за что страдают животные

Вопрос архиерею. Новые ответы

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

за что страдают животные. Смотреть фото за что страдают животные. Смотреть картинку за что страдают животные. Картинка про за что страдают животные. Фото за что страдают животные
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Фото: Патриархия.Ru

1. Я очень люблю, и всегда любила больше животных, чем людей. Они беззащитные, не способны мстить, у них нет злого умысла, при этом они любят нас… Скажите, что происходит после смерти животного? Есть ли у них рай или ад? Почему нельзя прийти в храм и помолиться за них? Почему такая дискриминация? Почему у нас в стране такое отношение к животным? Почему дети бывают к ним жестоки? Когда я где-нибудь слышу, что пострадало животное, у меня сердце кровью обливается, я начинаю переживать, и наоборот, мне все равно, если это происходит с людьми. Человек грешен, значит, должен быть наказан, но за что и почему страдают животные?

Для человека нормально и хорошо ― относиться к животным по-доброму. Но совершенно недопустимо и греховно ― любить животных больше, чем людей.

Однозначно ответить на вопрос, что происходит с животными после их смерти, мы не можем. Дело в том, что в Православной Церкви этот вопрос доктринально не разработан. В Священном Писании нет каких-то конкретных сведений о посмертной участи животных. Почему? ― Потому что Господь Сам, через Священное Писание и Предание, открывает людям то, что необходимо для их спасения. Мы можем быть уверены в том, что человек, сотворенный по образу и подобию Божию, обладает бессмертной душой, что мир во всем его многообразии и красоте был создан Богом ради человека, что человек призван к Богообщению и в жизни земной, временной, и в жизни вечной.

Мы знаем из Священного Писания и о том, что животные существовали в первозданном Эдеме, что праотец Адам нарицал им имена: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2, 19). В этом наречении имен ― и главенство человека над животными, и глубинное понимание человеком всей твари, и ее добровольное подчинение ему. В этом ― и полная гармония между ними, утраченная после грехопадения человека.

Действительно, с грехопадением вошли в мир страдания и смерть: тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 20, 22). Однако я не советовал бы Вам идеализировать животных (на самом деле большинство видов вовсе не расположены любить человека, и если говорить о дикой природе, в своей среде они достаточно беспощадны друг к другу) и так резко, даже безжалостно относиться к людям, желая им наказания.

Взаимосвязь человека и живой природы так глубока, что только человек может избавить тварь от страдания, исполнив заповеди Божии: И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21),― говорит Апостол. В глобальном смысле это произойдет тогда, когда исполнятся пророчества Апокалипсиса, в новом мире, преображенном Богом. Пророку Исаие было открыто, что на новой земле будут и животные, но тоже в ином, преображенном состоянии, когда они никому не смогут причинить зла: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь (Ис. 65, 25).

Однако примеры восстановленной гармонии между человеком и животными можно видеть и сейчас: и в житиях святых, и даже в жизни наших современников. Вспомните, например, житие преподобного Герасима Иорданского: ему до конца дней служил лев, из лапы которого святой вынул занозу… Особо почитаемые в России преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский даже на многих иконах изображаются с дикими животными ― с медведями, которые с доверием приближались к ним и брали пищу из рук святых. Удивительно много подобных случаев встречается в воспоминаниях очевидцев о старце Паисии Святогорце, который относился с горячей любовью и к людям, и к твари, и она отвечала ему взаимностью (среди «близких друзей» старца были и птицы, и ящерицы, и змеи, и лягушки).

Однако, повторяю, восстановление утраченной гармонии происходит тогда, когда человек исполняет заповеди Божии. А главные из них, как говорит нам Сам Спаситель: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 37-39). Обретение полноты любви к Богу и людям ― вот к чему нам следует стремиться, чему следует посвятить все силы души. Опыт показывает, что всей жизни человека может не хватить на это…

Значит ли из этих высказываний, что существует, как Вы пишете, «дискриминация» животных? Во-первых, я думаю, что это понятие в данном случае неприменимо. Во-вторых, такое отношение к животным, которое высказывают святые и подвижники Православной Церкви, призвано восстановить правильную иерархию ценностей для человека во благо самого человека.

Да, люди сейчас действительно бывают жестоки к животным. Но не менее жестоки они бывают друг к другу, к детям. Все это ― следствие утраты духовных ориентиров, порождение той атмосферы, которая нас окружает, того отчуждения людей друг от друга, которое сегодня господствует в обществе. Это результат и такого (популярного ныне) отношения к собственной жизни, когда люди предпочитают не связывать себя серьезными семейными отношениями, не рожать детей. И вот неправильное устройство человеческой жизни в самом ее основании приводит к крайностям: либо к неоправданной жестокости, либо к неумеренной любви ― к животным, вещам, самому себе…

Если оглянуться вокруг, заметно, что очень многие, скажем так, чрезвычайно активные любители животных сегодня — это люди, которые не имеют семьи. Человек расходует на это нерастраченные силы своей души. Ведь Господь вложил в нас много любви, с «запасом», благословив семейную жизнь, и поэтому семья должна быть большая. Животные в доме тоже могут быть, но им следует отвести определенное место. Если это собака, например, она должна караулить дом и жить в будке, а не спать в хозяйской постели или занимать две трети городской квартиры.

Поэтому главное, о чем должен в своей жизни заботиться человек ― о своем спасении, о восстановлении разрушенных грехом взаимоотношений с Богом, молиться о даровании любви ― к Богу и людям. Надо постараться построить свою жизнь на этом фундаменте, и тогда все в ней встанет на свои места.

2. Считаете ли Вы количество и доступность епископов для мирян нормой на текущий момент времени?

Нет, не считаю. Полагаю, что и епархий, и правящих архиереев в Церкви должно быть гораздо больше. Могу привести такой пример: в Греции, все население которой меньше населения города Москвы, около 70 епархий и 70 епископов. Так сложилось исторически. И у нас, в нашей огромной стране ― тоже 70 епархий, 87 архиереев (из них 70 епархиальных и 17 викарных). Думаю, что в этом ― источник многих проблем Русской Церкви организационно-управленческого характера: у нас слишком большие епархии и слишком мало архиереев.

Однако нельзя не заметить и того, что сегодня в нашей Церкви епархий гораздо больше, чем было 10–15 лет назад. В советские годы вся Сибирь, все пространство за Уралом представляло собой одну епархию… Саратовская кафедра была объединена с Волгоградской, а некоторое время, в послевоенные годы,― еще и с Астраханской. Сегодня все это ― отдельные епархии.

Дело в том, что церковную организацию нельзя увеличить одномоментно до невообразимых размеров. Всему свое время, этот процесс идет и он будет продолжаться. Открываются новые храмы, новые приходы, в духовных школах воспитывается новое поколение духовенства. Могут и должны учреждаться новые епархии, будут рукополагаться викарные епископы в уже существующих больших епархиях. Поэтому со временем, полагаю, проблема будет решена.

3. Проводит ли Православная Церковь какую-либо работу с так называемыми «пасторами» различных сект? Ведь не секрет, что в секты в период безвременья в России попали лучшие люди, идущие по пути духовных исканий и сделавшие в свое время роковую ошибку. Они искренне убеждены, что приносят людям пользу своей деятельностью. Читала о так называемом «Альфа-курсе» сектантов, есть ли что-нибудь подобное у нас?

Действительно, к сожалению, так сложилось, что в 1990-е годы, когда Церковь, еще лежащая в руинах, только начала выходить из «поднадзорного» и безгласного состояния, на которое ее обрекла советская власть, в нашу страну хлынуло огромное количество проповедников с Запада, хорошо вооруженных и достаточно состоятельных, которые, действуя разными способами, не брезгуя в том числе и прямым подкупом, смогли привлечь к себе достаточное количество сторонников. И вы абсолютно правы в том, что в это время в протестантские церкви и секты попали люди, которые искали Бога, но не получили должного ответа в православном храме или не встретили в нем такого человека, который мог бы показать им дорогу к Богу.

Сегодня Церковь считает просветительскую деятельность одной из главных своих задач (не случайно ведь существует и этот портал, посредством которого мы общаемся). Мы «ведем работу» с каждым человеком, который приходит в храм. И я думаю, что чем больше будет православных храмов и образованного, просвещенного и ревностного духовенства, тем больше людей, в свое время попавших сектантские сети, будет возвращаться в Церковь Православную.

Насколько я знаю, попытки перенести «Альфа-курс» в современную миссионерскую практику Православной Церкви были предприняты, но они получили очень неблагоприятные отзывы. Во-первых, потому, что в «Альфа-курсе» используются методы нейролингвистического программирования и эриксоновского гипноза, которые могут нанести вред душе человека. Во-вторых, потому, что такой курс может дать самое «внешнее», обедненное, отстраненное знание о христианстве, но не может помочь человеку войти в жизнь Церкви, начать участвовать в Таинствах, полюбить богослужение. Сейчас на многих приходах действуют воскресные школы для взрослых и детей, молодежные объединения. Они могут дать первоначальные знания и то человеческое общение, которое людям необходимо. Но войти в Церковь вне Церкви невозможно.

4. Я очень люблю своего жениха, мы хотим пожениться вскоре. Но он мусульманин (турок). Его семья не радикальная и вопрос о смене религии для меня не стоит. Он Православие тоже принимать не собирается. Но какие ограничения в Церкви ожидают меня при заключении нашего с ним брака в ЗАГСе? Спасибо. Ксения.

Видимо, Ксения, вы считаете себя крещенным, но не совсем воцерковленным человеком. Если бы Вы ходили в храм, участвовали в Таинствах Церкви, то знали бы, какие ограничения Вас ожидают в браке с мусульманином. Вы не сможете соблюдать многие установления Православной Церкви, и прежде всего ― вступить в церковный брак, венчаться, то есть получить Божие благословение на будущую семейную жизнь. Но самое главное ― ваши дети будут воспитываться в исламе. По мусульманским обычаям, дети от смешанного брака обязательно воспитываются в вере отца. И я думаю, что как бы ни была толерантна семья Вашего будущего мужа, они сделают все, чтобы это было исполнено.

5. Моей дочери снится один и тот же навязчивый сон, что ее покойная бабушка к ней приходит и зовет ее к себе. Моя дочь очень беспокоится, ведь такие сны к плохому. Что Вы посоветуете?

Я советую Вам не обращать никакого внимания на этот сон, вообще не пытаться запоминать и исследовать сны, забывать о них сразу же по пробуждении.

В Добротолюбии, сборнике святоотеческих наставлений для православных христиан, говорится о добродетели «неверования никаким снам», о правиле «отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают ничто иное, как ″идолы помыслов, игра воображения″» (блаженный Диадох, «Подвижническое слово», 3 том Добротолюбия). А преподобный Иоанн Лествичник учит: тот, «кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее» («Лествица», слово 3).

Поэтому не стоит обращать внимания на этот сон, ничего страшного здесь нет.

6. Владыка! Меня смущает, что в нашем городе часто перед исповедью не читаются положенные молитвы. Считается ли действительным таинство покаяния, если священник прочитал разрешительную молитву, однако не читал молитв перед исповедью?

Назовите мне, пожалуйста, храмы, где не читаются молитвы пред исповедью. Я исправлю это положение. Хотя таинство считается совершившимся после того, как священник прочитал разрешительную молитву над кающимся, но молитву перед исповедью читать тоже необходимо.

[1] Скаженный (просторечн.) ― бешеный, сумасшедший.

Источник

Добро пожаловать на форум Движения реалистической зоозащиты Пять свобод.

В случае проблем с регистрацией просим Вас сообщить нам об этом в разделе «Добро пожаловать (новичкам сюда)»
либо отправить сообщение на наш почтовый адрес real-ap@yandex.ru

за что страдают животные. Смотреть фото за что страдают животные. Смотреть картинку за что страдают животные. Картинка про за что страдают животные. Фото за что страдают животные за что страдают животные. Смотреть фото за что страдают животные. Смотреть картинку за что страдают животные. Картинка про за что страдают животные. Фото за что страдают животные за что страдают животные. Смотреть фото за что страдают животные. Смотреть картинку за что страдают животные. Картинка про за что страдают животные. Фото за что страдают животные

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]

Администратор

Зарегистрирован: 15 фев 2011, 06:25
Сообщения: 572

Зарегистрирован: 19 янв 2012, 11:51
Сообщения: 587

за что страдают животные. Смотреть фото за что страдают животные. Смотреть картинку за что страдают животные. Картинка про за что страдают животные. Фото за что страдают животные

Зарегистрирован: 26 окт 2011, 16:57
Сообщения: 516
Откуда: Украина Львов

Дальше о пище для нас ( как было задумано) Бытие 1.29.

Потом, после потопа есть обращение к Ною и его семье : Бытие 9.9.

Относительно пищи далее Бытие 9.3

Так, что считаю, страдания животных, а ещё домашних, жизнь которых полностью в наших руках, это уже точно грехи наши.

Кроме христианства есть ещё много религий, но ни в одной из них нет призывов плохо относиться к животным.

за что страдают животные. Смотреть фото за что страдают животные. Смотреть картинку за что страдают животные. Картинка про за что страдают животные. Фото за что страдают животные

Зарегистрирован: 26 окт 2011, 16:57
Сообщения: 516
Откуда: Украина Львов

В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится:

بَيْنَمَا كَلْبٌ يُطِيفُ بِرَكِيَّةٍ قَدْ كَادَ يَقْتُلُهُ الْعَطَشُ إِذْ رَأَتْهُ بَغِيٌّ مِنْ بَغَايَا بَنِي إِسْرَائِيلَ فَنَزَعَتْ مُوقَهَا فَاسْتَقَتْ لَهُ بِهِ فَسَقَتْهُ إِيَّاهُ فَغُفِرَ لَهَا بِهِ

Обратите внимание, дорогие братья, на то, как безгранична милость Аллаха. Если человек из-за хорошего поступка по отношению к собаке заслужил такую милость, то какая милость ждёт тех, кто делает добро мусульманам, сиротам, нуждающимся?

Женщина, оказавшаяся в аду.

دَخَلَتْ امْرَأَةٌ النَّارَ فِي هِرَّةٍ رَبَطَتْهَا فَلَمْ تُطْعِمْهَا وَلَمْ تَدَعْهَا تَأْكُلُ مِنْ خَشَاشِ الْأَرْضِ

«Женщина вошла в ад за то, что заперла кошку, не давала ей пищи и не позволила ей самой искать пропитания» (Бухари, №3071¬).

Блудница заслужила Рай, а другая, оставив кошку без пищи, оказалась в аду. Над этим стоит задуматься. Обращайтесь хорошо с животными, не говоря уже об отношении к людям, дабы заслужить бесценную милость Творца!

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это большой грех – мучить подопечных тебе животных».

Известно, что Пророк (мир ему и благословение) осуждал тех, кто увечит животное (Ахмад).

Пророк (мир ему и благословение) также запрещал натравливать друг на друга животных (Абу Дауд и Тирмизи) и осуждал бесцельную охоту (Сахих Муслим).

за что страдают животные. Смотреть фото за что страдают животные. Смотреть картинку за что страдают животные. Картинка про за что страдают животные. Фото за что страдают животные

Зарегистрирован: 26 окт 2011, 16:57
Сообщения: 516
Откуда: Украина Львов

Индуизм, буддизм, джайнизм.

Такое отношение к миру считалось необходимым для совершенствования души.

Верующий индус воспринимает свои добрые поступки по отношению к животному как ступеньки на пути к спасению. Если это отношение в определенной степени снижает нравственную ценность добрых поступков индуса, то, с другой стороны, религиозный характер предписаний быть милостивым с животными делает их для каждого обязательным.

Гуманное отношение к животным считалось высокой формой этики поведения, тогда как более ограниченная мораль предполагала доброту только к представителям своего рода, т.е. к людям. Согласно ведам, первый из принципов включает и второй, и потому последователям ведических традиций рекомендовалось следовать первому, более широкому, принципу.

Индусские семьи часто держат домашних животных, птиц. Но, в отличие от жителей западных стран, индусы видят свой религиозный долг в том, чтобы заботиться о животных, которых они считают членами своих семей. Индус утром сначала кормит свое животное, а потом принимается за другие дела.

Индуизм подчеркивает родственную близость человека с природой, со всеми животными, а это делает невозможным враждебное или даже безразличное отношение к животным, с которыми человек образует единство. В своем развитии человечество сначала проходит стадию воплощений в животном царстве.

Великие основатели религий в Индии, безусловно, сделали очень много для защиты животных, для осознания их прав. Те идеи, которые с великим трудом пытаются донести до сознания западного человека ведущие гуманисты нашего века, уже несколько тысячелетий являются достоянием народов на Востоке, ими руководствуются в жизни.

Таким образом, корова играет важную роль в экономике и сельском хозяйстве индусов и занимает центральное место в идеале «простой жизни и возвышенного мышления», предлагаемом ведами.

Вегетарианство в Индии опирается не только на гуманное отношение к корове, весьма влиятельным является также культ божества Любви Кришны, который проповедует строгое вегетарианство и благоговейное отношение к священной корове.

Другой восточной религией, также проповедовавшей вегетарианство, был зороастризм. Основатель этой религии Заратустра (в греческом написании Зороастр), живший в Персии примерно за 600 лет до н.э., был известным защитником животных. Последователи его религии, спасаясь от преследований исламских владык, бежали в Индию, где религия была гораздо ближе к их собственной. Их современные потомки в Индии называются парсами: всего зороастрианцев сейчас около 200 тыс. человек, они придерживаются вегетарианства.

Современный индуизм, который стал менее жестко предписывать вегетарианство, продолжает, тем не менее, проповедовать принцип ахинсы, непричинения вреда всем существам. Несмотря на отход некоторой части индуистов от вегетарианства, число индуистов, придерживающихся вегетарианства, составляет сейчас более 700 млн., т.

е. 83% населения Индии.

Нынешний Далай-лама (14-й), которого следует считать одним из виднейших религиозных деятелей буддизма всего Дальнего Востока, пишет:

«Неважно, принадлежат ли они [живые существа] к более высоким формам, таким, как человек, или более низким, таким, как животные, все существа в первую очередь ищут мира, покоя и безопасности. Жизнь так же дорога безгласному созданию, как и человеку. Даже самое ничтожное насекомое стремится защитить себя от угрожающей ему «опасности. Так же, как каждый из нас, хочет счастья и боится боли, так же, как каждый из нас, хочет жить и не хочет умирать, так хотят этого и другие существа» («Animals’ Agenda», 1990, осц р. 25).

Буддизм, как его исповедуют сейчас вне Индии, допускает отступление от принципа ахинсы и от вегетарианства. Таким образом, он утратил в этих странах роль религии, защищающей животных от жестокости. Например, в Японии, хотя и потребляется мало мяса, широко используется в пищу рыба. Только в дзэн-буддистских монастырях строго соблюдаются вегетарианство и другие принципы исконного буддизма.

Третьей ведущей религией Индии является джайнизм. Эта религия довела до полного логического развития идеи ахинсы и наиболее бескомпромиссно защищает все формы живых существ. Джайнизм был основан святым Пророком Махавирой (VI в. до н.

э.), получил значительное распространение в Индии, и в настоящее время насчитывается более 4 млн. его последователей.

Джайнисты не только особо строгие вегетарианцы, они также считают невозможным убивать любое живое существо, даже насекомое. Центральной в этом учении является доктрина, основанная на разделении всего сущего на живое и неживое. Живые существа классифицируются в иерархическом порядке в соответствии с количеством ощущений (чувств), которыми они обладают. Черви обладают чувствами осязания и вкуса; жуки, муравьи имеют чувства осязания, вкуса и обоняния. Моль, пчелы и мухи, кроме того, имеют чувство зрения. Змеи помимо этих чувств имеют чувство слуха, а звери, рыбы и человек имеют шесть чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания и мышления. Таким образом, человек попадает в одну категорию с рыбами и зверями. Чтобы предотвратить свою дурную карму судьбы, джайнист должен очищать себя от скверны; он принимает зароки, важнейшим из которых является клятва непричинения зла другому, т.е. соблюдения принципа ахинсы. Все джайнисты также не потребляют алкоголь, мед и фиги. Ахинса предписывает также обуздывать ум, язык, быть осторожным на дорогах, а также есть при свете (чтобы в пищу не попали насекомые).

Последователи джайнистской религии организуют в Индии больницы для животных.

Хотя адепты буддизма сделали очень много для защиты животных, джайнисты оказались наиболее последовательными в своих верованиях и поступках.

Источник

Вопросы и ответы

за что страдают животные. Смотреть фото за что страдают животные. Смотреть картинку за что страдают животные. Картинка про за что страдают животные. Фото за что страдают животные

Задать вопрос

Послушай

Новости

События

(Медитация. Философия йоги. Веды. Бхагавад-гита. Вегетарианство. Аюрведа)

за что страдают животные. Смотреть фото за что страдают животные. Смотреть картинку за что страдают животные. Картинка про за что страдают животные. Фото за что страдают животные

Посмотри

Разделы

Жемчужины мудрости

Кем бы ни был человек — брахманом, санньяси или шудрой, если он знает науку о Кришне, то может стать духовным учителем.

Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.128

Популярное

Скажите, пожалуйста, есть ли объяснение страданиям животных, которых убивают не только ради пищи (хотя и это зверство), но и просто так — издевательства живодёров, отстрелы для сокращения численности бездомных собак и кошек и т. д.? Ведь животные, в отличие от людей, не обладают осознанностью, как они могут усвоить кармические уроки? Или это некое количественное отрабатывание кармы прошлых человеческих воплощений: достаточная доза мучений в теле животного — переход в следующей жизни на качественно новый уровень? Заранее спасибо.

Когда живое существо — любое: человек, животное — кто угодно — страдает, это результат его собственных греховных действий в прошлом. Других объяснений страдания не существует. Конечно, люди, не стоящие на позициях ведического знания, могут придумывать всевозможные «альтернативные» объяснения, но они все будут неверными. Мы сейчас не рассматриваем так называемые страдания, организованные Богом непосредственно и связанные со служением Ему (например, страдания Иисуса Христа). Это отдельная тема. Мы говорим об обычных страданиях обычных живых существ.

Животные не обладают осознанностью, но они обладают сознанием. Когда они страдают, этот отрицательный чувственный опыт записывается в их памяти. Память живого существа абсолютна (запоминается всё) и хранится вечно. Конечно, в каждый конкретный момент мы помним очень мало, но в принципе можем вспомнить всё. Этим процессом «вспоминания» управляет Бог.

В теле животного находится такая же душа, как и в теле человека. Да, временно её способность к осознанию опытов ограничена, но память о них, хранящаяся в уме, может быть «пущена в дело» в будущем. Мы не знаем, как это конкретно происходит, но отрицать такую возможность нельзя. Более того, это, по-видимому, единственная возможность для «примирения» с законом кармы, потому что иначе он действительно выглядит бессмысленным. Давайте рассмотрим этот вопрос с философской точки зрения внимательно, оставаясь на позициях ведического теизма.

Итак, всё, что делает Бог, призвано служить нашему благу, поскольку Бог — всеблагой. Бог установил закон кармы — «Что посеешь, то и пожнёшь». Это значит, что страдание имеет причину, и причина эта — прошлые греховные действия. Бог установил этот закон для нашей пользы.

Каким образом переживание страданий может пойти живому существу на пользу? Говорится, что страдание призвано показать живому существу, что этот мир — не наш дом. Живое существо по природе исполнено блаженства, и страдание для него — неестественное, чуждое состояние. Оно призвано пробудить в живом существе понимание необходимости выхода, освобождения из этого мира. Но какой смысл привязывать сегодняшнее страдание к каким-то прошлым действиям, о которых душа в данный момент не помнит? Как правило, это поступки из прошлых жизней. Даже если душа находится в человеческом теле и обладает осознанностью, как Вы говорите, она, как правило, всё равно не знает, с какими её прошлыми действиями связано её нынешнее страдание. Так есть ли вообще смысл в этой «бухгалтерии» — «Сделал — получи», если душа не понимает, за что получает страдания? Смысл есть, потому что закон кармы установлен Богом, а всё, что делает Бог, исполнено смысла. Значит, есть смысл в привязке нынешнего страдания к прошлым грехам, даже если сейчас душа не помнит о них. И я возьму на себя смелость утверждать, хотя в явном виде от своих учителей об этом не слышал, что смысл этот в том, что когда-то в будущем наступит такой момент, когда события прошлого будут показаны душе в их взаимосвязи: «Ты сделал это, и в результате тебе пришлось испытать это». Своего рода «разбор полётов». А иначе как может произойти усвоение кармических уроков? Как душа может сделать выбор: «Я больше не хочу так поступать»?

Закон кармы — это закон ответственности. Ответственность означает, что если я своими действиями причинил страдание другим, я должен сам пережить это страдание (если последствия моего поступка не были нейтрализованы, сожжены какой-то очистительной духовной практикой). В конце концов, я в этом мире играю роль наслаждающегося, господина, того, кто управляет. Разве не логично, что тот, кто пытается всем управлять, должен на собственном опыте пережить всё, к чему приводят его действия, в том числе и для других живых существ? Но чтобы вынести из этого урок, должна быть возможность увидеть всё во взаимосвязи. А иначе, если иметь только одну часть (действие, карма ), а затем забыть о ней и получить вторую (кармическое последствие), возможно ли принять решение, что я больше не хочу так грешить?

Кто-то может пытаться придумать другой механизм, не требующий непосредственного видения событий в их взаимосвязи. Например, человек готов был причинить страдание какому-то живому существу (что говорит об оставшейся склонности к совершению подобного рода греховных действий), но остановился и не стал этого делать. Почему? Потому что вспомнил (на уровне, так сказать, «подсознания»), как он сам страдал таким же образом в прошлом. А страдал он от того, что ещё раньше совершал те греховные действия (реализовывал свою склонность к их совершению), от которых сейчас решил воздержаться. Он понимает, что не хотел бы оказаться на месте этого живого существа, потому что оно будет страдать. Более того, он не хочет, чтобы это живое существо страдало. Возможно ли усвоить кармический урок таким образом? Может ли это очищение, уменьшение склонности грешить, произойти так, на уровне подсознания, без необходимости одновременно чётко и ясно вспомнить греховное действие и расплату за него и ясно понять, что я больше не хочу так поступать? Не знаю. Я не такой большой знаток психологии сознательного и подсознательного, чтобы утверждать это наверняка. Но в любом случае усвоение кармического урока должно каким-то образом произойти, а для этого необходима связь между причиной (греховным действием) и следствием (собственным страданием). И усвоение это не обязательно должно произойти в этой жизни. С помощью памяти (скрытой, не вполне осознанной) оно может произойти и в какой-то из следующих жизней, когда душа, бывшая в теле животного, получит человеческую форму жизни. Или же оно может произойти между воплощениями и в совершенно чётко осознанном виде, к чему я больше склоняюсь. Мы, на самом деле, не знаем, что в точности происходит между воплощениями, но знаем, что вся память сохраняется.

Теперь давайте разберём Ваше предположение о «неком количественном отрабатывании кармы прошлых человеческих воплощений», «достаточная доза мучений в теле животного — переход в следующей жизни на качественно новый уровень». Конечно, такая теория совершенно никуда не годится, и вот почему. Отрабатывание кармы неразрывно связано с возможностью усвоения кармических уроков. Без этой возможности простое механическое переживание страданий не имеет никакого смысла. А согласно этой теории получается, что условием перехода на качественно новый уровень является определённая «доза мучений». Как весы — душа получает животную форму жизни, неся с собой некий груз грехов, как вес на одной чаше весов. Затем на другой чаше начинают накапливаться мучения. Когда их накопится достаточно много, весы придут в движение, произойдёт переход в человеческую форму. Этакое механическое представление о законе кармы — никакого осознания, одна мёртвая бухгалтерия. Но Вы что думаете, Богу нужна бухгалтерия? Он что, мстит живым существам? «Ты вот столько нагрешил, столько же должен и пострадать, и баста, остальное Меня не волнует». Нет, Бог хочет, чтобы мы осознали свои ошибки, усвоили уроки и захотели вернуться к Нему. Закон кармы — это Его любовь к нам, а не желание отомстить. Зачем Ему наши страдания просто как таковые, без возможности извлечь из них уроки? Он же не садист, любящий смотреть, как другие страдают. И не педант, озабоченный только тем, чтобы «баланс сошёлся».

Критики ведического взгляда на мир изображают закон кармы именно как такую слепую безличную силу, рок, судьбу, беспощадную и бессмысленную. А затем утверждают, что закон кармы очевидно не имеет смысла, а потому сама идея кармы ошибочна. Но что на самом деле ошибочно, так это их собственное понимание кармы. Сначала в своём уме они извращают ведическое представление о ней, воображая себе закон кармы в таком механистическом виде, когда просто необходимо пережить страдание за страдание, как самоцель, без осознания (поскольку мы даже не понимаем, за что страдаем), а затем разбивают своё же собственное извращённое представление в пух и прах. Или просто утверждают, что никакого закона кармы быть не может, поскольку «наш опыт свидетельствует, что нет прямой связи между страданием и поступками человека в прошлом» (ведь прошлое для них начинается с зачатия, а до этого, с их точки зрения, «ничего не было») и «Библия утверждает то же самое» (хотя в Библии-то, как раз, ясно сказано: «Что посеешь, то и пожнёшь»). Но что они могут предложить взамен, кроме туманных и неубедительных рассуждений, оставляющих вопрос о грехе и его искуплении без ответа?

На этом позвольте ответ на Ваш вопрос завершить, а к полемике с критиками закона кармы я надеюсь вернуться в будущих публикациях.

Вопрос, комментарий?
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить обсуждение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *