за счет чего зарабатывает банк
Как инвестор может заработать на банковских транзакциях
Это первая часть цикла статей для инвесторов об индустрии платежных сервисов. Начну с общего: размера и потенциального роста рынка безналичных платежей, а также разберу каждый сегмент. В следующих статьях я рассмотрю бизнес конкретных компаний, чтобы понять, насколько их акции интересны для покупки.
Потенциал рынка безналичных платежей
Хотя в мире совершаются миллиарды платежных транзакций, только четверть платежей осуществляется безналичными способами, с помощью карт или приложений. Но, по прогнозам аналитиков McKinsey, глобальная индустрия безналичных платежей вырастет с 1,9 до 3 трлн долларов к 2022 году.
На рынке платежных сервисов работают тысячи компаний по всему миру. Многие из этих компаний публичные, а значит, их акции могут быть интересны в качестве объекта инвестиций, так как они работают на огромном, быстрорастущем рынке.
В этом обзоре мы разберем основные сегменты индустрии платежей и некоторые компании, которые в ней представлены. А в следующих статьях подробно проанализируем наиболее интересных эмитентов из этой сферы.
Кредитные и дебетовые карты
Основные игроки на рынке. Наиболее распространенный способ безналичных платежей в большинстве стран — кредитные и дебетовые карты. Большинство выпущенных в мире карт работает с помощью инфраструктуры всего двух компаний: Mastercard и Visa. Обе компании публичные и торгуются на американском рынке.
Большую часть комиссии забирают посредники: 20—25% получают компании, принимающие и обрабатывающие платежи, а 60—70% — банк, выпустивший карту покупателя. Конечно, указанные доли будут сильно отличаться в зависимости от страны, типа карты и категории товара.
Как росли акции. Акции Mastercard начали торговаться на бирже в 2006 году, и на сегодня цена акций компании выросла в 70 раз. Visa разместила акции на фондовом рынке в 2008 году — цена акций выросла в 16 раз. Обе компании входят в 15 самых дорогих бизнесов США: все акции Mastercard на бирже стоят 275 млрд долларов, а Visa — 390 млрд долларов. Я сделаю отдельный обзор бизнеса обеих компаний, чтобы понять, насколько привлекательны их акции после такого сильного роста.
Нишевые игроки. Кроме Mastercard и Visa есть еще две публичные компании, которые предоставляют инфраструктуру для кредитных и дебетовых карт: American Express и Discover Financial Services.
American Express получает основной доход от комиссий за транзакции через свою систему, но при этом оказывает большое количество дополнительных услуг.
Discover получает основной доход за счет различных продуктов, связанных с кредитованием, хотя комиссии за транзакции — это также значимая часть бизнеса.
Карты American Express и Discover популярны в основном в США и, как правило, нацелены на обеспеченную аудиторию, которую привлекают различными бонусными программами и привилегиями.
Национальные системы. В некоторых странах также есть национальные платежные системы, которые конкурируют с Mastercard и Visa. Самая крупная — China UnionPay, у которой почти монополия в Китае. В некоторых странах существуют локальные системы, которые принадлежат государству или нескольким банкам: Elo в Бразилии, UPI в Индии, «Мир» в России и JCB в Японии. Но акции этих компаний не торгуются на бирже.
Банки
Банки забирают большую часть комиссии за транзакции с картами. Но по отдельности банки зарабатывают меньше, чем Mastercard и Visa. Основной доход банков — кредитование, страхование и помощь в выпуске ценных бумаг. Например, крупнейший американский банк J. P. Morgan получает всего 4% выручки за счет комиссий с кредитных и дебетовых карт. Поэтому подробно разбирать сегмент не буду.
Прием и обработка платежей
Обработка платежа, или процессинг, — это услуга, позволяющая продавцу принимать платежи различными способами: банковской картой, наличными или через электронный кошелек. Здесь много компаний: российский Qiwi, американские PayPal, Fiserv, FIS и Square, европейские Adyen и Wirecard.
Электронные платежные системы и мобильные кошельки
Оборот транзакций PayPal составил 578 млрд долларов за 2018 год. Оборот Mastercard — 5,9 трлн долларов, а Visa — 8,2 трлн. Но PayPal забирает всю комиссию себе, а Mastercard и Visa делятся с посредниками. Средний доход PayPal с транзакции и выручка сопоставимы с Mastercard и Visa. В России есть аналоги: « Яндекс-деньги » и кошелек «Киви».
В последние годы также стали популярны мобильные кошельки, которые позволяют удобно совершать платежи и переводы с помощью смартфона. В США наибольшей популярностью пользуются приложения Venmo от PayPal и Cash App от Square.
Наибольшее распространение мобильные кошельки получили в Китае, где Alipay и WeChat Pay всего за несколько лет произвели революцию и фактически вытеснили наличные из обращения. Объем мобильных платежей в Китае составил 41,5 трлн долларов — в три раза больше, чем оборот Visa и Mastercard, вместе взятых, по всему миру.
Часть акций Alipay принадлежит Alibaba, WeChat Pay принадлежит Tencent
Мобильные кошельки — один из самых интересных сегментов рынка платежей, так как у них огромный потенциал роста. С каждым годом они получают все больше функций и постепенно перетягивают к себе пользователей у банков, которые в большинстве стран печально известны плохим сервисом и высокими комиссиями. Планирую сделать обзоры на PayPal и Square, а также писал про Alipay в обзоре Alibaba.
Возможно, следующим этапом развития электронных платежей станут системы, работающие по тому же принципу, что и криптовалюты. Американский банк J. P. Morgan уже запустил JPM Coin, а Facebook планирует запустить Libra. Такие же планы есть у Goldman Sachs, крупнейшего в мире ретейлера Walmart и даже у китайского центрального банка. Но пока все подобные проекты находятся на этапе разработки или тестирования, поэтому до их массового внедрения пройдет еще значительное время.
Другие сегменты рынка
Есть также большое количество других сегментов рынка платежей.
Операторы денежных переводов. Среди публичных компаний можно выделить американские Western Union и MoneyGram International. Я считаю этот сектор неинтересным для инвестиций: объем рынка падает последние несколько лет и, вероятно, продолжит показывать негативную динамику.
Производители и операторы оборудования для приема платежей. Из публичных компаний можно выделить французскую Ingenico — производителя платежных терминалов, которые часто можно встретить в магазинах и ресторанах. Еще интересна американская компания Cardtronics — это крупнейший независимый оператор банкоматов. Но чтобы купить акции этих компаний, нужен статус квалифицированного инвестора у российского брокера или счет у иностранного.
Разработчики программного обеспечения для платежей. Есть нишевые компании, которые разрабатывают программные решения для осуществления платежей. Например, Intelligent Systems разрабатывает софт для карты, которую в августе планируют запустить Apple и Goldman Sachs. К сожалению, я только недавно обратил внимание на компанию, когда ее цена выросла в 10 раз за два года.
Что делают банки
Три кита, на которых стоит банковский мир
Банки глубоко проникли в нашу жизнь. С их помощью мы получаем зарплату, берем кредиты, откладываем на пенсию и платим за квартиру. Но мы не всегда знаем, как они устроены.
На самом деле банки — это обычные компании. Они меньше отличаются от магазина или автосервиса, чем мы привыкли думать. В банках сложно одно — это товар, с которым они работают. Деньги ежесекундно меняют стоимость, их всегда хотят украсть, а еще они всем нужны.
Давайте разбираться, как банки работают с деньгами и держат все под контролем. Начнем с самых основ: что они вообще делают. А делают банки три вещи: хранят деньги, выдают кредиты и проводят платежи.
Вклады
Вклады — это когда вы отдаете деньги банку. Он временно берет их в оборот, а потом возвращает с процентами.
Когда банков не было, деньги прятали под кроватью или в сейфе. Но если в дом приходили воры или случался пожар, люди теряли всё.
Сначала банки выполняли роль охранников — держали чужие деньги под замком. За это они брали комиссионные. Если клиент не возвращался за деньгами, банк мог их прикарманить. Но это было скорее исключение.
Потом банки поняли: глупо сидеть на мешках с золотом. Это свободные средства, и пока они никому не нужны, их выгоднее вложить. Например, дать в долг и вернуть с процентами.
Банки обожают вклады. Ведь чем больше у него денег, тем больше он даст в долг, тем больше заработает. Чтобы привлечь больше клиентов, банки стали делиться с ними той прибылью, которую он получает с их денег.
Каждый вкладчик — это «инвестор»: на его деньги банк проводит операции и выдает кредиты. Клиенты зарабатывают на своих инвестициях. Сегодня это самый безопасный способ извлечь выгоду из денег, которые лежат без дела.
Кредиты
Кредиты — это когда вы занимаете деньги у банка, потом постепенно отдаете. В итоге возвращаете больше, чем взяли. Вы как бы платите за пользование деньгами.
Раньше люди занимали у ростовщиков под жесткие условия и высокие проценты. Неплательщики попадали в рабство или оказывались в долговых тюрьмах. Но банки оставили ростовщичество в прошлом. Займы превратились в понятные и относительно безопасные продукты. А банк стал «магазином денег»: он аккумулирует их, переупаковывает и продает по более высокой цене. Как супермаркет, только вместо хлеба, йогуртов и посуды — деньги.
Кредиты — это хороший способ заработать, но только если потом их возвращают. Поэтому неплательщиков банки наказывают: назначают штрафы, запрещают выезд за границу и отбирают все, до чего дотягиваются — кроме здоровья, свободы и жилья.
Доводить до такого банку невыгодно. Ведь его бизнес — управлять деньгами, а не выбивать долги. Поэтому перед тем, как выдать кредит, банк смотрит на клиента под микроскопом. Даже если сомнений нет, банк заранее подумает, как в случае чего вернуть деньги. Например, потребует залог или поручительство от родственников.
Кредиты нужны всем: потребителям, бизнесу и государству. С помощью займов они решают свои задачи: люди покупают холодильники и машины, компании делают ремонт в офисе и закупают сырье, правительства выплачивают пенсии и строят больницы.
Платежи и карты
Переводы и карты — это когда вы приходите в банк и оформляете денежный перевод родственникам в другой город. Или расплачиваетесь в супермаркете картой — как бы переводите деньги со своего счета на счет супермаркета. Или когда вы платите за телефон — переводите деньги со своего счета на счет оператора.
Раньше люди платили золотом или наличными. Если нужно было отправить деньги в другой город, они нанимали курьеров или везли посылку сами. Зарплату выдавали из сейфа, а для похода в магазин нужно было иметь полный бумажник денег. Это было здорово по средневековым меркам, но неудобно.
Чтобы упростить денежные отношения, банки научились безналичному расчету. Деньги из монет и купюр превратились в электронные сигналы, которые по смыслу ничем не отличаются от наличности.
Банки построили инфраструктуру и научились обмениваться «цифровыми деньгами» друг с другом. Чтобы провести операцию, больше не нужны почта и курьеры. Доставка денег на другой материк стала вопросом пары минут, а не месяцев.
Банк делает так, чтобы каждый платеж прошел быстро и безопасно. Он гарантирует: деньги не потеряются и не исчезнут с клиентских счетов. А если что-то пойдет не так, то возьмет риски на себя.
Сегодня деньги можно передавать от человека к человеку — это денежный перевод. Можно от человека к компании — например, оплатить покупки с карты. Можно от компании к человеку — например, начислить зарплату.
Как банки зарабатывают рекордные прибыли после пандемии
Банки один за другим ежемесячно спешат отчитаться о рекордных прибылях, которые растут в разы от месяца к месяцу. Так вышло и с итогами первого полугодия – два крупнейших банка, Сбербанк и ВТБ, в один день рассказали об очередных рекордах. Сбербанк заработал за этот период почти 600 млрд руб. и в 1,8 раз превысил показатель кризисного 2020-го по российским стандартам отчетности. Прибыль ВТБ выросла за первое полугодие в 2,5 раза до 129,5 млрд руб.
Два госбанка первыми отчитались за полугодие. Цифры по всему сектору у ЦБ есть пока только за январь – май. Но уже за пять месяцев прибыль банков практически достигла 1 трлн руб. Они так хорошо зарабатывают, что Банк России допустил новый рекорд прибыли по итогам года в 2 трлн руб. (хотя раньше прогнозировал 1,5–1,7 трлн) при отсутствии «неожиданных шоков».
«Ведомости» разбирались, за счет чего банкам удается так наращивать прибыль и что может помешать этому «аттракциону неслыханной щедрости».
На чем зарабатывают
Высокая прибыль банков пока что складывается из нескольких факторов: они не создают столько резервов, как во время кризиса, хорошо зарабатывают на процентах из-за бурного роста кредитования и на комиссиях – за счет восстановления экономической активности, которая как раз в это время год назад упала.
У Сбербанка и ВТБ чистые процентные доходы в первом полугодии выросли на 11,7 и 28,7% по сравнению с прошлым годом до 767 млрд и 287 млрд руб. соответственно. Чистый комиссионный доход банков вырос на 19,1% (271 млрд) и 36,3% (77,8 млрд) соответственно. В ВТБ такой показатель комиссионного дохода объясняют ростом платежей и эквайринга из-за спада этой части дохода год назад и брокерских комиссий благодаря массовому притоку розничного инвестора на фондовый рынок. Мощным драйвером роста комиссионных доходов остаются операции с банковскими картами, включая эквайринг, доходы от которых увеличились на 33%, говорит представитель Сбербанка. Но такой рост доходов от операций с банковскими картами объясняется эффектом низкой базы по сравнению с прошлым годом, когда на транзакционную активность влияли ограничительные меры.
В этом году ЦБ впервые начал детально раскрывать показатели доходов банков, но пока только по итогам I квартала. В сравнении с прошлым годом, когда экономика еще не остановилась из-за вводимых ограничений, чистые процентные доходы сектора выросли на 8,2% до 921 млрд руб., чистые комиссионные – на 12,2% до 329 млрд руб.
Ростом прибыли в 2021 г. банки обязаны прежде всего кредитованию граждан и малого и среднего бизнеса (МСБ) в 2020 г., говорит старший кредитный специалист Moody’s Ольга Ульянова. В прошлом году прирост корпоративных кредитов составил 14,3%, или 5,4 трлн руб., тогда как в 2019 г. он был всего 24,5 млрд, или менее 0,1%, говорится в исследовании Banki.ru. Важным фактором роста розничного кредитования в 2020 г. стала ипотека – рынок превзошел рекорд 2018-го, достигнув 4,3 трлн руб. выдач благодаря как рекордно низкому уровню ставки, так и льготной госпрограмме.
Банки продолжили активно кредитовать экономику и в этом году, в частности – выдавать необеспеченные кредиты и ипотеку. В июне банки установили новый рекорд по выдаче населению кредитов наличными, свидетельствуют данные исследовательской компании Frank RG: в первый месяц лета россияне взяли 622 млрд руб. кредитов, что немного превышает апрельский максимум (618 млрд) и на 8,45% выше уровня мая. Ипотека, по данным Frank RG, в июне тоже сохранила высокие темпы роста: банки выдали населению жилищных кредитов на 551 млрд руб., что на 25% выше уровня мая и немногим ниже апреля (556 млрд). По итогам первого полугодия банки выдадут не менее 2,7 трлн руб. ипотечных кредитов (+70% к аналогичному периоду прошлого года), прогнозирует рейтинговое агентство «Национальные кредитные рейтинги» (НКР). Крупнейший банк за первое полугодие выдал гражданам уже 2,4 трлн руб. кредитов, компаниям – более 6 трлн. В годовом выражении портфель кредитов населению за полугодие вырос на 11,7% до 9,46 трлн руб., корпоративный портфель – на 1,3% до 15,7 трлн.
Правда, Банк России быстрый рост необеспеченного кредитования и ипотеки настораживал. Особенно на фоне рекордного роста долговой нагрузки россиян: она выросла до 11,9% по итогам I квартала. В итоге с 1 июля регулятор вернул доковидный уровень надбавок к коэффициенту риска по необеспеченным потребкредитам. То же самое и с ипотекой: с 1 августа ЦБ повысил надбавки к коэффициентам риска по кредитам с низким первоначальным взносом. Это должно увеличить нагрузку на капитал банков и сделать такие кредиты менее привлекательными.
В первом полугодии темпы роста доходных активов банков заметно превышают прогнозы, что позитивно отражается на уровне процентных и комиссионных доходов – основного источника прибыли сектора, говорит старший аналитик рейтингового агентства НКР Егор Лопатин. Помимо этого, положительно сказывается на прибыльности и рост масштабов цифровизации банковских услуг, которая снижает операционные расходы банков.
Сэкономили на резервах
Весь прошлый год банки создавали значительные объемы резервов из-за реструктуризаций кредитов бизнесу и населению из-за пандемии. Банки создали основные резервы по кредитам во II и III кварталах 2020 г., закладывая давление пандемии на качество активов, говорит аналитик Fitch Антон Лопатин: часть этих резервов сейчас восстанавливается, положительно влияя на прибыльность.
Всего из-за пандемии банки реструктурировали бизнесу и гражданам кредитов более чем на 7,3 трлн руб. — из этой суммы 5,5 трлн руб., или 76%, пришлось на кредиты крупному бизнесу. С 1 апреля банки должны были доначислить резервы в полном размере по кредитам крупному бизнесу, а до 1 июля – успеть сделать это и по розничному портфелю и МСБ.
Но банки ждать до последнего не стали: всего по кредитам крупным компаниям перед снятием послаблений от ЦБ банкам оставалось досоздать еще 80 млрд из уже созданных 580 млрд руб., подсчитывал регулятор. По кредитам МСБ – 15 млрд из 120 млрд руб., по розничным – 10 млрд из 75 млрд руб. Но, по мнению Банка России, на этих суммах дело не кончится и в течение нескольких лет банкам может понадобиться досоздать еще дополнительно около 1,4 трлн руб., из которых 960 млрд придется на кредиты крупным компаниям.
Анализ качества 80% кредитов регулятором показал, что 64% реструктурированных кредитов крупному бизнесу пришлось на три отрасли – нефтегазовую промышленность (25%), металлургию (15%) и недвижимость со строительством (25%). При этом доля крупных компаний, финансовое положение которых уязвимо, составила 40%. Больше всего уязвимых компаний оказалось в секторе недвижимости – там таких заемщиков больше 60%, в нефтегазовой отрасли их 55%, в металлургии – 45%.
Что дальше
Достигнут ли банки результата в 2 трлн руб. по итогам года, в первую очередь зависит о того что будет со стоимостью риска в дальнейшем, есть ли у банков потенциал к роспуску резервов и сколько потребуется досоздавать еще по реструктурированным кредитам, говорит Антон Лопатин. Суммарные кредитные убытки по итогам года остаются основной интригой, согласна Ульянова, так как никак не удается подавить все новые волны пандемии, а вместе с ними приходят новые ограничения, негативно влияющие на финансовые показатели заемщиков.
Moody’s смотрит на прибыль банков по МСФО, и она может составить в 2021 г. от 1,5 трлн до 2 трлн руб. Позитивно на нее повлияет рост процентных доходов (из-за роста кредитного портфеля, в том числе маржинального розничного), а также рост комиссионных доходов за счет расширения транзакционного бизнеса, говорит Ульянова. Негативными факторами будут являться по-прежнему повышенные размеры резервов, рост издержек из-за инфляции и, возможно, «бумажные» потери по переоценке ценных бумаг из-за роста процентных ставок.
Банк России надеется, что темпы ипотечного кредитования во втором полугодии замедлятся после пересмотра условий программы льготной ипотеки. Новых вершин рынок взять не сможет как из-за изменений условий льготной ипотеки, так и по причине сокращения платежеспособного спроса населения, говорила ранее «Ведомостям» Ульянова. «Кто хотел взять ипотеку, тот уже это сделал», – отмечала она. Правда, в НКР и некоторых банках считают, что рынок сможет установить новый рекорд по выдачам. Росту будет способствовать дальнейшее увеличение среднего ипотечного чека, полагают аналитики НКР. А резкое сокращение числа выданных кредитов во второй половине года по сравнению с первой там считают маловероятным, поскольку льготная ипотека сохранится в большинстве регионов, а доля крупнейших регионов в общем объеме выдач останется высокой.
В этом году регулятор впервые с декабря 2018 г. повысил ставку и вернулся к нейтральной денежно-кредитной политике, на последнем заседании в июне ставка выросла на 0,5 п. п. до 5,5%. Последствия повышения ключевой ставки Банком России пока оценить сложно, говорит руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень. Скорее всего, данный факт скажется на темпах роста бизнеса, но банки достаточно быстро переоценивают пассивы и активы. По мнению эксперта, принципиальные и долгосрочные изменения в структуре доходов маловероятны. Средние ставки по депозитам могут оказаться в диапазоне 5–5,5%. Ставки по кредитам будут меняться в зависимости от типа продукта, при этом ипотечная ставка вряд ли превысит 9,5%.
Аналитики НКР считают, что в этом году сектор еще сохранит достигнутый уровень маржи (4,3%), а ее снижение произойдет в 2022–2023 гг. на 0,3–0,4 п. п. Удержать маржу банкам поможет опережающий рост ставок по кредитам. Но к следующему году потенциал увеличения кредитных ставок на фоне роста ключевой будет исчерпан, а ожидаемое удорожание фондирования в полной мере отразится в отчетности банков лишь с 2022 г.
Маржа во время цикла снижения ключевой ставки всегда находится под давлением, напоминает Лопатин из Fitch. Несмотря на то что ЦБ перешел к повышению ставки, в целом по 2021 г. маржа будет на 20–30 б. п. ниже, чем в 2020 г., уверен он. Пивень из АКРА думает иначе – на фоне быстрого роста достаточно прибыльного необеспеченного кредитования можно ожидать, что банки сохранят стабильность показателя чистой процентной маржи.
Как и на чем банки зарабатывают деньги — 11 основных способов
Знаете ли вы как и на чем зарабатывают банки? Деньгами пользуются все. Мы получаем их, тратим, стараемся сохранить, некоторые даже пытаются заработать. Так или иначе, каждый в своё время взаимодействует с банком. Именно банки, связующее звено при взаимодействии денежных отношений. То, что там концентрируется огромная прибыль – это факт. Но откуда она берется, большинство только догадывается.
Конечно, многие скажут, что основная прибыль формируется из-за разницы между выданными кредитами и привлеченными вкладами. И будут правы. Но помимо этого банки получают доход за счет множества других финансовых операций.
Политика кредитов и депозитов
Начать разбираться в вопросе нужно с основ, то есть с соотношения кредитов и депозитов.
Банк – кредитная организация, привлекающая деньги физических и юридических лиц за определенную плату. Принятые в качестве вклада средства, выдаются в виде кредита другому клиенту, который обязуется их вернуть в указанный в договоре срок.
При этом заемщик платит проценты за пользование чужими деньгами.
Банк зарабатывает на разнице в процентных ставках.
Например, депозит физического лица был размещен по ставке 7% годовых. А кредит на эту же сумму был выдан под 19% годовых. Получаем 12% банковского дохода.
Из этих средств оплачивают расходы на содержание офиса, зарплата работников, но большая часть попадает в прибыль банка.
Кредитная организация устанавливает процентные ставки, руководствуясь не только желанием заработать, но и ставкой рефинансирования ЦБ РФ. То есть ставкой, по которой сам банк может взять кредит у Центрального Банка.
В нашей стране ставка рефинансирования равна ключевой ставке, которая 27 октября 2017 года достигла значения 8,25%. Банк не может выдать кредит по ставке, ниже ключевой. В России даже сложно представить ситуацию, когда стоимость кредита была бы близка к этой ставке.
Банк может привлекать средства под низкий процент:
И использовать их в своих целях, зарабатывая на разнице процентной ставки (кредитование) и прочих финансовых операциях.
Деньги из воздуха?
Но это были еще цветочки.
Основа получения дохода банком – принцип мультипликатора, то есть увеличения.
Разберем на примере.
Иванов открыл вклад в банке на сумму 1 000 руб.
По закону, все банки обязаны создавать резервы, сохраняя определенную сумму на специальном счете, для защиты интересов кладчиков.
Например, предоставить другому клиенту в виде кредита под процент. Но чуть повыше, чем по вкладу (раза в 2).
Заемщик потратит деньги в магазине бытовой техники, который обслуживается в нашем банке. И средства снова возвращаются обратно.
Теперь банк, после дополнения резерва 47,5 руб. (5% от 950 рублей), может использовать деньги на выдачу других кредитов на сумму 902 руб. (950 – 47,5).
Так происходит размещение средств, пока деньги не кончатся. Каждый раз из суммы, оказавшейся на счету, вычитается доля для резерва (5%). А остатки передается клиенту в качестве кредита. И каждый раз банк получает свою прибыль в виде процента за пользование средствами.
В конечном итоге сумма, размещенная в банке Ивановым, увеличится в несколько раз. Эту цифру получают, разделив 100% на процент резервирования (5%).
Каждый вкладчик знает, сколько денег у него на счету и получает процент прибыли на остаток.
Каждый заемщик платит за пользование кредитными деньгами, банк получает свою прибыль.
Банк, как магазин, продает свой товар – деньги. В рассматриваемом примере одна тысяча превратилась в 20 000 рублей с помощью проведения банковских операций.
А теперь представьте, что таких Ивановых у банка миллионы. И столько же заемщиков. И мы получаем просто огромный объем денежных средств, которыми можно свободно распоряжаться и извлекать выгоду.
Проблемы у банка могут возникнуть, если все вкладчики одновременно захотят получить свои деньги. Но такая ситуация маловероятна (хотя грозит серьезными последствиями, вплоть до банкротства).
Кроме кредитования для банка существует целый ряд возможностей заработать.
Фондовый рынок и ценные бумаги
Здесь банк проявляет активность сразу по трем направлениям:
В первом случае кредитная организация от своего лица приобретает ценные бумаги, в основном долговые расписки (облигации). Прибыль формируется за счет начислений по купонному доходу, превышающую ставки по вкладам.
Банк может работать на рынке ценных бумаг от имени и за счет клиента, то есть выступать в роли брокера. За каждую произведенную клиентом операцию покупки или продажи, например, акций, банк взимает небольшую копеечку в виде комиссии. Размер комиссий составляет сотые доли процентов от суммы сделки.
Дополнительно у каждого уважающего себя банка-брокера есть линейка продуктов, за пользование которых клиент выплачивает вознаграждение.
Например, доверительное управление. Вы отдаете деньги и управляющий уже сам совершает операции, зарабатывая (или не зарабатывая) прибыль для клиентов.
Получаем, что даже в случае получения убытка, деньги теряет только клиент. А банк все равно получает свой процент за управление.
Банки успешно зарабатывают на ПИФах (паевые инвестиционные фонды). Выступая опять в роли посредника между клиентами и объектом инвестиций.
За покупку и продажу паев придется уплатить банку от 1 до 3-5%. Причем за каждую операцию отдельно.
Заработок на обмене валют
Помните, в 90-е на каждом углу стояли «менялы», предлагающие обменять валюту по более выгодному курсу, чем в банке. Их можно было найти у банков, возле рынков, вокзалов и в местах большого скопления людей. Те времена давно прошли, но изредка их еще можно встретить.
Зарабатывали они приличные деньги. Сейчас банки практически полностью забрали на себя функцию обмена.
Прелесть в том, что размер получаемой прибыли не зависит от курса валюты. Неважно сколько стоит доллар сегодня и сколько он будет стоить через месяц. Растет евро или падает, банку все равно.
Доход банка зависит от объема операций и спреда.
Вроде бы немного. Но посмотрим это под другим углом.
На момент написания статьи курс обмена доллара в Сбербанке был следующим:
Получаем, что за одну операцию обмена валюты банк заработает более 5 процентов от суммы сделки.
Учитывая, что за месяц одну и ту же сумму можно прокрутить несколько раз (купил-продал-купил-продал и т.д.) получаем, доход на обмене в десятки процентов в месяц.
При резком росте (или падении) курса валюты, банк подстраховывается и увеличивает спред в несколько раз. Типичную картину можно было наблюдать в 2014-2015 годах. Валютных спред в банках достигал 10-15 рублей или 15-20%.
Золото и монеты
Продажа драгоценных слитков, памятных и инвестиционных монет еще один способ заработать небольшую прибыль.
Банк выступает в роли продавца, получая комиссии от реализации.
Отдельно можно отметить ОМС (обезличенные металлические счета):
Процесс напоминает обмен валюты. Только в качестве актива выступают мировые котировки на драгоценные металлы. Клиент приобретает не физическое золото, а получает документ, подтверждающий факт приобретения.
Спред у ОМС составляет 4-8%. И нужен очень существенный рост котировок, чтобы клиент получил значимую прибыль.
Этим и пользуются банки. Привлекают средства в ОМС и распоряжаются по своему усмотрению. Давая взамен клиенту не физические слитки металла, а обещание выплатить деньги по текущему курсу по первому требованию клиента.
Комиссии банка
Самый предпочтительный для банкира на сегодня способ получить прибыль – начисление комиссий. Причина достаточно проста: этот вид дохода не влечет за собой никакого риска. Платеж по кредиту можно просрочить, в то время как комиссия будет выплачена в любом случае. Поэтому каждый банк считает своим долгом изобрести их великое множество.
К наиболее распространенным вариантам относятся комиссии:
Вариантов комиссий немало. Коммерческий банк требует оплаты своих услуг вполне оправданно, но бывают и начисления, о которых клиент не знает. Например, в случае подключения мобильного банка автоматически при получении банковской карты.
Банку выгодно увеличение доли безрискового дохода в общей сумме прибыли, поэтому в перспективе появятся все новые варианты комиссий.
Пример.
Комиссия за снятие наличных с кредитной карты Сбербанка составляет 3% (через банкомат другого банка – 4%), но не менее 390 руб.
Комиссия за снятие наличных с вклада Россельхозбанка на сумму до 1500000 составляет 1%, свыше указанной суммы – уже 10%.
Открытие счета в Альфа Банке юридическому лицу обойдется в 3300 руб.
Пени и штрафы
Соблюдение сроков возврата кредитов – важный момент для банка, поскольку не вовремя внесенный платеж приведет к невозможности расплатиться с другим клиентом, желающим снять свои деньги с депозита.
За несоблюдение финансовой дисциплины, недобросовестный клиент обязан заплатить сумму штрафа (пени). Начисление штрафных санкций для банка является еще одним способом заработать, поскольку четких границ для сумм не установлено.
К суммам пени и штрафов можно отнести проценты, начисляемые при завершении беспроцентного периода кредитования при пользовании картой. В Сбербанке этот процент составляет 24%, в Россельхозбанке – 26%. В последнем, заемщик при просрочке платежа по кредиту обязан заплатить 750 руб. и сумму начисляемых ежедневно пени в соответствии с условиями договора.
Банк не всегда может вернуть всю сумму начисленных штрафов, но по сумме всех обязательств остается в выигрыше.
Сотрудничество
Кредитная организация зарабатывает на комиссии не только от физических, но и от юридических лиц. Банки активно продвигают страховые продукты собственных дочерних организаций и партнеров. Осуществляют перевод части пенсии в определенный фонд, за что тоже получают комиссию.
Ярким примером является Россельхозбанк, который обязывает своих сотрудников продавать ИСЖ (индивидуальное страхование жизни), являющееся продуктом АльфаСтрахования. Получая при этом комиссию в размере 5%. ИСЖ в данном случае позиционируется в качестве вклада.
Клиентов убеждают, что средства застрахованы, поскольку компанию можно назвать надежной и форс-мажорных ситуаций быть не должно. Тот же банк получает средство за сотрудничество с ГазФондом.
При обращении в любой банк за получением кредита, клиент получает и услугу по оформлению страховки (или нескольких). В случае с ипотекой это обоснованно, но для получения потребительского кредита на небольшой срок явной необходимости оформлять страховку нет.
Приобретение прав требования
Недобросовестные заемщики одного кредитора вполне могут заинтересовать другого. Банк может предложить другой кредитной организации приобрести просроченную задолженность за 15-20% первоначальной стоимости. Покупатель получает в виде дохода оставшиеся 80% долга, при условии, что сможет их взыскать.
Первоначальный кредитор возмещает свои убытки с помощью созданных ранее резервов. При этом процедура перехода прав требования законна, а взыскание может осуществлять дочерняя компания банка. Например, свой «коллектор» есть у банка «Русский стандарт» и некоторых других.
Факторинг
Еще один способ заработать деньги – предоставление факторинговых услуг.
Факторинг можно назвать товарным кредитом или продажей долга покупателя третьему лицу.
При этом всегда участвует три стороны: поставщик, покупатель и фактор (в нашем случае банк). В общем виде схема факторинга выглядит так:
1. Поставщик производит отгрузку товара покупателю.
2. Поставщик передает банку накладные, в соответствии с условиями заключенного договора.
4. Покупатель перечисляет деньги на счет фактора.
Рассмотрим ситуацию. Компания «Фрегат» заключила договор с фирмой «Авента» на поставку продукции общей суммой 670 000 руб. Товар был поставлен заказчику 1 ноября, оплата от покупателя должна поступить до 15 ноября.
Компания-поставщик постоянно нуждается в деньгах для оборота, поэтому заключила договор с коммерческим банком «ФинамБанк». Банк перечислил 7 ноября 80% суммы (536 000 руб.) на счет «Фрегат» в соответствии с предоставленными накладными. 15 ноября «Авента» погасила свой долг, перечислив средства коммерческому банку. Из оставшихся 20% (134 000 руб.) банк удержал комиссию за свои услуги в размере 10% (67 000 руб.), а оставшуюся часть перечислил на счет «Фрегат».
Перед подписанием договора с компанией, проверяется уровень её надежности и репутация. Факторинг популярен у поставщиков, которые не имеют возможности долго ждать оплату за свои услуги. Активно пользуются подобной услугой банка оптовые компании. Банк в свою очередь получает прибыль и расширяет ассортимент предоставляемых услуг.
Лизинг
Увеличить доход банк может, оказывая лизинговые услуги своим клиентам за определенную плату. По договору имущество (оборудование, автомобиль, здание или другое имущество, необходимое клиенту) передается в пользование на условиях финансовой аренды. Соглашение может подразумевать последующий выкуп предмета лизинга.
В этом случае банк выступает в роли лизингодателя. Вознаграждение за услугу зависит от банка, чья дочерняя компания предоставляет лизинг.
Например, Альфа Лизинг предлагает ставки для юридических лиц от 14,7% по программе Альфа Мобиль. Договор лизинга банковская структура заключает и с частными лицами, что тоже является возможностью роста прибыли. Для среднестатистического гражданина такой вариант может быть выгоднее кредита при условии грамотного подхода.
Все для клиента
Желание продать один продукт множеству клиентов сменилось стремлением предоставить одному потребителю всю продуктовую линейку.
Банку выгоднее выдать кредит заемщику, тут же оформить депозит, застраховать жизнь и имущество, обеспечить мобильным банком и смс-оповещениями и завершить обслуживание кредитной картой.
В таких условиях банк получает прибыль от целого комплекса операций, «привязывая» к себе постоянного и проверенного клиента. Это позволяет контролировать потребителя, планировать прибыль и распределять источники поступления средств.
Банки в общей массе предоставляют однотипные услуги, поэтому за клиента, а значит и прибыль, приходится побороться.
Ведущая роль отдается удобству сервиса. В крупных банках обслуживание становится оперативным и разносторонним, появляются специальные комнаты для вип-клиентов. Например, в отделение Сбербанка можно поиграть с ребенком, узнать о здоровом питании или оформить медицинский полис. Ориентированность на клиента приносит банку свои денежные плоды.
В других странах банки давно не воспринимаются как «вселенское зло», а используются как средство для достижения целей.
В нашей стране недоверие к банкам возникло в момент становления банковской системы, и постоянно подкрепляется самим кредитором, поскольку не все условия предоставления банковских услуг являются прозрачными и понятными.
При грамотном подходе использование финансовых инструментов, предлагаемых банком, приносит выгоду не только кредитору, но и клиенту.
Самым прибыльным банком, по данным Banki.ru, является Сбербанк России, чистая прибыль которого только за октябрь 2017 г составила почти 500 миллионов рублей. Банк получает огромные средства за счет большого объема проводимых операций и широкой линейки услуг.
Видео
Советую посмотреть познавательный фильм в виде мультфильма о становлении кредитной системы. И вы поймете как и почему работает банковская сфера и как банки делают деньги буквально из воздуха.