завис кассовый аппарат что делать
Что делать, если завис кассовый аппарат
От такой ситуации не застрахован никто. В этой статье рассматриваются наиболее частые причины, способные повлечь за собой зависание онлайн-кассы. Продолжать работу в таком режиме нельзя — за это вас настигнут штрафные санкции. Что делать в таком случае, чтобы избежать ненужных потерь и не навлечь на себя суровое наказание? Ответы на этот вопрос читайте в приведенном здесь материале.
Из него вы узнаете:
как оформить чек коррекции;
что делать, если онлайн-касса не включается и не реагирует на запросы;
что делать, если вы обнаружили неисправность онлайн-оборудования.
Для каждого случая приведены исчерпывающие консультации. При необходимости дан алгоритм действий. Объясняются возможные причины той или иной ситуации. Прочитав эту статью, вы сможете предпринять необходимые действия для самостоятельного восстановления рабочего состояния кассы. И будете знать, в каких случаях нужно немедленно обращаться в сервисный центр. А также получите информацию о том, какие меры помогают минимизировать возможность подобных неисправностей онлайн-кассы.
Отключился интернет
Касса, зарегистрированная как автономная, может работать без интернета. Все остальные должны отправлять информацию по сети оператору фискальных данных (ОФД).
Фискальный накопитель (ФН) в обычной онлайн-кассе может работать без интернета 30 дней. Он фиксирует все кассовые операции. Если за 30 дней сигнал не вернулся, ФН блокируется. Но как только появится устойчивое соединение, все данные будет отправлены ОФД.
Закон говорит, что пользователь должен без промедлений отправлять кассовые чеки ОФД. Если касса действует, а чеки не уходят, проверяющие органы могут выписать штраф.
Чтобы знать, отправляются ли чеки, следите за отчетами о закрытии смены: в них указано количество неотправленных чеков и дата первого из них.
Нет электричества
Неполадки на линии и аварии из-за сильного ветра могут надолго оставить без света, поэтому во многих торговых точках ставят источники бесперебойного питания (ИБП).
Если электричества нет, магазин может продолжать работу – тогда операции от руки записываются в журнал. Когда электроснабжение восстановится, сформируйте чек коррекции, в котором указывается сумма выручки за время отключения. В идеале это нужно сделать до закрытия смены.
Важно: по 54-ФЗ торговать без кассового аппарата нельзя, поэтому за работу без кассовых чеков грозит штраф.
Оформляем чек коррекции
Чек коррекции нужен, если сам предприниматель или налоговый инспектор выявил неучтенную выручку. Например, если была неверно указана сумма, ставка НДС или тип оплаты.
Если отключилось электричество и точка работала без контрольно-кассовой техники, также необходим чек коррекции.
1. составить акт или служебную записку и написать причину, дату и время формирования чека;
2. пробить чек на кассе;
3. известить ФНС, что сформирован чек коррекции (не позже чем через три дня).
В чеке будет указана информация о неучтенной сумме.
Признак расчета — приход; тип коррекции — самостоятельная операция; основание для коррекции – дата, номер и наименование документа. Название товара в чеке не пишется (для касс, работающих на форматах фискальных документов 1.05).
Касса не реагирует на запросы или не включается
Причина — бытовое повреждение техники или сбой программного обеспечения.
Остановите продажу через неисправную ККТ и позвоните в фирму по ремонту. Согласно 54-ФЗ предприниматель может выбрать аккредитованный сервисный центр (АСЦ) независимо от региона.
До отправки кассы в ремонт напишите заявление, укажите регистрационные данные фискального накопителя и онлайн-кассы, а также показания на кассе в день поломки. Специалист сервисного центра составит заключение. Передайте оба документа в налоговую службу, чтобы при проверке не было вопросов, почему с кассы сорвана пломба.
У деталей кассы есть срок службы, поэтому будьте готовы вовремя заменить износившиеся части. Кроме того, аппарат может зависнуть из-за ошибки кассира, поэтому сотрудники должны пройти обучение работе с ККТ.
Онлайн-касса неисправна. Действия:
1. проверьте подключение к сети, заряд батареи или сетевой шнур;
2. убедитесь, что на точке есть электричество;
3. перезагрузите кассовый аппарат;
4. обратитесь в сервисный центр или к специалистам по программному обеспечению. Получить квалифицированную консультацию можно в нашем сервисном центре, оформив круглосуточное техническое сопровождение кассового оборудования.
Самые распространенные проблемы с ККТ. Что делать, если не работает онлайн-касса?
Дата публикации: 26/11/2019
Актуально на Декабрь 2021
Как и любая техника, Онлайн-касса
О том как зарегистрировать онлайн-кассу читайте в статье.
Список выгодных банков для подключения онлайн-кассы
Список выгодных банков для подключения онлайн-кассы
Пять распространённых проблем с кассой
Частные проблемы с онлайн-кассой:
Итак, если касса не печатает чеки без видимых поломок, то надо сделать следующее:
О том как зарегистрировать онлайн-кассу читайте в статье.
Распространенные коды ошибок касс
Приведем самые частые ошибки у наиболее популярных моделей касс. Они отображаются на дисплее числовыми кодами.
AMC 300Ф
1003 | Нет чековой ленты | Заправить бумагу и нажать ВВ |
609 | Со времени формирования первого чека прошло более 24 часов | Снять Z-отчет |
627 | Неверные время и дата | Выставить верные параметры |
621 | Размер оплаты по безналу выше итога в расчетах | Откорректировать сумму в соответствии с итоговой |
1008 | Не введена акцизная марка | Еще раз отсканировать товар |
Атол 90Ф
Е000-017 | Код товара введен неверно или его нет в базе | Проверить наличие товара в базе и правильность введения кода |
Е000-103 | Отсутствует чековая лента или шлейф принтера отключен от платы | Поправить или поменять ленту |
Проверить подключение шлейфа к принтеру
Орион 100 Ф
00 | Сбой в ПО | Обратиться в СЦ |
01 | Ошибка памяти | Обратиться в СЦ |
03 | Отсутствует чековая бумага или лента неправильно заправлена | Поменять кассовую ленту или устранить замятие |
04 | Разряжен аккумулятор | Зарядить |
04 | Принтер перегрелся | Остановить работу |
+/- | Переполнение чека |
Отрицательный результат или переполнение счётчика
Нажать на С и закрыть чек
Ошибки, связанные с фискальным накопителем
212 | Неверное состояние ФН | Зарегистрировантть ФН |
213 | Неисправимое нарушение функций | Заменить ФН |
215 | Завершен срок службы | Заменить ФН |
235 | Исчерпан ресурс хранения | Подключить кассу к интернету |
237 | Есть документы, требующие отправки | Подключить кассу к интернету |
При наличии любых ошибок на дисплее первым делом надо обратиться к инструкции, где есть полный перечень проблем. Если не удалось решить проблему, руководствуясь инструкцией и описанными выше способами, необходимо обращаться в службу поддержки.
Список выгодных банков для подключения онлайн-кассы
Завис кассовый аппарат. Что делать?
Иногда кассовые аппараты перестают слушаться кассиров: показывают неизвестный код ошибки, перестают передавать данные в ОФД или вовсе не отзываются на команды. Что делать, если произошло «восстание машин»? Выясним порядок действий, когда касса не работает.
Что делать, если пропал интернет?
Официально без подключения к интернету могут работать только те кассы, которые были зарегистрированы как автономные. Остальные кассы должны передавать данные через интернет оператору фискальных данных. Для связи необходимо подключение к интернету. Однако иногда интернет пропадает — например, из-за аварии на линии, сбоев в системе или просто отключается за неуплату. Что делать в этом случае? Ждать. Фискальный накопитель, который установлен в каждой кассе, может работать без интернета в течение 30 дней с момента исчезновения сигнала. Он записывает все операции, которые производятся на кассе и накапливает их внутри себя. Если в течение 30 дней возврат интернет-сигнала не состоится, то фискальный накопитель заблокируется. Спасти ситуацию может только появление устойчивого соединения: как только он будет установлен, ФН разблокируется, все накопленные данные будет переданы в ОФД.
Но с точки зрения закона, обязанность пользователя передавать сразу кассовые чеки в ОФД и если Вы продолжаете работать на кассе, а чеки не уходят, Вы можете попасть на штраф со стороны проверяющих органов. Как понять, что чеки не уходят, ведь это автоматический процесс в кассе и пользователь может об этом не знать? Для этого в отчете о закрытии смены печатается информация о количестве неотправленных чеков и дата первого неотправленного чека. Обращайте на это внимание!
Что делать, если отключили электричество?
Такое случается даже в самых крупных городах — авария на линии, обрыв сети после штормового ветра могут на несколько часов обесточить целые районы. Многие крупные торговые точки оборудованы «бесперебойниками» — источниками бесперебойного питания, ИБП. Они помогают не потерять важные данные (например, если свет отключился в момент печати чека).
Закрывать магазин не нужно. Можно продолжать торговлю даже при отсутствии электричества: по-старинке, с записью всех операций в журнал. После того, как электропитание будет восстановлено, необходимо сформировать чек коррекции, в котором указать всю сумму выручки, полученную во время «блэкаута». Это необходимо сделать до закрытия смены, если свет так и не дали в этот день, то как только появится такая возможность. Но здесь мы также хотели предупредить, что в соответствии с 54-ФЗ работать без кассового аппарата нельзя. Поэтому если Вы продолжите работу без выдачи кассового чека и попадете на проверку налогового инспектора, Вы можете получить штраф.
Как оформить чек коррекции?
Чек коррекции появился вместе с новыми онлайн-кассами. Чек коррекции оформляется, когда обнаруживается неучтенная выручка. Это может быть как самостоятельно обнаруженная ситуация, так и при предписании налогового инспектора, заметившего отсутствие кассового чека при расчете. Так же кассовый чек коррекции может применяться при необходимости корректировки ранее произведенного расчета (например, в чеке была указана неверная сумма, ставка НДС, тип оплаты, а покупатель уже ушел). Также этот вид фискального документа актуален в случаях, когда на торговой точке отключается электричество и какое-то время торговля велась без использования ККТ.
Оформить чек коррекции довольно просто. Для этого нужно:
Чек коррекции содержит информацию о сумме, которая оказалась неучтенной.
Признак расчёта — приход; тип коррекции — самостоятельная операция; основание для коррекции – дата, номер и наименование документа (акта, объяснительной записки). Указывать наименование проданного товара в чеке коррекции не нужно (для касс работающих на форматах фискальных документов 1.05).
Онлайн-касса зависла или не включается
Как и любая электроника, онлайн-касса может попросту сломаться. Это могут быть физические повреждения (например, ее уронили) или программные (произошел сбой ПО). Первое, что нужно сделать — остановить продажу через сломанный кассовый аппарат. Второе — обратиться фирму по ремонту онлайн-касс. Аккредитованные сервисные центры (АСЦ) помогут решить проблему. Кстати, согласно 54-ФЗ, предприниматель может выбрать любой АСЦ для обслуживания своих касс, без привязки к региону.
Перед тем, как сдать кассу в ремонт, предпринимателю нужно составить особое заявление, в котором требуется указать регистрационные данные фискального накопителя и онлайн-кассы, а также показания, которые были на кассе в день поломки. Специалист из АСЦ составляет заключение, которое послужит основание для ремонта кассы. Оба документа необходимо предоставить налоговикам, чтобы у них не возникло вопросов о сорванной пломбе при ближайшей проверке. Все эти операции проводятся для того, чтобы можно было законно снять пломбы с кассового аппарата.
Нередко кассы выходят из строя из-за износа оборудования. У каждой детали есть свой срок службы, поэтому предпринимателю важно помнить об этом и быть готовым к своевременной замене запчастей.
Еще одна популярная причина, по которой завис кассовый аппарат — неверные действия кассира. Иногда кассиры могут «намудрить» с командами так, что касса надолго задумывается и отказывается работать. Поэтому важно проводить обучение кассиров и контролировать их работу.
Порядок действий при поломке онлайн-кассы
Алгоритм действий, которые необходимо выполнить, чтобы выявить поломку онлайн-кассы, приблизительно следующий:
В абсолютном большинстве случаев какие-либо проблемы с онлайн-кассой связаны со сбоем связи с интернетом или неправильными действиями кассира. Обеспечьте стабильный интернет-сигнал на торговой точке, а также проводите обучение персонала, чтобы избежать порчи контрольно-кассовой техники.
Завис кассовый аппарат. Что делать?
Иногда кассовые аппараты перестают слушаться кассиров: показывают неизвестный код ошибки, перестают передавать данные в ОФД или вовсе не отзываются на команды. Что делать, если произошло «восстание машин»? Выясним порядок действий, когда касса не работает.
Что делать, если пропал интернет?
Официально без подключения к интернету могут работать только те кассы, которые были зарегистрированы как автономные. Остальные кассы должны передавать данные через интернет оператору фискальных данных. Для связи необходимо подключение к интернету.
Однако иногда интернет пропадает — например, из-за аварии на линии, сбоев в системе или просто отключается за неуплату. Что делать в этом случае? Ждать.
Фискальный накопитель, который установлен в каждой кассе, может работать без интернета в течение 30 дней с момента исчезновения сигнала. Он записывает все операции, которые производятся на кассе и накапливает их внутри себя. Если в течение 30 дней возврат интернет-сигнала не состоится, то фискальный накопитель заблокируется. Спасти ситуацию может только появление устойчивого соединения: как только он будет установлен, ФН разблокируется, все накопленные данные будет переданы в ОФД.
Но с точки зрения закона, обязанность пользователя передавать сразу кассовые чеки в ОФД и если Вы продолжаете работать на кассе, а чеки не уходят, Вы можете попасть на штраф со стороны проверяющих органов.
Как понять, что чеки не уходят, ведь это автоматический процесс в кассе и пользователь может об этом не знать? Для этого в отчете о закрытии смены печатается информация о количестве неотправленных чеков и дата первого неотправленного чека. Обращайте на это внимание!
Что делать, если отключили электричество?
Такое случается даже в самых крупных городах — авария на линии, обрыв сети после штормового ветра могут на несколько часов обесточить целые районы. Многие крупные торговые точки оборудованы «бесперебойниками» — источниками бесперебойного питания, ИБП. Они помогают не потерять важные данные (например, если свет отключился в момент печати чека).
Закрывать магазин не нужно. Можно продолжать торговлю даже при отсутствии электричества: по-старинке, с записью всех операций в журнал. После того, как электропитание будет восстановлено, необходимо сформировать чек коррекции, в котором указать всю сумму выручки, полученную во время «блэкаута». Это необходимо сделать до закрытия смены, если свет так и не дали в этот день, то как только появится такая возможность.
Но здесь мы также хотели предупредить, что в соответствии с 54-ФЗ работать без кассового аппарата нельзя. Поэтому если Вы продолжите работу без выдачи кассового чека и попадете на проверку налогового инспектора, Вы можете получить штраф.
Как оформить чек коррекции?
Чек коррекции оформляется, когда обнаруживается неучтенная выручка. Это может быть как самостоятельно обнаруженная ситуация, так и при предписании налогового инспектора, заметившего отсутствие кассового чека при расчете.
Так же кассовый чек коррекции может применяться при необходимости корректировки ранее произведенного расчета (например, в чеке была указана неверная сумма, ставка НДС, тип оплаты, а покупатель уже ушел).
Также этот вид фискального документа актуален в случаях, когда на торговой точке отключается электричество и какое-то время торговля велась без использования ККТ.
Оформить чек коррекции довольно просто. Для этого нужно:
Чек коррекции содержит информацию о сумме, которая оказалась неучтенной.
Признак расчёта — приход; тип коррекции — самостоятельная операция; основание для коррекции – дата, номер и наименование документа (акта, объяснительной записки). Указывать наименование проданного товара в чеке коррекции не нужно (для касс работающих на форматах фискальных документов 1.05).
Онлайн-касса зависла или не включается
Как и любая электроника, онлайн-касса может попросту сломаться. Это могут быть физические повреждения (например, ее уронили) или программные (произошел сбой ПО).
Первое, что нужно сделать — остановить продажу через сломанный кассовый аппарат. Второе — обратиться фирму по ремонту онлайн-касс.
Специалисты «Профкассервис» помогут решить проблему с аппаратной и программной поломкой онлайн-кассы. Выполняем срочные ремонты от 30 минут. Возвращаем к жизни даже кассы любых моделей и производителей.
Перед тем, как сдать кассу в ремонт, предпринимателю нужно составить особое заявление, в котором требуется указать регистрационные данные фискального накопителя и онлайн-кассы, а также показания, которые были на кассе в день поломки. Специалист из АСЦ составляет заключение, которое послужит основание для ремонта кассы. Оба документа необходимо предоставить налоговикам, чтобы у них не возникло вопросов о сорванной пломбе при ближайшей проверке. Все эти операции проводятся для того, чтобы можно было законно снять пломбы с кассового аппарата.
Нередко кассы выходят из строя из-за износа оборудования. У каждой детали есть свой срок службы, поэтому предпринимателю важно помнить об этом и быть готовым к своевременной замене запчастей.
Еще одна популярная причина, по которой завис кассовый аппарат — неверные действия кассира. Иногда кассиры могут «намудрить» с командами так, что касса надолго задумывается и отказывается работать. Поэтому важно проводить обучение кассиров и контролировать их работу.
Порядок действий при поломке онлайн-кассы
Алгоритм действий, которые необходимо выполнить, чтобы выявить поломку онлайн-кассы, приблизительно следующий:
В абсолютном большинстве случаев какие-либо проблемы с онлайн-кассой связаны со сбоем связи с интернетом или неправильными действиями кассира. Обеспечьте стабильный интернет-сигнал на торговой точке, а также проводите обучение персонала, чтобы избежать порчи контрольно-кассовой техники.
Центр технического обслуживания Профкассервис
— Ремонт и перепрошивка ККТ
— Обучение кассиров работе с ККТ
тел. 8 (8412) 251-544, 8 (8412) 254-544
440018, г.Пенза, ул. Бекешская, д.2А офис 103
Что делать в случае сбоя касс: подробная инструкция для владельцев магазинов
Большинство магазинов в настоящее время обязаны применять онлайн-кассы. Это предусмотрено Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ. За торговлю без использования контрольно-кассовой техники (ККТ), невыдачу чека покупателю предусмотрены серьезные административные штрафы. Что делать в случае сбоя касс, читайте в этом материале.
В декабре 2017 года в результате сбоя одновременно вышло из строя около 30% ККТ по России. В Алтайском крае не работало 60% касс, магазины были вынуждены прекратить обслуживание покупателей, ожидая официальных разъяснений.
Аварию ликвидировали. Государственные органы — Федеральная налоговая служба и Роспотребнадзор — выпустили разъяснения для торговых организаций о том, как они должны действовать, если ситуация повторится.
Эта инструкция подготовлена на основании официальной позиции уполномоченных органов, предназначена для владельцев и руководителей магазинов. В тексте говорится о том, что делать при поломке одной или выходе из строя нескольких касс.
Причины поломки контрольно-кассовой техники
Одновременная остановка работы ККТ нескольких производителей в декабре 2017 года произошла впервые со времени введения продаж через онлайн-кассы.
Пострадали аппараты компаний:
— ООО «НТЦ «Измеритель».
Причиной поломки стал фискальный накопитель, ответственный за передачу данных о продаже в надзирающие инстанции. Баг в служебной программе накопителя привел к тому, что кассовые аппараты не включались, отказывались выбивать чеки. Производители ликвидировали проблему в течение несколько часов. Итоговое заключение: проблема в конвертации даты 20.12.2017.
Почему-то это число технике «не понравилось», во внутреннем формате накопителя операция «печать чека» стала циклической. В результате ККТ «зависала», потому что не могла закончить операцию. Хотя причина была установлена и устранена, не исключено, что в будущем могут происходить аналогичные сбои, в том числе, по другим причинам.
Порядок действий при сбое в работе кассы
Официальные комментарии к декабрьскому сбою определили последовательность действий розничных продавцов, определили их порядок при единичной или масштабной неисправности кассовой техники. В обоих случаях ритейлеры избегут наказания, штрафов, если вовремя проинформируют надзирающую инстанцию, правильно оформят документы, подтверждающие продажу.
Для начала необходимо установить, по какой причине не работает кассовая техника. А дальше опираться на разъяснения налоговиков, данные по этому поводу.
Первым делом владелец магазина должен уметь отключить аппаратуру, которая вышла из строя, от своей учетной программы. Некоторое ПО позволяет заменить реальную кассу в системе на виртуальную, эмулированную. Это позволит учитывать операции с помощью компьютерной техники, а также оформлять чеки внутри системы и распечатывать их для покупателей.
Правда, они не будут иметь фискального признака, а значит могут выступать лишь аналогом товарного чека. После восстановления работы ККТ, данные из учетного ПО помогут быстро, без ошибок дополнить информацию в фискальном накопителе.
Последовательность шагов для руководства розничной торговой точки при поломках ККТ налоговая службы определила в разъяснительном письме 07.12.2017 №ЕД-4-20/24899. Налоговики посоветовали не останавливать торговлю, разрешили обслуживать клиентов без кассовых аппаратов. Хотя, по общему правилу, ритейлер обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности (БСО).
Если касса вышла из строя, продавец обязан проинформировать покупателей, продолжать рассчитывать их, подкорректировав обычный режим. Вместо стандартного чека, сформированного ККТ, клиентам выписывают товарный чек от руки. Первый экземпляр отдают на руки каждому покупателю. Корешок или копия, сделанная под копирку, остаются в магазине. Кроме того, можно использовать учетную программу для формирования чеков без фискального накопителя.
После ремонта ККТ ритейлеру надо сформировать кассовый чек коррекции по каждой продаже, сделанной во время простоя аппарата. Так будут учтены торговые операции в полном объеме, а число чеков коррекции совпадет с количеством осуществленных продаж, пока не работала касса, совпадет объем выручки.
Самое главное заключается в том, что налоговики настаивают: они должны получить отдельную подробную информацию о произведенной корректировке расчетов, в том числе реквизиты всех чеков коррекции. Только в этом случае магазин может быть освобожден от административной ответственности за неприменение онлайн-ККТ.
Если же выяснится, что о какой-то операции в орган ФНС магазин не сообщил, его оштрафуют по каждому такому случаю. Размер штрафа, предусмотренного статьей 1.5 КоАП РФ, составляет минимум 10 тысяч рублей. Кроме того, за это нарушение налоговики имеют право закрыть магазин на срок до 90 суток.
Как оформить чек коррекции
Ритейлеры справедливо опасаются чека коррекции: в стандартной ситуации его оформляют при обнаружении в кассе излишков наличных. Ситуация, автоматически привлекающая внимание налоговой службы, провоцирующая детальную проверку работы магазина. Она — следствие технического сбоя или человеческого фактора (продавец не пробил товар по ошибке или по злому умыслу).
В любом случае налоговики крайне подозрительно относятся к появлению в отчетности чеков коррекции. Единственное исключение: подтвержденный выход из строя ККТ. К этой ситуации налоговики относятся с пониманием, идут торговцам навстречу. Главное, внимательно подойти к оформлению корректирующих документов.
Чек коррекции содержит только два признака расчета:
Признаков «возврат прихода» и «возврат расхода» в этом документе не предусмотрено, они действуют только при оформлении чека на возврат товара.
Например, если произошла ошибка у кассира: за товар, который стоил 100 рублей, пробили по кассе и взяли с покупателя 150. Для исправления подобной ситуации необходимо пробить фискальный документ на возврат с признаком «возврат прихода». Далее повторно внести товар в ККТ, но уже с правильной ценой.
Однако это возможно лишь в случае, когда ошибка была сразу выявлена. Если же излишки денег в кассе и неверная сумма в чеке обнаружились в конце смены, то кассиру придется оформить корректирующий документ с признаком «приход». Тем самым он узаконит излишки выручки. Кроме того, он должен написать объяснительную и приложить ее к корректирующему чеку.
Только в этом случае ФНС не будет наказывать магазин за нарушение.
Процесс оформления чека коррекции зависит от конкретной модели аппарата и фискального накопителя.
Рассмотрим, как это происходит на ККТ «Атол-90ф»:
Для других производителей ККТ алгоритм пробития корректирующего фискального документа нужно смотреть в инструкции к технике. Любой продавец-кассир обязан наизусть знать такой алгоритм для кассы, на которой работает.
Важно знать, что оформить коррекцию техника позволяет за любую дату. Поэтому, когда кассу починили, нужно не пробивать все чеки одним днем, а разнести их за все дни, когда она не работала и покупателям выдавали товарные чеки. В таком случае претензий у налоговой возникнуть не должно.
Массовый сбой в работе касс
В другом своем письме от 20.12.2017 №ЕД-4-20/25867@ ФНС России привела порядок действий работников и владельцев магазинов в случае возникновения массового технического сбоя. Налоговики считают, что массовость является дополнительным смягчающим фактором, а значит пользователи совершенно невиноваты в неприменении онлайн-касс и имеют право работать без них.
Для того чтобы избежать привлечения к административной ответственности, магазинам также необходимо оформить операции по кассе, когда ее работа восстановится. Правда, для этого им не нужно пробивать чеки по каждой продаже. Достаточно одного корректирующего чека на всю сумму, неотраженную из-за сбоя.
Никаких сообщений о корректировке расчетов при этом отправлять в налоговую инспекцию не нужно. ФНС получит эти данные от фискального оператора в автоматическом режиме.
Если для корректного продолжения работы техники ей потребуется новая прошивка производителя, владелец кассового аппарата должен сделать это в минимально возможные сроки. Для этого ему необходимо срочно связаться с производителем ККТ и затребовать актуальное программное обеспечение.
Если владелец магазина будет затягивать с этим вопросом, ему придется давать объяснения налоговым органам. При этом ФНС оперирует понятием «неоправданно долгие сроки», но не уточняет, какой период времени под него попадает: несколько часов, дней или недель.
Действия покупателей при сбое в работе касс
Если разъяснения для владельцев магазинов дала ФНС России, то порядок действий покупателей в магазине, где временно не работает касса, определил Роспотребнадзор. В ведомстве настаивают, что в таком случае граждане должны самостоятельно обеспечить защиту своих прав на возврат или обмен товара.
Поэтому рекомендовал фиксировать факт покупки на фото или видео, а также требовать от продавцов выдачи документов, подтверждающих осуществление расчета. Чиновники считают, что такими документами могут быть не только товарные чеки, которые продавцы и так обязаны оформлять в этой ситуации, но и записи в гарантийных документах на товар.
Продавцы не имеют права отказывать покупателям в таких просьбах, а также не должны препятствовать видео- и фотофиксации расчета.
В случае, если в магазине запрещают делать фото или снимать видео, а также не хотят выдавать дополнительные документы, покупатель может обратится с жалобой в Роспотребнадзор, поскольку ведомство намерено держать такие ситуации на особом контроле. Кроме того, владельцы магазинов должны знать, что при необходимости даже отсутствие документальных доказательств покупки не препятствует обмену или возврату товара. В Законе о защите прав потребителей сказано, что установить факт сделки можно с помощью свидетельских показаний.
Как магазинам избежать штрафа при сбое касс
ФНС заверила, что при отсутствии вины магазина в прекращении работы кассовой техники наказывать торговые организации не будет. Однако нужно помнить, что для освобождения от административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ магазин должен своевременно и добровольно проинформировать свою территориальную налоговую инспекцию о сложившейся ситуации.
Ведь в этой статье кодекса прямо указано, что условием неприменения штрафов является совокупность двух факторов:
— торгующая организация заявила о нарушении тогда, когда орган ФНС о нем еще не знал;
— документы и сведения, предоставленные магазином в качестве объяснения, являются достаточными для установления события правонарушения.
Соблюдение этих инструкций позволит магазинам продолжать работать и не нести убытков даже того, когда их онлайн-касса сломалась.