житков что бывало основная мысль
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Житков Б. «Что я видел» Читательский дневник, краткое содержание
Житков Б. «Что я видел» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Житков Борис Степанович
Название: «Что я видел»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: жизнь ребёнка.
Число страниц: 67
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Книга о жизни маленького мальчика Алёши «Почемучки». Автор описывает удивительным мир, с которым Алёше приходится сталкиваться каждый день: поезда, животные, пароходы, новые знакомства, малыш узнаёт много интересного.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне понравился эпизод в самом начале, когда маленький Алёша изо всех сил старался не кашлять, чтобы его взяли в дальнюю поездку. Он очень сильно расстроился, когда у него не получилось, боялся, что теперь его никуда не возьмут.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Нас окружает интересный мир, любая поездка, встреча с людьми, знакомство с животными, переезд – это удивительные приключения нашей жизни.
Чему учит эта книга:
Книга учит нас тому, как важно никого не обманывать, быть честным с родителями, не бояться признаваться в своих проступках, уважать друг друга. Ещё учит замечать, как много всего интересного нас окружает, даже в обычных вещах можно увидеть удивительное.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне очень понравились рассказы о мальчике Алёше, их очень легко и интересно читать. Во многих рассказах можно узнать и вспомнить себя. Ещё мне очень понравились рассказы про животных, про слонов, тигров, львов.
Новые слова и выражения:
Семафор – сигнальное устройство на железной дороге.
Тендер – специальный вагон, предназначенный для перевозки запаса топлива.
Всамделишная – настоящая, подлинная.
Шелковица – тутовое дерево.
Пословицы к произведению:
Детство – время золотое.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Что бывало. Борис Степанович Житков
«Я думаю, что надо, наконец, начать кому-нибудь писать настоящие учебники. Учебники для детей. Это ведь тоже, выходит, детская книжка. И, скажите мне на милость, почему с беллетриста такой спрос: если на первой полустранице „ничего не начинается“, то всякий вправе захлопнуть книжку и обругаться. А с „руководства“ — никакого спросу, лишь бы вмещал курс».
Отец писателя Степан Житков преподавал математику. Его задачник выдержал тринадцать изданий. Мать, пианистка, была ученицей великого Антона Рубинштейна. Мальчик знал с детства французский язык, увлекался химией, биологией, парусным спортом и даже построил с друзьями парусный бот с каютой… Обычная интеллигентная семья, но не совсем. Отец считался «неблагонадежным», и, переменив несколько мест, семья осела в Одессе, где одноклассниками Бориса стали Коля Корнейчуков и Володя Жаботинский.
Коля Корнейчуков нынче известен каждому — Корней Иванович Чуковский. Володю Жаботинского звали по-настоящему Зеев, и в период еврейских погромов он вступил в еврейскую самооборону. А Боря Житков…
Дебют «старика»
В 1924 году журнал «Воробей» опубликовал рассказ «Над морем». Позднее название автор изменил («Над водой»). Мальчишка — ученик пилота аэроплана, в отличие от взрослого и опытного механика, не испугался выйти на крыло чинить карбюратор двигателя, чтобы спасти жизни пассажиров и товарищей, сорвался — и погиб. «Через минуту пилот злобно взглянул на механика. Тот, бледный, все еще перебирал инструменты в ящике. Оба понимали, почему нет Федорчука». От мала до велика люди зачитывались простыми словами — о смелости и трусости, о долге и подлости…
Совсем незадолго до этого в биографии автора были два университета, диплом инженера-кораблестроителя, мичманские курсы и учебное плавание, в которое Борис Степанович отправился юнгой, а вернулся — помощником капитана. Прекрасный математик, знаток ботаники, музыки, опытный преподаватель — не мог найти работы. Голод — это слово многие, как и он, знали не понаслышке. И вдруг встреча с Чуковским и совет: «Ты же столько видел, знаешь, умеешь — напиши!» Написал. А Чуковский — то ли забыл, то ли еще что… Житков отправился в Ленинград и там встретил Самуила Яковлевича Маршака.
Однако!
Евгений Львович Шварц зашел к Маршаку после долгой поездки, и первое, что от него услышал, — что появился новый удивительный писатель — Борис Житков, ему сорок один год. «Однако! — подумал Шварц. — Что за возраст для дебютанта?!» Житков старше его всего на пять лет, но уже кажется ему стариком. Но после «Над водой» выходят рассказы «Под водой», «Про слона», «„Мария“ и „Мэри“» (все в 1924 году), «Джарылгач» (1926), сказочная повесть «Элчан-Кайя» (1926), «Про обезьянку» (1927), «Кружечка под елочкой» (1929). И все эти произведения — это не просто успех. Это чеканный, простой язык. Можно сказать — мужской язык. Больше того — это стиль! С 1925 по 1937 год набирается таких рассказов на сборник под названием «Морские истории». Дети в восторге. Появился автор, который не сюсюскает с ними, а говорит на равных — и прямо.
Битва за детскую литературу
Страна менялась, и там, где раньше главным был творец, воцарялся советский чиновник. Уникальную детскую библиотеку Герценовского института несколько раз пытались уничтожить. Ее спасли Житков и Маршак. Как писал Е. Л. Шварц, они «клеймили позором чиновников от просвещения, перепуганных и растерявшихся, ненавидящих свое собственное дело. И они, чиновники, отступали, ворча. …Детскую литературу они объявили довеском к учебнику». Маршак, Житков, Ольга Иеронимовна Капица (мать великого физика), Екатерина Петровна Привалова — вот люди, спасавшие детскую литературу… Работали буквально до потери сознания. Маршак почти не спал. Однажды он приехал к Житкову и не смог вернуться домой из-за сердечного приступа.
В журналах «Воробей», «Новый Робинзон» Житков не давал спуску ни себе, ни другим авторам. Если Борис Степанович видел пошлость или заигрывание с читателем, или просто безграмотность, или недоделку, то раскачивался на коротких бедрах и, вертя плечами, издевательски приговаривал нарочно противным голосом: «Вот как сеет мужичок!» — и напряженно искал «нужное слово. Именно слово. Журнал строился слово за словом» (Е. Шварц).
Расхождение
Литераторы — люди обидчивые. Два таких целеустремленных борца, как Житков и Маршак очень долго сражались бок о бок. Но однажды их пути разошлись. Не было решительной ссоры, как и повода для нее. Маршак по-прежнему любил Житкова, в острых ситуациях дрался отчаянно на его стороне. И Житков это знал. Но терпеть не мог замечаний Маршака, которые казались ему придирками. «Вот как сеет мужичок!» Роковую роль в отношениях двух великих мастеров детской литературы сыграл гениальный — и безжалостный, страстный и глумливый Николай Олейников. Видимо, считая себя недооцененным, он решил поссорить великих друзей. Всегда действовал за глаза, но умело и без промаха бил по больным местам… Маршак прошел суровую школу жизни, как и Житков. Но в отношениях с коллегами Житков был простодушен и прям. Евгений Львович Шварц вспоминал: «Об умершем друге горюют, а каждое их воспоминание друг о друге вызывало у бывших друзей чувства похуже горя». Что выиграл Олейников? Совсем ничего. Но — ловко сеял мужичок… И не пережил 37-го года.
Житков за работой
Пришли слава и деньги. А Житков продолжал курить махорку. Квартирка у него была на Петроградке (тогдашняя Матвеевская, 2 — нынешняя улица Ленина). В кабинете — письменный стол и пачка бумаги, а рядом листы, сложенные пополам: Борис Степанович писал в два столбика. Так ему открывалось большее пространство текста. Каждый раз, заканчивая дневную или ночную работу, он ставил число и месяц. В этой точности было что-то от конструкторского бюро.
В квартире были рояль и скрипка. Рояль осваивала супруга Бориса Степановича, тот же с детства увлекался скрипкой — рояль не давал ему того, что было частью его характера. Белые и черные клавиши — это готовый звук. На скрипке нужную ноту, громкость и тембр приходилось искать самому…
В литературе он не щадил никаких авторитетов. Его раздражала даже чеховская фраза «офицер в белом кителе». А в чем еще может быть офицер? Очевидное было для Житкова недостаточным.
Дома у Бориса Степановича
Сколько людей — с добрыми и не добрыми намерениями — побывали в гостях у Житкова! Гостей он обожал и в нетерпении даже шел на улицу их встречать. Всех непременно «угощали» представлением, которое хозяин дома устраивал со своим любимцем — рыжим котом. «Стань безьяном!» — командовал хозяин, и кот вставал на задние лапы, разведя передние в стороны. «Але, оп!» — и кот прыгал в обруч, пробивая бумагу. Начинались рассказы и о путешествиях и неизменные вопросы, а что в рассказах писателя правда, а что — вымысел или просто известный ему случай. И оказывалось, что герои рассказа «Компас» и «С новым годом» — сам автор и его друг Сережа, сгинувший потом на каторге… И это Житков плыл на «Погибели» и участвовал в отряде сопротивления черносотенцам со своим другом Володей Жаботинским. Угощая, никогда не скупился. «Фатит, не в армейских!» — приговаривал он, когда водились деньги… Если случалась беда с другом — немедленно помогал деньгами, попавшему в ссылку Олейникову снял дачу. Он ненавидел всей душой трусость, пошлость, интриги, но как часто не замечал их вокруг себя… А потом случилась беда. Заболела его жена, это было психическое заболевание, за которым последовал тягостный развод через суд. Писатель все чаще впадал в тяжелые депрессии.
Повестка
По воспоминаниям Евгения Шварца, однажды Житков пришел в самом мрачно расположении духа к Виталию Бианки, принес бутылку коньяку и выпил ее в одиночку. Потом встал и на прощание сказал: «Черта видел. Получил повестку с того света». В 1938 году он умер от рака легких…
Главный труд
В большей части биографий Житкова даже не упоминается самый главный труд его жизни — роман о революции 1905 года «Василий Вавич». Друзья знали о нем, читали сами, и он им читал, заставляя слушать чуть ли не силой. Роман не сразу был понят.
Среди его персонажей — «Анна Григорьевна», «Алеша»… Вот на кого замахнулся! И если Достоевский в итоге расставлял все «по полочкам», то Житков показал не просто эволюцию человеческой психологии. Он безжалостно сорвал кожу со своих героев и показал, как часто они поступают вопреки тому, что казалось, было им предначертано, брезгливо перечеркнул попадающиеся у Достоевского шовинистические «нотки», описал ужас еврейского погрома, разорвал «достоевскую» ницшеанскую подоплеку. Автор бесчисленных детских произведений встал в один ряд с Платоновым, Пастернаком и другими классиками, вовремя прочитанными и услышанными…
История каждого персонажа развивается поначалу отдельно, но потом судьбы сближаются, сжимаются — и оказывается, что избравший полицейскую службу Виктор Вавич даже не главный герой. Героем романа стала обстановка полупровинциального города, где каждый считает, что сможет решить что-то сам, а на деле — перекладывает свою ответственность на чужие плечи.
«Главная проблема романа не безлична, она — огненна: отчужденность русского сознания от ценностей собственной жизни, отчужденность, ведущая к утопизму и в мышлении, и в мотивировках, побуждающих к действию. Утопизм — это „наше все“. Такую черту можно подвести под романом… Самое любопытное — и характерное — здесь то, что прямо о сути русских вещей говорится в романе под занавес персонажем второстепенным, ведущим героям „чужим“: о том, что за „свои интересы“ у нас борется в основном правительство да люди, заведомо на то обреченные, преступившие закон. Способ осознания „своих интересов“ по ту сторону закона характерен в романе и для тягловой силы исторического процесса начала XX века — для пролетариата. В результате за „чужие интересы“ бескорыстно бьется у нас один-единственный „доблестный орган“ — интеллигенция», — пишет о романе Андрей Арьев.
В 1941 году книга была подготовлена к печати, вышли пробные экземпляры. Но набор рассыпали по настоянию А. Фадеева. Житкова уже три года не было на свете. Так что вряд ли Фадеев боялся за судьбу автора… Александр Фадеев читал «Вавича» летом того самого проклятого года в охваченной страшными предчувствиям Москве. И этим во многом определяется его безжалостный приговор книге: «Ее основной персонаж, Виктор Вавич, жизнеописание которого сильно окрашивает всю книгу, — глупый карьерист и жалкая и страшная душонка, а это, в соединении с описанием полицейских управлений, охранки, предательства, делает всю книгу очень не импонирующей переживаемым нами событиям. Такая книга просто не полезна в наши дни».
Андрей Битов отказывает роману в праве занять место в литературе такими словами: «Вопреки Булгакову, рукописи горят. Кроме текстов нужна еще и судьба. Вот, скажем, „Виктор Вавич“ Бориса Житкова. Если бы у этого романа была судьба, он занял бы нишу между „Тихим Доном“ и „Живаго“. Теперь он станет, может быть, лишь темой диссертаций».
Но Булгаков оказался мудрее. Не горят! Экземпляр книги спасла Лидия Чуковская. Роман опубликован.
Диссертации, конечно, будут. Но непременно будет у «Виктора Вавича» и современный читатель. Время потребует. Один из сборников Житкова называется «Что бывало». Так можно было бы назвать полное собрание его сочинений. Нам всем нужно помнить, «что бывало». Чтобы плохое — не повторялось.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе Житкова «Сию минуту-с. »
Главные герои рассказа Бориса Житкова «Сию минуту-с. » из сборника «Что бывало» — мичман Березин и буфетчик Степан, которые служили в экипаже одного парохода. Этот пароход отправлялся на Дальний Восток, и по этому случаю были устроены торжественные проводы. На палубе парохода присутствовали многочисленные гости, среди которых были и дамы.
За одной дамой ухаживал мичман Березин. Когда дама спросила, не страшно ли плыть во время бури, мичман ответил, что морякам бури не страшны, они для них все равно, что для женщин кошки. После этого Березин решил удивить даму и громко позвал буфетчика Степана. Когда тот подбежал, мичман потребовал показать Ваську. Буфетчик ответил «Сию минуту-с!» и направился в кают-компанию.
Он принес оттуда высокое плетеное кресло-кабину и поставил его перед трюмным люком. Потом буфетчик высоко поднял в руке кусок сырого мяса. Из кают-компании высунулась морда леопарда. Буфетчик бросил мясо на люк и леопард прыгнул. Он легко перемахнул через препятствие и приземлился на брезенте, укрывавшем люк. Леопард схватил мясо и скрылся прочь.
Испуганная дама держалась за мичмана. А он стал кичиться своей смелостью и готов был притащить леопарда к даме. Та испуганно отказывалась. В это время на палубе появился капитан с прочими гостями. Он приказал матросу показать публике, как работает пожарный брандспойт.
Это развлечение позабавило гостей, но брызги воды попали на платье дамы, за которой ухаживал Березин. Она попросила его принести из кают-компании ее ридикюль, чтобы воспользоваться платком. Березин бодро направился к кают-компании, открыл дверь и вдруг закрыл ее. После этого он вернулся и предложил даме свой платок. Но дама упорно требовала свой платок.
Капитан приказал мичману принести даме платок. Тот снова пошел в кают-компанию, но никак не мог открыть дверь. Ему на помощь пришел буфетчик Степан. Он легко открыл дверь, и стало видно, что в кают-компании, развалившись, лежит леопард. Буфетчик прогнал леопарда, как обычного кота, сказав ему «Брысь!»
Увидев это, капитан грозно посмотрел на Березина и потребовал у ревизора немедленно списать мичмана на берег. Когда пароход уже вышел в море, в буфетной уставший Степан ругал леопарда, которого вырастил и выкормил, за то, что тот спровоцировал скандал на корабле и что по его вине на берег списали мичмана. Степан хотел щелкнуть леопарда по носу, но в этот момент его позвали и он, крикнув «Сию минуту-с», принялся одеваться.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Житкова «Сию минуту-с. » заключается в том, что стыдно изображать из себя смельчака, не будучи таковым по природе. Мичман Березин хвастался перед дамой своим бесстрашием, но он испугался ручного леопарда, когда наткнулся на него в кают-компании.
Рассказ Житкова «Сию минуту-с. » учит не быть хвастливым, и не вводить людей в заблуждение.
В рассказе мне понравился капитан парохода, который, как только понял, что мичман струсил, приказал немедленно списать его на берег. Он поступил правильно, потому что пароход отправлялся в дальнее плавание, полное опасностей и трусливые люди в экипаже могли принести только вред.
Какие пословицы подходят к рассказу Житкова «Сию минуту-с. »
Не страшись, да и не хвались.
Хвастовства — полный мешок, а в мешке пусто.
Кто назад бежит, тот честью не дорожит.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Житков Борис рассказ «Как я ловил человечков»
Читательский дневник по рассказу «Как я ловил человечков» Бориса Житкова
Автор: Житков Борис Степанович
Название произведения: «Как я ловил человечков»
Главные герои: автор — Боря, бабушка.
Второстепенных героев нет.
Характеристика главных героев:
Боря — честный, послушный мальчик.
Поверил в свою фантазию и чуть не испортил пароход.
Бабушка — добрая, заботливая, но строгая.
Не стала ругать мальчика за испорченный пароход.
Краткое содержание рассказа «Как я ловил человечков»
Когда рассказчик был маленьким мальчиком, он жил у своей бабушки.
На шкафу Боря увидел модель парусника, но бабушка строго запретила её трогать.
Боря дал слово, но постоянно думал о маленьких человечках, которые прячутся в паруснике.
Мальчик пытался выманить человечков хлебом и конфетами, караулил ночами, пытался поймать их по следам.
Но человечки были очень хитрыми и не показывались.
И Боря притворился больным.
Когда бабушка ушла, мальчик стал трясти корабль, а потом выломал палубу.
Но человечков не было.
Мальчик понял, что натворил и спрятался под одеяло.
Он громко рыдал от стыда и раскаяния, когда вернулась бабушка.
План рассказа:
Детский рисунок-иллюстрация
Главная мысль рассказа «Как я ловил человечков»
Основная мысль автора состоит в том, что каждый человек, неважно маленький или взрослый, должен уметь держать данное слово.
Главная идея рассказа в том, что, нарушив данное обещание, можно оказаться в большой беде.
А уж совесть не даст человеку забыть о таком проступке очень долгое время.
Чему учит рассказ
Рассказ учит быть послушными, слушаться родителей, уметь держать слово и не огорчать близких.
Мальчик Боря нарушил своё слово, не послушался бабушки, и это привело к страшным последствиям.
Он разломал любимый бабушкин кораблик, и испытал муки совести.
Краткий отзыв по рассказу «Как я ловил человечков» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я была поражена тем, к каким необратимым последствиям привело героя его любопытство.
Мальчик Боря разломал кораблик, который очень ценила как память его бабушка.
Хотя сам же обещал даже не прикасаться к кораблику.
Этот рассказ произвёл на меня очень сильное впечатление.
Я поняла, как важно уметь держать данное слово и обуздывать собственное любопытство.
Человек не должен идти на поводу чувств, эмоций, а полагаться на доводы разума.
Но несмотря ни на что, мне очень понравился мальчик Боря.
Да, в этом рассказе он накосячил, но это послужило ему серьёзным уроком.
Он вырос честным и добрым человеком.
А его любопытство помогло Боре достичь немалого в творчестве.
Этот рассказ заставляет задуматься о честности и любопытстве.
О том, чтобы уметь правильно ставить приоритеты, выбирать верные цели.
Я всем рекомендую прочитать этот рассказ, чтобы понять, до чего может довести человека любопытство и необузданная фантазия.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли?
Но они, конечно, примолкли.
Поняли, что я схватил их пароход.
Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши.
Я слез со стола и стал трясти пароходик.
Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются.
Но внутри было тихо.
Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья.
Сидят как приклеенные.
Читательские дневники по другим произведениям Бориса Житкова:
Библиотека произведений автора пополняется.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Житков Б.С. “Как я ловил человечков” Читательский дневник, краткое содержание
Житков Б.С. “Как я ловил человечков” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Житков Борис Степанович
Название: “Как я ловил человечков”
Жанр: рассказ
Тема произведения: о детях
Число страниц: 6
Главные герои и их характеристика
Мальчик Боря. Очень любопытный и непоседливый. Не слушается бабушку, не может сдержать свои порывы. Легкомысленный фантазер и выдумщик. Сам верит в свои фантазии.
Бабушка. Строгая, но добрая. Любит внука и сильно переживает, когда тот притворяется больным.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Рассказ о мальчике, который придумал маленьких человечков и ради них сломал прекрасный корабль.
Сюжет — краткое содержание
Боря приезжает в гости к бабушке и замечает на полке очень красивую модель парусника.
Бабушка строго запрещает мальчику трогать парусник, говоря, что парусник дорог ей, как память.
Боря воображает маленьких человечков, которые живут в паруснике, и пытается разными способами поймать их.
Боря притворяется больным и, когда бабушка уходит, начинает ломать парусник.
Он поднимает палубу и рвет веревки, а потом видит, что внутри парусника совсем пусто.
Возвращается бабушка, а мальчик плачет, потому что знает, что поступил очень плохо.
Понравившийся эпизод
Больше всего мне понравился эпизод, когда Боря пытался ночью подкараулить человечков. Он подглядывал за ними из-под одеяла, но потом не выдержал и заснул, так и не увидев никаких человечков.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Свое слово нужно держать при любых обстоятельствах, как бы трудно не было.
Чему учит эта книга
Этот рассказ учит быть честным, не обманывать и всегда держать свое слово. Учит отличать фантазии от реальности и не позволять фантазиям портить жизнь себе и окружающим. Учит просить прощение.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ, и я понимаю любопытство мальчика. Он действительно всерьез верил, что в корабле живут человечки. Но даже в этом случае, он поступил неправильно, ведь он давал слово, а слово нельзя нарушать. Так делают только обманщики.
Новые слова и выражения
Юркнуть — быстро спрятаться.
Конфетища — большая конфета.
Пословицы к произведению
Давши слово, держись, а, не давши, крепись.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
Честное слово на дороге не валяется.
В ком стыд, в том и совесть.
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.