завод н 241 чем занимались в годы войны
Операция «Эвакуация»: от Порохового завода и Паратских мастерских до сгоревшего «Адмирала»
Кроме эвакуированных предприятий, огромную роль в мобилизационной военной экономике республики сыграли и местные предприятия — как действующие, так и построенные в годы войны. К слову, за 1941-1945 годы в строй в Татарстане было введено 22 (!) крупных промышленных предприятия: казанские заводы резиновых технических изделий, гаражного оборудования, Чистопольский часовой завод, Казанский нефтемаслозавод, механический завод, фабрика № 14, Свияжский мясокомбинат, ремонтно-подшипниковый завод. В связи с началом эксплуатации нефтяных месторождений в 1945 г. в республике было создано объединение «Татнефть».
Казанский пороховой завод № 40 им. В. И. Ленина
Вид на Пороховой завод с р. Казанки. Конец XIX — начало ХХ вв. Фото с сайта archive.gov.tatarstan.ru
Слава Казанского порохового завода, как оплота обороны России, особенно ярко расцветала в годы многочисленных войн — в 1812 году, в Первой мировой войне и достигла своего апогея в годы ВОВ (1941-1945 гг.).
На протяжении своей истории казенный завод не раз менял название, но никогда не уступал ведущей роли в своей отрасли.
С началом Первой мировой войны Казанский пороховой завод стал развивать производства в полной мере, а в 1915 году решено было капитально переустроить завод, усилив его мощность до 480 000 пд пороха в год или 40 000 пд в месяц.
С этой целью в 1915-1916 годах рядом с существующим заводом построен был другой равномощный завод, пущенный в действие в начале 1917 года. Однако в августе того же года старый Казанский завод был разрушен до основания взрывами, происшедшими от пожара, возникшего на станции Пороховая и затем на Казанском артиллерийском складе. От взрывов пострадал и новый пороховой завод, но после ремонта он возобновил производство пороха и пироксилина.
В 1930-е годы на заводе № 40 имени Ленина, как он тогда назывался, был построен практически новый пороховой завод, в 4 раза превышающий по мощности тот, что был во время Первой мировой войны.
Казанский пороховой завод № 40 им. В. И. Ленина Наркомата боеприпасов СССР в начале войны, когда большинство пороховых заводов было вынуждено эвакуироваться на восток и осваиваться на новом месте, стал практически единственным, поставлявшим на фронт боеприпасы. Во время Великой Отечественной войны правительство обязало Казанский пороховой завод разработать новые ракетные заряды. С первых же дней военных действий все производство завода было переведено на военные рельсы. Был введен 12-часовой рабочий день в две смены, уехавших в рядах Красной армии мужчин заменили женщины и подростки. За время Великой Отечественной войны было изготовлено более 103 000 тонн пороха, в том числе порохов особой доставки за годы войны было использовано порядка 22 000 тонн. При заводе действовало особое техническое бюро (шарашка) ОТБ-40, где трудились заключенные инженеры: бывший директор Казанского порохового завода В. Шнегас, видные специалисты Н. Путимцев, Р. Фридлендер, А. Рябов и другие, которые за годы войны создали немало образцов новой техники. План ГКО 1941 года был выполнен на 137%, и в течение войны планы производства боеприпасов постоянно перевыполнялись. На заводе были разработаны и освоены пироксилиновые пороха к реактивным снарядам М-8 и М-13 для установок «Катюша», минометные заряды, пороха к новым системам зенитной и самоходной артиллерии и т. д. За военный период завод отправил на фронт более 4 миллиардов зарядов для полевой и морской артиллерии, самолетного вооружения, к винтовочным патронам.
До 30 процентов в объеме валового выпуска продукции составляли заряды для легендарных «Катюш». Для них пороховой завод отправил на фронт миллион зарядов.
За доблестный труд в годы войны завод был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Зеленодольский судостроительный завод
История возникновения завода связана с развитием судоходства на Волге. В конце XIX века в стране увеличивается потребность в строительстве новых заводов и мастерских по ремонту судов. По решению Министерства путей сообщения Казанского округа в удобном Паратском затоне, расположенном в 40 км от Казани, при пересечении Волги с Московско-Казанской железной дорогой, на земле, арендованной у крестьян села Кабачищи, в 1895 году основаны Паратские судоремонтные мастерские.
Паратские мастерские, 1907 г. Фото из архива завода им. А. М. Горького (zdship.ru)
Главная цель их создания — ремонт технического флота: землечерпательных, землесосных снарядов и вспомогательных судов. В 1907 году построены механический, котельный, кузнечный, литейный и столярный цеха, в которых работало 86 человек. К 1913 году судоремонтные мастерские стали хорошо организованным предприятием, имеющим возможность производить постройку судов, а также капитальный ремонт буксирных пароходов, барж и земснарядов до 100 единиц в зиму. В 1918 году после эвакуации в Паратск части Балтийского и Ижорского заводов судоремонтные мастерские преобразуются в Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата. В годы гражданской войны завод был базой для ремонта судов Волжской флотилии: он переоборудовал пароходы и баржи в военные корабли и к маю 1919 года сдал более 110 судов. В 1922 году завод получает название «Красный металлист». В этот период, кроме судоремонта, он производит сельскохозяйственную технику: веялки, молотилки, мельничные постава, плуги, чугунное литье.
После реконструкции 1925-1930 гг. вводятся в строй стапельная площадка, плаз, компрессорная станция, судокорпусный, судокотельный, механический, деревообделочный и кузнечный цеха, что позволило перейти к выполнению обширной программы по судостроению. В 1932 году постановлением ЦИК ТАССР заводу присвоено имя Алексея Максимовича Горького в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя. В 1934 году завод получил первый оборонный заказ на постройку новых для того времени военных кораблей — речных бронекатеров проектов 1124 и 1125: за 10 лет их было построено 154 единицы.
До 1941 года завод выпускал сухогрузные баржи грузоподъемностью 1 100-2 300 тонн, речные колесные буксиры мощностью от 120 до 600 л. с. в количестве 35-40 единиц в год, а также паровые машины, шпили, насосы и другие механизмы, причем все, начиная от проектирования судов и до выпуска готовых изделий, велось собственными силами.
Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны Советский Союз лишился всей своей судостроительной базы на юго-западе страны, включая завод № 300 в Киеве. Теперь все речное судостроение в европейской части Советского Союза оказалось сосредоточенным в бассейне реки Волга. При этом самый крупный судостроительный завод региона «Красное Сормово» в сентябре 1941 г. передали в Наркомат танковой промышленности со всеми вытекающими последствиями. Фактически строительство речных кораблей продолжали заводы № 340 в Зеленодольске, № 638 в Астрахани, № 341 в Рыбинске, № 343 в Гороховце и № 344 в Молотове, из которых только Зеленодольский завод имел опыт постройки боевых катеров.
Зеленодольский завод № 340 им. М. Горького Наркомата судостроительной промышленности СССР занимался строительством военных судов–охотников за подводными лодками, морских буксиров, бронекатеров, торпедных катеров. За годы войны завод № 340 из небольшого предприятия вырос в крупное с расширенной номенклатурой. В 1942 году на заводе была налажена технология работы с броней. К тому времени у заводской стенки скопилось 18 бронекатеров пр. 1124 и восемь — пр. 1125. В 1943 г. завод сдал флоту первые 22 катера пр. 1124, восемь — пр. 1125 и семь — пр. С-40. В 1944 г. еще 13 единиц пр. 1124, которые оказались последними бронекатерами этого завода за время войны. Всего за четыре года войны было произведено 77 бронекатеров.
Малый бронированный катер проекта 1125 с десантом морпехов. Фото wio.ru
Бронекатер типа С-40 с пусковой установкой реактивных снарядов вместо кормовой зенитной башни. Фото wio.ru
Наряду с военными судами завод производил снаряды, зенитные установки, оборудование для аэросаней и т. п., за военный период ежемесячный выпуск снарядов вырос в 23 раза, всего же по состоянию на январь 1945 года было произведено 3,5 миллиона снарядов. Занимались на заводе и ремонтом боевых судов.
В 1949 году на заводе впервые в стране внедряется поточно–позиционный метод постройки судов, что дало возможность ежегодно давать флоту по 25-35 кораблей.
В 1976 году был введен в эксплуатацию уникальный судостроительный комплекс «Волга» в составе двух стапельных цехов и незамерзающей док-камеры, который позволяет строить суда водоизмещением до 7 000 тонн с предварительной сборкой укрупненных блоков весом до 400 тонн и проводить круглогодичные швартовные испытания заказов.
За годы своей истории заводом построено свыше 1 500 морских и речных кораблей и судов, в том числе около 600 военных. Среди них малые противолодочные корабли проектов 122б, 201, 201М, 204, корабли связи и вспомогательного флота типа «Звук», десантные штурмовые катера на воздушной подушке «Скат», плавсредства для танков, большая серия противолодочных кораблей «Альбатрос», а также сторожевые корабли для ВМС Германии, Кубы, Югославии, Алжира, Ливии.
Казанский завод «Серп и Молот» (ныне сгоревший ТК «Адмирал»)
Казанский завод подъемно-транспортного оборудования «Серп и Молот» Наркомата тяжелого машиностроения СССР с первых дней войны начал производство боеприпасов. Завод выпускал корпуса мин калибра 37 мм, 50 мм, 82 мм, стабилизаторы для 82 мм мин, взрыватели. Не всегда завод работал ритмично: план мая 1942 года по выпуску корпусов 50 мм мин был недовыполнен на 5 тысяч штук. Причины были типичны для всех заводов — нехватка оборудования, электроэнергии, квалифицированной рабочей силы. Однако положение стабилизировалось. Так, например, план 1944 года производства корпусов 82 мм мин был перевыполнен на 9 960 штук, за четыре месяца 1945 года было произведено 85 500 корпусов 82 мм мин, из них 5 500 штук сверх плана. Кроме всего прочего, завод «Серп и Молот» освоил выпуск металлорежущих станков. С сентября 1942 года именно это предприятие получило задание партии и правительства производить центрифуги для обогащения урана (поэтому одним из первых объектов для бомбежки ракетами Фау-2 в планах гитлеровского командования была именно Казань).
Приказ № 10 по заводу «Серп и Молот» НКТМ СССР. 24 июня 1941 года о вводе в действие мобилизационного плана завода по производству боеприпасов. Фото из Национального архива РТ
Казанский кетгутный завод (ОАО «Татхимфармпрепараты»)
История ОАО «Татхимфармпрепараты» берет свое начало от фирмы, созданной в конце XIX века русским подданным, магистром фармации Фердинандом Грахе. Вначале она выпускала искусственные минеральные воды, квасы, лимонад, сидр. С годами ассортимент товаров фирмы Грахе расширялся.
Здание Химфармзавода № 11 (ныне ул. Профсоюзная). 1930-е гг. Фото из Музея истории ОАО «Татхимфармпрепараты» на сайте tatfrontu.ru
Она стала выпускать и фармацевтические препараты. В 1931 году на базе производственных организаций Татарского отделения Аптекоуправления организована химико-фармацевтическая фабрика. Одновременно в Казани построен единственный в стране кетгутный завод, производящий шовно-хирургический материал. В 1941 году на заводе был организован специальный химический цех, где выпускались жизненно необходимые для госпиталя препараты уротропина для инъекций, хлористого кальция кристаллического, применяемых при лечении тяжелых заболеваний, сернокислого бария для рентгеновских исследований, лимоннокислого натрия, необходимого для консервирования крови. Потребовалось изменить номенклатуру выпускаемой продукции и освоить ряд новых технологических процессов.
Усовершенствование таблеточных машин с целью увеличения выпуска продукции привело к росту производительности каждой машины более чем на 30%. Выпущены сернокислый барий, хлороформ для наркоза. Создание бинтомотального станка позволило участку перевязочных материалов выпускать вдвое больше продукции. Организованы первые фронтовые бригады.
1941 год — создание специальной экспериментальной лаборатории. Завод прекратил выпуск желатиновых капсул, облаток крахмальных, различных настоев, масел, спиртов. Вместо них по заказам Санитарного управления Красной армии было расширено производство перевязочных средств, увеличен выпуск мазей от обморожения и ожогов, таблеток шиповника и препаратов для дезинфекции.
Спасителями воинов называли врачи и сами раненые работников Казанского кетгутного завода. Это было единственное в стране предприятие, выпускавшее живительные кетгутные нити для зашивания ран.
Участок фасовки. 1940-е гг. Фото из Музея истории ОАО «Татхимфармпрепараты» на сайте tatfrontu.ru
Основные производства ввели уже в 1941 году. Тогда же выпустили и первую партию экранов для рентгеновских установок. А в 1942-м казанские фармацевты запустили еще несколько производств. В том числе по выпуску серно-кислого бария, хлорэтила и стрептоцида. 29 февраля 1943 года Ленинградский завод им. Ломоносова объединили с Казанским химфармзаводом. Специалисты предприятия Л. Холкин и Э. Чернявский создали бинтомотальный станок, и участок перевязочных материалов стал выпускать вдвое больше продукции. А всего за два года войны объем производства по химическим препаратам был увеличен на… 880%.
В годы войны тут наладили производство многих важнейших препаратов: нитроглицерина, сахарина, синестрола. А взамен глюкозы на фронт отправлялись ампулы с инвертированным сахаром. В 1943 году начали выпускать и фосфат — зубной цемент. В цехах работали почти одни женщины. В 1944 году разработана технология производства новогаленовых препаратов адонилена, адонизида, сердечных препаратов из трав. В 1946 году большую группу работников завода наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Казанская фабрика кинопленки (ПО «Тасма» имени В. В. Куйбышева)
Во время первой пятилетки ввиду возрастающего спроса на кинопленку, который не могли удовлетворить построенные фабрики в Шостке (Фабрика кинопленки № 3) и Переславле-Залесском (фабрика кинопленки № 5), по решению ВСНХ СССР в 1931 году началось проектирование третьей в Советском Союзе фабрики кинопленки. Местом строительства была определена Казань. В 1933 году в городе началось возведение Фабрики киноплёнки № 8 с планируемой мощностью 222 млн погонных метров пленки в год. В 1935 году на ней были получены первые образцы пленок. В том же году фабрике присвоили имя В. В. Куйбышева, который подписал в 1933 году Постановление СНК СССР о ее строительстве. 26 апреля 1936 года здесь была выпущена первая кинопозитивная партия пленки, на которой был напечатан художественный фильм «Мы из Кронштадта». В 1940 году, помимо выпуска пленки, на фабрике начато производство коллоксилина, который являлся сырьем для всех кинопленочных фабрик страны.
В цеху фабрики № 8 (Казанская фабрика кинопленки), 1945 г. Фото из Центрального государственного архива аудиовизуальных документов РТ
Во время Великой Отечественной войны казанская фабрика оставалась единственной действующей в отрасли, несмотря на то, что монтажные работы по ее полному пуску еще не были завершены. На территории фабрики были размещены четыре эвакуированных предприятия. Для срочного освоения производства аэрофотопленок на фабрику № 8 была направлена бригада специалистов фабрики № 5 во главе с профессором К. В. Чибисовым. Здесь начала действовать эмульсионно-технологическая лаборатория всесоюзного Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ).
В августе 1941 года на фабрике была выпущена первая партия аэрофотопленок, а до конца года было освоено производство еще двух сортов аэропленок и высокочувствительного кинонегатива СЧС-1 («Светочувствительная, Советская, тип-1»). Весной 1942 года было также освоено производство аэрофотобумаги. В том же году на фабрике начали выпуск незапотевающих пленок. В 1943 году коллективами фабрик № 5 и № 8 совместно с сотрудниками НИКФИ была разработана и внедрена в производство новая высокочувствительная аэропленка «Тип-6».
Доля фоторазведки в общей воздушной разведке возросла с 10% в 1941 году до 87% к концу войны. За годы Отечественной войны аэрофоторазведкой была снята площадь в 6 500 000 км² (для сравнения, площадь всей Европы составляет около 10 000 000 км²). За поставку значительного количества кинопленок, аэрофотопленок, фотобумаги для нужд фронта в 1944 году коллектив фабрики был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденами и медалями были награждены 25 работников фабрики № 5 и 26 работников фабрики № 8. Кроме того, за разработку высокочувствительных фотоматериалов для воздушной разведки ряду сотрудников НИКФИ была присуждена Сталинская премия 1946 года за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы.
Немецкая аэрофотосъемка Казани, 1942 год.
A — Испытательный аэродром завода № 387
B — ТЭЦ
C — Фабрика «Кинопленка»
D — Пороховой завод
E — Казармы
F — Завод № 387 (бывшая «обозка» — завод № 169)
G – Водозабор
Фото с сайта картататарстана.рф
В послевоенное время на фабрике осваивается выпуск фототехнических пленок для издательской деятельности (с 1948 года), радиографических технических (с 1949 года), цветных пленок (с 1950 года). При содействии казанского филиала НИКФИ качество цветных кинопленок непрерывно улучшалось. На них снято множество советских кинофильмов.
Во время Великой Отечественной войны казанская фабрика была единственной действующей в отрасли, на нее лег весь груз ответственности за обеспечение страны кинофотопродукцией. Для нужд фронта поставлялось значительное количество кинопленок, аэрофотопленок, фотобумаги. В 1944 году Фабрика кинопленки №8 была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Большие военные заказы также получили заводы искусственной кожи, пишущих машин. Меховой комбинат начал производство шапок-ушанок, рукавиц, унтов, шлемофонов для воинов. Много продукции дала фронту легкая промышленность республики. Эта отрасль дала фронту около 200 наименований вещевого снаряжения и обмундирования для бойцов Красной армии. За годы Великой Отечественной войны было пошито около одного миллиона шинелей, полтора миллиона плащ-палаток. Труженики нашей легкой промышленности за каждый рабочий день одевали полк и обували дивизию. Одежды и обуви, изготовленной в Татарской АССР, было бы достаточно, чтобы снабдить трехмиллионную армию.
Оборонный щит. Часть 2. Новосибирские предприятия
Из западных областей на восток страны было перебазировано 322 крупных промышленных предприятия, из них 244 — в Западную Сибирь. За годы войны за Уралом было построено и введено в строй 2 250 крупных промышленных предприятий. Об этом мы рассказывали в первой части «Оборонного щита». Но ковали его и местные предприятия. Почти все они также были переоборудованы под выпуск продукции для обороны страны.
Оловозавод (№ 520 НЦМ)
Предприятие начало строиться в 1940 году. Зимой 1941 рабочие вместе с эвакуированными из Подольска специалистами в еще недостроенных зданиях цехов начали монтаж оборудования. Дело шло трудно.
«Рафинировочные котлы установили на улице. Не дожидаясь, пока организуется лаборатория, рафинировщики провели первые плавки, разлили металл по формам. Радовались! Еще бы! Под открытым небом сработали. Продукцию выдали. Но недолгой была эта радость. Заработала лаборатория, сделали первые анализы металла. И все произведенное олово было забраковано».
Удовиченко Александра Кузьмовна:
«Тут такая пробка с ручкой, если забился насос, вода вот сюда побежала, а вода ледяная, руки немного погреешь и дальше работаешь».
И все же 22 февраля 1942 года, опять практически на улице, в плавильном цехе, покрытом вместо крыши брезентом, была запущена первая отражательная печь, и в 12 часов ночи была разлита первая плавка 150 кг черного олова.
«Когда я пришел на смену, печь была загружена. Мне предстояло завершить плавку. Очень волновался — боялся, как бы не получилось, как у рафинировщиков. Все делаю, как положено. Уверен, что выдерживаю наилучший режим. Ни на минуту не отхожу от печи. Через четверть часа я подал команду выпускать металл, разливать по формам».
Участники первой плавки оловозавода (архив Музея Новосибирска)
Наш завод №520, единственный тогда в Сибири, дал стране ценнейшие, крайне необходимые для предприятий авиационной и танковой промышленности оловянно-свинцовые сплавы, малооловянистый баббит.
Судоремонтный завод
На заводе выпускают 100-миллиметровые минометы, мины, изготавливают для них тару. Сюда из Киева был эвакуирован завод «Ленинская кузница», вместе с затонцами построивший четыре бронекатера. Тип 1124. Их еще называли «речными танками». Наши новосибирские суда успели принять участие и в боевых действиях. Два из них ушли на Дунай, два — на Дальний Восток. В 1975-м наш БК-302 был поставлен на постамент в Хабаровске.
Новосибирский бронекатер БК-302 в Хабаровске (wikiwand.com)
Осенью 1941-го судостроители занимались оснасткой и монтажом знаменитого автомобильного понтонного моста через Обь протяженностью 895 метров, который был сооружен за месяц и позволил создать устойчивую автомобильную связь между административным правобережьем и промышленным левобережьем.
Мост был нешироким — по одной полосе в каждую сторону. Его очень берегли, машины по мосту ехали осторожно, медленно, у въезда на него часто были очереди. Но связь между берегами стала устойчивой. Ночью центральные понтоны на 45 минут разводили для прохода судов. А в зимнее время вместо моста действовала ледовая дорога.
Завод «Труд»
Старейший городской завод (1904 год) с началом войны начинает выпускать горно-обогатительное оборудование, в том числе осадочные машины и промывочные приборы для алмазодобывающей промышленности, а также выполняет важные заказы на нестандартное оборудование и оснастку прибывающих в Сибирь заводов. Кроме того, производится и военная продукция: камеры для реактивных снарядов, корпуса 120-миллиметровых мин. Также на заводе производились запчасти для тракторов, проводился капитальный ремонт танков.
«В начале войны завод получил заказ на оборудование, справиться с которым могли только токари-универсалы. А рабочих рук недоставало. Тогда я решила заменить мужа, ушедшего на фронт. Начав токарем четвертого разряда, я через два года стала токарем-универсалом шестого разряда».
«В начале войны в один из цехов завода пришла маленькая, с бойкими черными озорными глазенками девчонка. Она старалась держаться непринужденно, делать вид, что для нее вся эта обстановка — дело знакомое, привычное, и когда встретивший ее мастер спросил: «Ну, цыпленок, чем мы будем с тобой заниматься?» — девочка ответила: «Тем, что от нас потребует Родина!» Этим «цыпленком» была Лида Чемарёва, давшая после четвертого месяца прихода на завод 200 процентов месячного задания и ни разу не снизившая темпы до самого конца войны».
Завод имени XVI партсъезда (№230)
Другой новосибирский машиностроительный завод (ныне «Станкосиб»), построенный в 1931 году, выпускает снарядные гильзы, 50-мм мины, станки разных видов, запчасти для тракторов и комбайнов. Его продукция была востребована предприятиями оборонной промышленности, 320 рабочих и инженерно-технических работников завода впоследствии были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Солдат нужно кормить, одевать и обувать.
Мясокомбинат (НКПП)
Еще дореволюционный мясоконсервный комбинат также работал с предельной нагрузкой. Бывало, что в день перерабатывалось до 1200 голов крупного рогатого скота. Лучшее мясо получали новосибирские госпитали. В свободное время работницы добровольно лепили сибирские пельмени, замораживали их и отправляли воинам на фронт. Кроме того, комбинат в большом объеме вырабатывал гематоген, инсулин и адреналин, а его механический цех изготавливал лыжи, сани для пулеметов, корпуса мин для минометов М-50 и противотанковые гранаты.
Есть замечательные воспоминания электромеханика комбината Монастырева о том, как его отряд отбивал атаки противника с помощью мин с «фабричным» клеймом Новосибирского комбината.
Жировой комбинат (НКПП)
На территории комбината разместились отдельные цеха Тульского оружейного завода, выпускались 100-миллиметровые минометы, запасные части к ним, смазочные материалы: солидол, технический вазелин.
Миномётная атака (topwar.ru)
Плюс маргариновый завод из Выборга. Было увеличено производство глицерина, необходимого для производства боеприпасов, а также изготовление «коктейля Молотова» — бутылок с зажигательной смесью. Помимо основного производства мыла было начато производство гидрожира.
Кондитерская фабрика «Красная Сибирь» (НКПП)
На первом же военном митинге коллектива было решено работать по две смены и выполнять нормы за двоих-троих. После реконструкции производства фабрика стала выпускать концентраты гречневой и пшенной каши. Первые сотни тонн продукции ушли на фронт в декабре 1941-го. Ассортимент расширялся ячневой кашей, макаронной крупкой, концентратами овощей, картофельного супа. Сырье во многом также производили сами в подсобном хозяйстве.
Мелькомбинат № 1 (НКПП)
Мельзавод на ул. Большевистской, носивший тогда номер пять, до войны достроить не успели. А мука была чрезвычайно нужна и фронту, и тылу. Наконец в 1943 году ввели первую секцию мельницы. Мельзавод начал работу. Очень тяжело физически было работницам завода, которым после 12-часовой смены приходилось еще и разгружать баржи с зерном, приходившие на причал напротив предприятия. А оно часто было непродовольственного качества, некондиционное, затхлое. И все же к 1945 году мельзавод вышел на перевыполнение планов, выработав в победном году 55 564 тонны муки.
Молочный завод «Новосибирский» (НКПП)
Огромное значение в обеспечении города сыграл молочный комбинат, образованный в 1943 году из десятка молзаводов и четырех с половиной сотен приемных пунктов.
Фабрика им. ЦК Союза швейников (НКЛП)
Каждый день город производил летнего военного обмундирования на два полка, шинелей на полтора батальона и валенок почти на батальон. За годы войны Новосибирская область дала фронту около четырех миллионов единиц летнего и зимнего обмундирования. Этого было достаточно, чтобы обеспечить теплой одеждой бойцов и командиров 40 дивизий, летним обмундированием — 260 дивизий.
Главенствующую роль здесь играла фабрика им. ЦК Союза швейников (ныне СИНАР), выпускающая военное обмундирование еще с гражданской войны. С началом Великой Отечественной она переходит на круглосуточный режим. Также на предприятии разместили часть швейной фабрики им. Сталина из Брянска, которая выпускало специзделия с применением токсичных клеев и бензина.
Захарова Инна Евдокимовна:
«Шили мы для фронта, у нас вся одежда была для фронта: шинели, гимнастерки и спец была одежда, даже чтобы не проходил воздух. Проклеивали мы их. И вот даже дырочки нигде не допустить, даже игла проколет, и то проклеивали такой вот».
Люди по две недели не покидают цехов, спят здесь же, по углам, а машины останавливаются только для профилактики и ремонта.
Руднева Зоя Семеновна:
«Работа начиналась в 6 часов 30 минут. Вставать приходилось в половине пятого. Нередко работали по 20 часов. Иногда сморит сон прямо на рабочем месте, особенно в ночную. Тогда подойдет Нота Исаакович и тебя разбудит…»
Пошивочный цех ЦК Швейников (архив Музея Новосибирска)
Фабрика изготовила 1 млн 320 тысяч шинелей, 790 тысяч ватных курток, 890 тысяч комплектов летнего обмундирования. В 1943 году фабрика завоевала первое место во всесоюзном соревновании предприятий легкой промышленности. Переходящее знамя Наркомлегпрома СССР находилось на предприятии до окончания войны.
Обувная фабрика (НКЛП)
Наша обувная фабрика им. Кирова (ныне КОРС) в ноябре 1941-го приняла один из потоков ленинградской обувной фабрики «Пролетарская победа». Ее цех работает до сих пор и так и называется — ленинградский. Кроме того, сюда были эвакуированы 3-я и 6-я фабрики НКЛП из Киева и завод жестких кож из Москвы. Вскоре здесь внедрили новый экономный метод дубления, получивший название «новосибирский».
Оборонный щит. Эвакуированные предприятия
Накануне Сталинградской битвы предприятие получило двукратный от плана заказ на обувь. Работники сутками не покидали цехов. Они смогли — эшелоны с обувью ушли на фронт вовремя.
Работники предприятия собрали средства на постройку самолета. Молодая закройщица Надежда Атанова, автор областного призыва «Каждому работать за двоих», вручила пилоту не только самолет, но и пару именных добротных сапог.
14-летний обтяжчик Коля Губайдулин выполнял задание на 250%. Выступая на областном съезде молодых рабочих, он сказал ставшую знаменитой фразу: «Хоть я и маленький, но я делаю вот эти большие сапоги!» В 1944 году мальчик вышел победителем в социалистическом соревновании среди многотысячного коллектива фабрики и был награжден медалью «За трудовую доблесть».
Н. Губайдулин и А. Покрышкин. 1944 (архив Музея Новосибирска)
За годы войны — шесть миллионов пар сапог, валенок. Помимо обуви фабрика изготовила тысячи финских ножей, десятки тысяч пар лыжных креплений. Шорно-седельная фабрика обеспечила обувью миллион бойцов, валенками 20 дивизий, а конной упряжью — 30 кавалерийских полков и 96 артиллерийских дивизионов. Около тысячи работников фабрики награждено медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
Камфорный завод
В Новосибирске находился единственный в стране в годы войны завод, производивший медицинскую камфору. Производство было основано еще в 1934 году. Завод находился прямо в центре города, на Комсомольском проспекте. С января 1942 года он был переведен в статус государственного. Здесь было дополнительно налажено и производство технической камфоры, применяемой для изготовления боеприпасов и кинопленки.
Завод «Тяжстанкогидропресс» (№13)
Завод расточных станков в Новосибирске начали строить осенью 1940 года, достроить не успели. Стройку оживили летом следующего года, назвав новое предприятие «Тяжстанкогидропресс». Как и везде, на заводе было организовано профессиональное обучение новых рабочих. На площадку были эвакуированы станкозаводы из Краснодара и Краматорска, Таганрогский завод гидропрессов, а также Ленинградское центральное бюро тяжелого станкостроения (ЦБТС).
«Вероятно, поэтому еще строящийся завод был перепрофилирован с расточных на производство тяжелых расточных, карусельных, продольно-строгальных станков и тяжелых гидропрессов различного назначения с комплектующим их оборудованием».
Тяжстанкогидропресс. Участок чугунолитейного цеха (архив Музея Новосибирска)
Изготавливаемое прессовое оборудование тут же отгружалось для монтажа на оборонных предприятиях для выпуска военной продукции.
Левобережная ГРЭС (ТЭЦ-2)
Перестройка производства на военный лад, новые предприятия требовали увеличения времени работы, требовали и увеличения энергетической мощности и технологического пара.
Папакин Николай Степанович:
«Я работал 12 часов через 12. Ни выходных, ни отпусков, ничего, вот четыре года. Это если нормальный график. А если ненормальный, значит, смены нет, 36 часов».
Требовалось значительно ускорить темпы монтажа второго турбогенератора, и несмотря на нехватку оборудования в августе 1941-го был запущен турбогенератор №2, а в ноябре введен в действие и третий котел.
Энергии станции хватало даже для отопления квартир левобережной части города. ТЭЦ работала практически без перерыва, даже летом. И все-таки для полного обеспечения огромного блока предприятий неподалеку начала возводиться новая станция — ТЭЦ-3.
Энергетики давали не только свет и тепло. На ТЭЦ-2 был создан спеццех, выпускающий военную продукцию, на базе отходов котельного цеха был налажен выпуск строительного шлакобетона, а из отходов химического цеха изготавливали зубной порошок под оптимистическим названием «Пробуждение».
В годы войны за высокие показатели в работе коллективу ТЭЦ-2 девять раз присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны СССР. Сто два сотрудника станции были награждены орденами и медалями.
Левобережная ГРЭС входила в состав комбината №179 (Сибсельмаш), на территорию которого было эвакуировано несколько крупных заводов. Управление таким гигантом из главков Наркомата боеприпасов было очень неэффективно. Обкому партии удалось добиться от Москвы решения о разукрупнении комбината (Постановление ГКО-704\сс 22.09.1941.) Вместе с ТЭЦ в отдельные предприятия было выделено и еще несколько производств.
Металлургический завод (№702 НЧМ)
Осенью 1941 года был выделен металлургический завод, получивший впоследствии имя своего первого директора А. Н. Кузьмина. Технологическое оборудование для него было поставлено из США, станки, краны, вспомогательное эвакуировано с Украины, с «Запорожстали». Оно монтировалось одновременно с постройкой цехов. В мае 1942 года завод выпустил первые тонны остродефицитной тонкой стальной ленты, а в декабре — и горячекатаную стальную полосу. В дальнейшем впервые в стране завод освоил и производство высокоуглеродистых, инструментальных и специальных легированных марок стали на непрерывных станах.
Металлургический завод. Прокат металла
К концу войны ежегодно производилось уже более 270 тыс. тонн металла 40 марок стали.
Завод НВА (№188 НКВ)
Осенью 1941 на площадку завода №3 179-го комбината был эвакуирован патронный завод №188 из Подольска. Но работа на новом месте не ладится, по различным причинам планы не выполняются. Уже через шесть месяцев после эвакуации часть завода возвращается в Подольск, где ему присваивается новый номер — 711. (Постановление ГОКО-1718\сс 09.05.1942.) В Новосибирске меняется директор завода, привлекаются новые кадры. Выпуск пошел на лад. По итогам первого полугодия 1943-го ряд работников 188-го удостаиваются правительственных наград.
Федулов Яков Палыч:
«Нытья какого-то от людей, этого не было, не услышишь, люди понимали: надо, раз надо, надо делать, надо выполнять, надо работать. Даже были такие случаи. Допустим, отработали, так говорят: груза скопилось, надо помогать грузить. Ну что, шли грузить, помогали».
Эшелоны боеприпасов с завода идут на фронт четко по графику. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, большой вклад в дело обеспечения армии боеприпасами в послевоенное время, постоянное их совершенствование Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.05. 1985 г. завод НВА награжден орденом Отечественной войны I степени.
Завод «Луч» (№677 НКБ)
Завод №2 комбината №179 еще до войны выпускал механические головные взрыватели мгновенного и замедленного действия (ГВМЗ) для артиллерийских снарядов. Но освоение продукции еще продолжалось. Поздней осенью 1941 года сюда эвакуировали часть комбайнового завода «Новая Тула» (№187). С ним прибыло и современное по тому времени оборудование — немецкие автоматы «Шютте».
«Автоматы эти поставлены нам немцами вскоре после того, как был подписан договор о ненападении… Потом, когда немцы бомбили Тулу, а наш завод не трогали, когда другие эшелоны под бомбами шли, а у нас только локомотив обстреливали, сообразили — надеялись фашисты на своем оборудовании близ самой Москвы производство развернуть».
Заводчане ответили несостоявшимся планам противника: «Мы, автоматчики тыла, должны быть достойны своих товарищей — автоматчиков фронта».
Сборка взрывателей (123ru.net)
Привезли туляки и технологию взрывателя К-6 для авиационных снарядов. В 1942 году завод №2 был преобразован в Государственный завод союзного подчинения №677. Несмотря на повреждение части оборудования при разгрузке и регулярную нехватку сырья предприятие быстро наладило рабочий ритм, чему способствовало широкое развитие рационализаторства и новаторства. Вскоре приказом наркомата боеприпасов часть оборудования 187-го завода была реэвакуировано обратно в освобожденную Тулу, а на 677-м заводе было создано собственное термическое и гальваническое производство.
Завод «Сибтекстильмаш» (№556 НКБ)
Предприятие создавалось также на базе Тульского комбайнового завода, а также эвакуированного оборудования заводов №136 и №с513 из Ростова-на-Дону.
«Зима в тот год была лютая. Морозы доходили до 40 градусов и ниже. Но работа кипела днем и ночью. Покрытые тепляками, отапливаемые кострами, заполненные дымом и гарью помещения были полны людей… Всю зиму в Новосибирск один за другим прибывали наши люди и оборудование. Без задержек разгружались составы, сразу все монтировалось. Завод приобрел облик организованного предприятия… Быстро осваивали девчата новые для себя профессии. Все чаще и чаще на рабочих местах этих девушек появлялись красные флажки, свидетельствующие о выполнении и перевыполнении норм. Все чаще ставились рекорды труда».
В феврале 1942 года завод выпустил первую партию гильз. В марте заводу присваивается №566, и он выводится в самостоятельное предприятие.
Завод измерительных приборов
Артиллерийский полигон для испытаний продукции «Сибкомбайна» (комбинат №179) начали строить еще до войны. В сентябре 1941 года на его строительную площадку в Чике был эвакуирован Павлоградский полигон из-под Днепропетровска. Строительство цехов, лабораторий, коммуникаций велось в очень сжатые сроки, во многом силами заключенных Сиблага. 20 ноября из 45-мм пушки был произведен первый выстрел. Этот день стал днем рождения предприятия.
Условия работы на полигоне были тяжелыми. Многие работники были мобилизованными. Казарменное положение, жесткая дисциплина и сроки вызывали хроническую усталость и обмороки, в том числе голодные. Кроме проведения испытаний на заводе собирали патроны для 37-мм пушек.
Попова Мария Ивановна:
«Из калорифера шел теплый воздух, но в нем было полно сажи, и к вечеру мы все ходили черные. Работаем, а начальник цеха стоит рядом, разговаривает с нами или возьмет картонку и машет в лицо, чтобы мы (навесчицы пороха. — К. Г.) за весами не уснули. Если свет выключится, то мы, как мухи, где стояли, там и падаем, спим, пока свет не включат».
Продукция более 60 оборонных заводов страны прошла через Новосибирский полигон. Произведено 600 тысяч выстрелов, на фронт отправлено 600 тысяч патронов.
Новосибирский стрелочный завод
В канун 1942-го в город прибыли эшелоны вагонного депо и стрелочного завода из Днепропетровска. Часть оборудования разместили в ремонтных мастерских станции Инская, а для крупногабаритного (по изготовлению стрелочных переводов) были устроены шпальные площадки на улице — площадке строящегося ремонтно-экскаваторного завода.
17 марта 1942 года приказом наркома путей сообщения №96/ЦЗ был образован Инской стрелочный завод. Уже в апреле 1942 года были изготовлены первые стрелочные переводы, которые были отправлены для восстановления железных дорог. Только за 1943 год было выпущено 2 095 единиц стрелочных переводов.
Кроме того, стрелочный завод выплавлял чугун, изготавливал детали для минометов и корпуса мин, а также бронемашины на шасси автомобиля ГАЗ.
Стрелочный завод. Бронемашины (архив Музея Новосибирска)
Электровозоремонтный завод
В 1942 году в недостроенных корпусах паровозоремотных мастерских на 1-й разъезде около станции Инская разместился эвакуированный из Тамбовской области локомотиворемонтный завод «Милорем».
Здесь тоже отливали корпуса мин. Работники завода вспоминали, что «отливки часто грузили в вагоны еще горячими. Да такими, что прожигало рукавицы».
Качанова Елена Васильевна:
«Однако никто из нас, ветеранов завода, не сможет припомнить случая, чтобы кто-то жаловался на трудности. Все понимали: идет кровопролитная война, и потому лозунг «Все для фронта, все для победы!» составлял суть нашей жизни. В те дни любой успех на производстве становился праздником для всего коллектива».
В 1943 году предприятие выпустило продукции на 642 тысячи рублей, в семь раз больше первого года работы. С января 1944 года мастерские получили статус паровозоремонтного завода, который все продолжал строиться, ведь объем его выпускаемой продукции и запасных частей только увеличивался за счет уже мирной продукции для освобожденных территорий. В его строительстве широко были задействованы и немецкие военнопленные, лагерь которых находился по соседству.
Железнодорожники отлили свыше 126 тонн чугуна, 22,5 тонны бронзы, выковали почти 47 тонн различных изделий.
Транспортники внесли свой весомый вклад в организацию путей сообщения. Воинские графики движения поездов обеспечивали скоростной режим эшелонов. В депо Томской железной дороги было налажено производство бронепоездов, минометов, боеголовок для снарядов и т. д.
Область давала стране лес, он был востребован всеми, и в тылу, и на фронте. Это тара для снарядов, строительство переправ, шпалы для железных дорог фронта. Поэтому лес был главным речным грузом.
«Мы, работники речного транспорта, будем бороться за досрочное выполнение государственного плана грузоперевозок. Каждый лишний грамм перевезенного груза — это укрепление военной мощи страны. Об этом сейчас нам надо крепко помнить. Наш долг — работать слаженно, четко».
А судов и топлива для них катастрофически не хватало. Буксиры строили в Новосибирске, под Томском, в Барнауле.
Летчики Западно-Сибирского управления гражданского воздушного флота обеспечивали бесперебойную авиасвязь с отдаленными регионами области. Также в составе особой группы они выполняли рейды в глубокий тыл врага, забрасывая партизанам боеприпасы и продовольствие и вывозя обратно раненых, женщин и детей. В пяти авиашколах управления за годы войны было подготовлено 10 000 пилотов.
Но все же наш главный ресурс — это люди. Только теперь, когда ветеранов войны осталось совсем единицы, мы пытаемся понять (и то с большим трудом), что геройство вовсе не обязательно выражается в орденах и званиях. Что понятие героизма не нужно возвеличивать искусственно: враньем и домыслами. Героями являются и простые труженики войны. Только за то, что они воевали или трудились в тылу в это страшное время — они уже достойны называться героями.
Сегодня важно понять, кто такие «труженики тыла» и почему эти люди заслуживают не меньшей памяти, чем те, кто был на фронте. Их каждого нужно поставить на учет и гособеспечение. Они дали нам возможность сегодня жить.
Константин Голодяев, сотрудник музея Новосибирска