жизнь не терпит сослагательного наклонения что это
Прошлое, история и сослагательное наклонение
Мы часто слышим друг от друга: «История не терпит сослагательного наклонения». Эту фразу вставляют, когда надо и не надо. Ею пользуются, когда хотят прервать рассуждения человека по поводу «если бы. «
Однако, как правило, мало кто знает и вообще задумывается откуда эта фраза возникла и в чём же её суть. Автор этого высказывания Карл Хампе, гейдельбергский профессор. В прямом переводе она звучит так: «История не знает слова «Если». А первым сказал, что «История не знает сослагательного наклонения» И.В. Сталин в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом.
Да, в истории как в науке это высказывание применимо. Правда, с некоторыми оговорками.
Историки, как раз понимают, что оценка вероятностей, возможных направлений хода истории и сравнительных последствий различных альтернатив является правомерным предметом исторических исследований.
В наше же время эта фраза употребляется как правило бездумно, чаще всего вкладывая в неё следующий смысл: «Прошлое не изменить, что произошло, то уже произошло. »
А что произошло? А что такое прошлое? И действительно так ли уж не изменить прошлое? В этом стоит разобраться.
У истории нет сослагательного наклонения? Хм. Сомнительно. Если бы эта женщина так и не узнала ещё один факт из жизни покойного мужа. А теперь в её прошлой жизни «записана» уже совсем другая история. Радикально другая.
Перечитайте на досуге рассказ Валентина Распутина «Встреча».
Итак, что же можно сказать в завершении?
Во-первых, не стоит бездумно употреблять умных, популярных фраз.
Во-вторых, прошлое, всё же, можно изменить, и у истории таки бывает сослагательное наклонение.
Сослагательное наклонение, несовместимое с жизнью
Жизнь не признает сослагательного наклонения. В жизни не может быть «если бы», потому что истинный смысл данного союза в жизни означает: «это не случилось». Пусть даже что-то и могло быть иначе – для настоящего и будущего это не имеет значения. Поэтому если тебе не нравится прошлое, то изменить все равно возможно лишь будущее через настоящее, потому что лишь в настоящем ты имеешь свободу выбора. Часто человек не знает, как ему поступить, что выбрать, как для него лучше, но, даже спустя, время он не может быть уверен, что иначе развившаяся ситуация изменила бы его жизнь к лучшему. Ведь он не может знать, куда бы он пришел, кого и что встретил, поступив иначе. Бывает, нам кажется, что если бы что-то в нашей жизни случилось или не случилось, то мы были бы гораздо счастливее, и жизнь была бы к нам благосклонна. Но это всего лишь иллюзия, потому что мы не можем знать, как было бы, – не было ничего, не случилось! Как, например, не поступила ты в университет или не стала поступать, и вот тебе кажется, что все могло бы быть иначе, если бы ты была более упорной. Фантастика: тебе дается шанс посмотреть, как было бы. И ты видишь, что спустя месяц в запутанных коридорах и подвальных переходах старинного здания на тебя нападает маньяк… Все иначе – нет ничего… Это, конечно, крайности, в которые не стоит бросаться, но смысл в том, что не так важно, чего ты не сделала, по причине невозможности повернуть время вспять, важно то, что ты делаешь сейчас, ведь даже в другом варианте, в том настоящем, которое не случилось, у тебя был бы выбор, именно поэтому это крайности, видимые лишь со стороны моих рассуждений. Я думаю, что в жизни очень важно научиться ни о чем не жалеть. Вернее сказать: не позволять сожалению поселиться в душе. В спорте бывают прыжки в высоту, в длину… Но вы когда-нибудь видели прыжки в длину… задом. Вы знаете, что в древнерусском языке задница – наследство? Если немного проинтерпретировать, то можно развернуть такую мысль: задница – наследство, но наследство измеряется не только материальными благами, но и опытом, знаниями. Это то, что ты можешь использовать для того, чтобы сделать свою жизнь яркой и насыщенной. Задница – накопления, пришедшие со стороны прошлого. Но они останутся грудой чего-то, находящегося сзади, если ты, обернувшись, будешь стоять на месте. Как достигнутые цели, исполненные желания, реализованность, взаимность, радость, смех, взлеты, так и утраченные иллюзии, нереализованные желания, боль, страдания, обиды, разочарования, падения, умение прощать и просить прощение – все это опыт и рост… Очень важно научиться понимать свой внутренний мир, найти то, что наполняет твою душу радостью вне зависимости от чувств и восприятия тебя другим человеком. Опыт, который дает нам знания, должен помогать нам жить не ставя себя в зависимость от кого-то или чего-то. А Любовь – это солнце, без нее невозможна жизнь. Ты можешь кричать, ругаться, обижаться, плакать, биться головой о стену… но ты не в силах заставить солнце светить. Солнце либо выглянет из-за туч и одарит тебя своим сиянием, либо нет… Можно, конечно, пофилософствовать о любви, о том всем ли она нужна, но здесь, на мой взгляд, это ни к чему, потому что если ты способен страдать из-за любви, то для тебя любовь – солнце, а если нет, то… какая разница, ведь это не сможет помешать тебе жить настоящим, о чем сейчас и идет речь!
Если бы… знать… Но для того, чтобы знать, нужно пройти, подняться. Закрытая книга никогда не откроет тебе своих тайн. Но даже, когда ты просто листаешь страницы, твой взгляд вырывает строки, наполненные знанием…
Пусть пасмурно, но свежесть ощути.
Пусть дождь идет, он смоет боль.
Ты руки протяни и жизнь прими –
Цветущий мир подарит радость!
Сослагательное наклонение
Сослагательное наклонение обозначает ситуации,
не существующие в реальном мире…
Сослагательное наклонение выражается аналитически
с помощью частицы бы (б).
В другом интервью, данному американскому телеканалу «Фокс» 17 сентября 2005 года, он говорит в том же ключе, но уже о политике:
«Будем исходить из реалий сегодняшнего дня. Чтобы было бы, если что-то произошло – это сослагательное наклонение, которого политика не терпит
Всё это, конечно, очень странно. Я, например, всегда была уверена, что политика (в смысле policy-making) совершенно немыслима без сослагательного наклонения. Хотя, разумеется, в условиях безальтернативной власти, политика, действительно, может казаться безальтернативной.
Но, судя по всему, у нас в стране вообще ничему нет альтернатив, потому что и «финансы не терпят сослагательного наклонения», и закон.
А ведь каждый ребенок знает, что любую игру следует начинать с утверждения – «вот, если бы я был…» Эта волшебная формула открывает для него новое пространство, в которое маленький человек делает свой первый шаг. Он «столбит» его, приручает и знакомится с ним. Он проверят его и испытывает себя на прочность. Делая предположения, он примеривает его на себя.
Исследователи, выдвигая научные гипотезы, также задаются вопросами, в которых присутствует предположение. Если бы у человечества не возникало таких вопросов – они продолжали бы оставаться пещерными людьми и довольствовались бы тем, что у них было.
Во дни февральской, а потом октябрьской революции многие умы спрашивали: «Что было бы, если бы…», «что было бы, если бы не…» А потом шли дальше: «Что будет, если мы попробуем то и это…».
В волшебном «бы» сокрыта тайна будущего бытия – альтернативы существующему миру. Его развитие. В нем сокрыта тайна власти над пространством и временем. Над историей. Эта тайна есть воображение или намерение, перерастающее в веру, которая обладает колоссальной энергией.
Известный ученый Джон Каннигам Лилли в одной из своих книг написал, что вера со временем превращается в истину – то есть, материализуется.
Это очень хорошо затвердили американцы, когда запустили свою мистификацию со «звездными войнами». По сути, их псевдо-проект означал: «А что будет, если…» Результат превзошел все ожидания.
С тех пор американцы, поняв магическую силу сослагательного наклонения, начали усиленно практиковаться в этом направлении. Иногда они просто делают вид, что нечто желаемое уже есть, а потом ждут, когда это «нечто» таинственным образом материализуется. Они не устают оперировать сослагательным наклонением, в то время, как в России выучили обратное.
Сегодня в Америке и Европе сослагательным наклонением занимаются Институт Будущего (Мидллтаун, Коннектикут), исследовательские группы типа «Комиссии 2000 года» или «Гарвардской программы по технологии общества», футурологические журналы в Британии, Франции, Италии, Германии и США. Кроме того, существуют университетские курсы по прогнозированию. Проводятся футурологические международные конференции. Учреждаются группы, вроде «Футуриблес».
Американский Институт Будущего является лидером в разработке новых инструментов прогнозирования. Одним из них является Делфи-метод, разработанный доктором Олафом Хелмером – математиком и философом. Делфи пытается работать с очень отдалённым будущим путем использования «интуитивных» догадок большого количества экспертов.
Более того, силы, заинтересованные в сотворении желаемого будущего, постоянно ищут людей, обладающих фантазией, которые смогли бы «выдумать» или «предположить» новый мир, который можно было бы вырастить из старого и воплотить в жизнь.
Такой научный подход к материализации желаемого будущего в Европе и Америке называют «революционным подходом к установлению целей».
В Китае, как известно, история погибели и деградации СССР с позиции супердержавы до региональной страны, изучается с большой тщательностью. Китайцы постоянно спрашивают себя: «Что было бы, если бы русские тогда…», «Что будет, если мы сейчас…». И только «говорящие скворцы» России наложили табу на моделирование будущего с помощью прошлого, а заодно и на творческое воображение. Они решили, что всё определяют прагматичные люди, могущие «обо всём договориться», и экономика, которая тоже «не терпит сослагательного наклонения».
По этому поводу известный экономист В. Катасонов пошутил:
«Самый ценный ресурс сейчас – это дурак! А, поскольку, в природе дураки рождаются редко, то производство дураков надо поставить на конвейер. Сегодня работа этого конвейера начинается с детского сада».
Ясное дело, что речь идет не о «медицинских дураках», а об «искусственных».
Главное качество дурака – его беспомощность и несамостоятельность. Поскольку он скорбен умом и, вследствие этого, немощен плотью, он не способен вообразить ничего нового. А, значит, не может изменить и собственную жизнь. Пожелать себе он может только самое примитивное – «бабу и деньги». Искусственный дурак не станет бороться с угрожающими ему явлениями, а попытается к ним приспособиться. Это очень удобный раб – тихий и скромный.
У дурака никогда не возникает вопросов. Качество его жизни определяется исключительно наличием качественного хозяина. В этом случае можно сказать, что будущее общество, которое на почетное место ставит «конвейер дураков», будет представлять собой иерархию дураков, построенную по принципу – «тупой и еще тупее тупого», где каждый член будет иметь своего хозяина из определенного разряда привилегированных идиотов.
Попав в эту безысходность, люди обычно обращают глаза к небу. Но, утратив способы общения с Богом и творческое воображение, они разочаровываются и обращаются к двухмерному аду, надеясь обрести там безжалостную силу. А магическое поле реальности остается без присмотра и им пользуются те, кто хорошо знают ценность и практическую пользу сослагательного наклонения.
Жизнь не терпит сослагательного наклонения
Вот знаете, я всё больше понимаю, что жизнь действительно такая непредсказуемая вещь. Всё закрутит, завертит, а ты потом сиди и думай, как это всё разгребать. Я сейчас всё больше и больше думаю о том, как всё может перевернуть малейшая деталь, вроде бы незначительная приятельская встреча, свадьба или просто разговор. Это именно те маленькие ситуации, которые действительно могут всё изменить совершенно в другую сторону. Я говорю это не потому, что меня потянуло пофилософствовать, а потому, что я сама была героиней таких вот случаев. Когда всё шло, как шло, и вдруг одна малейшая деталь и всё… я больше не жила прежней жизнью.
Этой ночью я спала на диване. За весь вечер Кабано ко мне ни разу не подошёл. И я ему на глаза пыталась не попадаться. Мне было так стыдно перед ним. Но на завтра мы с Горкой уже договорились увидеться, и я не имела мысли отказаться или отменить. Я почему-то ещё больше ждала следующего вечера. Ждала, чтобы увидеть его и обнять. По-моему это был уже край. Кабано, думаю, не простит меня за это. И если Паула простит Горку, я не смогу остаться с ним. Останусь одна. Но если так и будет, пусть.
Со временем я поняла, что Горка был и остаётся моей слабостью, также как и я для него. Именно это и выбило нас из колеи, и ещё тот поцелуй на скамейке. Я всегда любила Кабано чуть больше, чем Горку. И я понимаю это только тогда, когда рядом нет Горки. Это изначально было так, так и останется. Но я надеюсь, что больше я не допущу таких вот промахов с моей стороны. Сейчас я знаю, что Кабано самый лучший муж на свете. Он герой, что смог простить мне измену. Всё пришло в обычное русло через три месяца, и мы даже стали больше времени проводить вместе. Я люблю своего мужа без памяти, он также любит меня, и плод нашей любви медленно растёт внутри меня.
История не терпит сослагательного наклонения
Слова Карла Хампе (1869 – 1936), немецкого историка, профессора Гейдельбергского университета — «Die Geschichte kennt kein Wenn» («История не знает слова «Если», нем.).
В русский язык эта фраза вошла именно в виде: История не терпит сослагательного наклонения.
Смысл фразы в том, что бессмысленно говорить об истории предположительно. К примеру — «Вот если бы не было революции 1917 года в России».
На самом деле, никто не знает, что было бы в этом случае. Может быть, в результате таких событий сейчас стало бы лучше, а может быть и хуже.
Цитаты об истории
Вот как пишется история!
Слова французского философа и писателя Вольтера (1694 – 1778).
История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков
Слова знаменитого русского историка Ключевского Василия Осиповича (1841 – 1911).
История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса
Слова немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831).
Насилие — повивальная бабка истории
Цитата из сочинения «Капитал» (1867 г.) немецкого философа Карла Маркса (1818 – 1883), т. 1, гл. 31.
Революцию готовят мыслители, а совершают бандиты
Цитата из романа «Мухи» (1918 г.) мексиканского писателя Мариано Асуэла (1873 – 1952).
Революцию не делают в белых перчатках
Слова вождя мирового пролетариата Ленина Владимира Ильича (1870 – 1924).
У каждого века есть свое средневековье
😎 Дополнительно
Хампе Карл (1869 – 1936) — немецкий историк, изучавший средневековый период