Никон, который стал Патриархом в 1652 году, боярин Федор Михайлович Ртищев и протопоп Аввакум.
Главной проблемой для ревнителей древнего благочестия была порча веры. По их мнению вера была испорчена не только среди мирян, но и среди священнослужителей. Члены кружка считали, что дело было в порче священных книг. Служба из-за этого шла неправильно, а народ неправильно верил. Чтобы исправить священные книги надо было найти образец. Протопоп Аввакум предлагал сделать образцом старорусские книги. Греческие образцы он считал непригодными, упоминая, что Греция отошла от истиной веры, за что и была наказана в XV веке Византийской империей.
Патриарх Никон наоборот считал, что следует взять современные греческие образцы. В 1649 году в Москву приехал Вселенский Патриарх Паисий и уговорил царя Алексея Михайловича взять греческие книги за образец. Алексей Михайлович действовал из интересов государства. Чтобы превратить Россию в центр православного мира требовалось согласие с четырьмя Вселенскими Патриархами, которые были греками.
Став Патриархом Никон взялся за исправление церковных книг и устоев. Нововведения касались, казалось бы, незначительных вещей.
Реформа проходила жестко. Так, например, те, кто отказывался сдавать старые иконы и заменять их на новые подвергались гонениям. К ним домой врывались стрельцы, чтобы разломать иконы.
Символом раскола и самым главным «камнем преткновения» стало крестное знамение тремя сложенными перстами, а не двумя, как это было раньше. Современные историки говорят о том, что в расколе были виноваты и Патриарх Никон, решившийся на слишком жесткие изменения устоев и протопоп Аввакум, который подверг своих подвижников жестоким пыткам, а некоторых и мученической кончине по таким незначительным поводам.
Староверцев иногда называют еретиками, но, на самом деле, раскол не касался вопросов вероучения. Главной виной раскольников стало непослушание. Они не соглашались не только с религиозными, но и со светскими властями.
Дело было не только в религиозном протесте. Народ был недоволен жестокими порядками царя, коррупцией и произволом, царившими в те времена. Люди, которые не были согласны с начальством, подвергались в те времена жестоким гонениям. Протопоп Аввакум выступил против церковной реформы и призвал свою паству не сломиться и оказать сопротивление. Староверы бунтовали нечасто, скорее, предпочитали уйти в те места, где их не могли найти. Они уходили на Урал, за Урал и в другие далекие земли. Иногда даже практиковали самосожжение, чтобы не предать старую веру.
Протопоп Аввакум говорил: «В каких это правилах написано, чтобы царю церковью владеть и догматы изменять? Ему подобает лишь оберегать ее от волков, ее губящих, а не толковать и не учить, как веру держать и как персты слагать. Это не царево дело, а православных архиреев да истинных пастырей, которые души свои готовы положить за стадо Христово, а не тех пастырей слушать, которые готовы и так и сяк на одном часу перевернуться, ибо они волки, а не пастыри, душегубы, а не спасители: своими руками готовы пролить кровь неповинных и исповедников православной веры бросить в огонь. Хороши законоучители! Они такие же, как земские ярышники, — что им велят, то они и творят».
По всей Руси начались гонения на тех, кто выступал против реформы. Духовное чадо протопопа Аввакума боярыню Морозову арестовали и подвергли жестоким пыткам, чтобы умертвить в земляной яме. Среди знатных людей подвижников старой веры было немного, но боярыня Морозова и ее сестра стали одними из них. На знаменитой картине Сурикова, изображающей боярыню Морозову во время этапирования ее к месту казни, она держит персты, сложенными так, как принято было креститься раньше, — символ раскола. На картине есть и юродивый, который также держит над головой два сложенных перста, являя собой образ несгибаемой старой веры.
Протопоп Аввакум не погиб в Сибири. Он прошел многие километры по дикой тайге, тащил тяжелые лодки вместе с казаками, потерял двоих сыновей. Его преследовали, а он не переставал обличать жестокую и несправедливую власть. Жена протопопа Аввакума Настасья Марковна, простая женщина, дочь деревенского кузнеца, любила его и следовала за ним повсюду, поддерживая мужа. Разбивая ноги о камни в нелегком пути она спрашивала у мужа, как долго продлятся эти муки. «До самой смерти», — отвечал ей протопоп Аввакум.
Раскол набирал обороты. Филаретский монастырь шесть лет отражал осаду стрельцов. Протопопа Аввакума вызвали в Москву, чтобы заключить мир. Царь предложил протопопу Аввакуму стать своим духовником с одним условием — отказаться от борьбы за старую веру. Протопоп Аввакум резко отказался. Его прокляли на Церковном соборе и сослали за полярный круг, в Пустозерск. Протопопа Аввакума расстригли, предали анафеме, многим его сторонникам урезали языки.
Пятнадцать лет он провел в земляной тюрьме, но не оставил борьбу. Царь Алексей Михайлович не решился казнить протопопа Аввакума, а вот его сын и преемник Федор Алексеевич отказался терпеть хулу протопопа Аввакума и приказал сжечь заживо, чем доказал, что светская власть была бессильна перед народным протестом. Для народа протопоп Аввакум стал героем, мучеником за веру. Он погиб за право верить свободно в то, что человек считает правильным. Протопоп Аввакум выступал против жестокости и несправедливости действующей власти.
Конец жизненного пути
24 апреля 1682 года протопоп Аввакум Петров был заживо сожжен в срубе вместе с тремя единоверцами «за великими на царский дом хулы». Рядом собрались бояре, купцы, простые местные жители молча наблюдали за свершение приговоры. Протопоп Аввакум, собираясь на смертную казнь, в последний раз обратился к свой пастве. Его последними словами было «Храните веру старую». Один из друзей протопопа Аввакума в ужасе вскрикнул. Протопоп Аввакум принялся утешать его. Последнее, что люди увидели сквозь пламя — его поднятая к небу рука. Он благословлял народ двумя перстами…
Интересные факты
За что сожгли аввакума
Распечатка текста статьи:
За что сожгли протопопа Аввакума?
Документы о казни протопопа Аввакума не сохранились. В одном из следственных дел 1683 года упомянуто, что «бывшеи протопоп Аввакум которои прежде служил на Москве у церкви Казанской богородицы и после де того он в ссылки в Пустозёрском остроге казнен» (Документы 1990, 91), есть ряд поздних известий о казни. Но отсутствие документов об исполнении казни: следственного дела, приговора, донесений исполнителей, – оставляет многие вопросы дискуссионными. В частности, вопрос о конкретном обвинении, по которому был казнён Аввакум.
Наиболее распространены два объяснения. Первое восходит к антистарообрядческой литературе 18 века. В 1724 году в Москве было намечено публичное сожжение старообрядческой иконы с ликом протопопа Аввакума. На аутодафе должно было быть прочитано объявление Синода старообрядцам. Основная тема – объяснение, почему Аввакум не заслужил почитания в качестве святого. «Лжемученики, паче же и злодеи и казненные, уподобляются мученикам Христовым, бессовестно похищают себе имя святого»; «церкви Христовой укорители; государств христианских возмутители, властей от Бога учиненных ругатели, душепагубные суеверы, раздирающие ризу Христову, всееретичествующие тати, разбойники и все по вине своей страждущие не венчаются» (т. е., не могут быть увенчаны венцами мучеников); «бывший протопоп Аввакум осуждён, наказан и казнён, аки злодей, суеверец, клеветник, ругатель и еретик непокаянный» [Малышёв 1965, 341].
Рассмотрим каждую из версий подробнее.
325 лет назад был казнен протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум Петров
А. Т. Шашков
(Статья из I тома «Православной энциклопедии»)
На новом месте протопоп Аввакум вскоре восстановил против себя мирян и духовенство, был жестоко избит толпой и бежал в Кострому, оттуда в Москву. Здесь он начал служить в Казанском соборе, протопопом которого был его покровитель лидер «боголюбцев» Иван Неронов. Оказавшись в самой гуще событий, связанных с церковной реформой, проводимой Патриархом Никоном, протопоп Аввакум после ареста Неронова (4 авг. 1653) стал во главе старообрядческой оппозиции реформам. Вместе с костромским протопопом Даниилом он написал несохранившуюся челобитную царю Алексею Михайловичу, где просил за Неронова, проводил последнего в ссылку, проповедовал с паперти Казанского собора; лишенный своего места, он служил в церкви Аверкия в Замоскворечье, а затем демонстративно совершал богослужения в «сушиле» во дворе Неронова, где и был арестован 13 авг. 1653 г. Закованный в цепи, протопоп Аввакум был заключен в подземелье Андроникова монастыря, где его били и морили голодом.
Еще одним крупным произведением, появившимся из-под пера Аввакума в 1673-1676 гг., является «Книга толкований», адресованная его любимому ученику С. И. Крашенинникову (иноку Сергию). Она включает толкования Аввакума на псалмы, Книги Притчей и Премудрости царя Соломона, Книгу пророка Исаии, а также его собственное поучение «Что есть тайна христианская, и как жити в вере Христове». Обращаясь к толкованию ветхозаветных текстов, Аввакум стремился через них показать современные ему события и тем самым дать им духовную оценку.
Причину церковного раскола Аввакум видел в любоначалии иерархов, деятельность Никона называл «агарянским мечом» и сравнивал низложенного Патриарха с Арием и Римским папой Формозом. Полемический настрой нередко приводил Аввакума к противоречивым высказываниям. Так, призывая в запальчивости перерезать «никониан» как собак, он в др. сочинениях, выказывая смирение, писал, что Господь простит тех членов Собора, которые его проклинали и расстригали, т. к. это случилось не по их вине, а сам «дьявол наветом своим строил». Долгое время Аввакум верил, что царь Алексей Михайлович обратится к «истинной вере», и лишь после репрессий, начавшихся в 1670 г., его отношение к царю резко изменилось: пустозерские узники назвали Алексея Михайловича и его будущего преемника на троне «антихристовыми рогами», т. е. предтечами антихриста, который в мир еще не явился. Впрочем, после воцарения в 1676 г. Феодора Алексеевича, на которого старообрядцы возлагали надежды, Аввакум попытался изменить оценку нового царя старообрядцами, что нашло отражение в «Ответе» Аввакума на присланное из Москвы «Возвещение от сына духовного ко отцу духовному». Такой подход был одобрен всеми пустозерскими узниками.
Сложным было отношение Аввакума к таинствам реформированной Церкви. Отрицая действительность Таинства Рукоположения в ней священников и уча паству прибегать в силу необходимости к всевозможным обманам при контактах с ними, он тем не менее еще в 1669 г. не только разрешил своим духовным детям ходить в те храмы, где новопоставленные священники служили по старым книгам, но и позволял им брать таких священников в духовники. Позднее в послании «отцу» Ионе Аввакум писал, что перешедшие в староверие «новые попы» могут служить все службы, кроме литургии; литургисать же могут лишь те, кто «постражет от мучителей и кровь свою излиет за старое благочестие». Поскольку найти таких священников, которые пострадали «за веру» и все же остались на свободе, было трудно, Аввакуму пришлось снять и это ограничение. Он даже признал действительным Крещение, совершенное «нераскаявшимися никониянскими попами», но советовал после этого прочитать добавочные молитвы. Аввакум осуждал тех своих единоверцев, кто в условиях «последнего времени» отрицал Таинство Брака и отказывался от Причастия Св. Даров ввиду «конечного истребления» антихристом Бескровной Жертвы. В обрядовой сфере наряду с отстаиванием традиционной для ревнителей дониконовской старины суждений о двоеперстии, сугубой аллилуйе, иконном писании по древним образцам и т. п. Аввакум обращался к вопросам, вызывавшим споры внутри старообрядчества, выступая в защиту благочестивости старопечатных книг, восьмиконечной формы креста, единогласного пения и т. д. Одобряя в посланиях Крашенинникову самосожжения, Аввакум видел в них отнюдь не средство душевного спасения, а единственный в некоторых случаях способ «урываться» из рук «мучителей».
Все эти заблуждения, выявившиеся в процессе яростной полемики Аввакума с мнимым еретичеством Федора, получили распространение и поддержку среди части учеников и последователей протопопа (см. ниже Аввакумовщина), однако основная часть старообрядцев догматические построения Аввакума, несмотря на его высокий авторитет мученика за «старую веру», не приняла. Впоследствии догматические построения Аввакума стали объектом острой критики со стороны обличителей раскола. В свою очередь выговский писатель С. Денисов, пытаясь в своем «Винограде российском» опровергнуть принадлежность этих «писаний» перу Аввакума, называл их подлогом.
Старообрядцами белокриницкого согласия Аввакум почитается священномучеником. 1-я служба Аввакуму (вместе с Коломенским еп. Павлом и др. старообрядцами, пострадавшими за «старую веру») была составлена в нач. XVIII в. (Церковь. 1912. N 41). Почитание установлено Собором старообрядческой Церкви в 1916 г., тогда же написана служба Аввакуму (с полиелеем). Память Аввакума старообрядческая Церковь празднует в неделю после празднования памяти св. отцов VII Вселенского Собора. В с. Григорове в 1991 г. был установлен памятник протопопу Аввакуму (скульптор В. М. Клыков), в Григорове ежегодно проходит Аввакумовский праздник, на который съезжаются старообрядцы со всей страны. В пос. Б. Мурашкино в 1993 г. освящена старообрядческая церковь во имя протопопа Аввакума.
Сочинения: МДИР. М., 1875-79. Т. 1-5; Памятники истории старообрядчества XVII в. СПб., 1927. Кн. 1. Вып. 1 (РИБ; Т. 39); Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч. М., 1960, 1991; Иркутск, 1979n; Горький, 1988n; Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исслед. и тексты. М., 1963; Пустозерский сб.: Автографы соч. Аввакума и Епифания. Л., 1975; ПЛДР. XVII в. Кн. 2. С. 351-454; Пустозерская проза: Протопоп Аввакум. Инок Епифаний. Поп Лазарь. Дьякон Федор. М., 1989; Демкова Н. С., Сесейкина И. В. Старейший (печорский), список «Книги толкований и нравоучений», найденный В. И. Малышевым // Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исслед. Л., 1990. С. 73-146.
Литература: Мякотин В. А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность: Биогр. очерк. СПб., 1893; Бороздин А. К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни рус. об-ва в XVII в. СПб., 1900. Ростов н/Д., 1998п; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898, 19002; Pascal P. Avvakum et les debuts du raskol: La crise religieuse aux XVII-e siecle en Russie. P., 1938, 1963; Робинсон А. Н. Творчество Аввакума и общественное движение в конце XVII в. // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 149-175; он же. Борьба идей в русской литературе XVII в. М., 1974; Румянцева В. С. Народные антицерковные движения в России в XVII в. М., 1986; Клибанов А. И. Протопоп Аввакум как культурно-историческое явление // Ист. СССР. 1973. N 1. С. 76-98; Елеонская А. С. Русская публицистика второй половины XVII в. М., 1978; Малышев В. И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 277-322; Шашков А. Т. Аввакум Петров // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 16-30 [библиогр.]; Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в.: Источники, типы и эволюция. СПб., 1995; Зеньковский С. Русское старообрядчество: Дух. движения XVII в. М., 1995; Старообрядчество: Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 8-9; Демкова Н. С. Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. СПб., 1998.
Аввакумовщина
(Статья из I тома «Православной энциклопедии»)
А. Т. Шашков
Литература: [Лысенин Т. М.] Сказание о распрях, происходивших на Керженце из-за Аввакумовых догматических писем // МДИР. 1887. Т. 8. С. XVII-XIX, 204-353; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898. С. XXVIII-XXXIV, 216-237; он же. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909. С. 311-330; Малышев В. И. История «иконного» изображения протопопа Аввакума // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 382-401; Шашков А. Т. Пошехонский дворянин-старовер Ф. Я. Токмачев и споры конца XVII в. вокруг еретических писем протопопа Аввакума // Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма. Новосиб., 1991. С. 105-112.