железный крест что значит
Железный крест образца 1914 года
Название оригинальное | Eisernen Kreuzes |
Страна | |
Тип | Наградной крест |
Дата учреждения | Учрежден 10 марта 1813 года, восстановлен 5 августа 1914 года. |
Содержание
История награды
Железный крест был учреждён королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III ( нем. Friedrich Wilhelm III ) 10 марта 1813 года, в период войны с Наполеоном. Награда имела два класса и Большой крест, награждение происходило последовательно от низшей степени к высшей. Награждали Железным крестом за боевые отличия, проявленные в войне за освобождение Германии от Наполеона. Крест вручался всем категориям военнослужащих вне зависимости от ранга или сословия, за исключением Большего креста которым награждали только полководцев. После завершения наполеоновских войн Железным крестом перестали награждать.
С началом Франко прусской войны 1870–1871 годов прусский король Вильгельм I [1] 19 июня 1870 года объявил о воссоздании Железного креста, в трех степенях. Цвет ленты и внешний вид ордена остались без изменений, имелись лишь небольшие отличия.
В третий раз Железный крест был официально учрежден после начала новой крупномасштабной войны, в которой приняла участие Германия. 1 августа 1914 года началась война, которую позже назвали Первой мировой. Через четыре дня, указом Вильгельма II от 5 августа 1914 года произошло воссоздании Железного креста, в трех степенях. Кресты 1-го и 2-го класса и Большой крест.
В годы первой мировой войны состоялось второе (и последнее) в истории Железного креста награждение Звезда Большого Креста Железного Креста. Ее 12 марта 1918 года получил генерал фельдмаршал Пауль фон Гинденбург, в связи с чем «Звезду Блюхера» стали также именовать «Звездой Гинденбурга» ( нем. Hindenburgstern ).
Железные Кресты образца 1914 года производились в Веймарской республике до 7 марта 1925 года и в Третьем Рейхе (до окончания Второй мировой войны) для награждения не успевших получить награду в годы Великой войны. Следующее возобновление производства в незначительном количестве приходится уже на ФРГ (после 1957 года).
Статистика награждений Железными крестами
Примерное количество награждений Железными крестами в годы Первой мировой войны:
Статут награды
Указ Вильгельма II о воссоздании Железного креста.
| Мы, ВИЛЬГЕЛЬМ, Божьей Милостью Король Пруссии и прочая |
Ввиду серьезного положения, в которое дорогое Отечество переведено навязанной ему войной, и в благодарной памяти о подвигах наших предков в течение великих лет Освободительных войн и борьбы за создание единой Германии, мы хотим повторно вызвать к жизни учрежденный нашим в Бозе почившим Прадедушкой орден Железного креста.
Железным крестом должны награждаться, без различия чинов и состояния, чины армии, военно морского флота и ландштурма, члены добровольной службы ухода за ранеными и все другие, кто будет привлечен к отбыванию трудовой повинности в армии или военно морском флоте, как военные чиновники армии и флота, за заслуги на театре военных действий. Также люди приобретают заслуги во благо немецких Вооруженных сил и во благо их союзников и должны получать крест.
В соответствии с этим решением Мы предписываем следующее:
Воссозданный для этой войны Железный крест должен, как и ранее, состоять из двух классов и Большого креста. Знаки ордена, а также лента остаются неизменными, только цифровое обозначение года – 1914 – нужно помещать на лицевой стороне под вензелем с короной.
Крест 2-го класса носится на черной ленте с белым кантом, если заслуги приобретены в непосредственной борьбе с врагом. Крест за заслуги в тылу носится на белой ленте с черным кантом. Крест 1-го класса носится на левой стороне груди, Большой крест – на шее.
Крест 1-го класса вручается только после награждения крестом 2-го класса и носится одновременно с ним.
Награждение Большим крестом не обусловлено предыдущими награждениями крестами 1 го и 2 го класса. Он может быть вручен только за выигрыш решающей битвы, когда враг был принужден к оставлению своих позиций, или за самостоятельное, увенчавшееся успехом, руководство армией или флотом, или за захват крупной крепости, или за упорную оборону и сохранение важной крепости.
Все преимущества, которые были связаны до сих пор с обладанием военных наград 1-го и 2-го класса, с сохранением высочайше утвержденной почетной надбавки, распространяются и на Железный крест 1-го и 2 го класса.
Подлинный документ скреплен собственной Его Величества подписью и Королевской печатью.
Дан в Берлине 5 августа 1914 года
Основания для награждения
При награждении в месте с крестом выдавались документы. Чаще всего выполненные типографским способом, но вариантов их исполнения большое количество.
Порядок ношения
В годы Первой мировой войны войны появились некоторые особенности и в порядке ношения Железных крестов.
Крест 2-го класса носился на груди на ленте в колодке месте с другими наградами (на парадной форме) или в виде ленты в петлице мундира. Кресты 2-го класса, на ленте обратных цветов (белой с черными полосами), выдавались за «невоенные заслуги» (Nichtkämpfer). Знак ордена 2-ой степени практически не носился и зачастую отсылался военнослужащими домой. Обычно вместо него использовалась только орденская лента, продетая во вторую пуговичную петлю или нашитая на клапан застёжки мундира, либо орденская планка, носившаяся слева на груди.
Австро-венгерские кавалеры Железного креста образца 1914 года носили его на своеобразных треугольных колодочках.
Железный Крест 1-го класса прикалывался или прикручивался на левой стороне кителя, однако в соответствии с модой тех лет наблюдалась тенденция к его ношению немногим выше поясного ремня, на 5-10 см.
Официально вручавшиеся Кресты 1-го класса имеют, как правило, плоскую форму и крепление в виде булавки. Приобретавшиеся в частном порядке с 1915 года награды были выпуклой формы, в качестве крепления зачастую использовались закрутки. Для ношения на кирасе использовалось двухвинтовое крепление.
Большой крест, который отличался от крестов 1-го и 2-го класса несколько большим размером, носился на шее на орденской ленте.
Место в иерархии наград
В годы Первой мировой войны сложилась довольно четкая система награждения орденами и медалями за боевые заслуги в немецкой армии. Так как основой немецкой армии были войска Прусского королевства то и основными наградами были прусскими. Другие немецкие государства, такие как Бавария, Саксониия, Вюртемберг и другие, награждали национальные контингенты своими наградами, но на ровне с ними они получали и прусские награды. Как знак особой признательности они же могли наградить жителя любой немецкой земли своими наградами в том числе и такими почетными как саксонскими Военным орденом и медалью Святого Генриха или баварским Военным орденом Максимилиана Иосифа.
Процесс представления и награждения Прусскими наградами отличался в зависимости от ранга и звания награжденного.
Генералы представлялись к Железному кресту 2-го класса, затем к кресту 1-го класса. Так как многие генералы имели Железный крест образца 1870 года, то они получали соответствующую планку (шпангу 1914 года) к имеющемуся кресту. Часто генералы отмечались сразу двумя степенями награды. В дальнейшем они награждались прусскими орденами с мечами в соответствии с чином, и как знак особых заслуг могли получить орден Pour le Merite. При выигранном крупном сражении они могли получить дубовые листья к ордену Pour le Merite, и лишь затем только могли рассчитывать на Большой Крест Железного Креста.
Награды аналогичные Железному кресту в других немецких землях
Так как Железный крест оставался наградой Прусского королевства то многие немецкие земли решили учредить свои награды которые бы по своему статуту были близки к нему. Во многих странах Германской империи уже были свои боевые награды, некоторые решили учредить новые.
24 сентября 1914 года Великим Герцогом Ольденбургским Фридрихом Августом для награждения за особые заслуги в годы Первой мировой войны учрежден Крест Фридриха Августа ( нем. Friedrich August Kreuz ).
Крест Фридриха 1914-18 ( нем. Friedrichkreuz ) был учрежден 12 декабря 1914 Герцогом Анхальта Фридрихом II. Крест был двух видов на ленте и игле, вручался за заслуги в Первую мировую войну не только солдатам но и заслуженным лицам Империи. Ошибочно крест на игле считают 1-ым классом, однако этот крест не является официальной наградой.
Ганзейские города-государства Бремен, Гамбург и Любек учредили Ганзейский крест ( нем. Hanseatenkreuz ). Он был учрежден в соответствии с общим соглашением сенатов трёх городов. Каждый сенат ратифицировал свою награду в разные дни: Любек — 21 августа, Гамбург — 10 сентября и Бремен — 14 сентября 1915 года. Так появились Ганзейский крест Бремена, Ганзейский крест Гамбурга и Ганзейский крест Любека.
Были и другие награды в других землях Германской империи.
Описание награды
Использование различных технологий вследствие огромного количества награждений, а также нехватка металла к концу войны привели к значительному числу разновидностей Железных Крестов – сердцевины изготавливалась из железа, латуни и бронзы, рамки – из серебра и медно-никелевого сплава. Производились цельноштампованные и цельнолитые кресты полностью из железа и латуни.
Награды вручались или в картонной коробочке или для высокопоставленных военных вручались в футляре. Коробочки и футляры отличались большим разнообразием в зависимости от производителя. На верхней крышке как правило наносилось изображение креста и часто писалась степень награды.
Известны футляры изготовленные из плотного картона, обклеенного тонкой бумагой с шагреневой фактурой снаружи, и обитого шелком внутри. На крышке имеется серебристое тесненное изображения контура награды. Футляр запирается на кнопку-замочек на внешнем торце футляра.
Знаки 2-го класса
Знак 2-го класса имел размеры от 41х41 мм до 43х43 мм и при помощи припаянного к верхнему лучу креста поперечного ушка и продетого в него кольца подвешивался на шёлковую ленту шириной 25-30 мм. Материал: Рамка серебро, сердцевина — железо. Вес: от 17,5 до 19 грамм.
Наряду с крестами, выпущенными официально, существовало большое количество знаков 2-ой степени частного производства, которые могли несколько отличаться от оригинала как по размерам, так и по качеству исполнения.
Реверс. В центре оборотной стороны креста (на черной железной вставке) барельеф в виде трех расходящихся дубовых листьев. Над ними, на верхнем луче, помещался вензель основателя награды короля Фридриха Вильгельма III – литеры «FW» (Friedrich Wilhelm). На нижнем луче помещалась дата основания ордена – цифры «1813».
Ленты отличались в зависимости от обстоятельств получения награды.
При получении креста за боевые отличия, лента была черной, с идущими по краям белыми полосами (с черной каймой).
Тем награждённым, которые получали крест не за боевые заслуги, носили его на белой ленте с чёрной окантовкой.
Знаки 1-го класса
Реверс. У крестов официально вручавшихся, как правило, плоская форма и крепление в виде булавки. На реверсе могут быть нанесены клейма производителя и проба.
В полевых условиях, боясь потерять столь ценную награду, многие офицеры и некоторые солдаты предпочитали носить изготовленные частным порядком копии наргады. Зачастую такие знаки имели характерную выгнутую форму и более надёжное винтовое крепление различных типов.
Большой Крест Железного Креста
Большой Крест Железного Креста был аналогичен кресту 2-го класса, однако имел больший размер, около 60 мм, и носился на шее на широкой орденской ленте.
Реверс. В центре оборотной стороны креста (на черной железной вставке) барельеф в виде трех расходящихся дубовых листьев. Над ними, на верхнем луче, помещался вензель основателя награды короля Фридриха Вильгельма III – литеры «FW» (Friedrich Wilhelm). На нижнем луче помещалась дата основания ордена – цифры «1813».
Миниатюрная копия
Планка
Производители и их клейма
Примеры награждений
В пропагандистских целях кавалеры Железного креста 1-й степени, особенно в начале войны, прославлялись как национальные герои. Конечно, знаменитый орден «Pour le Mérite» был более высоким и престижным знаком отличия, но следует помнить, что это был исключительно офицерский орден, на который рядовые военнослужащие претендовать не могли, и для них Железный крест являлся одной из немногих доступных наград.
Из числа отмеченных «крестом для некомбатантов» необходимо выделить имя знаменитого микробиолога, лауреата Нобелевской премии Э.А. фон Беринга. Он изобрёл противостолбнячную вакцину, которая в годы Первой Мировой войны спасла жизни многим германским солдатам. За это открытие учёный был награжден Вильгельмом II Железным крестом 2-го класса за не боевые заслуги.
Необычные награждения
Одним из самых необычных было награждение железными крестами 1-го и 2-го класса образца 1914 года барона Карла Густава Эмиля Маннергейма (1867 — 1951). Этот финский военный и государственный деятель шведского происхождения, имел много наград, званий и титулов среди них: фельдмаршал Финляндской армии, регент Королевства Финляндия и президент Финляндии и другие.
Среди наград Маннергейма есть и железные кресты. Он получил эти награды в 1918 году когда боролся в союзе с немецкими войсками против отрядов финской Красной гвардии. Но до этого с 1914 года по 1917 год барон Маннергейм был русским военачальником, генерал-лейтенантом Русской армии, и успешно воевал против войск кайзеровской Германии и даже был награжден почетным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Парадокс истории в том, что он смог получить за одну войну самые почетные боевые награды двух противоборствующих сторон.
В годы Второй мировой войны Карл Густав Маннергейм был одним из 9 иностранцев получившим Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями. Но это не помешает ему, как президенту Финляндии осенью 1944 года объявить войну Германии.
Железный крест: самая известная военная награда Второй мировой войны
Железный крест (символ «✠», нем. Eisernes Kreuz, сокр. EK) — прусская и немецкая военная награда (орден). Учреждён Фридрихом Вильгельмом III 10 марта 1813 года за боевые отличия, проявленные в войне за освобождение Германии от Наполеона. Википедия.
Самая известная награда за воинскую доблесть в Германии была учреждена в 1813 году — во время войн с наполеоновской Францией. Железный крест возрождался с началом каждой новой войны Германии — в 1870-м, 1914-м и, наконец, в 1939 году. Гитлер лишь продолжил и развил немецкую военную традицию.
Во время Второй мировой войны Железный крест разделился на большое число степеней, и если Рыцарский крест получило немногим более семи тысяч человек, то Рыцарский крест с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами получил лишь один — летчик штурмовой авиации Ганс Ульрих Рудель.
Награда была действительно демократичной — ее могли получить (и получали) все: от рядового до генерал-фельдмаршала. Солдаты, офицеры и генералы, получившие высшие степени Рыцарского креста, были настоящей элитой вермахта. Они проявляли чудеса храбрости, но, к сожалению, лишь ради торжества человеконенавистнических идей национал-социализма.
Вместо предисловия
История Железного креста
История этой почетной воинской награды связана с участием Пруссии в наполеоновских войнах, когда сначала эта страна чуть было не потеряла независимость, а затем, став полноправным членом антифранцузской коалиции, смогла войти в состав ведущих европейских держав. Железный крест (Eisernes Kreuz, или сокращенно — EK) — самая известная награда Германии за воинскую доблесть — был учрежден 10 марта 1813 года Фридрихом Вильгельмом III Гогенцоллерном. Он получил престол королевства Пруссия в двадцатисемилетнем возрасте в 1797 году, после смерти своего отца короля Фридриха Вильгельма II, и носил, как и многие монархи Европы, множество других титулов — маркграф Бранденбург, бурграф Нюрнберг, граф Гогенцоллерн, герцог Померанский, Клевский, Магдебургский, Мекленбургский, Силезский, Кроссенский, Гельдернский. За время наполеоновских войн Пруссия несколько раз переходила из коалиции в коалицию, и часть ее Вооруженных сил в составе «Великой армии» Наполеона приняла, правда, не очень активное, участие в походе в Россию.
Король Пруссии Фридрих Вильгельм III Гогенцоллерн — основатель ордена Железного креста
Однако симпатии Пруссии были не на стороне Франции, и союз с ней был мерой вынужденной. Поэтому как только такая возможность представилась, Пруссия, под ликование своего народа, перешла на сторону антифранцузской коалиции. Здесь-то и возникла необходимость в создании новой военной награды, прежде всего для того, чтобы сплотить прусские войска и прусский народ в борьбе за освобождение своей страны. Хотя к этому времени недостатка в них в Пруссии не было — уже были учреждены такие почетные (хотя и не пережившие крах Германской империи) ордена, как Черного орла, Красного орла и самый почетный — Pour le Mente. Тем не менее король решил учредить «собственную» награду и даже, как говорят, самолично набросал эскиз будущего ордена. Однако этот эскиз оказался невостребованным. Дело в том, что дальнейшая разработка внешнего вида Железного креста была поручена известному прусскому архитектору и художнику Карлу Фридриху Шинкелю (Schinkel). Шинкель (родился 13 марта 1781 года в Нойруппине, Бранденбург; умер 9 октября 1841 года в Берлине) в 1799-1802 годах учился в Берлинской академии архитектуры и в 1811 году стал членом Академии изящных искусств. Позже — в 1815 году — после смерти Пауля Людвига Симонса он был пожалован званием тайного обербаурата (старшего строительного советника) и стал почетным профессором архитектуры. За основу проекта ордена Шинкель взял равносторонний тевтонский крест с серебряной окантовкой — этот крест был хорошо известен и использовался немецкими рыцарями еще с XIV века. Учитывая, что Железный крест должен был стать достаточно «демократичной» наградой — т. е. им награждались военнослужащие независимо от чинов и должностей, а лишь за заслуги, — Шинкель отказался от широко распространенных в то время дополнительных орденских украшений, как-то: короны, мечи, военная атрибутика. В результате получился хорошо узнаваемый, лапидарный и в то же время элегантный черный крест. К чести Фридриха Вильгельма III, надо сказать, что он не стал настаивать на собственном варианте, а безоговорочно принял идею Шинкеля. Она была настолько удачна, что крест сохранился практически без изменений на протяжении всей истории своего существования.
Художник Карл Фридрих Шинкель, автор эскиза Железного креста
Лицевая сторона была чистой. В центре оборотной стороны креста (на черной железной вставке) Шинкель разместил барельеф в виде трех расходящихся дубовых листьев. Над ними, на верхнем луче, помещался вензель основателя ордена короля Фридриха Вильгельма III — литеры FW (от Friedrich Wilhelm). На нижнем луче помещалась дата основания ордена — цифры «1813». Одной из главных особенностей Железного креста было, что он изначально задумывался как воинская награда за отличия в конкретной военной кампании — в данном случае в кампании против наполеоновской Франции, начавшейся в 1813 году и завершившейся разгромом Наполеона при Ватерлоо 18 июня 1815 года. Первые кресты были изготовлены на Королевском прусском чугунолитейном заводе (Königlich Preußische Eisengießerei).
Выбор королем даты для учреждения нового ордена также символичен — это был день рождения скончавшейся за три года до этого королевы Луизы (урожденной принцессы Мекленбург-Стрелицкой), супруги Фридриха Вильгельма III, который ее очень любил и тяжело переживал утрату.
Железный крест 2-го класса образца 1813 года
Железный крест 1813 года был учрежден в трех степенях (классах): Железный крест 2-го класса (Eisernes Kreuz 2. Klasse), Железный крест 1-го класса (Eisernes Kreuz 1. Klasse) и Большой (или Великий) крест Железного креста (Grosskreuz des Eisernen Kreuzes). Лента ордена была черной, с идущими по краям белыми полосами (с черной каймой). Крест 2-го класса носился на груди (на парадной форме) или в виде ленты в петлице мундира; крест 1-го класса крепился (пришивался за специальные скобки — по две на каждый луч) ниже орденской колодки на левой стороне мундира на булавке (или винте). Большой крест, который отличался от крестов 1-го и 2-го класса несколько большим размером, носился на шее на орденской ленте. Кресты 1-го и 2-го класса, на ленте обратных цветов (белой с черными полосами), выдавались за «невоенные заслуги» (Nichtkämpfer) — об этом мы упомянем ниже, когда речь пойдет о Первой мировой войне.
Большой крест Железного креста образца 1813 года
Ниже приведем текст указа короля Фридриха Вильгельма III об учреждении Железного креста:
«Мы, ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ, Божьей Милостью Король Пруссии и прочая, и прочая
Во нынешнее тяжелое время, когда решаются судьбы нашего Отечества, огромный смысл приобретает необходимость увековечивать в истории заслуги народа. Необходимо, чтобы ни в меньшей степени не понижались та стойкость, с которой народ выносил непереносимые тяготы этого железного времени, и то высокое сознание, которое бьется сегодня в груди каждого немца и которое основывается только на религии и верности Королю и Отечеству.
Поэтому Мы решили заслуги, проявляемые сегодня как непосредственно в боях с врагом, так и, кроме того, в борьбе за свою свободу в своей местности, особо отличать, не откладывая награждение на послевоенное время.
В соответствии с этим решением Мы предписываем следующее:
1. Ввести для награждения за проявленные только в нынешней войне заслуги перед Нами и Отечеством
Железный крест в двух классах и Большой крест.
2. Знаки обоих классов представляют собой абсолютно одинаковый, обрамленный серебром черный чугунный крест. Лицевая сторона без надписи. На оборотной стороне помещен Наш вензель FW с короной, в середине 3 дубовых листа и внизу цифровое обозначение года — 1813. Оба класса носятся на черной ленте с белой каймой, если заслуги приобретены в непосредственной борьбе с врагом, и в белой ленте с черной каймой, если не в бою. Крест 1-го класса носится на левой стороне груди. Большой крест, несколько большего размера, чем кресты 1 — го и 2-го класса, носится на шее на черной ленте с белым кантом.
3. Военные награды 1-го и 2-го класса не будут выпускаться во время этой войны, также награды рыцарских степеней 2-го и 3-го класса, как орден Pour le Merite, не будут выдаваться, за исключением отдельных случаев. Железный крест заменяет эти степени орденом и прочие награды и заменит собой как более высокие, так и более низкие награды. Орден Pour le Merite будет выдаваться в чрезвычайных случаях и будет украшаться тремя золотыми дубовыми листьями на кольце.
4. Сначала всегда происходит награждение Железным крестом 2-го класса; крест 1-го класса может быть получен в случае наличия креста 2-го класса.
5. Из этого следует, что те, кто уже имеет какие-либо ордена или другие награды и на этой войне новую награду заслужит, получат сначала только Железный крест 2-го класса.
6. Большим крестом могут быть награждены командиры только за выигрыш решающего сражения, после которого враг должен оставить свои позиции, за взятие важной крепости или за длительную оборону крепости, которая так и не будет взята врагом.
7. Все имеющиеся сегодня ордена и награды, таким образом, объединяются под Железным крестом.
8. Все преимущества, которые были связаны до сих пор с владением знака отличия 1-го и 2-го класса, переходят на Железный крест. Солдат, который уже имеет сегодня награду 2-го класса, может получать при новом награждении сначала только Железный крест 2-го класса; однако он получает, одновременно с владением награды 1-го класса, ежемесячную надбавку, которая, однако, впоследствии не может быть увеличена.
9. Вопросы лишения этой награды остаются теми же, что и принятые для других орденов и знаков отличия.
Подлинный документ скреплен собственной Его Величества подписью и Королевской печатью.
Дан в Бреслау 10 марта 1813 года.
Первыми награжденными оказались подданные прусского короля, отличившиеся в сражении при Гросс-Гёршене, — приказом 2 мая 1813 года. За отличия в кампаниях 1813-1815 годов (то есть, собственно, в трех кампаниях — 1813, 1814 и 1815 годов) Железный крест получило не слишком много военных. Так, если Железный крест 2-го класса получили 9136 человек (и еще 869 — за небоевые заслуги), то крестом 1-го класса были награждены лишь 668 военнослужащих. Большой же крест Железного креста получили всего пятеро:
Однако вскоре потребовалось учреждение и еще одной — наивысшей, исключительной — степени Железного креста. Необходимо было отметить выдающиеся заслуги ведущего полководца Пруссии генерал-фельдмаршала Гебхарда Леберехта Блюхера, который к этому времени уже имел Большой крест Железного креста. Так 4 декабря 1813 года появилась Большая звезда Железного креста (Grosse Stern des Eisernen Kreuzes), или «Железный крест с золотыми лучами» (Eiserne Kreuz mit goldenen Strahlen), который также часто именуется «Звездой Блюхера» (Blücherstern), по имени первого кавалера. Блюхер был награжден этим орденом 26 июля 1815 года, в ознаменование победы над французами при Ватерлоо.
По завершении кампании в Европе награждений Железным крестом больше не производилось — он так и остался наградой времен наполеоновских войн.
Единственный кавалер Большой звезды Железного креста образца 1813 года генерал-фельдмаршал Гебхард Леберехт фон Блюхер князь Вальдштадт
В связи с историей Железного креста необходимо также упомянуть и об истории награждения русских военнослужащих, отличившихся в сражении при Кульме. Это нужно сделать также и для того, что довольно часто в исторических работах возникает путаница, когда некоторые из награждений Кульмским крестом отождествляют с награждениями Железным крестом, тем более что обе эти награды очень похожи.
Это сражение произошло 17-18 (2930) августа 1813 года в районе деревни Кульм, расположенной в 40 километрах к югу от Дрездена. К этому времени главная русско-прусско-австрийская армия фельдмаршала князя Карла Филиппа цу Шварценберга отступала в Богемию. В преследование за ней Наполеон отправил корпус дивизионного генерала Доменика Вандама графа де Юнесбурга. На перехват Вандаму был брошен отряд генерал-лейтенанта графа Александра Ивановича Остермана-Толстого, основу которого составили части русской Императорской гвардии. Французы превосходили русских почти вдвое, но Остерман-Толстой принял бой, давая возможность основным силам армии отойти в Богемию. Ему удалось выиграть время, и к середине 18 августа к русским подошли подкрепления и французы были отброшены к Кульму. Оказавшийся в безвыходном положении Вандам был вынужден сдаться вместе со штабом. Русские также взяли 81 орудие, обоз, 3 знамени и 3 императорских орла. Но что еще более важно, данная победа переломила ход войны, в психологическом плане сведя на нет достигнутые ранее путем огромного напряжения сил в кампании 1813 года победы Наполеона.
Остерман-Толстой был тяжело ранен — ему ядром оторвало руку. Русские гвардейцы проявили чудеса храбрости. Пораженный прусский король Фридрих Вильгельм III, наблюдавший заходом битвы, в запале объявил, что награждает всех русских гвардейцев, принявших участие в этом сражении. Но к этому времени, как мы помним, единственной наградой, которую можно было бы вручить, был Железный крест. Вскоре после сражения королю и его генералам стало ясно, что подобное массовое вручение награды сильно девальвирует ее значение и тот психологический эффект, который преследовал Фридрих Вильгельм, учреждая Железный крест, будет неизбежно потерян. Поэтому было принято решение создать конкретно для этого случая специальную награду, внешне очень похожую на Железный крест, но дать ему название «Кульмского» и тем самым вывести за рамки статута ордена. Такое решение было официально оформлено указом от 4 декабря 1813 года. В соответствии с обещанием Фридриха Вильгельма Кульмский крест вручался не за личную храбрость, а за участие в сражении, т. е. стал, по существу, массовой наградой ранга не ордена, а скорее медали.
Остерман-Толстой, как и сыгравший также большую роль в победе над Вандамом командир отряда генерал-лейтенант Фридрих фон Клейст, 29 августа 1813 года получил Большой крест. Здесь как раз и возникла путаница. Дело в том, что сначала считалось, что это — Большой крест Железного креста, но затем, после учреждения Кульмского креста, эта награда была как бы «перепрофилирована». Именно поэтому ни Клейст, ни Остерман не вошли в официальный список кавалеров Большого креста, хотя ряд историков и продолжают настаивать на том, что они его все-таки получили.
С началом Франко-прусской войны 1870-1871 годов прусский король Вильгельм 119 июня 1870 года объявил о воссоздании Железного креста, все в тех же трех степенях. Цвет ленты и внешний вид ордена остались без изменений, имелись лишь небольшие отличия. Оборотная сторона креста осталась без изменений. Лицевая же сторона была теперь оформлена следующим образом: в центре размещался вензель царствующего монарха — литера W (от Wilhelm), на верхнем луче — королевская корона, на нижнем — дата воссоздания ордена («1870»). Кроме того, было и еще одно изменение — Железный крест 1-го класса теперь уже не пришивался к мундиру, а крепился на булавке (или винте).
Александр Иванович Остерман-Толстой, кавалер Большого Кульмского креста
Так как ничего нет лучше первоисточника, который часто впоследствии трактуется вкривь и вкось, приведем полный текст указа Вильгельма I о воссоздании Железного креста:
«Мы, ВИЛЬГЕЛЬМ, Божьей Милостью Король Пруссии и прочая
Ввиду серьезного положения Отечества и в благодарную память о подвигах наших предков во время Великих Освободительных войн, мы хотим вновь вызвать к жизни учрежденный нашим в Бозе почившим Отцом орден Железного креста во всем его значении. Железным крестом должны, без различия чинов или состояния, награждаться люди за заслуги, приобретенные либо в непосредственной борьбе с врагом, либо в тылу, за заслуги в отстаивании чести и суверенитета нашего Отечества.
В соответствии с этим решением Мы предписываем следующее:
Воссозданный для нынешней войны Железный крест должен состоять, как и раньше, из двух классов и Большого креста. Орденские знаки, а также лента остаются неизменными, только вензель с короной и цифровое обозначение 1870 года будут помещаться на бывшей гладкой лицевой стороне.
Крест 2-го класса на черной ленте с белым кантом (если заслуги приобретены в непосредственной борьбе с врагом) и на белой ленте с черным кантом (если без непосредственного контакта с врагом) носится в петлице; крест 1-го класса — на левой стороне груди; Большой крест, несколько большего размера, чем кресты 1-го и 2-го класса, носится на шее.
Первоначально должно происходить награждение Железным крестом 2-го класса; награждение крестом 1-го класса может происходить не иначе как при наличии креста 2-го класса; оба креста носятся одновременно.
Большим крестом могут награждаться командиры исключительно за выигрыш решающей битвы, после которой враг должен был оставить поле боя, а также за взятие важной крепости или за длительную оборону крепости, которая так и не будет взята врагом.
Все преимущества, которые были связаны до сих пор с обладанием военных наград 1-го и 2-го класса, с сохранением высочайше утвержденной почетной надбавки, распространяются и на Железный крест 1-го и 2-го класса.
Подлинный документ скреплен собственной Его Величества подписью и Королевской печатью.
Дан в Берлине 19 июля 1870 года.
Император Германский и король Прусский Вильгельм I Гогенцоллерн. У него хорошо виден на мундире Железный крест 1-го класса и на шее — Большой крест Железного креста
Как видно из текста, одним из важных отличий было то, что теперь Железный крест не становился практически единственной наградой идущей войны, а занял свое особое место в прусско-германской наградной системе. Он стал особой наградой, учреждаемой «под конкретную войну» и вручаемой за заслуги именно в этой, текущей войне.
Аверс и реверс Железного креста 1-го класса образца 1870 года
Почетное навершие знамени с Железным крестом
Большой крест Железного креста образца 1870 года
Война была скоротечной, в нескольких сражениях французская армия была наголову разгромлена, и уже 28 января 1871 года заключено перемирие. Франция была повержена. Столь радостное событие (а кроме того, провозглашение 18 января 1871 года создания Германской империи во главе с королем Пруссии Вильгельмом I) было отмечено массовыми пожалованиями Железным крестом. Железный крест 2-го класса получили 43 250 человек, Железный крест 1-го класса — 1230. «Звезду Блюхера» не получил никто, а вот кавалерами Большого креста Железного креста стало сразу девять человек:
В конце рассказа о Железном кресте образца 1870 года упомянем об одном интересном дополнении к награде. В 1895 году к крестам 2-го класса (кавалеров 1-го класса к этому времени просто не осталось) стали крепиться дубовые листья с цифрой «25». Они констатировали факт, что данный кавалер вот уже 25 лет как был награжден Железным крестом. Это было всего лишь почетным отличием и сделанным последним германским кайзером Вильгельмом II для очередной националистической, пангерманской кампании.
Кавалер Большого креста образца 1870 года генерал-фельдмаршал барон Эдвин фон Мантейфель
После окончания войны Железные кресты еще некоторое время вручались задним числом, за отличия, проявленные во время франко-прусской войны, а затем орден вновь исчез на 45 лет.
В третий раз Железный крест был официально учрежден после начала новой крупномасштабной войны, в которой приняла участие Германия. 1 августа 1914 года началась война, которую позже назвали Первой мировой. Через четыре дня — 5 августа 1914 года — император Германский и король Прусский Вильгельм II (внук упоминавшегося выше Вильгельма I) объявил об очередном возрождении Железного креста.
«Мы, ВИЛЬГЕЛЬМ, Божьей Милостью Король Пруссии и прочая
Ввиду серьезного положения, в которое дорогое Отечество переведено навязанной ему войной, и в благодарной памяти о подвигах наших предков в течение великих лет Освободительных войн и борьбы за создание единой Германии, мы хотим повторно вызвать к жизни учрежденный нашим в Бозе почившим Прадедушкой орден Железного креста.
Железным крестом должны награждаться, без различия чинов и состояния, чины армии, военно-морского флота и ландштурма, члены добровольной службы ухода за ранеными и все другие, кто будет привлечен к отбыванию трудовой повинности в армии или военно-морском флоте, как военные чиновники армии и флота, за заслуги на театре военныхдействий. Также люди приобретают заслуги во благо немецких Вооруженных сил и во благо их союзников и должны получать крест.
В соответствии с этим решением Мы предписываем следующее:
Воссозданный для этой войны Железный крест должен, как и ранее, состоять из двух классов и Большого креста. Знаки ордена, а также лента остаются неизменными, только цифровое обозначение года — 1914 — нужно помещать на лицевой стороне под вензелем с короной.
Крест 2-го класса носится на черной ленте с белым кантом, если заслуги приобретены в непосредственной борьбе с врагом. Крест за заслуги в тылу носится на белой ленте с черным кантом. Крест 1-го класса носится на левой стороне груди, Большой крест — на шее.
Крест 1-го класса вручается только после награждения крестом 2-го класса и носится одновременно с ним.
Награждение Большим крестом не обусловлено предыдущими награждениями крестами 1-го и 2-го класса. Он может быть вручен только за выигрыш решающей битвы, когда враг был принужден к оставлению своих позиций, или за самостоятельное, увенчавшееся успехом, руководство армией или флотом, или за захват крупной крепости, или за упорную оборону и сохранение важной крепости.
Все преимущества, которые были связаны до сих пор с обладанием военных наград 1-го и 2-го класса, с сохранением высочайше утвержденной почетной надбавки, распространяются и на Железный крест 1-го и 2-го класса.
Подлинный документ скреплен собственной Его Величества подписью и Королевской печатью.
Дан в Берлине 5 августа 1914 года
Последний император Германский и король Прусский Вильгельм II Гогенцоллерн
Железный крест 1-го класса образца 1914 года
Внешний вид Железного креста претерпел несущественные изменения. В связи с тем, что Вильгельма II звали так же, как и его деда, менять императорский вензель на лицевой стороне креста не пришлось. Заменили лишь дату — там, где раньше стояло «1870», теперь можно было увидеть «1914». В начале 1915 года статут Железного креста был несколько подкорректирован для того, чтобы им можно было награждать иностранных подданных: война вышла за пределы Европы и встала жизненная необходимость в награждении союзников. Ранее же иностранец не мог получить Железный крест, что отличало эту награду от всех других прусско-германских орденов — даже почетнейший Pour le Merite постоянно вручался иностранным военным.
Эта война оказалась неудачной для Германии, ее армии потерпели поражение, и в ноябре 1918 года Германская империя рухнула. Но это отнюдь не сказалось на количестве награждения. Именно во время Первой мировой войны Железный крест стал поистине массовой наградой. Его получило огромное количество солдат; на фронте даже шутили, что избежать награждения Железным крестом 2-го класса можно лишь одним способом — погибнуть в первом же бою. Но это лишь обычный солдатский юмор, нисколько не саркастический — Железный крест оставался почетной и высоко ценимой наградой. Мало того, в годы Первой мировой войны он стал настоящим символом германской армии, германского солдата. А впоследствии, во времена Веймарской республики, многочисленные фронтовики с гордостью носили Железные кресты уже не существовавшего Второго рейха.
За немногим более четырех лет напряженных военных действий — в 1914-1918 годах — Железным крестом 2-го класса было награждено невероятное количество солдат и офицеров — 5 миллионов 196 тысяч человек. (Насколько эта цифра велика, можно судить хотя бы по такому факту: к 1917 году в русской армии количество награжденных Георгиевскими крестами всех степеней превысило 1 миллион 366 тысяч человек. И это при том, что Георгиевский крест не являлся орденом и вручался исключительно солдатам!) Железным крестом 1-го класса были награждены 218 тысяч человек. Пятеро были награждены Большим крестом Железного креста:
Состоялось в годы Первой мировой войны и второе (и последнее) в истории Железного креста награждение «Звездой Блюхера». Ее 12 марта 1918 года получил генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург, в связи с чем «Звезду Блюхера» стали также именовать «Звездой Гинденбурга» (Hindenburgstern).
Генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург, второй после Блюхера — и последний — кавалер Большой звезды Железного креста
Во время Первой мировой войны состоялись и награждения женщин Железным крестом 2-го класса. Их было, правда, немного: всего четверо. Эти награжденные служили прежде всего сестрами милосердия или в составе вспомогательной женской службы. История сохранила нам их имена: Фрида Гессерт (Gessert), Эльфрида Шерханс (Scherhans) урожденная Буххольц (Buchholz), графиня София цу Тёрринг-Йеттербах (Törring-Jetterbach) и Герта фон Ферзен (Versen).
В ноябре 1918 года Железный крест в очередной раз прекратил свое существование, но лишь для того, чтобы возродиться всего через 31 год…
В конце несколько слов о наградах Адольфа Гитлера, полученных им во время его службы в полевых частях баварской армии во время Первой мировой войны — все же данная книга посвящена прежде всего истории Третьего рейха. Тем более что ефрейтор Гитлер имел Железные кресты обоих классов.
Уже став правителем Германии, Адольф Гитлер всегда носил на мундире Железный крест 1-го класса образца 1914 года
2 декабря 1914 года Гитлер был награжден Железным крестом 2-го класса. «Это был самый счастливый день моей жизни, — писал он портному Поппу, — правда, мои товарищи, которые тоже его заслужили, почти все погибли».
Железный крест 1-го класса он получил 4 августа 1918 года, причем не за какой-либо конкретный подвиг, а за постоянное выполнение, с риском для жизни, своих обязанностей связного. Кроме того, Адольф Гитлер за годы войны был награжден баварским Крестом за военные заслуги 3-го класса с мечами (17 сентября 1917 года), Полковым дипломом за выдающуюся храбрость (9 мая 1918 года), черным Знаком за ранение (16 мая 1918 года) и Баварским служебным знаком отличия 3-го класса (25 августа 1918 года).
Чтобы закрыть тему о наградах Гитлера, упомянем и о тех, что он получил после окончания Первой мировой войны. Большинство из них — это партийные награды, но есть и ряд общегосударственных. После 1933-го он получил:
Читать продолжение — книга Константина Залесского «Железный крест. Самая известная военная награда Второй мировой войны»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.