за счет чего едет поезд дальнего следования
На чем ездят поезда дальнего следования?
Ответы
Ну вопрос не очень корректный. Как я понял автор хотел узнать какой тип топлива используется в поездах дальнего следования. Ну в России поезда дальнего следования ездят на электричестве, по крайней мере по моему опыту. Поездоав на угля я лично не видел.
По этому вопросу очень сатирично выступал Анатолий Гришковец. У него, как и у меня когда-то рухнула мечта о работе машинистом поезда дальнего следования. Потому что состав передается по участкам на которых есть свои электровозы и тепловозы.
У нас в пермском крае поезда дальнего следования ездят на угле. Может где то есть и современные поезда которые ездят на электричестве, у нас пока так)))
Поезда водят машинисты, обслуживающие строго определенные участки дороги. Они не могут водить на незнакомых участках — нет права управления. Участки бывают электрифицированные и не электрифицированные. На первых поезда водят электровозы на электричестве, на вторых — тепловозы на дизельном топливе. Электрифицированные участки еще бывают постоянного тока и переменного тока — каждому свои электровозы, универсальных очень мало.
Для дальнего следования используются так называемые электропоезда, которые ездят на электроэнергии.
«Электропоезда» — это то, что в обиходе называют «электричка». Они не бывают дальнего следования, максимум, что я видел — состав утром уходит, вечером возвращается (Львов-Ужгород через Мукачево, и то там было два состава, ходили через день, для обслуживания).
Вообще видов поездов наберётся, наверно, более десятка. Только по назначению, как пассажирские, грузовые, восстановительные, пожарные, воинские, агитационные и пр… Большая часть из них дальнего следования. И все ездят на рельсах!
Электропоезда, дизель-поезда и автомотрисы — трудяги пригородного сообщения
Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 03.11.2021
Все, когда-нибудь, особенно в больших городах, ездили и поныне ежедневно ездят на электропоездах, по народному названию – электричках. Эти электрички, вывозят огромные массы людей на работу и с работы, на дачи и по многим другим делам, всего и не перечислишь! Просто гигантская работа! На не электрифицированных дорогах эту очень нужную работу выполняют дизельные поезда, попроще – дизель-поезда.
Дизель-поезд
Немного истории
С ранних времен существования железных дорог пассажирские перевозки разделялись на два вида – это перевозки дальнего следования и пригородные перевозки. Перевозки на дальнее расстояние, понятно, осуществляются поездами с локомотивной тягой, в состав поездов входят комфортабельные вагоны – СВ, купейные, плацкартные и межобластные, так называемые – общие, на небольшое расстояние. В вагонах разных категорий созданы хорошие условия для длительного путешествия, в одних получше, в других похуже, все зависит от кошелька. А вот пригородные поезда курсируют на небольшие расстояния, порядка 150 – 200 км, поэтому и называются – пригородные.
Вагон электропоезда
Вагоны в пригородных поездах не требуют условий для длительного путешествия, поэтому, как, правило, сидячие места и все, ехать – то недалеко. Раньше, да и сейчас на многих дорогах, пригородные перевозки выполнялись и выполняются локомотивной тягой. Это локомотив, электровоз или тепловоз и немного, как правило, межобластных вагонов с проводниками.
И если коснуться вопросов эффективности тяги, экономики и рентабельности, то картина с пригородными поездами на локомотивной тяге весьма удручающая. Ну не выгодно, по всем параметрам! Хотя очень и очень нужно, для всех людей, проживающих в отдаленных уголках нашей России! Режим ведения пригородного поезда тяжел, это бесконечные разгоны и торможения на площадках, для посадки – высадки пассажиров, для локомотива, скажу прямо, этот режим очень нелегкий, ну а об экономии дизельного топлива или электроэнергии можно слегка позабыть. Знаю об этом не понаслышке, сам водил пригородные поезда на электровозах и тепловозах. И в вагонах приходится держать штат проводников, а все это, большие расходы и конечно огромные убытки, поэтому пригородные перевозки всегда субсидировались областными и федеральным бюджетами, но это необходимо.
Вот в послевоенные годы, умные экономические и инженерные головы, предвидев быстрое развитие инфраструктуры городов и регионов, большой приток населения в города, призадумались, нет пора-ли, сменить наши трудяги локомотивы на пригородной поездной работе и вместо них выполнять эти перевозки на быстрых на разгон и торможение, экономных и с большой пассажировместимостью, электропоездах и дизель-поездах?
Электропоезд СРЗ
А идея и впрямь, блестящая! Сказано – сделано! В 1953 году из ворот Рижского вагоностроительного завода (РВР) вышел первый трехвагонный, именуемый, секциями, электропоезд СР3. И началась эра электропоездов! Электропоезда совершенствовались, шли в ногу с научно-техническим прогрессом. Увеличивалась скорость движения, пассажировместимость, комфортабельность, вот результаты всех этих эволюций мы и видим сейчас на всех вокзалах страны.
Электропоезд РВР
Тоже происходило и с дизель-поездами. Практически, выпуск всех электропоездов и дизель поездов в СССР лег на плечи вышеуказанного Рижского вагоностроительного завода.
С локомотивами понятно, ну а электричка — это практически тоже самое, только едет посредством моторных вагонов, под полами и на крышах которых и расположено все необходимое тяговое оборудование: тележки с колесно-моторными блоками (КМБ-тяговые электродвигатели, соединенные редукторами с ведущими колесными парами), мотор-компрессоры, аппараты управления, аппараты регулирования напряжения (скорость, сила тяги) а на электропоездах, работающих на переменном токе, вдобавок, тяговые трансформаторы, выпрямительные установки, сглаживающие реакторы, фазорасщепители, некоторые помещены на крышу. На крыше установлены токоприемники и часть аппаратов, необходимых для работы электропоезда. Все как на электровозе, только разбросано по составу.
Тоже самое и на дизель-поезде, под полами моторвагонного установлены дизели с механической или гидравлической передачей на тяговые редукторы ведущих колесных пар, как тепловоз, только не пробовали, да и не нужно, устанавливать на них электрическую передачу.
Моторные вагоны располагаются, как правило, через один по схеме: прицепной – моторный – прицепной – моторный и так далее, в зависимости от длинны поезда, а длинна может быть разной, от двух, четырех, восьми, десяти и даже большее число вагонов. Все зависит от величины пассажиропотока на данном направлении.
Управляются электропоезда и дизель-поезда практически также, как электровозы и тепловозы, тормозная система такая же, с некоторыми конструктивными изменениями, необходимыми для пригородной работы, вот и все. Управляет этими поездами, также, локомотивная бригада, машинист и помощник машиниста. Управление осуществляется из одной из кабин, расположенных в концевых вагонах поезда. Никаких проводников не требуется. Двери всех вагонов автоматические, работают от пневмоприводов, широкие в обоих тамбурах, управляются и контролируются с пульта машиниста. Вагоны практически не отличаются от обычных, только пассажировместимость у них огромная, что говорить, все знают… можно влезть и в тамбур, там и ехать на одной ноге до дома, но все-таки ехать, да еще и с приличной скоростью!
Вагоны электро-и-дизель-поездов оборудованы отоплением и системами кондиционирования воздуха. Сделано все, чтобы пассажиры чувствовали себя более-менее комфортно, установлен там и знаменитый наш стоп-кран, для сознательных граждан, мало-ли что. Вагоны оборудованы прямой связью с машинистом поезда, тоже, мало-ли что, например, для вызова наряда полиции, уже для несознательных граждан.
Скоростной электропоезд ЭР200
Ну и существует у нас особый класс электропоездов – скоростные экспрессы! Это наша гордость! Эксплуатируются они в основном на направлении Москва – Санкт-Петербург, но также задействованы и на других направлениях, Москва – Нижний Новгород, например. К слову сказать, еще во времена Советского Союза на Рижском вагоностроительном заводе был спроектирован и впоследствии выпущенный там-же, небольшой партией знаменитый скоростной ЭР-200. Он достигал скорости 200 км/час, с которой и вез счастливых пассажиров из Москвы в Ленинград и обратно.
Скоростной электропоезд Сапсан
Сейчас это почетное место занял электропоезд «Сапсан», он на отдельных участках этого знаменитого направления развивает скорость 250 км/час! Данный электропоезд – совместная разработка отечественных конструкторов и конструкторов немецкой формы «Сименс». Выпускается он на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ).
Электропоезд Ласточка
Есть еще один представитель этой славной команды, всем известный комфортабельный электропоезд, отечественной разработки и постройки – конечно, «Ласточка»! Он курсирует между большими городами, ну а в нашей столице «Ласточка» работает на Московском центральном кольце.
Если все электропоезда строились практически на одном заводе – Рижском вагоностроительном, то с дизель-поездами, был у нас еще один, очень серьезный помощник – завод «Ганц-Моваг» в Венгерской народной республике.
Также часть дизель-поездов выпускал и Калининский ( ныне Тверской) вагоностроительный завод. Существовали и до сих пор эксплуатируются, так называемые, контактно-аккумуляторные электропоезда. Пока следуем по электрифицируемому участку на токоприемниках в обычном режиме, аккумуляторы заряжаются в полной мере. Ну а дальше нужно продолжить движение на небольшом участке без электрификации. Чтобы не держать там дизель-поезда, вот мы опускаем токоприемники и следуем дальше на аккумуляторах, только, недалеко и сразу назад, аккумуляторы есть аккумуляторы.
В последние годы на всей сети железных дорог работают электропоезда и дизель-поезда такой конструкции — расцепляется двухсекционный электровоз или тепловоз и обе секции ставятся с концов обычных прицепных вагонов электро-или-дизель-поезда. Все, тяга есть – секции обычного локомотива, моторных вагонов не требуется, управление дверями точно такое-же, с пульта управления, все системы микроклимата и отопления вагонов штатные. Едем вперед, секция электровоза или тепловоза в голове поезда тянет вперед, задняя, естественно отреверсирована назад, вот и тяга приличная. Эти поезда создавались еще и с целью экономии, времена были нелегкие, они эксплуатируются и сейчас, но таких блестящих тягово-экономических показателей, увы, не развивают.
Дизель-поезд РВР
Как я уже писал, во времена СССР основным разработчиком и производителем электропоездов и дизель-поездов являлся Рижский вагоностроительный завод, все электропоезда имели обозначение – ЭР – электропоезд, Рига, дизель-поезда имели обозначение – Д, то в нынешнее время, все понятно, мы этот завод по известным причинам потеряли. Сейчас разработка и производство электропоездов организовано на Демиховском машиностроительном заводе, с дизель-поездами посложнее. На метрополитене устройство и управление электропоездов практически такое-же, немного со своими премудростями, необходимыми для подземных магистралей. Выпускал, выпускает и конструирует электропоезда для метрополитенов Мытищинский машиностроительный завод «Метровагонмаш».
Дизель-поезда, марки D, для железной дороги Сахалина с шириной колеи 1067 мм, выпускает Япония. Ну и еще немного, это автомотрисы.
Дизельная автомотриса
Автомотриса – это также небольшой пригородный поезд, состоящий из одного или двух вагонов.
Рельсовый автобус РА-1
Еще на отдельных участках работают, так называемые, рельсовые автобусы РА-1 и РА-2. Эта разработка и производство Мытищинского завода «Метровагонмаш». Что сказать о его конструкции и применении, та-же автомотриса и не больше и не меньше. Утомил?
Пустят ли в поезд без прививки пассажиров в декабре 2021 года — когда введут QR-коды в РЖД в России
Представители РЖД о возможности введения QR-кодов в поездах
Слухи о том, что в поездах будут введены QR-коды, влекут за собой обязанность ее представителей комментировать ситуацию.
Замгендиректора РЖД Евгений Чаркин рассказал, что технологически компания готова ввести систему электронных пропусков – для этого есть ресурсы и возможности. Он отметил, что данный вопрос является важностью федерального масштаба, поэтому решение о нем будет приниматься на уровне правительства.
Чиркин подчеркивает, что за время пандемии в компании были усовершенствованы технологии, так как ситуация в стране способствовала этому, и даже заставляла двигаться вперед в развитии и приспособлении к новым условиям. Поэтому вся технологическая база для внедрения новой для РЖД программы имеется.
Безопасность пассажиров и работников является приоритетной задачей РЖД, поэтому они непреклонно обещают ввести новые требования и ограничения, если Правительство РФ этого потребует.
Отмечается, что меры не являются нонсенсом, и уже приняты более полу года назад в ряде других стран – в Турции, ОАЭ, Франции и др.
Глава «Аэрофлота» Михаил Полубояринов также поддерживает необходимость введения системы электронных пропусков при посадке в самолет, при этом он обозначил, что не согласен с ее введением на продажу билетов.
Кремль о введении QR-кодов в транспорте в России
Представители РЖД подчеркивают, что введение такой системы должно быть на федеральном уровне, однако Кремль пока официально не заявляет о том, что система действительно будет введена.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал, что в администрации президента не обсуждают данный вопрос. Он сделал акцент на том, что все новые меры обсуждаются не в Кремле, а являются прерогативой оперативного штаба по борьбе с ковидом.
В свою очередь штаб уже прорабатывает законопроекты о введении обязательных QR-кодов в кафе, транспорте и магазинах. О внесении их в Госдуму представители оперштаба обязательно сообщат гражданам.
Песков еще раз напомнил, что это касается и регионов – все действия муниципалитетов входят в их зону ответственности, и на федеральном уровне сейчас никаких ограничений не введено.
Глава Союза пассажиров рассказал, почему QR-коды ввести невозможно
Так как вопрос с введением электронных пропусков в поездах и самолетах уже активно обсуждается в сети, ведомства вынуждены предполагать исход данного нововведения и решать, как оно будет реализовано в жизни, и возможно ли его вообще реализовать.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков заявил, что система QR-кодов в поездах не может быть введена. Он выдвигает ряд причин, которые этому препятствуют.
Основная из них, это отсутствие мобильной сети в мелких населенных пунктах – проверка кода возможно только через Мобильный интернет, если он отсутствует, то и код не будет считан и данные проводниками о его подлинности не будут получены.
Это замечание вполне справедливо, и действительно может усложнить процедуру проверки.
Янков признает, что данное нововведение окажется действенным в плане защиты здоровья россиян, однако он подчеркивает, что если в его основе лежит стимуляция к вакцинации, то вводить данную систему нельзя, так как это нарушение конституционных прав человека на свободу передвижения.
Пока новые ограничения находятся в стадии разработки, и точных чисел по внедрению не названо. Янков надеется, что перед внедрением, если оно случится, будут тщательно взвешены все плюсы и минусы системы.
Ограничения при посадке в поезд и во время поездки, действующие в ноябре 2021 года
В РЖД напоминают о правилах и ограничениях, которые сейчас действуют в поездах:
В скоростных поездах, которые находятся в пути более 5 часов, обязательно ношение защитной маски. Если у пассажира она отсутствует, проводники могут предложить приобрести ее прямо в вагоне.
В поездах дальнего следования наличие маски у пассажира не является обязательным.
При покупке билета не требуется предъявлять QR-код или сертификат о вакцинации, а также ПЦР-тест.
Для входа в вокзал и на перрон также не нужны специальные пропуска.
Таким образом, пока жестких ограничений на передвижение на поездах и электричках в России не введено. Но по слухам, правило вступит в силу уже с 1 декабря, поэтому если пассажир купил билеты уже сейчас, то в декабре могут быть трудности в доступе к поездке по ним.
Большой FAQ про поезда дальнего следования и неочевидные правила
Ачивка «Ген тестировщика»: моя коллега сначала села в поезд, а спустя час распечатала билет на станции, мимо которой проехала.
После того как мы начали писать про поезда и электрички, выяснилось, что многие не знают таких очевидных (для нас) вещей, как душ в штабном вагоне поезда, возможность сойти на любой станции маршрута и разница между обменом и возвратом билета.
Поэтому давайте мы сейчас выкусим весь изюм из правил перевозок основных пассажирских компаний на железной дороге, чтобы нести свет знаний в массы. И, возможно, немного снизить нагрузку на наш колл-центр на первой линии.
— Когда перестают продавать билеты?
В электронном виде — за один час до отправления. В кассах — за 15 минут до отправления. На современных станциях — в электронном виде за 15 минут до отправления со станции пассажира, если в поезде есть устройство контроля легитимности электронных билетов. В кассе можно купить билет прямо до отправления поезда, если технические возможности станции позволяют это сделать.
В последний момент можно ухватить очень дешёвые билеты на Сапсан, например, но это лотерея. Вот тут ещё пара вещей именно про Сапсаны: например, у нас есть уведомление о поступлении первых билетов и даже фича с предзаказом (не только для Сапсанов).
— По какому документу можно купить билет на поезд?
Обратите внимание, что в правилах ОАО «РЖД» не указывается информация о том, что билет обязательно приобретать по оригиналу документа, поэтому некоторые кассиры могут оформить билеты без представления оригинала документа (по копии или данным документа). При посадке в поезд пассажир обязан предъявить оригинал документа, который указан в билете.
Посадка в поезд осуществляется только при наличии подлинного документа, удостоверяющего личность пассажира, на основании которого приобретён проездной документ.
— Сколько ошибок может быть в билете?
Допускается одна ошибка на билет (приказ Минтранса РФ от 19.12.2013 № 473) в один знак ровно (в любом месте) в имени, отчестве, фамилии, серии или номере документа. Вы должны проверить билет при получении. Если допущена грубая ошибка в данных при оформлении заказа, то нужно делать возврат в претензионном порядке (например).
Сейчас в билетах указывается дата рождения взрослого пассажира. В ней допускаются любые ошибки, если это не влияет на стоимость билета (то есть из-за ошибки он не становится детским). Если ошибка — в возрасте ребёнка, меняющая уровень оплаты, то надо будет или доплачивать на месте, или отказываться от поездки (ну или возвращать билет).
Если ошибок две или больше и вы их не увидели при покупке, то надо лично подойти в кассу ОАО «РЖД» с паспортом и номером билета или посадочным купоном. Вам выдадут новый билет, стоимость услуги составит 223,70 руб.
Девичья фамилия: «если при посадке в поезд пассажир предъявляет посадочный купон (билет), фамилия пассажира в котором не соответствует фамилии в документе, удостоверяющем личность пассажира, и документ, подтверждающий факт изменения фамилии, то такой пассажир допускается для проезда в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест». Больше информации тут.
Можно сесть в поезд по новому паспорту, поскольку в нём указаны сведения о старом.
При перепутанных местами имени и фамилии у иностранца в теории нужен возврат, но на практике мы не знаем случаев отказа в посадке. Но мы не рекомендуем надеяться на авось, если есть время на возврат и новую покупку.
— Что делать, если я купил билет на поезд, где нет электронной регистрации, и его негде получить на станции?
Если билет был приобретен заранее, то для его получения необходимо обратиться на ближайшую станцию, где есть кассы Экспресс-3. Если такой возможности нет или поезд отправляется в ближайшее время, то нужно обратиться к проводнику поезда с посадочным купоном и удостоверяющим личность документом и объяснить ситуацию. И далее получить билет на бланке на ближайшей станции по пути следования поезда, где есть возможность получения бумажного билета. Получить билет можно в течение 12 часов после отправления поезда, если поезд — по России, и в течение трёх часов, если поезд — межгосударственного сообщения.
Наверху — доказательство того, что мы это сделали.
Ещё обратите внимание, что наличие или отсутствие услуги электронной регистрации относится не к поезду, а к каждому конкретному вагону. Поэтому надо смотреть скорее не на поезд, а на конкретный вагон на шаге выбора мест (на схеме вагона есть значок ЭР). У большинства поездов по России есть электронная регистрация.
— Можно ли переоформить электронный билет?
Да, можно. Можно сменить поезд, место, вагон, класс, поменять маршрут с сохранением конечной точки (с доплатой за более длинный или возвратом части денег за более короткий), возобновить поездку после опоздания или из-за болезни. Нельзя переоформить на другого пассажира, нельзя менять конечную и начальную станции, перевозчика, нельзя менять билет, если взрослому был куплен детский, или наоборот. Есть особый порядок обмена на Сапсаны и поезда, пересекающие границу страны. Стоимость билета при переоформлении рассчитывается на момент переоформления в кассе, неважно, электронный ваш билет или физический. Нужно обратиться в кассу лично пассажиру, на которого оформлен билет, показать билет (или его скриншот) и документ, по которому он был куплен. С 2018 года действует сбор за переоформление — 132 рубля 30 копеек ровно.
Разница в том, что:
— в диапазоне 8–24 часов до отправления вы экономите 60 рублей 40 копеек (разница со сбором за возврат), но должны идти к кассе ногами;
— в диапазоне 0–8 часов до отправления переоформление выгоднее возврата и покупки нового билета на довольно существенную сумму.
На переоформление после опоздания даётся 12 часов в случае «я раздолбай, простите» и пять суток — при болезни или несчастном случае, также надо будет предъявить подтверждающие документы.
— Могут ли провожающих не пустить в вагон?
Да, например, на территории Узбекистана действует такая же система входа и пропуска, как и в наших аэропортах: есть бюро пропусков для провожающих (например, если надо сопроводить инвалида), но в общем случае все остаются за территорией вокзала. В России провожающих обычно пускают в вагоны. И минут за 5–10 до отправления проводник просит провожающих покинуть вагон, а пассажиров — пройти с платформы внутрь вагона.
— Как продлить поездку с промежуточной станции?
Процедура была описана на бумажных бланках билета, но всё равно мало кто что-нибудь понимал. В общем, можно взять и выйти на любой станции по дороге. Потом через пару дней поймать другой поезд и поехать на нём. Это платно.
Делается это так: в поезде надо предупредить проводника о выходе и на промежуточной станции обратиться в кассу (к администрации вокзала) в течение трёх часов с момента прибытия поезда, предъявить проездной документ и документ, удостоверяющий личность. Вам поставят отметку об остановке. Для продления поездки надо также обратиться к администрации. Вам поставят новую отметку. Остановиться на промежуточной станции можно не более чем на 10 суток.
При возобновлении поездки оплачиваются стоимость плацкарты (деньги за то, что у вас есть место в вагоне), сбор за переоформление билета, а также возможны иные платежи в зависимости от изменений условий поездки. Возобновление поездки производится в вагон того перевозчика, у которого был оформлен первоначальный билет.
Вы заплатили за билет в купе Екатеринбург — Москва и решили выйти на станции Казань на неделю.
Вы платите за билет Екатеринбург — Москва 4 631,50 рубля.
Вы платите за продолжение поездки Казань — Москва 1 328,10 рубля: это сбор 132,30 рубля и часть билета (плацкарта) 1 195,80 рубля. 5 941,60 рубля — за поездку с остановкой.
Билеты Екатеринбург — Казань и Казань — Москва стоят тем же поездом 2 891 + 2 767,50 = 5 658,50 рубля.
Вы заплатили за билет в плацкарте Екатеринбург — Москва и решили выйти на станции Казань на неделю.
Вы платите за билет Екатеринбург — Москва 2 469,10 рубля.
Вы платите за продолжение поездки Казань — Москва 774 рублей: это сбор 132,30 рубля и часть билета (плацкарта) 611,70 рубля. 3 213,10 рубля — за поездку с остановкой.
Билеты Екатеринбург — Казань и Казань — Москва стоят тем же поездом 1 536,40 + 1 393,50 = 2 929,90 рубля.
То есть происходит нечто похожее на льготный возврат билета от Казани до Москвы и покупку нового.
— Можно сесть на промежуточной станции?
Пунктом 16 Правил перевозок пассажиров установлено, что поездка пассажиров должна начинаться от станции, указанной в проездном документе (билете). Однако, как разъяснил ВС РФ в решении от 01.07.2004 № ГКПИ04-875, это означает лишь то, что пассажир не вправе осуществить посадку в поезд ранее пункта отправления, указанного в билете. Это не лишает пассажира права воспользоваться услугой перевозки начиная с любой следующей станции по пути следования.
Пассажир может сесть на любой станции следования после станции отправления, указанной в билете, при условии соблюдения срока годности билета. По правилам ОАО «РЖД», если место окажется проданным, то проводник должен предоставить либо место классом выше без доплаты, либо место классом ниже с выплатой разницы.
Например, был случай, когда человек опоздал на поезд на несколько минут, но смог быстро поймать такси и доехать до следующей остановки поезда.
Это не касается электричек: заходить надо на своей станции.
— Есть ли страховка в билете?
С 24 января 2013 года перевозчики, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте и входящие в холдинг РЖД, прекратили взимать страховой сбор при продаже проездных документов. Обязательное личное страхование пассажиров отменено в соответствии с указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 19 января 2013 года № 36. Новые правила предписывают, что при наступлении страхового случая возмещать ущерб пассажирам будет страховая компания перевозчика (если пассажир самостоятельно не оформил страховку в какой-либо страховой компании).
Сейчас выплачивается: за причинение вреда жизни пассажира до 2 млн 25 тыс. рублей, за причинение вреда здоровью пассажира — до 2 млн рублей, за причинение вреда имуществу пассажира — до 23 тыс. рублей. Для того чтобы претендовать на компенсацию, пострадавший должен направить перевозчику письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, и документы со сведениями о потерпевшем, произошедшем событии и его обстоятельствах, характере и степени повреждения здоровья потерпевшего. Срок выплаты компенсации — 30 календарных дней со дня получения страховщиком документов. В страховку не попадают стихийные бедствия, народные волнения и забастовки, военные действия и т. п. Дополнительно к этой страховке вам, возможно, будут настойчиво предлагать добровольное страхование с более высокими порогами и большим количеством страховых случаев. У сервиса Поезда на Туту.ру есть страховка на время поездки – она недорогая, можно поставить галочку, если хотите быть застрахованными, например, если случайно поезд качнёт и вы обольётесь кипятком по пути от титана к своему месту в вагоне. Ну или при слезании с полки ногу подвернёте. Подробнее написано в оферте АльфаСтрахование по ссылке в блоке страховок на шаге «Завершение заказа».
— Я не проходил электронную регистрацию и потерял свой билет. Что делать?
Если поезд через границу — покупать новый. Если поезд внутри страны — бежать к дежурному по вокзалу станции отправления, назначения или продажи билета, платить 223 рубля 70 копеек ровно и показывать свой документ. И вспоминать поезд и вагон с местом.
Кстати, места, как правило, хранятся в вычислительном центре первой станции отправления поезда.
— Нужна ли виза в Калининград?
Для разовой поездки литовская виза гражданам РФ не нужна. Достаточно оформить специальный упрощённый проездной документ на железной дороге (УПД ЖД). УПД ЖД оформляется в кассах на вокзале, которые одновременно направляют запрос в консульский отдел посольства Литовской Республики в Москве. Через 28 часов после подачи запроса пассажир должен обратиться в любую железнодорожную кассу и узнать, получил ли он разрешение на право транзитного проезда через Литву. Если разрешение не получено, то пассажир может сдать билет и вернуть деньги. Оформление УПД ЖД производится бесплатно.
— Я еду с животным. Что делать?
Если животное мелкое (до 20 килограммов), то надо купить документ в обычной кассе. Если животное крупное, то его надо взвесить на багажных весах и получить документ на него в багажной кассе. Это легаси, но с точки зрения логики обработки большие собаки — всё ещё багаж, а мелкие — ручная кладь. В зависимости от вашего вагона провоз мелких животных может быть бесплатным либо вообще не предусмотренным. Для крупных может потребоваться выкуп отдельного места, всего купе, или аналогично он может быть не предусмотрен. В одной клетке или ящике — не больше двух домашних животных. Собаки — в наморднике и с поводком. Каждая собака занимает одно место, их вместе с владельцами в купе не может быть больше, чем мест в этом купе. К собакам-поводырям применяются особые правила, с ними ехать куда легче: например, не надо платить за дополнительное место. Диких животных возить нельзя. Домашние животные перечислены в правилах перевозки: в частности, можно везти полоза. В зависимости от животного и назначения перевозки может понадобиться справка от ветеринара. Обратите внимание, что, если вы везёте животных на выставку, то правила строже, чем если вы везёте их просто покататься.
— У меня суперсумка больше 180 см по трём измерениям. Что делать?
Если багаж не укладывается в нормы ручной клади, то он оформляется либо в багажном отделении вокзала, либо онлайн на сайте РЖД. Его грузят в отдельный вагон, а выдача производится только при наличии у получателя багажной квитанции и проездного документа. Если пассажир ехал с пересадкой — то проездного документа от станции пересадки до станции назначения. В случае отсутствия у получателя проездного документа с него взыскивается доплата до тарифа грузобагажа.
Железные дороги обязаны производить операции по выдаче прибывшего багажа на промежуточных станциях не позднее чем через час после проследования поезда, а на конечных станциях — после разгрузки багажного вагона.
— Я потерял вещь, и теперь.
При потере вещей в поезде нужно обратиться в камеру хранения вокзала конечного пункта следования поезда. То есть если вы потеряли вещь в поезде Петербург — Москва где-то в Ленинградской области, а ехали до Твери, то обращаться надо в камеру хранения в Москве.
В ваши вещи заглянут.
Если среди вещей есть съестные продукты, то они сразу же списываются по санитарному акту.
Если в вещах есть документы или другие бумаги, по которым можно установить личность или связаться с владельцем, то сотрудники это делают.
Хранятся вещи 30 дней, после чего, если не было обращений, утилизируются. При обращении нужно будет сказать сотруднику вокзала, где их потеряли, в каком поезде и т. д., что именно потеряли, как это всё выглядит. После этого вещи передаются владельцу с приложением их описи на день поступления. При возврате владелец должен оплатить каждый день стоимости хранения по тарифам примерно как в камере хранения: это защита от тех, кто целенаправленно терял объёмные сумки, чтобы их хранили на вокзале.
— Если я вышел погулять на промежуточной станции и не успел сесть в поезд, то…
С 3:30 до 3:50 по Москве в Экспрессе-3 — технологический перерыв. По вторникам он чуть дольше, до 4:07. В это время при поиске билетов не будет возможности получить самое актуальное расписание поездов, цены и наличие мест. Из соседних стран очень заметные перерывы есть в финской системе бронирования, они начинаются в 23:00 по Москве и заканчиваются в случайное время.
— На билете местное время или пункта прибытия?
Раньше указывалось время станции отправления. Для трансграничных поездов — отправление по Москве, прибытие указывается местное. Для поездов не из России и не в Россию — местное. Для старта из Финляндии время будет местное (минус час от Москвы), а по прибытию в РФ будет указано время станции прибытия.
С 1 августа 2018 года указывается местное время.
— Можно ли посмотреть фактическое движение поезда?
Да, для поездов дальнего следования — на сайте РЖД. Для электрички — можно у нас вот здесь. Поезда дальнего следования опаздывают крайне редко, поэтому обычно необходимости в отслеживании поезда в реальном времени нет. А маршрут поезда можно посмотреть вот здесь — на этой странице есть поиск по номеру поезда. Либо на странице расписания по направлению кликнуть по номеру поезда и перейти по ссылке на его маршрут с временем остановок и картой. Та же инфа приходит короткой ссылкой в СМСке «Счастливого пути» при отправлении поезда, чтобы знать, на каких станциях можно выйти подышать. Ну и в мобильном приложении удобно иметь эту инфу всегда под рукой.
— Могу я сесть в любой вагон, если поезд на моей станции стоит две минуты?
Да. «Посадка пассажиров производится в вагон, указанный в проездном документе. На промежуточных станциях посадка пассажиров допускается в любой вагон поезда с последующим переходом в вагон, указанный в проездном документе».
Ещё чуть больше деталей есть в посте про то, какие бывают поезда и вагоны.