зависть не порок что значит
Зависть
За́висть – скорбь о благе ближнего. Крайней степенью зависти является желание зла тем, кому завидуешь. От этого греха предостерегает 10‑я заповедь Божия. После смерти души умерших проходят мытарства, 10‑е из них – мытарство зависти.
Для христиан нет «белой зависти» (она описана в Сказке о рыбаке и рыбке – я не хочу чужого, я хочу такого же), а есть сорадование.
«Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», – свт. Василий Великий.
Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его ( Сир.9:14 ).
Откуда берется зависть?
Источником зависти может явиться себялюбие и его порождения – гордость, тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Свт. Тихон Задонский полагал, что источником и началом зависти является гордость: «…гордый бо, понеже хощет выше прочих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его… Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят».
Каковы плоды зависти? Чем опасна зависть?
Когда впервые появилась зависть?
Бывает ли зависть у детей?
Зависть бывает и у детей, а потому родителям, прежде всего, надо стараться искоренять ее в детских сердцах при самом первоначальном ее проявлении. Заметив в детях проявление зависти, надо обратить внимание на источники ее зарождения. Если какой из этих пороков замечен в ребенке, тогда, искореняя его, мы этим ослабим и его проявление – зависть. Но вместе с тем надо бороться и с непосредственными проявлениями зависти. Зависть у детей может обнаруживаться в различных формах. Например, если один с печальным выражением лица смотрит на тарелки своих братьев и сестер, думая, что эти последние получили больше его, если они сравнивают данные им порции одна с другою, если они, наконец, сравнивают между собой купленные для них игрушки, одежды или школьные принадлежности, чтобы видеть, не получил ли кто-либо другой что-нибудь более ценное и красивое, – то это верные признаки завистливого сердца у детей. Такого недоброжелательства не должны терпеть христианские родители, необходимо подавлять его всюду, где оно обнаруживается. А для этого детей тщательно нужно приучать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают. Если дитя с недовольством отталкивает от себя предлагаемые ему вещи только потому, что и другие получают то же самое, то это есть признак того, что зависть пустила уже глубокие корни в его сердце, и такой поступок требует всегда строгого и чувствительного наказания. Чувство зависти могут вызывать и успехи, способности сверстников, красивые и богатые платья и вещи и т.п.
Что такое социальная зависть?
Социальная зависть – это зависть, выходящая за пределы одного человека и охватывающая целые группы людей, иногда даже целые классы или народы. И. А. Ильин писал, что главный источник мировых событий в XX в. – человеческая зависть. Различие между богатыми и бедными было и будет всегда. Но производственная беспомощность бедной массы населения является источником обостренной зависти; «не просто бедность (с нею люди всегда справлялись), а полная хозяйственная беспомощность, безработица, абсолютная зависимость неимущего от имущего». Это приводит к массовой, социальной зависти: «Почему ты, а не я? Твое, а не мое?». «Отсюда, – утверждал Ильин, – и возникло учение о противоположности и непримиримости социальных классов, желание перераспределения имущества, доктрина революционной мести и классового ограбления. Эта доктрина с самого начала отрицала духовный, религиозный и нравственный фактор истории, а признавала только хозяйственно-имущественный, «материальный» фактор». Именно на таком фоне идея справедливости была подменена «уравнением». Возникшая доктрина была направлена и против Бога, и против природы, и против справедливости. Кто печется об абсолютном равенстве, т. е. о том, чтобы его доля была точно такой, как доля другого, писал Э. Фромм, на самом деле за этой приверженностью полному равенству скрывают истинную мотивацию своего поведения – зависть. Те, кто требует, чтобы никто не имел больше, чем другие, защищают себя от зависти, которую они стали бы испытывать, если бы кто-нибудь имел чуть больше, чем они.
Зависть – не порок?
Завистью одинаково страдают и безработные, и миллионеры, и слесари, и звезды шоу-бизнеса. Завидуют всему: модной одежде, новой прическе, элегантным туфлям, социальному статусу, зарплате, новому автомобилю. А что такое зависть? Это – порок? Привычка? Или грех?
Большой толковый словарь русского языка определяет зависть как «чувство досады, раздражения, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого». В бытовом значении под завистью чаще всего понимают неприязненное, враждебное отношение к богатству, успехам, популярности, способностям или социальному положению другого. Завидующий считает, что Бог обидел его, дав блага соседу. Однако Библия называет зависть грехом. Десятая заповедь, данная Господом израильскому народу через Моисея, записана в книге Исход, 20 главе, 17 стихе: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Откуда появилась зависть?
История зависти насчитывает многие тысячелетия. Еще до сотворения земли, там, на Небесах, существовал Бог и Его ангелы. Находился среди них осеняющий херувим, который в Библии назван «сыном зари», «печатью совершенства», «полнотой мудрости» и «венцом красоты» (Иез.28:13-17; Ис.14:12-15).
При всем своем совершенстве этот ангел был не удовлетворен, позавидовал Богу, поднял мятеж, восстал против Всевышнего и был низвергнут Богом на землю, где стал сатаною, несущим зло в мир. Зависть – это черта характера сатаны, дьявол пытается посеять семена зависти в сердца людей, чтобы потом эти семена выросли и принесли свои горькие плоды.
Библейские примеры
Похожую историю мы можем прочесть и в книге Бытие 37:11-28, где рассказывается об Иосифе, который чуть было не погиб от рук собственных братьев, когда те позавидовали, что их отец любил Иосифа больше остальных своих детей. В итоге они не убили Иосифа, но продали того в рабство.
Эти примеры из истории Ветхого и Нового Заветов дают нам понять, что во все времена зависть приводила к злым делам.
Что порождает зависть?
Зависть возникает из-за гордости, из-за фальшивого чувства справедливости. Обычно она хорошо маскируется под борьбу за правду, социальную справедливость. Ведь всегда легче объяснить свои промахи и недостатки не собственной слабостью или ленью, а несправедливостью судьбы, которая вместо нас почему-то одарила других.
Завистливый человек всегда желает обладать тем, что ему не принадлежит. Причем предметом зависти может быть как материальное богатство, так и нематериальные вещи (красота, успех, добродетель). Однако Библия утверждает, что Господь дает каждому человеку то, что нужно именно ему, в соответствии с Божьим замыслом. Желание обладать тем, что Господь определил другому человеку, противоречит планам и замыслам Творца. Получается, что зависть содержит в себе стремление осуществить собственную волю, противясь воле Бога.
Горькие плоды зависти
Итак, если зависть – грех, то он, как и другие грехи, имеет последствия и влечет за собой наказание со стороны Бога. Об этом сказал апостол Иаков: «Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак.3:16).
Завистливый человек сварлив и вечно всем недоволен, даже если богат. Как не вспомнить народную шутку на эту тему: «У соседа корова сдохла. Вроде бы, что за событие. а на сердце – праздник».
Хуже нет, чем заглядывать в дом соседа и сравнивать его со своим. Это приводит к изнурительной пожизненной гонке, в которой никто никогда не будет первым, потому что всегда найдется кто-то лучше и успешнее.
Завидующий человек не может радоваться от души. Печать грусти не сходит с его лица, он погружен в постоянные раздумья о чьем-то преуспевании.
Современная медицина доказала, что зависть, как и любая другая отрицательная эмоция, активизирует нервную систему, которая заставляет напрягаться мышцы, учащает пульс, повышает артериальное давление, нарушает нормальную работу пищеварительной системы. Таким образом, страдая от зависти, человек теряет здоровье. Об этом писал еще мудрый царь Соломон: «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей» (Притчи 14:30).
«Царствия Божия
не наследуют»
Апостол Павел в послании к Галатам включает зависть в число «дел плоти», противопоставляемых плодам Духа. «Дела плоти известны, – пишет он церкви в Галатах, – они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21). Апостол подчеркивает, что никакой завистник не имеет места в Царствии Божием.
Как победить зависть?
Для начала нужно честно исследовать свое сердце, потому что оно – источник жизни, из него исходят все помыслы человека. Признайте зависть грехом, а не чертой характера. Покайтесь перед Богом в этом грехе и попросите у Него помощи в борьбе с завистливыми мыслями. Помните, что своими усилиями этот грех практически невозможно перебороть. Именно поэтому признание собственного бессилия — уже половина победы, а полная победа наступит тогда, когда человек в смирении придет к Голгофскому кресту. Примите Иисуса Христа как Спасителя в свою жизнь, и тогда ваше сердце будет наполняться любовью, а не завистью.
Следует научиться контролировать свои мысли, подчиняя их Слову Божьему. При первых признаках зависти вспоминайте, что с ней в жизнь приходят только неприятности.
Никогда не сравнивайте себя с другими, а лишь вдохновляйтесь хорошим примером окружающих. Радуйтесь вместе с радующимися, искренне поздравляйте других, отмечая их достижения и успехи. Молитесь за соперника, которому завидуете, благословляйте его и желайте ему всего самого лучшего, как себе. Непрестанно помните о великой любви Бога ко всем людям: «Ибо Бог благ и к неблагодарным и злым» (Лук.6:35).
Реализуйте свои дарования и таланты, ведь замечено, что человек, занимающийся любимым делом, защищен от мук зависти. Постоянно читайте Слово Божье, в частности, 72 Псалом, который по праву можно считать хорошим лекарством от зависти.
Примите Божью любовь
Помните, что Бог возлюбил нас такими, какие мы есть. Если принимаем это откровение о Божьей любви к нам, то нам не нужно больше доказывать себе или другому, что мы достойны любви и похвал, что чего-то стоим. Сам Бог так высоко оценил нас, что отдал ради спасения каждого из нас Своего Сына. Мы приняты и любимы Богом, это – самая высокая похвала, в которой мы обретаем достоинство и самоуважение, принимая себя как ценность Божью. Знание своей значимости и ценности в глазах Господа дает нам возможность больше не чувствовать зависть к успехам и достижениям других.
«Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его.» (Притч.28:22)
Зависть
Из наследия Оптинских старцев
Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов.
Преподобный Амвросий говорил о зависти:
«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».
Завистливому угодить никак нельзя
Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:
«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:
– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.
Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:
– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.
Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:
– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.
Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».
Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:
«Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».
Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество
Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:
«Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».
На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:
«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».
Как бороться с завистью
Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:
«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».
Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:
«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).
Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.
А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».
Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:
«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».
Заставлять себя делать добро
Преподобный Амвросий советовал:
«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».
Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе
Преподобный Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:
«Кому завидуешь, за того Богу молись».
«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».
Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти
Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:
«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне – и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.
Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».
Быть готовым к возвращению страсти
Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:
«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».
Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!
Православная Жизнь
Объясняет священник Андрей Гавриленко.
От человека до скота, всё, о чем говорит десятая заповедь, может стать предметом вожделения. Мы смотрим с завистью на то, чего у нас нет.
Главное слово зависти – «мало». Есть деньги, но мало. Есть жильё – мало. Друзья – мало. Радость – мало. И где бы ни начался круговорот, всё заканчивается – «хочу больше».
В век рекламы мы робеем, когда вещь оказывается в руках нашего знакомого, прохожего или вообще в виртуальной реальности.
Как оказалось, маркетинг не только двигатель торговли, но и семя зависти. Люди, вещи, курорты кричат из гаджетов, витрин и обложек. Защитные механизмы рушатся. Не устоять.
С разрушающей силой зависти знакома и философия, и политика, и культура. Все помнят Моцарта и Сальери, трагедию отца Гамлета.
Возникнув некогда в падшем ангельском мире, зависть через лукавого проникла в человеческое общество. Она живёт в богатых домах и хрущевских квартирах. Обеспеченный и бедный, одинокий и многодетный – все одинаково в зоне риска. Её чёрная рука гладит больного и заключенного, старого и молодого.
Зависть рождает осуждение, суетность и многопопечение. Дружит с унынием и печалью.
Эта страсть, по мысли Сократа, – язва души. Вредит благополучию, омрачает радость других. Человек себя терзает, изматывает её отравой свое сердце. Григорий Сковорда считал эту страсть пагубной, матерью всех пороков. Как ржавчина съедает железо, так зависть её обладателей. Она парализует работу, направляя внимание на других, человек меньше заботится о себе, просто о своем достатке, не говоря уже о душе.
И уже далекой кажется заповедь апостола: «Блажен благочестив и доволен» (1 Тим. 6:6). Блажен, то есть счастлив, живущий по евангельскому закону и при этом доволен. Печаль в том, что можно жить внешне по закону Бога, но быть недовольным.
Свою роль в этом положении играют сребролюбие и его чадо – зависть.
Наличие зависти к финансовым успехам ближнего есть свидетельство, что сердце поклоняется мамоне, а не Богу. Она здесь играет роль симптома страшной болезни души. Через неё узнаем, что душа наша стала душой идолопоклонника.
Святой Иоанн Синайский замечает, что зависть рождается от сребролюбия. И предлагает лучшим средством против этих «близких родственников» добродетель беспристрастия. Достичь этой добродетели можно постоянной «памятью о страшном ответе во время исхода из сего мира». Представь себе, человек, что на Страшном суде все узнают о твоих пороках и не будет заступника. «Если будешь искренно укорять себя пред Господом, – продолжает преподобный, – то презришь эти страсти, как паутину».
Вот еще один рецепт против зависти – укорять себя перед Лицем Любящего Бога. Как только заметил в себе шипение этой страсти – раздави её голову укорением себя: «Что же я, прости, Господи. Помоги не завидовать, а радоваться о ближнем».
Зависть – состояние бесовское. Бесовская зависть – причина многих искушений, хульных помыслов, ночных осквернений и блудных помыслов. «Все брани бесовские происходят от трех главных причин: или от нерадения нашего, или от гордости, или от зависти диавола», – читаем в «Лествице». А классическое выражение аввы Дорофея: «То, что бесы давят тебя, происходит от зависти их».
Зависть ненавидит добро. Побежденный завистью ищет подвоха в любом деле ближнего. Зависть извращает сознание. Человек становится лицемером, ведь как быть искренним, когда хочешь чужого?
Игумен горы синайской открывает явный признак завистливости. В тебе есть этот недуг, если с лёгкостью и удовольствием порицаешь учение, дела и добродетели ближнего. Завистник не может радоваться об успехе ближних. Зависть помрачает наше человеческое достоинство. Она преуменьшает реальное наше положение. Поэтому простым уроком против зависти может стать осознание того, что мы имеем.
Христианин, знай: ты тоже богат!
Богат Богом, богат верой, ты знаешь, что побеждающий зло сподобится сесть одесную Бога: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3:21–22).
Задай себе вопрос: ты хочешь этого почему? Чтобы тебя так же хвалили?
Но ведь похвалу надо искать только у Единого Бога, такая похвала никогда не пройдет, слава, которая от Единого Бога (Ин. 5:44).
Чтобы ты был так же богат?
Но не читал ли ты слова из вечной Книги: «Горе вам, богатые… Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк. 6:24–25). Разве ты себе несчастья просишь и желаешь? Скорей откажись от таких желаний, которые приносят горе и ужас.
Ты хочешь так же легко получать все, что пожелаешь?
Но разве заботу о теле надо превращать в похоть (Рим. 13:14). Разве не станет это для тебя тюрьмой и, забыв о ближнем, разве не будешь осужден на муку вечную?
Зачем мучить самого себя? Освободись, человек, от этого пагубного недуга.
В «Лавсаике» сравниваются души, зараженные страстями, с различными источниками. Души гордых и завистливых, имеющие способность к познаниям, подобны источникам, в которых живут змеи, ибо разум у них всегда застаивается, как гнилая вода в болоте, потому что никому не хочется пить оттуда по причине горечи нрава и зловония нечистых дел. Посему Давид и молит Бога даровать ему три дара: благость, учение и знание, ибо без благости знание бесполезно.
В «Лавсаике» укротителем зависти называется Спаситель. Только Христос – податель всех благ, Он призывает к довольству и на Него надеянию. Не зря после исповеди, где «Христос невидимо стоит между нами», можно избавиться от этого недуга.
Честертон в знаменитом эссе о Робинзоне называет эту книгу величайшей из поэм, потому что воспевает драгоценность малых вещей, которые уцелели от кораблекрушения.
Авва Дорофей писал: «Так, зависть сама по себе ничто, но имеет причины в числе которых есть и славолюбие: ибо кто хочет прославиться, тот завидует прославленному или предпочтённому. И все отцы говорят, что каждая страсть рождается от сих трёх: от славолюбия, сребролюбия и сластолюбия, как я часто говорил вам. Итак, должно не только отсечь страсти, но и причины их, потом хорошо удобрить нравы свои покаянием и плачем, и тогда уже начать сеять доброе семя, которое суть добрые дела».
Земля сердца не для сорняков или ветра, а для доброго семени. Святые советуют противопоставлять страсти противоположную добродетель. Например, зависти – благожелательство и радость об успехе ближнего.
Тот же преподобный авва заканчивает одно из наставлений так: «Ты должен привнести свои усилия и старание; а покров, милость и подаяние силы зависят от Бога».
Сила зависти, по мысли философа Ф. Бэкона, похожа на силу любви. Пожалуй, зависть только и побеждается любовью. Еще Эзопом замечено, что когда у кого-то в доме радость – радуйся с ним. Радуйся радости брата – и тебя не оставит Господь.
Недуги сердца лечатся любовью сердца. Оцени, христианин, что у тебя есть.