задание экспромт что такое
Значение слова «экспромт»
2. Муз. Небольшая фортепианная пьеса, написанная в свободной форме. Экспромт Рахманинова.
[От лат. expromtus — находящийся в готовности, под рукой]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Экспромт (разговорное) — публичное выступление, речь, длинный тост без подготовки.
Экспромт в литературе — небольшое литературное произведение, созданное в момент исполнения без подготовки.
Экспромт в музыке — небольшая фортепианная пьеса, не имеющая определенной формы, написанная в характере импровизации (но не обязательно импровизированная).
«Экспромт» («Impromptu») — кинофильм-мелодрама британо-французского производства 1990 года.
«Экспромт» — детский музыкальный театр в Москве.
«Версальский экспромт» — пьеса Ж. Б. Мольер
«Exprom[p]t» — квартет русских народных инструментов Карельской государственной филармонии в Петрозаводске.
ЭКСПРО’МТ, (или устар., экспромпт), а, м. [латин. expromptus — быстрый] (книжн.). Речь, стихотворение, остроумное замечание, муз. произведение и т. п., произнесенные, сочиненные без предварительной подготовки, сразу. Удачный э. Выпил вина и хватил за ужином такой экспромпт, что никто не знал, куда деть глаза. Лесков. Счастлив, кто ко стихам не чувствуя охоты. над экспромптами недели не сидит. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
экспро́мт
1. небольшое стихотворение, музыкальное произведение и т. п., созданное сразу, в момент исполнения; род импровизации
2. муз. небольшое музыкальное произведение, написанное в свободной форме
3. перен. какое-либо незапланированное действие, не предусмотренное сценарием событие, поступок и т. п.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: затрудниться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое экспромт и возможно ли освоить этот жанр?
Что означает слово экспромт?
Свое начало экспромты берут в народном фольклоре. Во времена, когда не существовало письменности, длинные сказания, былины, песни исполнители запоминали наизусть. Конечно, некоторые строки забывались, и сказители творчески перерабатывали произведения.
Литературный экспромт
Что такое экспромт в современной литературе? Это короткие стихотворения, преимущественно шутливого характера; остроумные афоризмы; ораторские выступления; спонтанные рассказы, родившиеся на глазах публики. Часто они посвящены конкретному человеку, мимолетной ситуации. Жанром прекрасно владели Александр Пушкин, Алексей Апухтин, Александр Одоевский, Федор Тютчев, Лев Мей, Юрий Тынянов, Николай Олейников, Михаил Светлов.
Музыкальный экспромт
Как научиться создавать музыкальные экспромты? Для начала необходима база. Без уроков сольфеджио не обойтись. Развивайте технику игры на своем инструменте, анализируйте произведения известных композиторов. И пробуйте подбирать свои собственные мелодии.
В начале рекомендуется фантазировать на темы известных музыкальных произведений, меняя ритм, лад, гармонический стиль мелодии, играя с аккомпанементом, добавляя мелизмы и т. д. Попробуйте сочинить собственный ответ на пьесу. Только в процессе упорных тренировок можно научиться создавать красивую музыку в реальном времени.
Задание экспромт что такое
НА ПУТИ К ПРОФЕССИИ
Активные методы обучения в телевизионной журналистике
Предлагаемые учебные задания, собранные в этой части книги, служат применению «на деле» теоретических положений сегодняшней тележурналистики. Формы игровых ситуаций, творческих тестов, дискуссий и конкурсов способствуют развитию аналитического и ассоциативно-конкретного мышления, побуждают участников к коллективному поиску того, как наилучшим образом сформулировать на экране поставленную проблему или овладеть искусством общения – создать психологическую атмосферу беседы, суметь вызвать на непосредственный разговор перед камерой, найти нужный тон разговора и манеру держать себя.
Техническое оснащение телевизионной учебной студии, а также использование видеозаписи дают возможность «проиграть» отдельные элементы и все стадии подготовки к эфирному выступлению – отработку тезисов выступления, составление вопросников и сценарных заявок, пробные записи с участниками-дублерами, проведение передачи и групповой анализ записанных упражнений с последующей самооценкой. Такое моделирование ситуаций, в которых обычно приходится действовать телевизионному журналисту, приближает учебные занятия к реальным условиям профессиональной студийной работы, а обретенные навыки помогают наиболее эффективным образом решать те или иные творческие задачи, выполняя социальный заказ.
Учебный практикум позволяет каждому из участников испытать себя в роли редактора, сценариста, интервьюера, комментатора, репортера и даже критика. Может возникнуть вопрос: а зачем необходимо испытывать себя в столь разных ролях, если в практической деятельности студентам и слушателям предстоит выступать лишь в одной из них (в основном – редактора). Здесь следует привести несколько возражений. Во-первых, не попробовав себя в перечисленных амплуа, как можно судить о своих способностях? Во-вторых, сама практика сегодняшней тележурналистики свидетельствует о все более явной тенденции к совмещению различных функций в одном лице (многие из известных ныне ведущих – вчерашние редакторы). Наконец, можно ли считать себя по-настоящему компетентным редактором, хотя бы однажды не побывав перед телекамерой в роли того комментатора или интервьюера, с текстом которого вам профессионально приходится иметь дело.
Активные методы обучения или социально-психологический тренинг, принципы которого использованы при отборе и составлении упражнений, на протяжении последних десятилетий все решительнее вторгаются в программу университетов, а также зарубежных колледжей и школ организаторов производства. Вытесняя традиционные формы преподавания, эти методы охватывают от 50 до 90% всего учебного времени. Поначалу практикуемые, главным образом, при обучении менеджеров, они используются сегодня для групп психологов, социологов, врачей, педагогов как эффективный способ овладения необходимыми навыками квалификации. Введение подобных экспериментов в программы курсов международного права, истории и юриспруденции сближает преподавание общественных наук с лабораторными занятиями, без которых немыслимо изучение естественно-технических дисциплин.
Социально-психологический тренинг развивается преимущественно в двух направлениях – используется либо практика групповых дискуссий, либо игровые методы (ролевые и имитационные игры).
В первом случае основная форма заданий – анализ конкретных ситуаций. Речь идет о групповом обсуждении какой-либо типичной производственной конфликтной коллизии, чаще психологического характера, предполагающей одно или несколько альтернативных решений.
Во втором случае групповому разбору-дискуссии предшествует проигрывание предлагаемой ситуации самими участниками эксперимента. Попеременное использование заранее распределенных ролей (с соответствующими характеристиками на каждого персонажа) помогает не только уяснить различные аспекты разбираемого конфликта и лучше осознать свою собственную позицию, но и учитывать позиции и входить в положение остальных партнеров по ситуации. (По существу, такой прием соучастия напоминает известный в социологии метод «включенного наблюдения», не говоря уже о традиционной в недавнем прошлом газетной рубрике «Журналист меняет профессию».).
Обсуждение разыгранных решений предложенной ситуации начинается с вопроса к самим исполнителям: если бы вам пришлось повторить вашу роль, как бы вы стали действовать – подобным же образом или иначе? Слишком резкую самокритику рекомендуют при этом смягчать. Затем слушателей просят отметить положительные стороны исполнения. Закрепление выделенных достоинств входит в функции руководителя группы – своего рода тренера или дирижера. Он должен способствовать созданию атмосферы взаимного уважения, уметь извлекать из присутствующих идеи, проявляя максимум внимания к любому высказанному предложению, стимулировать интеллектуальное состязание без ущемления самолюбия. Очень важны при этом заданная им интонация разговора, вовремя оброненные шутливые замечания, исключение малейших оттенков сарказма или какого-либо налета официальности.
Имитационные игры ведут свою родословную от «шахматных войн» – своеобразного тренажа, уже несколько столетий практикуемого в военном деле. В наши дни архаичные военные шахматы, карты и ящики с песком уступили место современной вычислительной технике, а сам принцип моделирования ситуаций все смелее проникает в различные области экономики. Оперируя «методиками», «приказами», «законами» и другими инструктивными материалами, участники «деловых» или управленческих игр апробируют всевозможные гипотезы и идеи для их дальнейшего претворения в жизнь. (Первое обращение к управленческим играм такого рода у нас в стране относится к началу 30-х годов.).
Говоря о практике группового поиска как ускорителе творческого процесса, нельзя не вспомнить и о все более широко применяемом методе мозговой атаки (брейнсторминге). Коллектив участников разбивают надвое – группу генерации идей и группу оценки. Осуществление мозгового штурма возлагается на первую группу. Непременное условие при этом – придерживаться «правил игры», разработанных в 30-е годы психологом Осборном, предложившим сам принцип брейнсторминга. Это – запрещение любой ценой негативной критики выдвигаемых участниками идей, в том числе и молчаливого осуждения (иронические улыбки, пожатие плеч). Стимуляция творческого азарта и создание атмосферы раскованной мысли, снимающей боязнь показаться смешным или фантазером. Поощрение самых дерзких и нетривиальных ассоциаций (чем «безумнее» предлагаемые идеи и чем их больше, тем лучше, эти условия лишь катализируют цепкую реакцию творчества).
Нетрудно также заметить сходство между подобного рода психоэвристическими программами и новыми тенденциями, утверждающими себя в области школьного обучения. Исследования показывают, что хронические жалобы учащихся на перегрузку обусловлены не избытком преподносимых знаний, а однообразием их подачи и пассивным характером восприятия. Ребята устают от бездействия ничем не стимулируемой исследовательской потребности. Не случайно все больший авторитет обретает так называемое развивающее или проблемное обучение, включающее в учебную деятельность самого ученика. При этом одним из наиболее эффективных способов такого «обучения через творчество» выступает все та же игра, апеллирующая не только к словесно-логическому мышлению, как это бывает на обычном школьном уроке, но способствующая вовлечению в процесс восприятия всей личности целиком.
Проникновение элементов игры в учебный процесс воспринимают иной раз как «развлечение», однако в известных пределах, именно это и является преимуществом. «Постараемся сделать учение приятным: скроем его под видом удовольствия», – заметил французский просветитель маркиз де ля Мот Фенелон еще триста лет назад. Данные недавно проведенных экспериментов показывают: в нашей памяти остается приблизительно 10% из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим, и 90% из того, что мы делаем.
В предлагаемых заданиях использован опыт занятий в учебных студиях факультета журналистики МГУ и Всесоюзного института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, методическая литература по имитационным играм и социально-психологическому тренингу (экономический факультет и факультет психологии МГУ), а также материалы из сборников упражнений для студентов театральных училищ. В Приложении приводятся тексты, которыми можно воспользоваться по ходу отдельных занятий.
Разумеется, далеко не все из описанных упражнений отрабатываются с каждой учебной группой. Выбор их зависит от задач, которые ставит перед группой преподаватель, от состава и профессиональной подготовки ее участников. По типу приведенных здесь игровых ситуаций могут быть предложены и другие творческие задания.
ВЫСТУПЛЕНИЕ В КАДРЕ
Задания-экспромты или полуимпровизации
ЧИСТЫЙ ЛИСТ БУМАГИ
«Прежде чем писать, посмотри, как прекрасен чистый лист бумаги», – говорит японская пословица. Чистый лист бумаги – предыстория любого романа, сценария, математической формулы, дневника. Чистый лист бумаги на столике перед телекамерой – начало первого конкурсного задания. И этот же лист должен стать финалом, завершающей точкой телевизионного монолога-воспоминания о каком-либо случае или эпизоде из биографии. У одних он вызовет ассоциации со страницей школьной тетради, объяснительной запиской, письмом влюбленного, кому-то этот лист напомнит белое зимнее поле, кто-то, возможно, догадается свернуть его, превратить в бумажного голубя.
Продолжительность выступления – три минуты. Время на подготовку – не более получаса.
Каждому из участников белый лист бумаги вручают заранее.
Этот конкурс (как и многие из последующих) обнаруживает способность к импровизации, свободу поведения перед камерой, умение выражать свои мысли, богатство ассоциаций и стереотипность мышления.
Исполнителям задания вручают (время, необходимое для подготовки, определяет преподаватель) песочные часы, рассчитанные на три минуты – именно столько, сколько требуется для студийного размышления-монолога. Тема монолога обозначена названием конкурса и решается в публицистическом ключе. Перед выступлением часы устанавливают в «исходное положение». Следя за тем, как пересыпается песок, телезрители наблюдают за приближением момента, когда они могли бы воскликнуть: «Ваше время истекло».
МОНОЛОГ В ПУСТОЙ СТУДИИ
Серия коротких выступлений-экспромтов «личного» характера (эпизоды из биографии, впечатления, пристрастия, интересы – словом, «репортаж из себя»). Каждый участник выбирает одно из предложенных заданий, названия которых не обязательно понимать буквально (скажем, «первое свидание» – это и первая встреча с будущей профессией, знакомство с телекамерой и т.д.).
Мой самый удивительный знакомый.
Лучший фильм года (актер, спектакль, статья, фотография, картина). Наиболее сильное впечатление от искусства – событие духовной жизни последних 12 месяцев.
Золотая полка. Воображаемая или реальная полка, составленная из тех нескольких книг, которые навсегда остались в твоей жизни и которым ты обязан тем, что ты есть.
Обыкновенности и открытия. Один из героев автобиографической книги Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», описывая в дневнике события своей жизни, делил их на две половины. Одна «Обряды и обыкновенности» – своего рода хроника повседневности («Первый раз спорил с папой»), вторая – «Открытия и откровения» – мысли, которые приходят при этом в голову («Взрослые и дети – два разных народа»).
Если бы вам в соответствии с этим принципом поручили вести дневник учебных занятий, что бы вы в нем записали на этой неделе?
Остановись, мгновенье! Будь это в вашей власти, какие мгновения своей жизни вы бы хотели оставить?
Как известно, каменный век продолжался 8000 столетий, бронзовый 30 – 40, век пара и электричества – всего 100 лет. Сегодня открытия следуют за открытиями с головокружительной быстротой. Какие из них определяют лицо эпохи, современниками которой мы являемся?
Модификация предыдущего задания.
Древний мир оставил нам память о семи чудесах света: Египетские пирамиды, Колосс Родосский, статуя Зевса работы Фидия, Александрийский маяк на острове Фарос (отсюда ведет свое происхождение слово «фары»), висячие сады Семирамиды, храм Артемиды, гробница царя Мавсола (имя, давшее рождение слову «мавзолей»).
Как известно, из этих семи чудес до наших дней сохранилось только одно. («Все на свете боится времени, но время боится пирамид», – заметил арабский писатель.)
В начале XX в. один журнал провел среди своих читателей анкету, чтобы выяснить, как изменились представления о чудесах более чем за 2000 лет. В новый список попали: беспроволочный телеграф, телефон, аэроплан, радий, антитоксины, спектральный анализ и рентгеновские лучи.
А что бы вы включили в список семи чудес света второй половины XX в. и начала нового столетия и почему?
Любое произведение начинается с заголовка. Правда, история литературы знает и «обеззаглавленные» произведения (Мамин-Сибиряк – «Без названия», рассказы Бунина, Чехова, Куприна – «Без заголовка»). Известный фильм Филлини «Восемь с половиной» означает всего лишь порядковый номер – в биографии кинорежиссера это был восьмой фильм, не считая участия еще в одной совместной картине.
Одни авторы – например, Тургенев – приступали к поискам названия лишь после того, как заканчивали очередной роман. Хемингуэй придумывал до нескольких сот вариантов (и случалось, что все их вычеркивал). Другие – скажем, Лесков – заранее подбирали заголовки к еще ненаписанным произведениям.
В этом задании заголовок также предшествует произведению. Причем заголовок этот уже придуман. Участникам конкурса предстоит своим рассказом лишь «оправдать» его. Право выбора заголовка остается за выступающим:
Выступление экспромтом. Как оратору лучше выступать экспромтом перед публикой.
Выступление экспромтом – это выступление без подготовки.
Что такое экспромт — талант или результат тщательной подготовки?
Экспромт – показатель мастерства. Считается, что неопытные ораторы речи готовят и заучивают, а опытные ораторы выступают больше экспромтом.
Кто-то говорит, что умение выступать экспромтом — «дар свыше», или приходит с мастерством.
Есть ораторы, презирающие всякую подготовку и выступающие только экспромтом.
А можно ли обучиться выступать экспромтом новичку?
В этой статье:
Что такое экспромт?
Что выдают за экспромт?
Как обучиться выступать экспромтом?
Экспромт — это умение мыслить вслух, прямо по ходу выступления. И это умение важно для оратора.
Экспромт – это неподготовленная речь.
И здесь нечем хвастать.
Неподготовленная речь — подготовленный провал!
Речи полезно готовить. Причем, не только насущные речи, но и перспективные. Плох тот оратор, который не продумывает перспективу своих выступлений, и не продумывает речи заранее.
К речам полезно готовиться!
В то же время, полезно уметь выступать и экспромтом.
Как учиться выступать экспромтом?
У меня часто спрашивают: «Как научиться выступать экспромтом?». При этом ожидают практических рекомендаций, каких-то «особых техник». И удивляются, что я отвечаю метафорой: «Сначала научись выступать!».
Приведу пример.
Чтобы научиться экспромтом танцевать – нужно, прежде всего, научиться танцевать. А уже потом – танцевать экспромтом. Так? На начальном уровне, у неопытного танцора, отрепетированный танец будет выглядеть куда лучше экспромта. У мастеров – совсем иначе.
Чтобы научиться играть экспромтом на музыкальном инструменте, нужно сначала научиться играть на этом инструменте. Иначе это будет не экспромт – а какофония. Так ведь?
Так и в ораторском искусстве. Сначала нужно освоить базовые техники выступления. А уже потом, когда все техники будут применяться легко, непринужденно и неосознанно, тогда можно позволить себе выступать экспромтом вместо подготовленной речи.
Лучший экспромт – подготовленный экспромт!
Большинство экспромтов (выдаваемых за экспромт) – результат тщательной подготовки.
Почему так делают? Чтобы причислить себя к «мастерам». Ведь только «асы» могут непринужденно выдать красивую речь без подготовки.
Существуют целые легенды (и анекдоты) о том, как выдавали экспромт на ходу поэты: Пушкин, Маяковский, Есенин. Хочется и себя причислить к великим.
Экспромты в свою речь вставляют великие актеры, артисты эстрады.
Почему? Да потому что надоедает каждый концерт рассказывать одно и то же, вот и рождаются экспромты.
Но это все – опытные мастера ораторского искусства!
Нам тоже хочется быть мастерами, или хотя-бы казаться ими.
Один мой клиент, теперь уже друг, обучался тайно от всех. Хуже всего ему давались речи экспромтом, а так же анекдоты и тосты. Через пол года, на юбилее своей фирмы, он выдал такую речь, что все просто ахнули. Начало он: «Даже и не знаю, что сказать. Не готовился. Думал отсидеться в стороне, как обычно. Но вот мне пришла в голову такая мысль…» Далее была чудесная речь и всеобщие аплодисменты. Вряд ли кто заподозрил, что этот «экспромт» мы репетировали два часа в моем офисе. Впрочем, за пол года обучения он действительно начал выступать хорошо. Но ему хотелось, чтобы это выглядело «не специально», как «само собой получилось».
А можно ли действительно научиться говорить экспромтом?
Но для начала, все же, необходимо овладеть Базовыми навыками ораторского искусства. Причем, довести их до автоматизма.
Оратор должен хорошо овладеть паузой, прежде всего. Именно овладеть. Паузы помогают хорошо думать во время выступления. Оратор должен хорошо видеть зал, держать зрительный контакт. Оратор должен хорошо управлять своей речью, причем каждым словом, каждым жестом. Но и этого мало.
Нужно получить хороший опыт выступлений именно экспромтом.
На наших занятиях мы часто используем тренировочные выступления на сложные темы. Причем темы бывают такие, в которых оратор вообще не разбирается. И на эти темы нужно говорить без какой-либо подготовки. Спустя время появляется навык говорить на любую тему, любое количество времени.
Все мы разные, у кого-то говорить непринужденно экспромтом получается раньше, у кого-то позже. Чем больше тренировок – тем лучше.
После такого обучения – никакая тема не страшна, никакой вопрос, никакая публика.
Умение мыслить вслух, прямо по ходу выступления – важный навык оратора. И мое мнение, что оратором можно назвать ученика только после овладения таким навыком.
Оратор – это тот, кто может выступать на любую тему, с подготовкой и без, кто сможет при этом получать удовольствие во время выступления и аплодисменты публики после речи.
Когда Можно обучаться техникам экспромта новичку?
Мы начинаем обучение техникам экспромта на пятом занятии.
К этому времени участники уже овладевают паузами, взглядом, скоростью речи, жестами (пусть не полностью, но уже в большей мере). Как только участники овладевают паузами, как только в голове исчезает хаос мыслей, как только мозг получает возможность мыслить — можно начинать изучать техники выступления экспромтом.
Обычно, уже через 2 часа практических упражнений, большая часть группы с удовольствием выступает экспромтом. Остальные догоняют на последующих занятиях.
Что лучше, хорошо прочитать текст с листочка или плохо рассказать, но экспромтом?
Я бы выбрал второе. К тому же, у хорошего оратора не получится выступить экспромтом плохо.
Впрочем, хороший оратор и прочитать с листочка сможет хорошо!
Чем экспромт лучше чтения?
Во время выступления экспромтом внимание оратора направлено в зал, к людям.
Мозг лихорадочно подбирает нужные слова. Волнение — усиливает нужные эмоции. Оратор в это время красив, эмоционален, его энергия устремлена в публику. Зрители видят, что речь создается «здесь и сейчас». И это очень ценится.
При чтении с листа, часть энергии оратора может уйти в листочек.
Впрочем, если оратор владеет техникой «публичного чтения» — это не произойдет.
При чтении аудитории кажется, что речь «подготовлена», а значит — не является «свежей», не является «эксклюзивной». Публика не любит, когда ей читают.
Впрочем, если овладеть техникой «публичного чтения» — никто и не заметит, что оратор читает.
А еще лучше — это комбинация, чередование: что-то с листочка прочитать, что-то сказать экспромтом…
Минусы выступления экспромтом.
Выступление экспромтом — всего лишь навык оратора.
Им можно пользоваться, а можно и не пользоваться. Когда и как — выбирать оратору.
Плюсов у экспромта много.
Техники экспромта дает свободу и уверенность оратору.
Но есть и «обратная сторона медали». Юные ораторы чувствуют вкус выступлений без подготовки, появляется не только уверенность, но и излишняя самоуверенность.
Как на меня, то оратор создает себя во время тренировок.
Любители экспромта могут почувствовать свое поражение при встрече с заранее подготовившимся оппонентом.
И часто так бывает, что более слабый оратор, но подготовившийся, выигрывает словесную баталию у более опытного оратора, но понадеявшегося на экспромт.
Готовиться к выступлению полезно в любом случае!
Видео. Обучение выступлению экспромтом.
На видео мои объяснения перед упражнениями на экспромт:
И подписывайтесь на наш YouTube-канал. Там много интересных видео.
С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.
/ Выступление экспромтом / Что такое экспромт для оратора / Ораторское выступление экспромтом / Научиться выступать экспромтом перед публикой / Что такое экспромт / Техники выступления экспромтом на публике / Неподготовленное выступление / Экспромт — выступление без подготовки / Как готовить выступление оратора экспромтом /