за что волга булгария
Теплоход «Булгария»(За что Волга?)
Обними меня и не отпускай,
Дай мне руку мама посмотри мне в глаза,
Там еще осталась частичка тепла,
Там еще осталась частичка тепла.
Как же тяжело, что происходит
Показать полностью.
Волны забирают и с собой уносят.
Больше нету сил и скажу три слова:
За что «Волга»?
Посвящается всем погибшим пассажирам теплохода «Булгария» затонувшего на Волге 10 июля 2011 года.
Вы навсегда останетесь в нашей памяти и в наших сердцах.
Артем Тарасов запись закреплена
ЧРЕЗМЕРНОЕ ПОЧИТАНИЕ МОГИЛ ПРАВЕДНИКОВ ДЕЛАЕТ ИЗ НИХ ИДОЛОВ, КОТОРЫМ ПОКЛОНЯЮТСЯ
ПОМИМО АЛЛАХА
Имам Малик в своём сборнике «аль-Муватта» приводит следующий хадис:
«Посланник Аллаха сказал: О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому поклоняются. Поистине, силён гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в мечети». (Малик, Ахмад 2/246, «аль-Хилйа» Абу Наима 7/317 от Абу Хурайры; достоверный хадис).
Показать полностью.
Ибн Уаддах сказал:
«Я слышал, как говорил Иса бин Тунус следующее:
«Умар бин Хаттаб повелел срубить дерево, под которым мусульмане принесли присягу посланнику Аллаху с.а.в. И это дерево было срублено. Так как люди стали ходить туда и совершать там намаз. Умар р.а. опасался того, что они попадут в фитну(искушение ширка).»
Ибн Джарир приводит переданный Суфйаном ас-Саури от Мансура от Муджахида комментарий последнего к высказыванию Всевышнего «Размышляли ли вы об ал-Лат и аль-Уззе. » (Звезда, 19). «Он [идол. — Ред.] готовил им кашу из крупы, а когда умер, они начали молиться на его могиле». То же самое рассказал Абу аль-Джауза от Ибн Аббаса: «Он готовил для паломников кашу из крупы».
Ибн Аббас также рассказывал:
«Посланник Аллаха проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники». Этот хадис приводится в сборниках хадисов «ас-Сунан». (Абу Дауд (3236), ат-Тирмизи (320), ан-Насаи 4/94 и 95, Ахмад 1/229, 287, 324 и 337; слабый хадис, в иснаде которого Абу Салих Маула Умм Хани не заслуживает доверия)*.
*В этой главе поднимается вопрос о нежелательности посещения могил женщинами. Абу Хурайра рассказывал, что «посланник Аллаха проклял женщин, постоянно посещающих могилы». (Ахмад 2/337 и 356, ат-Тирмизи (1056), Ибн Маджа (1576); достоверный хадис).
Те же, кто утверждает, что женщинам разрешено посещать кладбища, опираются на хадис Абдуллы ибн Абу Мулайки: «Однажды Аиша возвращалась с кладбища, и я сказал ей: “О мать правоверных! Разве посланник Аллаха не запретил навещать могилы?” Она сказала: “Да, вначале он запретил навещать могилы, а затем приказал делать это”».
Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «В этом хадисе нет аргументов. Опирающийся на него защищается тем, что общий запрет аннулирован, но он не принимает в расчёт особый запрет для женщин, в котором они проклинаются за посещение могил».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Навещайте могилы, потому что они напоминают вам о смерти. (Муслим (976), Абу Дауд (3234), Ибн Маджа (1572) от Абу Xурайры). Это высказывание отменяет установленный им ранее запрет на посещение кладбищ. Из этого вытекает несколько важных вопросов:
Во-первых, кладбища должны посещаться не с целью мольбы или просьбы у покойников.
Во-вторых, снятие запрета касается и могил неверных, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, навещал могилу своей матери.
В-третьих, посещение кладбищ является желательным только для мужчин.
В другом хадисе Абдуллы ибн Абу Мулайки от Аиши, переданном ат-Тирмизи, говорится, что «она пошла на могилу своего брата Абдуррахмана, и сказала: “Если бы ты видел, что я пришла к тебе. ”» Это указывает на то, что для женщин посещение могил не является желательным. Иначе не было бы разницы, видел бы её брат это или нет. Более того, нет необходимости говорить подобные слова, если совершаешь дозволенное.
Посещение могил женщинами не считалось желательным ни при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни в эпоху праведных халифов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешая мужчинам посещать кладбища, как это передал Ахмад в «аль-Муснаде», сказал: Это напоминает о смерти, размягчает душу и слезит глаза. Если же открыть эту дорогу женщинам, то их охватит печаль и плач в силу их слабости и недостатка терпения. А запрещается это для того, чтобы не возникло повода для совершения греха, ибо рыдание по умершему является грехом, который Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал неверием времён джахилиййи.
В этих двух главах автор книги подробно разъясняет то, что творится в настоящее время у могил праведников и других покойных.
Необходимо отметить, что подобные действия могут носить либо разрешённый, либо запрещённый характер.
Разрешённые действия, позволяемые Шариатом в силу утверждения этого Законодателем, включают посещение могил в соответствии с предписаниями Аллаха, без преследования особой цели и без предпринятия путешествий ради этого.
Согласно Сунне, мусульманин при посещении могил молится Аллаху за умерших в целом, а также за своих родственников и знакомых в частности. Тем самым он делает для них добро, обращая свою мольбу за них к Аллаху и испрашивая для них прощения, отпущения грехов и милости. Одновременно мусульманин делает добро и для себя, следуя Сунне, думая о Будущей жизни, принимая её во внимание в своих делах и извлекая для себя полезные уроки.
Что же касается запрещённых действий, то они могут быть двух видов:
1) запрещённые действия, ведущие к ширку. Это — припадание к могиле, обращение к Аллаху через посредничество покойников, совершение Намаза у могил, зажигание на них светильников, строительство каких-либо сооружений на могилах, возвеличивание могил и покойников, даже если это и не достигает уровня поклонения;
2) великий ширк, которым является мольба, обращённая к умершим, испрашивание у них помощи, благ в мирской и Будущей жизни. Именно так поступают идолопоклонники со своими идолами. При этом не имеет значения, убеждён ли совершающий это в том, что покойники самостоятельно ниспосылают блага, либо являются посредниками пред Аллахом, ибо Аллах сурово порицает мушриков, которые говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху. » (Толпы, 3), «и говорят: “Это — наши заступники пред Аллахом”» (Йунус, 18).
Кто же полагает, что не является неверным взывающий к покойникам, но тем не менее не убеждённый в том, что они сами приносят пользу и оберегают от вреда, что не является неверным убеждённый в том, что всё делает Аллах, однако те, у кого он испрашивает помощи, являются посредниками в этом — тот своими суждениями отвергает аргументы из Книги Аллаха и Сунны, а также единогласное мнение общины, что взывающий не к Аллаху является мушриком и неверным в обеих из указанных ситуаций, вне зависимости от того, считает ли он покойников, к которым он взывает, независимыми или только посредниками между ним и Аллахом. Это с полной ясностью вытекает из религии Ислама.
Вам следует внимательно отнестись к изложенной в этой важной главе разнице, ибо она является источником волнений и смуты, от которой может спастись лишь знающий истину и следующий ей.
Мухаммад б.Исмаил р.х. в своей книге «Татхиру-ль-иътикъад» сказал:
«Поистине эти купола и могилы святых, которые стали самым опасным путем для ширка и ереси и самым большим орудием в разрушении ислама и рушению его построения. Большая часть(а может и все), кто строит их, это монархи, султаны, главари и правители. Каждый из них воздвигал подобные монументы для тех, кто жил в их время, о ком была хорошая молва, что он считался предпочтительным, ученым, суфием, факихом и большим шейхом. И посещали его люди, которые знали его посещающим могилы, без того, чтобы они брали их посредниками и не звали их по имени. Напротив молились за них и просили прощения до тех пор пока не исчезли те, кто знал их или большая их часть. Потом пришли другие и увидели могилу, и там стали воздвигать строение и ставить на ней светильник, и установливать раскошное ложе, покрывать покрывалами, бросать розы и цветы. При этом они уверены, что это принесет им пользу и отведет от них зло, приходят к нему служители, которые говорят ложь о покойнике, якобы он делает то-то и то-то, что он навредил тому-то, а принес пользу тому-то, до тех пор, пока не привьют ему все ложное и дела, о которых пришло в хадисах пророка, что проклят тот, кто ставит светильник на могилы, пишет на них и строит на них. И об этом(о запрете всего этого) есть много известных хадисов. Так как подобные вещи являются причиной всего пагубного.
Если бы было разрешено в подобных местах зажигание свеч, пророк с.а.в. не проклял бы тех, кто так поступает. Так как подобные поступки становятся причиной возвеличивания могил, идолов и тому подобных вещей и ведет к крайности и приводит к пустой растрате имущества.»
Ибн Каййим р.х. указал на то, что воздвижение мечетей на могилах и установление светильников являются великими грехами (о чем и ибн Хаджар аль-Хайтами тоже привел в книге «Аль-кабаир».).
«Прерванный круиз»: как крушение «Булгарии» изменило речные перевозки в России
Ровно 10 лет назад, 10 июля 2011 года, в Татарстане произошла крупнейшая в истории современной России катастрофа речного пассажирского судна. В Волге затонул двухпалубный круизный теплоход «Булгария»: жертвами трагедии стали 122 человека, в том числе 28 детей. Трагедия повлекла за собой серьезные изменения в законодательстве и усиление мер безопасности на всех речных перевозках. В том, к каким переменам привело крушение «Булгарии» и на что стоит обращать внимание, покупая речной круиз, разбирались «Известия».
Что привело к трагедии
10 июля 2011 года в России произошла крупнейшая в современной истории катастрофа речного пассажирского судна. На Волге потерпел крушение двухпалубный теплоход «Булгария». В результате трагедии погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Спасти удалось только 79 пассажиров и членов экипажа.
«Булгария» затонула во время двухдневного круиза по маршруту Казань–Болгар–Казань. Как установило следствие, у судна были неисправны один из двигателей и генератор, заметен был крен на правую сторону, однако по пути в Болгар никаких происшествий не было.
Спасательные работы на месте, где затонул прогулочный теплоход «Булгария», следовавший рейсом из города Болгар в Казань, около села Сюкеево Канско-Устиновского района Республики Татарстан. 10 июля 2011 года
— Во второй день в Болгаре начался ливень и поднялся шквалистый ветер. В этот момент пассажиров (а их было много, большинство — женщины и дети) отправили на развлекательную программу в музыкальный зал. Я пошел в свою каюту закрывать окно и заметил, что во время поворота крен стал очень сильным — стеклянная полка упала со стены и разбилась. Стал собирать осколки и услышал тревожный крик капитана. Он звал всех на левый борт, — вспоминает в беседе с «Известиями» бывший радист теплохода Ринат Габидинов.
Сразу после этого радист побежал в радиорубку, чтобы объявить приказ капитана по судовой трансляции, но электропитания не было. Вода, попавшая в машинное отделение, залила электрогенератор. Ветер валил судно на бок, крен становился всё больше, и топило уже главную палубу. Это означало начало необратимого процесса — «Булгария» тонула.
Спасательные службы ведут работы на берегу у места, где затонул прогулочный теплоход «Булгария», следовавший рейсом из города Болгар в Казань, около села Сюкеево Канско-Устиновского района Республики Татарстан. 10 июля 2011 года
— Потом я увидел людей за бортом: многие выбивали окна и прыгали в реку, мужчины пытались спасти своих женщин и детей. Я оставался на судне до конца, пока рулевая рубка с капитаном не скрылась под водой, — не мог покинуть теплоход без команды. Прыгнул в воду, только когда были сброшены все спасательные плоты, — говорит Габидинов.
После этого он с двумя матросами бросился спасать тонувших пассажиров. По его ощущениям, теплоход ушел под воду за несколько минут.
Как спасали пассажиров
Оказавшись в воде, радист поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к людям, находившимся в воде. Габидинову помогали двое матросов и несколько мужчин-пассажиров — они собрали плоты, разбросанные по волнам, и стали рассаживать тех, кому удалось спастись.
— Сначала я поднял на плот женщину, которая уже тонула. Она была вся черная, перепачканная в мазуте, как и все остальные, — вспоминает бывший радист. — Еще одна женщина плыла с грудным ребенком — крепко прижимала его к себе, и он был с головой под водой, с широко открытыми глазами. Я подумал, что младенец утонул, но он, к счастью, оказался жив.
Родственники ожидают теплоход «Арабелла», который подобрал пострадавших с затонувшего судна «Булгария», в Речном порту Казани. 10 июля 2011 года
Рассевшись на плотах — на каждый поместилось около 18 человек, — люди стали ждать помощи. Тогда, говорит Габидинов, все были еще в состоянии шока — просто молчали, не было ни криков, ни истерик. Они провели в воде около 40 минут, и за это время мимо них один за другим прошли два судна: экипаж и пассажиры махали им руками и кричали, но капитаны даже не поняли, что произошло.
— Наверное, они и представить не могли, что в реке только что утонул теплоход — подумали, что туристы развлекаются. Но на всякий случай дали сигнал по рациям, — рассказывает бывший радист. — Благодаря этому нас заметила команда круиза «Арабелла». Узнав от помощника капитана, что случилось, они спустили шлюпки и быстро подняли всех на борт.
На теплоходе людей сразу разместили в теплых каютах, дали им еды, воды и телефоны для связи с близкими. Только тогда все начали осознавать, что произошло, стали раздаваться крики и плач. В порту Казани их встретили родственники — туда же приехали и те, кто потерял своих близких.
Женщина ожидает теплоход «Арабелла», который подобрал пострадавших с затонувшего судна «Булгария», в Речном порту Казани. 10 июля 2011 года
— Мы много лет переживали трагедию, вспоминали ее, — говорит Ринат Габидинов. — На моих глазах гибли люди, и не только пассажиры, но и экипаж, капитан — он оставался в рубке до последнего, пытаясь выправить судно. Выжили только те, кто успел выбраться на открытую палубу — на это было примерно полторы минуты. Многие остались в своих каютах, надев спасательные пояса — водолазы нашли их мертвыми под потолком.
Почему произошла катастрофа
Согласно выводам Ространснадзора, причиной крушения «Булгарии» стал целый ряд факторов. В частности, судовладелец и капитан теплохода нарушили правила безопасности судоходства и не обеспечили безопасность плавания судна, а члены его экипажа оказались «низкоквалифицированными и недисциплинированными».
По словам Рината Габидинова, большую роль сыграл тот факт, что старший механик «Булгарии» сбежал с теплохода, бросив машинное отделение с открытыми иллюминаторами (летом их часто держат открытыми, но всегда присматривают, всё ли в порядке), когда в них стала попадать вода.
Водолазы ведут работу по подъему тел погибших в результате крушения теплохода «Булгария». 12 июля 2011 года
— Если бы иллюминаторы были закрыты, судно могло бы еще некоторое время держаться на плаву. Команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Кроме того, он в ответственный момент остановил двигатель без команды капитана — а ведь тот вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 м, — говорит бывший радист.
Что касается внешних факторов, то, по мнению Габидинова, к катастрофе на Волге одновременно привели крен, боковой ветер и поворот — в тот момент судно входило в Камское устье и должно было совершить маневр.
Старший помощник капитана теплохода «Булгария» Рамиль Хаметов во время выездного заседания Московского районного суда Казани. 6 мая 2013 года
«Маневр поворота влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый борт, дополнительно возникающего крена на правый борт, (…) а также дующего в левый борт крепкого ветра и большой парусности судна», — отмечалось в заключении Ространснадзора.
Фигурантами уголовного дела о крушении «Булгарии» стал целый ряд лиц, так или иначе причастных к гибели теплохода. Ответственность понесли пять человек, которых осудили на сроки от 5 до 11 лет. Механик прошел по делу в качестве свидетеля.
Что изменилось после гибели судна
Как говорят эксперты, опрошенные «Известиями», крушение «Булгарии» привело к существенным изменениям правил, регламентирующих безопасность судоходства по внутренним водным путям. В частности, были внесены изменения в Кодекс внутреннего транспорта и введен Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, заменивший действовавшие Правила технической эксплуатации судов, говорит главный специалист по флоту компании «Адмиралъ» Сергей Мамонов.
Кроме того, трагедия привела к изменению страхового законодательства. Как объясняет гендиректор юридической компании «Достигация» Артем Баранов, именно после нее был принят федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности.
Работы по подъему теплохода «Булгария» на Куйбышевском водохранилище. 23 июля 2011 года
Сегодня все пассажиры, находящиеся на борту теплохода, автоматически страхуются. Отсутствие у перевозчика полиса обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами (ОСГОПП) считается грубейшим нарушением лицензионных требований, которое, по словам Сергея Мамонова, может повлечь за собой весьма существенный штраф (для первого раза) или приостановление действия лицензии на вид деятельности.
Также в России появились новые службы, призванные следить за безопасностью судоходства: ими стали инспекции государственного портового контроля при администрациях бассейнов внутренних водных путей. А в правила Российского речного регистра (РРР) внесены существенные изменения, чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем.
— Сегодня все иллюминаторы, находящиеся ниже уровня главной палубы, должны быть такими, чтобы пассажир не мог их самостоятельно открыть, или иметь специальную сигнализацию, реагирующую на открытие и закрытие, — рассказывает Сергей Мамонов.
По словам эксперта, это новшество повлекло за собой значительные, но «совершенно оправданные» расходы судовладельцев. Кроме того, сами проверки судов стали куда тщательнее — об этом «Известиям» рассказал Иван, старший механик одного из столичных теплоходов.
Теплоход «Булгария», поставленный на мель, в затоне Кирельское рядом с доком. 24 июля 2011 года
— Надзорные органы исследуют любое судно каждые пять лет. Проверяется его обшивка и состояние корпуса. При квалификационном освидетельствовании эксперты даже вскрывают помещения и смотрят состояние судов изнутри, — объясняет Иван.
Кроме того, все суда проходят ежегодные проверки Речного регистра. При малейшем несоответствии РРР их просто не допускают к эксплуатации.
Как обезопасить себя в речном круизе
За десять лет, прошедших с крушения «Булгарии», речной пассажирский флот в России существенно обновился: на реках стали появляться комфортабельные теплоходы. Цены на новых судах нередко оказываются «кусачими», но экономить при выборе круизов Сергей Мамонов не советует.
— Чаще всего за низкой ценой кроется невысокий уровень сервиса: уборка в каюте раз в неделю, хотя по правилам она должна быть ежедневной, плохое питание и так далее, — объясняет эксперт.
Выбирая речной круиз, важно обратиться к хорошему специалисту — профильному турагенту, который может объективно и непредвзято рассказать о теплоходах разных компаний. Но даже максимально взвешенно подобрав тур и оказавшись на борту судна, выбрасывать билет не стоит: он является доказательством факта присутствия пассажира на теплоходе на случай суда — к примеру, для взыскания денежных средств, предупреждает Артем Баранов.
Родственники у мемориала в память о погибших на теплоходе «Булгария» в третью годовщину трагедии в селе Сюкеево в Камско-Устьинском районе Республики Татарстан
«Утопил людей — отвечай!» Десять лет назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило теплоход «Булгария»?
Десять лет назад, 10 июля 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в истории современной России катастрофа речного пассажирского судна. Во время шторма затонул двухпалубный круизный теплоход «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и членов экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не могут забыть те страшные минуты. Один из них, бывший радист теплохода «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью «Ленте.ру» поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.
«Лента.ру»: Как вы оказались в команде теплохода «Булгария»?
Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.
И тут друг предложил пойти на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил тряхнуть стариной — долгое время сидел без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.
Что вы можете сказать о судне?
В теплоход я влюбился. Он был построен в Чехословакии, сделан красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» была классическим круизным теплоходом в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда было битком.
Как часто выходили в рейсы?
Мы практически не стояли на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот живет весь год на то, что заработал летом. Если посмотрите сегодня график любого круизного судна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.
Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина судна 80,2 метра, ширина 14 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 мощностью 400 лошадиных сил каждый.
Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне был музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое название теплохода — «Украина». Он был переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на территории Татарстана. С этого времени теплоход выполнял круизные рейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.
Известно, что теплоход вышел в рейс с неисправным двигателем. Почему? Каким вообще было техническое состояние «Булгарии»?
Конечно, судно было не новым, на нем регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в Татарстане — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не было чем-то необычным.
Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое случалось не только у нас, и в целом это была обычная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать лучшего — взять нашу аварийную рацию, в неисправности аккумуляторов которой меня пытались обвинить.
Теплоход «Булгария». 8 августа 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia
Дело было так: перед летней навигацией мы стояли на ремонте в Перми. Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им лет по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна была запускаться от аварийного дизель-генератора.
Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с механиками мы пытались это сделать полчаса, хотя рация должна включаться по щелчку пальцев
А потом этот генератор еще поливать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять аккумуляторы и запитывать рацию напрямую от них.
Мне объяснили: это запрещено требованиями регистра. Поэтому, чтобы все подходило под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который заводился полчаса.
«Я услышал крик капитана»
Накануне трагедии, 9 июля 2011 года, «Булгария» вышла из Казани в двухдневный круиз по маршруту Казань — Болгар — Казань. По данным следствия, у судна уже тогда был заметный крен на правый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На теплоходе находились 147 пассажиров и 54 члена экипажа.
Какой была обстановка на теплоходе перед выходом из Болгара?
Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажиров было много женщин и детей. Это был второй день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя было идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 метров в секунду. Но по мере нашего движения ветер усиливался.
В какой-то момент он стал почти ураганным и дул нам в левый борт. Всех пассажиров в этот момент позвали в музыкальный зал на развлекательную программу — на борту у нас были артисты.
Вы помните, как начались страшные события?
Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] Александр Островский и сказал, что пассажиров в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался звук разбившегося стекла.
У меня в каюте была стеклянная полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал крик капитана: «Все на левый борт!».
Бегом вбежал в радиорубку, хотел объявить по судовой трансляции приказ капитана, а питания-то не было.
Некоторое время я возился с аппаратурой, пытался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно было в любой ситуации передать сообщение на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый борт и встал рядом с капитаном. Так положено по инструкции — радист всегда должен быть поблизости.
Капитан теплохода «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости
Помню, как вцепился в поручни на борту, а ветер с дождем рвал мне спину. Капитан забежал в рубку и там пытался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен теплохода становился все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все вернется на место.
Что происходило с пассажирами в это время?
На верхней палубе были только члены команды: что происходило внизу и во внутренних помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики вышибали иллюминаторы, прыгали сами, спасали своих женщин и детей.
«Такое в страшном сне не могло привидеться»
Что вы делали в момент затопления «Булгарии»?
Я находился на шлюпочной палубе, там были спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в шторм сразу утонешь — это старый морской закон. Я на судне оставался до конца: полз по накренившемуся борту и покинул его, когда все плоты уже были сброшены, а рулевая рубка с капитаном скрылась под водой.
К этому времени все внутренние помещения были залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плота с правого борта, и с моего борта я скинул три.
Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к группе пассажиров, находившихся в воде
Плоты раскидало по волнам, и мы — члены команды — собирали их в кучу и рассаживали людей. На каждый такой плот помещалось где-то человек 18. Еще были малые алюминиевые спасательные плоты, на них тоже человека четыре могло сесть. На первый плот набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плоты и рассадили людей равномерно.
Как долго вы находились в воде?
Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что сидели молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела гробовая тишина. Я сам после того, как мы закончили рассаживать людей, просто сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.