ж пиаже утверждал что обучение опережает развитие
Обучение и развитие: точки зрения Ж.Пиаже и Л. С. Выготского.
Следует теории двойного уровня, выделяет уровень актуального развития и уровень возможного развития. Самым существенным для выдвигаемой здесь гипотезы является положение о том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития. Наша гипотеза устанавливает единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. Она предполагает переход из одного в другое. Вторым существенным моментом гипотезы является представление о том, что хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее, они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу. Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой.
Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
-детское развитие имеет свой ритм и темп, который меняется в разные годы жизни
-развитие есть цель качественных изменений, психика ребенка принципиально качественно отличается от психики взрослого
-закон развития высших психических функций (высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми. Отличительные особенности высших психических функций: осознанность, произвольность, системность, они формируются прижизненно.
-детское развитие подчиняется не биологическим а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Движущая сила развития человека-это обучение. Но обучение не тождественно развитию оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале возможны только в процессе взаимодействия со взрослыми и сотрудничества с товарищами. Зона ближайшего действия-это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, при содействии взрослых «зона ближайшего развития» определяет функции не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии.
Общая характеристика типов учения.
П.Я. Гальперин выделил три типа построения схемы ориентировочной основы действия и, соответственно, три типа учения.
При первом типе субъект имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден в силу этого действовать на основе метода проб и ошибок.
Окончательная структура действия устанавливается при этом медленно, осмысляется и осознается далеко не всегда и не полностью. Разброс индивидуальных показателей в этом случае велик, а сформированное действие крайне чувствительно к сбивающим воздействиям.
При втором типе субъект ориентируется на полную систему ориентиров и учитывает все условия правильного выполнения действия, что гарантирует безошибочность действия, заданный диапазон его обобщенности, высокий уровень осознанности, критичности и других первичных и вторичных свойств действия.
При этом схема ориентировочной основы действия либо задается в готовом виде, либо составляется учащимся совместно с учителем (экспериментатором).
Третий тип построения схемы ориентировочной основы действия характеризуется полной ориентацией уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на предметные единицы, из которых он состоит, и законы их сочетания.
Ориентировочная основа такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала, формирование познавательной мотивации
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Ж пиаже утверждал что обучение опережает развитие
Возможности обучения, по мнению Пиаже, подчинены уровню развития ребенка, обучение может способствовать формированию новых умственных структур только косвенно – путем упражнения более элементарных структур, которые уже имеются на данном этапе развития. Вывод: обучение полностью зависит от психического развития и может быть успешным лишь в той мере, в какой оно использует достижения спонтанного умственного развития ребенка.
Последователи Пиаже – Инельдер, Синклер, Бове пришли к выводу, что обучение играет гораздо более значимую роль в развитии познавательных структур. Они занялись изучением процессов обучения с целью понять механизмы перехода ребенка а новый уровень психического развития. Метод исследования – обучающий эксперимент – направлен на создание в сознании ребенка познавательного конфликта (это они считают решающим условием прогрессивного преобразования наличных познавательных структур ребенка). Пример – обучение ребенка понятию сохранения длины (опыты со спичками разной длины и по-разному разложенными) или сохранению вещества (вода в сосудах разной формы). Процесс перехода ребенка на более высокий инт. уровень складывается из 2 этапов. 1 – У ребенка обнаруживается неадекватность наличных познавательных структур, появляется желание устранить эти противоречия. 2 – В ходе проб и ошибок совершается построение новых интел. структур, ведущих к достижению нового равновесия. Вывод: в основе достижения нового инт. уровня лежит переструктурирование имеющихся схем. В ситуации обучения схемы, ранее независимые, сталкиваются и взаимодействуют. И в чем большей степени ситуация обучения способствует ориентации ребенка на сравнение своих способов рассуждения (старых и новых), тем сильнее такое обучение стимулирует познавательное развитие.
Критика идей Пиаже
Различие взглядов Пиаже и психологов Московской школы проявляется в понимании источника и движущих сил развития. «Наши» подчеркивают, что источник развития лежит вне ребенка, в его среде. Основной фактор умственного развития – присвоение ребенком общественно-исторического опыта. Процесс присвоения Леонтьев определяет как воспроизведение индивидом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций, поэтому деятельность человека нельзя трактовать в терминах уравновешивания со средой, как это делает Пиаже. Процесс уравновешивания характеризует только индивидуальное приспособление к естественной среды.
Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии ребенка. Выготский утверждал, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой. (+ учение о ЗБР). Гальперин и Эльконин еще сильнее заостряют проблему, говоря, что вне обучения нет развития; обучение есть форма развития.
Гипотеза А. Перре-Клермон
Согласно ей интел. развитие ребенка нельзя рассматривать в «социальном вакууме», его следует изучать в контексте социального взаимодействия. Именно социальный конфликт и его решение стимулируют развитие познавательных возможностей ребенка. (социоконфликт лежит в основе ее экспериментов) На определенном этапе развития общие действия нескольких детей зависят от разрешения противоречий между ними, а работа по преодолению конфликтов приводит к появлению новых инт. структур.
Познание постоянно связано с действиями или операциями, т.е. с трансформациями, т.к. для того, чтобы познать объекты, субъект должен осуществлять действия с ними.
Идея трансформации – первая центральная идея теории Пиаже: граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и не стабильна. Чтобы осознать свои собственные действия субъект нуждается в объективной информации. Источник знания лежит не в объектах и не в субъектах, а во взаимодействиях, первоначально неразделимых, между субъектом и этими объектами.
Проблема познания («эпистемологическая проблема») не может поэтому рассматриваться отдельно от проблемы развития интеллекта. Она сводится к анализу того, как субъект способен познавать объекты все более адекватно. Для понимания объективности необходима серия последовательных конструкций.
Идея конструкции – вторая центральная идея. Объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия, они – результат конструкции: они не даны ни в объектах, ни в субъекте.
Знание является результатом взаимодействий субъекта и объекта, которые богаче, чем то, что могут дать сами объекты.
Другими словами, обучение не более чем часть когнитивного развития, которое облегчается или ускоряется опытом. Обучение в условиях внешнего подкрепления производит или ничтожное изменение в логическом мышлении, или же изменение, поражающее краткосрочное и не сопровождающееся никаким реальным пониманием.
Все обучение включает логику.
Обучение зависит от механизмов развития и становится устойчивым, если только использует определенные аспекты этих механизмов, те инструменты квалификации, которые развиваются в ходе спонтанного развития.
Тремя классическими факторами развития являются созревание, эмпирический опыт, полученный от физической среды, и действие социального окружения. Четвертый – уравновешивание, или саморегуляция.
Выготский разбирал анализ дет. Речи; эгоц. Речь – речь для себя.
Пиаже: эгоц. Речь – речь со своей точки зрения, речь для себя, о себе; корни эгоц речи в ассоциальности ребенка.
Выготский: первая форма речи – коммуникативная, для общения, выполняет функцию планирования действий.
Пиаже: функции не выполняет, лишь сопровождает.
Выготский: эгоц речь становится внутренней речью, эгоц речь – внешняя форма, с возрастом превращается во внутреннюю.
Пиаже: эгоц речь исчезает с возрастом, это видно уже в дошкольном возрасте.
Выготский: отрицает эгоц мышление.
Пиаже: чтобы объяснить психологическое мышление нужно проследить все этапы его возникновения
Выготский: после того, не значит по причине. Для того, чтобы объяснить психологическое явление надо его построить. Ввел экспериментально-генетический метод – метод экспериментально вызванного генеза.
Теория интеллектуального и когнитивного развития Пиаже
Теория Пиаже создана швейцарским психологом, который занимался вопросами когнитивных функций и интеллектуального развития детей. Жан Пиаже разработал собственную периодизацию формирования психики ребенка, главным критерием которой стал интеллект. Также он один из первых заговорил о тесной взаимосвязи между мышлением и речью: чем лучше развито одно, тем качественнее функционирует другое. Центральное направление интеллектуального развития — это формирование когнитивных функций, которые, по мнению автора, определяют общее развитие ребенка.
Что выяснил Жан Пиаже
Если говорить кратко, Жан Пиаже разработал свою теорию развития личности, обрабатывая тесты интеллекта людей разного возраста. Однажды заметил, что некоторые дети допускают в них одни и те же ошибки, которые не свойственны старшему поколению. Это привело его к мысли, что когнитивные процессы и способы мышления у детей отличаются от таковых у взрослых. Через некоторое время он разработал теорию, согласно которой люди, находящиеся на одной ступени развития, имеют похожие общие формы когнитивных и познавательных способностей.
Стадии развития по Пиаже
Жан Пиаже разработал свою теорию интеллектуального развития, которая включает в себя 4 стадии.
Сенсомоторная стадия (0-2 года)
На первой стадии, согласно теории когнитивного развития Ж.Пиаже, в большей мере развиваются две сферы: сенсорная и моторная. В этом возрасте малыши начинают на примитивном уровне понимать взаимосвязь между своими действиями и их последствиями. Дети исследуют окружающий мир посредством моторики и органов чувств, постепенно расширяя спектр представлений о предметах и объектах существующей действительности.
Малыш начинает с простых действий, но постепенно их усложняет, методом проб и ошибок формируя понятия о себе и предметах вокруг него. Эта стадия предполагает только действия с конкретными предметами, ребенок этого возраста совершенно не способен воспринимать символы. В течение этого периода у малыша постепенно развивается организация двигательных и перцептивных взаимодействий с предметами и объектами, окружающими его. К окончанию стадии формируется связная система сенсомоторных действий по отношению к предметному окружению.
Сенсомоторную стадию развития у ребенка можно ярко увидеть, например, когда ребенок 1-2 лет играет с сортером. Он собирает его исключительно методом проб и ошибок, хаотично пытаясь вставить фигуру в разные пазы, пока не найдет подходящий.
Дооперационная стадия (2—7 лет)
Ребенок постепенно начинает использовать символы и речь. У него появляется возможность представить и описать образы и предметы с помощью слов. Но, по когнитивной теории развития, это должны быть зримые, конкретные объекты, с которыми можно реально выполнять какие-либо действия. Ребенок еще не в полной мере осознает обратимость и необратимость некоторых процессов и явлений. Например, для того, чтобы узнать, можно ли соединить кусочек мела, разломанный пополам, ему нужно проделать саму операцию: сломать и посмотреть, попытаться соединить. Еще один пример – сбор пирамидки. Если в сенсорно-моторной стадии малыш пытается сложить колечки по порядку методом проб и ошибок, то в дооперационном периоде он прикладывает их друг к другу, чтобы сравнить размер.
Этому периоду также, согласно конструктивистской теории Жана Пиаже, свойственен эгоцентризм – явление, при котором ребенок не может мысленно представить себе предмет с точки зрения другого человека. Например, при игре в прятки малыш просто крепко закрывает личико ладошками или прячет под стол только голову. Он делает это не потому, что хочет повеселить взрослых, а потому, что его мышление по-другому устроено: он действительно уверен, что если он ничего не видит, то и с другими в этот момент происходит то же самое.
Стадия конкретных операций (7—11 лет)
В мышлении ребенка появляется определенная логика и последовательность. При этом оно остается достаточно ригидным, то есть недостаточно гибким. Ребенок еще не может продумать сразу несколько путей решения проблемы, не понимает абстрактных понятий и гипотетических предположений. Малыш уже может мысленно представить себе некоторые простые процессы. Например, ему не нужно ломать мел для того, чтобы понять, что соединить две половинки обратно уже не получится: он может представить это в уме. Еще один пример – пирамидка, размеры колечек которой ребенок уже сравнивает мысленно, не прибегая к реальному прикладыванию их друг к другу.
Стадия формальных операций (после 12 лет)
Это форма мышления, которая остается с человеком до конца жизни. С 12 лет ребенок постепенно приобретает гибкость мышления, все меньше путается в причинах и следствиях происходящих явлений, начинает думать логично, связно и последовательно. Появляется способность мыслить абстрактно и гипотетически, рассматривая существующую действительность как лишь один из вариантов того, что могло бы быть в теории. Человек думает предложениями, устанавливает формальные отношения между ними. Учится систематически выделять переменные, существенные для разрешения проблемы, и последовательно перебирать все возможные их комбинации.
Возрастные границы стадий, согласно теории психического развития Ж. Пиаже, могут незначительно сдвигаться в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ребенка, но для формирования взрослого типа мышления необходимо прохождение всех ступеней его развития.
Основные понятия теории Пиаже
Как детское мышление связано с речью
Между мышлением и речью ребенка существует прямая взаимосвязь. Для того, чтобы научиться оперировать словами, предложениями и абстрактными понятиями, необходимо овладеть речью. Чем быстрее и активнее развивается речь, тем качественнее развивается мышление. Обратная связь также имеет место: чем лучше развито мышление, тем более связная, логически выстроенная и правильная речь.
Мои рекомендации для родителей
Заключение
Жан Пиаже сделал важное открытие в возрастной психологии: он является автором теории развития ребенка, в которой хорошо просматривается периодизация развития интеллекта и логического мышления с самого раннего возраста до взрослой жизни. Минусом его теории является лишь то, что стадии не учитывают других спутников развития, кроме когнитивных способностей, например: физическое развитие, эмоциональный интеллект и взаимодействие ребенка со средой.
Проблема «обучения и развития» в работах Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Возможности обучения, по мнению Пиаже, подчинены уровню развития ребенка, обучение может способствовать формированию новых умственных структур только косвенно – путем упражнения более элементарных структур, которые уже имеются на данном этапе развития. Вывод: обучение полностью зависит от психического развития и может быть успешным лишь в той мере, в какой оно использует достижения спонтанного умственного развития ребенка.
Последователи Пиаже – Инельдер, Синклер, Бове пришли к выводу, что обучение играет гораздо более значимую роль в развитии познавательных структур. Они занялись изучением процессов обучения с целью понять механизмы перехода ребенка а новый уровень психического развития. Метод исследования – обучающий эксперимент – направлен на создание в сознании ребенка познавательного конфликта (это они считают решающим условием прогрессивного преобразования наличных познавательных структур ребенка). Пример – обучение ребенка понятию сохранения длины (опыты со спичками разной длины и по-разному разложенными) или сохранению вещества (вода в сосудах разной формы). Процесс перехода ребенка на более высокий инт. уровень складывается из 2 этапов. 1 – У ребенка обнаруживается неадекватность наличных познавательных структур, появляется желание устранить эти противоречия. 2 – В ходе проб и ошибок совершается построение новых интел. структур, ведущих к достижению нового равновесия. Вывод: в основе достижения нового инт. уровня лежит переструктурирование имеющихся схем. В ситуации обучения схемы, ранее независимые, сталкиваются и взаимодействуют. И в чем большей степени ситуация обучения способствует ориентации ребенка на сравнение своих способов рассуждения (старых и новых), тем сильнее такое обучение стимулирует познавательное развитие.
Критика идей Пиаже
Различие взглядов Пиаже и психологов Московской школы проявляется в понимании источника и движущих сил развития. «Наши» подчеркивают, что источник развития лежит вне ребенка, в его среде. Основной фактор умственного развития – присвоение ребенком общественно-исторического опыта. Процесс присвоения Леонтьев определяет как воспроизведение индивидом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций, поэтому деятельность человека нельзя трактовать в терминах уравновешивания со средой, как это делает Пиаже. Процесс уравновешивания характеризует только индивидуальное приспособление к естественной среды.
Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии ребенка. Выготский утверждал, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой. (+ учение о ЗБР). Гальперин и Эльконин еще сильнее заостряют проблему, говоря, что вне обучения нет развития; обучение есть форма развития.
Гипотеза А. Перре-Клермон
Согласно ей интел. развитие ребенка нельзя рассматривать в «социальном вакууме», его следует изучать в контексте социального взаимодействия. Именно социальный конфликт и его решение стимулируют развитие познавательных возможностей ребенка. (социоконфликт лежит в основе ее экспериментов) На определенном этапе развития общие действия нескольких детей зависят от разрешения противоречий между ними, а работа по преодолению конфликтов приводит к появлению новых инт. структур.
Познание постоянно связано с действиями или операциями, т.е. с трансформациями, т.к. для того, чтобы познать объекты, субъект должен осуществлять действия с ними.
Идея трансформации – первая центральная идея теории Пиаже: граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и не стабильна. Чтобы осознать свои собственные действия субъект нуждается в объективной информации. Источник знания лежит не в объектах и не в субъектах, а во взаимодействиях, первоначально неразделимых, между субъектом и этими объектами.
Проблема познания («эпистемологическая проблема») не может поэтому рассматриваться отдельно от проблемы развития интеллекта. Она сводится к анализу того, как субъект способен познавать объекты все более адекватно. Для понимания объективности необходима серия последовательных конструкций.
Идея конструкции – вторая центральная идея. Объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия, они – результат конструкции: они не даны ни в объектах, ни в субъекте.
Знание является результатом взаимодействий субъекта и объекта, которые богаче, чем то, что могут дать сами объекты.
Другими словами, обучение не более чем часть когнитивного развития, которое облегчается или ускоряется опытом. Обучение в условиях внешнего подкрепления производит или ничтожное изменение в логическом мышлении, или же изменение, поражающее краткосрочное и не сопровождающееся никаким реальным пониманием.
Все обучение включает логику.
Обучение зависит от механизмов развития и становится устойчивым, если только использует определенные аспекты этих механизмов, те инструменты квалификации, которые развиваются в ходе спонтанного развития.
Тремя классическими факторами развития являются созревание, эмпирический опыт, полученный от физической среды, и действие социального окружения. Четвертый – уравновешивание, или саморегуляция.
Выготский разбирал анализ дет. Речи; эгоц. Речь – речь для себя.
Пиаже: эгоц. Речь – речь со своей точки зрения, речь для себя, о себе; корни эгоц речи в ассоциальности ребенка.
Выготский: первая форма речи – коммуникативная, для общения, выполняет функцию планирования действий.
Пиаже: функции не выполняет, лишь сопровождает.
Выготский: эгоц речь становится внутренней речью, эгоц речь – внешняя форма, с возрастом превращается во внутреннюю.
Пиаже: эгоц речь исчезает с возрастом, это видно уже в дошкольном возрасте.
Выготский: отрицает эгоц мышление.
Пиаже: чтобы объяснить психологическое мышление нужно проследить все этапы его возникновения
Выготский: после того, не значит по причине. Для того, чтобы объяснить психологическое явление надо его построить. Ввел экспериментально-генетический метод – метод экспериментально вызванного генеза.
Пиаже: Обучение – любая форма когнитивного приобретения => развитие – последовательность ситуаций научения. Является ли развитие только полностью выученных приобретений или же обучение и развитие составляют 2 различных и раздельных источника знания? Знание – не копии, которые не обогащают реальность (Халл), а инвенции, новизны. Понятия ассимиляции – аккомодации и операторных структур ориентированы на инвенциальную конструкцию, характеризующую все живое мышление. Обучение – не более чем часть когнитивного развития, которая облегчается или ускоряется опытом. В условиях внешнего подкрепления оно производит или ничтожное изменение в логическом мышлении или изменение поражающе краткосрочное и не сопровождающееся никаким реальным пониманием. Всякий раз, когда мы преждевременно обучаем ребенка чему-то, что он мог бы открыть со временем для себя сам, мы тем самым лишаем его этого, а значит, лишаем и полного понимания данного предмета. Инельдер, Бове и Синклер: эксперименты с прозрачными сосудами и водой. Результаты варьируются в зависимости от исходного когнитивного уровня детей. Когда экспериментальная ситуация не ограничивала ребенка пассивным наблюдением, а включала серии операциональных упражнений, тогда наблюдался истинный прогресс. Обучение зависит от механизмов развития и становится устойчивым, если только использует определенные аспекты этих механизмов, те инструменты квантификации, которые развиваются в ходе спонтанного развития.