женское седло для лошади 19 век чем отличаются
Женское седло для лошади 19 век чем отличаются
#реал #длиннопост #картинки_в_блогах #записки_единорожки
Обязательная к изучению тема для написания романов об эпохах, когда такие приспособы существовали и активно использовались. Кому-то может пригодиться для фентези.
Сразу отмечу, что в настоящее время все всадники ездят в самых обычных «мужских» седлах. Дамские седла сейчас редкость. Их используют преимущественно для фотосессий или на конюшнях, где практикуют именно такой стиль езды. В наше время дамское седло – это примерно то же самое, что автомобиль с открытым верхом: прикольно, охота прокатиться, но осенью пересаживаешься в нормальную машину.
И да, на всякий случай, мужчины точно так же могут ездить в дамских седлах, ничто не препятствует этому, кроме их собственного нежелания этого делать.
Дамские седла существовали по следующим причинам:
1) Женщины носили длинные юбки, в которых было не усесться на лошадь;
2) Ходило мнение, что езда в «мужском» седле деформирует половые органы женщины, препятствует деторождению и т.д. Все это, конечно, мифы;
3) Знатным дамам не пристало гоняться за мужиками по полям и лесам, они должны были красиво сидеть на лошади.
Немного окунемся в историю дамского седла.
Изначально дамское седло не было седлом. Это было кресло, установленное на лошадь. Потом к нему пристегнули еще специальную дощечку, чтобы дама удобно ставила на нее ноги. Я не шучу.
Ездить в таком кресле самостоятельно было абсолютно невозможно, поэтому даму всегда сопровождал человек, который вел лошадь под уздцы. Даме отводилась роль красивого дополнения к креслу.
Конечно, это было не круто, не классно, женщине хотелось тоже брать на себя управление и вот в 1382 году Анна Богемская (жена Ричарда II) решила, что хватит это терпеть, и ввела в обиход первое дамское седло, в котором женщина могла развернуть корпус по направлению движения лошади. Такие седла имели только нижнюю луку (в дальнейшем вы поймете, о чем я говорю).
Верхняя лука появилась около 1580 года во Франции благодаря Екатерине Медичи. Изобретение верхней луки сделало посадку всадницы более устойчивой, езду безопаснее, а также дало возможность всаднице спокойно передвигаться любым аллюром при желании.
До 1830 года ничего в дамских седлах не менялось. Но в тот год француз Шарль Пелье изобрел усовершенствованную нижнюю луку, которая привинчивалась к седлу, меняла положение и была изогнута, повторяя изгиб ноги всадницы. Это, в том числе, позволяло всадницам прыгать в дамских седлах.
В 1870 году пришли еще два важных усовершенствования:
— специальная балансировочная подпруга, позволявшая более плотно и устойчиво закрепить седло;
— безопасное стремя, которое раскрывалось при падении всадницы, освобождая ее ногу.
До изобретения безопасного стремени большинство падений заканчивалось смертью всадницы, потому что нога застревала в стремени, испуганная лошадь тащила тело всадницы за собой многие километры, периодически дубася ее копытами. Для тех, кто никогда не видел, как подобное происходит (аккуратно, шок-контент): https://youtu.be/aH3VzZU09iQ (со 2 минуты).
В 20 веке женщины наконец пересели в самые обычные «мужские» седла, которые вовсе и не мужские. Дамское седло с тех пор блажь, а не необходимость.
Сейчас всадница может ездить в дамском седле и в самой обычной одежде для верховой езды:
В настоящее время дамские седла достаточно популярны в Англии (где ж еще-то?), там женщины часто выезжают в них на современный аналог конной охоты. Лично я конную охоту в современном мире абсолютно не приемлю, потому что это: травмирует лошадей, травмирует людей, мешает автомобилистам и создает опасные ситуации не только на дорогах, но и в людных местах. Но об этом как-нибудь потом.
Лошадь для дамского седла
Лошадей для женщин подбирали всегда невысоких, с достаточно широкой спиной, чтобы седло не скатывалось никуда, подпругу затягивали сильнее, чем на мужских седлах. С изобретением балансировочной подпруги, дамы получили возможность ездить на лошадях более легкого сложения.
(Когда ты – идеальный пузатик для дамского седла)
Лошадь должна была быть спокойной, добронравной, очень ленивой, не любить подниматься в галоп, так как большинство всадниц хорошо сидели только на шагу, и даже рысь была для них испытанием. На самом деле, большинство всадниц ездили ОЧЕНЬ плохо. Конструкция седла с двумя луками не давала им так легко падать при всем при этом.
Лошадь специальным образом выезжали, чтобы она умела реагировать на команды хлыстом. Так как с правой стороны лошади нет ноги всадника, ее заменял длинный хлыст, которым отдавали команды при необходимости. Точно такой же принцип используют и по сей день.
В настоящее время лошадь для езды в дамском седле должна быть не только идеально выезженной, но еще и очень честной, исполняющей сложные элементы и прыжки без особой поддержки со стороны всадника.
Я покажу вам конструкцию современного седла, а если вам нужен будет более древний его вариант, вы обратитесь к исторической справке выше и просто уберете лишние элементы, согласно вашей эпохе.
Интересный факт: раньше дамское седло могло весить до 15кг, в настоящее время оно максимально облегчено и вес снизился до 5-7 кг.
Итак, вот внешний вид дамского седла:
Подушка, на которой сидит всадница, гораздо более толстая, чем в обычном седле, за счет этого всадница сидит выше, что может с непривычки выбивать из колеи и создавать ощущение неустойчивости посадки.
Подушка достаточно плоская, в отличии от обычных седел, это связано с большей площадью соприкосновения с пятой точкой всадника.
Выросты, которые вы можете наблюдать слева, это и есть те самые «луки». Верхняя и нижняя лука соответственно. Надеюсь, никто не запутается в их определении. Луки всегда располагаются с левого бока лошади. На верхнюю луку всадница кладет правую ногу. Левая нога всадницы находится ПОД нижней лукой. Левая нога ставится в стремя, получается одновременный упор и в стремя в луку, что и позволяет всаднице удерживаться в седле.
Стремена у таких седел всегда достаточно короткие, чтобы нога всадницы удобно упиралась в луку и давала больше возможности управлять корпусом, например, во время прыжков.
Размер дамского седла бывает разный и подбирается в зависимости от размеров всадницы. Это очень важно, если седло будет больше или меньше необходимого размера, ехать будет сложно, а то и вовсе невозможно.
Здесь вы можете наблюдать обратную сторону дамского седла и балансировочную подпругу (это дополнительный ремень, уходящий к задней части седла):
Современное дамское седло бывает даже в стиле вестерн, чтобы принимать участие в соответствующих вестерн-дисциплинах. Отсюда плавно переходим к вопросу того, чем можно заниматься в дамском седле.
Почти всем тем, что и в обычном. С одним лишь НО. Всадница в дамском седле НИКОГДА не сможет делать такие же сложные элементы, как всадницы в обычных седлах. Это связано не только с особенностями посадки (например, прыгать в дамском седле очень сложно и опасно), но и с особенностями управления лошадью, когда у вас фактически нет одной ноги.
Касаемо, например, классических европейских видов спорта, всадницы в дамском седле принимают участие в соответствующих турнирах по выездке, конкуру и даже троеборью. У них есть свои элементы, свой уровень сложности и своя максимальная высота на маршрутах.
Далее вы можете наблюдать кадр момента покорения очередного мирового рекорда. Прыжок в дамском седле через препятствие высотой 2м 16см.
Как вы видите, всадницу выкинуло из седла и подбросило над спиной лошади, она держится за счет повода. При приземлении весь вес ее тела упадет на лошадиную спину. В дополнении к тому, что лошадь и так только что приземлится после достаточно высокого и опасного прыжка, на нее упадет еще 60 килограмм веса, абсолютно ничем несамортизированные. По этой простой и незатейливой причине я против преодоления высоких препятствий в дамском седле.
Если кто хочет посмотреть, как происходят прыжки на достаточно большую высоту в дамском седле (предыдущий рекорд высоты): https://youtu.be/szeRobRvK8I
Как научиться ездить в дамском седле?
Найти тренера, который специализируется на этом.
Обучение езде в дамском седле проходит проще для опытных всадников, потому что они уже знают, как управлять своим телом, рапределять его вес и баланс. Но для тех, кто никогда не сидел верхом, езда в дамском седле также возможна. Есть специализированные школы, где обучают езде именно на такой манер. Это тяжелее для новичков, но вполне реально.
Почему ездить в дамском седле сложнее, чем в обычном?
— вес тела приходится смещать на правую сторону, чтобы сбалансировать вес ног слева;
— всаднице КАТЕГОРИЧЕСКИ необходимо отучить себя от повода и иметь максимально мягкую руку, чтобы не дергать лошадь за рот на каждом темпе;
— всаднице необходимо умение правильно работать хлыстом в правой руке;
— всадница должна уметь легко выпускать из рук повод и быстро набирать его снова, если она желает обучиться прыжкам в дамском седле;
— нужна прекрасно выезженная лошадь, поди найди еще такую в условиях российской действительности.
Преимущества дамского седла
Это прекрасный способ разнообразить свою конскую жизнь, научиться чему-то новому, проверить свои навыки баланса и стабильного корпуса. Также в дамском седле принято ездить с максимально правильной осанкой, прямой спиной и гордо поднятым подбородком, что также улучшает посадку и в обычном седле.
Кроме того дамские седла идеальны для фотосессий в красивых платьях и не только!
(Жахнуть перед поездочкой – бесценно)
(Фужерчик отдайте, пожалуйста)
И напоследок здесь вы можете посмотреть, как всадницы двигаются на шагу, рыси и галопе: https://youtu.be/qe9wiR15wSc
Надеюсь, информация была вам полезна. Задавайте вопросы по упущенным мной нюансам в комментариях. Всем спасибо 🙂
Спасибо за интересную и познавательную статью )) Кстати, в некоторых фильмах и на некоторых картинах, где показаны сюжеты из эпохи раннего средневековья (задолго до крестовых походов), женщины сидят в длинных юбках в мужском седле. Как, например, здесь: Насколько такое реально? PPh3 В остальном же женщины прекрасно чувствуют себя в «мужском» седле 🙂 И даже в юбке это вполне возможно. Другое дело, что в длинной юбке действительно небезопасно. Дамская верховая езда – искусство или опасная прихоть?Дамская верховая езда – искусство или опасная прихоть? Женское седло отличается от обычного в первую очередь использованием двух передних лук. Всадница обхватывает правой ногой верхнюю луку, а нижняя лука повторяет форму левой ноги и в нее в случае необходимости наездница может упереться, например, при преодолении препятствия. Из истории дамской езды Первые дамские седла назывались боковыми. К седлу приделали дощечку, на которую дама ставила ноги. Седло при активных аллюрах было весьма опасным. Женщина не могла сама ехать на лошади. К всаднице обязательно должен был прилагаться кавалер, который вед лошадь под уздцы. Или же был возможен другой вариант, когда дама сидела боком позади кавалера на крупе лошади, придерживаясь за спутника руками. Такое и сейчас можно увидеть на испанских конных шоу. С течением времени изменялась посадка всадницы и конструкция седла. Плечи наездницы располагались теперь параллельно плечам лошади, что делало езду более безопасной и управляемой. Вскоре была добавлена и верхняя лука для упора правой ноги. Это дало возможность дамам принимать участие в охоте – популярном развлечении знати. Вероятно, в Англии жена Ричарда II Анна Богемская стала законодательницей первой моды езда на женских седлах в 14-м веке. После была изобретена и вторая лука седла для поддержки правой ноги с другой стороны. В 19-м веке верховая езда вошла в моду у среднего класса. Появилось много компаний, производящих в том числе и дамские седла. Но затем с развитием феминизма женщины стали ездить по-мужски и дамская езда была подзабыта. Амазонка Исторический костюм для дамской верховой езды назывался амазонка. Вначале он не отличался от повседневного платья, включал в себя корсет, лиф, юбка, панталоны, шляпа и перчатки. На картине Брюллова мы видим классическую амазонку 19-го века. Затем юбки стали менее пышными и более безопасными, так как стали меньше цепляться за ветви деревьев. Наше время Во всем мире вновь возник интерес к дамской верховой езде. А в Англии дамская верховая езда и вовсе снова в моде. В том числе и благодаря королеве Елизавете II, принимавшей парады верхом. Костюм современной всадницы в дамском седле практически такой, как у обычного всадника, за исключением передника, имитирующего юбку. Он запахивается и застегивается, когда дама уже забралась в седло. Предпочтительно чтобы бриджи были в тон передника. Существуют школы дамской верховой езды, проводятся различные соревнования по выездке, для класса прогулочных лошадей, для езды под музыку и в исторических костюмах. Почему раньше дамы ездили в седле боком?Раньше женщины передвигались верхом на лошади в странной позе: полу боком. Это не было их прихотью — сидеть в седле «по-мужски» было дамам строжайше запрещено. Изначально на лошадь их вообще сажали в кресло со ступенькой. Но ведь мужская посадка гораздо надежнее! Почему же неудобная и опасная боковая посадка дам была нормой много веков? Запрет на нормальное положение во время верховой езды был жестким. Для дам даже проектировали специальные седла. И традиция сохранялась очень долго! Королева Елизавета II принимала парады в женском седле до 1986 года. Почему же женщины не могли сесть в обычное седло как полагается? Негоже лилиям… скакать!Историки считают, что верховая езда стала нормой после нашествия гуннов. Эти племена принесли в Европу традиции, связанные с передвижением верхом. Скачка требует особого умения — «облегчаться в стременах», то есть силой мышц компенсировать удары «мягкими местами» о бока и спину лошади. Правильной езде воины учились не один год. К тому же, соприкосновение с седлом и кожей лошади натирает внутреннюю поверхность бедер. Неумелый ездок мог их «сбить» в кровь. Гунны нашли выход из положения — длинные кожаные сапоги-чулки. Впоследствии той же цели служили кожаные лосины гусар или «заплатки» на внутренней стороне штанов у ковбоев. По мнению историков, гунны ворвались на просторы Европы без женщин. Местные же красавицы не были привычны ездить верхом. Аристократок носили в паланкинах. В случае же острой необходимости всадник садил даму перед собой боком. Сесть в мужское седло для женщины было недопустимым. Во-первых, тогда бы пришлось задрать юбку или сделать разрезы. Это было верхом неприличия для любой европейки, а уж тем более — для аристократки. К тому же, чтобы сесть по-мужски, ногу нужно перекинуть через седло. А это запрещала средневековая церковь. Она заявляла, что у порядочной женщины бедра должны быть всегда сведены вместе. Иначе между ними «прокрадется» нечистый дух. Но не только в приличиях была проблема. Дамы бы неизбежно натерли внутреннюю часть ног. А надеть брюки и сапоги даже под юбку было уже преступлением! За ношение мужской одежды женщин сжигала инквизиция. Анне нужно замуж!Если путешествие верхом для дамы было неизбежным, то использовали странную конструкцию. К седлу перпендикулярно крепили кресло без ножек. В него садилась дама, свесив ноги в длинной юбке вдоль бока лошади. Чтобы ступни во что-то упирались, к креслу прилаживали дощечку-ступеньку. Управлять дама не могла, лошадь вел слуга в поводу. «Революцию» устроили в XIV веке ради принцессы Анны Богемской. Ей было необходимо проехать пол-Европы, чтобы выйти замуж за Ричарда II. И побыстрее, пока король не передумал брать невесту без приданного. Анна ехала верхом, поэтому ей позволили отказаться от кресла. Принцесса сидела в обычном седле боком, свесив ноги по одну сторону. Но так она могла хотя бы сама держать поводья и смотреть вперед. Новая королева ввела в обычай такую посадку среди аристократии в Англии. Но верховая езда была для дам опасной, так как поза была очень неустойчивой. Седла и амазонкиСледующий переворот произошел спустя триста лет. Сначала появились специальные платья — прообразы «амазонок». Они были очень длинными, что позволяло забросить правое колено повыше. Бедра прикрывал длинный камзол или плащ. В широких складках можно было замаскировать разрезы. Под «прикрытием» новой моды появились специальные дамские седла. На них делали рогообразный выступ. Сначала один, а сто лет спустя появился и второй. Но верхнюю луку дама забрасывала правую ногу, согнутую в колене. Это позволяло ей сдвинуть корпус дальше на правую сторону седла, увереннее держаться и ловчее управлять лошадью. Левую ногу при такой посадке можно было уже вдеть в стремя. У дамского седла оно было одно. Дамское седло, 19 век Нижняя лука стала служить для упора левой ноги, для баланса при скачке и взятии препятствий. Конструкция крайне неудобная. Ноги затекали, вылететь из седла было довольно легко. Но при хорошей выучке всадницы могли уже не только ездить на существенные расстояния, но и лихо скакать на охоте. Дама балансировала корпусом с одной стороны и ногами с другой стороны спины лошади. Окончательную форму седла с двумя луками и одним стременем в 1830 году доработал француз Жюль Пелье. Нарушительницы традицийСо временем стали появляться дамы, решавшиеся сесть верхом по-мужски. Такую вольность позволяла себе Диана де Пуатье. А в российской истории нарушительницей традиций стала Екатерина II. По слухам, она могла под прикрытием широких юбок перекинуть ногу и скакать по лесу по-мужски. Екатерину осуждали за это и позже шептались, что эта привычка не позволила ей родить еще детей. Но свой приход к власти Екатерина ознаменовала тем, что приехала в казармы в офицерском мундире верхом на лошади с мужским седлом. А Вы знаете 7 смертельных модных трендов прошлого? Узнайте в нашем телеграм канале.
|