жатва шукшин чему учит
Василий Шукшин — Жатва:
Краткое содержание
Идет Великая Отечественная война, 1942 год, страда (жатва, уборка хлеба) в колхозе. «Машиной» (жаткой) управляет 15-летний Сашка Кречетов. Лошади ведут жатку «точно по срезу жнивья» (на одной из них, «гусевым», сидит 13-летний Ванька Попов, рассказчик). Из-за жары, усталости и недосыпа ребят клонит в сон. Они терпят. Потом проваливаются в сладкий сон «на пять минут». И их поднимает председатель колхоза Иван Алексеич, инвалид с деревяшкой на одной ноге (она попала в молотилку).
Председатель ругает их, пугает «статьей» (судом) за срыв работ. На самом деле он добрый, и живет на пашне, как и ребята. Вечером на собрании при уполномоченном Иван Алексеич нарочно ругает ребят (среди них и Васька-безотцовщина, и Илюха Чумазый) за сон «на полосе». И случайно наступает деревяшкой на собаку Борзю. Под визг Борзи поднимается хохот мальчишек. Уполномоченный отменяет собрание, отправляет всех спать. Среди ночи Ванька идет «до ветра», и видит, что председатель не спит, хлебает затируху (вода с крохами теста), и, сняв протез, дует на натруженную за день культяшку ноги.
Читательский дневник по рассказу «Жатва» Шукшина
Сюжет
Во время войны на жатве (уборке хлеба) трудятся подростки 13-летний Ванька Попов, 15-летний Сашка Кречетов. Едят и спят мало, родных не видят. Уснувших ребят руганью будит председатель-инвалид Иван Алексеич. Он добрый, но сроки работ срывать нельзя. Ругает он их и при уполномоченным. И ставит протез на Борзю. Собака визжит, ребята хохочут. Ночью председатель не спит: натруженная культяшка ноги болит.
Отзыв
Рассказ, в котором о войне не сказано, но и так все понятно: подростки и инвалид до изнеможения убирают хлеб. Дети вместо взрослых на трудовом фронте. Ведь хлеб нужен и бойцам, и самим, чтобы выжить. Из еды – затируха. Примета времени: угроза «статьей», судом. Они еще дети, эти мальчишки: от души смеются над ерундой. И председатель с уполномоченным это понимают. Рассказ учит любить Родину, брать на себя ответственность, трудиться сообща и на совесть, приходить на выручку, довольствоваться малым, быть терпеливым, благодарным, искренним, стойким.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Шукшин В. «Жатва» Читательский дневник, краткое содержание
Шукшин В. «Жатва» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Шукшин Василий Макарович
Название: «Жатва»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: жизнь мальчишек во время Великой Отечественной войны.
Число страниц: 6
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Рассказ о том, как во время войны мальчишки выполняли всю сложную работу своих отцов, ушедших на фронт. Наравне с взрослыми они трудились на полях во время жатвы, но всё равно они оставались обычными мальчишками, любили пошутить, посмеяться и полениться.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне больше всего запомнилось, как Ванька описывает председателя колхоза. Когда-то давно его ногу изрубило молотилкой, поэтому он носил протез. Мальчишки его нисколько не боялись, даже могли ругаться с ним по-взрослому. Потом уже они поняли, какой он был добрый и терпеливый человек.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Дети всегда остаются детьми, даже когда они выполняют тяжёлую работу взрослых.
Чему учит эта книга:
Рассказ учит нас тому, что в любой даже очень сложной ситуации всегда найдётся то, что порадует и заставит улыбнуться. А ещё учит нас быть ответственными, не лениться, помогать родителям и близким.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне очень понравился рассказ. Василий Макарович с такой теплотой и любовью рассказывает о том очень тяжёлом времени, о годах Великой Отечественной войны. Несмотря ни на какие трудности мальчишки проявляли настоящее геройство, хоть и могли иногда полениться и побаловаться. И председатель колхоза, и уполномоченный понимали это.
Новые слова и выражения:
Страда – напряжённая летняя работа во время косьбы, жатвы и уборки хлеба.
Жнейка – машина для скашивания сельскохозяйственных культур.
Скирдовать – складывать в скирды, в сложенные и плотно утрамбованные массы сена или соломы.
Согра – заболоченная кочковатая местность в поймах рек.
Пословицы к произведению:
Без труда и отдых не сладок.
Кончил дело – гуляй смело.
Без труда хлеб не родится никогда.
Смахни пот с лица и доведи работу до конца.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
01.07.2019
Шукшин В. «Жатва»
Главные герои рассказа «Жатва» и их характеристика
Чему учит рассказ «Жатва»
Рассказ учит любить природу, любить Родину, быть патриотом. Учит трудолюбию и ответственности. Учит тому, что дети все равно остаются детьми. Учит сочувствию и состраданию.
Отзыв на рассказ «Жатва»
Мне понравился этот рассказ, в котором описан один день из жизни Вани Попова, маленького мальчика, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной Войны. Ваня рано познал тяжелый крестьянский труд, но все равно остался добрым и веселым мальчиком.
Пословицы к рассказу «Жатва»
Делу время, потехе час.
Смех не грех, коль приятен для всех.
Кто не работает, тот отдыха не знает.
Хороший отдых половина дела.
Каждому своя ноша тяжела.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Жатва»
Жарким выдалось лето 1942 года. Тринадцатилетний Ваня и его пятнадцатилетний друг Сашка жали поле. Сашка сидел на жатке, а Ваня управлял конем. Он сильно устал и ему хотелось спать. Но только мальчик начинал клевать носом, как мерин уходил в сторону, давил хлеб, и Сашка ругался и грозился щелкнуть напарника бичом.
Но вот не выдержал и Сашка, и обессиленные мальчишки упали прямо в рожь и уснули крепким сном. Проснулся Ваня от крика, их обнаружил председатель Иван Алексеевич и уже бегал на деревянной ноге за Сашкой, требуя, чтобы мальчики срочно садились жать. Ребята снова сели на жатку, а председатель посмотрел на них и уехал.
Он был добродушным, хотя и крикливым, а ногу потерял давно, когда неосторожно засунул ее в молотилку.
В тот день Иван Андреевич еще раз насмешил ребят.
Вечером председатель собрал провинившихся, а их набралось четверо, и стал их ругать за сон в рабочее время. Он старался разозлиться, но у него получалось плохо.
Председатель объяснил ребятам, что стегать перепелок нельзя, ведь они уничтожают личинок, высказал Леньке за то, что тот сломал пилу, наехав на пенек.
Но в этот момент показались дрожки уполномоченного, которого председатель боялся как огня. И Иван Алексеевич сразу вскочил, впопыхах наступив деревяшкой на хвост собаки Борзи, и стал громко кричать на ребят. Борзя тоже заорала, стала кусать деревяшку ноги.
Председатель побежал навстречу уполномоченному, а Борзя, получив свободу, так рванула к жеребцу, что тот встал на дыбы.
Ребята катались от смеха, а уполномоченный не мог понять, что происходит. Председатель сказал, что это собрание, но уполномоченный возразил, что скорее комедия.
Впрочем уполномоченный не стал ругаться, а просто отправил ребят спать, а сам долго беседовал с председателем.
Ночью Ваня видел, как председатель, отстегнув протез, дует на уставшую культю, а где-то в ночи кого-то зовет одинокая птица.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе Шукшина «Жатва»
Главные герои рассказа Василия Шукшина «Жатва» — деревенские мальчишки. Летом 1942 года им приходилось работать в поле, подменяя тех, кто ушел на фронт. Мальчишки вставали рано и жали хлеб жатками, запряженными лошадьми. От раннего вставания и дикой жары ребятам ужасно хотелось спать. Порой некоторые из них, не выдержав, останавливали жатву и старались поспать прямо на земле хоть пять минут.
Но отдохнуть мальчишкам не давал председатель колхоза, который жил в поле вместе с ребятами. Председатель был инвалидом, еще до войны он потерял ногу и теперь разъезжал по полю на легкой конной повозке, стараясь поддерживать среди мальчишек трудовую дисциплину. Время было суровое, военное и за перерыв во время работы могли наказать и мальчишек и председателя.
В один из жарких летних дней председатель обнаружил спящими в поле двух мальчишек, Сашку и Ваньку. Он накричал на них, а Сашку даже огрел кнутом. Вечером председатель устроил собрание, на котором принялся распекать своих малолетних подчиненных. Кто-то из них спал во время работы, кто-то сломал жатку, а один из мальчишек пытался ночью сбежать домой, чтобы помыться в бане. Всем им досталось крепкое словцо от председателя.
Во время собрания на бричке подъехал уполномоченный из района, которого все боялись. Председатель, увидев его, от волнения еще больше принялся кричать на мальчишек, а потом наступил своей деревянной ногой на хвост приблудной собаке по кличке Борзя. Собака принялась визжать и кусать деревяшку, но председатель не замечал этого в своем волнении.
Потом собака, наконец, вырвалась и побежала прямо на жеребца, который был впряжен в повозку уполномоченного. Жеребец поднялся на дыбы и его еле успокоили. Мальчишки хоть и боялись уполномоченного, просто умирали со смеху от развернувшейся перед ними комедии.
Узнав, что председатель проводит собрание, уполномоченный, видевший веселое настроение ребят, спросил у них, не рано ли мальчишки развеселились? Потом он отправил ребят спать.
Но мальчишки, укладываясь спать в доме на нарах, еще долго не могли успокоиться, со смехом вспоминая, как председатель наступил собаке на хвост своей деревяшкой. Но постепенно они успокоились, и в доме наступила тишина. И только председатель сидел у костра. Он отстегнул деревянный протез и дул на искалеченную ногу, натруженную за день.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Шукшина «Жатва» заключается в том, что даже в суровое военное время люди нуждаются в положительных эмоциях. Особенно это касается детей. Поэтому, когда во время собрания председатель прищемил хвост собаке, это рассмешило ребят и они долго не могли успокоиться. Уполномоченный из района, видимо, понимал, что подросткам после тяжелого трудового дня нужна психологическая разрядка, и поэтому он не стал их ругать за проступки, как это делал председатель, а просто отправил ребят спать.
Рассказ Шукшина «Жатва» учит быть терпеливым и выносливым, чтобы не терять способность выполнять свои обязанности в трудное время. Мальчишки вставали рано, работа их была монотонной, а лето было жарким. Поэтому днем ребятам очень хотелось спать, и они порой нарушали трудовую дисциплину, останавливая жатву, чтобы поспать хоть пять минут.
Этот рассказ мне понравился своей простой крестьянской правдой. Я считаю, что мальчишкам можно было разрешить поспать пять минут, потому что отдохнувший человек сделает вдвое больше, чем уставший. Но в военное время была своя дисциплина. Все было подченено законам военного времени.
Какие пословицы подходят к рассказу Шукшина «Жатва»?
Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя.
Где ходим, тут и спим.
Люди жать, а мы под межой лежать.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.