за что впервые попал в тюрьму караваджо 5 букв сканворд
История одного убийства: Караваджо
Один день, одна дуэль и один художник
К несчастью для итальянца, убитый им юноша оказался из происпанской семьи, приближенной к Папе Римскому. Бедный Караваджо пустился в бегство, так как за его голову назначили немалую сумму, а Павел V даже объявил художника “вне закона”. Шокированный и смертельно раненый Караваджо укрылся в замке князя Филиппа Колонна, в котором прожил несколько лет. Бегство по законам Рима приравнивалось к смертному приговору, а значит не видать более Меризи де Караваджо пабов, куртизанок и богатых клиентов.
Нашему поколению очень повезло, что живописец продолжил творить. Я бы даже сказал, что убийство пошло ему на пользу, так как в четырех стенах работалось гораздо лучше, чем посреди шумного квартала. Именно тогда Караваджо написал самые известные свои произведения на библейскую тематику. Может, таким способом художник хотел искупить свой грех, а может просто одиночество и скука сыграли свою роль.
Кстати говоря, на протяжении всей оставшийся жизни художник писал и молил о помиловании. Римские друзья не забыли Караваджо, и в 1607 году написали письмо выжавшему в день дуэли сопернику. Текст гласил, что живописец заколол юношу случайно, дурных помыслов не имел, да и к тому же сам чуть не умер. Увы, все было тщетно.
Папская область не переставала получать письма от упертого живописца. В 1609 году у Караваджо даже возник шанс на помилование. Узнав хорошую новость, художник направился в Рим, но не дошел. 18 Июля в дороге Порто-Эколе на пути в столицу Микела́нджело Меризи да Карава́джо умер. Самый важный день он так и не встретил. 31 июля Караваджо был помилован, увы посмертно.
Биография Микеланджело Меризи да Караваджо
Итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. До начала 1590-х годов Микеланджело да Караваджо учился у миланского художника Симоне Петерцано, около 1593 года уехал в Рим. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Спустя некоторое время модный живописец Чезари д’Арпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.
В это время были написаны такие картины Караваджо, как «Маленький больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов».
По характеру художник обладал необузданным темпераментом, который ввергал его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Нередко проводил дни в обществе игроков, мошенников, скандалистов, авантюристок. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках.
В 1595 году в лице кардинала Франческо Мария дель Монте Караваджо нашел влиятельного покровителя, который ввел его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин — «Корзина с фруктами», «Вакх» и «Лютнист». В конце 1590-х годов художником были созданы такие произведения, как «Концерт», «Амур-победитель», «Гадалка», «Нарцисс». Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к «чистому» натюрморту и «авантюрному» жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века.
Среди ранних религиозных произведений Караваджо — картины «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Отдых на пути в Египет», «Юдифь», «Жертвоприношение Авраама».
На рубеже XVI-XVII веков Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов. В 1597-1600 годах для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные апостолу Матфею. Из них сохранились только две — «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» (1599-1600). Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо выполнил две композиции — «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра».
В 1602-1604 годах художник написал «Положение во гроб» («Снятие с креста») для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В 1603-1606 годах создал композицию «Мадонна ди Лорето» для церкви Сант-Агостино. В 1606 году написана картина «Успение Марии».
В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Раннуччо Томмазони Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался в 1607 году на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию.
В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе он написал большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), «Мадонна Розария» и «Бичевание Христа». На Мальте для храма Сан Доменико Маджоре он создал полотна «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним», на Сицилии — «Погребение святой Луции» для церкви Святой Луции, «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта Мария дельи Анджели. К последним произведениям Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа», на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника.
В 1610 году, получив прощение от кардинала Гонзага, художник погрузил свои вещи на корабль, намереваясь вернуться в Рим, но так и не добрался до места назначения. На берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.
18 июля 1610 года Караваджо скончался от приступа малярии в итальянском городке Порто-Эрколе в возрасте 37 лет.
Творчество Караваджо оказало значительное влияние не только на многих итальянских художников XVII века, но и на ведущих западноевропейских мастеров — Питера Пауля Рубенса, Диего Веласкеса, Хосе де Риберу, а также породило новое направление в искусстве — караваджизм.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Караваджо: тайна смерти
Микела́нджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571 — 18 июля 1610, Италия) — личность в искусстве неоднозначная. У него много поклонников и учеников. Врагов, старавшихся уничтожить работы, тоже достаточно. Одни с удовольствием осваивали разработанные новаторские приемы, старались подражать учителю. У недоброжелателей была другая задача — сделать так, чтоб Караваджо перестали считать гением, а имя навсегда вычеркнули из истории искусства. Отчасти у них получилось — имя выдающегося художника потомки забыли на целую вечность — 300 лет о нем не вспоминали, не восторгались картинами.
К счастью, период забытья Караваджо закончился. Теперь появилась возможность насладиться работами и восхититься мастерством. По словам искусствоведа Роберто Лонги «без Караваджо мир не узнал бы таких известных художников, как Рембрандт, Вермеер и многих других. Даже Мане и Ренуар работали бы в другой технике».
Тайна смерти Караваджо
Биография Караваджо достойна написания авантюрного романа, столько в ней скрывается нераскрытых тайн. Самая большая загадка — его таинственное исчезновение в 1610 году. Пропал в разгар творческой карьеры, на тот момент экстравагантному живописцу исполнилось всего 39 лет.
На Мальте буквально за несколько дней до попадания в застенок художник получает долгожданное письменное помилование, подписанное главой католической церкви. Поэтому на Сицилии он принимает решение вернуться в Вечный город. На этом достоверные сведения заканчиваются. Что случилось дальше с Караваджо неизвестно. Есть несколько гипотез, каждая из них имеет право на существование. По одной из версий художника убили на Сицилии. По другой — заболел лихорадкой и умер на корабле, тело выбросили за борт, чтоб предотвратить всплеск эпидемии.
К счастью, у художника осталось множество учеников и последователей, в живописи появился термин «караваджисты».
Караваджо – несчастный баловень судьбы
Микеланджело Меризи да Караваджо – именно так звучит полное имя известного итальянского живописца. Судьба, помимо таланта, дала ему многое, но распорядился он своими благами жизни не так, как мог бы. Многие из последних работ художника отражают отчаяние и безысходность. Признание своего таланта Караваджо получил ещё при жизни, в довольно раннем возрасте, ему было 26 лет, когда он обрел свою славу в живописи.
Помимо личного творчества художник выполнял заказы католической церкви по написанию картин на религиозную тему, можно сказать, что он был средством церковной рекламы. Тем не менее, рисовать стандартные картины религиозной тематики он не хотел, у него было во всём своё видение и стиль. И Караваджо создал ни на что не похожие полотна.
На картине «Призвание апостола Матфея» всё действие сюжета разворачивается в обычном кабаке, персонажи полотна представлены самыми простыми грешными людьми, которые отдыхают в таверне. Караваджо далеко ушел от стандартных представлений позиционирования религиозности в искусстве, он создал нечто новое, реалистичное. Искусствовед Анастасия Постригай говорит о творчестве художника следующее:
“Живопись Караваджо не раз оскорбляла чувства верующих. Бывало и так, что заказчик просто не принимал у художника работу потому, что совсем не ожидал такого эффекта полного погружения, но Караваджо никогда не подстраивался под чужие вкусы, тем более под страхи. Он всегда гнул свою линию в искусстве и оказался прав”.
Например, заказчик отклонил картину «Положение во гроб» за её реалистичность, а ведь сегодня этим полотном восхищаются. О времена, о нравы…
Оттавио Леони «Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо», ок.1621 года
Местонахождение: Библиотека Маручеллиана, Флоренция, Италия
Восхождение Караваджо
29 сентября 1571 года в Милане стало датой отсчета новой жизни, творческой и противоречивой. В этот день родился Микеланджело Меризи да Караваджо. Мальчик был сыном местного архитектора. Отец юного художника умер довольно рано от чумы. В 1584 году юноша уже стал учеником художника Петерцано – ученика самого Тициана.
Самые первые картины Караваджо, к сожалению, не сохранились до наших дней. С юных лет вспыльчивый характер живописца стал проявляться не в лучшем виде. Он много пил, дрался, его периодически заключали под стражу. В 1591 году одна из драк заканчивается для Меризи трагическим образом, он убивает одного молодого человека из непростого рода.
Микеланджело Караваджо «Мальчик, чистящий фрукты», ок 1592-1593 годов
Местонахождение: Хэмптон-корт, Королевское собрание, Лондон, Великобритания
Караваджо приходится бежать с родины, чтобы не попасть в тюрьму. Живописец – убийца осел в Риме, там ему пришлось писать копии с церковных картин, чтобы как-то прожить. Стоит отметить, что именно в Риме художник получил своё прозвище по месту рождения – Караваджо, так было принято в итальянском художественном обществе.
Первой серьёзной картиной, которая сохранилась для нашего взора, стала «Мальчик, чистящий фрукты», написанная живописцем в 1593 году. В Риме Микеланджело Меризи познакомился с юношей по имени Марио Миннити, ставшим его другом и моделью для многих картин. Попав после очередной драки в тюрьму, художник познакомился и с Джордано Бруно.
В том же году юный буян тяжело заболел лихорадкой. Видимо, от впечатления, оставленного болезнью, он создает картину «Больной Вакх», которая, в свою очередь, является первым автопортретом художника. Затем последовали работы «Шулера» и «Гадалка», в которых уже четко виден новый для эпохи стиль и видение сюжета живописцем. С этих пор в искусство начал прочно вклиниваться откровенный реализм Караваджо.
Микеланджело Караваджо «Больной Вакх», 1593 год
Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия
На пути к изгнанию
Римский период жизни художника стал очень плодотворным. Картины, созданные в то время, почти все остались целы и наше поколение может лицезреть их в музеях и картинных галереях. В 1595 году были написаны «Музыканты», где Караваджо изобразил себя и своего друга Миннити.
Вполне возможно, что с Марио художника, помимо творчества, связывали и романтические отношения. Семьи у Караваджо не было, он вел праздный и распущенный образ жизни, перебиваясь различными непродолжительными связями.
Микеланджело Караваджо «Музыканты», 1595 год
Местонахождение: Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США
В 96-м году 17 века живописец написал натюрморт «Корзина с фруктами». Эта картина стала первым натюрмортом в итальянском искусстве. В 97-м Караваджо создал свою первую и единственную фреску «Юпитер, Нептун и Плутон». Он становится популярен, а после картин на библейские сюжеты. Известность Караваджо взлетает донельзя.
В 1599 году художник занимается украшением церкви в Риме. Именно там и родился шедевр «Призвание апостола Матфея». В процессе работы на библейскую тематику появилось полотно «Мученичество апостола Матфея». В этих картинах Караваджо очень изящно и умело применял технику кьяроскуро – разновидность сочетания света и тени. Заказчики остались довольны написанными работами, живописец продолжает писать на религиозную тему и создает картину «Святой Матфей и ангел».
Микеланджело Караваджо «Святой Матфей и Ангел», 1602 год
Картина была уничтожена в 1945 году
При этом, многие работы по библейским сюжетам духовенство категорически не принимало, и Караваджо приходилось переделывать картины, вернее, писать вторую версию, менее откровенную и реалистичную. Стоит отметить, что в некоторых картинах образ Богородицы художник писал с куртизанки – одной из своих возлюбленных. Естественно, церкви это было не по вкусу.
В 1600-х годах у живописца появляется собственная мастерская и несколько учеников. В этот период из-под кисти Караваджо выходит множество картин с библейским сюжетом.
Складывается впечатление, что мастер хочет тем самым замолить свои грехи, а их у него было не мало. До сих пор Микеланджело Меризи сходили его аморальные поступки с рук за его гениальность. У творческих гениев всегда много покровителей.
Микеланджело Караваджо «Давид с головой Голиафа» 1610 год
Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия
Вознаграждение за голову гения
Талант Караваджо проявлялся не только в живописи, но и в драках. Ещё одна стычка художника завершилась убийством. Тут уж ему не простили этого происшествия, убитый юноша был знатен и из богатой семьи. За голову Караваджо была назначена хорошая плата. Скрываясь в Неаполе, гений-бунтарь продолжает творить. В 1607 году Караваджо направился на остров Мальта.
В 1608 году, несмотря на совершенные убийства, художника удостаивают титула кавалера мальтийского ордена, правда, без права носить мальтийский крест, но не по причине аморального поведения, а из-за того, что он не принадлежал к дворянскому сословию. В тот период творчества Караваджо написал большую картину «Усекновение главы Иоанна Крестителя», которая стала единственным полотном, которое мастер подписал. Причем свою подпись художник поставил в луже крови, истекающей из раны Иоанна.
Микеланджело Караваджо «Усекновение главы Иоанна Предтечи»,1608 год
Местонахождение: Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта
Буйство вспыльчивого характера привело Меризи опять в тюремную камеру, из которой при помощи покровителей ему удалось сбежать. Художник отправился на Сицилию, где ему помог устроиться старый друг и модель для картин Марио Миннити. Происходили эти события в 1608 году. Опять же Караваджо работает по библейской тематике.
В этот период Караваджо создает множество картин, а ещё на него совершается покушение, так как мы помним, что за его голову назначено вознаграждение. Тем не менее, погиб художник не от нападения, а от болезни. Последние научные исследования доказывают, что причиной смерти Караваджо стал стафилококк. Живописец-бунтарь покинул этот свет 18 июля 1610 года, так и не узнав, что он был помилован.
Микеланджело Караваджо «Иоанн Креститель»,1604 год
Местонахождение: Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-сити, США
В заключение о гении-бунтаре
Караваджо был скандальным художником своей эпохи. Его чрезмерная реалистичность для 17 столетия в живописи сочеталась с драками и возлияниями. Благодаря этому сочетанию творческого с порочным, он сделался известнейшим художником своей эпохи. Некоторые считали, что у Караваджо нет никаких моральных принципов и традиций, его картины были чрезмерно откровенны, особенно на религиозную тематику.
Библейские сюжеты этого художника не украшены цветами и ангелочками, они показывают всю суть происходящего на полотне действа, без прикрас, без преувеличений, без сглаживаний. При этом, многие его обожали и считали гением в живописи.
Микеланджело Караваджо «Лютнист», 1595-1596 годы
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Караваджо умело использовал свет и тень, он выхватывал главный сюжет из общей тени полотна как бы лучом света, это было главной особенностью его картин. Этому художнику – реалисту родиться бы в нашу эпоху, тут-то его творчество раскрылось бы во всей красе.
На обложке: Фрагмент картины неизвестного художника «Портрет Караваджо», 1600 год. Местонахождение: Национальная академия Святого Луки, Рим, Италия
Любимец папы и гроза кабаков: каким был великий художник Караваджо
28 сентября 1571 года родился великий итальянский живописец Караваджо. Фигура художника до сих пор кутана тайнами и искусствоведы продолжают исследовать его жизнь, творчество и непростой характер.
Урожденный Микеланджело Меризи родился в Милане. В пятилетнем возрасте он потерял от чумы отца и деда, и мать будущего художника переехала с сыном на свою родину — в небольшой городок Караваджо.
Согласно обычаю итальянских художников той эпохи, получив определенную известность, Меризи дали прозвище, связанное с местом рождения. Так, выросший на родине матери, он стал известен под тем именем, которое знают любители живописи до сих пор — Караваджо.
«Мученичество святой Урсулы» (1610)
Работая на рубеже XVI и XVII веков, Караваджо стал одной из ключевых фигур в истории живописи, оказав значительное влияние на его последователей и став без всякого преувеличения настоящим реформатором. Именно Караваджо считается основателем реализма. Он также одним из первых в мире применил резкий контраст в техники живописи, противопоставляя свет и тень.
Ранний период творчества художника ознаменован работами, во основном выполненными в стиле Эпохи возрождения под влиянием Леонардо да Винчи, Тициана и Джорджоне. Но затем со временем Караваджо стал больше обращаться к бытовым сюжетам, его героями стали обычные люди с улицы и картины были выполнены в гораздо более темных тонах, нежели привычные произведения великих классиков.
Первая, дошедшая до нас картина мастера, — «Мальчик, чистящий фрукт». Она написана в 1593 году и на ней уже заметна склонность Караваджо к более реалистичному отображению людей и окружения. Он продолжал писать и на библейские сюжеты, однако делал это в своем уникальном стиле, что не раз подвергалось критике со стороны традиционалистов.
Меризи да Караваджо. Спящий Купидон. 1608
«Давид с головой Голиафа», «Положение во гроб», «Обращение Савла», «Взятие Христа под стражу», «Воскресение Лазаря» — все эти великие картины повлияли на творчество выдающихся художников со всей Европы. Темные тона и резкий контраст Караваджо отчетливо заметны в работах Рембрандта, Веласкеса, Рубенса и многих других великих художников.
Помимо выдающегося таланта Караваджо обладал очень непростым характером. Он умудрялся между написанием настоящих шедевров мирового искусства вести крайне скандальную, распутную. Причем, это было присуще ему еще в юношеские годы. Даже будучи просто Микеланджело Меризи, художник постоянно влезал в драки, употреблял много алкоголя и неоднократно садился в тюрьму.
Караваджо. «Положение во гроб» (1603)
Однако ему многое сходило с рук, так как Караваджо пользовался благосклонностью папского двора. Он занимался росписями церквей, его искусством восхищались высшие представители церковной власти, и поэтому за свои проступки художника наказывали не слишком строго.
Тем не менее в 1606 году лопнуло терпение даже у самого папы Павла V. 29 мая во время игры в мяч спор на площадке перерос в настоящую драку, в результате которой погиб один из ее участников. В убийстве обвинили Караваджо и папа объявил живописца вне закона. Караваджо оказался в изгнании. Он переехал на Мальту и стал рыцарем Мальтийского ордена, однако и там умудрился угодить в тюрьму, несмотря на заслуги в искусстве.
Ватикан не смог долго терпеть отсутствие Караваджо в Риме, и в 1610 году было принято решение помиловать художника. Однако вернуться в Вечный город художнику так и не удалось — по дороге домой он умер 18 июля. 31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо.
Караваджо, «Христос у колонны». 1607
Beaux-Arts de Rouen/Wikimedia Commons
Причина смерти художника долгое время оставалась загадкой. Долгое время считали, что он умер от сифилиса, однако последние исследования опровергли эту версию. Был проведен радиоуглеродный анализ скелета, который показал, что Караваджо заразился стафилококком.
Также до сих пор ведутся споры на тему сексуальной ориентации художника. В наши дни он считается гомосексуальной иконой, и именно таким изобразил его в своем знаменитом фильме «Караваджо» британец Дерек Джармен. Причем, в картине ориентация художника не подвергается никакому сомнению. Благодаря популярности фильма и влиянию поп-культуры на жизнь людей, у многих устоялось убеждение, что Караваджо был геем.
Тем не менее не то, что стопроцентной уверенности в этом нет, но многие историки как раз оспаривают это утверждение. Гипотеза о гомосексуальности художника основана на его творчестве. Известно, что он практически не писал женских персонажей и не работал с натурщицами. Были факты, что в качестве натурщиков он приглашал кастратов, обладавших характерной женственной внешностью.
Тем не менее многие эксперты считают, что это не может быть стопроцентным доказательством, так как в ту эпоху нравы в Италии — тем более в Риме — были совершенно иными, чем сегодня. И даже так называемые гомосексуальные пин-апы, которые писал Караваджо по заказу, однозначно говорят только о том, что художнику порой были нужны быстрые деньги.
В любом случае, недостаток задокументированных свидетельств его жизни так и оставляет вопрос о сексуальной ориентации Караваджо открытым. И мы можем судить о художнике только по его картинам.