жизнь клима самгина о чем

3. 074. Максим Горький, Жизнь Клима Самгина

3.074. Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина»

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
(1868—1936)

Русский писатель и общественный деятель Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) (1868—1936) прославился многими пьесами, очерками, рассказами, сказками, автобиографической трилогией, романами «Фома Гордеев», «Мать» и др.

Главным своим произведением писатель считал роман «Жизнь Клима Самгина» (1925—36, не окончен), неоднократно включаемый в XX в. в 100 самых значительных книг мира.

В 1902 г. М. Горький был избран почетным членом Академии наук, но по требованию Николая II выборы признали недействительными, после чего А.П. Чехов и В.Г. Короленко в знак протеста покинули Академию.

В Советской России, а затем в СССР Горький основал издательства «Аcademia» и «Всемирная литература», журналы «Летопись», «Наши достижения», «За рубежом», «Литературная учеба», книжные серии «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта», «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», учредил Институт мировой литературы и Литературный институт, организовал и возглавил Союз писателей СССР (1934).

«Жизнь Клима Самгина»
(1925—1936, не окончен)

Специалисты называют самое крупное, «прощальное» произведение М. Горького многоплановым романом-эпопеей, философской повестью, «идеологическим романом в самом высоком смысле этого слова, раскрывающим насквозь идеологизированную жизнь общества в ХХ в.», скрытой автобиографией писателя (далекой от реальности), модернистским сочинением и пр.

Первоначальное название книги, в которой Горький намеревался изобразить «тридцать лет жизни русской интеллигенции», было «История пустой души».

Позднее роман получил название — «40 лет» с подзаголовком: «Трилогия. Жизнь Клима Самгина». О «завещании», над которым он работал двенадцать лет (1925—36), Горький говорил: «Я не могу не писать «Жизнь Клима Самгина». Я не имею право умереть, пока не сделаю этого».

Четвертую часть автор подготовить к печати не успел, остался недописанным финал.

Роман печатался частями и отдельными изданиями в 1927—1937 гг. в издательстве «Книга», а также в центральных, республиканских и областных газетах и журналах.

Произведение вызвало самые противоречивые оценки и породило множество острых и длительных споров, что не удивительно — в нем можно найти подтверждение любой точки зрения, т.к. он вобрал в себя все их мыслимое множество.

Место действия романа — Россия (Петербург, Москва, провинция) и Европа (Женева, Париж, Лондон); время — с 1877 по 1917 г. Основные действующие лица — революционеры всех мастей (в т.ч. и с приставкой «псевдо»), философы-атеисты и женщины на любой вкус.

Центральным персонажем, воспринимающим и интерпретирующим по-своему все события, является Клим Самгин.

Начинается действо с того, что у либералов Самгиных родился второй сын, которого, перебрав десяток имен, в т.ч. и героические Самсон и Леонид, нарекли «мужицким» — Клим.

Слабый здоровьем, ребенок рос в интеллигентской атмосфере, в семье, члены которой пострадали за свои убеждения — подвергались арестам, тюремным заключениям, ссылкам. В круг общения мальчика вошли дети квартиранта Варавки, Лидия и Борис, еще несколько ребят. Заметный след в душе юного созерцателя жизни оставил домашний учитель Томилин, изрекавший афоризмы типа «для дела свободы пороки деспота гораздо менее опасны, чем его добродетели». Слова учителя «человек свободен только тогда, когда одинок» стали для Самгина его кредо.

Внушив с младых лет Климу убежденность в незаурядности его ума, родные и не подозревали, что, заложив в нем желание оригинальничать и «выдумывать» себя, обрекли Самгина на одиночество и душевную пустоту. Оригинального ума для поступления в гимназию Климу не хватило — в заведение помог устроиться дедушка, Настоящий Старик. Борис Варавка отправился учиться в Москву, в военное училище.

Привыкнув наблюдать за взрослыми, Клим рано узнал, что они живут не по правде, лицемеря и обманывая друг друга. Увидел, как его матушка «путается» то с Томилиным, то с Варавкой, из-за чего отец Клима ушел из семьи и уехал в Выборг.

Короче, Самгин зрел вокруг одно лишь пустословие, приправленное прекраснодушными словами о благе народа, животный страх перед этим народом, скуку, серость, пьянство и разврат. Все это питало его и «заряжало» на всю жизнь.

В классе Клим видел себя много умнее сверстников, тем более что в них он усматривал одни лишь недостатки. Когда Бориса Варавку исключили из училища за отказ выдать провинившихся товарищей, и тот вернулся домой, самолюбие Самгина было чрезвычайно уязвлено тем, что приятель детства оказался способен на поступок.

В одно из воскресений подростки пошли на каток, только что расчищенный у городского берега реки. Во время катаний Борис с подружкой провалились под тонкий лед. Клим бросил товарищу ремень, но когда лед стал крошиться, испуганно выпустил свой конец, и Бориса утонул.

Тогда-то и прозвучал чей-то вопрос, мучивший Самгина всю жизнь: «Да — был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?»

В третьей и четвертой частях романа действие трансформировалось в непрерывный внутренний монолог Самгина, «поток мысли и воспоминаний».

Мы специально остановились на первой главе, т.к. в ней Горький заложил коллизии романа и характер Самгина, который можно исчерпать двумя словами — равнодушие и конформизм, указал на ту червоточину, которая станет точить его ум и волю, душу и сердце.

Привыкнув смотреть на себя как на существо неповторимое, предназначенное для «высшей» деятельности, Клим вынужден был искать позицию, которая обеспечила бы ему и «заметность» и «независимость».

Будучи сторонним, холодным наблюдателем жизни, Самгин стал щепкой в водовороте истории. От его слов, поступков, а тем более мыслей, от которых в романе тесно, ничего в жизни не менялось. Какие бы теории Клим не придумывал, каких бы партий не придерживался, все шло независимо от его выбора, хотя он этот выбор делал хамелеонски безошибочно, все время оставаясь «на плаву».

С чем же столкнулся потом наш герой? После гимназии, первых влюбленностей и разочарований, Самгин попал в круг столичного студенчества. «Умнику» пришлось вращаться среди революционеров и декадентов, среди купцов и музыкантов, анархистов и аристократов, участвовать в спорах о славянофилах и западниках, России и Европе — обо всем и ни о чем. Самгин чутко улавливал и запоминал чужие мысли, цитаты, афоризмы, из которых как из кирпичиков строил удобное для общения с другими людьми мировоззрение, которое, однако, так и не стало его собственным.

Оказавшись в Москве, Клим столкнулся с той же говорильней и пьянством, теми же персонами только под другими именами. Разнообразила существование трагедия на Ходынке, в которой погибли его знакомые, но и она не затронула глубин его души. В любви Клим тоже был холоден.

В Нижнем Новгороде Самгин устроился в газету, своими контактами с революционерами вызвал обыск на квартире, арест, беседы с жандармами, предложение стать филером, от которого он, мучимый сомнениями, отказался. Поездки в Москву, Астрахань, Грузию, в деревню, где начались грабежи помещиков, в Старую Руссу, Петербург наполнили его жизнь впечатлениями, серыми как пыль, а читателю представили широчайшую панораму предреволюционной России.

После Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. в Петербурге Самгин оказался в тюрьме по подозрению в революционной деятельности, потом, не желая того, участвовал в революционных событиях, к которым вскоре стал испытывать панический страх. Раздвоенность существования привела к расщепленности сознания, чудовищным ночным кошмарам, снам и видениям, появлению многочисленных «двойников».

Всякий раз столкновение Самгина с жизнью завершалось чувством, что «действительность унижала его, пыталась раздавить». Отдав дань декадансу, Клим стал апологетом диктатуры вождя, аристократа духа, чем лишний раз подтвердил собственную тенденциозность.

За границей Самгин также не нашел ничего нового. Везде он был фатально одинок. Первая мировая война усугубила его ипохондрию и замкнутость. Февральская революция подвела черту его исканиям и сомнениям.

Горький собирался покончить с Самгиным (сохранились черновики), но не сделал этого — и не потому, что не успел, а скорее всего оттого что Самгин как социальный тип оказался удивительно живуч и вполне вписался бы и в последующую — советскую жизнь.

Роман стал прекрасной иллюстрацией тезы Ф.М. Достоевского — «нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, как сказать ему, что он не оригинален, слаб характером, без особенных талантов и человек обыкновенный». Горький посвятил этому всю книгу.

«Мне хотелось изобразить в лице Самгина такого интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где бы ему было удобно и материально и внутренне», — говорил автор.

Что же касается антитезы «герой — народ» — ее вполне раскрывает ответ Настоящего Старика. На вопрос внука, увидевшего на ярмарке «обилие полупьяных, очень веселых и добродушных людей.

— А где же настоящий народ, который стонет по полям, по дорогам, по тюрьмам, по острогам, под телегой ночуя в степи?

Старик засмеялся и сказал, махнув палкой на людей:

— Вот это он и есть, дурачок!»

О ключевой фразе — «был ли мальчик-то?» — стоит сказать особо. Хотя на нее как на шампур нанизывают свои рассуждение многие исследователи творчества писателя, эти слова не более чем рефрен внутреннего монолога героя, с детства мучимого угрызениями совести. Вряд ли за ней сокрыты иррациональные и метафизические глубины, со дна которых тысяча и один критик прокладывают себе путь наверх.

Главной темой книги стал поиск причин распада великой страны Российской империи. Писатель назвал в числе прочих две актуальные и сегодня: либеральные брожения в образованных слоях общества и выход на политическую арену целого слоя «образованцев», весьма озабоченных удовлетворением собственных амбиций.

М. Горький утверждал, что сокровенный смысл его романа могут постичь только потомки. Имея привычку к чтению, потомкам достаточно прочесть полторы тысячи страниц, чтобы уяснить себе значение этой книги. И хотя, говоря словами одной из героинь романа, «странная привычка — читать; все равно как жить на чужой счет», эта привычка, слава Богу, пока еще не занесена очередными «законодателями культуры» в число вредных.

В 1987 г. вышел одноименный 14-серийный телефильм режиссера В. Титова, адекватно передавшего атмосферу романа.

Источник

Краткое содержание Горький Жизнь Клима Самгина

В произведении «Жизнь Клима Самгина», созданном Максимом Горьким, описывается сорокалетний период жизни семьи Самгиных на фоне исторических событий, происходящих в России в конце 19 — начале 20 века. Действие романа разворачивается как в крупных городах, так и в провинции.

У подросшего Клима появляется влечение к женскому полу. Его мать просит одну девушку удовлетворять сексуальные прихоти сына. Девушка ради денежного вознаграждения соглашается, хотя и симпатизирует другому молодому человеку. Это становится известно Климу, и он разочаровывается в женщинах.

После гимназического обучения юноша поступил в Санкт-Петербургский университет. Клим надеется, что студенческая жизнь будет более удачна, чем гимназическая. Однако желание юноши всё подвергать критике не позволяет выстроить прочные отношения с однокурсниками.

Самгин участвует в спорах студентов о взаимоотношениях прогрессивного Запада и отсталой во многих отношениях России. Клим и в них пытается выделиться, но не может доказать свою точку зрения. Юноша рассказывает о своих чувствах Лидии Варавке, но узнаёт, что девушка равнодушна к нему. Тогда Клим уезжает в Москву и пытается начать новую жизнь, присоединяется к революционному движению. Его действия носят не практический характер, а только теоретический. У него появляются новые знакомые Но скептическое отношение к людям опять мешает юноше ладить с окружающими.

В это время умирает старший Самгин, Клим едет на похороны и встречается с братом — активным революционером. Клима арестовывают и делают предложение стать осведомителем охранки. Но юноша отказывается, хотя в последствии жалеет об этом.

Клим пытается наладить отношения с молодыми девушками, но каждая попытка заканчивается разрывом.

Революционные события 1905 года заставляют юношу ещё больше поддерживать революционное движение, но уже практическими действиями. Он с большевиками на баррикадах.

Затем Самгин уезжает за границу. Но он и там чувствует себя не в своей тарелке, его одолевают апатия и скука. Клим встречается с матерью, но сразу же осознаёт, что они совершенно чужие. Тоскливое состояние заставляет юношу вернуться в Россию. Клим попадает на фронт, затем снова в тыл.

Окончание произведения не даёт читателю ясной картины, чем же заканчиваются жизненные метания главного героя.

Произведение учит читателей доказывать слова поступками, а не быть голословными.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

Жизнь Клима Самгина. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Разведчики, возвращаясь с боевого задания находят худенького мальчишку в яме. Их насторожили звуки из окопа. Там спал и одновременно всхлипывал мальчишка. Ваня потерял сознание, когда увидев солдат в советской форме

В графстве Хартфордшир настоящий переполох. В окрестности небольшого городка Меритон приехал молодой мистер Бингли. Он поселился в богатом поместье Незерфилд – парк. Само по себе это событие могло бы остаться незамеченным

Заколдованный замок в названии это усадьба, которую показывают глазами трех детей, Джеральда, Джеймса и Кэтлин. Они находят замок во время учебы во время школьных каникул

Произведение «Принцесса Клевская», написанное французской писательницей Мари Мадлен де Лафайет, явилось основоположником психологического романа.

Краткое содержание произведений Пушкина Маленькие трагедии

Источник

Краткое содержание Жизнь Клима Самгина Горький для читательского дневника

О произведении

«Жизнь Клима Самгина» относят к романам-эпопеям и считают самым крупным произведением Максима Горького. Произведение состоит из 4-х книг, которые писались с 1925 года по 1936 (год смерти писателя).

Идея произведения «Жизнь Клима Самгина» (краткое содержание представим ниже), по словам самого Горького, состоит в том, чтобы показать героя-интеллигента, каких было много во время первой революции 1907 года. Эти люди поначалу горячо поддерживали рабочих и революционное движение, однако постепенно становится ясно, что им не по пути с новой советской Россией. Основная цель – показать причину неверности их позиционирования себя как надклассовой группы.

Говоря проще, Горький изобразил интеллигента, который прошел путь от революционера до эмигранта.

Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина»: краткое содержание

У Ивана Акимовича Самгина, народника-интеллигента, родился сын. Отец решил дать ему мужицкое и необычное, по его мнению, имя – Клим, которое тут же сделало мальчика особенным среди других детей – Любы Сомовой, чей отец был доктором; Бориса, Варвары и Лидии, отпрысков Варавки квартиранта; Игоря Туробоева, который вместе с Борисом учился в военной школе; Алины Телепневой и Константина Макарова, друзей по гимназии; сироты Ивана Дронова, который жил у Самгиных. Между Климом и этими детьми складываются довольно сложные отношения, так как мальчик постоянно пытается выделиться, чем-нибудь отличиться от окружающих. Главным соперником Клима стал Борис. Их вражда не утихала, пока Борис вместе с Варварой не погиб – дети провалились под лед, когда катались на коньках.

Клим учится в гимназии. В это время его впервые одолевает интерес к женщинам. Мать мальчика, заметив это, решает подкупить швейку Риту, чтобы первый сексуальный опыт юноши был «безопасным». Рита соглашается, хотя и в влюблена в Доронова. Обо всем этом становится известно Климу. Это приводит к тому, что юноша разочаровывается во всех женщинах, даже в своей матери.

Макаров влюбляется в Лидию, но после ссоры с девушкой решает покончить жизнь самоубийством. Самгину удается спасти друга, о чем он позже сожалеет – Лида нравилась ему самому.

Жизнь Клима Самгина

В доме интеллигента-народника Ивана Акимовича Самгина родился сын, которому отец решил дать «необычное», мужицкое имя Клим. Оно сразу выделило мальчика среди других детей его круга: дочери доктора Сомова Любы; детей квартиранта Варавки Варвары, Лидии и Бориса; Игоря Туробоева (вместе с Борисом учится в московской военной школе); Ивана Дронова (сирота, приживальщик в доме Самгиных); Константина Макарова и Алины Телепневой (товарищи по гимназии). Между ними складываются сложные отношения, отчасти потому, что Клим старается отличиться, что не всегда удаётся. Первый учитель — Томилин. Соперничество с Борисом. Неожиданная гибель Бориса и Варвары, провалившихся под лёд во время катания на коньках. Голос из толпы: «Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?» — как первый «ключевой» мотив повести, как бы выражающий ирреальность происходящего.

Продолжение после рекламы:

Учёба в гимназии. Эротические томления Самгина. Швейка Рита тайно подкуплена матерью Клима для «безопасной» сексуальной жизни юноши. Она влюблена в Дронова; Самгин узнает об этом и о поступке матери и разочаровывается в женщинах. Любовь Макарова к Лидии; неудачная попытка самоубийства. Клим спасает его, но потом жалеет об этом, ибо сам втайне симпатизирует Лидии и чувствует, что бледно выглядит на фоне своего друга.

Петербург, студенчество. Новый круг общения Самгина, где он опять-таки старается занять особое место, подвергая «про себя» все и всех критическому анализу и получив прозвище «умник». Старший брат Дмитрий (студент, включившийся в революционную борьбу), Марина Премирова, Серафима Нехаева (влюблённая во все «декадентское»), Кутузов (активный революционер, будущий большевик, своими чертами напоминающий Ленина), Елизавета Спивак с больным мужем-музыкантом, Владимир Лютов (студент из купеческого рода) и другие. Любовь Лютова к Алине Телепневой, выросшей в красивую и капризную женщину. Её согласие быть женой Лютова и последующий отказ, ибо она влюбляется в Туробоева (тема своеобразного соперничества «бедного аристократа» Туробоева и «богатого мужика» Лютова).

Брифли существует благодаря рекламе:

Жизнь на даче. Символическая сцена ловли сома на горшок с горячей кашей (сом проглотит горшок, он лопнет, сом всплывёт) — надувательство «господ» мужиком, который тем не менее восхищает Лютова как выразитель загадочной талантливости русского народа. Споры о славянофилах и западниках, России и Западе. Лютов — русский анархист. Клим старается занять особую позицию, но в результате не занимает никакой. Его неудачная попытка объясниться в любви Лидии. Отказ. Подъем колоколов на деревенскую церковь. Гибель молодого крестьянина (верёвка захлестнула за горло). Вторая «ключевая» фраза повести, произнесённая деревенской девочкой: «Да что вы озорничаете?» — как бы обращённая к «господам» вообще. Не зная народа, они пытаются решать его судьбу.

Москва. Новые люди, которых пытается понять Самгин: Семион Диомидов, Варвара Антипова, Петр Маракуев, дядя Хрисанф — круг московской интеллигенции, отличающейся от петербургской подчёркнутой «русскостью». Пьянка на квартире Лютова. Дьякон-расстрига Егор Ипатьевский читает собственные стихи о Христе, Ваське и «неразменном рублике». Суть в том, что русский человек и ненавистью служит Христу. Вопль Лютова: «Гениально!» Самгин опять-таки не находит места в этой среде. Приезд молодого Николая I и трагедия на Ходынском поле, где во время праздника коронации были задавлены сотни людей. Взгляд Самгина на толпу, которая напоминает «икру». Ничтожность личной воли в эпоху всплеска массового психоза.

Продолжение после рекламы:

Окончательный разрыв Самгина с Лидией; её отъезд в Париж. Клим отправляется на Нижегородскую промышленную выставку и знакомится с провинциальной журналистской средой. Иноков — яркий газетчик и своеобразный поэт (вероятный прототип сам Горький). Приезд в Нижний царя, похожего на «Бальзаминова, одетого офицером…».

Самгин и газета. Дронов, Иноков, супруги Спиваки. Встреча с Томильным, проповедующим, что «путь к истинной вере лежит через пустыню неверия» (ницшевская мысль, близкая Самгину). Провинциальный историк Козлов — охранитель и монархист, отрицающий революцию, в том числе и революцию духа. Встреча с Кутузовым, «возмутительно самоуверенным» и оттого похожим на своего антипода — Козлова. Кутузов о «революционерах от скуки», к которым относит всю интеллигенцию. Падение строящейся казармы как символ «прогнившего» строя. Параллельная сцена пиршества «отцов города» в ресторане. Обыск в квартире Самгина. Беседа с жандармским ротмистром Поповым, который впервые даёт Самгину понять, что революционером он никогда не станет.

Брифли существует благодаря рекламе:

Москва. Прейс и Тагильский — верхушка либеральной интеллигенции (возможные прототипы — «веховцы»). Приезд Кутузова (каждое его появление напоминает Самгину, что подлинная революция готовится где-то в стороне, а он и его окружение не принимают в ней участия). Рассуждения Макарова о философии Н. Ф. Федорова и о роли женщины в истории.

Смерть отца Самгина в Выборге. Встреча с братом. Арест Самгина и Сомовой. Допрос в полиции и предложение стать осведомителем. Отказ Самгина; странная неуверенность, что поступил правильно. Любовная связь с Варварой Антиповой; аборт.

Слова старой прислуги Анфимьевны (выражающей народное мнение) о молодых: «Чужого бога дети». Поездка Самгина в Астрахань и Грузию).

Москва, студенческие волнения возле Манежа. Самгин в толпе и его страх перед ней. Выручает Митрофанов — агент полиции. Поездка в деревню; сцена крестьянских грабежей. Страх Самгина перед мужиками. Новые волнения в Москве. Любовная связь с Никоновой (окажется полицейским осведомителем). Поездка в Старую Руссу; взгляд на царя через спущенные шторы вагона.

9 января 1905 г. в Петербурге. Сцены Кровавого воскресенья. Гапон и вывод о нем: «ничтожен поп». Самгин в тюрьме по подозрению в революционной деятельности. Похороны Баумана и всплески «черносотенной» психологии.

Отъезд за границу. Берлин, скука. Картины Босха в галерее, которые неожиданно совпадают с миропониманием Самгина (раздробленность мироздания, отсутствие ясного образа человека). Встреча с матерью в Швейцарии; взаимное непонимание. Самгин остаётся в круглом одиночестве. Самоубийство Лютова в Женеве; слова Алины Телепневой: «Удрал Володя…»

Париж. Встреча с Мариной Зотовой. Попов и Бердников, которые пытаются подкупить Самгина, чтобы он был их тайным агентом при Зотовой и сообщал о её возможной сделке с англичанами. Резкий отказ Самгина.

Возвращение в Россию. Убийство Марины Зотовой. Загадочные обстоятельства, с ним связанные. Подозрение падает на Безбедова, который все отрицает и странным образом погибает в тюрьме до начала суда.

Мысли Самгина о Фаусте и Дон Кихоте как продолжение мыслей Ивана Тургенева в эссе «Гамлет и Дон-Кихот». Самгин выдвигает принцип не деятельного идеализма, а разумной деятельности.

Начало мировой войны как символ краха коллективного разума. Поездка Самгина на фронт в Боровичи. Знакомство с подпоручиком Петровым, символизирующим разложение боевого офицерства. Нелепое убийство Тагильского разозлённым офицером. Кошмары войны.

Возвращение с фронта. Вечер у Леонида Андреева. Его слова: «Люди почувствуют себя братьями только тогда, когда поймут трагизм своего бытия в космосе, почувствуют ужас одиночества своего во вселенной, соприкоснутся прутьям железной клетки неразрешимых тайн жизни, жизни, из которой один есть выход — в смерть», — которые словно подводят черту под духовными поисками Самгина.

Февральская революция 1917 г. Родзянко и Керенский. Незавершённый финал. Неясность дальнейшей судьбы Самгина…

Студенчество

Пытался изобразить типичного для своего времени героя М. Горький («Жизнь Клима Самгина»). Краткое содержание (1 часть изложена выше) показывает, как хорошо это удалось писателю, несмотря на то, что его герой постоянно пытался выглядеть особенным.

Клим после окончания гимназии отправился в Петербург. Для него началась студенческая пора. У Самгина появился новый круг общения, в который входили: Дмитрий, старший брат Клима, студент, участвующий в революционной борьбе; Серафима Нехаева, питавшая слабость ко всему декадентскому; Марина Премирова; Кутузов, будущий большевик и активный революционер, похожий на Ленина; Владимир Лютов, происходящий из купцов, студент; Елизавета Спивак и ее муж-музыкант. Однако и в новой компании он старался отличаться, подвергая все критическому анализу. За это новые знакомые окрестили его «умником».

Лютов влюбляется в капризную Алину Телепневу, которая сначала соглашается стать его женой, а потом отказывает из-за того, что полюбила Турбоева. Здесь ярко проявляется тема соперничества зажиточного мужика (Лютов) и обедневшего аристократа (Турбоев).

О чем молчал Клим Самгин

Александр Генис: 150-летие Горького прошло совсем не так, как отмечались подобные круглые даты раньше. В советское время, когда Горький был чуть ли не четвертым классиком марксизма-ленинизма, такой юбилей превратился бы в вакханалию. Теперь, скорее, наоборот. Когда ведущих российских критиков попросили оценить вклад Горького, большинство сошлись на том, что говорить тут особенно и не о чем.

Так ли это, спросил я Парамонова, который в своем ответе – в рамках его персональной рубрики «История чтения» – сконцентрировался на финальной книге Горького «Жизнь Клима Самгина».

Борис Парамонов: Похоже на то, что Максим Горький уже не есть живое явление русской литературы, а в качестве классика он всегда был сомнителен – слишком он уж был затянут в официоз, объявлен основателем социалистического реализма, что, между прочим, не совсем чушь. Ибо Горькому была свойственна некая мифотворческая установка, он изначально призывал литературу украшать жизнь: мол, покажите людей красивыми, и они в самом деле лучше станут. При этом сам он в этой методике отнюдь не стремился работать: он реалист, вполне грубый, «бытовик», как он сам себя называл.

Александр Генис: Тем не менее именно горьковский роман «Мать» был в советской школе официально признан матрицей для всех соцреалистических опусов. За что я его до сих пор терпеть не могу.

Борис Парамонов: Сомнительно это. «Мать» – просто-напросто плохая книга, в которой Горький довел до высшей концентрации одну свою особенность. Он любил делать своих героев доморощенными философами, высказывавшими всякую стилизованную мудрость. Простой человек как философ – это частый персонаж Горького, и это справедливо посчитали недостатком его творческой манеры – вот эту склонность к такого рода персонажам. Он даже лучшие свои вещи портил на такой манер: например, в пьесе «На дне» всякого рода философию высказывает Сатин, поет гимн человеку; при этом Сатин – карточный шулер. Совершенная несообразность.

Александр Генис: Что придает определенное двусмысленное обаяние пьесе. Это как Чичиков, рассуждающий о величии России. Но мы решили поговорить о романе «Жизнь Клима Самгина».

интеллигент не может быть эпическим героем, тем более в реалистическом исполнении. Роман вообще не может быть эпосом, хотя Гегель называл его буржуазным эпосом, что есть характеристика ироническая. Носитель индивидуального сознания не может быть эпическим героем

Борис Парамонов: О последнем и самом крупном горьковском произведении. Причем был соблазн считать эту вещь лучшей у Горького: этакая панорама предреволюционной России. Четыре тома. Четвертый, впрочем, не дописан. Размер, объем, что говорить, эпический. Но герой отнюдь не эпический – интеллигент средних достоинств. И каковы бы ни были его достоинства, интеллигент не может быть эпическим героем, тем более в реалистическом исполнении. Роман вообще не может быть эпосом, хотя Гегель называл его буржуазным эпосом, что есть характеристика ироническая. Носитель индивидуального сознания не может быть эпическим героем.

Александр Генис: Причем сам Горький с некоторых пор стал считать «Самгина» едва ли не сатирой на русскую интеллигенцию, со временем он начал характеризовать своего героя негативно.

Борис Парамонов: Ну да, есть у него такая характеристика «Самгина» – как отходная по русской интеллигенции: мол, интеллигенция погибла в революции, но туда ей и дорога. Такие характеристики Горький стал давать своему роману отнюдь не сразу, в первых томах никакого сатирического пафоса нет.

Другой вопрос: как он вообще относится к своему герою, идентифицируется ли с ним, выставляет ли его как рупор собственных идей? Или это какой-то обобщенный тип, которому, впрочем, даже стали искать реальные прообразы? В прототип Самгину ставили некоего Поссе, редактора какого-то из первоначальных марксистских журналов (легального марксизма, конечно). Но это совсем уж незначительная фигура – Поссе. А ведь среди легальных марксистов были люди крупные: Струве, Бердяев, Сергей Булгаков, Франк. Все четверо – будущие «веховцы».

А вот совсем недавно я встретил попытку объявить прообразом Самгина Владислава Ходасевича: он, мол, жил долго с Горьким в Германии, а потом в Сорренто, так что Горький наблюдал за ним и вроде бы в героя своего преобразил.

Александр Генис: Ну, и как вы сами оцениваете эту гипотезу? Звучит весьма любопытно.

Борис Парамонов: Несостоятельная гипотеза. Ходасевич был, несомненно, человек малоприятный, но он был значительный, острый и очень умный человек. А о Самгине этого не скажешь. Самгин – никакой, вроде неглуп, но лица собственного не имеет, он все время молчит, еще в детстве догадавшись, что так скорее посчитают умным.

Да я, прилежный читатель Шкловского, вообще не верю в теорию прототипов, нельзя громадный роман писать, так сказать, чужими руками. По этому поводу вспоминается одно положение формалистов: герой романа – не реальный тип или прототип, а некая сюжетная абстракция, мотивировка сюжетного движения, нитка, связывающая отдельные романные эпизоды, причем нитка, говорит Шкловский, серая.

Я бы даже так сказал, в «Жизни Клима Самгина» все его персонажи интереснее главного героя. И это, между прочим, заставляет вспомнить одну очень интересную ошибку великого Флобера, у которого в романе «Сентиментальное воспитание» точно такой же бледный, невыразительный герой – на очень интересно выписанном фоне. При этом фон напоминает «самгинский»: революция, Французская революция 1848 года и тогдашние ее типажи, дающие поразительное сходство с соответствующими русскими персонажами, в основном нигилистами из круга некрасовского «Современника». Для меня несомненно, что в «Климе Самгине» Горький ориентировался на «Сентиментальное воспитание» – «Воспитание чувств», как стали переводить в России.

в «Жизни Клима Самгина» все его персонажи интереснее главного героя

Ну, а что касается Самгина, то у него один бесспорный прототип – сам автор. Вопрос: почему же он такой осторожный молчун? А это Горький задним числом себя исправляет: дело в том, что он очень много наговорил лишнего на ранних своих этапах, много безвкусных сочинений написал, вроде «Песни о Соколе» или американских очерков – «Город Желтого дьявола» и прочих. Его очень сильно критиковали за эти его штуки, а он умел воспринимать критику, бросил со временем эту свою ложно-философическую манеру. Вот его герой Самгин и молчит – все лучше, чем высказываться по неизвестным тебе вопросам. У Горького в «Самгине» ощущается эта его вновь обретенная неуверенность в себе, тяжесть, неадекватность для него репутации классика.

Александр Генис: Интересная параллель. Но вот ключевой вопрос: вам-то, Борис Михайлович, нравится этот финальный опус Горького?

Борис Парамонов: Здесь имеет место феномен, который в Америке называют «ностальгическое чтение». Я впервые читал «Самгина» в девятом-десятом классе, в поздние сталинские годы, когда литературное поле было почти полностью выжжено. Читать можно было трех авторов из незапрещенных в Советском Союзе: Горького, Алексея Толстого и Эренбурга. Что о них ни говори, но это – писатели, профессионалы, а не попки советские. И в этой пустыне «Клим Самгин» давал подростку-книгочею очень многое – много узнавалось о старой России, какой она была интересной, многообразной, богатой людьми и, так сказать, товарами. Я однажды написал статью о моем тогдашнем читательском опыте под названием «Только детские книги читать».

Александр Генис: Строчка из Мандельштама, я ее всегда вспоминаю, когда теряю очки.

Борис Парамонов: Сейчас это просто некий мем.

Так вот, я очень много узнал из «Клима Самгина». Например, о сборнике «Вехи», который в романе читают в четвертом томе. И там звучит поразившая меня фраза: «Русский человек не любит богатства». Это, как я потом узнал, из статьи Семена Людвиговича Франка «Этика нигилизма». Кстати, во втором томе «Самгина» описывается такой гипотетический «веховский» кружок, руководимый неким Прейсом, в котором узнается Петр Струве, и там же, в этом кружке, есть человек по фамилии Бердников. Догадайтесь, кто такой.

Александр Генис: Бердяев!

Борис Парамонов: Конечно! Там такая его черточка описана: «Он все время перемещается по комнате, как будто хочет посидеть на всех стульях». Образ бердяевских непрерывных исканий.

Александр Генис: Борис Михайлович, в наше время трудно усадить читателя за такую громаду. Поэтому спрошу: какой из томов вы считаете лучшим? Все хвалят первый.

«Он все время перемещается по комнате, как будто хочет посидеть на всех стульях»

Борис Парамонов: Да, несомненно. И в нем замечательная концовка: описывается нижегородская ярмарка, и на ней некий важный китаец, который потребовал отдать ему драгоценный камень из числа выставочных экспонатов, причем даже не потребовал, а просто сам взял, вынул из витрины. Некое пророчество, если угодно: сожрет Китай Рашку, сожрет со всеми потрохами.

Еще в первом томе есть очень яркий персонаж – Владимир Лютов, вроде как Савва Морозов в нем описан. Но неверно, как мне кажется, описан: очень уж он какой-то раздерганный, несолидный, хотя, несомненно, умный. То, что я читал о Савве Морозове, например в мемуарах Александра Николаевича Тихонова, ничем не напоминает самгинского Лютова. Лютов интересно говорит в одном месте: «Да русские люди завтра всем миром снимутся с места и пойдут искать какое-нибудь Опоньское царство!» Ну, где вы могли прочесть что-нибудь подобное в 1952 году.

Борис Парамонов: Да, и еще там, в первом томе, есть сказочная красавица Алина Телепнева, в которую влюблен Лютов: прообраз в реальности – Савва Морозов, любивший Марию Андрееву, актрису Московского художественного театра и одну из гражданских жен Горького. Ну, а сама Алина Телепнева в романе – шансонетка малоодаренная, берущая в основном телесной красотой.

Второй том теряет темпоритм, начинает провисать, материал затопляет построение. Но зато очень интересен третий том. Я, тогда его читая, скучал, но недавно Александр Эткинд растолковал это сочинение. Третий том «Клима Самгина», говорит он, написан как полемика с «Серебряным голубем» Андрея Белого, которого Горький страшно ревновал и которому завидовал. Там, в третьем томе, описан хлыстовский «корабль» и его богородица – богатая купчиха Марина Зотова, которую убивает ее племянник Безбедов, сделанный голубятником. Это – аллюзия на «Серебряного голубя».

Ну, еще одну замечательную подробность из первого тома вспомнить надо – как мужик устраивает господам-дачникам ловлю сома, этакий спортивный аттракцион. Причем оказывается, что он господ надул – никакого сома не было. Шкловский очень язвительно отозвался об этой сцене. «Этот сом, – написал он, – взят из Бальзака, где крестьяне таким же манером ловят рысь, и опять-таки обманывают интеллигенцию». «Так что сом, «плавающий» по страницам «Клима Самгина», – пишет Шкловский, – сом цитатный».

Вот такие у меня воспоминания о «Климе Самгине», Александр Александрович, которыми я счел возможным поделиться в нынешний юбилей Горького. Конечно, это не самый лучший русский писатель, но фигура значительная. И у него есть очень интересная параллель в новейшей русской литературе.

Александр Генис: Кто же это?

Борис Парамонов: Евтушенко. В русской литературе всегда имеется вакансия знаменитости – властителя дум, и это место пусто не бывает.

Отдых на даче и неудача в любви

Клим живет на даче вместе с другими своими петербургскими знакомыми. Довольно много о политических и философских настроениях конца 19 начала 20 века можно узнать из романа «Жизнь Клима Самгина». Краткое содержание по главам описывает споры молодого поколения о Западе и России, о философии славянофилов и западников. Выясняется, что Лютов является русским анархистом. Самгин пытается в этих спорах занять особую философскую позицию, но в итоге не занимает совсем никакой. Одновременно с этим Клим пытается признаться Лидии, что любит ее, но получает отказ.

Самгин едет в Москву. Здесь он знакомиться с новыми людьми, московскими интеллигентами, которые отличаются от петербургских ярко выраженной «русскостью». Среди них: дядя Хрисанф, Петр Маракуев, Варвара Антипова и Семион Диомидов.

На квартире Лютова происходит пьянка, на которой Егор Ипатьевский, дьякон-расстрига, читает свои стихи о Ваське, Христе и «неразменном рубле». Смысл их сводится к тому, что даже в ненависти служит Христу. Лютов восхищается стихами. Клим же опять чувствует себя лишним.

Приезжает Николай I, после чего происходят трагические события на Ходынском поле, где было задавлено множество людей, когда праздновалась коронация. Самгин смотрит на толпу и думает о ничтожности личности во время массового психоза.

Происходит окончательный разрыв Клима с Лидией, после чего девушка уезжает в Париж. Самгин едет на промышленную выставку в Нижний Новгород. Здесь он знакомится с Иноковым, своеобразным поэтом и ярким газетчиком.

Краткое содержание Жизнь Клима Самгина Горький

Жизнь Клима Самгина

В доме интеллигента-народника Ивана Акимовича Самгина родился сын, которому отец решил дать «необычное», мужицкое имя Клим. Оно сразу выделило мальчика среди других детей его круга: дочери доктора Сомова Любы; детей квартиранта Варавки Варвары, Лидии и Бориса; Игоря Туробоева (вместе с Борисом учится в московской военной школе); Ивана Дронова (сирота, приживальщик в доме Самгиных); Константина Макарова и Алины Телепневой (товарищи по гимназии). Между ними складываются сложные отношения, отчасти потому, что Клим старается отличиться, что не всегда удается. Первый учитель — Томилин. Соперничество с Борисом. Неожиданная гибель Бориса и Варвары, провалившихся под лед во время катания на коньках. Голос из толпы: «Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?» — как первый «ключевой» мотив повести, как бы выражающий ирреальность происходящего.
Учеба в гимназии. Эротические томления Самгина. Швейка Рита тайно подкуплена матерью Клима для «безопасной» сексуальной жизни юноши. Она влюблена в Дронова; Самгин узнает об этом и о поступке матери и разочаровывается в женщинах. Любовь Макарова к Лидии; неудачная попытка самоубийства. Клим спасает его, но потом жалеет об этом, ибо сам втайне симпатизирует Лидии и чувствует, что бледно выглядит на фоне своего друга.

Петербург, студенчество. Новый круг общения Самгина, где он опять-таки старается занять особое место, подвергая «про себя» все и всех критическому анализу и получив прозвище «умник». Старший брат Дмитрий (студент, включившийся в революционную борьбу), Марина Премирова, Серафима Нехаева (влюбленная во все «декадентское»), Кутузов (активный революционер, будущий большевик, своими чертами напоминающий Ленина), Елизавета Спивак с больным мужем-музыкантом, Владимир Лютов (студент из купеческого рода) и другие. Любовь Лютова к Алине Телепневой, выросшей в красивую и капризную женщину. Ее согласие быть женой Лютова и последующий отказ, ибо она влюбляется в Туробоева (тема своеобразного соперничества «бедного аристократа» Туробоева и «богатого мужика» Лютова).

Жизнь на даче. Символическая сцена ловли сома на горшок с горячей кашей (сом проглотит горшок, он лопнет, сом всплывет) — надувательство «господ» мужиком, который тем не менее восхищает Лютова как выразитель загадочной талантливости русского народа. Споры о славянофилах и западниках, России и Западе. Лютов — русский анархист. Клим старается занять особую позицию, но в результате не занимает никакой. Его неудачная попытка объясниться в любви Лидии. Отказ. Подъем колоколов на деревенскую церковь. Гибель молодого крестьянина (веревка захлестнула за горло). Вторая «ключевая» фраза повести, произнесенная деревенской девочкой: «Да что вы озорничаете?» — как бы обращенная к «господам» вообще. Не зная народа, они пытаются решать его судьбу.

Москва. Новые люди, которых пытается понять Самгин: Семион Диомидов, Варвара Антипова, Петр Маракуев, дядя Хрисанф — круг московской интеллигенции, отличающейся от петербургской подчеркнутой «русскостью». Пьянка на квартире Лютова. Дьякон-расстрига Егор Ипатьевский читает собственные стихи о Христе, Ваське и «неразменном рублике». Суть в том, что русский человек и ненавистью служит Христу. Вопль Лютова: «Гениально!» Самгин опять-таки не находит места в этой среде. Приезд молодого Николая I и трагедия на Ходынском поле, где во время праздника коронации были задавлены сотни людей. Взгляд Самгина на толпу, которая напоминает «икру». Ничтожность личной воли в эпоху всплеска массового психоза.

Окончательный разрыв Самгина с Лидией; ее отъезд в Париж. Клим отправляется на Нижегородскую промышленную выставку и знакомится с провинциальной журналистской средой. Иноков — яркий газетчик и своеобразный поэт (вероятный прототип сам Горький). Приезд в Нижний царя, похожего на «Бальзаминова, одетого офицером…».

Самгин и газета. Дронов, Иноков, супруги Спиваки. Встреча с Томильным, проповедующим, что «путь к истинной вере лежит через пустыню неверия» (ницшевская мысль, близкая Самгину). Провинциальный историк Козлов — охранитель и монархист, отрицающий революцию, в том числе и революцию духа. Встреча с Кутузовым, «возмутительно самоуверенным» и оттого похожим на своего антипода — Козлова. Кутузов о «революционерах от скуки», к которым относит всю интеллигенцию. Падение строящейся казармы как символ «прогнившего» строя. Параллельная сцена пиршества «отцов города» в ресторане. Обыск в квартире Самгина. Беседа с жандармским ротмистром Поповым, который впервые дает Самгину понять, что революционером он никогда не станет.

Москва. Прейс и Тагильский — верхушка либеральной интеллигенции (возможные прототипы — «веховцы»). Приезд Кутузова (каждое его появление напоминает Самгину, что подлинная революция готовится где-то в стороне, а он и его окружение не принимают в ней участия). Рассуждения Макарова о философии Н. Ф. Федорова и о роли женщины в истории.

Смерть отца Самгина в Выборге. Встреча с братом. Арест Самгина и Сомовой. Допрос в полиции и предложение стать осведомителем. Отказ Самгина; странная неуверенность, что поступил правильно. Любовная связь с Варварой Антиповой; аборт.

Слова старой прислуги Анфимьевны (выражающей народное мнение) о молодых: «Чужого бога дети». Поездка Самгина в Астрахань и Грузию).

Москва, студенческие волнения возле Манежа. Самгин в толпе и его страх перед ней. Выручает Митрофанов — агент полиции. Поездка в деревню; сцена крестьянских грабежей. Страх Самгина перед мужиками. Новые волнения в Москве. Любовная связь с Никоновой (окажется полицейским осведомителем). Поездка в Старую Руссу; взгляд на царя через спущенные шторы вагона.

9 января 1905 г. в Петербурге. Сцены Кровавого воскресенья. Гапон и вывод о нем: «ничтожен поп». Самгин в тюрьме по подозрению в революционной деятельности. Похороны Баумана и всплески «черносотенной» психологии.

Отъезд за границу. Берлин, скука. Картины Босха в галерее, которые неожиданно совпадают с миропониманием Самгина (раздробленность мироздания, отсутствие ясного образа человека). Встреча с матерью в Швейцарии; взаимное непонимание. Самгин остается в круглом одиночестве. Самоубийство Лютова в Женеве; слова Алины Телепневой: «Удрал Володя…»

Париж. Встреча с Мариной Зотовой. Попов и Бердников, которые пытаются подкупить Самгина, чтобы он был их тайным агентом при Зотовой и сообщал о ее возможной сделке с англичанами. Резкий отказ Самгина.

Возвращение в Россию. Убийство Марины Зотовой. Загадочные обстоятельства, с ним связанные. Подозрение падает на Безбедова, который все отрицает и странным образом погибает в тюрьме до начала суда.

Мысли Самгина о Фаусте и Дон Кихоте как продолжение мыслей Ивана Тургенева в эссе «Гамлет и Дон-Кихот». Самгин выдвигает принцип не деятельного идеализма, а разумной деятельности.

Начало мировой войны как символ краха коллективного разума. Поездка Самгина на фронт в Боровичи. Знакомство с подпоручиком Петровым, символизирующим разложение боевого офицерства. Нелепое убийство Тагильского разозленным офицером. Кошмары войны.

Возвращение с фронта. Вечер у Леонида Андреева. Его слова: «Люди почувствуют себя братьями только тогда, когда поймут трагизм своего бытия в космосе, почувствуют ужас одиночества своего во вселенной, соприкоснутся прутьям железной клетки неразрешимых тайн жизни, жизни, из которой один есть выход — в смерть», — которые словно подводят черту под духовными поисками Самгина.

Февральская революция 1917 г. Родзянко и Керенский. Незавершенный финал. Неясность дальнейшей судьбы Самгина…

Вариант 2

Сын интеллигента-народника Самгина рос в большой компании детей. Стремление отличиться, часто безуспешное, приводило к напряженным отношениям с ребятами. Томилин стал первым учителем мальчика. Тогда же случилось и первое соперничество с сыном квартиранта Варавки Борисом. Вскоре квартирант лишился сразу двоих детей: они погибли подо льдом зимой. Некоторая ирреальность происходящего действия прозвучала первым «ключевым» мотивом произведения в вопросе из толпы «…может, мальчика-то и не было?»

Старший гимназист Самгин томится непонятными чувствами. Внимательная маменька подкупила швейку Риту, чтобы та познакомила юношу с плотской любовью. Раскрытый секрет внимания девушки к его персоне очень разочаровал Самгина в женщинах. А Макаров, его товарищ по гимназии, пытается покончить с собой из-за любви к Лидии, единственной оставшейся дочери Варавки.

Жизнь на даче после студенческого Петербурга была не очень яркой. Клим, попытавшись объясниться с Лидией, получает отказ. Второй «ключевой» момент прозвучал восклицанием девочки-крестьянки «Да что вы озорничаете?» во время подъема колокола на церковь в деревне. Девочка задает вопрос как бы сразу всем «господам», удивляясь, как они могут решать судьбы народа.

При переезде в Москву у Самгина складывается новый круг общения среди представителей интеллигенции. Но Климу нет места и среди этих людей. Случилась страшная давка на Ходынском поле во время коронации Николая I. Лидия уезжает в Париж, окончательно порвав с Самгиным. Приезд в Выборг по случаю смерти отца. Сомов и главный герой арестованы. Клим отказался от сомнительной чести стать осведомителем. Близкие отношения с Варварой привели к тому, что той пришлось сделать аборт.

После Астрахани и Грузии Самгин возвращается в Москву. В толпе во время волнения студентов Клим испытывает страх перед нею. Спасает его агент полиции Митрофанов. Поездка в деревню успокоения не приносит. У Клима новая фобия — перед мужиками на фоне грабежей. Новая интимная связь с Никоновой. Она — полицейский осведомитель.

Кровавое воскресение. Мысли о ничтожестве Гапона. Подозрение в революционной деятельности — повод ареста Самгина. Туробоева и Баумана не стало. Налицо кризис духовности среди интеллигенции. Черносотенцы. Судаков — вор, который помог Самгину с его товарищами. Клим чувствует себя заложником событий: баррикады, боевые отряды, казнь сыщика Митрофанова.

За деньгами для революционеров он отправляется в Русьгород по просьбе Кутузова. Самгина преследует ужас «двойничества», который положил начало распаду личности героя. Он становится свидетелем убийства губернатора. Окончательно разочаровался в Лидии, возвратившейся из-за границы. Здесь звучит третий лей, в котором выражен протест Самгина против окружающей его действительности, никак не принимающей его за своего.

Эмиграция в Берлин не приносит ничего, кроме скуки. Мировосприятие Клима неожиданно находит воплощение в картинах Босха: раздробленность самого мироздания в целом. Встретившись в Швейцарии с маменькой, Самгин несколько тяготится отсутствием взаимопонимания.

В Москве Кутузов вещает о Ленине, как об истинном революционере, видящем сквозь будущее. Общение с Дроновым и попытка организации выпуска либерально-независимой газеты. После начала мировой войны Клим попадает на фронт в Боровичах. Тагильский совершенно нелепо погибает от рук офицера.

По возвращении с фронта слова Леонида Андреева о том, что «люди почувствуют себя братьями только тогда, когда… почувствуют ужас одиночества своего во вселенной…» являются для Самгина тем смыслом, который он столь долго искал.

Совершенно неясный финал в отношении судьбы Клима после событий февральской революции 1917 года.

Новые знакомства

Как сторонник революции, расставляет соответствующие акценты в своем произведении М. Горький. «Жизнь Клима Самгина» (краткое содержание по книгам можно найти в этой статье) – произведении о том, что человек, не имеющих четких убеждений и не относящийся к определенной социальной группе, не способен ничего добиться в жизни.

Клим встречается с Томильным, который уверен в том, что путь к истине пролегает через неверие. Эта ницшеанская мысль оказывается близка Самгину. Герой знакомится с провинциальным историком Козловым, монархистом и охранителем, который отрицает как революцию, так и революционный дух.

Самгин встречает Кутузова, который столь же самоуверен, что и Козлов, хотя придерживается противоположных взглядов. Кутузов говорит о том, что интеллигенция – это «революционеры от скуки». Дома у Клима происходит обыск, после которого герой беседует с Поповым, жандармским ротмистром. Военный дает ему понять, что Клим никогда не станет революционером.

Горький М. Жизнь Клима Самгина читать краткое содержание, пересказ

Первый арест и московские волнения

Вновь переносятся в Москву события романа «Жизнь Клима Самгина» (краткое содержание). Здесь Клим активно общается с верхушкой либеральной интеллигенции – Тагильским и Прейсом. Приезжает Кутузов, рядом с которым Самгин понимает, что настоящая революция готовится в стороне от него и его ближайшего интеллигентского окружения. Макаров рассуждает о философском учении Н.Ф. Федорова и месте женщины в истории.

В Выборге умирает Иван Акимович, отец Клима. Самгин едет на похороны и встречается с братом. Сомову и Клима арестовывают. После допроса в полиции Самгину предлагают стать осведомителем. Клим отказывается, но у него появляется мысль, что он поступил неправильно. У Самгина и Варвары Антиповой происходит любовная связь, после которой девушке приходится делать аборт.

В Москве начинаются студенческие волнения. Самгин оказывается в толпе возле Манежа, он испытывает страх. Его выручает агент полиции Митрофанов. Клим отправляется в деревню, где становится свидетелем крестьянских грабежей. У героя появляется страх перед мужиками.

Волнения в Москве продолжаются. Клим вступает в любовную связь с Никоновой, которая оказывается осведомителем полиции.

KisTv

Год: 1988 Жанр: Драма Продолжительность: 1 серия — 01:04:28; 2 серия — 01:06:36; 3 серия — 01:13:16; 4 серия — 01:07:56; 5 серия — 01:03:27; 6 серия — 01:05:58; 7 серия — 01:22:42; 8 серия — 01:04:00; 9 серия — 01:03:26; 10 серия — 01:03:44; 11 серия — 01:13:50; 12 серия — 01:09:09; 13 серия — 01:13:45; 14 серия — 01:04:08 Режиссер: Виктор Титов

\В ролях: Андрей Руденский (Клим Иванович Самгин), Лёня Горелик (Клим в детстве), Елена Соловей (Вера Петровна — мать Клима), Армен Джигарханян (Тимофей Степанович Варавка), Алексей Жарков (Лютов), Сергей Колтаков (Макаров), Андрей Харитонов (Игорь Туробоев), Андреис Жагарс (Кутузов), Наталья Гундарева (Марина Зотова-Премирова), Наталья Лапина (Алина Телепнева), Валентина Якунина (Лидия Варавка), Светлана Крючкова (Любовь Сомова), Светлана Смирнова (Варвара — жена Самгина), Евгения Глушенко (Никонова), Наталья Данилова (Елена Прозорова), Любовь Руденко (Евдокия Стрешнева), Ирина Мазуркевич (Серафима Нехаева), Сергей Бехтерев (Томилин), Яков Степанов (Иван Дронов), Игорь Владимиров (Прозоров), Александр Калягин (Митрофанов), Валентин Гафт (Трифонов), Эрнст Романов (Иван Акимович — отец Клима), Михаил Глузский (Яков Акимович — дядя Клима), Андрей Болтнев (Попов), Виктор Проскурин (Тагильский), Владимир Сошальский (Валентин Безбедов), Владик Дитковский (Борис Варавка), Всеволод Шиловский (Бердников), Алексей Локтев (Попков), Сергей Маковецкий (Дмитрий Самгин — брат Клима), Вадим Яковлев (Яков), Михаил Данилов (Катин), Галина Чигинская (жена Катина), Александр Суснин (Суслов), Виктор Костецкий (Гапон), Наталья Егорова (Маргарита), Ирина Розанова (Тося), Любовь Соколова (Анфимьевна), Эдуардас Кунавичюс (Егор Васильевич), Валерий Кравченко (Судаков), Виктор Семеновский (Маракуев), Николай Боярский (Хрисанф), Игорь Эрельт (Ипатьевский), Сергей Лосев (Сомов), Виктор Михайлов (Иноков), Владимир Баранов (Лаврушка), Сергей Скрипкин (Кумов), Тамара Уржумова (Мария Романовна), Светлана Гайтан (жена Сомова), Нора Грякалова (жена Варавки; мать Бориса и Лидии), Любовь Тищенко (Павля), Евгений Платохин (Филимон Матвеевич), Игорь Ефимов (доктор), Женя Каменобоец (Дмитрий Самгин в детстве), Катя Политова (Лидия Варавка в детстве), Саша Степанов (Иван Дронов в детстве), Дима Корженевский (Игорь Туробоев в детстве), Наташа Шультина (Любовь Сомова в детстве), Катя Романова (Варя Сомова), Ира Воскрякова (Алина Телепнева в детстве), Лариса Гузеева (Елизавета Спивак), Анатолий Угорский (Спивак), Галина Сабурова (Фелицата Назаровна — мать Валентина Безбедова), Александр Галибин (Диомидов и Николай II) и другие.

Революция 1905 года

Серьезно изменило Кровавое воскресенье (9 января 1905 год) жизнь Клима Самгина. Краткое содержание по главам рассказывает о том, что Самгин начинает мысленно поддерживать революционное движение. Клим оказывается в тюрьме, его подозревают в революционной деятельности.

Начинается революция 1905 года. Самгин находится в Москве. Здесь Сомова начинает организацию санитарных пунктов, где можно было бы помогать раненным. Клим радостно поддерживать Кутузова и революцию – «пусть все полетит к черту». Однако он понимает, что происходящее затрагивает и его интересы. Гибнет Туробоев. Макаров признает духовный кризис интеллигенции. Происходят похороны Туробоева. Самгин, Алина Телепнева, Лютов и Макаров оказываются в опасной ситуации, из которой их выручают вор Сашка Судаков и черносотенцы.

Русьгород

Начинается описание революционных событий в романе «Жизнь Клима Самгина». Краткое содержание изображает Клима, оказавшегося в самой гуще боевых событий – на баррикадах. Ведет революционную толпу Товарищ Яков. На глазах героя происходит казнь сыщика Митрофанова. Затем он видит гибель Анфимьевны. Клим с ужасом осознает, что стал невольным заложником происходящих вокруг событий.

Климов едет в Русьгород по поручению Кутузова – нужно забрать деньги для большевиков. В поезде он разговаривает с подвыпившим поручиком, рассказывающим, как страшно расстреливать народ по приказу.

Клим знакомится с Мариной Зотовой, довольно богатой женщиной, которая относит себя к людям с народным образом мысли. Она считает, что причиной революции является то, что интеллигенция не знает народ и никогда его не знала. Здесь в обществе знакомых Марины Самгин окончательно убеждается в том, что далек от «народной стихии», оторван от нее. Клим становится свидетелем жестокого убийства губернатора.

Возвращается из-за границы Лидия, Самгин окончательно разочаровывается в ней.

В доме интеллигента-народника Ивана Акимовича Самгина родился сын, которому отец решил дать «необычное», мужицкое имя Клим. Оно сразу выделило мальчика среди других детей его круга: дочери доктора Сомова Любы; детей квартиранта Варавки Варвары, Лидии и Бориса; Игоря Туробоева (вместе с Борисом учится в московской военной школе); Ивана Дронова (сирота, приживальщик в доме Самгиных); Константина Макарова и Алины Телепневой (товарищи по гимназии). Между ними складываются сложные отношения, отчасти потому, что Клим старается отличиться, что не всегда удается. Первый учитель — Томилин. Соперничество с Борисом. Неожиданная гибель Бориса и Варвары, провалившихся под лед во время катания на коньках. Голос из толпы: «Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?» — как первый «ключевой» мотив повести, как бы выражающий ирреальность происходящего.

Учеба в гимназии. Эротические томления Самгина. Швейка Рита тайно подкуплена матерью Клима для «безопасной» сексуальной жизни юноши. Она влюблена в Дронова; Самгин узнает об этом и о поступке матери и разочаровывается в женщинах. Любовь Макарова к Лидии; неудачная попытка самоубийства. Клим спасает его, но потом жалеет об этом, ибо сам втайне симпатизирует Лидии и чувствует, что бледно выглядит на фоне своего друга.

Петербург, студенчество. Новый круг общения Самгина, где он опять-таки старается занять особое место, подвергая «про себя» все и всех критическому анализу и получив прозвище «умник». Старший брат Дмитрий (студент, включившийся в революционную борьбу), Марина Премирова, Серафима Нехаева (влюбленная во все «декадентское»), Кутузов (активный революционер, будущий большевик, своими чертами напоминающий Ленина), Елизавета Спивак с больным мужем-музыкантом, Владимир Лютов (студент из купеческого рода) и другие. Любовь Лютова к Алине Телепневой, выросшей в красивую и капризную женщину. Её согласие быть женой Лютова и последующий отказ, ибо она влюбляется в Туробоева (тема своеобразного соперничества «бедного аристократа» Туробоева и «богатого мужика» Лютова).

Жизнь на даче. Символическая сцена ловли сома на горшок с горячей кашей (сом проглотит горшок, он лопнет, сом всплывет) — надувательство «господ» мужиком, который тем не менее восхищает Лютова как выразитель загадочной талантливости русского народа. Споры о славянофилах и западниках, России и Западе. Лютов — русский анархист. Клим старается занять особую позицию, но в результате не занимает никакой. Его неудачная попытка объясниться в любви Лидии. Отказ. Подъем колоколов на деревенскую церковь. Гибель молодого крестьянина (веревка захлестнула за горло). Вторая «ключевая» фраза повести, произнесенная деревенской девочкой: «Да что вы озорничаете?» — как бы обращенная к «господам» вообще. Не зная народа, они пытаются решать его судьбу.

Москва. Новые люди, которых пытается понять Самгин: Семион Диомидов, Варвара Антипова, Петр Маракуев, дядя Хрисанф — круг московской интеллигенции, отличающейся от петербургской подчеркнутой «русскостью». Пьянка на квартире Лютова. Дьякон-расстрига Егор Ипатьевский читает собственные стихи о Христе, Ваське и «неразменном рублике». Суть в том, что русский человек и ненавистью служит Христу. Вопль Лютова: «Гениально!» Самгин опять-таки не находит места в этой среде. Приезд молодого Николая I и трагедия на Ходынском поле, где во время праздника коронации были задавлены сотни людей. Взгляд Самгина на толпу, которая напоминает «икру». Ничтожность личной воли в эпоху всплеска массового психоза.

Окончательный разрыв Самгина с Лидией; её отъезд в Париж. Клим отправляется на Нижегородскую промышленную выставку и знакомится с провинциальной журналистской средой. Иноков — яркий газетчик и своеобразный поэт (вероятный прототип сам Горький). Приезд в Нижний царя, похожего на «Бальзаминова, одетого офицером…».

Самгин и газета. Дронов, Иноков, супруги Спиваки. Встреча с Томильным, проповедующим, что «путь к истинной вере лежит через пустыню неверия» (ницшевская мысль, близкая Самгину). Провинциальный историк Козлов — охранитель и монархист, отрицающий революцию, в том числе и революцию духа. Встреча с Кутузовым, «возмутительно самоуверенным» и оттого похожим на своего антипода — Козлова. Кутузов о «революционерах от скуки», к которым относит всю интеллигенцию. Падение строящейся казармы как символ «прогнившего» строя. Параллельная сцена пиршества «отцов города» в ресторане. Обыск в квартире Самгина. Беседа с жандармским ротмистром Поповым, который впервые дает Самгину понять, что революционером он никогда не станет.

Москва. Прейс и Тагильский — верхушка либеральной интеллигенции (возможные прототипы — «веховцы»). Приезд Кутузова (каждое его появление напоминает Самгину, что подлинная революция готовится где-то в стороне, а он и его окружение не принимают в ней участия). Рассуждения Макарова о философии Н. Ф. Федорова и о роли женщины в истории.

Смерть отца Самгина в Выборге. Встреча с братом. Арест Самгина и Сомовой. Допрос в полиции и предложение стать осведомителем. Отказ Самгина; странная неуверенность, что поступил правильно. Любовная связь с Варварой Антиповой; аборт.

Слова старой прислуги Анфимьевны (выражающей народное мнение) о молодых: «Чужого бога дети». Поездка Самгина в Астрахань и Грузию).

Москва, студенческие волнения возле Манежа. Самгин в толпе и его страх перед ней. Выручает Митрофанов — агент полиции. Поездка в деревню; сцена крестьянских грабежей. Страх Самгина перед мужиками. Новые волнения в Москве. Любовная связь с Никоновой (окажется полицейским осведомителем). Поездка в Старую Руссу; взгляд на царя через спущенные шторы вагона.

9 января 1905 г. в Петербурге. Сцены Кровавого воскресенья. Гапон и вывод о нем: «ничтожен поп». Самгин в тюрьме по подозрению в революционной деятельности. Похороны Баумана и всплески «черносотенной» психологии.

Отъезд за границу. Берлин, скука. Картины Босха в галерее, которые неожиданно совпадают с миропониманием Самгина (раздробленность мироздания, отсутствие ясного образа человека). Встреча с матерью в Швейцарии; взаимное непонимание. Самгин остается в круглом одиночестве. Самоубийство Лютова в Женеве; слова Алины Телепневой: «Удрал Володя…»

Париж. Встреча с Мариной Зотовой. Попов и Бердников, которые пытаются подкупить Самгина, чтобы он был их тайным агентом при Зотовой и сообщал о её возможной сделке с англичанами. Резкий отказ Самгина.

Возвращение в Россию. Убийство Марины Зотовой. Загадочные обстоятельства, с ним связанные. Подозрение падает на Безбедова, который все отрицает и странным образом погибает в тюрьме до начала суда.

Мысли Самгина о Фаусте и Дон Кихоте как продолжение мыслей Ивана Тургенева в эссе «Гамлет и Дон-Кихот». Самгин выдвигает принцип не деятельного идеализма, а разумной деятельности.

Начало мировой войны как символ краха коллективного разума. Поездка Самгина на фронт в Боровичи. Знакомство с подпоручиком Петровым, символизирующим разложение боевого офицерства. Нелепое убийство Тагильского разозленным офицером. Кошмары войны.

Возвращение с фронта. Вечер у Леонида Андреева. Его слова: «Люди почувствуют себя братьями только тогда, когда поймут трагизм своего бытия в космосе, почувствуют ужас одиночества своего во вселенной, соприкоснутся прутьям железной клетки неразрешимых тайн жизни, жизни, из которой один есть выход — в смерть», — которые словно подводят черту под духовными поисками Самгина.

Февральская революция 1917 г. Родзянко и Керенский. Незавершенный финал. Неясность дальнейшей судьбы Самгина…

Заграница

В Париже Клим встречается с Мариной Зотовой. Бердников и Попов предлагают Самгину стать тайным агентом при женщине, обещая хорошую плату, но герой отказывается.

Возращение

Совершенно непонятного и лишнего человека изображает Горький. «Жизнь Клима Самгина», краткое содержание является тому доказательством, — это описание трагедии, которая постигла интеллигенцию во время революции.
Клим, поняв, что его одиночество заграницей только увеличилось, возвращается в Россию. Убивают Марину Зотову. В ее убийстве подозревают Безбедова, который гибнет в тюрьме еще до начала суда.

Умирает Варвара. В Москве Самгин пытается организовать либерально-независимую газету. Приходит известие о смерти Л.Н. Толстого, которое будоражит и пугает всех вокруг.

Первая мировая война

Подходит к концу «Жизнь Клима Самгина» (краткое содержание по частям изложено выше). Разгорается Первая мировая война, которая в романе символизирует разрушение коллективного разума. Самгин едет в Боровичи на фронт. Там он знакомиться с подпоручиком Петровым, который является примером разложения боевых офицеров. Моральное падение армии подтверждается и эпизодом убийства Тагильского разгневанным офицером.

Клим возвращается с фронта. Здесь он попадает на вечер к Леониду Андрееву, который говорит о том, что люди станут едины только когда поймут, что одиноки во вселенной.

Начинается 1917 год, а с ним и Февральская революция. Судьба главного героя остается неясна, так как роман имеет открытый финал. Вероятнее всего это связано с преждевременной смертью самого Горького, который так и не успел закончить самую объемную вещь в своей жизни.

Так заканчивается роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (краткое содержание). «Брифли» — ресурс, на котором можно прочитать произведение целиком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *