жанр moba что это
История жанра MOBA. Часть 1
Но из-за того, что игры сильно различаются по самым разным аспектам, весьма проблематично выявить четкие параметры, по которым можно будет однозначно определять конкретный жанр, к которому принадлежит игра. Несмотря на некоторую неопределенность и условность, разработчики игровой индустрии в целом пришли к некоей договоренности насчет жанров. По мнению большинства, можно выделить симуляторы, стратегии, action, fighting, приключенческие игры, текстовые игры, ролевые игры и игры-головоломки. Такая классификация всем, в принципе, понятна. Если при описании игры указать, что это файтинг, то, скорее всего, люди, не имея какой-либо другой описательной информации, будут иметь в виду, что эта игра представляет собой нечто схожее с Mortal Combat или Street Fighter.
Новые игровые жанры появляются не так уж и часто. В основе появления жанра лежит уникальная игра, которая представляет нечто такое, чего раньше никто не видел – управление, построение сюжета, скорость передвижения к концу повествования или что-то другое. Чем дальше развивается индустрия, тем, как известно, сложнее создать в ее рамках нечто новое и непохожее на то, чего раньше не было. Тем не менее, время от времени такие игры-основатели все же появляются.
Но к настоящему моменту представителей этого жанра в мире достаточно много, чтобы признать – MOBA действительно является еще одним игровым жанром.
MOBA-игры. История появления
В 1998 году Blizzard Entertainment выпустили игру Starcraft. Помимо всего прочего, игра содержала редактор карт под названием StarEdit, позволяющий игрокам создавать собственные карты. Это привело к появлению огромного количества различных версий карт, впоследствии оказавших большое влияние на игровой процесс. Но ни одна из них не может столкнуться с эффектом, который произвела на игровую индустрию карта под названием Aeon of Strife (AoS), созданная игроком под ником Gunner_4_ever (в некоторых источниках – Aeon64, что выглядит логичнее).
В первой своей версии карта состояла из 4 линий, по которым бесконечной чередой шли крипы. Целью игры было уничтожение ключевых зданий на линии. Также игра заканчивалась, если умирали все герои. Всего можно было поиграть за 8 персонажей – 4 игрока против ИИ. В дальнейших версиях карта Aeon of Strife представляет собой 3 параллельных линии с бесконечными крипами и чекпоинтами (разрушенными зданиями), доступен режим 2×2.
Так как Starcraft не имеет встроенные в движок rpg-элементы, создателю пришлось импровизировать. Убийство вражеских героев и крипов приносило минералы – основной игровой ресурс. Заработанные минералы можно было использовать для увеличения атаки героя и усиления его брони, что давало игроку ощущение прогресса. Несмотря на примитивность, AoS содержала в себе все основные элементы современной MOBA-игры.
Как бы то ни было, 3 июля 2002 года Blizzard Entertainment выпустила в свет игру Warcraft III: Reign of Chaos. Aeon of Strife была довольно оперативно перенесена в новый редактор карт, дающий игрокам больше возможностей для модификаций. Теперь наряду с получением основного ресурса – денег вместо минералов – игроки получали возможность покупать предметы, поднимать свой уровень, а также изучать способности. Популярность карты росла очень и очень быстро, что породило огромное количество прочих модификаций от разных пользователей. Одним из таких пользователей становится Eul, назвавший свою модификацию Defense of the Ancients, сокращенно – DotA: именно эта карта, как можно догадаться из ее названия, впоследствии станет самой популярной.
1 июля 2003 года выходит дополнение для Warcraft III под названием The Frozen Throne. Новые возможности встроенного редактора карт позволили Eul внести в свою Defense of the Ancients ряд изменений – появилась DotA 2: Thirst for Gamma in TFT, которая, впрочем, не смогла сравниться по популярности с оригинальной DotA, сортированной на The Frozen Throne. В скором времени игрок с ником Eul исчез, но перед тем он сделал исходный код своей карты открытым, предоставив множеству талантливых пользователей развивать свои идеи. Для мапмейкеров это был своего рода Золотой век – появилось множество карт, достигнувших достаточного уровня известности: DotA DX Series, DotA Unforgiven, DotA Outland.
3 февраля 2004 года выходит DotA Allstars v.0.95 Beta, созданная игроками с никами Meian и Ragn0r. Эта версия максимально сочетала в себе все лучшее, что было использовано в предыдущих версиях DotA. Вскоре после релиза создатели приостановили свою работу над картой, но много других игроков старались сделать карту более сбалансированной – версия добралась до v.4.
Примерно в это время на сцене редактирования карт появляется игрок с ником Guinsoo. 26 апреля 2004 года он выпускает DotA Allstars v.4.0a – первую версию, в которой появляется Рошан, названный, кстати, в честь именного шара для боулинга создателя. В то время он не был таким огромным и ужасным, как сейчас, – просто еще один крип, обладающий повышенным количеством здоровья и усиленной атакой. Из него так же, как и теперь, выпадал Aegis или сыр.
Первые соревнования приходят в DotA с серией версий 5. Кроме того, в этой линейке, начиная с 5.74, почти с каждым следующим обновлением вводят новых героев. В 5.74 появляется Tidehunter. В версии 5.75 вводят Ursa Warrior (в версии Dota 2 просто Ursa) и Atropos (ныне Bane). Следующая версия – 5.76 – принесла игрокам еще 4 новых персонажа: Keeper of the Light, Tinker, Ogre Magi, Sand King, старые герои претерпели ряд серьезных изменений.
Самая популярная версия серии – 5.84. Она была признана самой стабильной, использовалась для игровых мероприятий и турниров. Именно эта версия привлекала к DotA большую часть игроков, многие остались верны ей даже после выхода следующих версий. 5.84 была признана своего рода классикой – ходили слухи, что в Юго-Восточной Азии продолжали проводить турниры по этой версии DotA даже после выхода 6.2x. Даже сейчас многие суровые китайский олдскульщики отдают предпочтение именно этой версии – иногда она даже встречается в местных компьютерных клубах.
Стоит отметить, что версия DotA Allstars 5.84c, в отличие от прочих v.5, не была выпущена Guinsoo. Дело в том, что в версии 5.84b имелся весьма неприятный баг, из-за которого игра загружалась не менее трех минут. Ошибку в коде нашел и исправил никому не известный русский игрок с ником True.Rus, сумевший таким образом уменьшить время загрузки игры с жутких трех минут до двадцати секунд. В следующих версиях Guinsoo продолжил использовать этот код, но не оставил ни одного упоминания о True.Rus.
Разработкой дальнейших версий игры занимались другие люди, но, в память о значительном вкладе в развитие карты, в игру ввели два новых предмета – Eul’s Scepter of Divinity и Guinsoo’s Scythe of Vyse.
В 2003 году был создан первый форум, посвященный DotA, под названием 9nid. Собственно, это было первое полуофициальное сообщество по DotA. Люди регистрировались на нем, чтобы обсуждать новые версии, новых героев, варианты прокачки, сборки предметов и так далее. Популярность Warcraft III росла, а вместе с ней росла популярность DotA Allstars – все больше и больше людей интересовались различными аспектами DotA, все больше людей регистрировались на форуме и подключались к обсуждениям. Со временем сервера форума уже не могли справиться с возросшей активностью, и было принято решение переехать на портал RTSGamer. Этот момент можно считать точкой начала формирования первых «лиг» по DotA.
Первая лига сформировалась в апреле 2004 года, она называлась Clan TDA – Team DotA Allstars. Ее развитию немало помог созданный одним из членов – игроком с ником Pendragon – сайт DotA-Allstars.com, на долгое время ставший по факту официальным сайтом DotA Allstars и центром общения сообщества. С ростом популярности DotA увеличивалась популярность сайта, достигнув отметки в миллион пользователей и до миллиона просмотров страничек в день. Обслуживание сайта осуществлялось штатом размером более 100 человек. Сайт закрылся только в 2010 году, и официальным сайтом DotA Allstars стал потрал PlayDota.com, что в некоторой степени повлияло на то, что приставка Allstars отвалилась.
International Gaming Syndicate (IGS) провели свой первый турнир по DotA в 2004 году. В первом сезоне за звание победителя соревновалось всего 20 команд. В следующем сезоне команд-участниц оказалось уже в два раза больше. Рост популярности игры привлекал в сообщество все больше и больше активных участников.
Трудно отметить, в какой именно момент появилась необходимость превратить DotA в отдельную, самостоятельно существующую игру. Размер аудитории игроков достиг такого масштаба, что просто невежливо было бы и дальше заставлять их играть в хорошо и с трудом сделанную, но все еще всего лишь модификацию к другой игре. Игровой рынок был готов к восприятию нового продукта. Примерно так и появился жанр.
MOBA-игры. Особенности жанра
Прежде всего, стоит отметить, что на сегодняшний день различают классические MOBA-игры и так называемые арена-стайл игры.
Цель традиционных MOBA-игр – добраться до вражеской базы и уничтожить ее. В аренах баз нет, но об этом позже.
Итак, карта. Традиционные MOBA-игры отличаются определенным строением карты: она поделена на две половины – прямо пополам или же наискосок. В двух противоположных концах находятся базы. Они, как правило, создают из нескольких ключевых элементов:
К базам можно подойти с трех сторон – линий: верхней, нижней и центральной. По мере продвижения по линиям игрокам будет необходимо разрушить защитные сооружения – башни. Кроме того, через равные промежутки времени на линиях по направлению от дружественной базы к вражеской появляются отряды крипов – мелких боевых единиц. Каждый отряд может быть укомплектован представителями разных классов, как правило, ближнего и дальнего боя. Они управляются искусственным интеллектом, а их задача – бить все, что они заметят, окрашенное другим цветом. За убийство крипа игроки получают местные деньги и опыт.
Игрок управляет одним сильным юнитом – героем – и юнитами, подконтрольными ему (в некоторых случаях). Когда рядом с героем умирает вражеский крип или герой, он получает опыт и деньги. За убийство (последний удар) герой получает больше опыта и денег, чем просто стоя рядом. Деньги и опыт также можно получить за уничтожение вражеских зданий. Накопив определенное количество опыта, герой переходит на следующий уровень, что позволяет ему улучшить некоторые характеристики или изучить (улучшить) одну из предоставленных на выбор способностей.
Деньги позволяют покупать артефакты – предметы, имеющие определенный набор характеристик, предоставляющих купившему их герою ряд преимуществ. После смерти герой переходит в режим возрождения – в это время игрок не может им управлять, покупать вещи и прокачивать способности. Обычно время возрождения увеличивается с дальнейшей прокачкой персонажа – то есть чем выше уровень героя, тем дольше в случае смерти он будет отсутствовать в игре.
Как правило, игрокам на выбор предоставляется несколько игровых персонажей, обладающих уникальными способностями и характеристиками. Герои поделены на несколько классов, в самом общем случае – персонажей ближнего боя и персонажей дальнего боя. Все герои тщательно балансируются: у всех предусматриваются сильные и слабые стороны. Каждый игрок может подобрать героя, за которого ему будет комфортно убивать других.
Помимо непосредственных боев, в игре могут быть и другие цели, достижение которых принесет команде победу. Например, захват ключевых точек: необходимо провести, не умирая, некоторое время на определенным образом очерченном месте на карте. По истечении определенного отрезка времени точка закрепляется за командой до момента, когда ее точно таким же путем захватит другая команда. Бои на онлайн-аренах с захватом точек обычно ограничены по времени, и победа присуждается команде, захватившей большее количество контрольных точек.
Герои, подвластные игрокам, так же как и в классической версии, имеют возможность прокачки в удобном пользователю ключе – по достижении следующего уровня необходимо сделать выбор, в какую сторону развиваться: урон, броня, скорость и прочее. Кроме того, боевые арены предоставляют возможность смены экипировки, дающей определенный набор преимуществ герою. Разница состоит в том, что предметы одежды и артефакты зачастую падают не во время матча, а после него. То есть развитие происходит не только во время конкретного боя, но и на протяжении всей жизни вашего аккаунта.
После смерти персонаж переходит в режим воскрешения, однако здесь это происходит ощутимо быстрее, чем в классических MOBA, а мощных бонусов от победы, напротив, вражеский герой не получает.
Впрочем, проще всего рассказывать об играх на примерах.
igrasan | ru
Независимый игровой портал
Что такое MOBA? Всё, что вы хотели знать о жанре и даже больше
Статья эта больше энциклопедического характера, однако и в таком формате будет полезна тем, кто уже хоть что-то знает о MOBA, но хотел бы окончательно разобраться в тонкостях и больше не бегать по «вики», когда в графе жанра очередной новинки появится злосчастная приписка.
Откуда взялась MOBA?
Родилась MOBA не в головах прожженных геймдизанеров или именитых игроделов. К удивлению многих, жизнь MOBA-играм подарил всего один человек, причем не связанный с профессиональной разработкой игр. Он создал обычную модификацию на популярную стратегию Warcraft 3, использовав основы карты Aeon of Strife из SC и открытый редактор карт. И уже спустя год модификация «уделала» по пику онлайна чуть ли не треть сетевых и мультиплеерных соревновательных игр всех вместе взятых.
По тегам: что такое MOBA, моба, описание, дота, жанр
Далее была череда скандалов с авторским правом, ведь мод был создан для Warcraft 3. А Близард, когда поняли, что популярность этой модификации в скором времени затмит всё, что они когда-либо создали, начали «выяснить отношения» с создателем. В конечном итоге все разругались и расползлись по своим углам, и со своими собственным версиями первой MOBA. Однако правила именно этого мода легли в основу жанра, породившего уже десятки популярнейших (и не очень) игр.
Что такое MOBA?
Изначально MOBA была представлена в виде тактической изометрической, чисто командной сетевой игры с незначительными элементами ролевой. На фиксированном поле боя (арене) игроки в командах сражались друг против друга, стараясь сломить защиту противника в виде башен и некого трона-крепости, но при этом делали это сообща.
Неотъемлемой частью каждой MOBA-игры является наличие «линий» — симметричных дорог, ведущих от трона к трону. По ним с небольшим интервалом выходят так называемые «крипы» — создания под контролем ИИ, атакующие всех вражеских юнитов/героев/строения в радиусе обзора и двигающиеся к вражеской базе. Сражаются они всегда без мозгов и до смерти, выступая в роли массовки, источника опыта и золота.
Важной особенностью MOBA-игр можно назвать и разнообразие игровых персонажей — героев. Каждый в отдельности представляет свой класс: поддержку, танка, ДД, лекаря и т.п., но при этом ни один герой не повторяется. Все они по-своему уникальны и каждый имеет свои слабые и сильные стороны, которые игроки и комбинируют для достижения победы.
Дота 2 сейчас абсолютный лидер по количеству игровых персонажей.
Территория разбита на зоны: лес — место, где убив нейтральных мобов можно собрать опыт; босс-зона — место, где находится босс, за убийство которого дадут не только опыт, но и что-то полезное; ключевые места — торговцы, задачи и цели, которые нужны для усиления героя и выполнения неких условий, помогающих приближать сладкий миг триумфа.
Побеждает именно та команда, которая первой сломает трон на базе врага или соберёт больше очков, сломает больше строений и т.п. Всё зависит от конечной игры и правил, но, как водится, трон есть везде.
Какие бывают «МОБА»?
Фактически, MOBA-игрой сейчас нельзя назвать лишь ту, которая выполнена в изометрическом виде и с типичными правилами а-ля Dota. Хотя, если посмотреть на ТОПовые, то большинство из них по-прежнему остаётся с упором на классику — меняя чуть-чуть правила, но при этом не сильно отдаляясь от задумки создателя.
Хорошим примером игры с «элементами MOBA» можно назвать Battleborn.
Однако жанр постепенно эволюционирует и ожидаемо просачивается в другие соревновательные игры, создавая целый ворох поджанров. Так, например, нынче набирает обороты поджанр экшен-MOBA, в которых знакомые правила натягиваются на сетевой шутер или слешер. В итоге есть тот же трон, герои, крипы и линии, но нет изометрии и чуток изменены правила победы, да и геймплейно игра ощущается абсолютно иначе, ведь игрок теперь не видит поле боя с высоты птичьего полёта.
Paragon — это яркий пример экшен-MOBA. Вроде бы и шутер, а вроде бы и MOBA…
Фактически, есть несколько видов MOBA: «классические» — выполненные в виде Dota, по тем же правилам и с такими же механиками; «экшен-MOBA» — в них игровой процесс искажают и подмешивают к жанру командных сетевых шутеров или слешеров; «с элементами MOBA» — это когда для самобытной игры берутся несколько ключевых особенностей MOBA, но при этом она остаётся в своём стиле и жанре.
Почему жанр MOBA так популярен?
Пощупав лично большинство подобных игр (если не все), я абсолютно точно могу выделить несколько важнейших моментов, которые сыграли свою роль в захвате абсолютного ТОП-1.
⇒ Универсальная командная игра: это первое, что делает MOBA-игры таким популярными. Один игрок может играть хорошо и даже побеждать целую группу, но если команда не будет действовать слаженно, то отдельное мастерство отдельно взятого индивида никогда не спасает партию. Только совместными усилиями герои начинают правильно использовать свои способности и сильные стороны, чтобы доминировать на поле боя.
⇒ Разнообразие: несмотря на всего несколько видов карт и не меняющиеся правила, MOBA-игры позволяют экспериментировать чуть-ли не ежесекундно. Как правило, игрок сам выбирает таланты, стиль и предметы, которые буду определять его роль в бою. При этом связки героев и их умений исчисляются тысячами, а значит и игровых стратегий в конечном итоге будет невероятно много.
Вместо покупки экипировки, в Heroes of the Storm игроки могут выбирать различные таланты. В итоге каждый герой получает чуть ли не по 2-3 различных подкласса.
⇒ От простого к сложному: управление в привычной MOBA не вызывает трудностей даже у новичка: игрок водит героя по полю боя, атакует врагов выходит из-под огня и распределяет очки опыта. Начать играть может каждый — даже тот, кто не обладает талантами профессионального геймера и «киберспортсмена».
Однако нет придела совершенству. С ростом опыта игрок всегда может стать быстрее, смертоноснее и эффективнее. Обыграть своих оппонентов при помощи необычной стратегии, отточенного микроконтроля или безупречного командного взаимодействия. Конечно же, большой ассортимент героев и десятки активных талантов заставят проводить за игрой невероятное количество часов, совершенствуя свои навыки. Но именно поэтому почти на любую MOBA всегда находится целая армия фанатов, готовых делать это денно и нощно
⇒ «Быстрее, выше, сильнее!» Как не странно, но именно MOBA-игры изо всех сил пропагандируют спортивный подход. Соревновательные режимы, рейтинговые матчи, организация кланов и команда, титулы, турниры с астрономическими суммами — всё это затягивает даже далёких от кибер-спорта игроков и заставляет их сутки напролёт проводить время в боях на одних и тех же аренах.
Нет, это не выступление популярной рок-группы. Это всего лишь обычный чемпионат по Dota 2, на который пришло посмотреть людей больше, чем на ту самую рок-группу.
С каждым годом популярность жанра MOBA только растёт, особенно в Азии. А это значит, что всё больше современных игр станут экспериментально скрещиваться и мешаться с излюбленными миллионами игроков MOBA-механиками. И в этом нет ничего плохого, ведь в том, что когда-то изобрёл обычный геймер и правда есть нечто потрясающее.
Что такое MOBA? Всё, что вы хотели знать о жанре и даже больше : 22 комментария
Спасибо, что просветил. Интересная статья. «Вон оно чё…»)))
И уж извиняй, но в первом абзаце, так сказать, главы «Что такое MOBA?» напечатано:
«..друг против другом..» — это хитрый способ оба варианта написать?))) Но, судя по контексту всего предложения, наверняка «против друга»))
Спасибо) Ты как всегда на страже мой грамотности 🙂
Это правильно. Я часто ошибки не вижу, ибо за сутки текста проходит оч много. Потом перечитываю и правлю, но иногда забываю.
Респектую трудолюбивому автору за не раздражение!))))
Дота нынче абсолютный ТОП1
Всё равно мне кажется эти игры примитивные. Как сутками в это играть можно я не представляю
Ох Warcraft^_^ а завтра ещё на фильм схожу) сколько вообще воспоминаний, до сих пор стоит гарена с вариком
Гарена актуальности не потеряла. Хотя бы ради Path of exile поставить стоит
Не переношу жанр моба из-за однообразности! не моё это)) но когда-то играл в варике 3 в доту, когда это в новинку было)
Да-а… и гарена у всех стояла 🙂
Для несведущих или упустивших разъясните, пожалуйста, шо за таке «ГАРЕНА»?)))
дотка игра на века
Никогда не играл в жанр MOBA и не собираюсь.
Но статья интересная.
Спасибо. У матросов не вопросов «‘_’»
Играсаныч у тебя устаревшие сведения, в прошлом году уже был 5 интернешнл и призовой был у него 17 толи 18 лямов, а в этом году возможно рекорд снова будет побит, и насчет лидерства по количеству героев правилбнее будет выделить лол!
Спасибо за инфу. Я просто особо не слежу за киберспортом, по викли посмотрел сумму и запостил.
Мир сошел с ума… Как эта фигня может нравиться милионам людей? Ну ладно там Ведьмак3 большая, красивая и интересная игра. Но это…
Что такое MOBA все знают. Таких игр миллион сделали и в каждой новой суют эти элементы. Честно задолбала в доску
Вот так, один мод положил начало самой дорогой кибер-дисциплине в мире. Когда нибудь может и сам решусь посмотреть, во что половина Азии рубится днями и ночами )
ТОП 15 лучших MOBA игр на ПК в 2021-м году
+ Содержание
Жанр MOBA – один из самых популярных жанров онлайн игры на сегодняшний день. Большинство игроков считает, что он ограничен командными противостояниями в формате 5х5 на классической карте, с 3-мя диагональными линиями. На самом деле, MOBA игры намного разнообразнее.
Этот рейтинг познакомит вас как с классикой жанра MOBA в лучших его проявлениях, так и с нетипичными проектами. Это и шутеры с героями, и боевые арены «стенка на стенку», и экшны от 3-го лица с MOBA-геймплеем. Игры отсортированы в порядке убывания популярности и известности.
№1: League of Legends
Лига Легенд – пожалуй, лучшая MOBA на сегодняшний день. Более 140 колоритных персонажей, приятная графика, великолепная оптимизация и интересные игровые режимы. Классический обычный и рейтинговый форматы – это, конечно, противостояние 5 на 5 игроков, целью которого является уничтожение базы противника.
Однако есть и другие режимы. Например, в режиме ARAM 5×5 доступна только одно линия, а игроки используют случайных героев. В режиме «Проклятый Лес» 3×3 всего 2 линии. Однако иногда разработчики позволяют поиграть на этой карте в формате 6×6, и вот тогда-то начинается настоящая мясорубка!
Наиграв десяток часов в League of Legends, вы уже не сможете играть ни во что другое. В любой MOBA игре вы будете чувствовать себя «не в своей тарелке», и в итоге все равно вернетесь в ставшее родным Ущелье Призывателей, чтобы насладиться любимыми персонажами. Игра рекомендуется как новичкам, так и опытным любителям жанра MOBA. Более подробный обзор читайте на сайте по ссылке.
№2: DOTA 2
DOTA 2 – самая знаменитая MOBA, породившая десятки забавных сетевых мемов вроде «дотер соджет» или «дота – мечта задрота». Игра берет свое начало из стратегии Warcraft и одноименной модификации, где игроки могли сражаться примерно в том же формате, который сейчас считается классикой. Однако, выпустили «Доту» не Blizzard, как вы могли бы подумать, а не менее известная корпорация Valve.
В DOTA 2 игроки также сражаются в формате 5×5 на большой и красочной карте. Как и Лига Легенд, Дота является киберспортивной дисциплиной. Сегодня по обеим играм регулярно проводятся турниры, а количество игроков исчисляется десятками, а то и сотнями миллионов. Более подробно о геймплее читайте в нашем обзоре.
№3: Heroes of The Storm
Heroes of The Storm – это продукт компании Blizzard, который несомненно входит в тройку лучших MOBA игр для ПК. Изначально она называлась Blizzard DOTA. В 2012-м году компания судилась с Valve за право коммерческого использования торговой марки DOTA, но безрезультатно – права сохранились за Valve. «Близзарды» переименовали свою игру в Heroes of The Storm, и с тех пор она известна именно под этим названием.
В Heroes of The Storm собраны персонажи из различных вселенных Blizzard. Как и других MOBA, здесь разворачивается противостояние в формате 5 на 5 игроков на небольшой карте. Карта поделена на линии, которые защищены башнями и воротами, а финальная цель – разрушить базу противника, чтобы одержать победу. Игра выгодно отличается от аналогов приятной картинкой, но по популярности явно уступает своим предшественницам из этого рейтинга.
№4: SMITE
«Что будет, если соединить MOBA-геймплей с экшном от 3-го лица и приправить мифологией?» — подумали разработчики. Так в 2014 году появился SMITE. Игра сразу наделала много шума своим нетрадиционным для жанра игровым процессом и с тех пор активно наращивала аудиторию. Сегодня в нее играют уже свыше 35 млн игроков.
Smite – это типичная MOBA. Здесь есть все присущие жанру особенности: защитные башни, «крипы», союзная и вражеская базы. Однако вид камеры в Smite от 3-го лица, а не сверху вниз, к которому мы привыкли в других MOBA. Камера всегда привязана к персонажу, а сам персонаж – это не абы-кто, а БОГ. Хотите побыть хитрым Локи – не вопрос. Предпочитаете мудрость Афины – все в ваших руках. Рекомендуется для ознакомления всем любителям жанра.
№5: Paladins
Игра Paladins также относит к MOBA-жанру, но не к традиционному. Это командный экшн-шутер, где каждый игрок управляет уникальным героем со своим набором умений и особенностей. Больше того, героям можно составлять оригинальные билды при помощи карт, усиливающих те или иные характеристики или навыки.
Как и в классических MOBA, в бою игрок зарабатывает валюту, которую можно потратить на усиления. Для этого в магазине доступны апгрейды 4-х категорий: защита, полезность, исцеление и наступление. Сами герои традиционно поделены на классы (маг / танк / стрелок и прочие), а основные боевые режимы сводят к толканию тележки с грузом в контрольную точку.
Однако есть и более интересные режимы игры – например, «Выживание». Это что-то вроде командного «батл рояля» 5х5. Основная задача – уничтожить всех противников. При этом безопасная зона на карте медленно сужается. Не вполне привычная MOBA, но очень интересная.
№6: Battlerite
«Баттрайт» также не относится к традиционным MOBA. Здесь игроки делятся на 2 команды и сражаются друг с другом без лишних препятствий. Просто ураганная командная заруба стенка на стенку. На выбор доступно много уникальных героев различных классов: ДД, танк, саппорт и прочие. Причем механика игры устроена таким образом, что даже саппорт в прямых руках может неслабо так прописать очередному стрелку!
Больше того, в Battlerite есть режим самой настоящей Королевской Битвы, где игроки высаживаются на карту и сражаются до последнего выжившего, как в том же PUBG. Вот только вместо автоматов и снайперских винтовок здесь магия, мечи и луки. Игра очень оригинальная и обязательно понравится любителям фэнтезийных MOBA.
№7: Prime World
Prime World – это российская MOBA, которая отличается красочным фэнтезийным антуражем и элементами градостроительной стратегии. У каждого игрока есть замок, который нужно строить и развивать, добывая местную валюту – «прайм». Интересно и то, что ценные артефакты здесь нужно добывать в специальных режимах. Только после этого их можно внедрить в свою сборку, и тогда они станут доступны в бою при повышении уровня героя.
Еще одна характерная особенность Prime World – это то, что игровой мир поделен на 2 противоборствующие стороны. Герои обеих сторон различаются названиями и внешним видом, но, по сути, являются одинаковыми во всем остальном. К примеру, Комбат у Доктов (он же «ВДВ») является полным аналогом Мейдзина у Адорнийцев. В целом игра неплохая, но поговаривают, что донат в ней слишком суров.
№8: AirMech Strike
AirMech Strike – это нетипичная MOBA, где у игрока нет команды. Вы играете трансформером, который может превращаться как в летающий истребитель, так и в гуманоидного робота. У вас есть собственная база, которую вы должны защищать и развивать, чтобы она отправляла миньонов (крипов) атаковать вражескую.
На карте также расположены заводы, которые можно захватывать, чтобы расширить свое влияние. Задача – уничтожить базу противника и победить в матче. В игре приятная графика и очень своеобразные механики геймплея. Стоит отметить, что в Стиме игру оценили очень высоко, и она до сих пор считается одной из лучших в своем роде.
№9: Bloodline Champions
Bloodline Champions – это хардкорная MOBA с уклоном в экшн. Здесь игроки объединяются в команды по 3 человека и сражаются с троицей противников. От DOTA-образных игр здесь остался только вид камеры и концепция героев. Например, у каждого есть несколько навыков, которые нужно уметь правильно и вовремя использоваться.
Реакция в этой игре решает почти все. Карта маленькая, поэтому вы не сможете прятаться от врагов или долго избегать урона. Ваш единственный выход – сражаться, танцуя по клавиатуре всеми имеющимися у вас пальцами. Только мастерство и знание сильных сторон своего персонажа приведет к победе.
№10: Panzar: Forged by Chaos
Карты в Panzar выбираются случайным образом и ставят перед игроками разные цели, сами сражения проходят в формате 8 на 8 игроков. Примечательно, что в игре развита клановая система, позволяющая сражаться в команде с соратниками. Регулярно проводятся турниры с денежными призами.
№11: Heavy Metal Machines
В Steam игру оценили довольно высоко. Ей даже присудили несколько наград, в частности «Лучшая новая MOBA 2018» от MMOhuts. И хотя по популярности она серьезно уступает своим предшественницам в этом рейтинге, Heavy Metal Machines определенно заслуживает внимания. Вас ожидают сражения на скорости, крутые трюки, слаженная командная работа и море положительных эмоций.
№12: Heroes of Newerth
Heroes of Newerth – одна из старейших MOBA, выпущенная еще в 2010 году. За время своего существования она претерпела множество изменений. Изначально игра была очень похожа на DotA (тот самый оригинальный режим Warcraft), но со временем обросла рядом обновлений, которые превратили ее в нечто уникальное.
Игрока ожидает классическое противостояние команд в формате 5 на 5 человек. Слева снизу располагает лагерь Света, а справа сверху – лагерь Тьмы. Задача команды – разрушить базу противника. Для этого придется прорываться сквозь защитные строения, сметать вражеских героев и составлять эффективные комбинации артефактов из игрового магазина.
№13: Vainglory
Vainglory – это неоднозначная MOBA, которая перекочевала на ПК в 2019-м году с мобильных платформ. Основные ее преимущества – это кроссплатформенность, высокая производительность и чрезвычайно точное, по словам самих разработчиков, управление.
Героев в Vainglory сравнительно немного – всего 48 штук. Однако здесь представлен ряд необычных для жанра механик. Например, присутствует возможность управлять волнами мобов, а система «адреналина» позволит повысить скорость атаки за счет чередования точных ударов по противнику. Игра обладает приятной графикой и неплохо оптимизирована, поэтому подойдет даже для слабых компьютеров.
№14: Awesomenauts
Кто сказал, что MOBA могут быть только трехмерными? Awesomenauts – это 2D MOBA-платформер 3 на 3, в котором присутствуют все традиционные для MOBA-жанра элементы: классы персонажей, предметы, билды, базы, крипы и прочее. Сражения происходят на двухмерной карте.
Графика в игре мультяшная и красочная – в стиле 80-х, как отмечают сами разработчики. Однако по динамике геймплея Awesomenauts ничуть не уступает своих трехмерным аналогам. Здесь вам и прыжки, и перестрелки, и оригинальные способности персонажей. Разнообразие артефактов позволит создать сложный и эффективный билд под свой стиль игры.
№15: League of Pixels
League of Pixels – это еще одна свежая 2D MOBA с пиксельной графикой 2019 года выпуска. Матчи в это игре длятся в среднем не более 20-30 минут. Геймплей полностью традиционный: задача игрока – разрушить базу противников, попутно уничтожая самих вражеских героев. Примечательно, что в этой игре есть не только сетевой, но и одиночный режим.
На данный момент League of Pixels находится в раннем доступе, однако уже успела собрать приличное количество положительных отзывов в Steam. Фанаты жанра выказывают интерес к проекту и ожидают дальнейших обновлений. Игра довольно неплоха, хотя и страдает от недостатка онлайна. Рекомендуется к ознакомлению всем владельцам слабых ПК.
На этом сегодняшний топ подходит к концу. Если вам есть что добавить, напишите об этом в комментариях. Ваше мнение будет интересно тысячам наших читателей.