жители крита чем занимались
«Они поклонялись быку!» Самая развитая цивилизация Средиземноморья эпохи бронзы (часть первая)
Некоторое время назад здесь на ВО вышло сразу несколько статей о культурах меднокаменного и бронзового века, но затем информационная «подпитка» темы подошла к концу, и публикация статей по этой теме была приостановлена. Мы рассказали о меднокаменном и бронзовом веке на острове Кипр и тяжких последствиях для его экологии из-за открытых на нем месторождений меди. О том, как в поисках меди люди, а были они выходцами из Передней Азии, так как владели навыками обработки металлов, достигли Кикладских островов, материковой Греции и двинулись дальше на Запад. Там они заселили многие острова, осели в Италии и в Испании, начали во многих местах устанавливать «аллеи менгиров», а в Англии так и вовсе построили Стоунхедж. Но до того, как они во все эти места добрались, они обосновались на острове Крит и создали там высочайшим образом организованную цивилизацию. Естественно, что написано всего о древней критской цивилизации предостаточно. Но вот фотографии… Я не люблю пользоваться фото из Сети, а если и использую их, то в основном это фотографии «паблик домайн», то есть находящиеся в свободном общем пользовании. И причина этого проста: никакие другие фотографии сегодня в своих книгах использовать нельзя, поскольку это является нарушением авторского права. Пришлось отправлять на Крит «фотоэкспедицию», то есть свою дочь с зятем, и вот теперь, когда они вернулись, тема древней бронзы и древней критской цивилизации будет продолжена.
Начнем с географии. Как и всякий остров посреди моря, Крит окружен соленой морской водой. Вот эту картину видели его жители и тысячу, и пять тысяч лет назад. Не будет нас, а эта картина ничуть не изменится…
Сегодня Крит выглядит в основном вот так. То есть вот так там сегодня живут люди.
Это приятное место, где есть где и покупаться, и позагорать, и где даже сейчас в октябре температура воды равна 24 градусам Цельсия. Район города Матала. На фото хорошо видны древние гроты эпохи неолита.
Ну, а начать следует, на мой взгляд, с того, почему, например, никто не сомневается в том, что в древности все мужчины своего племени были воинами. Так ведь об этом говорят погребения. Например, погребения культуры «боевых топоров» от всех прочих тем и отличаются, что в каждой из могил этой культуры был найден сверленый каменный топор. Эта культура, как и многие другие, относится к цивилизациям бронзового века, однако, что кроме топоров и керамики от нее осталось? Известна культура «срубных погребений», есть катакомбная, есть названные по местам их локации – Андроновская и Фатьяновская, культура сейминцев и турбинцев, подарившая миру множество замечательных бронзовых изделий. Одним словом, культур бронзового века ну просто великое множество, так что даже простое их перечисление могло бы занять здесь целую страницу. Можно, разумеется, назвать и цивилизации «речных долин», возникшие на берега Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и Хуанхэ, и затем на протяжении многих тысячелетий существовавшие за счет специфического речного орошения (то есть даже не просто орошения, а посредством регулярного разлива этих великих рек).
Однако главное в том, что там в столице острова Ириклеоне находится интереснейший археологический музей, в котором представлены ценнейшие находки археологов, начиная с Артура Эванса. Зная интерес наших читателей к военной истории и артефактам с ней связанным, мы начинаем знакомство с его экспозицией вот с этого фото, на котором вы видите золотую рукоятку минойского кинжала, наглядно подтверждающую мастерство древних критян.
Однако была в Европе цивилизация, которая никакого отношения к рекам не имела вообще, и тем не менее она достигла очень высокого уровня развития. И если на суше известны культуры бронзового века, представители которых передвигались по степям на колесницах, то в бассейне Средиземного моря существовал народ мореплавателей, эту цивилизацию и создавший. Однако эти люди были не только мореплавателями. Они еще и умели строить дворцы!
А вот и макет дворца из Кносса, сделанный из дерева. (Археологический музей Ираклиона).
… и руины этого дворца, ставшие едва ли не самым популярным туристическим объектом на острове.
Речь идет о так называемой Эгейской цивилизации, ставшей по сути дела фундаментом всей последующей европейской культуры и ее первой империей. Причем отметим, что это общее название целого ряда цивилизаций эпохи бронзы периода 3000 – 1000 гг. до н. э., существовавшей как на островах в Эгейском море, на острове Крит, так и в материковой Греции и в западных районах Малой Азии. Раньше ее очень часто называли крито-микенская цивилизацией или культурой, но этот термин не совсем точно отражает исторические реалии, поскольку собственно крито-микенская культура представляет собой лишь часть этой большой общей культуры или цивилизации.
Первые центры Эгейской культуры были найдены Генрихом Шлиманом в Трое (1871– 1873) и Микенах (1876), и Артуром Эвансом на Крите (с 1899). С XIX века было найдено и изучено множество древних памятников, среди которых есть могильники, поселения и даже большие города, например, город Полиохни на острове Лемнос, обнесенный каменной стеной в пять метров высотой, Филакопи на острове Милос; царские дворцы в Трое, на Крите (в Кноссе, Маллии, и Фесте) и акрополь в Микенах. И хотя есть и несколько локальных культур этого региона, например, Кикладская, то есть находившаяся на Кикладских островах, главной, пожалуй, для нас будет все-таки древняя культура острова Крит и самым тесным образом связанная с ним культура города Микены. Их даже вот вместе и называют – крито-микенская культура. Однако критская цивилизация все-таки намного старше материковых культур.
Мраморные идолы с Кикладских островов типа Лурос. Высота их 17.4, 19.3, 22, 21.5, и 18 см. (Национальный Археологический музей, Афины)
Вспомним легенду о похищении царем богов Зевсом дочери Агенора, царя города Тира в Финикии, красавицы дочери по имени Европа. Обернувшись огромным белым быком, он похитил царевну и отправился с ней на остров Крит, где у нее родились три сына: Минос, Сарпедон и Радамант. Минос, как старший, стал первым критским царем, причем его имя со временем сделалось титулом правителя, который стал называться миносом и означать у критян то же самое, что фараон у египтян и басилевс у греков.
Имея «под руками» столь восхитительную легенду, многие художники воплотили ее на своих холстах. Отметился тут и великий Рембрант, и Франческо Альбани, и Гвидо Рени, да всех просто не перечислить. Но мне почему-то больше всего нравится «Похищение» нашего В. Серова. Как-то оно ближе всего к живописной манере древних критян.
Интересно, что раскопки на острове Крит в определенной степени подтвердили достоверность этого мифа. Например, то, что остров был действительно заселен выходцами из Передней Азии. Именно финикийцы приплыли сюда около шести тысяч лет до нашей эры и привезли с собой крупный рогатый скот – больших быков с лироподобными рогами. Раскопки позволили найти здесь самые древние в Европе следы занятия сельским хозяйством, хотя, пожалуй, столь же древние его следы нашли и на острове Кипр в районе поселения Хирокития. Ну а копать на Крите в 1900 году начал британский археолог Артур Эванс, и он же сделал здесь свои самые важные открытия, а еще – придумал название открытой цивилизации – которое дал по имени ее первого царя Миноса.
Кстати, рисовали минойцы мастерски, о чем свидетельствуют дошедшие до нас фрески. Хороши дельфины, не так ли? Но «три красавицы» справа еще лучше, не так ли?!
«Три красавицы» – и ведь это не преувеличение! Да, такими вот они были – эти минойские красавицы, считавшие вполне естественным носить наряды, обнажающие грудь, но почему-то прикрывающие живот и спину. (Археологический музей Ираклиона)
Значение открытий Эванса трудно переоценить. Благодаря им мы узнали, что за четыре тысячелетия именно представители Эгейской цивилизации создали на своем острове первую в Европе процветающую империю. Особый интерес представляют ее центры, которыми являлись несколько больших дворцовых комплексов, переросших затем в города. Были раскопаны дворцы в Кноссе, Гурнии, Като-Закро, Агиа Триаде, Фесте, Амниссе и Маллии. Интересно, что именно кносский дворец строился как резиденция правителя с самого начала и был он обособлен от остального города. Другие дворцы, обнаруженные на Крите позднее, строились так, что по сути вписывались в городскую застройку. Таким был, например, дворец в городе Маллии.
Ну, а эта фреска, известна всем еще по учебнику для 5-ого класса – «Парижанка». Так назвал ее сам Артур Эванс, обнаруживший эту фреску во время раскопок. Сначала эта фреска находилась в одном из помещений на втором этаже Кносского дворца. На ней была изображена сцена ритуального пира, участники которого сидели друг напротив друга с чашами в руках. К сожалению, сохранился всего лишь маленький фрагмент головы девушки с каким-то большим узлом на ее одежде сзади.
Критяне считали себя морским народом, поэтому свои поселения строили главным образом на побережье, у моря, чтобы легко было до него добираться. На фресках в комнатах дворца очень часты изображения кораблей, рыбаков и рыб, играющих в воде дельфинов и осьминогов. Фукидид – греческий историк V в. до н. э. писал о древних критянах, что царем Миносом был построен могущественный флот, доминировавший на всем Средиземноморье. Археологи тоже обратили внимание на то обстоятельство, что ни один из дворцов не имеет крепостных стен. Нет их и у городов! Это могло означать только то, что жители острова совершенно не боялись своих соседей и считали свой флот самой надежной гарантией безопасности. Естественно, что навыки мореплавания позволяли обеспечивать население острова рыбой, моллюсками и губками. То есть морской промысел играл в хозяйстве древнего Крита очень большую роль.
Впрочем, минойцы рисовали не только дельфинов и своих пышногрудых красавиц. Удивительно, но они рисовали еще и обезьян… Почему удивительно? Африка ведь рядом. Да, конечно, но отчего она синяя?! Фреска с острова Санторин.
Строительство первых дворцов на Крите относится ко II тысячелетию до н. э., но от них сегодня находят разве что фрагменты их фундаментов. Крит находится в сейсмоопасной зоне, землетрясения там не редкость, поэтому изучая их ученые доказали, что самые ранние постройки острова простояли на нем всего лишь 300 лет, после чего обрушились. На основе данных раскопок принято также выделять два «строительных периода» – период Старых дворцов (II тысячелетие — XVII в. до н. э.) и период Новых дворцов (XVII–XV вв. до н. э.). Причем показательно, что едва только старые здания разрушались, как на их развалинах жители острова тут же начинали строить новые – причем еще более монументальные и роскошные. Хотя и «самые первые» дворцы были построены отнюдь не на пустом месте. Под Кносским дворцом, например, был обнаружен культурный слой десятиметровой толщины, где были найдены предметы за несколько тысяч лет.
Критяне-минойцы создали совершенно необычный вид колонны – она у них почему-то расширялась вверх, а не вниз!
Что касается дворца в Кноссе, то его принято считать самым крупным. Именно в нем, по мнению ученых, как раз и мог жить известный нам по легенде царь Минос. И отсюда же родилась легенда о Лабиринте, потому что этот дворец и в самом деле представляет собой лабиринт из комнат и дворов, строившийся на протяжении четырех с половиной столетий – с 1900 до 1450 г. до н. э. Общая площадь дворца – около 16 тыс. кв. м, а состоит он из почти 300 разных комнат. В самом этом здании и на территориях вокруг него могло жить до 30 тыс. человек. Так что совсем неудивительно, что чужеземцы, видевшие это сооружение, бывали им просто потрясены, поскольку сегодня даже его руины и те производят неизгладимое впечатление.
Так что и миф о Минотавре мог быть вполне навеян некими реальными событиями. Огромный дворец, со множеством комнат, где можно было так легко заблудиться, превратился в нем в мрачный лабиринт. Ну а существовавший на Крите культ быка стал основой истории о чудовище, которому аборигены приносили человеческие жертвы. На одной из найденных печатей хорошо видно изображение пляшущего Минотавра, из-под рогов которого видны человеческие волосы. То есть это не кто иной, как персонаж ритуального танца. Вполне возможно, что он символизировал быка, которого затем убивали, так что вполне возможно, что судьба правителей Крита в то время могла быть весьма трагической. То есть трон они получали на время, пользовались абсолютной властью, а затем умерщвлялись ради общего блага.
Что же касается общей хронологии истории древнего Крита, то в ней выделяется три периода:
раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): когда на острое еще господствовали родовые отношения, происходило освоение металлургии и возникали зачатки ремесла, шло развитие мореплавания, а уровень развития сельского хозяйства уже был сравнительно высоким;
среднеминойский период (XXII–XVIII вв. до н. э. – время «старых», или «ранних», дворцов): возникновение первых государств в разных частях острова, монументальные дворцовые комплексы, появление наиболее ранних форм местной письменности;
позднеминойский период (XVII–XII вв. до н. э.), в это время происходит расцвет древней минойской цивилизации, и создается критская морская держава во главе с царем Миносом, и идет широкая торговля по всему бассейну Эгейского моря. Происходит расцвет монументального зодчества (строятся «новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте), и устанавливаются активные контакты с другими древневосточными государствами.
Мощная природная катастрофа в середине XVI в. до н. э. (ее еще называют «минойским извержением») вызывает упадок минойской цивилизации, вследствие которого остров завоевывают ахейцы. То есть это легендарные ахейцы Гомера не только разорили столь же легендарную Трою, но и уничтожили всю минойскую цивилизацию. Что от нее передалось микенской культуре материковой Греции и это, несомненно. Но в XII в. до н. э. на ее земли в очередной раз вторгаются иноземцы – на этот раз это дорийские племена, что приводит микенскую государственность к гибели, началу в Греции темных веков и всего последующего исторического периода.
Кожаный шлем, обшитый кабаньими клыками, описанный в «Илиаде», был найден археологами здесь на Крите в гробнице Катзамбас. (Археологический музей Ираклиона)
Когда мы говорим о развитии эгейской цивилизации, нужно отметить, что оно происходило неравномерно, а ее центры знали как эпохи падений, так и расцвета. Прежде всего отметим, что цивилизации в районах западной Анатолии и Средней Греции в своей основе имели местный неолит; а вот на островные культуры в восточной части Эгейского моря очень большое воздействие оказала цивилизация Трои. Здесь уже в 3000–2000 гг. до н. э. были построены города, укрепленные стенами и башнями, с храмами и общественными зданиями. А в материковой Греции – в конце 2300–2000 гг. до н. э.; а вот на Крите никаких крепостей археологи не нашли.
Примерно около 2300 г. до н. э. район полуострова Пелопоннес и земли северо-западной Анатолии переживают военное вторжение, доказательством чему являются следы пожаров и разрушений в соответствующих культурных слоях. Считается, что эти захватчики были индоевропейского происхождения. Причем последствия их вторжения были таковы, что в период 2000–1800 гг. до н. э. под их влиянием материальная культура материковой Греции, Трои и некоторых островов заметно изменилась.
Бронзовые кинжалы, найденные на Крите, ок. 2600 – 1900 гг. до н.э. (Археологический музей Ираклиона) Как видите, металл в то время был в цене. Поэтому люди додумались до того, чтобы лезвие делать отдельно, а рукоятку – отдельно, а уже потом соединять их на заклепках.
А вот до Крита пришельцы не добрались, и там в это время продолжала развиваться древняя минойская цивилизация. В 2000–1800 гг. до н. э. там появляется иероглифическая письменность, а начиная с 1600 до н. э. – линейное письмо А.
Образец линейного письма А, XV в. до н.э. (Археологический музей Ираклиона)
Средний бронзовый век (2000–1500 гг. до н. э.) в данном регионе считается периодом наибольшей культурной консолидации всей цивилизации Эгейского региона, о чем говорит определенное единство ее материальной культуры – это и образцы керамики, и конечно, найденные археологами металлические изделия.
Около 1600 до н. э. Греция в очередной раз переживает военное вторжение. Возможно, это и были ахейцы – народ, использовавший боевые колесницы. В результате здесь возникают небольшие государства с центрами в городах Микены, Тиринф, и Орхомен. Однако Эгейская цивилизация не погибла. Напротив, коренные критяне продолжали играть важную роль в микенской Греции, где выступали кем-то вроде современных культуртрегеров.
Часть золотых предметов из находок в Микенах. (Национальный археологический музей, Афины)
Около 1470 до н. э. Крит очень сильно пострадал от вулканического извержения на острове Санторин, после которого на острове отмечено появление ахейского (микенского) населения, принесшего с собой новую культуру и использовавшее линейное письмо Б.
Образец линейного письма Б с описанием администрации дворца в Кноссе. (Археологический музей Ираклиона)
С 1220 г. до н. э. вся эгейская цивилизация переживает серьезный внутренний кризис, отягченный вторжением дорийских племен и «народов моря», после которого эгейская цивилизация полностью исчезла, коренное население Крита было ассимилировано греками уже в IV–III вв. до н. э.
Жители крита чем занимались
Культура Крита интересна тем, что она не похожа на другие культуры. Во-первых, уникальное месторасположение острова делало Крит важнейшим транспортным узлом на перекрестке Европы, Азии и Африки. Во-вторых, благоприятные природные условия, почва способствовали быстрому развитию сельского хозяйства и животноводства. А постоянные завоевания острова чужестранцами и навязывания своих культур, в конечном итоге не могло не сказаться на великой культуре, которая сохранилась и по сей день.
Краткое содержание:
Ремесла Крита
Современная культура Крита тесно связана и является отражением Минойской культуры. И сейчас, современные жители острова стараются перенимать опыт своих предков. Наследуя мастерство и совершенство от минойцев, они создают вещи, отличающиеся исключительным качеством и мастерством изготовления.
Самое поразительное то, что на острове Крит до сих пор сохранились такие виды ремесла как вышивание, вязание, плетение, ткачество, гончарное дело, резьба по камню и дереву.
А опыт, накопленный тысячелетиями, наследуется из поколения в поколение. Например, искусство вышивания и вязания мать передает своей дочери во время подготовки приданного накануне свадьбы. Сыновья наследуют от отцов опыт обработки керамики, резьбы по дереву и камню. Существуют целые деревни, занимающиеся только одним ремеслом, которое является основным видом деятельности жителей этого селения. Например, все население деревни Альфа (Alfa), расположенной в области Ретимно, занимается резьбой по камню. Обработкой керамики занимаются чуть южнее, в деревне Маргаритес (Margarites).
Ткани, производимые в Анойе не только отличаются исключительной красотой и качеством, но и тем, что производятся они из натуральных материалов (шерсть, лен, хлопок), которые обрабатываются вручную. Ткани ткут на традиционных станках, а окрашиваются они натуральными красками, которые получаются из местных цветов и растений.
Музыка Крита
Критская лира
Поэтому, у каждого был оригинальный, не похожий на другие музыкальный инструмент. Вообще же лира появилась задолго до второй мировой войны. Как основный инструмент на Крите, лира утвердилась в XVII веке. Однако сам инструмент начал зарождаться еще в IX-XII вв. Одни говорят, что лиру принесли на Крит арабы в IX веке, по словам других, критская лира зародилась благодаря византийцам в период с X по XII вв. Одно понятно, что лира полюбилась местным жителям настолько, что вряд ли можно представить культуру, музыку и танцы Крита без столь прекрасного музыкального инструмента.
Костюм Крита
Праздники на Крите
Культура Крита очень тесно связана с местными традициями, праздниками и обычаями. Дело в том, что праздники играют огромную роль в жизни островитян. Главными торжествами, конечно же, являются церковные праздники: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, празднование Успения Богородицы, Дней Святых. Каждый праздник по своему дорог и богат на традиции.
Рождество на Крите отмечается 25 декабря в кругу семьи за традиционными Критскими яствами, в доме, наполненным уютом и предвкушением чуда.
Крещение отмечается 6 января массовыми гуляниями, когда на Крите все собираются в гаванях, где происходит освящение воды. В этот день всюду служится молебен в память о крещении Христа, а затем, по традиции, священники освящают воду, кидая в нее крест, а смельчаки (обычно молодежь) ныряют за ним под ободряющие и ликующие крики собравшейся вокруг толпы. Обычно на это действо собирается столько народу, что невозможно протолкнуться, а сама гавань забивается приплывшими сюда корабликами, яхтами и лодками.
Начало Большого Поста также отмечается народными гуляниями. На улицу выходят толпы народу, в небо запускаются сотни красочных воздушных змеев.
Самым великим праздником для всего православного мира является Пасха. В полночь Великой субботы свершается Воскресение. Священник зажигает первый огонь от Благодатного огня, привезенного из Иерусалима. От него верующие зажигают лампады, которые по окончанию службы, несут домой к праздничному столу с пасхальными яйцами и пасхальным супом. После окончания службы звонят колокола, и небо озаряется фейерверками. Воскресенье Христово празднуется на Крите с размахом. По традиции, в Светлое воскресенье жители Крита устремляются загород, где устраивают настоящий пир с песнями и танцами, на вертеле жарится барашек.
Еще одним важным церковным праздником для жителей Крита является День Святых. Но этот праздник в разных городах и деревнях отмечается в разное время, так как у каждого селения свой Святой Покровитель. Праздничный день начинается со службы в церкви, после которой начинаются массовые гуляния с традиционными танцами и песнями. 23 апреля на Крите празднуется День Святого Георгия, который является Святым Покровителем всех пастухов. В этот день, пастухи отправляются со всем своим стадом к церкви, где благословляют своих животных. Традиционной трапезой в этот день является жареный на углях барашек, который приносится в жертву.
Весной у пастухов наступает время стрижки овец. Это событие превращается в настоящий праздник с родными и близкими. После того, как все овцы острижены, закатывается пир с застольными песнями и традиционными танцами.
1 мая отмечается День Цветов. Это забавный и одновременно трогательный праздник. Местные жители в этот день собираются на пикниках на природе, где восхваляется необыкновенная красота и многообразие местной флоры.
Здесь мы описали самые важные в жизни Критского народа даты. Но это далеко не все праздники, что отмечаются на Крите. Много праздников отмечается только в отдельных деревнях. Так, например, В октябре, обычно в предпоследнее воскресенье месяца, в Элосе (Elos) на западе острова, отмечается «Праздник каштанов». В этот день раки льется рекой, а стол изобилует многообразием сладостей. В конце июля в Ретимно проходит фестиваль вина. А, начиная с августа и по октябрь на Крите происходит дегустация вин свежего урожая и отмечается окончание прошлогодних запасов вина и раки. В день летнего равноденствия юноши прыгают через костер и отмечают этот день, собираясь в компаниях и гуляя до утра. А в начале сентября все рыбаки Крита отмечают свой день. Стоит ли говорить, насколько красочно и эмоционально на Крите празднуется свадьба, сколько собирается людей, и насколько много этот день для всех важен. Все события празднуются с размахом и Критским гостеприимством. И если вам удастся попасть на какой-либо критский праздник, то вы на нем будете желанным гостем и станете свидетелем красочных танцев, мелодичного песнопения и того, насколько бережно и с какой любовью сохранились культура Крита и богатейшие традиции острова до наших дней.
Танцы Крита
И, конечно же, ни один праздник, ни одно радостное событие не обходится без танцев. Жители Крита поют и танцуют всегда и везде: на свадьбах, на народных гуляниях, при любом радостном поводе. Со мной был случай, когда, покупая мёд на рынке в Ханье, я стал свидетелем общения двух местных жителей. Их разговор плавно перетек в песнопения, но еще через какое-то время продавец бросил торговлю, выбежал из-за прилавка и начал танцевать. После чего собеседники обнялись и разошлись как самые близкие родственники. На Крите существуют телеканалы, на которых сутки напролет показывают традиционные танцы Крита. А если вам посчастливится попасть на свадьбу или на любое другое торжество, то вас непременно научат танцевать критский танец, вы окажетесь в самой гуще событий. Главное, не стесняться и не отказываться. Никто вас не осудит, если вы что-то неправильно сделаете. А какое удовольствие наблюдать со стороны за танцами. виртуозные движения, прыжки, хороводы, разнообразие движений буквально заворожат вас. Особой популярностью на острове пользуются танцы пендозалис, пидихтос, суста и сиртос. Но в разных районах Крита существуют небольшие различия в шагах, движениях. Отсюда пошли разные названия одних и тех же танцев. Так, танец сиртос в разных районах называется: ираклиотикос, ретимнитикос, милопотамитикос, ханьотикос. А танец пидихтос, последняя и наиболее популярная форма которого появилась в области Ираклиона, носит названия: кастринос, малевезиотис.
Но самым популярным танцем на Крите является пентозалис. Название танца происходит от от сочетания слов πέμπτος – пятый и ζάλο – шаг, и в теории, символизирует пятую надежду критян на освобождение острова от турецкого владычества, а не от того, что в танце выполняется 5 шагов. Пентозали состоит из 10 шагов, именно так он был исполнен первый раз в деревне Анополи 10 октября 1769 года, когда сфакиоты решили поднять восстание против турок. Сам танец начинается с медленного темпа, который постепенно ускоряется под аккомпанемент лиры и лауты до динамичного, полного мастерства, воинственности и дерзости, представления. Изначально пентозалис был военным танцем, который танцевали критские воины. Благодаря этому пендозалис представляет собой эффектное представление, в котором танцоры имеют возможность в полной степени проявить свою пластику, гибкость и ловкость.