заговенье что за праздник
Заговенье: почему Рождественский пост называют иногда Филипповским
Успеть перед Новым годом
Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
Рождественский пост может быть одним из самых радостных времен церковного года. Пищевые ограничения, если не усердствовать и не поститься по строгому уставу без рыбы, не тяжелы и скорее похожи на легкую предпраздничную диету, в воздухе витает уже новогоднее настроение, пахнет мандаринами, корицей и хвоей, хочется собирать подарки и печь пряники…
В реальности же именно на Рождественский пост выпадает самое суетное и раздражающее время. Квартальные и годовые отчеты на работе, давка в магазинах за теми же подарками, постная пища выходит дороже скоромной, а уж пряники… Идите вы подальше с вашими пряниками, тут бы к Новому году ноги не протянуть. Ах, да, Новый год. Не забыть купить елку или достать с антресолей искусственную.
Подумать о грядущем Рождестве получается в лучшем случае по воскресеньям, если все же удается вырваться от бытовых и рабочих забот в храм. В худшем — лежит на сердце тоска по нему, по празднику, такому одновременно детскому и серьезному, придавливает, только вот иногда с паром изо рта на морозе выдыхается: гряди, Господи! Не потеряй меня в этой суете и не дай Тебя потерять!
Именно в эти сложные дни нужна поддержка друзей, которые бы подставили плечо и напомнили: Рождество все ближе, Господь тебя не потеряет, даже если тебе кажется, что Он сейчас бесконечно далеко. Такими друзьями могут стать святые, которых Церковь вспоминает в эти дни. Я хочу предложить читателям «Правмира» иногда хотя бы на несколько минут на нашем извилистом и почти потерянном пути к празднику останавливаться и знакомиться с ними не просто как с персонажами житий, но и как с нашими проводниками к Рождеству.
Первый апостол, которого позвал за Собой Иисус
За день до начала Рождественского поста празднуется память апостола Филиппа — даже сам пост иногда называют Филипповским. В Писании Филипп появляется, что называется, редко, но метко: мало того, что все Евангелия и Деяния Апостолов упоминают его в числе двенадцати, так еще и евангелист Иоанн Богослов рисует его портрет достаточно подробно.
В первой же главе Евангелия от Иоанна читаем (ст.43): «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною». Строго говоря, это вообще первый апостол, которого Христос позвал Сам — Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя и пошли к Нему после указания учителя, а Петра позвал присоединиться к «компании» Андрей, уверенный, что им встретился Мессия.
Что же такого Он увидел в молодом человеке из Галилеи? Разгадать эту тайну поможет следующая сцена. Филипп зовет своего приятеля Нафанаила: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (ст.45).
Призвание Филиппом Нафанаила. Фреска XIV в.
Эта реплика говорит сразу о двух вещах: во-первых, Филипп дает понять, что хорошо знает Писание, во-вторых, обладает способностью мыслить парадоксально и не страдает буквоедством.
Как человек, знающий пророков, он прекрасно знает, что «ничего доброго» в этом смысле из Назарета быть как раз не должно — Мессия должен родиться в Вифлееме.
А вот как человек, обладающий живым и творческим умом, он понимает, что в Священном Писании духом Божьим наполнены не только слова, вышедшие из-под руки авторов, но и пространство между строчками.
Осторожно выскажу еще одно предположение (только предположение). Возможно, Филипп был хорошо знаком и с иудейским преданием. В средневековом иудаизме родилась идея о «двух мессиях»: бен Давид, «Сын Давидов», Царь-Машиах, понимаемый как национальный герой-освободитель; и бен-Иосиф, «Сын Иосифа», страдающий Мессия из колена Иосифова (точнее, сына Иосифа Ефраима), гибнущий в битве за народ и приуготовляющий приход как раз Машиаха бен-Давида. Однако авторитетные иудейские комментаторы предполагали, что само пророчество о страдании Мессии содержится у пророков (удивительно, не правда ли? — скажем мы, христиане). А кроме того, исследователи иудаизма предполагают, что эта концепция актуализировалась после неудачного восстания Бар-Кохбы в конце II века, фактически разрушившего надежды на возрождение Израильского государства на почти два тысячелетия и положившего начало рассеянию евреев.
Бар-Кохбу многие иудеи ошибочно приняли за Машиаха, разочарование было духовной катастрофой, и чтобы как-то поддержать народный дух, раввины предложили идею, очень похожую на христианскую: страдание Мессии было предсказано пророками, но это страдание лишь приуготовляет приход Мессии-Царя. В порядке вольного размышления можно предположить, что предпосылки к такому ходу мысли могли возникнуть гораздо раньше, в эпоху римской оккупации, когда прихода Мессии ждали, но сомнения в политическом и военном успехе были чрезвычайно сильны. И если Филипп был знаком с этой концепцией, то вполне мог узнать в Иисусе, сыне Иосифа, даже и будущего страдальца за народ!
Тщательно смотреть по сторонам
Впрочем, вернемся с зыбких песков гипотез к тексту Евангелия. Еще один эпизод с его участием — Ин. 12; 21-24: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
Греки обратились к Филиппу — а это значит, что он знал греческий язык! С этого прихода греков начинает «прославляться Сын Человеческий» — уже не Он идет с проповедью по городам и весям, а язычники сами устремляются к Нему, да не за конкретным исцелением, а вообще — потому что хотят Его видеть. И проводником их к Нему становится Филипп. (И кстати, здесь Христос связывает Свое прославление еще с одним пророчеством о Своей скорой крестной смерти. Так что предыдущее наше размышление все же может иметь в себе долю истины…)
Когда мы в последний раз в Евангелии встречаем апостола Филиппа, он просит Спасителя показать им, Своим ученикам, Бога: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин.14:8). И в ответ слышит краткое изложение учения о Троице: «Видевший Меня видел Отца… Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела… Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (9-10, 16-18).
Это поразительный диалог. Каждый иудей знал: увидеть Бога нельзя. Сам Моисей, величайший из пророков, смог увидеть лишь Его славу, увидеть Его «сзади», как описывает этот непостижимый опыт книга Исход, причем Сам Бог сказал ему: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Филипп, внимательно изучавший Закон Моисея, тем более не мог этого не знать. И тем не менее — просит Учителя показать Отца.
Это может значить только одно: Филипп уже понял, что Иисус — намного выше Моисея, Он Сам видел Отца, Которого человеку увидеть невозможно.
То есть он не просто был верным учеником — он прозревал сверхчеловеческую — Богочеловеческую природу Спасителя еще до того, как она была очевидным образом явлена в Воскресении.
Так что присутствие апостола Филиппа перед началом Рождественского поста — далеко не случайное совпадение. Он призывает нас искать и находить Христа, вчитываться в страницы Священной Истории, которая свидетельствует, по Его же собственным словам, о Нем, и тщательно смотреть по сторонам, чтобы не упустить Его из виду, когда Он явится нам одному Ему известным образом…
Петровское заговенье
Дата в 2022 году | 27 июня 2022 года, Понедельник |
Церковное название: | Неделя всех святых |
Значение: | Приветствие летней поры, прощание с весной |
Другие названия: | Всесвятское, Ярилово заговение, Крапивное заговение, Русальное заговение, Русалкино заговение, Русальское заговение, Яичное, Яишное заговение |
Традиции: | Народные гулянья, прощальный обряд с весной |
Петровское заговенье – народно-церковное празднество, проходящее ежегодно в воскресенье, следующее за Святой Троицей, а Православная церковь празднует его как Неделю всех Святых. Празднество отмечают перед началом Петрова поста, за что оно и стало так называться.
История праздника
Всесвятское заговенье – день окончательного ухода весенней и прихода летней поры. Символически он представляется в виде особой грани в жизнях людей и природного наследия. Этот праздник появился за много веков до прихода Христианства на Русь и изначально был языческим. Позже, он стал тесно связан с Неделей всех святых, празднуемой православными.
Прощание с весной уходит корнями в глубокую древность, ведь еще древние славяне чествовали первый летний день, считающийся переходом из весны в лето, и назывался он Русальным или Ярилиным заговеньем. Такие наименования празднество заполучило из-за необычных ритуалов: символические похороны весны и воскрешение русалки, Костромы и Ярилы – Божества, отождествляющегося с Солнцем. Благодаря обыкновению печь праздничные пироги с яйцами, в части селений это торжество было известно как Яишное заговенье. Всю следующую неделю проводились массовые гулянья и ритуалы на берегу реки или озера, и называлась она Водяной.
Традиции и обряды
Перед началом летнего поста хозяйки традиционно выпекали яичные пироги. С течением времени языческое празднество, посвященное воспеванию природы и солнечного света, было забыто, а традиции перемешались с христианскими. Верующие начинали поститься в понедельник, поэтому Петровское заговенье и отмечается именно в воскресенье.
Молодые люди проводили сборы на берегу реки. Юноши занимались сбором дров и разведением огня, а девушки соревновались в искусстве готовки. Ближе к закату народ собирал полевые цветы и лечебные травы, гуляли по селению и собирались в полях для проведения ритуала проводов весны. После того, как солнце скрывалось за горизонтом, люди низко кланялись земле и говорили: «Весна, прощай, приходи снова!».
После заката взрослые люди уходили по домам, а молодежь веселилась до утра. Устраивались гуляния на берегах речек и озер, разводились кострища, призванные отпугивать русалок. Так же, было принято ходить в друг к другу за угощением.
У жителей Тюменской области в Петровское благоговенье было принято отваривать яйца на кострах во время сборов на побережьях рек, и затем красить их в коричневые цвета, используя луковые очистки.
Приметы
До праздника «Петровское заговенье» осталось:
На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «Петровское заговенье»
Народно-христианский праздник Петровское заговенье в 2020 году отмечают 14 июня
Народный праздник Петровское заговенье отмечается на 56-й день после Пасхи – в воскресенье, следующее за Троицей. В 2020 году он приходится на 14 июня. Православная церковь в этот день справляет Неделю всех святых.
Свое название народный праздник получил за то, что отмечается накануне Петрова поста.
Что за праздник Петровское заговенье 14 июня, история
Петровское заговенье – день, которым заканчивается весна и открывается дорога лету. Он представляет собой некий рубеж в жизни природы и человечества. Это старообрядческий праздник. Он возник много веков назад во времена, когда на Руси еще не было христианства. Затем тесно переплелся с православным праздником Неделя всех святых.
Традиции и обряды, что принято делать
Приметы в Петровское заговенье
Молитвы
Духовная жизнь существует благодаря молитвам, поэтому верующие молятся по призванию Господа. В Петровский пост они крайне необходимы и значимы. Пост – это не только ограничения в еде, отказ от пагубных желаний, но также очищение души. Православные обращаются в молитвах к Петру и Павлу, чтобы те помогли укрепить их веру, защитили от злых помыслов, болезней.
— О, святые угодники Божьи, Петр и Павел, посвятившие жизнь свою вере! Услышьте молитвы наши и помогите нам с помощью Господа бороться с беззаконием, опрометчивостью и бедами. Помогите немощным силой своей не отлучаться от своего призвания и любви Божией. За крепким заступничеством вашим просим молить о прощении безмерных грехов наших. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Во веки веков. Аминь.
— О, святые Петр и Павел, не отдаляйтесь от нас, грешных (имя) духом и заступничеством вашим. Преклоняя колени, просим мы милости и любви Господа, прощения грехов наших и отдаления от искушений. Вы своей праведной жизнью являетесь образом благочестия. Сжальтесь и молите Бога о нас, великие апостолы. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
— О, верховные апостолы Петр и Павел, твердые в своей вере и учениях Господа, верим в помощь вашу. Снизойдите теплом в наши души, усеяв все любовью Божией. Возрадуйтесь за нашу жизнь и устремите помощь свою к нам. Дабы мы, греховные рыбы Создателя нашего, преклонились перед его силой и могуществом, чтобы избавились мы от гордыни, буйств греховных, помыслов злых. Спасите и помогите наставлениями вашими обрести жизнь вечную. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Молитва перед едой
— Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.
— Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
История, традиции, запреты и приметы Филипповки или Заговенья, отмечаемого 27 ноября 2021 года
В народном календаре славян дата 27 ноября получила название Филиппов день или Заговенья. В этот день почитается память апостола Филиппа, который после вознесения Иисуса Христа совершал чудодеяния и проповедовал разным народам. Дата является кануном Рождественского поста, который является последним в уходящем и первым в наступающем году.
История праздника Заговенья или Филипповка, отмечаемого 27 ноября 2021 года
По православному церковному часослову 27 ноября верующие чтят память одного из 12 апостолов Иисуса Христа – святого Филиппа. Именно от имени ученика Господа и получил в народе праздник одно из своих названий – Филипповка.
Согласно Новому Завету от Иоанна, Филипп был земляком двух других учеников Христовых – Андрея и Петра, и был призван Иисусом идти за ним вместе с ними. В Евангелие также говорится, что у Филиппа была семья – жена и дочери. После смерти Сына Божьего и его чудесного Воскресения, апостол, как и другие 11 учеников, путешествовал по землях Римской империи, проповедуя учение Христа.
На протяжении всего своего миссионерства наряду с проповедями Филипп сотворил много чудес, среди которых были и воскрешения умерших. Апостол рьяно верил в Евангелие и убедил креститься многих неверующих. Именно за свою веру и преданность Богу Филипп закончил жизнь мучительной смертью – его распяли на кресте язычники.
Память о святом апостоле Филиппе, умершем за веру Христовую, православная церковь в этот день ежегодно почитает его память. На Руси именно после Филиппова дня или Филипповок 27 ноября (14 ноября по старому стилю) начинался строгий Рождественский, или, как его называли в народе, «Филипповский» пост. От этого праздник и получил своё второе название – Заговенье.
Что можно и нельзя делать на Филипповки или Заговенье
В день памяти святого апостола Филиппа православная церковь не накладывает на верующих каких-либо особых строгих запретов в еде или работе. Издревле было принято в этот день посещать церковь и молится, прося у святого Филиппа всех благ для себя, родных и близких.
В народе же Филипповка считалась венцом всех осенних свадеб и веселий. После этого дня любые торжества откладывались до Рождественских святок.
На Филиппов день или Заговенье начинались на Руси бабьи посиделки. Женщины собирались в одной хате, где пряли шерстяную или овечью пряжу, пели песни и просто вели «бабьи беседы». Незамужние девушки на Филипповку гадали на будущего жениха. Для этого следовало с ужина оставить кусок отварного или жареного говяжьего мяса, завернуть его в полотно и положить на ночь под подушку, мысленно зовя суженого прийти и «разговеться». Считалось, что после этого девушке обязательно ночью приснится её будущий жених.
Народные приметы на Филипповку или Заговенье
Как и любой другой праздник в народном календаре, Филиппов день, Филипповка или же Заговенье имеет свои приметы. Обозначены они были после наблюдений людей за изменениями в природе, которые происходили в этот день:
По церковному календарю День Ангела 27 ноября у Александра, Алексея, Анны, Аристарха, Василия, Виктора, Гавриила, Георгия, Григория, Дмитрия, Константина, Михаила, Николая, Петра, Порфирия, Сергея, Фёдора и Филиппа. В качестве талисмана рождённым в этот день следует носить камень халцедон.
Воскресенье, 28 ноября 2021 года: что будет в храме?
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Ежегодно 28-го ноября начинается Филиппов (Рождественский) пост. Филипповым его называют потому, что заговенье (последний день перед постом) приходится на праздник апостола Филиппа.
В 2021 году этот день приходится на воскресенье. Больше тысячелетия 15 ноября (28 — по новому стилю) православная Церковь молитвенно вспоминает мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, мучеников Елпидия, Маркелла и Евстохия, а также мученика Димитрия Дабудского. Новомученики и исповедники российские, поминаемые на литургии 28 ноября, расстреляны в Казахстане в один день — 28 ноября 1937 года. Среди них мученик Григория Долинин, а также священномученики Николай Щербаков, Петр Конардов и Никита Алмазов. 28 ноября совершается память преподобного Паисия Величковского, прославленного в 1988 году, а также иконы Божией Матери Купятицкая, явление которой произошло в 1182.
Воскресенье, 28 ноября 2021 года, начало Рождественского поста
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 28 ноября.
Подробнее о Рождественском посте читайте в наших материалах:
Тропарь преподобному Паисию Величковскому
Странен быв на земли, Небеснаго Отечества достигл еси преподобне отче Паисие, добротолюбия подвижниче, верных научил ум к Богу возводити и сердцем к Нему взывати: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
Кондак преподобному Паисию Величковскому
Избранный иноческаго жития ревнителю, яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси, коегождо наставляя на путь спасения, сего ради зовем ти: радуйся, Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.
Молитва преподобному Паисию Величковскому
О великий наставниче, ревнителю и учителю премудрый всех чающих спасения и подвига духовнаго, преподобне отче наш Паисие!
Услыши нас, грешных, тебе верою и любовию призывающих, и вонми прошением нашим.
Ты от юности любве ради Божия оставил еси отечество твое и в иных странах безмолвия ища, во Святей Горе Афонстей и обителех иноческих Молдовлахии небесное богатство стяжал еси.
Ты великим воздержанием, в трудех, теснотах и крайнем лишении плоть твою духови покорив, стяжал еси сокрушение сердечное, трезвение, истинное безстрастие, молитву сердечную и сим обновитель древняго иночества и столп Православия показался еси; темже десница Божия учителя, наставника и чадолюбиваго отца возведе тя и благоволи собрати священный вертоград ученик твоих, иже простре отрасли своя во вся концы Российския земли.
Умоли всещедраго Бога, да сохранит святую Церковь Русскую и вся святыя Церкви Православныя в союзе единомыслия веры, мира и братския любве, паче же от расколов пагубных, междоусобных нестроений и сеющих раздоры избавит и в непоколебимем благостоянии утвердит, во спасение всех истинно исповедающих пресвятое имя Его.
Испроси, угодниче Божий, отечеству и народу нашему мира и благоденствия, изобилия плодов земных и благоустроения весей и градов наших, обителем же иноческим жития богоугоднаго, да славится в них пресвятое имя Господа и Бога и обретают в них вечное спасение любящия Его.
Помози нам, в суетнем и грешнем мире сем странствующим, отче преподобне, и умоли Господа даровати нам оставление всех прегрешений и во исходе душ наших избавити нас воздушных мытарств и вечнаго мучения, да молитвами твоими, узревше неизреченную славу Христа Бога нашего, возблагодарим тя, заступника и предстателя за всех любящих и чтущих имя твое, и прославим Безначальную Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков.
Святые дня
Мученики и исповедники Гурий, Самон (299–306) и Авив (322)
Краткое житие покровителей супружества слушайте на радио «Вера».
Мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий (361–363)
Святые пострадали в правление Юлиана Отступника (361–363). Важный сановник Елпидий служил при императорском дворе. Но его как христианина предали суду вместе со святыми Маркеллом и Евстохием. После пыток их сожгли. На месте, где христиане погребли останки святых, было явление Спасителя с ангелами. Господь воскресил Елпидия, а император вновь приказал пытать святого. Мученик молился и тогда стоявшие неподалеку идолы рассыпались. Более 6 000 язычников-свидетелей чуда уверовали. А святой Елпидий. был вновь сожжен.
Мученик Димитрий Дабудский (конец III — начало IV)
Святой мученик Димитрий происходил из селения Дабуда, во Фракии. Когда префекту Публию донесли о вере святого, тот приказал схватить мученика. На допросе Димитрий говорил о Святом Духе и учил о воплощении Иисуса Христа, о Его благости и человеколюбии. Обличение идольского обольщения разгневало правителя, который приказал отсечь ему голову.
Ммощи святого Димитрия были погребены и еще в Х веке источали исцеления всем приходящим к ним.
Преподобный Паисий Величковский (1722 — 1794)
Святой Паисий родился в семье священника в Полтаве, но большую часть жизни провел в монастырях в Молдавии, число братии которых возрастало под его влиянием в разы. Краткое житие святого, возродившего старчество на Руси, слушайте на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Николай Щербаков (24 июля 1876 — 28 ноября 1937)
23 ноября 1937 года священник арестован в ссылке. На допросе на требование следователя — признаться в проведении антисоветской агитации — он дал ответ:
— Нет, этого я не признаю. Проживая в Семипалатинске как ссыльный, никакой антисоветской агитации я никогда не вел. Другого показать ничего не имею.
Слушайте житие подробнее на радио «Вера».
Священномученик Петр Конардов (1870 — 28 ноября 1937)
Петр Иванович шел по стопам отца и закончил Духовную академию, но не знал, что крест ему предстоит нести не только священнический. Слушайте житие подробнее на радио «Вера».
Священномученик Никита Алмазов (1874 — 28 ноября 1937)
Больше 40 лет он служил диаконом, в том числе военным, кавалер двух орденов, награжден 7 медалями. В 1935 году протодиакон Никита выслан из Ленинграда, как социально опасный элемент, в Казахстан. 22 ноября 1937 года арестован, 28 ноября 1937 года приговорен и в тот же день расстрелян.
Мученик Григорий Долинин (1875 — 28 ноября 1937)
«Контрреволюционная пропаганда, член церковно-сектантской к/р группы из числа преимущественно духовенства и сектантов всех ориентаций, участие в нелегальных богослужениях».
Краткое житие святого слушайте на радио «Вера».
Икона Божией Матери Купятицкая (1182)
Явление самой древней на Белорусской земле Купятицкой иконы Божией Матери произошло около села Купятичи, расположенного на реке Ясельда в пределах бывшего Пинского уезда Минской губернии (ныне — Белоруссия).
Крестьянская девочка Анна пасла скот, когда увидела в лесу образ в виде креста, излучавший необычайно яркий свет между деревьями. Радостная девочка, отнеся икону Божией Матери домой, спрятала ее в сундук. Вернувшись на прежнее место, она снова увидела сияние между деревьями. Думая, что это другой крест, девочка положила его за пазуху. Вечером, желая показать своему отцу Василию найденные ею кресты, Анна не смогла их найти. Когда же они вместе пришли на пастбище, то уже издали увидели сияние вокруг дерева, на котором ранее чудесным образом был явлен крест. Принесенная в дом икона на следующий же день снова оказалась на прежнем месте в лесу. Пораженные этими событиями, местные жители построили на месте чудесного явления иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы, где поставили обретенную икону.
В 1240 году во время набега татары разорили и сожгли село и Купятицкую церковь, но чудотворный образ сохранился в пепле неповрежденным.
Вторично святая икона была обретена в конце XV века на месте сгоревшего храма странником-богомольцем по имени Иоаким, возвращавшимся на родину из Иерусалима. Не дерзнув взять с собой обретенный образ, он сообщил о чудесной находке местным жителям. Крестьяне в сопровождении священника перенесли крест-икону в сельскую церковь, построенную на месте сгоревшего храма. Иоаким остался при храме пономарем.
В 1629 году при церкви был устроен Купятицкий Свято-Введенский Преображенский мужской монастырь, но вскоре он был захвачен сначала католическими, а затем униатскими монахами. В 1655 году православные иноки во главе с наместником, покидая монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы и перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор, где и поместили в ряду местных икон южного придела апостола Андрея Первозванного. Существуют сведения, что в Софийском соборе чудотворный образ пребывал до конца 20-х годов XX столетия. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Купятицкая икона Пресвятой Богородицы представляет собой небольшого размера медный крест. На одной стороне креста рельефно изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем на левой руке, на другой — Распятие.
Точный список с чудотворной иконы, написанный в XVII веке, находится в настоящее время в Свято-Николаевской церкви села Купятичи Пинского района Брестской области. Для поклонения святой Купятицкой иконе Божией Матери сюда ежегодно стекаются паломники со всей Беларуси.
Особенности православного богослужения
В прошлый раз мы остановились на том месте литургии, где начинается чтение отрывка из Апостольских посланий, посвященного этому дню. Сегодня мы подробно разберем сугубую ектению, то есть усиленное прошение, которое возглашает диакон сразу после чтения.
В этой молитве диакон формулирует наши общие обращения к Богу, а хор отвечает за нас трижды «Господи, помилуй!»
О чем мы просим «от всей души и всего помышления нашего»? Чтобы милостивый Бог нас услышал и помиловал. Просим о всех христианах — членах Церкви — от патриарха и правящего епископа до «всего братства нашего»; о нашей Родине и тех, кто заботится о нашем «тихом и безмолвной» жизни, то есть о власти и воинах. Благодаря им мы можем жить в благочестии и чистоте. Молимся о священниках и монахах. Просим милости к тем, кого призваны вечно поминать на молитве, — к создателям храма, в котором обращаемся к Богу сейчас, к тем православным христианам, кто пребывает в жизни вечной. Призываем Бога к милости, просим дать жизнь, мир, здравие, спасение, посещение, прощение и оставление грехов рабов Божиих всех прихожан этого храма или монастыря, в котором сейчас находимся.
После прошения диакона перед царскими вратами священник в алтаре перед престолом обращаемся к Богу в молитве с благодарностью и славословие: Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Затем следует заупокойная ектения и молитва об усопших, которую разберем в следующий раз.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 10, стихи 25 — 37
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Евангелие от Луки, глава 8, стихи 8 — 12
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? 10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. 11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
Апостольское чтение:
Послание апостола Павла к ефесянам, глава 2, стихи 4 — 10
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — 6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. 8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился. 10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Послание Апостола Павла к ефесянам, глава 6, стих 10 — 17
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
На литургии приносится Жертва за всех людей. За несчастных и счастливых, за бездомных и военных, за инвалидов и сирот. Все участники литургии соединяются во Христе, становятся братьями и сестрами. «. Человечество до конца своей истории только этим живо и действенно: смертью и Воскресением Христа, только этим жертвенным воздухом Литургии», — писал Сергей Фудель.
Не наше усилие воли, не стечение обстоятельств, не воспитание или образование, а только Христос помогает нам преодолеть все трудности, прощать обиды, доверять и любить друг друга.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!