ж шанин чем прославился

Шанин, Жумат Тургунбаевич

Жумат Тургунбаевич Шанин (1892, близ Желтау, современный Баянаульский район Павлодарской области — 26 февраля 1938, Уральск) — казахский советский режиссёр, драматург, один из основателей казахского национального профессионального театрального искусства, Народный артист КазАССР (1931).

Биография

Родился в семье бедняка. Учился грамоте у аульного муллы, научился играть на домбре у своего дяди Алтыбая. В 1913 году приехал в Омск, где некоторое время играл на заводе. В 1915-1916 годах учился на бухгалтерских курсах, после их окончания работал на заводе помощником бухгалтера. В эти годы он впервые побывал на спектаклях городского театра. Знакомство с С. Сейфуллиным, Н. Нурмаковым и Б. Серкебаевым определило его дальнейший путь. Однако вскоре его призвали на фронт, в родной край он вернулся в 1917 году. [1]

Творческая деятельность

В 1920-х годах Жумат Шанин руководил в Семипалатинске труппой «Ес-аймак», поставил свою первую пьесу «Аркалык батыр», написанную на основе народных жыров, драму «Красные соколы» С. Сейфуллина (1922), в которых сыграл роли Аркалыка и Еркебулана. [1]

В 1925 году он стал директором и художественным руководителем Казахского театра драмы. Жумат Шанин уделял много внимания культурному и профессиональному росту актёров, планомерной работе театра, пополнению репертуара драматическими произведениями с высоким идейно-художественным уровнем, о чём свидетельствуют его статьи, опубликованные в разные годы на страницах газет и журналов. В 1926-1932 годах в Казахском театре драмы он осуществил постановки национальной («Месть» и «Турксиб» И. Джансугурова, «За Октябрь» М. О. Ауэзова, «Фронт» Б. Майлина и другие) и классической драматургии («Каменный гость» и «Скупой» А. С. Пушкина, «Гамлет» У. Шекспира). Осуществляя постановки пьес казахских драматургов, Шанин широко пользовался этнографическими и бытовыми красками, вводил в пьесы казахские национальные песни и кюи, особое внимание уделял реквизиту, декорациям, костюмам. В 1927 году с группой мастеров искусств участвовал в этнографическом концерте в Москве. [1]

В 1932-1933 годах работал главным режиссёром Киргизского театра драмы во Фрунзе. В 1934 году участвовал в организации музыкального театра, где вместе с К. Джандарбековым поставил оперы «Жалбыр», «Кыз Жибек» и «Ер Таргын» Е. Г. Брусиловского. Эти постановки получили высокую оценку на Декаде казахской литературы и искусства в Москве. До 1936 года Шанин являлся художественным руководителем музыкального театра. В 1936-1937 годах участвовал в создании Уральского музыкально-драматического театра, который сам и возглавил. [1]

Написал несколько пьес: «Аркалык батыр», «Шахта», «Торсыкбай», «Айдарбек», «Три свояка», «Картина жизни», «Чёрный замок», «Козы Корпеш — Баян».

Источник

ШАНИН ЖУМАТ ТУРГЫНБАЕВИЧ

ж шанин чем прославился. Смотреть фото ж шанин чем прославился. Смотреть картинку ж шанин чем прославился. Картинка про ж шанин чем прославился. Фото ж шанин чем прославился

Родился в окрестностях Жельтау Баянаульского района Павлодарской области. Начальную грамоту освоил у местного муллы. С детства интересовался песнями, айтысами. Посещал Кояндинскую ярмарку, где наблюдал за народными гуляниями, айтысами, тем самым приобщаясь к народному творчеству. Играть и петь на домбре научился у своего родного дяди по матери Алтыбая.

Активное участие Ж.Шанина в социально-политических и общественных делах расширило его кругозор и оказало впоследствии благотворное влияние на режиссерскую и писательскую деятельность.

В 20-е годы он возглавил в Семипалатинске труппу «Ес-аймақ».

Ж.Шанин, начавший свой режиссерский путь в этой труппе, поставил на сцене пьесу «Арқалық батыр», написанную им самим на основе народных сказаний и пьесы С.Сейфуллина «Қызыл сұңқарлар» (1922). В этих пьесах сыграл роли Аркалык батыра и Еркебулана. В 1925 году в Семипалатинском журнале «Таң» была опубликована его одноактная комедия «Торсықбай».

В том же году Ж.Шанин стал директором Казахского драматического театра и руководил его художественной частью, а также организовал первый национальный театр, и способствовал профессиональному становлению и художественному росту.

Начав с организационно-творческой деятельности, Ж.Шанин уделял много внимания повышению культуры актеров, организации театральной работы по определенному плану, тому, чтобы в репертуаре театра были представлены драматические произведения, достойные в воспитательном и идейно-художественном отношении. Эти проблемы всесторонне раскрыты им в статьях «Казахский государственный театр», «Артисты государственного театра» (1927), «Государственный театр Казахстана» (1928), «Из истории театра» (1931), «Освоим технику сцены», «Познать истину на сцене» (1935).

В 1926-1932 годах из произведений национальной драматургии были поставлены: «Қызыл сұңкарлар» С.Сейфуллина, «Күндеспейтін қатындар», «1910 жыл» С.Абланова, «Болат» Ж.Шанина, «Кек», «Турксиб» И.Жансугурова, «Майдан» Б.Майлина, «Октябрь үшін» М.Ауэзова, а также классические произведения «Каменный гость» и «Скупой рыцарь» А.С.Пушкина, «Гамлет» У.Шекспира и написанные им самим «Торсықбай», «Арқалық батыр», «Айдарбек», «Баян батыр», «Өлімнен үмітке», «Шахта» и другие.

Постановка национальных произведений была осуществлена с использованием народных песен, кюев, традиций и других этнографических особенностей. Особое значение режиссер придавал различным сценическим реквизитам, декорациям, костюмам, помогающим раскрыть стиль эпохи и характерные особенности проигрываемых ситуаций. В 1927 году, возглавив группу мастеров искусств, Ж.Шанин участвовал в этнографическом концерте в Москве. В 1932-1933 годах он был главным режиссером Киргизского драматического театра. В 1934 году Ж.Шанин участвовал в организации и открытии музыкального театра (теперь это Казахский театр оперы и балета) и вместе с Е.Брусиловским, К.Жандарбековым поставили «Жалбыр», «Қыз Жібек», «Ер Тарғын». Эти музыкальные спектакли были высоко оценены в ходе проведенной в Москве декады казахской литературы и искусства.

А.Затаевич, Д.Ковалев и Л.Хамиди записали целый ряд народных песен в исполнении Ж.Шанина. Он и сам переложил на ноты народные песни и кюи. В свое время творчество Ж.Шанина высоко оценили М.Ауэзов, К.Сатпаев, Г.Мусрепов.

В 1972 году Шымкентскому драматическому театру было присвоено имя Ж.Шанина.

Источник:

Книга «Исторические личности»

Источник

Шанин, Жумат Тургунбаевич

Казахский театр драмы; Музыкальный театр; Уральского музыкально-драматического театр

Жумат Тургунбаевич Шанин (1892, близ Желтау, современный Баянаульский район Павлодарской области — 26 февраля 1938, Уральск) — казахский советский режиссёр, драматург, один из основателей казахского национального профессионального театрального искусства, Народный артист КазАССР (1931).

Содержание

Биография

Родился в семье бедняка. Учился грамоте у аульного муллы, научился играть на домбре у своего дяди Алтыбая. В 1913 году приехал в Омск, где некоторое время играл на заводе. В 1915-1916 годах учился на бухгалтерских курсах, после их окончания работал на заводе помощником бухгалтера. В эти годы он впервые побывал на спектаклях городского театра. Знакомство с С. Сейфуллиным, Н. Нурмаковым и Б. Серкебаевым определило его дальнейший путь. Однако вскоре его призвали на фронт, в родной край он вернулся в 1917 году. [1]

Творческая деятельность

В 1920-х годах Жумат Шанин руководил в Семипалатинске труппой «Ес-аймак», поставил свою первую пьесу «Аркалык батыр», написанную на основе народных жыров, драму «Красные соколы» С. Сейфуллина (1922), в которых сыграл роли Аркалыка и Еркебулана. [1]

В 1925 году он стал директором и художественным руководителем Казахского театра драмы. Жумат Шанин уделял много внимания культурному и профессиональному росту актёров, планомерной работе театра, пополнению репертуара драматическими произведениями с высоким идейно-художественным уровнем, о чём свидетельствуют его статьи, опубликованные в разные годы на страницах газет и журналов. В 1926-1932 годах в Казахском театре драмы он осуществил постановки национальной («Месть» и «Турксиб» И. Джансугурова, «За Октябрь» М. О. Ауэзова, «Фронт» Б. Майлина и другие) и классической драматургии («Каменный гость» и «Скупой» А. С. Пушкина, «Гамлет» У. Шекспира). Осуществляя постановки пьес казахских драматургов, Шанин широко пользовался этнографическими и бытовыми красками, вводил в пьесы казахские национальные песни и кюи, особое внимание уделял реквизиту, декорациям, костюмам. В 1927 году с группой мастеров искусств участвовал в этнографическом концерте в Москве. [1]

В 1932-1933 годах работал главным режиссёром Киргизского театра драмы во Фрунзе. В 1934 году участвовал в организации музыкального театра, где вместе с К. Джандарбековым поставил оперы «Жалбыр», «Кыз Жибек» и «Ер Таргын» Е. Г. Брусиловского. Эти постановки получили высокую оценку на Декаде казахской литературы и искусства в Москве. До 1936 года Шанин являлся художественным руководителем музыкального театра (ныне Государственный академический театр оперы и балета им. Абая). В 1936-1937 годах участвовал в создании Уральского музыкально-драматического театра, который сам и возглавил. [1]

Написал несколько пьес: «Аркалык батыр», «Шахта», «Торсыкбай», «Айдарбек», «Три свояка», «Картина жизни», «Чёрный замок», «Козы Корпеш — Баян».

Источник

Шанин, Жумат Тургунбаевич

Казахский театр драмы; Музыкальный театр; Уральского музыкально-драматического театр

Жумат Тургунбаевич Шанин (1892, близ Желтау, современный Баянаульский район Павлодарской области — 26 февраля 1938, Уральск) — казахский советский режиссёр, драматург, один из основателей казахского национального профессионального театрального искусства, Народный артист КазАССР (1931).

Содержание

Биография [ править ]

Родился в семье бедняка. Учился грамоте у аульного муллы, научился играть на домбре у своего дяди Алтыбая. В 1913 году приехал в Омск, где некоторое время играл на заводе. В 1915-1916 годах учился на бухгалтерских курсах, после их окончания работал на заводе помощником бухгалтера. В эти годы он впервые побывал на спектаклях городского театра. Знакомство с С. Сейфуллиным, Н. Нурмаковым и Б. Серкебаевым определило его дальнейший путь. Однако вскоре его призвали на фронт, в родной край он вернулся в 1917 году. [1]

Творческая деятельность [ править ]

В 1920-х годах Жумат Шанин руководил в Семипалатинске труппой «Ес-аймак», поставил свою первую пьесу «Аркалык батыр», написанную на основе народных жыров, драму «Красные соколы» С. Сейфуллина (1922), в которых сыграл роли Аркалыка и Еркебулана. [1]

В 1925 году он стал директором и художественным руководителем Казахского театра драмы. Жумат Шанин уделял много внимания культурному и профессиональному росту актёров, планомерной работе театра, пополнению репертуара драматическими произведениями с высоким идейно-художественным уровнем, о чём свидетельствуют его статьи, опубликованные в разные годы на страницах газет и журналов. В 1926-1932 годах в Казахском театре драмы он осуществил постановки национальной («Месть» и «Турксиб» И. Джансугурова, «За Октябрь» М. О. Ауэзова, «Фронт» Б. Майлина и другие) и классической драматургии («Каменный гость» и «Скупой» А. С. Пушкина, «Гамлет» У. Шекспира). Осуществляя постановки пьес казахских драматургов, Шанин широко пользовался этнографическими и бытовыми красками, вводил в пьесы казахские национальные песни и кюи, особое внимание уделял реквизиту, декорациям, костюмам. В 1927 году с группой мастеров искусств участвовал в этнографическом концерте в Москве. [1]

В 1932-1933 годах работал главным режиссёром Киргизского театра драмы во Фрунзе. В 1934 году участвовал в организации музыкального театра, где вместе с К. Джандарбековым поставил оперы «Жалбыр», «Кыз Жибек» и «Ер Таргын» Е. Г. Брусиловского. Эти постановки получили высокую оценку на Декаде казахской литературы и искусства в Москве. До 1936 года Шанин являлся художественным руководителем музыкального театра (ныне Государственный академический театр оперы и балета им. Абая). В 1936-1937 годах участвовал в создании Уральского музыкально-драматического театра, который сам и возглавил. [1]

Написал несколько пьес: «Аркалык батыр», «Шахта», «Торсыкбай», «Айдарбек», «Три свояка», «Картина жизни», «Чёрный замок», «Козы Корпеш — Баян».

Источник

Интеллектуал с биографией супермена. Памяти Теодора Шанина

ж шанин чем прославился. Смотреть фото ж шанин чем прославился. Смотреть картинку ж шанин чем прославился. Картинка про ж шанин чем прославился. Фото ж шанин чем прославился

За месяц до его смерти писатель и телеведущий Александр Архангельский выпустил книгу «Несогласный Теодор: история жизни Теодора Шанина, рассказанная им самим» и снял фильм, который размещен на образовательном ресурсе «Арзамас». Архангельский рассказал о своем герое и о том, почему этот человек останется с нами навсегда.

Русский крестьяновед в Англии

ж шанин чем прославился. Смотреть фото ж шанин чем прославился. Смотреть картинку ж шанин чем прославился. Картинка про ж шанин чем прославился. Фото ж шанин чем прославилсяШанин – редчайший пример интеллектуала с биографией супермена, с приключениями, в которые иногда трудно поверить, если не знать что оно так, собственно, и было, с героизмом, с отчаянием. Люди обычно либо хорошо думают, либо ярко живут. А это человек, ярко живший, и при этом очень хорошо думавший, поэтому про него знать интересно. И важно. Потому что человек на территории Польши, затем на территории Советского Союза, опять на территории Польши, во Франции, в Израиле, в Англии, затем уже в перестроечном Советском Союзе подавал нам пример того, как можно сделать в невозможных обстоятельствах то, что ты считаешь правильным.

Он с начала 70-х годов жил в Англии, а вы представляете, что такое стать русским крестьяноведом в Англии? Ну, попробуйте. Не было же никакого русского крестьяноведения. Последним был великий утопист и при этом великий знаток крестьянства Александр Чаянов, которого погубили при Сталине. А дальше – пустыня. Сплошной академик Лысенко, борьба с генетикой («вейсманизмом-морганизмом») и доктора сельскохозяйственных наук, рассуждавшие про посевные, – это вот это мы понимали под крестьяноведением.

А на самом деле это наука, которая объясняет, как жила русская цивилизация и почему перестала так жить; в чем ее отличие от советской, от мировой. Шанин дал эту емкую формулу. Обычно крестьянские цивилизации – это такие цивилизации, где нет университетской жизни. Обычно в аграрной стране нет мощных университетов, движение к ним означает отход от архаической модели. Так было в Индии, так было во Вьетнаме. Но русская цивилизация – это цивилизация массового крестьянства и развитой университетской культуры.

Да какое там, он же Теодор Зайдшнур – эта фамилия была у него при рождении. Он был из семьи обувщиков и торговцев тканями, соприкоснувшийся с крестьянами только на Алтае, когда они были в ссылке. И этот человек сумел через свой минимальный человеческий опыт и огромную научную интуицию объяснить то, что было не объяснено никем никогда до него и помимо него. Без всякой школы, не на что было опереться.

А его социология третьего мира? Он фактически с нуля ее создал. Все занимались «золотым миллиардом», и конфликты, типа войны во Вьетнаме, рассматривались всегда с позиции американцев. Но почему у Вьетнама получилось победить великую Америку, какие для этого существовали цивилизационные предпосылки? Или, скажем, Хо Ши Мина, который пытался проводить политику «раскрестьянивания» страны и создания коллективного хозяйства, часто сравнивали со Сталиным. Отличие одно. Когда Хо Ши Мину стало понятно, что задача проваливается, он не стал уничтожать свое крестьянство, а поехал по деревням просить прощения.

Почему Шанинка устояла

ж шанин чем прославился. Смотреть фото ж шанин чем прославился. Смотреть картинку ж шанин чем прославился. Картинка про ж шанин чем прославился. Фото ж шанин чем прославился

Он мог бы сидеть у себя в Англии, уйти на английскую академическую пенсию. Но, как только началась перестройка, он решил создать образовательный проект для высшей школы. Советский опыт в этой области уже не годился. У нас давали хорошее академическое образование, но количество лекций было невыносимым, студенты все время сидели в аудитории, вместо того чтобы работать самостоятельно. Не было целых университетских дисциплин – например, сколько-нибудь приемлемой современной социологии.

А еще Шанин – создатель первого в России (такого и в Англии на тот момент еще не было, только в Шотландии) факультета культурного менеджмента. Тут тоже надо было начинать с нуля. Были попытки просто взять американскую, немецкую, французскую модель и насадить ее на здешнюю почву. Ну и где эти все попытки? Ничего не осталось. А он хотел в русской университетской традиции найти то, что может соединиться с английской, и прорастить из этого зерна нечто новое – тоже по-своему крестьянский подход. И получился сильный вуз, умеющий выстоять даже в неблагоприятных условиях.

Но она устояла и даже вышла из этого в новом качестве, сумела конфликт превратить в позитивное созидательное начало. Так всегда было в жизни Шанина. Любой кризис может нас раздавить, а может сделать более сильными. Но и вовремя принять поражение – тоже важно. Свой университет он создавал, прежде всего, ради факультета социального действия, социальной работы. И это же был первый факультет, который он закрыл. Потому что российские ведомства имеют свои аналогичные факультеты и берут на работу своих выпускников, а у выпускников «Шанинки» практически не было шансов.

Вовремя отступить, уйти в тень – великое качество. Обычно те люди, которые создают университет, держатся за свою должность до последнего. А Шанин, когда ему исполнилось 80 лет, сам ушел из ректоров в президенты, это номинальная должность. Как он говорил: «Я стал английской королевой».

Конечно, и XXI век он захватил в полной мере, но какие-то ключевые поворотные эпизоды его жизни напрямую связаны с XX столетием. Главной задачей для большинства было выжить в этом водовороте, но ему этого было мало. Ему нужно было и не утонуть, и реализоваться. Не в книжках, которые писались «в стол», а в жизни, в действии. Сегодня трудно понять, насколько эта задача трудно выполнима. Для самореализации приходилось идти на сделку с эпохой. Многие говорили: «Я пойду в ту систему, которая есть, и буду менять ее изнутри». Но у Шанина никаких иллюзий никогда не было, он шел напролом. Как в русской сказке, вышиб дно и вышел вон.

«Я был тем самым «террористом»

ж шанин чем прославился. Смотреть фото ж шанин чем прославился. Смотреть картинку ж шанин чем прославился. Картинка про ж шанин чем прославился. Фото ж шанин чем прославился

Есть великолепный эпизод, который Теодор любил устно рассказывать, но в книгу он не вошел. На вручении ордена Британской империи он ждал вместе с другими награжденными принца Чарльза, и они между собой знакомились, разговаривали. Один из профессоров сказал Шанину: «Да, жизнь у меня была бурная. Самый яркий эпизод – это когда мы во время боев за Иерусалим всем Арабским легионом удерживали дорогу от еврейских террористов». Шанин смеялся: «Я уж не стал ему говорить, что я лежал по другую сторону от этой дороги и был тем самым «террористом».

Где бы он ни был, он действовал дерзко и решительно. Был знаменитый эпизод в его жизни в Израиле. Шанин, занимаясь социальной работой, узнал, что центр реабилитации за взятку собирались построить прямо на территории госпиталя для лежачих больных. А это будет никакая не реабилитация, а профанация. Реабилитация для людей с особенностями развития возможна только в среде обычных людей. А если тебя помещают к больным, то ты среди них и останешься. И Теодор – еще совсем мальчишка на тот момент – пробился к заместителю министра и сказал ему: «Мы же с тобой воевали. Ты фронтовик и я фронтовик. Как ты смеешь?». Тот попытался возразить – и тогда Шанин бросил свою должность, хотя у него были большие перспективы. Он же должен был возглавить этот центр. И не то что гордыня в нем взыграла, а просто центр в таком виде – это бесполезное, неправильное дело.

Вот так он вел себя всегда и в большом, и в малом – выясняя отношения хоть с отцом, хоть с сионистским движением, в котором принимал деятельное участие.

Шанин был разочарован миром, которого ждал

Он, конечно, понимал, кто он. Но был при этом человеком открытым. Я с ним как познакомился? Позвал как-то в передачу «Тем временем», которую веду на канале «Культура». Это было лет 15 назад. В той передаче также принимали участие философ Александр Пятигорский и пушкинист Валентин Непомнящий. И вот сидит левак Шанин, правый православный консерватор Непомнящий и интеллектуальный буддист Пятигорский. Вдруг я с интересом обнаружил, что они – друзья. Они называли его Федей, потому что в России его называли либо Федя, либо Федор Матвеевич.

Теодор – атеист, Непомнящий верит в одно, Пятигорский в другое, и никто из них, ничем не жертвуя и не поступаясь ради другого никакими своими взглядами и убеждениями, говорят о главном. Потому что все трое сходятся на том, что смысл в жизни есть, только они видят его по-разному. На этом была основана его дружба и общение со всеми людьми. Когда к нему приходили брать интервью, он частенько сам превращался в интервьюера: «Что ты думаешь об этом, ты как считаешь? Согласен ли? Расскажи о себе».

Я, конечно, был не первый, кто решил написать о нем книгу. Были блестящие интервью с ним у Натальи Деминой, у Любови Борусяк. Там много бесценной информации, это важный источник для последующего познания, но образ человека создает только книга. Мне было просто обидно, что информация есть, а образа нет. Поэтому в книге информационно не так много нового, но есть его портрет.

Он, кажется, именно этого и хотел. Договорились мы легко, но потом долго готовились и много работали, выстраивали книгу. Она должна была быть короткой, стремительной, и при этом не поверхностной. В итоге он книжкой остался доволен. Кое-что снял, запретив это печатать до своей смерти, потому что слишком личное. Но теперь, к сожалению, можно.

Шанин был разочарован миром, которого ждал. Он жил в уверенности, что мир будет улучшаться, а он часто ухудшается. При этом Теодор Шанин всегда продолжал работать. Он мыслил тем, что нужно здесь и сейчас, и ставил это в гигантский мировой контекст. Этим Шанин отличался от обычного интеллектуала. Для интеллектуала история – в прошлом. Практик интересуется только настоящим. А для Теодора история всегда разворачивалась здесь и сейчас. Это человек, живший в истории, не прячущийся от истории, и тем самым во всем подающий нам пример. Мы оплакиваем его, но это слезы благодарности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *