женский стендап что это такое

Юмор без пола (и потолка): кто и как делает «Женский стендап»

женский стендап что это такое. Смотреть фото женский стендап что это такое. Смотреть картинку женский стендап что это такое. Картинка про женский стендап что это такое. Фото женский стендап что это такое

женский стендап что это такое. Смотреть фото женский стендап что это такое. Смотреть картинку женский стендап что это такое. Картинка про женский стендап что это такое. Фото женский стендап что это такое

Шоу появилось в январе этого года, почти сразу после новогодних праздников. Его креативными продюсерами выступили финалистки «Comedy Баттла» Ирина Мягкова и Зоя Яровицына. Они обе пробовали себя в «Открытом микрофоне», но там в финал не вышли. Интересно, что практически все участницы нового шоу появлялись на разных площадках, посвященных юмору.

женский стендап что это такое. Смотреть фото женский стендап что это такое. Смотреть картинку женский стендап что это такое. Картинка про женский стендап что это такое. Фото женский стендап что это такое

женский стендап что это такое. Смотреть фото женский стендап что это такое. Смотреть картинку женский стендап что это такое. Картинка про женский стендап что это такое. Фото женский стендап что это такое

Одни женщины

В одном из интервью, предваряющих шоу, Мягкова и Яровицына рассказали, что отдельной площадки для женщин, занимающихся юмором в этом жанре в России никогда не было, и вот она появилась. На шоу и в качестве актрис, и в качестве продюсеров работают женщины. Женщина есть даже среди операторов.

Без феминизма

Трудно в России быть независимой женщиной, за что-нибудь все время приходится оправдываться, особенно если хочешь понравиться не только женщинам, но и мужичнам. Мягкова, например, постоянно подчеркивает, что шоу не феминистское и вовсе не посвящено половому противостоянию. Впрочем, запретных тем там нет: хотите противостояния – шутите про противостояние.

женский стендап что это такое. Смотреть фото женский стендап что это такое. Смотреть картинку женский стендап что это такое. Картинка про женский стендап что это такое. Фото женский стендап что это такое

Вообще каждая из участниц шутит на те темы, которые ей близки: отношения с мужем, взрослеющие дети, одиночество интеллигентки в большом городе и даже – заметки бывшего гинеколога.

Женщины и гей

Кроме девушек, в шоу есть и мужчина. Павел Залуцкий – открытый гей, который не стесняется об этом рассказывать. Павел родом из Белоруссии, занимается стендапом несколько лет, и аккуратно, без пошлости, шутит на темы, близкие женщинам. Впрочем, его юмор признают достаточно ярким, чтобы рассмешить даже самых брутальных мужчин в зале.

Источник

«Мы, женщины, друг друга не любим» Как юмористки с ТНТ обещали говорить о проблемах женщин, но занялись их травлей

женский стендап что это такое. Смотреть фото женский стендап что это такое. Смотреть картинку женский стендап что это такое. Картинка про женский стендап что это такое. Фото женский стендап что это такое

Шоу «Женский стендап» запустилось весной 2020 года. Авторы идеи обещали, что в нем не будет запретных тем, а женщины с разными взглядами смогут выражать их на большую аудиторию. Надежды на новый формат возлагали и многие зрители: они ожидали, что шоу покажет, что женский юмор — это не только архаичные шутки про домохозяек, несообразительных блондинок и мужские измены. Однако спустя чуть более года они подтвердили: харизматичные и умные артистки, вопреки ожиданиям, продолжают множить стереотипы о женщинах. Корреспондентка «Ленты.ру» просмотрела множество выпусков юмористического шоу, разобралась в том, справедливы ли отзывы зрителей и зрительниц, и в том, какие ценности шоу предлагает зрителям

«Мужской стендап выглядит уныло»

«Женский стендап» должен был стать принципиально новым форматом для ТНТ — телеканала, на котором доминирует мужской юмор. Например, во флагманском юмористическом проекте канала Comedy Club всего одна резидентка — Марина Кравец, причем в шоу постоянно делается акцент на то, что она единственная женщина в проекте. Роли Кравец достаются приблизительно одинаковые: недалекая девушка, ищущая «спонсора»; проститутка; обманутая жена, терпящая измены и алкоголизм супруга. Образы женщин в монологах резидентов Comedy Club также стереотипны: комики высмеивают «пустых и глупых» красоток, умных карьеристок, которые, по их мнению, забыли о своем «месте». В их шутках женщины эмоциональны, истеричны и эгоистичны. Им неведомы логика и критическое мышление. В более позднем проекте ТНТ Stand Up долгое время тоже была только одна женщина — Юлия Ахмедова. Несмотря на то что позднее к шоу присоединились другие девушки, процент их выступлений был крайне низким: как правило, в часовом выпуске был лишь один «женский» монолог.

женский стендап что это такое. Смотреть фото женский стендап что это такое. Смотреть картинку женский стендап что это такое. Картинка про женский стендап что это такое. Фото женский стендап что это такое

Недавно закрывшийся проект Comedy Woman с полностью женским составом участниц неоднократно подвергался критике за стереотипные и женоненавистнические шутки. На протяжении долгих лет в нем обыгрывали одни и те же образы. Среди них — обманутая, глупая, ревнивая или эгоистичная жена, хитрая любовница, повернутая на шопинге девушка, ссорящиеся подружки. Большинство сюжетных ходов шоу было построено на конфликтах и соперничестве между резидентками. Другие известные проекты ТНТ, такие как «Холостяк» и «Дом 2», демонстрировали в основном соперничество женщин ради отношений и их мнимую несостоятельность вне пары.

«Женский стендап» позиционировался как откровение, «срыв покровов для тех, кто считает женский юмор милым и безопасным», — так сообщается в анонсе. Однако для кого он на деле оказался опасным? В 2020 году в интервью Ирине Шихман креативный продюсер проекта Зоя Яровицына утверждала, что в российском обществе наконец созрел запрос на то, чтобы слышать женский голос — именно им, по словам Яровицыной, и стал проект. После первых выпусков зрители подмечали: «После Comedy Woman был стереотип, что бабы в основном порют в стендапе *** (чушь), данный выпуск поменял мнение, спасибо, годно»; «Мужской стендап выглядит уныло по сравнению с девочками».

Действительно, на заре проекта артистки часто высмеивали то, что будто не замечали авторы Comedy Club: самодовольных мужчин и излишне самокритичных женщин, неравноправие в семьях, стереотипы о возрасте и внешнем виде и многое другое. Яровицына поднимала в своих монологах некоторые значимые проблемы: например, говорила о том, что определение «женский» стало синонимом «плохого», или о том, что женские заслуги на фоне мужских часто обесцениваются. Ей вторила ведущая проекта Ирина Мягкова: она с гордостью отмечала, что резидентки поднимают важные для женщин темы, которые табуированы в обществе.

Однако уже тогда не все резидентки разделяли подобные взгляды коллег на юмор: на вопросы об отличиях женского стендапа от мужского они отвечали, что различий никаких нет, кроме того, кто выступает с монологом. Вероятно, именно это мнение вскоре разделил и Comedy Club Production, занимающийся подготовкой выпусков передачи.

Недружба

Несмотря на то что многие монологи, действительно, казались злободневными и ироничными, избежать претензий из-за клише «Женскому стендапу» не удалось. Еще в конце 2020 года в своем интервью Ирина Шихман раскритиковала и Мягкову, и Яровицыну за то, что обе они используют в монологах стереотипы о женщинах. «Если кто-то захочет — пошутит. Никто не хочет. Есть темы, которые нас волнуют, и мы про них шутим. Значит, мы такие ограниченные люди. » — говорила в ответ на это Мягкова.

У нас первая задача — что должно быть смешно. Поэтому когда мне там какие-то говорят претензии, что вы поддерживаете патриархат, вы не продвигаете феминизм, — так, а где мы сказали, что мы будем его продвигать? Мы делали юмористическое шоу, мы его сделали

При этом в сети широко известен ее монолог под названием «О кризисе среднего возраста, тупых девушках и женской дружбе». В нем стереотипы и жестокие шутки витиевато переплетаются с их оправданиями. Всем, кто всерьез воспринимает ее «шутки», будто бы попросту не хватает здравого смысла, полагает она. «Залезу на шест и как с высоты шлюшьего полета как все осознаю! Вы знаете, что больше всего меня в этом бесит? Почему нам всегда прилетает от баб? От своих же, прикиньте?» — завершает она монолог, странным образом сводя вместе тему поддержки с критикой женщин, которые занимаются танцами на пилоне. «Мать, а ты не поздно решила ворваться в карьеру стриптизерши? Ну просто ей 37 лет, представляете 37-летнюю стриптизершу, которая после каждого трюка на шесте говорит «хоба-на»? Они называют это хобби», — рассказывает Мягкова под гомерический хохот зала, нанося те самые удары, которым она удивится в финале монолога.

Также она утверждает, что мужской кризис среднего возраста с мотоциклами и тусовками намного интереснее и ярче, чем женский с «кружками по интересам», и предполагает, что хотела бы себе именно первый сценарий. В итоге Мягкова приходит к выводу: «Мы, женщины, друг друга не любим». Будто в доказательство собственных слов комикесса ставит диагноз любым дружеским отношениям между женщинами — мол, дружить женщины могут только вдвоем против третьей, иначе никак. Кстати, во многих монологах резиденток женщины называются «бабами» — по поводу и без, вне зависимости от эмоциональной окраски.

Нелюбовь

женский стендап что это такое. Смотреть фото женский стендап что это такое. Смотреть картинку женский стендап что это такое. Картинка про женский стендап что это такое. Фото женский стендап что это такое

При этом, согласно монологам Яровицыной, жить в браке намного лучше, чем без него. Стадия первых свиданий и влюбленности в нового партнера в ее выступлениях рисуется кошмарной: «Вот это дурацкое время, когда тебе нужно делать вид, что ты идеальная. Краситься каждый день, писать на беззвучном режиме, думать, как бы ему намекнуть, что ты в постели огонь, но не шлюха». Несмотря на то что комикесса нередко говорит об ошибочности стереотипов, в этом выступлении необходимость «казаться» подается для женщин как аксиома. Правда, в других монологах Яровицына иронизирует и над этим: «Мужчины часто требуют от женщин невозможного — например, они практически все хотят, чтобы девушка в сексе была раскованной, умелой, все знала, но чтобы до него у нее было мало парней. В идеале — один. Видимо, тренер, только он ее готовил не к Олимпиаде, а к Сергею. И не сам типа, а чисто на тренажерах».

Однако вопросы внешности и того, что женщинам необходимо казаться идеальными, остаются открытыми: резидентки «Женского стендапа» нередко говорят о заниженных требованиях к представителям мужского пола и завышенным в отношении женщин, но, в основном, в контексте неизменной данности. Яровицына, по ее собственным словам, вышла замуж, потому что сорвала джекпот — в ее муже воплотились сразу два положительных качества: «веселый и моется». Мягкова же, в оправдание своей нынешней смелости и откровенности, приводит раннее замужество и неопытность до развода.

Парадоксальные высказывания, в которых юмористки пытаются то подкрепить, то опровергнуть стереотипы, иногда соседствуют не только в разных монологах, но даже внутри одной фразы. «Смотрите, я не феминистка, но я считаю, что женщинам приходится намного сложнее, потому что к нам предъявляется больше требований», — предупреждает Яровицына. С одной стороны, она признает то, что неравноправие существует, с другой — открещивается от принадлежности к тем, кто декларирует борьбу с ним.

Нелогичность

Заявленная главными авторами шоу позиция — шутить лишь про то, что волнует женщин, казалась вполне логичной. «Женский стендап» на то и женский. Да и идея продемонстрировать, что женские шутки — не про кошечек и бантики, тоже вполне жизнеспособна. Но в какой-то момент эта последовательность рассыпалась.

Логика проектов Comedy Club Production оказалась универсальна: если в привычном Comedy Club есть только одна девушка, то в проекте, в названии которого указано, что он «женский», появился мужчина. При этом ввели его не в качестве конферанса (как Дмитрия Хрусталева и приглашенных в эпизоды актеров в Comedy Woman), а как полноценного артиста «Женского стендапа». Так в проекте появился комик и открытый гей Павел Залуцкий.

женский стендап что это такое. Смотреть фото женский стендап что это такое. Смотреть картинку женский стендап что это такое. Картинка про женский стендап что это такое. Фото женский стендап что это такое

В интервью Ирине Шихман Мягкова и Яровицына назвали его «фишкой» и заявили, что он был привлечен «для разнообразия». На упреки в том, что таким образом они лишь подкрепили стереотипы, они ответили туманно, сообщив, что у них нет никакой глобальной цели. Однако почти сразу назвали понятной причину, по которой в шоу пригласили Залуцкого: «Знаешь, есть такая легкая ассоциация с обычной жизнью — всегда в компании девочек есть гей. Подружки и гей!» Сам Залуцкий начал свой первый монолог тоже в русле клише: предположив, что зрители в зале будут недоумевать, что делает мужчина в «Женском стендапе», он ответил, что он открытый гей. Остается только предполагать, смогли ли зрители увидеть в этом логику.

Неравноправие

Однако если женщины в монологах резиденток постоянно балансируют между сложностью собственной жизни и попытками хоть как-то существовать в ней по собственным правилам, то у мужчин никакого выбора нет вовсе: в монологах все они самоуверенные, самовлюбленные, неверные и недалекие. Мужчинам в мире «Женского стендапа» живется легко и просто: их во всем поддерживают друзья и родители, общество всегда занимает их сторону и прощает абсолютно все — от глупых и хулиганских поступков, до постоянных измен. А если мужчина не изменяет, то это скорее его недостаток: значит, никто из подруг даже не думает позариться на такого.

Когда авторы «Женского стендапа» впервые объявили о том, что в третьем сезоне проекта появятся новые резидентки, многие зрители возлагали на них большие надежды. В комментариях к первому выпуску сезона они заявляли, что юмор фрешменок более интеллектуальный, чем прежний. Но нашлись и ценители классики, которые воспринимали монологи резиденток исключительно через призму стереотипов:

— Весь выпуск высматривала в зале Марию Маркову. Была почти все время очень грустная и редко смеялась. Очень надеюсь, что у нее все в порядке.
— Не боись, у нее все супер, она просто была сконцентрированная на поиске мужика

Хотя проект и рассказывает о современных молодых женщинах, которые пытаются реализовать себя, он будто загоняет их в рамки. Героини монологов — это женщины, которые получили право работать и реализовывать себя, но они все равно должны обслуживать в быту всю семью — резидентки признают, что это несправедливо и глупо, но подают как неизбежную данность. Женщины вправе жить так, как они хотят, и быть собой, но мужчины все равно будут играть в их жизни ведущую роль (одна из юмористок даже утверждает, что ей нужен муж, который будет ее «осаживать»). Женщины могут жить, как хотят, и спать, с кем хотят, но осуждения общества им не избежать. Осмеянию в «Женском стендапе» может подвергаться любой личный выбор.

«Они все стали уже прям прогибаться под московский ритм. Недавно с девчонками виделись, и одна пришла в каких-то огромных шароварах, какой-то здоровой рубахе, стоит в углу, пьет воду и говорит: «Я сошла с ума. Мне жопа. Я хожу в странных тряпках и питаюсь травой». Ну, это мы так услышали. Потому что она говорила что-то про чакры, про гармонию, вот это вот все говно для людей, которые раз в жизни съездили на Бали», — говорит комикесса.

Источник

Расизм, беременность и сексуальное насилие: как женщины пробились в стендап и о чем они шутят

Традиционное общество считало, что женщине неприлично иметь чувство юмора. Тем не менее женщины всё равно шутили — и в литературе, и в кино, и в стендапе. Почитайте о том, как в 1960-х на американскую сцену попали первые комедиантки и какой путь проделали: от самоуничижительного юмора до остросоциального, от подражания мужчинам до открытого разговора о сексе и других непростых вещах с женской точки зрения.

Еще в 1695 году английский драматург Уильям Конгрив сказал, что если женщины и могут быть смешными, то только случайно: «Возможно, их страсти слишком сильны, чтобы позволить юмору развиваться, или, может быть, из-за их естественной холодности юмор не может проявить себя настолько экстравагантно, как у мужчин», — предположил Конгрив в письме Джону Деннису, критику и теоретику драмы.

Вплоть до начала ХХ века бытовало мнение, что женщины и чувство юмора несовместимы. Умение шутить тесно связывали с качествами, которые традиционно приписывали мужскому полу: для хорошей остроты необходима интеллектуальность и дерзость, а в обществе на рубеже XIX–XX веков они ну никак не ассоциировались с феминностью.

Женщины считались пассивными и чувствительными существами, которые руководствуются своими эмоциями, а это мешает юмору. Конечно, ведь для создания шуток нужен разум!

Французский философ Анри Бергсон в эссе «Смех» (1900) подтверждает эту мысль: «Комическое может возыметь воздействие, только если коснется совершенно спокойной, уравновешенной поверхности души. Равнодушие — его естественная среда. У смеха нет более сильного врага, чем переживание… Комическое для полноты своего действия требует как бы кратковременной анестезии сердца. Оно обращается к чистому разуму». Конечно же, отключить сердце и оставить чистый разум могли только мужчины!

Любопытно, что спустя больше ста лет в статье «Почему женщины несмешные?» (2007) колумнист Кристофер Хитченс всё еще рассматривает способность женщин к юмору как что-то биологически неоправданное. Идея автора состоит в том, что умение шутить для мужчины практически то же самое, что для женщины — быть привлекательной: «Женщинам не надо шутить, чтобы понравиться мужчине, потому что они и так нас притягивают».

Есть и научные исследования, согласно которым публика обоих полов больше смеется над мужскими шутками, чем над женскими. Например, американский нейробиолог и профессор психологии Роберт Провайн в своей статье пишет: «Данные свидетельствуют о том, что мужчины являются ведущими производителями юмора, а женщины — потребителями».

женский стендап что это такое. Смотреть фото женский стендап что это такое. Смотреть картинку женский стендап что это такое. Картинка про женский стендап что это такое. Фото женский стендап что это такоеМэй Уэст

Женщины, шутившие до стендапа

Тем не менее все эти предрассудки не остановили женщин, решивших преуспеть в жанре, который традиционно считался мужским. Как пишет Нэнси А. Уокер в книге «Очень серьезная вещь: женский юмор и американская культура», общество в каком-то смысле лишило женщин чувства юмора на «видимом» уровне, но это не значит, что в реальности они его не проявляли. Юмористические пьесы, очерки и стихи появлялись из-под пера женщин и принимались аудиторией и критиками.

К слову, в 1930-х студии Paramount Pictures очень повезло с Мэй Уэст. Компания тогда находилась на грани банкротства и не могла тягаться с MGM, которая торговала лицами Кларка Гейбла и Греты Гарбо. Именно Уэст своими острыми шутками вернула Paramount Pictures аудиторию: зрители с удовольствием шли в кино смотреть, как она стреляет панчлайнами и делает это как никто до нее (и мало кто после). Героини Уэст — уверенные в себе женщины, которые знают, чего хотят, и не боятся своих желаний.

Исследовательница Даниэль Рассел пишет, что роль женщины-комика состоит из двух противоречащих друг другу позиций: быть женщиной — значит быть пассивной, а быть комиком — значит привлекать к себе внимание и действовать с позиции власти. Эти две идентичности с консервативной точки зрения несовместимы.

«Я думаю, что женщинам быть комиками намного сложнее, — заявил в интервью The Rolling Stones ведущий вечернего шоу Джонни Карсон, у которого дебютировали многие успешные стендаперы. — Их не так много. И те, кто пытаются, иногда слишком агрессивны. Это нормально для парней, но женщинам это не всегда идет».

Стендап-комедия — жанр, который исторически принадлежал мужчинам. Хотя он сравнительно новый и появился только в первой половине ХХ века, истоки стендапа можно проследить и в ХIX веке, и в водевилях ХХ века. Первые комики, выступавшие со сцены, были мужчинами: Фрэнк Фэй, Джек Бенни, Боб Хоуп.

И даже спустя почти полвека после этого Марк Бреслин, стендап-комик и владелец сети комедийных клубов в Канаде, всё еще называл стендап последним бастионом гетеросексуального мачизма в шоу-бизнесе.

Очевидно, что такая монополия мужчин на шутки и мешала женщинам добиться успеха. О маскулинности сферы юмора говорит и Джоан Риверс, одна из первых женщин-комиков на американской стендап-сцене:

«Встать и взять вербальный контроль над аудиторией очень сложно. Женщин с детства угнетали и не разрешали этого делать. Кроме того, женщины хотят быть привлекательными, а комики не должны быть такими».

Из книги Сьюзен Горовиц «Королевы комедии»

Но так или иначе, с середины ХХ века на комедийной сцене всё чаще стали появляться женщины.

Женщина в стендапе не должна «радовать глаз»

Поначалу женщины-комики старались не привлекать лишнего внимания к своей внешности, предполагая, что это может отвлекать аудиторию. Главная задача была заставить слушать себя, а не глазеть.

А вот Филлис Диллер в 1950-е прославилась как раз благодаря так называемым body jokes: она выходила на сцену с огромными начесами, намеренно скрывала свою фигуру самыми диковинными нарядами и смеялась над своим внешним видом. Она превратила себя из автора в объект, высмеивая не только свою внешность, но и свою жизнь в целом.

Комедиантка Бонни Макфарлейн рассказывает, как менеджеры навязывали ей традиционно женственный внешний вид. Несмотря на определенный успех Бонни, ее агенты хотели, чтобы она «одевалась сексуальнее и выглядела счастливее». Они всё время повторяли ей: «Надо больше макияжа, надевай более открытую одежду, чаще улыбайся и избавься от бейсболки — или хотя бы надень ее задом наперед».

Как вспоминает Макфарлейн, однажды продюсер пригласил ее на обед и сказал: «Ты могла бы быть звездой, если бы просто улыбнулась».

В 2015 году в The Guardian вышла статья Софии Бенуа, которая еще раз напоминает: женщин-комиков нельзя оценивать, прибегая к сексуальным характеристикам.

Отталкиваясь от фразы Funny women are the new hot women, замеченной в соцсетях, Бенуа говорит, что общество всё еще не научилось превозносить женщин, не акцентируя внимание на их привлекательности.

Самоуничижительный женский юмор — наследие мужского

Гендерный дисбаланс в стендапе объясняет, почему женщины равнялись на лучших комиков-мужчин и перенимали их стиль. В сериале «Удивительная миссис Мейзел» о еврейке-домохозяйке, покоряющей комедийную сцену Нью-Йорка 1950-х, показано, как это происходило. В одном из эпизодов главная героиня после нескольких удачных выступлений решает прокачать свое умение шутить и покупает пластинку (а тогда стендапы записывали на пластинки!) легендарного комика Редда Фокса. Слушать его Мидж будет у себя в комнате, прячась от консервативной еврейской мамы.

Еще в 1950–1960-е Ленни Брюс заработал славу самого шокирующего комика и навсегда изменил стендап. Он стал своего рода мостиком, соединяющим юмор и реальную жизнь, — прямо по Анри Бергсону, который утверждал, что чем выше поднимается комедия, тем больше она сливается с реальной жизнью.

Брюс не скрывал, что известен скорее как человек скандальный и непочтительный. Так, на шоу Стива Аллена он определил себя как «семантический капкан дурного вкуса».

Ленни Брюс стал ролевой моделью для многих комиков того времени. Он одним из первых показал, как можно работать с материей юмора и какие новые формы могут обретать шутки. Брюс называл себя «хирург со скальпелем для ложных ценностей». Это тоже рифмуется с определением юмориста в понимании Бергсона:

«Это моралист в тоге ученого, своего рода анатом, рассекающий труп только для того, чтобы внушить нам отвращение к нему».

У комедийных скетчей появились новые функции. Теперь это не просто развлекательная программа, цель которой — рассмешить зрителя.

Шутки превратились в орудие социальной критики: они становились более личными и более политическими, а юмор в целом стал провокативнее и психологичнее. Дистанция между аудиторией и комиком постепенно сокращалась.

Очевидно, «мужской» стиль повлиял на то, как шутили женщины. В начале 1960-х Джоан Риверс была «борщовым» комиком — так называли артистов, выступающих на богатых еврейских курортах в горном районе Кэтскилла, также известного как «Борщовый пояс» — с шутками о том, как она росла единственной еврейкой в католическом районе. Но уже в 1970-х она затрагивала темы, о которых было не принято говорить вслух, и уж тем более женщинам. В своих выступлениях она говорила о сексе, абортах, беспорядочных сексуальных связях, заставляя всех не только слушать и смеяться, но слышать и реагировать.

В то же время она нередко прибегала к самоуничижительному юмору: шутила про пуш-ап и свою маленькую грудь, рассуждала о том, чем вторые жены лучше первых, говорила, что мужчины ищут взглядом и тратить свое время на книжки ни к чему, высмеивая вместе с тем то, как консервативное общество относится к одиноким женщинам: «Если ты незамужняя девушка старше 21 года — лучше быть мертвой».

Как пишет Сьюзен Горовиц в книге «Королевы комедии», самоуничижительный юмор для женщин тесно связан с принятием:

«Логика заключается в том, что если вы делаете то, чего женщина делать не должна, вас могут принять, только если вы покажете, что не думаете о себе как о женщине».

Когда женщина унижает себя на сцене, она как будто перестает говорить от лица женщины, что, в свою очередь, уменьшает предвзятое отношение аудитории к комедианткам. Комик на сцене доминирует, он всегда говорит с позиции власти. И аудитория (особенно ее мужская часть) не всегда готова эту власть отдать женщине.

Но если женщина говорит о себе самоуничижительно, то она как будто лишает себя этой власти и разделяет власть над собой со зрителями. Так комедиантки становятся привлекательнее, если аудитория не готова к агрессивному женскому юмору.

«Новая волна» женского юмора 1980-х

Как пишет американский журналист Ричард Зоглин, «в процветающем мире комедийных клубов Нью-Йорка и Лос-Анджелеса в течение большей части 1970-е годов женщин-комиков было мало. Хорошие встречались еще реже. Хороших, которые по популярности могли хоть немного сравниться с коллегами-мужчинами, почти не существовало».

Гендерный дисбаланс в этой сфере остается и в наши дни. Например, в британском юмористическом гостевом шоу Mock the Week к 2014 году женщины появлялись всего в 28,8% случаев. Однако ситуация в целом улучшается с каждым годом. Комик Сара Шефер приводит такую статистику: если в 2012 году на канале Comеdy Central было 8% шоу, созданных женщинами, то в 2017 — уже 35%.

Комики-мужчины ее по-своему уважали: однажды после ее выступления стендаперы Ричард Белзер и Фредди Принц вышли на сцену и посвятили ее в свой бойз-клуб, притворяясь, что писают на нее.

Это были времена, которые Реджина Баррека в книге «Они называли меня Белоснежкой, и я сбилась с курса» (а это, кстати, слова Мэй Уэст) описала так: «Сфера юмора традиционно принадлежала группе мальчиков с шариками из презервативов, пока в 1980-х на сцене внезапно не появились девочки с булавками и чувством юмора».

На шоу Джонни Карсона, проложившем дорогу к славе многим комикам-мужчинам, Барр дебютировала, рассказывая забавные истории из жизни домохозяйки с лишним весом («домашней богини», как она себя называла), которая 13 лет прожила в браке и рада наконец-то выйти из своего дома в пригороде.

В 1986 году у Карсона выступила и Эллен Дедженерес, иронизируя над эйджизмом, всеобщим желанием быть в форме и собственной семьей. Она даже решилась на звонок Богу, чтобы спросить, зачем на Земле существуют мухи, и обменяться с ним парой шуток (примечательно, что Бог-Отец выдает типичные «папины шутки» — dad jokes).

Эту сцену телефонного разговора Эллен сравнивали с выступлениями комика Боба Ньюхарта, да и сама Дедженерес упоминала, что он сильно на нее повлиял. Кроме Ньюхарта, она вдохновлялась Стивом Мартином и Вуди Алленом. Его оскароносная романтическая комедия «Энни Холл» (1978) о невротичном еврее-комике и начинающей певице подарила надежду многим стендаперам. После этого комедиантов наконец-то стали воспринимать всерьез.

Женская неполиткорректность 1990-х

Лампанелли называли Queen of Mean — «королева грубостей». Свой стендап Take It Like A Man она начала, сходу сравнив лысого мужчину в первом ряду с дилдо. Неполиткорректные шутки, пародирующие расистские стереотипы, — хлеб Лампанелли.

Потом она продолжит говорить об этом, считая истории жертв изнасилования идеальной темой для комедии: «Кажется, шутки об изнасиловании делают твой материал опасным. На деле это самая безопасная тема для комедии. В этом и хитрость! Кто пожалуется на шутки про изнасилование? Жертвы изнасилования? Они даже про изнасилование не сообщают», — говорит Сильверман, тем самым поднимая вопрос о том, что в обществе замалчивается тема сексуального насилия.

«Ограничения — во многом лучшая вещь в комедии. Я борюсь с ними. Мне не нравится, когда мне указывают, что делать. Я комик, и у меня на это аллергия. Но ограничения заставляют искать новый путь», — рассказывала Сара в интервью.

Реакция на #MeToo и пересмотр юмора

Спустя 12 лет после шутки про изнасилование Сара Сильверман в очередном интервью уже после #MeToo сказала, что сейчас бы не стала этого делать: «В юморе не на всё есть зеленый свет! Есть шутки 15-летней давности, которые я бы не стала произносить сегодня, потому что я не такая невежественная, как тогда».

Уитни Каммингс в стендапе Can I Touch It? затрагивает актуальную проблему сексуальных домогательств, #MeToo и того, как это меняет сложившуюся модель поведения мужчин и женщин — критикуя и тех, и других.

«Мы все сейчас ходим словно в скорлупе — никто не говорит плохо о женщинах, иначе все развопятся. Так нельзя. Нужно вернуть возможность говорить открыто в случаях, когда женщина ведет себя как дура. А таких вокруг немало. Есть у кого подружки, которые считают себя феминистками, но на деле просто стервы? Кто-то должен был это сказать» — и Уитни говорит об этом с позиции женщины.

В ее выступлениях тоже немало самосатиры: «В наше время с женщинами надо проявлять терпение. Всё случилось очень быстро. На протяжении тысяч лет никого не волновали наши чувства или наше мнение», — говорит Каммингс и как бы просит не ожидать многого от тех, кто только недавно делал селфи с собачьими ушами, а теперь должен высказать свою позицию.

Может быть интересно:

Когда Аида Родригес поднимает тему #MeToo, она говорит женщинам об их силе: «Нам не нужно кричать в твиттере, писать глубокомысленные статьи. Нас больше, чем мужчин. Если бы мы захотели показать им, что к чему, нам лишь нужно было бы окружить мужчин, поставить геев у выходов и избить их до полусмерти».

Об этом она говорила в своем выступлении на шоу Тиффани Хэддиш «Они готовы» (They Ready). Это проект из 6 эпизодов, в каждом из которых выступает комикесса, которую выбрала сама Хэддиш. Так она дает голос талантливым комедианткам, которым сложно пробиться на вершину — но «они готовы». В шоу участвуют только женщины (в том числе цветные, лесбиянки и трансгендеры), демонстрируя всё разнообразие женского стендапа.

Расовые особенности женского стендапа

Али Вонг — тот случай, когда комик представляет сразу две угнетаемые группы. Для азиатки преуспеть в комедии значит больше, чем для обычной белой женщины.

В интервью Али рассказывает, как едва не бросила стендап из-за расистских высказываний. Ведущий в одном из клубов, где она выступала, представил ее как девушку «из тех, кто делает вам маникюр и стирает ваши вещи».

Тогда Али все-таки нашла в себе силы продолжить и считает, что если азиатская женщина хочет преуспеть в комедии, она должна думать в первую очередь про юмор, а не про то, что она азиатка. «Если с самого начала видеть в этом слабость, это и будет вашей слабостью», — говорит Али.

Али Вонг в своих выступлениях тоже упоминает моменты, связанные с расовыми различиями, но это юмор, направленный на самих азиатов. Например, она рассказывает, что они с мужем наполовину из «модной» Азии — Китая и Японии, а наполовину из «трущоб» — Филиппин и Вьетнама, а их любимое занятие — ругать корейцев.

Можно ли шутить над материнством?

Впрочем, тематически стендапы Али Вонг сосредоточены в большей степени на отношениях мужчины и женщины. Если и помещать ее в какую-то особую нишу, то определенно в нишу комедианток-матерей.

В двух самых популярных выступлениях для Netflix Али вышла на сцену беременной. В Baby Cobra (2016) она была на 7-м месяце беременности, а в Hard Knock Wife (2018) ждала уже второго ребенка.

Вот что в своем шоу говорит сама Али: «Это редкое и довольно необычное явление — видеть, как беременная комикесса выступает на сцене, потому что женщины-комики не беременеют. Попытайтесь вспомнить хотя бы одну. Их нет! Как только они беременеют — они исчезают. Многие мои подруги-комики, более известные и успешные, чем я, отговаривали меня заводить ребенка. „Зачем тебе ребенок, ты исчезнешь! Ты станешь отстойной мамочкой-домохозяйкой“. А я думала: о да, это мечта. В этом и смысл. Это моя победа», — иронизирует Вонг, хотя сама уходить из комедии не собирается.

Беременная женщина, выдающая панчлайны на сцене, — явление и правда редкое, но Али не единственный пример. В начале этого года Эми Шумер в стендапе для «Нетфликса» Growing тоже появилась «с животом», посвятила этому не одну шутку и даже показала его публике, чего явно никто не ожидал. «Знаете, с кем не прикольно быть беременной в одно и то же время? С Меган Маркл!» — жалуется Эми.

При этом она высмеивает королевскую традицию, которая устанавливает нереалистичные ожидания от беременности и родов (да и массовую культуру, которая этому способствует, тоже).

После того как Али Вонг родила первенца, она вновь вернулась на сцену беременной и продолжила истории про «домашнюю мамочку».

Теперь она никому не желает оставаться дома один на один с «человеческим тамагочи, который только ест, испражняется и спит», и предупреждает зрителей обо всех последствиях родов, о которых обычно умалчивают: «Роды — ничто по сравнению с грудным вскармливанием!», «Мое тело — пищевая фабрика».

Со сцены она требует декретного отпуска: «Во всех странах первого мира — Канаде, Франции, Германии — женщины с рождением ребенка получают три года оплачиваемого отпуска. В США мы получаем ни хрена».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *