железная дорога некрасов про что
Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова
Всего получено оценок: 252.
Всего получено оценок: 252.
“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжёлой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железная дорога” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Железная дорога.
История создания – стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвящённых народу, повествующих о его нелёгкой жизни.
Тема – стихотворение о страданиях простых людей при строительстве железных дорог в России XIX века, безрассудстве чиновничества, жёстокой эксплуатации народа.
Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырёх частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при строительстве железной дороги.
Жанр – лирическое стихотворение, некоторые исследователи называют поэмой. Вид лирики – гражданская.
Стихотворный размер – стихотворение написано четырёхстопным дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.
Эпитеты – “ Здоровый, ядрёный в оздух “, “славная осень”, “труд страшно громаден”.
Сравнения – “Лёд… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковёр”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.
Синекдоха – “А по бокам-то всё косточки русские”.
Олицетворение – “Свисток оглушительный взвизгнул”.
История создания
Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжёлых условиях, голодали, болели, умирали. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в данном стихотворении.
Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики,– это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые управляли этими работами. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих целей.
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.
Жанр – лирическое стихотворение, впрочем некоторые литературоведы склонны его считать поэмой, что небезосновательно: есть сюжет, есть лирические отступления. Вид данного стихотворения определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чём не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.
Стих написан трехсложным размером – четырёхстопным дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковёр, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.
Средства выразительности
Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину современной поэту действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.
Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н. Некрасов)
Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.
История создания
Произведение посвящено строительству первой железной дороги в России. Соответствующий указ был издан Николаем I в 1842 году. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки — в 1852 году.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» появилось в журнале «Современник» в 1864 году. Произведение стало ключевым в гражданской лирике того времени. Поэта интересовало в большей степени не то, какие блага принесла новая дорога его отечеству, но то, какой ценой это строительство далось россиянам.
Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась в хороших условиях.
Описание белоруса
Из бегущей вслед за поездом толпы выделяется застывшая фигура одного из трудяг. Он не движется, а лишь «ржавой лопатою мерзлую землю долбит».
В полной мере понять последствия невыносимого труда и нечеловеческих условий жизни позволяют подробное описание его фигуры и внешности, а также их анализ («Железная дорога» Некрасова — глубоко реалистическое произведение, показывающее все без прикрас). Упавшие веки и бескровные губы, покрытые язвами тощие руки и опухшие ноги («вечно в воде»), «ямою грудь» и горбатая спина… Автор описывает даже колтун в волосах — признак антисанитарии и постоянной мучительной болезни. А еще однообразные, доведенные до автоматизма движения. Здесь стирается различие между мертвым и живым, но очень больным человеком, каким изображает белоруса Николай Некрасов. Железная дорога в результате для одних становится источником славы, для других — могилой. В ней погребены тысячи безвестных замученных людей.
Так чувство восторга, вызванное красотой природы в 1 главе, сменяется описанием жестокой эксплуатации одних людей другими.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Железная дорога» относится к гражданской лирике. Оно написано дактилем, в нем используется мужская и женская рифма, с перекрестным способом рифмовки (abab).
Направление данного стихотворения – реализм. Повествование ритмично, как будто созвучно перестукиванию колес уходящего вдаль поезда. Мы видим перед собой реальную жизнь сотен тысяч крестьян, которым по причине жуткой бедности приходилось трудиться в поте лица, зарабатывая при этом копейки и по непонятной причине оказываясь в долгу перед начальством.
Данное стихотворение относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, где о жизни простого народа рассказано с сочувствием.
Глава 1. Осенний пейзаж
Начало стихотворения «Железная дорога» Некрасова проникнуто чувством восхищения и умиротворения. Такой тон задает уже первая строчка: «Славная осень!» Для автора картины природы, мелькающие за окном вагона, олицетворяют всю родимую Русь (от самого названия, древнего и уже отошедшего в прошлое, веет теплотой и любовью), такую неповторимую и дорогую сердцу. Здесь все прекрасно и гармонично, даже попадающие в поле зрения «кочи», «моховые болота и пни». Из общего плана выбивается лишь одно слово, которое заставляет читателя насторожиться: «нет безобразья в природе…». Невольно возникает вопрос: «Тогда где же оно есть?»
Образы и символы
Первым и самым главным образом данного произведения является железная дорога. Она стала причиной невыразимой боли русского народа, заставила страдать ни в чем не повинных людей. Сотни мертвецов восстают и идут вслед за поездом, в котором едут генерал и Ванечка вместе с рассказчиком.
Когда же барин просит показать «светлую сторону», то автор не отказывается, а, напротив, с удовольствием и иронией демонстрирует, как лабазник отмерил рабочим бочку вина и простил недоимку. Купец выступает в образе «благодетеля», который на самом деле люто ненавидит народ и пользуется своей властью, эксплуатируя невежественных и беспомощных людей.
Глава 2. Строители железной дороги
Далее Некрасов Николай Алексеевич возвращает читателя к эпиграфу и просит «папашу» не в «обаянии» (здесь — заблуждении) держать сына, а рассказать ему горькую правду о создании дороги. В начале разговора повествователь отмечает тот факт, что «труд этот … не по плечу одному», а значит и Клейнмихель не мог сам вести строительство. Сильнее управляющего и даже русского императора мог быть только один царь — Голод. Именно он во все времена решал судьбы миллионов людей. Насколько прав в этом утверждении повествователь, помогают понять следующие нарисованные автором картины и их анализ.
«Железная дорога» Некрасова продолжается рассказом о том, насколько неисчислимы были беды и страдания народные во время строительства дороги. Первый вывод, который делает автор, — эти чудесные пути были построены на косточках русских. «Сколько их?!» — в данном случае говорит красноречивее всяких слов и цифр. И вдруг дремлющему под стук колес Ване видится жуткая картина. Еще недавно такой прекрасный пейзаж сменяется описанием бегущих вслед за вагоном мертвецов — строителей дороги. Тишина и покой нарушаются звоном лопат, стоном, плачем и громкой песней об испытанных страданиях. Многие вместо хлеба и денег обрели здесь могилу, так как работы велись все светлое время суток с ранней весны до поздней осени, а порой и зимой. Но торжеством наполняются слова мертвецов (автор говорит от их лица, что еще больше придает достоверности изображаемому): «Любо нам видеть свой труд». Именно на эту «привычку … благородную» — работать — и обращает внимание мальчика повествователь.
Темы и настроение
Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.
Проблемы
Проблематика произведения богата и насыщенна.
Основная идея
Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.
Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.
Образ лирического героя в стихотворении «Железная дорога»
Некрасов, тема унижения и закабаления народа для которого являлась одной из главных, проявил себя как гражданин, чувствующий личную ответственность за судьбу родной страны.
Лирический герой открыто заявляет о своей позиции и отношении к тому, что становится предметом изображения. Признавая забитость и покорность, на самом деле, присущие русскому мужику, он восхищается его силой духа, крепостью характера, стойкостью и невероятным трудолюбием. Поэтому его не оставляет надежда, что наступит момент, когда чувство человеческого достоинства одержит верх, и униженные народные массы смогут встать на свою защиту.
Средства художественной выразительности
Таким образом, перед нами предстает картина бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнетом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам. Хотя помещики и находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, заработанные их подчиненными, на самом деле они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках, недостойные считаться истинными благодетелями. Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, рабочие и крестьяне, память о которых мы должны по велению автора сохранить в своих сердцах и пронести через века.
«Железная дорога» Некрасова: краткое содержание и анализ стихотворения
Н.А. Некрасов, стихотворение «Железная дорога». Русская литература, 6 класс. Стихотворение и его анализ, тема произведения. Краткое изложение. Народ в поэме «Железная дорога». Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Что писать в сочинении?
«Железная дорога» — стихотворение Н.А. Некрасова о строителях Николаевской железной дороги, соединяющей Петербург и Москву.
Полный текст доступен в «Викитеке». Послушать стихотворение можно на YouTube:
Произведение, которое иногда называют поэмой, написано в 1864 году. Вначале стихи, резко критикующие жестокое и несправедливое обращение с рабочими, были запрещены цензурой. Опубликовать их Некрасов решился лишь в 1865-м, когда предварительная цензура была отменена. За это некрасовскому журналу «Современник» вынес предупреждение министр внутренних дел, и в следующем году издание закрыли.
Краткое содержание «Железной дороги»
Рассказчик едет в поезде вместе с генералом и его сыном Ваней. Мальчик спрашивает отца, кто построил железную дорогу, и генерал отвечает: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!» (Клейнмихель был главноуправляющим путями сообщения при императоре Николае I, он курировал строительство железной дороги Петербург–Москва.)
Рассказчик описывает прекрасную осеннюю природу за окном вагона. Услышав разговор отца с сыном, он предлагает рассказать, кто на самом деле построил эту железную дорогу.
Голод согнал на строительство Николаевской дороги огромные массы людей. Многие из них умерли, работая в жутких условиях:
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
В ночи за окном появляется толпа мертвецов, которые бегут вдоль дороги за поездом. Они поют о том, как терпели нужду, как их обижало и грабило начальство.
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Подробно описан один из покойников: изможденный высокий белорус и после смерти механически долбит мерзлую землю ржавой лопатой.
Рассказчик призывает мальчика не бояться мертвецов. Это простые русские мужики, честный рабочий народ. Он предлагает увидеть в них людей с «благородной привычкой к труду».
«Ремонтные работы на железной дороге». Картина Константина Савицкого, 1874 год
Свисток поезда разгоняет наваждение. Ваня рассказывает отцу, что видел толпу в пять тысяч мужиков. Генерал при словах о том, что это настоящие строители дороги, начинает хохотать.
Извинившись за «дерзкий смех», он объясняет свою позицию: разве это народ сотворил все великие достижения культуры? Простые люди — мастера разрушать, а не создавать. Он просит рассказчика показать Ване «светлую сторону» стройки, а не пугать.
Рассказчик описывает, как закончилось строительство. Мертвые зарыты в землю, больные скрыты в землянках. Рабочие собрались у конторы и обнаружили, что не заработали, а остались должны подрядчику из-за многочисленных штрафов. Появляется сам подрядчик: он сдержанно хвалит людей за работу, прощает им долги и выставляет бочку вина.
Обрадованные строители выпрягают лошадей из коляски подрядчика и сами катят ее с криком «ура!» Рассказчик заканчивает едким вопросом:
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?
Анализ «Железной дороги» Некрасова. Что писать в сочинении
«Железная дорога» — яркий образец гражданской лирики Некрасова, обличающей общественную несправедливость.
Стихотворение начинается с элегического описания осенней русской природы. Автор активно использует эпитеты и художественные сравнения.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Нарисовав эту прекрасную картину гармонии окружающего мира («нет безобразья в природе»), во второй части рассказчик противопоставляет ей ужасы недавнего прошлого. Оказывается, железная дорога построена буквально на костях рабочих. Кульминацией повествования становится появление толпы мертвецов. Они внушают мальчику Ване ужас, но рассказчик призывает проявить к ним сострадание, взглянуть на них как на людей.
С целью усиления контраста в стихотворении меняется даже стихотворный размер. Первая часть написана четырехстопным дактилем, затем он чередуется с трехстопным — последняя стопа укорочена. Можно сказать, что ритм стихотворения имитирует стук колес поезда.
В третьей части «Железной дороги» слово берет отец-генерал. Он говорит о простом народе как о «варварах» и «диком скопище пьяниц», которые не способны создать ничего прекраснее печного горшка. Генерал просит не смущать ребенка ужасными рассказами, а поведать о хорошем.
Однако в изображении Некрасова даже «светлая сторона» железнодорожной стройки выглядит чудовищно. Выжившие рабочие обнаруживают, что ничего не заработали, но довольствуются бочкой вина, которую выставил им хитрый подрядчик. Радость, с которой они катят начальника под крики «ура!», выглядит нелепо и грустно. Если начало стихотворения — элегия, то его финал — жестокая сатира.
Произведение, конечно, посвящено не только судьбам строителей Николаевской дороги. Поэт поднимается на уровень обобщений, рассуждая о судьбе русского народа в целом. Железная дорога — не первое и не последнее испытание, выпавшее нашим соотечественникам, констатирует Некрасов. Однажды этот жестокий порядок вещей уйдет в прошлое, надеется автор. Но случится это еще очень и очень не скоро, объясняет рассказчик Ване:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе
Железная дорога
Ваня (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне
1
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
2
Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!
Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно. »
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!
Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.
Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители. »
Захохотал генерал!
«Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?
Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?
Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!»-
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:
«Ваш славянин, англо-сакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц.
Впрочем, Ванюшей заняться пора;
Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…»
4
Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ
Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты. » Махнули рукой…
В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.
Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно… нешто… молодца. молодца.
С богом, теперь по домам, — проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю. »
Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал.