жертвоприношение для чего у мусульман
Обряд жертвоприношения в Исламе
Понятие жертвоприношения – курбан
Жертвоприношение (курбан) – это предусмотренный Шариатом обряд, который совершает мусульманин в определенное время, намереваясь тем самым приблизиться к Всевышнему Аллаху и добиться Его довольства. При этом режут верблюдов, крупный или мелкий рогатый скот.
Шариатский довод в пользу законности жертвоприношения
Шариатским основанием для совершения обряда жертвоприношения является священный Коран, хадисы Пророка (мир ему и благословение) и единогласное мнение ученых-имамов (иджма‘).
Всевышний Аллах в Коране говорит:
Смысл: «Соверши праздничный намаз и жертвоприношение» (Сура 108 «Аль-Кавсар», аят 2).
В хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслим от сподвижника Анаса, говорится: «Пророк (мир ему и благословение) принес в жертву двух белых баранов с большими рогами».
Вся мусульманская община единодушна в том, что обряд жертвоприношения является одним из больших знамений Ислама, предусмотренных Шариатом. Поэтому, если кто-либо станет утверждать, что обряд жертвоприношения не имеет места в Шариате, он впадает в неверие (куфр).
Истоки жертвоприношения
Обряд жертвоприношения является предписанием Шариата, которое берет свое начало от пророка Ибрахима (мир ему). Всевышний Аллах возложил жертвоприношение (курбан) на умму Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) во втором году хиджры. (См. Ибн Раджаб. «Латаифу аль-маариф», стр. 463; «Хашияту аль-джамаль», т. 8, стр. 203).
Мудрость предписания жертвоприношения в Шариате
Человек, смиренно и беспрекословно выполняющий все веления Всевышнего Аллаха и Его Посланника, поклоняется Господу в совершенстве, он получает самое большое вознаграждение и довольство Создателя. Всевышний Аллах сотворил и содержит все сущее, Он – Царь, в чьей власти находится все, Он Творец и только Он достоин поклонения. Мы рабы Аллаха, которых Он создал и обеспечивает пропитанием, и нам надлежит выполнять все веления Аллаха, не задаваясь вопросами: «почему», «ради чего», и «в чем смысл этого», ибо рабы должны быть покорными своему хозяину и все сотворенное обязано подчиняться своему Творцу. С таким убеждением мусульманин должен выполнять все повеления и остерегаться всех запретов Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).
Когда у мусульманина будет такое убеждение, он сможет познать смысл и мудрость некоторых шариатских решений, исходящих от Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), ибо Всевышний Аллах нам не предписывает того, в чем нет мудрости и глубокого смысла. И в предписании Шариата о совершении обряда жертвоприношения заключено много пользы и мудрости.
Приведем некоторые из них: 1. Жертвоприношение – это выражение благодарности Аллаху за те многочисленные блага, которыми Он нас одарил, а также за то, что Он продлил нам жизнь с прошлого года до нынешнего. 2. Жертвоприношение – это прощение грехов и очищение поклонения от недостатков.
3. Жертвоприношение – это помощь бедным и нуждающимся, поддержка близких, укрепление хороших отношений между мусульманами, при этом мусульмане просят Аллаха о прощении грехов и об увеличении благ друг для друга.
4. Жертвоприношение – это лекарство от скупости и алчности, и совершение жертвоприношения для человека есть очищение от таких пороков.
5. Жертвоприношение – это напоминание об истории пророка Ибрахима (мир ему) и его сына пророка Исмаила (мир ему). Эта история, поистине, завораживает сердца людей. Будучи уже в пожилом возрасте, пророк Ибрахим (мир ему) и его жена попросили Аллаха дать им сына. Всевышний ответил на их мольбу, и у них родился сын Исмаил. Аллах испытал пророка Ибрахима-халила (Особенный друг), повелев принести в жертву своего единственного сына, которого он очень любил. Ибрахим (мир ему) беспрекословно подчинился воле своего Творца и смиренно принял Его волю. Он сказал своему сыну Исмаилу (мир ему), что видел во сне, как приносит его в жертву. Так как сон пророков – это откровение Аллаха, молодой Исмаил (мир ему), поняв, что это повеление Всевышнего Аллаха, сказал отцу:
Смысл: «О, мой отец! Ты делай то, что велено тебе. И ты найдешь, что я – коли угодно Богу, – найду в себе смирение и твердость» (Сура «Ас-Саффат», аят 102).
Всевышний Аллах установил обряд жертвоприношения в качестве предписания Шариата, чтобы люди не забывали историю этих двух великих пророков. В этом есть испытание и для нас. Всевышний Аллах обращается к нам: «Вы видели, какое великое дело совершили мои любимые пророки ради Меня. Я не требую от вас того же. Я повелеваю вам, чтобы вы из тех домашних животных, которых Я дал вам, ради Меня и из-за любви ко Мне, следуя Моему велению, принесли в жертву хотя бы одно животное».
Таким образом, чтобы испытать нас Всевышний Аллах предписал нам совершение жертвоприношения.
По этому поводу Всевышний Аллах в Коране говорит:
Смысл: «Ни мясо, ни кровь жертвенных животных не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (Сура 22 «Аль-Хадж», аят 37).
То есть, смысл этого аята заключается в следующем: до Аллаха доходит состояние ваших сердец, которое заставило вас совершить жертвоприношение, Он видит, что любовь к Нему и Его повеление, дороже для вас любви к мирскому.
О происхождении жертвоприношения (курбан)
Каждый год 10 числа месяца зуль-хиджа по лунному календарю мусульмане всего мира отмечают самое значимое религиозное событие года – Праздник жертвоприношения – Ид аль-адха, который на языках многих мусульманских народов России принято называть Курбан-байрам. Продолжается праздник ещё в следующие три дня – дни ташрика.
Курбан-байрам является кульминацией одного из важнейших предписаний Ислама – хаджа – массового паломничества в Мекку и её окрестности, где расположены великие святыни Ислама. В эти дни следует совершать как можно больше добрых дел с благими намерениями, радовать родных, близких, знакомых и незнакомых.
Коротко о том, как пророк Ибрахим (мир ему) хотел принести в жертву своего сына Исмаила (мир ему).
Обряд жертвоприношения связан с именем пророка Ибрахима (мир ему) занимающего особое место в истории Ислама. Пророк Ибрахим (мир ему) всегда демонстрировал безграничное доверие и любовь к /content/veroeshenie/48922, готовность выполнить любое Его повеление. Серьёзным испытанием, проверкой преданности пророка Милостивому Аллаху стала история с его долгожданным первенцем – Исмаилем (мир ему). Ибрахим (мир ему) достигнув преклонного возраста, но ещё не имея детей, обратился с мольбой к Аллаху: «Господи, одари меня потомством из числа праведников!» (сура 37, аят 100). Приняв молитву Ибрахима (мир ему), Всевышний одарил его сыном, которого назвали Исмаилем.
Проклятому иблису козни не помогли. Не достигнув цели, охваченный печалью, он отправился к Исмаилу и спросил: «Куда вы идёте?» Исмаил твёрдо ответил иблису, что они идут резать курбан, но проклятый иблис спросил: «А знаешь ли ты, кого принесут в жертву?». Ответив отрицательно, Исмаил засмеялся. Иблис открыл ему намерение отца и сказал: «На горе будут резать тебя». Исмаил поинтересовался: «А почему отец решил принести меня в жертву?» Тот ответил: «Ибрахим говорит, что на это есть повеление Аллаха». Исмаил сказал: «Если таково повеление, я согласен быть жертвой ради Аллаха».
Увидев его покорность Всевышнему, иблис потерял надежду и оставил его. Тогда шайтан решил испытать ещё и Ибрахима (мир ему) и спросил его: «Куда идёшь?» Тот проклял и прогнал его, но шайтан снова побежал за ним. Когда Ибрахим (мир ему) доходил до Джамрат аль-Акаба, Джамрат аль-Вуста, Джамрат аль-Сугра (места кидания камней в Мине), шайтан всякий раз преграждал путь Ибрахиму (мир ему), и каждый раз тот бросал в проклятого по семь камней. Благодаря Аллаху шайтан не смог сбить Ибрахима (мир ему) и его близких с правильного пути, зависть врага не принесла результатов, его хитрость и коварство обернулись против него же.
Затем Ибрахим (мир ему) поделился с сыном и рассказал об указании Всевышнего: «Мы здесь, чтобы принести тебя в жертву, подчиняясь воле Аллаха». Выразив свою покорность и согласие стать жертвой, Исмаил ответил: «Отец, выполни повеление Всевышнего – коли угодно Аллаху, в этом ты найдёшь моё смирение и терпение». Ибрахим (мир ему) связал сыну руки и ноги и уложил его на правый бок. Ангелы на небесах наблюдали за покорными Всевышнему отцом и сыном. «Отец, некрасиво привязывать меня как овцу, лучше развяжи меня», – сказал Исмаил. Ибрахим (мир ему) развязал верёвку, освободил руки и ноги сыну, после чего тот остался лежать, словно отдыхающий жених. На прощание он попросил передать любимой матери салам (приветствие).
Наблюдая за всем этим, всё живое: земные и небесные ангелы, звери, птицы, насекомые, даже обитатели морей и океанов – все стали просить Аллаха о милости отцу и сыну. В тот же час Джибриль (мир ему) привёл из Рая барана величиной с верблюда. Когда вместо Исмаила было велено зарезать этого барана, все от радости произнесли такбир («Аллаху акбар!» – «Аллах велик!»).
Так Исмаил спасся и получил высшую награду. Сказано, что тот баран был жертвой Хабила, которая была принята Всевышним, и Могущественный Аллах держал его в Раю, чтобы подарить Ибрахиму (мир ему).
О Аллах, нас, следующих религии Ибрахима (мир ему) и разделяющих вероубеждение аль-Ашари, сделай искренними последователями Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), не лишай нас их бараката и шафаата и в День Суда подними нас вместе с ними. Амин!
Зумруд Исаева
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Жертвоприношение для чего у мусульман
Смысл и польза жертвоприношения
Практика жертвоприношения существует на протяжении всей истории человечества. Она присутствует во всех религиях, отличаясь целями и формами совершения. В Священном Коране сказано:
Как правильно выбрать жертвенное животное на Курбан-байрам?
О тех, кто не совершает жертвоприношение, Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если человек имел возможность принести жертву и не сделал этого, то пусть не приближается к месту нашего моления» (Ибн Маджа, Ардахи, 2; Ахмад ибн Ханбал, II/321; Хаким, II/422).
Из данного хадиса следует, что Пророк (мир ему) сильно порицает такого человека. Поэтому каждый мусульманин, имеющий возможность принести в жертву животное, должен выполнить веление Господа. Истинный мусульманин не может пренебрегать заповедями и запретами Аллаха, иначе его положение будет очень плачевным.
Главное в жертвоприношении — это намерение и искренность человека. Ведь в Священном Коране сказано: «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (Сура аль-Хадж 22:37).
«За каждую шерстинку жертвенного животного вам будет записано вознаграждение» (Ибн Маджа, Адахи, 3).
«Поистине, жертвенное животное предстанет в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами, и поистине, зарезавший его достигнет большой степени перед Аллахом прежде, чем кровь жертвенного животного достигнет земли, поэтому вы радуйтесь этой жертве» (Тирмизи, Адахи, 1).
Жертвоприношение — это самое красивое и самое ценное поклонение праздника Ид аль-Адха. Оно помогает человеку обуздать собственное эго и напоминает ему, что он раб Всевышнего. Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Самое лучшее, что сын Адама [человек] может сделать во время праздника Ид аль-Адха — это совершить жертвоприношение» (Тирмизи, Адахи, 1; Ибн Маджа, Адахи, 3).
Жертвоприношение приближает человека к Аллаху и помогает осознать, что ты являешься рабом Всевышнего. Поэтому мусульманин, который совершает жертвоприношение, должен быть далеким от двуличия [рийа] и хвастовства.
Жертвоприношение является явным свидетельством того, что мы подчиняемся велениям Творца и готовы пожертвовать своим имуществом ради Его довольства.
Жертвоприношение — это доказательство того, что любовь к Аллаху для нас превыше всего.
Всевышний даровал в пользование людям множество живых и неживых существ. И мусульманин своим жертвоприношением выражает благодарность Творцу за проявленную милость.
Жертвоприношение в исламе: курбан и другие виды
Принесение в жертву животного представляет собой один из самых важных религиозных обрядов в мусульманском вероучении. И хотя жертвоприношение встречается и в иных религиях, а также многих языческих верованиях, принципиальное его отличие в исламе заключается в том, что оно совершается с именем Аллаха и ради Него.
Жертвоприношение – это способ забивания жертвенного скота, совершаемого с соблюдением особых условий:
1) Намерение (ният) – перед совершением жертвоприношения верующий должен обладать соответствующим намерением, подтверждающим тот факт, что сердцем и душой он закалывает жертву исключительно ради Аллаха, а не ради мяса, показухи или по иным причинам.
2) Определённый вид животного – в качестве жертвенного может служить исключительно домашний скот: верблюды, быки и коровы, буйволы, овцы, бараны и козы. При этом закалывание мелкого скота осуществляется за одного человека, а крупного – до 7 человек. В ситуации, когда у человека есть семья, то его жертвоприношение будет засчитано за всех её членов, то есть за каждого члена семьи, какой большой бы она ни была, совершать курбан не обязательно.
3) Возраст животного – требуется, чтобы закалываемая скотина достигла определённого возраста (иногда размера). Для верблюдов он составляет пять лет, для быков, коров или буйволов – два года, а овец, баранов и коз – один год. При этом ряд богословов утверждает, что в исключительных случаях дозволено забивать для жертвоприношения мелкий рогатый скот в возрасте от полугода, если он выглядит как годовалый.
4) У животного не должно быть следующих недостатков:
— отсутствие зрения хотя бы на один глаз;
— невозможность самостоятельного передвижения;
— отсутствие хотя бы одного уха;
— наличие ярко выраженного заболевания;
— отсутствие хотя бы одного рога (при условии, если это не естественно);
— отсутствие большинства зубов;
— отсутствие хотя бы одного соска на вымени (при условии, если это не естественно).
Если же верующий купил здоровую скотину с намерением принести её в жертву, но в дальнейшем у животного появился один из вышеперечисленных недостатков, то в такой ситуации человек может совершить это жертвоприношение (но и то при условии, что данный недостаток у животного появился не по вине человека).
6) Закалывать скотину по направлению к кибле – совершая жертвоприношение, животное следует положить на левый бок, направив голову в сторону Каабы, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). При этом у мелкого рогатого скота связываются три ноги, кроме задней правой.
7) Совершение жертвоприношения своими руками – по возможности, мусульманин должен произвести этот обряд сам.
8) Совершение жертвоприношение с именем Аллаха – перед закалыванием верующему следует произнести имя Господа («Бисмилляхи Аллаху акбар»).
Виды жертвоприношения
1. Удхия (Курбан)
Самым значимым в религии Аллаха является жертвоприношение, совершаемое в дни празднования Ид аль-Адха (Курбан-байрама). Корни этого религиозного обряда были заложены ещё во времена Пророка Ибрахима (а.с.), когда Господь ниспослал тяжелейшее испытание, а именно приказал ему принести в жертву своего старшего сына – Пророка Исмаила (а.с.). После того, как Ибрахим (а.с.) с достоинством прошёл данное испытание, Всевышний в последний момент уберёг Исмаила (а.с.) и повелел его отцу заколоть вместо сына барана.
Жертвование животных в Курбан-байрам входит в число наиболее важных видов поклонения Аллаху. В Своей Книге Он призывает нас:
«Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву…» (108:2)
Тем не менее, в среде мусульманских богословов имеются разногласия относительно обязательности совершения курбана. Одни относят данный обряд к категории ваджиб (необходимые действия) и приводят в виде довода вышеупомянутый аят. Другие же учёные относят к категории желательных действий (суннат). Сторонники такой позиции опираются на хадис Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Пусть тот, кто желает совершить курбан, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесёт жертву!» (приводится Муслимом). Эта часть мусульманских богословов опирается на слова «кто желает совершить жертвоприношение…», что указывает нам на желательность данного обряда.
2. Акыка (Акика)
Ещё одним видом жертвоприношения является акика (акыка) – принесение в жертву животного в знак благодарности Всевышнему за рождение ребёнка. В случае появления на свет мальчика верующему следует принести в жертву двух баранов, а в случае девочки – одного. Желательно данный обряд совершить на седьмой день после рождения малыша.
3. Жертвоприношение за умершего
Далеко не все богословы считали дозволенным данный обряд. Его сторонники аргументируют свою позицию хадисом, гласящим, что Пророк (с.г.в.) совершал жертвоприношение за всю свою умму, включая и усопших. Противники же заявляют, что подобный обряд мог совершить лишь сам Мухаммад (с.г.в.), а простой верующий не вправе жертвовать животных за всех мусульман.
4. Жертвоприношение как обет
В исламе дозволяется приносить животных в жертву и в качестве простой благодарности Создателю за дарованные им блага, а также при соблюдении какого-либо условия. Например, мусульманин может пообещать, что если произойдет что-то позитивное для него, он совершит жертвоприношение в благодарность Господу миров.
Как распорядиться мясом курбан?
После закалывания скотины верующему следует разделить всю тушу на три равные части: одну оставить себе, вторую раздать нуждающимся в качестве милостыни, а третью использовать для приготовления праздничного угощения. Допускается направить в качестве садака две части из трёх или даже всё мясо целиком. Кровь, внутренности, шкура и кости забитой скотины не должны достаться диким животным (как правило, их закапывают, а шкуру используют в быту либо сдают скупщику, при этом вырученные деньги так же жертвуются в пользу обездоленных).
Достоинства жертвоприношения
Во-первых, каждое забитое ради довольства Всевышнего животное становится заступником верующего в День воздаяния. «В день жертвоприношения ни одно из деяний человека не будет иметь перед Аллахом большего воздаяния, чем его жертвоприношение. Животное, принесенное в жертву, в Судный день явится вместе со своими рогами, мясом и шерстью, и за всё это его владельцу достанется воздаяние» (хадис от ат-Тирмизи и Ибн Маджи).
Во-вторых, жертвоприношение способствует очищению от грехов. В одном из хадисов говорится: «Вам записывается вознаграждение за каждый волос жертвенного животного» (Ибн Маджа).
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаляму алейкум. Я хочу поменять свое имя на исламское. Могу ли я поменять на Рукия? (Рукийя) – арабское имя, которое переводится как «волшебная», «притягивающая к себе». Так звали одну из дочерей Пророка Мухаммада (с.г.в.) и супругу третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана (р.а.). Это имя переводится, как волшебная, а у нас в Исламе волшебство запрещено ведь. Могу ли я поменять на это имя? Греха не будет? Разрешено в Исламе или нет?
The Council of Muslim Theologians
Исламский информационно-образовательный портал
فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ
Истинный смысл курбана
Самое любимое для Аллаха деяние в день Ид аль-Адха
«В десятый день зуль-хиджжа (день Курбана) нет более любимого и дорогого для Аллаха деяния, которое могут совершить дети Адама, чем курбан (жертвоприношение животных) Пожертвованное животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадет на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и чистым сердцем» (Тирмизи, 1493).
Серьезные предупреждения для тех, что пренебрегает обязательностью курбана
«У кого есть возможность принести жертву в праздник Ид, но он не сделает этого (несмотря на то, что она становится ваджибом для него), такой человек пусть не приближается к нам (к местам поклонения) в день Ид» (т.е. такой человек не должен отмечать это радостное событие вместе с другими верующими) (Ат-Таргыб ва т-тархиб, 1667).
Суннаты и адабы курбана
«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-ль-алямин ля шарика лях»
«Нет более достойного деяния, чем пролитие крови (курбана) в этот день, кроме соединения уз родства (если они были разорваны)» (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1661).
Ответы на вопросы относительно курбана
Приближается мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан айт). Что означает слово «курбан»?
На какой день в этом году выпадает Курбан айт?
Я слышал о посте перед Курбан-айтом, расскажите о нем
«(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».