жанр стендап что это такое
Как начать разбираться в стендапе Луи Си Кей, Хэннибал Бёресс, Азиз Ансари и другие современные звёзды жанра
The Village продолжает пропагандировать самообразование в разных областях культуры и науки. В очередном выпуске рубрики «Новые знания» мы рассказываем о стендапе, который на протяжении последних десятилетий является основным юмористическим жанром в США, а совсем недавно стал набирать популярность и в России. Журналист и автор YouTube-канала о поп-культуре Blitz and Chips Гриша Пророков объясняет, как появился стендап и кого из комиков стоит смотреть в первую очередь.
Гриша Пророков
С самого начала надо знать: для того чтобы понимать стендап, не нужно никаких особых навыков или знаний. В случае с театром или кино ещё можно поспорить, что у каждого из них особый язык, который складывался на протяжении долгого времени, и чтобы в нём разобраться, нужна какая-то подготовка. Юмор же — язык универсальный. Да, конечно, тут тоже сложилась своя традиция, и есть комики, которые особенно глубоко с ней работают: например, один из лучших британских стендап-комиков Стюарт Ли регулярно шутит, в общем-то, о стендапе — и делает метакомментарий. Но в целом, чтобы начать разбираться в жанре, достаточно включить какой-нибудь спешл (о том, что это такое, ниже) и понять, смешно вам или нет. Если нет — попробуйте другого комика. Вот и всё.
Есть несколько версий о том, как появился стендап. Одни историки жанра считают, что он появился в Великобритании в XVIII–XIX веках. В мюзик-холлах — театрах, возникших на основе пабов — зрители могли свободно сидеть в зале, курить и пить алкоголь, а их развлекала труппа варьете с песнями, танцами и театральными сценками. Одним из номеров и был комик, рассказывающий шутки. По другой версии прародителем стендапа следует считать американский уличный театр.
Про современный стендап стоит понимать, что он очень разный: музыкальный, умный, ниже пояса, абсурдный — какой угодно. Это целый вид искусства. Поэтому, если вам не понравился какой-нибудь комик, не стоит ставить на стендапе крест: вы же не бросите смотреть кино после того, как вам, например, не понравился один плохой фильм ужасов. Кроме того, стендап — жанр живой, поэтому в идеале надо ходить на живые выступления. Однако, поскольку в России с этим трудно (у нас стендап всё ещё на первых ступенях эволюции), приходится смотреть записи.
Стендап максимально отличается от советской школы юмора, в которой было два распространённых формата. Один из них — человек выходил и зачитывал (иногда даже по бумажке) написанный кем-то для него сатирический текст. Другой — театральный формат миниатюры, который потом унаследовали КВН и Comedy Club. Стендап же — максимально свободный формат, в котором и автор, и исполнитель, и зачастую главный герой — одно лицо. И делать на сцене можно, на самом деле, что угодно: можно петь песни, можно рассказывать истории из своей жизни, можно шутить шутки, которые никак не связаны между собой, — всё это будет стендапом.
Основной формат, в котором стендап существует в записи, — это спешл (special). Спешл — это большой сольный концерт одного комика, который обычно идёт от 30 минут до двух часов. Многие персональные концерты делались по заказу телеканалов и назывались в духе Ivan Petrov Special for HBO — так и родилось это слово. К спешлу комик обычно долго готовится и обкатывает материал вживую — например, отправляется в тур и даёт 50 концертов с более-менее одинаковым материалом, а потом записывает 51-й.
Спешлы выпускаются на DVD, аудиоальбомами (кстати, не бойтесь слушать стендап в аудио: это тоже отличный формат), а сейчас зачастую просто выкладываются на Netflix. Собственно, Netflix — лучший легальный способ просмотра стендапа в России: в нём немалая библиотека спешлов, и все их можно смотреть с английскими субтитрами. Если же у вас плохо с английским, во «ВКонтакте» существует сразу несколько сообществ энтузиастов, которые занимаются любительским переводом, — собственно, к стендапу многие российские зрители пришли именно через них.
Что же до оригинального стендапа в России, то он пока в зачаточном состоянии. Хотя сходить и посмотреть есть на что: есть шоу Stand Up на ТНТ, участники которого ходят выступать примерно как на работу в офисе, есть клуб Stand-Up Club на Арбате с красным занавесом и бархатными стульями, где дают буржуазную, сытую версию стендапа (что, впрочем, не значит, что это никому не должно нравиться, — в юморе нет правил), есть «Stand Up ЦИМермана» при Центре имени Мейерхольда.
Кроме того, есть независимые комики и даже проводятся открытые микрофоны, на который может прийти кто угодно. Впрочем, на открытые микрофоны комики приходят обкатывать новые шутки — и по большей части выходит ужасно, но это настоящая изнанка жанра и формат, который нужен для живой культуры. Наконец, стоит понимать, что одной Москвой стендап не ограничивается: клубы и сообщества есть по всей стране, а столицей стендапа в России, например, принято называть Воронеж, в котором существует огромная живая сцена и даже проводятся большие фестивали.
Каких классиков стендапа
посмотреть на YouTube
Луи Си Кея нет в русском Netflix, так что приходится вставить его в этот список, хотя его и так уже смело можно называть классиком. Наверняка про него вы уже знаете, но в двух словах: Луи Си Кей — главный американский комик современности, звезда и автор сериала «Луи», сильно повлиявший на всю современную комедию. Успех пришёл к нему довольно поздно, в середине 2000-х, когда Си Кею уже было за 40. Юмор Си Кея — одновременно циничный и пропитанный любовью к людям, при этом балансирующий на грани. Он, с одной стороны, просто рассказывает о своей жизни, с другой — проверяет границы морали и устоев общества. Ему ничего не стоит поднять вопрос о том, не заслуживают ли люди с аллергией на орехи смерти, но он сделает это так, что зрители не будут в шоке.
Один из главных афроамериканских комиков, звезда 1970-х, которого Джерри Сайнфилд называл «Пикассо от стендапа». Мастер автобиографического юмора: всё, что Прайор делал, — это, по сути, блестяще рассказывал байки из собственной жизни, которых у него было полно благодаря безумному образу жизни.
Столп американской комедии, который начал карьеру ещё в 1970-х, но больше всего его выступлений сохранилось из 2000-х. Карлин — язвительный и острый сатирик, мастер чёрного юмора. Большинство его шуток — социальная критика; он много шутил про политику, общество и человеческую глупость.
Джервэйс стал звездой стендапа необычным образом: сначала он придумал и сделал сериал «Офис», а потом уже вышел на сцену в качестве популярного комика — обычно же всё происходит ровно наоборот. Если вам кажется, что политкорректность уничтожает юмор, Джервэйс — комик для вас. Он шутит над всеми: полными людьми, гомосексуалами и вообще кем угодно.
Комик-трансвестит, мастер абсурдистского и странного юмора и человек небывалой эрудиции. Выступления Иззарда лучше смотреть целиком: он идеально выстраивает драматургию своих концертов, постоянно возвращаясь к предыдущим шуткам, создавая сквозных персонажей и так далее. Шутит он при этом, например, про балет, Древний Египет и космическую программу.
Какие спешлы посмотреть на Netflix
Russell Peters: Notorious
Рассел Питерс — канадский индиец, сын иммигрантов. Он по большей части шутит про расы и этническую принадлежность: обыгрывает стереотипы, изображает акценты и рассказывает, как он путешествует по миру. При этом в юморе Питерса нет ни капли расизма: он шутит исключительно добро (и при этом довольно просто), а залы на его выступлениях обычно предельно мультикультурные: там сидят и американские азиаты, и американские арабы, и афроамериканцы, и белые — в общем, кто угодно.
Jimmy Carr: Funny Business
Карр — мастер уанлайнеров: он именно что рассказывает шутки, а не связные истории. При этом Карр — англичанин, так что он делает это с классической сухой британской подачей, с минимумом эмоций и театральными паузами.
Hannibal Buress: Live from Chicago
Флегматичный и апатичный афроамериканский комик со странным и немного абсурдным юмором — стиль Бёресса (известного среди прочего по роли в ситкоме Broad City) придётся по вкусу не каждому, но если он вам понравится, то понравится по-настоящему. Бёресс, как и большинство американских комиков, рассказывает истории из своей жизни и делается наблюдениями, но и наблюдения, и жизнь у него, мягко говоря, странные.
Aziz Ansari: Buried Alive
Азиз Ансари — звезда сериала «Парки и зоны отдыха», а также автор и исполнитель главной роли в сериале «Мастер не на все руки», где он, по сути, играет самого себя. Образ Ансари в стендапе похож на его актёрские работы: он отыгрывает немного наивного, но восторженного великовозрастного ребёнка, который будто только открывает для себя мир. Однако следить за этим очень смешно и интересно.
Iliza Shlesinger: Freezing Hot
Элайза Шлезингер — мастер комедии наблюдений. Наблюдает она, правда, в основном за отношениями, привычками и поведением женщин, но делает это невероятно смешно. Как любой хороший комик, Шлезингер не боится смеяться над собой. Она прекрасно шутит над всеми стереотипами, которые навязывает женщине современное общество, — от обязательного макияжа до планирования свадьбы.
Стендап – что это такое и как ему научиться: список тем и 7 основных приемов на сцене
Привет всем! С вами Людмила Редькина, и сегодня поговорим о комедии, шутках и веселье. Вам нравится смотреть комедийные программы? Я одно время “подсела” на них. Особенно мне понравился жанр стендап – это классное и увлекательное “путешествие” на злободневную тему. Сегодня говорим о том, что такое стендап, откуда он взялся, и какие приемы помогут вам освоить этот жанр.
История стендапа как жанра
Комедия – это древнейший вид искусства. Еще во времена Аристотеля она начала свое развитие. И не зря ей уделялось повышенное внимание. Ведь комедия высмеивает жизненные проблемы, показывает выход от неурядиц и невзгод.
В экспериментах с разными жанрами и работы с аудиторией постепенно зародился стендап. Как отдельное актерское действо он возник в Англии в 18 – 19-х веках. В те времена люди свободно сидели в залах, могли пить, курить, а на сцене стояла группа людей и веселила народ. В их программу входил номер с выступлением одного комика, который рассказывал смешную историю на интересующую всех тему.
Простыми словами стендап означает монолог, но не советского понимания. Рассказчик может выполнять на сцене все что угодно. Он и герой, и автор, и певец, и на дуде игрец – все в одном лице.
По-английски “стендап” – значит встать. То есть перед вами стоит актер и смешит вас. Но слишком продвинутые и профессиональные актеры не всегда стоят, они и лежать и ползать могут – надо же публику завести!
В 60-х годах в Америке этот жанр начал набирать немалые обороты. Это связано с появлением на сцене Ленни Брюса – известнейшего сатирика, сквернослова и хулигана. Этот жанр в принципе и отличается чрезмерной свободой, в словах особенно. Поэтому человек на сцене должен обладать ярко выраженной харизмой.
В России этот жанр начал приживаться в телевизионном формате, так как на видеозапись накладывается смех, делается монтаж. Многие известные актеры стали профессиональными стендаперами благодаря свободе жанра. Павел Воля, Руслан Белый, Александр Незлобин до сих пор являются фанатами российской публики.
Среди англоязычных представителей этого жанра нужно вспомнить хорошим словом Дилана Морана, Эдди Иззарда, Билли Кристала, Джима Керри.
Определение
Определение стендап-шоу простое – это обычное комедийное представление, только перед зрителями выступает один человек. Самым главным судьей и оценщиком этого выступления является зритель.
Стендап-комики очень внимательно оценивают реакцию публики: если в зале стоит хохот, то выступление удалось. Если бурных оваций и смеха нет, нужно еще трудиться над своими текстами. Кстати, тексты для стендапа может писать сам стендапер, а могут – специально нанятые люди. Есть даже практика, когда шутки присылают обычные жители нашей страны на электронную почту комика.
Где встречается
Стендаперы ценятся своим правдивым, иногда наглым, но искренним юмором. Нам кажется, что они говорят все, что придет в голову. Действительно, импровизация бывает, когда нужно как-то среагировать на незапланированные выкрики публики. Но в большинстве их фразы – это материал с четкой структурой, композицией фраз и концепцией. И им нельзя сильно отклоняться от темы.
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
Это своего рода произведение литературы, которое дополняется едкими фразами и колкими шутками. Из-за того, что это произведение литературы, стендап может встречаться не только в телевизионной программе. Есть специальные издательства, где этот жанр используется, например, в журналистике. Посмотреть стендап вы можете дома на телевизоре или же на концерте известных актеров.
Список тем для стендапа
Четко ограниченного списка тем для стендапа нет. По крайней мере, их нет в прямом доступе, так как это интеллектуальная собственность, и вам никто не будет писать и преподносить на блюдце с голубой каемочкой.
Но если вдруг вы заинтересовались этой темой, у меня для вас припасено несколько советов, откуда брать список тем для стендапа.
Начните с жизненного опыта. Как говорят матерые стендаперы, наша жизнь не состоит только из цветочков и пряничков. В ней есть то, из чего можно сделать шутку. Итак, первое, на что вы обращаете внимание, это на жизненные неприятности, из которых можно выйти с улыбкой. Даже в оскорблении и агрессии вы можете найти что-то шуточное. Но не переборщите, на агрессию тоже нужно правильно реагировать.
На какие темы можно писать шутки? Да на всякие:
Как научиться стендапу
Искусство стендапа требует предварительной подготовки тех, кто хочет в нем развиваться. Вам предстоит не только подготовить шуточные фразы, но и развивать грамотную и красивую речь, чтобы не было “че” или “шо” вместо “что” и т. д. Этот жанр основывается на придуманных заранее и уже готовых стендап-шутках. Импровизации в нем практически нет. Учимся стендапу.
Правила stand up
Stand up состоит из определенной последовательности фраз для раскачки публики. Если нарушите эту последовательность, вы потеряете приз зрительских симпатий. Запомните, шутка в выступлении состоит из:
Используя эти два пункта, вы добьетесь взрывной реакции публики. В вашем выступлении должна сохраняться интрига. Какие еще есть правила стендапа:
Основные приемы
Смешно шутить – это искусство, ведь в наше время если вы “стендапите”, то уже почти в ногу идете с психотерапевтом. Ведь шутка на каком-то уровне лечит душу человека. Высмеивая весь негатив, человек меняет свое отношение к нему. Поэтому важно использовать разные приемы, чтобы научиться писать шутки для стендапа. Ниже основные из них.
Книги
Стендап для начинающих может показаться трудным жанром, но это не так. Нужно всего-то чувство юмора и опыт, чтобы научиться писать шутки. А чтобы вам было проще учиться, я дам вам подсказку – книги, в которых вы найдете все по этой теме, начиная от советов для чайников и заканчивая приемами профессионалов.
Курс Павла Воли
Научиться стендап-комедии поможет вам гуру этого жанра – Павел Воля. Это известный комик, стендапер, который заставляет смеяться даже самого требовательного и грустного зрителя. Павел Воля направляет свой курс “Юмор. Стендап 2.0” на развитие чувства юмора, раскрепощенности и наработку навыка публичных выступлений. А что еще вам нужно для старта?!
Проходя его вместе с гуру комедии, вы научитесь хорошо шутить, развивать умение высказывать свои мысли красиво, ясно мыслить, передавать свои эмоции, будете чувствовать себя уверенно и непринужденно.
А я могу немного помочь. Дарю вам промокод на скидку 25 %:
Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны. На нашем блоге, кстати, есть статья-обзор проекта, прочитайте:
Где посмотреть стендап
На YouTube есть множество выпусков с участием известных стендап-комиков. Вы можете уютным зимним вечером, завернувшись в плед с чашечкой чая, устроиться в кресле для просмотре смешного выступления стендапера.
Есть и другой вариант – посетить дворец культуры, кинотеатр или другую площадку, где будет это выступление вживую.
Заключение
Дорогие читатели, я постаралась раскрыть вам максимум секретов для составления своих шуток и поведения на сцене во время выступления в жанре “стендап”. От вас требуется наработка собственного опыта, если вы хотите развиваться и дальше в этом направлении.
Если вам понравилась информация, или у вас есть что сказать по теме, пишите в комментариях и делитесь ссылкой на статью со своими друзьями в соцсетях. А я прощаюсь до следующей статьи!
С Уважением, Людмила Редькина
Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».
История американского стендапа в 10 шагов
Эксперты Вконтакте, у которых ещё не началась подготовка к ЕГЭ, любят писать в комментариях что-то вроде «русский стендап как русский футбол». Или «русский стендап как русские машины». Штука в том, что футболом и автомобилями у нас занимаются давно. Стендапу в России от силы лет пять. А вот американскому, например, перевалило за шестьдесят. Старичок он уже. Для наглядности переведу большой текст с моего любимого Сплитсайдера
Конечно, комики веселили народ ещё сотни лет назад. Но до 1947 года это не называлось стендапом, потому что такого термина ещё не существовало. Его придумали журналисты изданий, писавших о шоу-бизнесе (например, Variety или Billboard). Первыми его взяли на вооружение владельцы клубов и театров, чтобы покороче объяснить, что у них делают комики. Люди, которые выступали в одиночку, на самом краю сцены, без музыкального сопровождения. Просто стояли и рассказывали шутки.
Поскольку термин «стендап» придумали в конце 1940-х, отсюда и начнём.
1. 1948 — Шоу Эда Салливана
Джордж Карлин на шоу Эда Салливана
Две легендарные телепередачи появились в эфире в 1948 году с разницей в несколько дней: Texaco Star Theater вышел в эфир NBC 8 июля, а две недели спустя на CBS дебютировало The Ed Sullivan Show (изначально — The Toast of The Town). В то время немногие предполагали, что шоу Салливана привнесёт в жанр гораздо больше.
The Texaco Star Theater стало Большим Взрывом для телевидения. Его вёл сорокалетний комик по имени Мильтон Берль — опытный шоумен, прошедший ночные клубы и водевили. Смотреть Берля по телевизору было обязательным занятием для вечера вторника. Порой до 80 процентов телевизоров в США было настроено на NBC, когда Мильтон выходил в эфир. Это уже было социальным явлением, и «Мистер Телевидение» появился на обложках Newsweek и Time, причём на одной неделе. Первой суперзвездой сетевого вещания стал комик.
Для CBS всё было не так радужно. Их воскресное шоу вёл болезненно неловкий светский колумнист Эд Салливан. Премьера выдалась небогатой событиями, разве что стала теледебютом для Дина Мартина и Джерри Льюиса. Но с черепашьей скоростью разнообразное и удобоваримое для всей семьи шоу набрало аудиторию. Да так, что Эд Салливан стал королём, сравняв Берля (и всех остальных конкурентов) с землёй. Шоу Эда Салливана продержалось 23 сезона.
В первую очередь Салливана помнят за то, что он звал в передачу рок-звёзд (Элвис Пресли в 1956, «Битлз» в 1964). Но почти в каждом эфире появлялся хотя бы один комик, пародист или чревовещатель. На исходе своего существования The Sullivan Show показало миру комиков новой волны — Билла Косби, Джоан Риверс, Вуди Аллена, Джорджа Карлина и Ричарда Прайора.
2. 1958 — Комедийные альбомы
Первые юмористические записи относятся к ранним годам звукозаписи. В мае 1913 года Джо Хэймен записал монолог «Коэн на телефоне» с «еврейскими» шутками. Эта запись стала первым комедийным хитом в США. В начале 1950-х большинство комедийных записей содержали музыку — к таковым относятся пластинки Спайка Джонса, Тома Лерера, Мики Каца и Виктора Борге. В 1958 джазовый лейбл Verve записал комика Морта Сола в фолк-клубе Сан-Франциско. Сол уже был влиятельным комиком, который выступал по-новому: противоречиво, сатирически, злободневно. К тому же, он выглядел по-иному: без пиджака и галстука, кардиган и рубашка с расстёгнутым воротничком.
Запись Сола The Future Lies Ahead не была первым комедийным полноформатным альбомом — Ред Фокс и Лорд Бакли его обошли. Но The Future Lies Ahead стала культурным прорывом. Альбом продавался небывалыми тиражами, особенно в колледжах. Крупные лейблы взяли это на заметку.
Вскоре после успеха Сола два молодых комика Шелли Берман и Боб Ньюхарт «выстрелили» своими альбомами. Вышедший в 1959 году Inside Shelley Berman стал золотым и выиграл «Грэмми» за лучшую комедийную запись. На следующий год The Button Down Mind of Bob Newhart продался миллионным тиражом и также получил «граммофон». Но самым поразительным было то, что альбом Ньюхарта был записан на его дебютном клубном выступлении.
Вскоре молодые комики тех дней (Ленни Брюс, Дик Грегори, Вуди Аллен, Билл Дана) освоили технологии и принялись записывать свои альбомы. Первый стендап-бум случился в начале 1960-х — и он был связан с аудиозаписями.
3. 1963 — Комедийный клуб
Бадд Фридман в The Improv
Хотя маленькое заведение в Бруклине под названием Pips устраивало шоу только с комиками ещё в 1962 году, стендап-революция началась в другом месте. Её центром стала кофейня на Манхэттене, где обретался Джерсон «Бадд» Фридман.
Фридман представлял себе, что его крошечное Improvisation Cafe (вмещало всего 85 человек) станет местом, где бродвейские актёры смогут отдыхать после выступлений и, может быть, петь друг для друга и для туристов. Поэтому он устроил небольшую сцену, микрофоны и пианино. У него и в планах не было привлекать комиков.
Но однажды вечером, спустя год после открытия, ныне забытый комик Дэвид Астор заскочил в кофейню и выступил для Бадда и публики. Получилось так удачно, что Астор вернулся и на следующий день. Вскоре нью-йоркские комики вытеснили с этой сцены певцов и вообще кого бы то ни было. Так родился комедийный клуб. Чтобы быть честными: The Improv давал время на сцене и певцам, так что Comedy Store в Лос-Анджелесе стал первым клубом «только с комиками». Впоследствии схема «ведущий-комики-хэдлайнер» захватила Америку, а потом и весь мир. Кирпичная стена и микрофон стали символами стендапа.
4. 1972 — The Tonight Show переезжает на запад
Джонни Карсон и Эд Макмахон в The Tonight Show
Когда в середине 1960-х популярность Эда Салливана стала убывать, The Tonight Show с Джонни Карсоном стало новой Меккой для комиков, жаждущих прорыва. Шоу уже помогло запустить карьеры молодых комиков Джоан Риверс, Дона Риклза, Флипа Уилсона и Дэвида Бреннера.
Когда CBS закрыло The Ed Sullivan Show весной 1971, Джонни Карсон набрал ещё больший вес. Вскоре последовала невероятная новость: The Tonight Show переехало из Нью-Йорка в Калифорнию. И Лос-Анджелес стал новым центром притяжения для стендап-комиков. Неслучайно The Comedy Store открылся на бульваре Сансет в 1972, а вскоре The Improv открыл западный филиал на Мелроуз-авеню. Когда The Tonight Show начало вещание из Голливуда, Джонни Карсон стал неоспоримым «Королём лейтнайта». Стендап-миграция в Лос-Анджелес официально началась. Год за годом The Tonight Show давало миру комиков уровня Фредди Принза, Альберта Брукса, Дэвида Леттермана, Кевина Поллака, Джерри Сайнфелда, Билла Мара, Стивена Райта, Эллен Дедженерес, Гарри Шэндлинга и Розанны Барр
Концерт Эдди Мёрфи Delirious — удивительным образом он стал первым стендап-опытом для многих россиян.
Осенью 1975 года NBC выпустил шоу Saturday Night Live (изначально NBC’s Saturday Night). Хотя в основном составе не было стендап-комиков, четыре из семи первых гостей были представителями именно этого жанра. Ими стали Джордж Карлин, Роберт Кляйн, Ричард Прайор и Лили Томлин. Шоу ознаменовало собой начало эпохи более «острой» комедии. Культурное влияние SNL было таким, что карьера Стива Мартина, выступившего в шоу дважды, взлетела в комедийную стратосферу. Мартин записал два «золотых альбома», хитовую песню King Tut, написал бестселлер Cruel Shoes и выступал в забитых под завязку залах по всей стране. Это было чем-то новым — рок-звезда из мира комедии.
Позже SNL раскрутило Эдди Мёрфи, Кевина Нилона, Криса Рока, Денниса Миллера, Норма Макдональда, Адама Сэндлера и Джимми Фэллона. Но при этом Saturday Night Live оставалось прежде всего площадкой для авторов и исполнителей скетчей.
Творческий размах одновременно ограничивали цензоры канала и Федеральная комиссия по связи. Когда 13 декабря 1975 года шоу вёл Ричард Прайор, NBC так переживал из-за возможных непристойностей, что выпустил SNL с 7-секундной задержкой. Это был Субботний-вечер-почти-живьём. И в этот момент в игру вступил канал Home Box Office. Или, как зовут его друзья, HBO
31 декабря 1975 года HBO выпустил часовой концерт Роберта Кляйна без цензуры. Он был первым стендап-спешлом HBO (то есть, концертом, записанным СПЕЦИАЛЬНО для канала). Тектонические плиты пришли в движение, особенно в области языка. Всего лишь за три года до выхода концерта Кляйна Джорджа Карлина арестовали в Милуоки за крепкие выражения во время шоу.
HBO — кабельный канал, поэтому его первые стендап-концерты не могли соперничать в культурном влиянии с шоу Карсона или SNL. Но это были медленные перемены.
Сверхпродуктивный Джордж Карлин, чьи смелые язык и материал идеально подходили для «свободной зоны» HBO, принялся записывать новый час стендапа для канала каждые год-два. Всего Карлин снял 14 концертов.
В конце 1976 года HBO запустил ещё одну программу, оказавшую огромное влияние на стендап. Это было шоу Freddie Prinze and Friends. В клубе LA Improv Фредди Принз (покончивший с собой несколько месяцев спустя) представил публике пятерых неизвестных комиков, включая 26-летнего Джея Лено. Программа «вошла в учебники» не только благодаря содержанию, но и благодаря форме: опытный комик представляет более молодых. Впоследствии этот шаблон использовали ещё не раз: The Young Comedian’s Special и Def Comedy Jam — тому примеры.
Несмотря на множество других удачных комедийных шоу, HBO войдёт в историю как канал, который сломал стены цензуры и дал стендапу полную свободу творчества.
6. 1979 — Стендап-фильм
Ричард Прайор в шоу Live in Concert
У Ричарда Прайора было огромное преимущество перед другими комиками конца 1970-х: он был кинозвездой.
Как Боб Хоуп, Джерри Льюис и Вуди Аллен до него, Прайор перенёс своего комического персонажа в кинокарьеру. Только в 1978 году он сыграл в трёх фильмах: «Конвейер», «Калифорнийский отель» и «Виз».
Затем, за два вечера в декабре 1978 года Прайор снял концерты в театре Terrace на Лонг Бич. Это было дерзко — записать фильм с обычным стендап-выступлением. Всего 35 дней спустя концерт пошёл в кинотеатрах и стал для многих откровением.
Прайор начал телекарьеру в 1964 году. Начав с абсолютно «чистого» материала, он пережил поразительную трансформацию. Если Ленни Брюс начал войну за расширение границ языка и тематики стендапа, то Ричард Прайор её выиграл. Richard Pryor: Live in Comcert стал разделительной линией. Его мощное, естественное и откровенное выступление до сих пор поражает. Нынешний стендап живёт в его тени.
7. 1989 — Comedy Central
Джон Стюарт в The Daily Show
5 июля 1989 года, за несколько месяцев до выхода в эфир Comedy Central, NBC выпустил пилотную серию ситкома The Seinfeld Chronicles. Его звезда Джерри Сайнфелд уже был кумиром молодых комиков благодаря своим навыкам наблюдателя.
Большинство комиков того времени работали на два направления: пятиминутные «приличные» сеты для телевидения и «взрослый» материал для гастролей. Сайнфелд всегда работал в одну сторону — его шутки не надо было «чистить» для телесъёмок. Выход «Сайнфелда» совпал с бумом комедийных клубов и сразу сделал Джерри лицом Нового Американского Стендапа.
Так что, когда Comedy Central запустился в октябре 1989 года, от него ждали следующего Сайнфелда, Карлина или Прайора. Предполагалось, что это будет чем-то вроде MTV для комиков. Но, в отличие от MTV, Central «взлетел» не сразу. Виной тому были стендап-шоу на других каналах: An Evening at the Improv на A&E, Half-Hour Comedy Hour на том же MTV, Standup Spotlight на VH1 и Comic Strip Live and Comedy Express на FOX.+
В конце концов Comedy Central нашёл своё место под солнцем и стал местом, где молодые комики могут получить свой первый эфир и построить карьеру. Эдакий молодёжный HBO.
Со временем канал выработал систему продвижения. Сначала комик получал шанс выступить на шоу вроде Premium Blend или Live at Gotham, потом получал свой получасовой спешл (Comedy Central Presents), затем часовой спешл и, наконец, собственное шоу на канале.
Этот путь прошли Дэниэл Тош и Эми Шумер. Канал также позволил комикам Биллу Мару и Джону Стюарту снять программы, которые впоследствии изменили политический юмор.
Позже Comedy Central наладил производство «прожарок звёзд». Традиция оскорблять людей в приятной атмосфере восходит к ранним 1950-м. Тогда звёзд «жарили» за закрытыми дверями, а до телеэфира добирались лишь стерильные версии этой забавы. Но как только требования к моральному уровню кабельных каналов снизились, Comedy Central быстро адаптировал формат под современный мир. И снова дал дорогу молодым комикам.
Во многом нынешняя американская альтернативная сцена стендапа похожа на то, как Морт Сол противопоставил себя комикам 1950-х в смокингах и с сигарами.
Стендапом «по-своему» занимались и Джонатан Уинтерс, и Лорд Бакли, и Дик Шон, и Энди Кауфман. Но именно альтернативной сцены не существовало до появления Джанин Гарофало, Колина Куинна и Даны Голд. Время было выбрано идеально. Комедийные клубы повышали плату за вход и напитки. Стендап уже не был способом бюджетно провести вечер. Это уже было дороже похода в кино, и публика требовала того же, что и по телевизору: отточенных убийственных монологов.
Гарофало чувствовала, что не соответствует этим ожиданиям, и в конце 1991 года, с блокнотом в руке (в том числе и на сцене), она впервые выступила вместе с друзьями в книжном магазине Big and Tall в Лос-Анджелесе. Хотя в магазине они продержались недолго, они создали некую новую эстетику комедии, как для выступающих, так и для зрителей.
Публика поддерживала комиков в их нежелании шутить «наверняка», как в мейнстримных клубах. Стендап становился менее «шуточным» и более личным. Результаты разнились от неплохих до ужасающих.
Вскоре многие заведения в Лос-Анджелесе, такие, как The Diamond Club, Largo и Luna Park стали устраивать вечера альт-комедии. Мода перекинулась и на Нью-Йорк. Вскоре движение добралось до телевидения — первым стал Mr. Show на HBO. Затем последовал документальный сериал Comedians of Comedy, который показал стендап-тур Пэттона Освальда, Брайана Поушена, Марии Бэмфорд и Зака Галифианакиса
В 2006 году Бо Бёрнем был обычным старшеклассником, который загрузил на ютуб самодельный клип на песню My Whole Family. Через месяц его запись собирала миллионы просмотров в день. Внезапно Бёрнем стал более успешным комиком, чем сотни профессионалов, которые годами работали в клубах. Юный комик стал знаменитым, ни разу не выступив в клубе или театре (привет Бобу Ньюхарту из 60-х).
Примерно в то же время ютуб-видео, снятое на телефон, уничтожило стендап-карьеру. Звезда «Сайнфелда» Майкл Ричардс разразился расистской тирадой, выступая в LA’s Laugh Factory. Это было нестандартное, экспериментальное выступление, на которые иногда решаются комики. Видео разошлось по сети. Несмотря на многочисленные извинения, урон был необратим. Ричардсу пришлось уйти из стендапа.
Быстрый рост интернет-технологий открыл для комиков дивный новый мир, полный возможностей и опасностей. Комик Дэйн Кук пережил и то, и то. Ещё до эпохи ютуба Кук делал карьеру с помощью сайта и аккаунта в MySpace. Куча подписчиков на MySpace помогли ему набрать стивмартиновскую скорость. Он продавал билеты на стадионы, появлялся у Леттермана, получил и сериал, и спешл на HBO, появился на обложке Rolling Stone и дважды вёл Saturday Night Live. Затем Кука обвинили в плагиате. Там же, в сети. Хотя вину так и не доказали, карьера притормозила.
Когда в 2005 году iTunes обновился до версии 4.9, в нём появилась новая опция — подкастинг. В 2006 году лосанджелесский комик Джимми Пардо запустил Never Not Funny Podcast. Он помогал комикам создавать эпизодический контент, общаться с поклонниками и рекламировать живые выступления. +
Комики устремились в подкастинг. Они обсуждали кино, культуру, спорт и науку. Заодно они импровизировали, перебивали друг друга, создавали персонажей и — в подкасте WTF Марка Мэрона — раскрывали самые тёмные уголки своих душ.
Ещё одной мощной интернет-платформой в 2006 году стал твиттер. Вскоре комики уже твитили шутки, созавали виртуальные фан-клубы, продавали футболки, в реальном времени комментировали ТВ-шоу или просто рекламировали выступления. Всё прямо со своих смартфонов.
Твиттер также дал организаторам выступлений простую и понятную метрику популярности комика — число фолловеров
10. 2011 — Новые способы распространения
К 2011 году Луи Си Кей писал, записывал и продавал каналам свой материал уже семь лет. Очередной концерт он мог бы продать так же, но Си Кей решился на кое-что новое.5
10 декабря 2011 в полдень концерт Луи Live at the Beacon Theater стал доступен для загрузки на его сайте. Спешл стоил пять долларов. Около 200000 фанатов заплатили, и через 11 дней на счету Си Кея в PayPal лежал миллион долларов.
Многие комики получали семизначные суммы за телеверсии концертов, но революция состояла не в количестве денег. Луи Си Кей показал, что комики способны продавать свой материал напрямую. Теперь каждый в силах создать собственный телеканал.
резанная версия Live at the Beacon Theater ненадолго вышла в эфир канала FX. Она получила четыре номинации на «Эмми» и выиграла «Грэмми».
C тех пор Луи выложил на своём сайте ещё два концерта и все 10 эпизодов сериала «Хорас и Пит». Схема работает.
Десятки сайтов отслеживают стендап-спешлы, подкасты, альбомы и живые выступления. Работают радиостанции, которые передают только стендап. Комедийные фестивали расползаются по США. Появляются передачи о стендапе. Джерри Сайнфелд ведёт интернет-шоу, где разговаривает только с другими комиками.
Но за прошедшие 70 лет одна вещь не изменилась: то, что делают комики. Они по-прежнему смешат людей, стоя напротив них в одиночку. Даже интернет-дарования выступают вживую.
И этот ужасающе-эйфорический опыт объединяет комиков всех времён. Бенни, Хоуп, Брюс, Диллер, Риклз, Прайор, Рок, Освальт, Сильверман, Шумер — все они занимаются одним и тем же. В одиночку.
Когда шоу удалось
Повелитель членов
«Стендап-1984»: бомбардировка СССР начнётся через пять минут
На этом фоне любопытно посмотреть выпуск передачи «Международная панорама», вышедшей 29 января того же года. И хотя Рональд Рейган к этому времени ещё не блеснул юмором, наши политические обозреватели уже насчитывали немало признаков фальши со стороны страны, на международной арене говорившей о разрядке.
Сюжет «Стратегия безумия» о наращивании США гонки вооружений в течение всех послевоенных десятилетий будет в начале передаче. Впрочем, другие сюжеты, думаю, тоже окажутся вам интересны.
Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Гарри Поттер по версии Книжного Клуба
В свете сегодняшних событий в США
Пророческое видео, отрывок из концерта 2008 года «Потрепанный».
Безопасность
Как водитель выиграл 110$ тысяч. Инцидент Майкла Ларсена
Во время первой половины шоу ничего необычного не происходило. Ларсен играл в игру достаточно хорошо, но его выступление было не особо впечатляющим. В конце первого раунда Майкл попался на «Whammy» и он опустился на третье место с 0$. Но когда начался второй раунд Ларсен набрал обороты. Он правильно ответил на вопрос о пустяках и взял на себя управление «Большой Доской». В следующие два хода он попадал на лучшие квадраты на сумму 1250$. Затем Ларсен увеличивал свой выигрыш сначала с 2000$ до 5000$, затем до 14000$, 18000$ и 28000$. Он успешно избегал квадрата с чертиком «Whammie» как никто другой до него. Каждый раз, когда он жал на кнопку он попадал только на 2 квадрата: дающий деньги или еще один шанс на ход.
В комнате режиссера волна страха медленно накрывала продюсеров. Трансляция шоу требовала равномерно распределенных рекламных пауз. Обычно это происходило когда игрок становился банкротом попадая на квадрат с «Whammie», но этого не происходило.
Но было то, о чем Майкл Ларсен никому не сказал. Дома, в штате Огайо у него был не один телевизор, у него было их несколько. Каждый телевизор был подключен к сети видеомагнитофонов в его гостиной. В ноябре 1983 года он записывал каждый эпизод «Press Your Luck» в течение нескольких недель. Он изучал эти записи, замедлял их и делал паузы чтобы изучить принцип работы «Большой Доски». Майкл обнаружил, что квадрат на «Большой доске» двигался не в случайном порядке, а по определенному повторяющимся шаблону.
Было шесть шаблонов, каждый из которых состоял из 18 элементов и Майкл запомнил их все. Пока он сконцентрирован и внимателен, он полностью контролирует «Большую Доску». Тот «Whammie», на который он попал в первом раунде, был из-за неопытности с тактильным ощущением и временем реакции, связанным с поршнем, запускающим «Большую Доску». Когда он передал ход следующим игрокам, они моментально попали на «Whammie», продемонстрировав что доска не была сломана.
Все в студии полагали, что Ларсен просто испытывал удачу и ждали момента, когда он попадет на «Whammie» и обанкротится. Ларсен выигрывал больше и больше и в какой-то момент на его доске уже не было места для символа «$». Пот капал с его лица, все зрители и продюсеры шоу были уже взбешены его жадностью. Но он не учел один момент: он не предусмотрел стратегию выхода из игры.
Чтобы сохранить свой выигрыш, Ларсен должен был оставаться в этой ловушке навсегда. Его ситуация была бесконечной петлей, из которой не было выхода: он научился ударять по кнопке только по двум квадратам: с выигрышем, и с квадратом, дающим еще один ход. Два его соперника не могли играть.
Ларсен заплатил 35000$ в виде налога за свой выигрыш, а остальное инвестировал в мошенническую схему с недвижимостью. Что то со свободными землями в Огайо. Но схема не сработала и он потерял половину своего выигрыша. Потом он услышал, как на одной из местных радиостанций обещают приз в 30000$ человеку, у которого окажется банкнота в 1 доллар с номером, который радиоведущий произнесет в прямом эфире. Майкл срочно разменял остатки выигрыша(примерно 50000$) на долларовые купюры… Но ни одна из них не стала для него счастливой.
Однажды вечером, когда он и его гражданская жена были на рождественской вечеринке кто-то взломал их дом и украл все деньги. Когда они вернулись домой Майкл впал в ярость и обвинил во всем его гражданскую жену. Вскоре после этого она ушла от него. Он был измотан. Обанкротился и серьезно исчерпал свои возможности. Он даже позвонил координаторам шоу «Press Your Luck» и предложил реванш, но никто не был в этом заинтересован. Еще позже, ФБР вызвало его на допрос. Это касалось его махинаций с недвижимостью после шоу. Но он сбежал во Флориду, где умер от рака горла в 1999 году, все еще находясь в розыске. В итоге он попался на «Whammie», только в жизни.