животворящий крест что это означает

Животворящий Крест Господень

животворящий крест что это означает. Смотреть фото животворящий крест что это означает. Смотреть картинку животворящий крест что это означает. Картинка про животворящий крест что это означает. Фото животворящий крест что это означает

Содержание

Исторический экскурс [ править ]

животворящий крест что это означает. Смотреть фото животворящий крест что это означает. Смотреть картинку животворящий крест что это означает. Картинка про животворящий крест что это означает. Фото животворящий крест что это означает

Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. имп. Константина I Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление к-рого стало для св. Константина знаком победы над противником.

животворящий крест что это означает. Смотреть фото животворящий крест что это означает. Смотреть картинку животворящий крест что это означает. Картинка про животворящий крест что это означает. Фото животворящий крест что это означает

Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христ. миру. В 2 исследованных археологами разрушенных христианских храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках мн. христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Кресты-мощевики с частицами Животворящего Креста известны давно. Они были у многих византийских императоров и других членов царского рода. В России о данной реликвии вероятно стало известно довольно давно — в одном из самых ранних памятников (1-я половина XI века) древнерусской словесности, «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, есть упоминание Животворящего Креста: «Он [император Константин] с матерью своей Еленой Крест от Иерусалима принёс [и], по всему миру своему разослав, веру утвердил».

животворящий крест что это означает. Смотреть фото животворящий крест что это означает. Смотреть картинку животворящий крест что это означает. Картинка про животворящий крест что это означает. Фото животворящий крест что это означает

Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора.

В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий.

Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви.

В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии.

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме).

Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая.

В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту.

Описание [ править ]

За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флери[fr] в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста.

Местонахождение. Доступность для паломников [ править ]

В данной таблице представлены наиболее известные в христианском мире места хранения частиц Животворящего Креста.

Источник

О празднике «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня»

В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств.

животворящий крест что это означает. Смотреть фото животворящий крест что это означает. Смотреть картинку животворящий крест что это означает. Картинка про животворящий крест что это означает. Фото животворящий крест что это означает

Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.

Всякий раз, когда только приходилось благочестивому русскому князю Андрею Боголюбскому отправляться в поход на неприятелей, он брал с собой икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест Господень. Был у него и другой благочестивый обычай, тесно связанный с только что указанным. Прежде чем вступить в кровавую битву, он выносил св. икону Богоматери с Честным Крестом к своим войскам и вместе с ними, пав на землю, возносил к Богоматери слезную молитву:

После этой молитвы сам князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.

Так было и первого августа 1158 года. Войска князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских болгap и скоро одержали над ними полную победу. Вид погибших соратников не омрачал их радостных мыслей, вызываемых столь благоприятным исходом кровавого столкновения. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и св. иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско. Тогда русские полки, обрадованные этим чудесным знамением, еще с большим мужеством и отвагой стали преследовать своих врагов: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться, наложили на жителей дань, обычную в то время, и после этого возвратились с торжеством на родину.

С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 году греческий император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого их намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату — лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедывать магометанскую веру своих победителей. Первого августа император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо подобное вышеописанному — огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал ее чудесной помощи Божией.

Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные сношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

Итак, из сделанного нами краткого описания повода и содержания совершаемых первого августа двух празднеств ясно видно, что оба они различны по своему характеру и установлены по совершенно различным причинам: одно празднество установлено в связи с распространившейся смертоносной эпидемией, а другое — по поводу чудесного видения и победы над врагом. Поэтому-то в «Житиях», составленных митрополитом Московским Филаретом, не отождествляются эти два празднества, но одно из них называется «Происхождением Древа Честного и Животворящего Креста Господня», а другое «Празднеством Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его».

Из книги «Сказания о чудотворных иконах Богоматери». Публикуется с сокращениями.

Источник

Честной и Животворящий Крест как наше оружие

Архимандрит Епифаний Иконому

Не подлежит сомнению, что мы живем в эпоху, в которой господствует рациональная мысль и абсолютизация человеческого разума, эпоху, когда человек провозгласил себя и свои творения сущностью мира сего, изолировав и изгнав из него все метафизическое, сверхчувственное и сверхразумное. Философия новой – еще худшей – вариации гуманизма стала нашим мировоззрением, под действием которого человек рискует заключить себя в темницах своих достижений, которые, в конце концов, погребут его под своими обломками. Очевидно, что в столь негативной и безысходной атмосфере говорить о таинстве Креста и пытаться постигнуть то место, которое он должен занимать в жизни людей, похоже на утопию. Однако сейчас как никогда мы, оставив эту бесплодную философию, ощутили насущную потребность приблизиться, в меру наших слабых сил, к таинству Креста. Ведь необходимо понять, каков есть путь, проходящий под Его сенью, по которому необходимо следовать христианину, дабы очистить душу от греха и стяжать ее спасение.

Жизнь человека в этом мире, а в особенности жизнь верующего, – это крестный путь, это путь напряженного ожидания, жестокой борьбы, попыток, браней, падений и новых взлетов. Житие наше подобно бескрайнему бурному морю, волны которого швыряют из стороны в сторону утлое суденышко нашего внутреннего мира. И потому как нельзя более уместными представляются слова святой Синклитикии, назвавший Крест Господень «парусом», ибо лишь с его помощью мы можем переплыть море нашей жизни. И действительно, без Креста христианин лишается силы идти вперед, неустанно бороться с искушениями, с врагом рода человеческого, со всеми сатанинскими силами мира и, наконец, победить их. Ибо это не просто кусок древесины и не просто крестное знамение, которое человек делает механически, но таинственная сила, происходящая от жертвы и пресвятой крови Распятого на нем, сила, укрепляющая человека, имеющего Крест своим союзником в борьбе.

Крест подобен знамени, которое, оставаясь простым куском ткани, приводит нас в трепет от одного своего вида или прикосновения к нему, ибо напоминает нам о священных битвах нашей многострадальной родины. Так и при виде Креста мы мысленно переносимся на Голгофу и стоим подле Пресвятой Богородицы и возлюбленного ученика Христова, и плачем от любви к Нему, и пьем из открытой раны Христовой новую жизнь, проросшую во имя спасения грешников.

Всмотревшись в этот великий символ жертвы и страдания за веру, мы можем увидеть глазами души и сердца нашего иную действительность, потрясающую нас и порождающую священный ужас. Мы видим распятое на Кресте Пресвятое Тело Христа, столь много сделавшего на этой земле и столь сильно пострадавшего во имя всех людей всех времен, во имя людей, столь беспечно пренебрегающих своим спасением.

Мы видим пронзенное копьем Сердце, источающее Кровь Любви и взывающее к Отцу: «Отче, прости им…», в то время как мы сами не можем простить тех, кто причинили нам вред или боль.

Мы видим смирение и уничижение, которое принял на себя Богочеловек во имя твари Своей, в то время как мы сами возмущаемся и болезненно воспринимаем насмешки, которым мы подвергаемся за нашу жизнь и борьбу во Христе.

Мы видим сей громадный и тяжкий Крест, но не можем поднять и несравненно более легкие кресты трудностей нашего краткого жизненного странствия по этой бренной земле. Другими словами, на Кресте Господнем мы можем прочесть истины, которым не научит нас никакая книга, никакой университет, даже вся мудрость мира сего. Мы можем прочесть то, о чем столь точно сказал один современный православный мыслитель: «Подводящий нас ко Кресту приводит нас к самой Святой Троице, дарит нам пропуск в вечное блаженство. Все мы в определенной степени являемся соучастниками распятия Христа или брата нашего. Вопрос в том, хотим ли мы из распинающих стать распинаемыми? Если мы возжелаем этого, то мы будем жить вечно в Царствии Божием и явим его и нашему миру, и нашей эпохе».

На пороге XXI века – на этом историческом рубеже, представляющемся столь мучительным и пугающим в преддверии мрака неизвестности третьего тысячелетия, человек кажется неспособным ответить на вызов времени. В прошлом у него было множество опор, за которые он мог уцепиться, чтобы самоутвердиться за счет них. Философия, искусство, культура, спорт, политика, деньги по очереди становились его «богами», очаровывая измученного путника истории, однако, удовлетворяя лишь на мгновение его жажду и его стремление к высшему, к превосходящему сиюминутный мир. В наше время на место этих «богов» заступили превращенные в самоцель достижения технического прогресса, компьютерные технологии, исследование космоса. Однако такое развитие событий вместо того, чтобы открыть новые перспективы и показать человеку путь, усилило духовное одурманивание и еще больше отдалило человека от его сущности, лежащей вне тех ограниченных рамок, в которые он сам заключил себя.

Господь дал распять Свое Пречистое Тело на Кресте, «уничижил Себя Самого…», дабы дать выход из тупиков, которые, как Он знал, вечно будут мучить Его творение. Своей Крестной жертвой Он призвал всех нас принести к символу Его жертвы нашу жизнь и наши дела, опереться на него в наших стремлениях и чаяниях, распять на нем наши страсти и нашу грешную природу. Он дал нам понять, что значение Креста заключается в ожидании грядущего Воскресения, ибо, если мы основываем нашу жизнь на Кресте Господнем, мы ведем ее по пути воскресения к тому, что лишь в лоне Церкви, вдали от соблазнов и приманок сего мира, можно вкусить и пережить.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Источник

Почему Крест Господень называется животворящим?

Почему Крест Господень называется животворящим?

Крест Господа нашего Исуса Христа, на котором Он был распят и завершил свои страдания, тотчас после погребения Его был зарыт в землю евреями-христо­нена­вистниками, и христиане не знали, где было сокрыто это сокровище. Так прошло триста лет, до времен греческого императора Константина Великого. Этот император принял благочестивое намерение разыскать святой крест. По желанию Константина, мать его, царица Елена, также принявшая христианство, отправилась в Иеросалим для поклонения святым местам. При этом и она имела намерение отыскать желаемое сокровище. Сначала все усилия, все поиски царицы Елены были тщетны. Сколько ни искали Креста Господня, сколько ни раскапывали мест, нигде не находили его.

Спрашивали жителей Иеросалима, стариков из евреев, не укажет ли кто, по рассказам, где зарыт крест, но никто не смог указать места. Наконец указали на одного старика, по имени Иуда, как на человека, который может знать, где находится крест. Долго и этот старик не хотел ничего говорить, но потом указал на гору, на которой был построен храм языческой богине. Храм немедленно был разобран, стали раскапывать гору, и действительно нашли, но не один, а три креста, т.е. Крест Христов и кресты двух разбойников.

Но как было узнать, который крест — Крест Христов? По Божию смотрению случилось, что в то время, когда были найдены кресты, проносили мертвеца для погребения. Блаженный иеросалимский патриарх Макарий, по внушению Божию, приказал остановить процессию и повелел возлагать кресты на мертвое тело. И совершилось чудо: кресты, на которых висели разбойники, не произвели никакого действия, когда же был возложен Крест Господень, мертвец тотчас ожил.

Журнал: «Церковь», 1909, № 39

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.

Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.

Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!

Источник

Что такое Честные Древа Креста Господня?

14 августа — праздник Изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня

Что такое Крест Господень?

Крест Господень — деревянный крест, на котором распяли Иисуса Христа. После того как тело Спасителя сняли, Его Крест сбросили в старый колодец для дождевой воды. В 70 году по Р. Х. Иерусалим разрушила до основания римская армия, а место нахождения Креста было утеряно. Через 300 лет, когда во главе Римской империи станет Константин I, его мать Елена отыщет Крест на Святой Земле — в честь этого события Церковь установила праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Как узнали, что это тот самый крест? Были же и другие

Верно, вместе с Христом распяли еще двух разбойников, и все три креста лежали в одном месте. Понять, какой из них принадлежал Спасителю, по внешним признакам было невозможно. Поэтому ко всем крестам приложили мертвеца и во время прикосновения к одному из них он воскрес (по другой версии, к крестам приложили тяжелобольную женщину, и та исцелилась). Поэтому Крест Господень и называют «Животворящим».

Что такое «Честные Древа Креста Господня»?

Это часть Креста Спасителя, которая хранилась в сокровищнице Константинопольского правителя. Святая Елена после обретения Креста Господня разделила его на несколько частей и одну увезла с собой в столицу. «ЧестнЫми» они называются в честь особого почитания среди верующих.

Праздник называется «Изнесение Честных Древ». Их куда-то выносили?

Да. В Константинополе сложилась традиция в августе нести святыню крестным ходом по городу, так как в это время года болело много людей. Вот что о возникновении праздника говорится в греческом часослове 1897 года:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В названии праздника вместо слова «изнесение» иногда встречается «происхождение». Это неправильный перевод греческого слова, которое означает церемонию или процессию — во время праздника часть Креста торжественно несли по городу. Праздник перешел в Русскую Церковь из византийской традиции после Крещения Руси. В этот день на середину храма из алтаря выносится для поклонения украшенный крест.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *