жертва хвалы что это
Толкование на Псалтирь 49:14
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 49:14 / Пс 49:14
Толкования Пс. 49:14
Иоанн Златоуст (
Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь вышнему молитвы твоя
Источник: Беседы на псалмы. На псалом 49.
Феодорит Кирский (386/93−
Ст. 14−15 Пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя. И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя
Благовременно открыл и досточтимое число Святыя Троицы, и совокупил оное с новым заветом; потому что с ним прияли мы и ведение о Святой Троице. Пророк же вводит разделение не для того, чтобы разделить действия неразделимой и Святой Троицы, а чтобы пророчески научить сему числу потомство. Посему говорит: «пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя, и призови Мя в день скорби твоея». А из сего познаем три Лица, впрочем не в том смысле, что просимое подает или только Бог, или только Вышний, или приемлющий жертву хвалы. Ибо каждое Лице есть и Бог, и Вышний, и Податель благ. Жертвою же хвалы называет Пророк подобающия праведным песнопения, и молитвами — их обеты. Ибо так говорит и в псалме двадцать первом: «молитвы моя воздам пред боящимися Его» (Пс.21:26). Поелику же сказал: «не о жертвах твоих обличу тя»; то показывает наконец, в чем будет обличать.
Евфимий Зигабен (
Пожри (принеси в жертву) Богови жертву хвалы
Смотрите, как ясно открывает Господь народу своему, что богопочитание по закону Моисееву неугодно Ему и что Он некогда заменит его богопочитанием новым, по духу Евангелия; ибо жертва, соединенная с хвалением Бога, дана впоследствии в удел именно христианам. Под хвалою разумеется славословие, или благодарение возносимое Богу. И мы, члены Христовой церкви, должны делать то и другое, т. е. и прославлять и благодарить Бога, как приведенные Им из небытия в бытие, как получившие от Него все, что служит к нашей пользе и наслаждению, как воспринявшие от Него свет истинного знания, как наконец вообще получившие столь великие и многоразличные блага от Господа.
И воздаждь Вышнему молитвы твоя
т. е. вознеси пред Вышним молитвы о твоем спасении, ибо ты должен так делать. Или же под молитвами разумеются здесь не молитвы в собственном смысле, а — те обеты, которые даны Богу, чтобы благоугодить Ему, как давали например, обеты иудеи, что они исполнят то или другое угодное Богу, как даем и мы свои обеты Господу, мы—рабы своему Владыке. Но истинно благоугождает Богу только тот, кто посвящает себя служению добродетели, и одно принесение животных в жертву не есть добродетель; почему и язычники за свои жертвы не почитаются людьми добродетельными.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь вышнему молитвы твоя
Ты принеси Мне хвалу и воздай обеты, тогда во время скорби Я избавлю тебя
Толкование на Псалтирь 115:8
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 115:8 / Пс 115:8
Афанасий Великий (
Тебе пожру жертву хвалы. Как преуспевший, отметает жертвы кровавые, и дает обещание приносить жертвы хваления.
Источник: Толкование на Псалмы.
Василий Великий (329/30−379)
Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову
Тебе воздам жертву хвалы, которая Тебе неприступному и совершенному Богу предпочтительнее бесчисленных всесожжений. [Тебе], не требующему телесных жертвоприношений, которыми изобилуют более богатые, но исповедание [происходящее] из внутреннего расположения и от правдивого сердца, которое в равной степени доступно всем желающим.
Источник: Беседы на псалмы. Беседа на сто пятнадцатый псалом.
Иоанн Златоуст (
Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову
Смотри, как он выше, и ниже, и везде приносит это воздаяние Богу. Выше говорит: «чашу спасения прииму и имя Господне призову»; и здесь: «Тебе принесу жертву хвалы», т.е. буду благодарить, буду воспевать.
«И имя Господне призову». Видишь ли, какова его жертва хвалы?
Источник: Беседы на псалмы. На псалом 115.
Феолипт Филадельфийский
Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову
Жертва же хвалы есть делание добродетелей в теле и неразвлекаемая молитва в мысли. Ведь согласно ветхому [закону] жертва есть приношение мёртвого животного, а по [закону] благодати [она есть] умерщвление телесных членов в отношении страстных деяний и соблюдение сил души неподвижными относительно дурных стремлений. [Кроме того, эта жертва есть] постоянное усердие к исполнению Божиих хотений, [непрестанное и] осмысленное пребывание на устах божественных песнопений и трезвенное свершение в мысли [усиленной] молитвы. Такова есть жертва живая, благоугодная и разумная. Она называется жертвой, потому что является бесчувственной по отношению ко греху; живой — вследствие устремления и движения к добру; благоугодной — ибо умилостливает Бога тем, что совершается по Духу; разумной — потому что разум направляет естество в [его] деяниях по заповеди [Господней].
Источник: Увещевания. Духовное толкование чуда [исцеления] скорченной женщины, возводящее к таинству наилучшего образа жизни.
Феодорит Кирский (386/93−
Евфимий Зигабен (
Ст. 8−10 Тебе пожру (принесу) жертву хвалы, и (во) имя Господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Во дворех дому Господня, посреде Тебе, Иерусалиме.
Ты, говорит, Господи, разорвал, или рассек узы грехов моих мечем покаяния. Посему я принесу Тебе жертву хвалы и славословия, каковое есть порождение моего сердца. Где же принесу жертву сию? На жертвенник души моей. И призову имя Твое, Господи, чтобы оно содействовало мне в сей духовной жертве. Потому-то и опять говорит, что я исполню, по долгу своему, те обещания, которые я дал Тебе, Господи! Это сказал и выше и здесь для большего подтверждения слов своих сим повторением. Далее указывает и место, в котором воздаст обещания свои: это дворы дома Господня; так как скиния Моисеева имела различные дворы, и она тогда находилась в Иерусалиме.
Златоуста: Какие это узы, как не грехи? Ибо каждый связывается узами своих грехов. Или в историческом значении разумеются здесь узы печали. Итак, есть и узы хорошие, которыми связываться есть дело хорошее. Так говорит о союзе любви, что она есть союз совершенства, и еще: узник Иисуса Христа.
Василия: Достигнув совершенства, Давид от жертв кровавых отказывается, а обещается совершать жертвы посредством хвалы. Он как бы так говорит: поелику Ты, снизшедши во ад, освободил меня от уз греха и разрешил человечество, находившееся в узах смерти и содержавшееся в недоступных оковах ада, то посему я принесу Тебе жертву не из четвероногих, раздвояющих копыта и жующих жвачку, ни из чистых птиц, или из чистой муки, смешанной с елеем. Ибо это приносится Владыке от земли; но из того, что составляет собственно мое имущество и порождение моего сердца, я принесу Тебе от него славословие, как от некоего жертвенника—от ума моего, потому что Ты не требуешь телесных жертв, кои приносят в изобилии богатые люди, но исповедания от любви и сердца, в котором могут участвовать наравне все желающие. Другой говорит, что и тот, кто участвует в новозаветных тайнах, т. е. в спасительном теле и крови и бескровной и словесной жертве, приносимой Богу посредством хвалы и благодарения, может сказать: чашу спасения приму и жертву хвалы тебе принесу, а не жертвы, бывшие при Моисее. Златословесного: Тебе принесу жертву хвалы, т. е. буду благодарить, буду петь. Благодарение приятнее Богу всякой жертвы, это вещь самая изобильная, которою быть может богат и самый беднейший. Василия: Приношу, говорит, Тебе хвалу пред всеми людьми, принесу не тайно где либо, как стыдящийся и не в скрытном месте, убегая от укоризн со стороны нечестивых, но совершу оную всенародно, приняв в участие в сем богослужении и весь народ. Принесу во дворах дома Господня. Заметьте сие вы, которые оставляете собрание, а собираетесь в общих домах, вы, несчастные, отторгнутые от честного тела. И по древнему служению не позволялось каждому устроять жертвенник; но один указан желавшим приносить жертву. Феодорита: Можно и из сего понять, что и те, над которыми имел власть закон, исполняя его духовнейшим образом, разумные жертвы предпочитая бессловесным жертвам, чем предизображали (нам) новый завет. Этот псалом приличествует и всем доблественным мученикам.
Так изъясняется настоящий псалом по связи с предыдущим псалмом. Остается теперь изложить здесь изъяснение Златоуста. Божественный сей отец говорит, что Давид, предвидя страдания иудеев в плену вавилонском, и воспоминая о возвращении и свободе, которую имели получить снова, говорит в сем настоящем псалме: я верил, что иудеи—род мой, имели быть порабощены и снова освобождены, узнав сие по наставлению от Святаго Духа; почему и говорил о сем в различных псалмах. Я смирился, т. е. много страдал, скорбя о плене рода моего. Но я сказал во исступлении моем: всякий человек лжив, т. е. сказал в печали моей; потому что печаль приводит печального к выступлению из прямого и непоколебимого разума, а когда сильнее разольется в человеке, тогда делает его бесчувственным. А помышляя особенно о непрочности человеческого счастья и видя сие в перемене счастья Иудеев, которые сколько быв прежде счастливы, столько же потом сделались несчастными, помышляя, говорю, о сем, он сказал, что поистине всякое благо человеческое есть ложно, поскольку не таково, чтобы могло продолжаться. Далее поскольку надеюсь, что род мой получит возвращение и свободу, то посему я весьма радуюсь и говорю: чем воздам Господу за все, что Он воздал мне? Ибо благодеяние роду своему Давид почитал благодеянием своим собственным.
Ты растерзал узы мои, это значит: узы печали и искушений, которые имели надо мною большую власть, связывая и стесняя меня. Златословесный это изъясняет так, как изъяснили и мы. Я принесу Тебе жертву хвалы за разрушение уз и искушений моих, которое Ты сделал мечем Твоего человеколюбия, где жертвою хвалы называет славословие и благодарение.
И (во) имя Господне призову, т. е. имя Господа призову и во время других искушений, которые мне приключатся и в будущее время, потому что я испытал, сколь великую силу имеет славное и страшное имя Божие. Прочие слова Златоуст изъясняет так, как изъяснили и мы. Наконец Давид воздал молитвы пред всем народом не из гордости и хвастовства, но чтобы привести к своей ревности и всех иудеев и принять их в участие сего воздаяния. А благодарность Богу, которая есть вещь удобоприобретаемая и которую может иметь и самый несчастный и бедный человек, приятнее Богу всякой жертвы.
Дело всей жизни
Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
Послание к Евреям 13:15.
Очень важно обратить внимание на контекст, в котором находятся эти слова. Все Послание к Евреям подобно золотой оправе, в которую помещен этот стих-жемчужина. В Послании говорится о жизни верующего нового завета. Все плотские установления ушли в прошлое, и обряды Моисеева закона не имеют к христианам никакого отношения. Братья, мы как верующие в Иисуса Христа, Который был прообразом всех ветхозаветных символов, освободились от необходимости использовать каменные или золотые жертвенники: теперь мы поклоняемся Богу духовно, и наш жертвенник – духовный.
Мы жертвенников не возводим,
И жреческий алтарь нам ни к чему.
Христос нам смертью дал свободу.
За это мы поем хвалу Ему.
Если нет жертвенника, так не надо больше приносить жертвы Господу? Нет, надо. Мы призваны постоянно приносить Богу жертву. Но вместо того, чтобы утром и вечером приносить в жертву агнцев, а по особым случаям – других животных, мы постоянно возносим Богу жертву хвалы. Освободившись от внешнего, мы полностью посвящаем себя внутреннему и духовному. Братья, вы понимаете, к чему призывает нас Бог?
К тому же сейчас верующий, если он там, где должен быть, находится «за станом», как и его Господь. «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание». Что это означает? Мы – за станом и остались без дела? Мы отрезаны от людей и от Бога? Будем грустить из-за того, что мы не от мира сего? Напротив, мы ревностно стремимся к горнему и предаем свои души восхвалению и прославлению Бога.
Ощущаем ли мы презрительное отношение со стороны людей, которое ощутил наш Господь? Несем ли мы «Его поругание»? Поддадимся ли мы отчаянию? Конечно, нет. Пусть мы потеряли честь и достоинство в глазах людей, зато мы можем воздать честь и хвалу нашему Богу. И мы почитаем за радость то, что нас ругают за имя Христа. Поэтому станем постоянно славить Бога. Пусть плодом уст наших будет смелое свидетельство об имени Иисуса. Давайте еще более ревностно провозглашать Его славу и благодать. Поругание – горечь, но хвала – сладость. Давайте смешаем каплю дегтя с морем меда. Пусть нас унижают, превращая имя христианина в ругательство, но мы воздадим Господу славу, которой достойно Его имя. Пусть враг поносит нас, наш единственный ответ ему – постоянное принесение жертвы хвалы нашему Господу Богу.
Кроме того, апостол говорит: «Ибо не имеем здесь постоянного града. «. Что же, тогда мы найдем постоянство не в городе, а в хвале: «. Будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы. » Все в этом мире преходяще. Пусть проходит! Но мы не прекратим свою песню. Если приблизился конец всему, то пусть он наступает, наша же хвала живому Богу будет пребывать вечно. Освободившись от земного гражданства, мы в полной мере начнем жить как граждане неба. Мы не собираемся строить социализм, разделив все поровну. Мы принадлежим к царству не от мира сего, мы – жители града Божьего, вечного и небесного. Не наше дело пытаться осуществить мечты политиков, нам назначено быть священниками, приносящими Богу жертвы хвалы. Если мы не от мира сего, то и стремиться нам надо к другому миру, ожидать, когда вместе со Христом будем править вечно.
Итак, вы видите, братья, что этот стих в данной главе, если иметь в виду ее содержание и контекст, появляется довольно неожиданно. Но, с другой стороны, он прекрасно вписывается в общую идею главы Послания к Евреям. Чем больше мы ощущаем себя странниками в чужой земле, тем важнее и дороже для нас должно быть прославление Бога, Который сопровождает нас в нашем странствовании. Мы распяты для мира, и мир распят для нас, поэтому давайте расточать свою жизнь ради славы Того, Кто есть наше единственное утешение и радость. О, как прекрасно прославлять Бога, как прекрасно еще больше прославлять Его и никогда не останавливаться, что бы окружающий нас мир ни делал и ни говорил!
I. Итак, начнем с описания христианской жертвы.
«Итак будем через Него. » Принесение жертвы хвалы Богу начинается с Христа. Мы не можем сделать без Него и шага. Мы не можем приблизиться к Богу без Посредника. Если бы не Христос, Бог бы не принял ни одну нашу молитву, не принял бы никакую другую жертву. «Итак будем через Него. » – мы даже устами пошевелить не можем так, чтобы это движение было принято Богом без содействия Того, Кто пострадал вне врат. Первосвященник, в Которого мы веруем, встречает нас у самых дверей святилища, и мы отдаем все свои жертвы в Его руки, чтобы Он принес их Богу. Я уверен, вы рады тому, что все происходит именно так. Если бы вам пришлось делать что-то без Него, вам было бы страшно. Вы чувствуете себя в безопасности лишь тогда, когда Он рядом, потому что вы знаете, что приняты «в Возлюбленном». Будьте благодарны Богу за то, что уже в самом начале своего святого служения прославления вы должны обратить свой взор на Христа. Вы приносите непрестанную жертву хвалы, всегда смотря на Иисуса. Вот наш великий Мелхиседек выходит навстречу нам! Отдадим Ему десятину от всего и получим Его благословение, которое стоит тысячи наших приношений. И давайте не будем пытаться приносить жертвы без Него, чтобы не оказаться на месте Каина. Иисус – это тот жертвенник, который освящает и дар, и человека, приносящего дар. Давайте же через Него приносить Богу и жертву хвалы, и благотворительности.
Апостол в стихе говорит о жертве хвалы. Хвала – это поклонение сердца. Поклонение – самое великое служение, которое мы можем нести на земле. Мы воздаем великому Иегове, единому живому и истинному Богу, всю славу и честь. Когда мы смотрим на дела рук Его, слушаем Его слово, вкушаем Его благодать, радуемся Его провидению, размышляем об Его имени, тогда наши души склоняются перед Ним в смиренном почитании и возвеличивают Его как Господа всей славы. Давайте постоянно будем пребывать в духе поклонения, ибо поклонение есть самая лучшая хвала.
Хвала – это сердечное доверие Богу и отсутствие ропота в душе. Доверие – это поклонение, проявляющееся в практической жизни. Давайте жить в этом мире, во всем доверяя Богу, веруя, что Он хорошо управляет нашей жизнью, подчиняясь всякому Его повелению, ибо ни Его характер, ни Его замыслы, ни Его заповеди не тяжки для нас. Мы восхищаемся Богом таким, каким Он открывает Себя нам. И мы веруем не только в то, что Бог есть, но и в то, что ищущим Его Он воздает благословениями. Давайте прославлять Его так, чтобы не разочаровываться, когда наши добрые дела не приводят к немедленному результату, ибо мы знаем, что Бог праведен и не забудет наш труд веры. Давайте прославлять Его полным принятием всех Его дел и решений. Давайте научимся священному восхищению нашим Богом и всем, что Он делает и Кем является. Пусть Он будет для нас Богом «радости и веселия моего». Знаете ли вы, что значит восхищаться Богом? Если да, тогда, восхищаясь Им, непрестанно приносите Ему жертву хвалы. Жизнь перестает быть печальной, даже во времена печали, когда Бог с нами, когда Бог – душа и венец нашей жизни. Самая тяжелая и скорбная жизнь достойна быть прожитой, если она наполнена познанием Бога и ощущением Его любви. Пусть Он делает, что Ему угодно, только бы Он оставался нашим Богом и позволял нам называть Его своим Отцом и Богом.
Хвала – это радость сердца, чувство глубокой благодарности и удивления. Господь так много совершил для меня, что я не могу не прославлять Его, я не могу удерживать огонь, горящий в моей груди. То же самое я могу сказать о многих из вас. Господь сделал великое для нас. Братья, Господь был весьма благосклонен к вам. Еще прежде появления земли Он избрал вас и вступил в завет с вами, Он дал вас Своему Сыну, а Своего Сына – вам. Он явился вам так, как Он не является миру, и сейчас Он живет в вас Духом усыновления, Которым вы взываете: «Авва, Отче!» Вы не можете не славить Его за это! Как вы можете утолить жажду своего сердца, если вы не превозносите Его? Ваш долг хвалы настолько выше вас, насколько небеса выше земли. Корабль вашей души отправился в плавание по океану Его любви, и вы потеряли берег из вида. Вы окружены со всех сторон безграничными просторами Божьей любви. И вы приходите в восторг, и ваше сердце наполняется ответной любовью. Подобно Лии при рождении Иуды вы восклицаете: «Теперь-то я восхвалю Господа!»
Можете ли вы любить кого-нибудь так, как вы любите Бога? Излив потоки любви на самого близкого вам человека на земле, не чувствуете ли вы, что в вашем сердце осталось еще что-то, что не способны вместить сотворенные сосуды? Человеческое сердце изливает любовь бесконечно, и потоки любви слишком велики для тех озер, в которые они впадают, если эти озера – другие люди. Только Бог может вместить любовь преданного сердца. Бог – вот достойный объект для устремлений сердца, только в Боге мы вполне можем выразить свои чувства. Мой Бог, я люблю Тебя! Ты знаешь все, Ты знаешь, что я люблю Тебя. Вместо того, что бы находить недостатки в тех суровых истинах, которые Бог открывает о Себе, мы можем поклониться Ему, смирив свой разум перед Его откровением. Мы верим в то, чего не постигаем, а, веруя, поклоняемся. Наше дело не придираться к Всевышнему, а покоряться Ему. Мы не цензоры Его, а слуги. Мы не издаем законы, мы любим. Он добр, бесконечно добр в наших глазах и вечно благословен в наших сердцах. Мы не задумываемся над тем, каким Он должен быть, мы постигаем Его таким, какой Он есть, любим Его и восхищаемся Им. Я говорю о хвале в общем, а вы сами должны знать, каким содержанием наполнить ее.
В этом месте Писания, очевидно, говорится о словесной хвале: «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его». Таким образом, мы должны не только чувствами поклоняться Богу, но и устами. Священство верующих возлагает на них обязанность вслух славить Бога. Не должны ли мы петь намного больше, чем делаем это сейчас? Наши дома должны наполниться псалмами, гимнами и духовными песнопениями. Мы должны петь так часто, как только можем, и должны хвалить Бога не реже, чем молимся Ему. «У меня нет голоса», – скажет кто-то. Развивайте его. «А у меня очень хриплый голос», – говорит другой. Возможно, он хриплый для человеческого уха, но не для Божьего слуха. Бог вслушивается в музыку сердца, а не голосовых связок. Хвалите Господа песнями и псалмами. Я знаю, что некоторые христиане, находясь в дороге, всегда поют. Как счастливы такие люди! Да даст нам Бог, чтобы еще многие из нас стали подобными на таких людей! Вы только послушайте, как шумно веселится нечестивый мир! Песни людей этого мира нередко настолько глупы, что в них нет ни капли смысла. И им не стыдно! Так почему же мы должны стыдиться своих песен? Дети Божии, пойте песни Сиона, и пусть ваши сердца ликуют пред вашим Царем. «Весел ли кто, пусть поет псалмы».
Но если мы не можем петь так часто и так умело, как нам того хотелось бы, давайте тогда говорить. Никто не может сказать, что он не умеет говорить. Возможно, кто-то мог бы измениться в лучшую сторону, если бы говорил поменьше. Но коль скоро мы можем говорить постоянно, давайте непрестанно приносить Богу жертву хвалы, говоря доброе о Его имени. Рассказывайте о всех Его чудных делах. Давайте провозглашать память великой благости Его. Многие из тех, кого вы считаете далекими от веры, с интересом послушали бы ваш рассказ о Божьей любви к вам. Но даже если они не заинтересуются вашим рассказом, вы не несете за это ответственности. Просто говорите о любви Бога всякий раз, когда вам предоставляется возможность. Я призываю вас подобно тому, как Иисус призывал исцеленного человека: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя». Говорите, говорите и говорите, чтобы научить людей вере, чтобы укрепить тех, кто уже уверовал, и рассеять сомнения тех, в чьем сердце еще нет веры. Расскажите, что Господь совершил для вас. Мы часто ропщем и выражаем недовольство, забываем благодарить Бога. В этом году едва удалось спасти урожай, наши друзья уже говорят: «Дела потихоньку идут на поправку». Я рад, что они говорят хотя бы так. Обычно можно услышать совсем другое: «Все плохо, хуже некуда. Оборот падает, торговать почти невозможно». Когда я был еще мальчиком, положение было очень тяжелым, тяжелым как никогда. С тех пор положение стало таким трудным, что хуже, кажется, не может быть. Однако люди как-то живут, и далеко не все оказались за чертой бедности. Мы обязательно должны исправить свои разговоры и более радостно и бодро отзываться о том, что Бог делает для нас! Как мы можем непрестанно приносить Богу жертву хвалы, если мы постоянно недовольны Его провидением? Мои братья и сестры, если вы не выдержите и начнете роптать, то пусть это будет лишь минутной слабостью. Поскорее от нее избавляйтесь и благодарите Бога, ибо именно это угодно Господу. Послушайте, что говорит Господь: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли. «
Прославлять Господа – означает рассказывать о благости Бога подобно тому, как птицы весной на восходе солнца поют, поют и поют. Поют все птицы, и поют они из всех своих птичьих сил. Станьте Божьими хористами. Славьте Господа всегда так, как делают день и ночь те, которые окружают Его превознесенный престол. В этом заключается святой долг и честь для каждого из нас.
II. Теперь мы уделим несколько минут содержанию жертвы. «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы. «
Вы должны также быть полностью удовлетворены Богом и иметь настоящую радость в Нем. Братья и сестры, смотрите, чтобы вам не потерять вашу радость. Если будет утрачена радость христианской жизни, то вместе с ней будет утеряна ее сила. Не соглашайтесь быть несчастным верующим. Несчастный верующий – жалкое создание, но тот, кто соглашается им быть, находится в опасном положении. Святое счастье намного важнее, чем кажется некоторым людям, поэтому стремитесь к нему. Если вы счастливы в Господе, вы будете способны прославить Его имя. Так радуйтесь же в Господе, чтобы славить Его!
Для того чтобы славить Бога непрестанно, необходимо постоянно сохранять чувство благодарности. А это сделать совсем не сложно! Избежать несчастья – все равно, что получить милость. Каждый прощеный грех – это дар. Любое совершенное служение означает получение благодати. У народа Божьего есть неисчерпаемая сокровищница благ, которую подготовил для него бесконечный Бог, и за эти блага люди Божии должны хвалить Господа. Я прошу вас, научитесь не просто благодарности, а глубокой благодарности. Пусть ваша хвала будет подобна могучему фонтану, с огромной силой извергающему свои воды. Пусть она бьет к небесам струей энтузиазма и падает на землю ливнем благословений. Пусть она, переполнив вашу повседневную жизнь, проникнет в жизнь других людей и продолжит изливаться сверкающим водопадом радости.
Чтобы так прославлять Господа Бога, надо страстно Им восхищаться. Восхищайтесь Отцом, побольше размышляйте о Его любви, постигайте Его совершенство. Восхищайтесь Сыном Бога, замечайте Его милость, самоотверженность, любовь, благость, всем своим сердцем возлюбите Его. Восхищайтесь терпением и снисходительностью Святого Духа, чтобы Он посетил вас, поселился в вас и примирился с вами. Сердцу, стремящемуся к освящению и любящему наставления, не трудно восхищаться Господом Богом. Восхищающийся Богом разум, охваченный пламенем благодарности, раздуваемым радостью и восторгом, всегда будет восхвалять Бога. Если человек лично общается с Богом, доверяет Ему, как сын доверяет отцу, ему не трудно постоянно приносить жертву хвалы Богу через Иисуса Христа.
III. Я хочу еще рассказать вам о благословенных результатах хвалы.
«Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы. «, – и тем самым мы достигнем цели своего существования. Любое существо счастливо, когда делает то, для чего оно предназначено. Птица, сотворенная для полета, мучается в клетке. Орел погибнет в воде, а рыба, созданная для воды, умрет на суше. Христиане сотворены для прославления Бога, и мы оказываемся в родной стихии лишь тогда, когда восхваляем Бога. Самые счастливые моменты нашей жизни – это те, в которые мы, забыв обо всем, кроме великого Иеговы, склоняемся перед Ним в радостном благоговении и блаженной хвале. Я могу с уверенностью сказать это о себе, я не сомневаюсь, что это верно и по отношению к вам. Когда ваша душа переполняется хвалой, тогда наконец-то вы достигаете цели, к которой стремитесь всем сердцем. Ваш корабль мчится вперед на всех парусах, едва касаясь воды, потому что он создан для ветра хвалы. Ваша жизнь катится ровно и быстро, потому что она вошла в предназначенную ей колею. Прежде вы пробовали делать то, для чего не были приспособлены, но теперь, прославляя Бога, вы чувствуете себя дома. Ваша новая природа создана для восхваления Бога и поэтому находит удовлетворение только в этом. Славьте же Бога. Не принижайте себя другими, не столь Божественными занятиями.
Прославляйте Бога, потому что Он заслуживает этого. Неужели Господь не будет прославлен? Хвала – это плата за пользование благами, которые Бог посылает человеку. Будем ли мы сдерживать ее? Станет ли человек обворовывать Бога? Если для нас счастье – воздавать Богу должное, неужели мы откажем Ему? Для нас благословение – благословлять Господа. Неужели мы хотим ограничить славу Господа? Ведь Он не ограничивает нас в Своей благости. Мой брат, моя сестра, если вы уже долгое время находитесь в печали, отбросьте свою печаль и настройте ваши души для прославления Бога! Пусть ропот и жалобы даже не упоминаются среди святых. Воздайте Господу славу, которой Он достоин. Неужели Господь не будет прославлен? Воистину камни и скалы должны нарушить свое вечное молчание, если дети Божьи не будут прославлять Его имя.
Хвала защищает нас от зла. Когда сердце исполнено хвалой Богу, вряд ли человек будет искать недостатки в своих ближних и в слепой гордости гневаться на них. Кто-то бросил что-то оскорбительное в наш адрес. Ну что же, мы ответим ему, но лишь после того, как закончим дело, которым заняты, т.е. как только закончим непрестанно хвалить Бога. Мы заняты важным делом настолько, что у нас нет времени на пререкания. Себялюбие и природная раздражительность погибают в огне хвалы. Если вы непрестанно славите Бога, то с легкостью перенесете любые жизненные невзгоды. Хвала дает человеку радость и делает его сильным. Радость пред Господом – подкрепление для вас. Прославление Бога подобно глотку холодной воды из чистого ручья в жаркий день. Мы ничего не боимся в те минуты, когда восхваляем Господа. Мир не способен подкупить нас своим добрым расположением или испугать своими угрозами. Хвала делает из нас мужей и даже ангелов, так давайте будем пребывать в ней!
Славьте Господа, братья, потому что это нравится Богу. Посмотрите, что сказано в следующем стихе: «. ибо таковые жертвы благоугодны Богу». Разве мы не хотим сделать что-то (а также все остальное, что в наших силах), если это нравится Богу? Это почти слишком прекрасно, чтобы быть правдой: мы можем доставить удовольствие вечно блаженному Богу! Тем не менее это так, ибо Он сказал, что Ему угодны хвала и дары Его сыновей. Поэтому давайте не будем ничего удерживать, но все отдадим нашему дорогому Отцу, нашему благословенному Богу. Могу ли я порадовать Его? Скажите мне, чем, и я тут же сделаю это. Я не буду долго думать, а без колебаний возьмусь за дело. Но если даже я задумаюсь, то лишь затем, чтобы придумать, как можно сделать вдвойне больше и втройне лучше. Если я могу восхвалить Бога, то для меня это – честь, для меня это – небо.
И, заканчивая мысль о благословенных результатах хвалы, я хочу напомнить вам, что хвала подготовит вас к небесам. Вы можете начать петь, начать восклицать небесные «Аллилуйя!» и «Слава Богу!» уже здесь. Подумайте о том, как вы будете славить Господа, когда увидите Его лицо, и уже никогда, никогда не согрешите. Уже сейчас как можно выше превозносите Господа и репетируйте гимны вечности. В вечной славе вы сможете петь намного лучше, но пусть это будет та песня, которую вы поете уже сейчас. Прославляйте Его! Прославляйте Его! Прославляйте Его все больше и больше! Поднимайтесь в своей хвале по лестнице Его славы, пока вы не достигнете вершины, пока вы не окажетесь лицом к лицу с Ним, чтобы славить Его так, как никогда прежде. О, если бы наша хвала не была разбита, а была монолитом, единым псалмом, непрестанно восходящим ввысь, стих за стихом устремляющимся в бесконечность вечности!
IV. Я перехожу к заключительной части проповеди. Давайте сразу же начнем приносить жертву хвалы. Что сказано в выбранном нами стихе? «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы. » Апостол не говорит, что со временем, когда мы закончим все свои дела, когда мы выйдем на пенсию и поселимся в деревне или приблизимся к смерти, тогда начнем приносить жертву хвалы. Нет, он призывает нас прямо сейчас, немедленно «приносить Богу жертву хвалы».
Прислушайтесь! Кто это говорит? Чей голос я слышу? О, я знаю, это голос апостола Павла. Он говорит: «. будем. непрестанно приносить Богу жертву хвалы. » Где же ты находишься, Павел? Ты брошен в подземелье. Подними-ка руку, великий воин Христа. Я слышу, как гремят твои кандалы. Да, именно Павел призывает: «. будем непрестанно приносить Богу жертву хвалы. Я, старый Павел, находящийся в римской темнице, желаю, чтобы вы присоединились ко мне в принесении жертвы хвалы Богу». Аминь. Мы сделаем так. Павел, мы не в тюрьме, мы еще не старики, и никого из нас не заковали в кандалы. Мы можем от всего сердца присоединиться к тебе в прославлении Бога этим утром. И мы не только можем, но и делаем так. Давайте же прославим Бога.
Взойди на гору и голос возвысь!
Возвысь, не бойся, скажи: «Вот ваш Бог!»
Пусть люди смотрят в небесную высь.
Он – верный путь среди моря дорог.
Вы слышали голос апостола Павла, а теперь слышите мой. Присоединитесь ко мне и давайте вместе принесем жертву хвалы. Братья и сестры, мы знаем друг друга уже на протяжении многих лет и много раз вместе трудились для Господа. Наша церковь получила много благословений от Него. Так давайте же сейчас вместе прославим имя Господа и радостно поклонимся Ему. Словом и делом давайте непрестанно приносить Богу жертву хвалы. Если бы я пригласил некоторых членов церкви сюда, и стал бы называть их одного за другим по имени, и сказал бы: «Подойдите ко мне, брат такой-то и такой-то, и мы принесем жертву хвалы», – тогда, я уверен, этот брат подошел бы ко мне и от всего сердца присоединился ко мне в восхвалении Бога, и мы исполнили бы дуэт во славу Божию. Я не стану сейчас называть вас по именам, но если бы я сказал: «Сестра Мэри, давайте вместе прославим Господа», – то другие бы тут же воскликнули: «Дорогой пастор! Мы ведь тоже можем прославить Господа». Мы пока отложим совместное пение, но уже сейчас давайте в сердцах своих принесем Богу жертву хвалы через Иисуса Христа. Давайте приободрим и поддержим друг друга в пении хвалы Господу. Давайте и сегодня, и завтра, и оставшиеся дни нашей жизни проведем в превознесении имени Господа. Если мы услышим, как кто-то бурчит или упорно молчит, то давайте из самых добрых побуждений заметим ему это. Ведь мы должны прославлять Господа. Подобно тому, как дирижер стучит своей палочкой по пюпитру, чтобы привлечь внимание музыкантов, так и я сегодня утром стараюсь разбудить вас и подвигнуть на принесение жертвы хвалы.
Апостол не оставляет нам выбора: он требует от нас принести жертву. Вы обратили внимание на то, о чем говорится в десятом стихе? «Мы имеем жертвенник. » Не материальный, а духовный жертвенник, тем не менее: «Мы имеем жертвенник. » Могут ли священники старого закона приносить жертвы на нем? Ответ: «. от которого не имеют права питаться служащие скинии». Они имеют право на жертвы, приносившиеся по ветхому закону, но на жертвы нового завета у них нет права. Те, кто соблюдают церемонии, обряды и ритуалы, не имеют право на использование этого жертвенника. Но, как бы то ни было, у нас есть жертвенник. Братья и сестры, может ли такое быть, что жертвенник, данный нам Господом, останется неиспользованным? Разве нет у нас жертвы, чтобы принести ее на лучшем из жертвенников? У нас есть жертвенник – что дальше? Если он у нас есть, значит, мы должны постараться найти ему достойное применение. Он дан не для того, чтобы пауки плели на нем паутину, не для того, чтобы покрываться из года в год пылью. «Мы имеем жертвенник» и поэтому «будем. непрестанно приносить Богу жертву хвалы». Вы видите, в чем сила этой мысли? Тогда исполните то, к чему вы призваны.
Помимо жертвенника, мы имеем Первосвященника. Вот Господь Иисус Христос, облаченный в одежды славы и красоты, прямо сейчас стоит за завесой и готов принести наши жертвы. Неужели Он будет стоять там без дела? Можете ли вы представить себе такую картину: наш великий Первосвященник ожидает у жертвенника, а искупленным нечего принести в качестве жертвы Богу? Нет, так не должно быть, «будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы». Люди Божии, принесите много жертв хвалы, принесите молитвы, благодарения и отдайте их вечно Благословенному!
Посмотрите вдаль, и вы увидите, может быть нечетко, но увидите стены «города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог». Облаченные в белые одежды люди поют под звуки своих золотых арф, вскоре вы присоединитесь к ним. Пройдет несколько дней или лет, и вы достигнете славы. Вас дожидаются венец и арфа. Не прославите ли вы Бога за те небеса, которые Он уготовал вам? Вы видите две совершенно непохожие сцены – Страдания и Рай, смирение Иисуса и слава Иисуса, и вы сами причастники и того, и другого. Если вы не начнете сразу же приносить непрестанно Богу жертву хвалы, значит, вы тверже камня. Да поможет нам Бог начать в этот день петь Ему хвалу, которой не будет конца во веки веков.
О, если бы вы, никогда не прославлявшие Бога, прославили Его сейчас! Увы! Многие из вас не имеют Христа, чтобы славить Его, у вас нет Спасителя, Которого вы могли бы благословить. Но вы можете изменить свое положение. Верой примите Христа, и Он станет вашим. Доверьтесь Ему, и Он оправдает ваше доверие. Положитесь на Господа, и Он даст вам покой. И когда вы доверитесь Ему, не теряйте времени и сразу принимайтесь за дело, для которого вы сотворены, искуплены и призваны. Наполните кадильницу сладким фимиамом любви и благодарности, возложите ее на горящие угли своего ревностного и пылкого сердца. А когда хвала начнет восходить от вас подобно столпу дыма, тогда раскачивайте кадильницу вперед и назад пред лицом Всевышнего и все громче благословляйте и возвеличивайте Господа, живущего во веки. Пусть ваше сердце пляшет от одного лишь звука Его имени, и пусть ваши уста провозглашают Его спасение. Да помажет Господь вас в этот день в священников, приносящих жертвы хвалы. Во имя Христа! Аминь.