жалоба признана обоснованной предписание не выдано что дальше
Жалоба ООО «Контракт» признана частично обоснованной, однако предписание не выдано
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрела жалобу на положение документации при проведении электронного аукциона на право заключить контракт по мероприятиям по реализации проекта создания комфортной городской среды «Суздаль-Зарядье-Активация» выполнение работ по комплексному благоустройству Торговых рядов г. Суздаль ул. Ленина д. 63«А» для нужд администрации города Суздаля Владимирской области.
Доводы Заявителя следующие:
-заказчик, не надлежащим образом установил срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, чем нарушил часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок;
— заказчиком нарушены сроки проведения электронного аукциона;
-заказчик установил незаконное требование к сроку действия банковской гарантии;
— заказчик вводит в заблуждение участников закупки, устанавливая разный размер обеспечения гарантийных обязательств в разных частях закупочной документации.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила нарушение в части 1 статьи 34, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Однако, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки не выдано, так как допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках осуществления данной закупки.
Что делать при получении предписания ФАС
Решение контрольного органа в сфере госзакупок по рассмотренным жалобам может сопровождаться предписанием участникам торгов. Рассказываем, что представляет собой этот документ, когда ФАС его оформляет и что делать после получения.
Когда выдается
Предписание ФАС — это распоряжение антимонопольной службы, понуждающее к выполнению определенных действий участников контрактной системы. В таком документе, как «Решение», ФАС лишь указывает, выявлены ли нарушения или нет. В «Предписании» же антимонопольная служба указывает, какие действия необходимо сделать, чтобы устранить нарушения (не выдается только в том случае, когда нарушения не повлияли или не могут повлиять на результаты определения победителя).
Согласно Административному регламенту ФАС, утвержденному Приказом от 19.11.2014 № 727/14, действиями, направленными на устранение нарушений в рамках проведенного заказа, могут быть:
Форма документа
В документе должна содержаться следующая информация:
ФАС направляет документ всем участникам разбирательства, а также публикует его на сайте ЕИС.
Образец предписания
Действия по исполнению
После выдачи документа орган, которому его выдали, обязан не только выполнить установленные требования, но и отчитаться в контрольную службу об исполнении. В сроки, установленные антимонопольным органом, виновная организация должна направить уведомление об исполнении предписания ФАС.
Письмо в ФАС об исполнении предписания, образец
Как отменить протоколы по предписанию ФАС
Наиболее часто по указанию антимонопольной службы заказчикам предписывается отменить протоколы, составленные в ходе проведения процедуры, или же внести изменения в закупочную документацию согласно выданным заключениям контрольного органа. Приведем инструкции по этим операциям.
Как внести изменения в документацию
На главной странице торгов заказчик выбирает пункт «Изменения по решению контролирующего или судебного органа либо по результатам обязательного общественного обсуждения». Система отобразит страницу с активной вкладкой «Основание».
Далее необходимо выделить пункт «Предписание органа контроля».
Необходимо выбрать указание из реестра результатов контроля. Если же ФАС не опубликовало документ в ЕИС, то заказчик вручную вбивает реквизиты предписания.
Далее заказчику будет доступен функционал, аналогичный при публикации заказа, где необходимо внести соответствующие изменения и прикрепить новые файлы документации.
Как отменить протоколы
На вкладке «Документы закупки» в выпадающем меню протокола выбрать пункт «Отмена по решению контролирующего или судебного органа».
При нажатии на кнопку «Продолжить» отображается форма сведений об отмене протокола.
В общей информации заказа вносятся коррективы и прикрепляется новый экземпляр протокола.
Также немаловажно, что предписание Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия, а неисполнение в срок требований ФАС, в том числе уклонение от выполнения, частичное или несвоевременное исполнение пунктов, влечет за собой административную ответственность и дальнейшее обращение антимонопольной службы в суд с иском о понуждении исправления нарушений. Штраф, согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, на должностных лиц составляет в размере 50 000 руб.; на юридических лиц — 500 000 руб., а повторное совершение данного правонарушения влечет дисквалификацию сроком на один год.
Как подать жалобу в ФАС
Защищайте свои права, если нарушение заказчика или оператора ЭТП очевидно. В третьем квартале 2019 года обоснованной была признана каждая третья жалоба. Условия обжалования прописаны в законе о контрактной системе, а все жалобы и итоги их рассмотрения публикуются на официальном сайте. Подать жалобу при участии в госзакупках несложно.
Обжалование результатов размещения — обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров. Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора. Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведения закупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.
На что и когда жаловаться
Участник может подать жалобу в ФАС только в определенные законом сроки, и пока не подписан контракт. Если сроки вышли, действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в арбитражном суде.
До окончания сроков подачи заявок
Жалоба на заказчика:
Жалобу может подать любая организация до окончания срока подачи заявок.
После рассмотрения заявок
Жалоба на заказчика:
Жаловаться может только подавший заявку участник — в течение 5 дней после даты публикации протокола закупки.
Проведение электронной закупки
Жалоба на оператора площадки:
Жалобу может подать только подавший заявку участник в течение 30 дней со дня обжалуемых действий.
С 1 января 2020 года все действия на электронной торговой площадке можно фиксировать с помощью плагина Независимый регистратор. Мы писали, почему вам не обойтись без него, защищая свои права.
Куда жаловаться
Если вы ошибетесь и подадите жалобу не в тот территориальный орган, вашу жалобу в течение одного рабочего дня передадут в нужное территориальное управление ФАС (п. 3.12 Приказ ФАС РФ от 19.11.2014 № 727/14).
Если контракт уже подписан или вы недовольны решением ФАС, подавайте иск в Арбитражный суд.
Как подать жалобу
Прежде, чем подать жалобу:
Оформление жалобы
При составлении жалобы придерживайтесь требований п. 8 ст. 105 44-ФЗ. Жалоба должна содержать:
В жалобе можно указать, какой результат хотите получить от заказчика. Например:
Подача жалобы в УФАС или ФАС
Есть несколько способов доставки:
Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).
ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение. Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.
Решение по жалобе
В течение двух рабочих дней комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц. Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту, номеру жалобы или извещения о закупке.
В Контур.Закупках можно посмотреть, сколько жалоб подали на заказчика, какой статус у каждой, а за подробностями быстро перейти в реестр жалоб в ЕИС.
Жалоба не принята
Участник может подать повторную жалобу, устранив нарушения в ее содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде.
Жалоба принята и признана обоснованной
На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:
Иногда предписание не выдается. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.
Жалоба принята и признана необоснованной
Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.
Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в ФАС, лучше сконцентрируйтесь на участии в другой закупке и у другого заказчика.
Обращаться ли в суд?
Обращайтесь в суд, если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги и поставленные товары.
Если вы хотите побороться за заключение контракта, то будьте готовы к тому, что судебный процесс длится долго. Возможно, оно того не стоит.
Ответим на вопросы
Сложно, но можно: как оспорить предписание ФАС
По статистике, досудебное обжалование более эффективно, хотя менее популярно. По данным Судебного департамента при ВС, арбитражные суды в 2019 году рассмотрели 7611 дел об оспаривании актов ФАС, требования по 2111 из них удовлетворили (это 27%). За этот же период ведомственная апелляционная коллегия рассмотрела 65 жалоб, по 27 из них (42%) решения и/или предписания отменялись или изменялись.
По ее словам, реально оспорить решение или предписание, если оно:
На практике, по словам Арутюнян, основанием для отмены решения антимонопольного органа могут стать неправильно проведенный анализ рынка, процедурные нарушения. Например, отказ в привлечении тех или иных заинтересованных лиц к участию в деле.
Важно для обжалования
Такие дела часто находятся на стыке права и экономики. Заявителю нужно не просто критиковать выводы ФАС, но и дать суду информацию о причинах и факторах, повлиявших на поведение, признанное нарушением. Например, заключения и отчеты внешних специалистов (технических, экономических, в области социологии).
Ксения Подгузова, старший юрист ЮФ VEGAS LEX VEGAS LEX Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×
Убедительным доводом для суда станет ссылка на позицию высшей судебной инстанции. Например, в постановлении 8-го ААС по делу № А81-5802/2018 суд рассмотрел вопрос, можно ли включить в закупочную документацию оценочные условия (например, что поставщик должен быть «профессионалом» или у него «положительная деловая репутация»). Положительный ответ на него давался в п. 4 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), утвержденного 16 мая 2018 года Президиумом ВС. Со ссылкой на этот обзор суды двух инстанций отменили решение антимонопольного органа.
Подборка судебной практики: когда решения ФАС отменят
Отменить предписание можно, если его нельзя исполнить, говорит Арутюнян. Так, Санкт-Петербургский университет объявил электронный аукцион на капремонт своих объектов. ФАС в действиях заказчика увидела нарушения, так как вуз отказался допустить к участию в электронном аукционе ООО «Фракция» и ООО «АвизоСтрой». Они обратились в антимонопольный орган. Управление предписало отменить протоколы и еще раз проверить заявки участников. Суд указал, что на момент вынесения предписания заказчик заключил контракт с другой организацией, поэтому и «предмет спорной закупки фактически отсутствует». На этом основании АС признал недействительным предписание ФАС. Это решение стороны не обжаловали (дело № А56-11627/2018).
Так, жителю Волгоградской области на телефон пришло сообщение о скидке в гипермаркете. Местный антимонопольный орган посчитал рекламу ненадлежащей и решил, что ее распространителем является ПАО «МегаФон». Но суды указали, что местом нахождения ПАО «МегаФон» является Москва. То есть антимонопольное дело рассмотрено некомпетентным территориальным органом ФАС, а оно подведомственно столичному управлению. Три инстанции встали на сторону заявителя, а Верховный суд «засилил» решение и отказал в передаче кассационной жалобы (дело № А12-24718/2015).
Дученко считает, что можно оспорить предписание, если антимонопольный орган проигнорировал доводы заявителя или не проанализировал обстоятельства дела. В ряде случаев суды отмечают неполное исследование материалов дела и бездоказательность выводов ФАС и на этом основании отменяют принятые акты. К таким выводам пришел Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по делу № А10-2675/2015. ООО «Нирагран», чтобы привлечь интерес потребителя к своему товару, сливочному маслу, транслировало на телеканалах рекламу с символом таможни. Таможня с этим не согласилась и обратилась в УФАС, но там дело прекратили из-за отсутствия состава нарушения. Чтобы обжаловать это решение, таможня пошла в суд. Три инстанции решили, что, согласно ст. 5 закона о рекламе («Общие требования к рекламе»), в роликах нельзя указывать, что товар одобряют органы власти, или использовать официальные государственные символы. Поэтому суды обязали УФАС по Бурятии защитить права таможни.
Если говорить о решениях, вынесенных из-за злоупотребления компаниями своим доминирующим положением, то аргументами для оспаривания, по мнению Подгузовой, могут стать:
В качестве успешного примера можно привести дело № А40-217280/2018. Росморпорт обжаловал решение ФАС, которая признала нарушением отказ принять на стажировку морских лоцманов сторонней компании «Альбатрос» и выдала предписание взять их на практику. Антимонопольный орган полагал, что предприятие создает компании препятствия в доступе на рынок, так как стажировка – это обязательное условие для оказания услуг лоцманской проводки в порту Сабетта. Суды трех инстанций согласились с выводами антимонопольной службы, но коллегия ВС по экономическим спорам под председательством Татьяны Завьяловой отменила решение службы. Тройка судей указала, что Росморпорт не ведет образовательную деятельность, потому что на это у него нет лицензии. Отказывая в приеме стажеров, он не нарушает закон о защите конкуренции и не мешает сотрудникам заявителя выходить на рынок услуг в порту.
Часто встречаются споры из-за незаконной имитации внешнего вида продукции. В таком случае ФАС доказывает факт смешения – это когда товары похожи так сильно, что покупатель может их спутать.
Так, производитель кормов для животных утверждал, что его конкурент имитирует внешний вид его продукции. Он использует схожую цветовую гамму и аналогичные изображения птиц. Первая инстанция с этим согласилась, а апелляция решила, что размещение на упаковке изображения птиц обусловлено назначением продукции. Это не является особенностью одного производителя. Позицию поддержал Суд по интеллектуальным правам, а после и ВС, когда отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения (дело № А40-225924/2018).
Подгузова советует в качестве доказательств представлять независимые исследования, результаты социальных опросов потребителей и иные подобные документы, подтверждающие, что потребители отличают и осознанно выбирают товары заявителя.
Оспариваем решение или предписание антимонопольного органа по делам в сфере государственного заказа: чек-лист
pressmaster / Depositphotos.com |
Участникам рынка государственного заказа, в частности организаторам закупок, часто приходится оспаривать решения и предписания управлений ФАС России. Напомним, что для лиц, допустивших соответствующие нарушения, предусмотрены штрафы (ст. 7.29-7.32 КоАП). Оценить перспективы дела и подготовиться к судопроизводству поможет чек-лист, составленный Андреем Прокофьевым, управляющим партнером юридической фирмы «Бизнес санация».
В первую очередь, проверим частые процессуальные нарушения УФАС России при рассмотрении жалоб участников закупок.
Право УФАС на рассмотрение жалобы, по которой приняты оспариваемые решение и предписание. Например, при рассмотрении жалоб на действия заказчиков УФАС не имеет права выходить за пределы указанных в жалобе доводов (ч. 13 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).
Сроки подачи жалобы. Часто случается, что УФАС принимает решения по жалобам, поданным с пропуском установленных законом и/или закупочной документацией сроков. Жалобы, поданные за пределом установленных законом сроков должны оставляться контролирующим органом без рассмотрения (ч. 3 и ч. 4 ст. 105 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Напомним, что срок оспаривания через УФАС положений закупочной документации не может превышать дату окончания срока подачи заявок, а жалобы на решения, принимаемые комиссией заказчика при рассмотрении заявок, могут быть рассмотрены УФАС только в случае их поступления в 10-дневный срок с даты опубликования спорного документа.
Соответствие принятого решения и выданного предписания. Случается, что факты установлены верно, однако выданное предписание не приведет к исполнению решения. Пример из практики: УФАС верно установил в действиях заказчика нарушения, предписал отменить протоколы и проверить заявки участников заново. Вместе с тем контролирующий орган не учел, что контракт уже заключен, а повторная проверка заявок не приведет к какому-либо результату. Суд поддержал позицию истца и отменил предписание (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 октября 2018 г. по делу № А56-11627/2018).
Проверка заявителя жалобы на предмет аккредитации на торговой площадке и соответствия обязательным требованиям к участникам размещения заказа (требования должны быть указаны в закупочной документации). Такая проверка поможет доказать в суде отсутствие нарушения прав третьих лиц в следствие совершения спорных действий.
Аккредитация участников проверяется на сайтах электронных торговых площадок (в разделах «Реестр участников»), а с 2020 года все участники должны быть зарегистрированы также на портале единой информационной системы, что можно будет проверить по ссылке: http://zakupki.gov.ru/epz/organization/quicksearch/search.html.
Практика принимаемых по схожим спорам решений. К счастью, специализация на спорах в сфере государственного заказа позволяет подобрать нужную практику практически в любой ситуации. Ищем судебную практику с помощью агрегатора поиска судебной практики, например, в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!
После оценки перспектив дела (кроме частых процессуальных нарушений, безусловно рассматривается фактическая сторона каждого спора), приступаем к формированию иска в суд.
Содержание иска также сверяем по чек-листу, поскольку есть особенности при оспаривании НПА:
ФОРМА
Заявление о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа