жребий что это такое

Жребий

Жре́бий — 1) услов­ный пред­мет или знак, вытя­ги­ва­е­мый или бро­са­е­мый в случае сомне­ний, затруд­не­ния, неже­ла­ния или невоз­мож­но­сти выбрать из двух или несколь­ких вари­ан­тов реше­ний наи­бо­лее опти­маль­ный; 2) вари­ант судьбы (одного из этапов судьбы); 3) жиз­нен­ная доля, жиз­нен­ный крест ( Деян.1:17 ).

Вопрос о том, допу­стимо ли при­бе­гать при раз­ре­ше­нии тех или иных важных вопро­сов к бро­са­нию жребия, лежит вне рамок одно­знач­ных кате­го­ри­че­ских запре­тов или допу­ще­ний. Здесь многое зави­сит от кон­крет­ных усло­вий и обсто­я­тельств, кон­крет­ного поло­же­ния вещей.

Иногда Про­мысл Божий ставит чело­века перед такими вопро­сами, на кото­рые от него тре­бу­ется само­сто­я­тель­ный, вдум­чи­вый ответ. Напри­мер, готов ли он при­нять Пра­во­слав­ную веру и после­до­вать за Хри­стом? Согла­сен ли пока­яться и изме­нить свою жизнь? В подоб­ных слу­чаях укло­не­ние чело­века от осо­знан­ного выбора может сви­де­тель­ство­вать о его нере­ши­тель­но­сти, мало­ду­шии, лег­ко­мыс­лии или неве­рии.

С другой сто­роны, в жизни встре­ча­ются и такие неод­но­знач­ные ситу­а­ции, когда пра­виль­ный само­сто­я­тель­ный выбор сде­лать доста­точно трудно. В ряде слу­чаев при воз­ник­но­ве­нии труд­но­раз­ре­ши­мых вопро­сов, конечно же, могут помочь реко­мен­да­ции опыт­ных людей, напри­мер, роди­те­лей или духов­ника.

Однако бывает, что одно­знач­ного опти­маль­ного ответа чело­веку попро­сту не найти. Тогда воз­ни­кает необ­хо­ди­мость обра­титься за помо­щью к Богу. Но как обра­титься? Ведь всту­пить с Богом в диалог, при кото­ром на любой труд­ный вопрос тут же после­дует чётко сфор­му­ли­ро­ван­ный ответ, спо­со­бен не каждый и далеко не всегда. В подоб­ных слу­чаях Божьи угод­ники иногда и при­бе­гали к помощи жребия, вверяя реше­ние Божьему Про­мыслу.

Во вре­мена Вет­хого Завета иудеи имели воз­мож­ность вопро­шать Все­дер­жи­теля через урим и туммим ( Чис.27:21 ). Что это было за сред­ство, ска­зать сложно, однако есть осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что вопро­ша­ние через урим и туммим пред­став­ляло собой одну из обря­до­вых форм бро­са­ния жребия.

Надо ска­зать, что жребий исполь­зо­вался сынами Изра­иля при раз­даче земель­ных наде­лов ( Чис.25:55 ), при выборе царя ( 1Цар.10:19-21 ). Причём, в назван­ных и неко­то­рых других исто­ри­че­ских эпи­зо­дах такой способ раз­ре­ше­ния вопро­сов был выбран в стро­жай­шем соот­вет­ствии с Боже­ствен­ной волей (см.: Откро­ве­ние Боже­ствен­ное).

Во вре­мена Нового Завета воз­мож­ность бла­го­на­ме­рен­ного исполь­зо­ва­ния жребия про­де­мон­стри­ро­вали апо­столы, когда вместо Иуды-пре­да­теля, выби­рали дру­гого уче­ника, того, кто должен был его заме­нить на поприще апо­столь­ской про­по­веди ( Деян.1:26 ). Разу­ме­ется, этому дей­ствию пред­ше­ство­вала сер­деч­ная молитва ( Деян.1:24 ).

Иногда жребий исполь­зу­ется и при выборе Пат­ри­ар­хов. В таких слу­чаях архи­ереи, под­ра­жая апо­сто­лам, сми­ренно выра­жают незна­ние отно­си­тельно того, кто из выбран­ных ими кан­ди­да­тов на Пат­ри­ар­ший пре­стол явля­ется более достой­ным, и пола­га­ются на Боже­ствен­ную волю. Из 15-ти мос­ков­ских пат­ри­ар­хов трое изби­ра­лись жре­бием: Иосиф, Никон, свт. Тихон.

Источник

Значение слова «жребий»

жребий что это такое. Смотреть фото жребий что это такое. Смотреть картинку жребий что это такое. Картинка про жребий что это такое. Фото жребий что это такое

1. Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую-л. обязанность или право на что-л. Тянуть жребий. Достаться по жребию.

2. перен. Трад.-поэт. Судьба, участь. Для бедной Тани Все были жребии равны. Пушкин, Евгений Онегин. Погибну я за край родной, — Я это чувствую, я знаюИ радостно, отец святой, Свой жребий я благословляю! Рылеев, Наливайко. Его, казалось, ожидал не совсем обыкновенный жребий. И. Гончаров, Обыкновенная история.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

условный предмет, вынимаемый наудачу из множества других при каком-либо споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-либо. (См. Выборы по жребию, Жеребьёвка)

(перен. устар.) Судьба, участь, доля.

Жребий (книга) — роман Стивена Кинга.

Жребий (Salem’s Lot) — телесериал.

Возвращение в Салимов удел (A Return to Salem’s Lot).

Салимов Удел (Salem’s Lot) — телесериал.

ЖРЕ’БИЙ, я, м. 1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-н. споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-н., порядок какой-н. очереди или решающий что-н. спорное. Тянуть ж. Вынуть ж. Метать, бросать ж. Достаться по жребию. 2. перен. Судьба, участь, доля (книжн. устар.). Для бедной Тани

все были жребии равны.

Пшкн. Познай мой ж. злобный. Пшкн. ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

жре́бий

1. предмет, применяемый при жеребьёвке ◆ Попадали на службу те, кто вытянул жребий с меньшими номерами, приблизительно 25-30% всех проходивших жеребьёвку. Жанна Кормина, «Воинская присяга: к истории одного перформатива // «Неприкосновенный запас»», 15.01.2004 г. (цитата из НКРЯ)

2. судьба, доля, то, что досталось по жребию ◆ Исполняя совет бояр и старцев, он велел бросить жребий, кому из отроков и девиц киевских надлежало погибнуть в удовольствие мнимых богов ― и жребий пал на юного варяга, прекрасного лицом и душою, коего отец был христианином. Карамзин, «История государства Российского: Том 1», 1803-1818 г. (цитата из НКРЯ)

3. участь, назначение ◆ Я предузнал мой жребий, мой конец, // И грусти ранняя на мне печать; // И как я мучусь, знает лишь творец; // Но равнодушный мир не должен знать, // И не забыт умру я. Лермонтов, «1831-го июня 11 дня : «Моя душа, я помню, с детских лет. »», 11 июня 1831 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Глава богов сосуд из злата и порфира // Велел себе подать, где жребьи крылись мира. Державин, «Пролог на рождение в Севере порфирородного отрока почерпнутый из древнего варяго-русского баснословия, в трех действиях», 1799 г.

Источник

Жребий

Полезное

Смотреть что такое «Жребий» в других словарях:

ЖРЕБИЙ — ЖРЕБИЙ, жребия, муж. 1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что нибудь, порядок какой нибудь очереди или решающий что нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть … Толковый словарь Ушакова

жребий — См … Словарь синонимов

Жребий — Жребий: условный предмет, вынимаемый наудачу из множества других при каком либо споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что либо. (См. Выборы по жребию) (перен. устар.) Судьба, участь, доля. Жребий (книга) роман Стивена… … Википедия

жребий — Жребий брошен конец колебаниям, принято окончательное решение [перевод латинского изречения Юлия Цезаря при переходе через убикон: alea jactacst]. Жребий брошен война объявлена … Фразеологический словарь русского языка

ЖРЕБИЙ — ЖРЕБИЙ, я, муж. 1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.:… … Толковый словарь Ожегова

ЖРЕБИЙ — муж. жеребий, употр. говоря о предметах возвышенных. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ЖРЕБИЙ — «ЖРЕБИЙ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1974, цв., 83 мин. Спортивная драма. Герой спортивной драмы ведущий столичной хоккейной команды Виктор Голиков, будущий вратарь сборной страны. В ролях: Игорь Кваша (см. КВАША Игорь Владимирович), Сергей … Энциклопедия кино

ЖРЕБИЙ — Бросать (метать, кидать) жребий. Разг. Гадать на чём л., чтобы принять решение. БМС 1998, 191; БТС, 308, 537; Ф 1, 236. Жребий брошен. Книжн. Принято окончательное решение, сделан решительный шаг в каком л. деле, предприятии. ФСРЯ, 159; БТС, 98,… … Большой словарь русских поговорок

Жребий — Решать посредством жребия неясные и запутанные вопросы было повсеместно распространенным обычаем. Израильтяне бросали жребий 1) при избрании козла отпущения в великий день очищения (Лев. 16:8), для подтверждения священства Аарона (Чис. 17), при… … Словарь библейских имен

Источник

Значение слова жребий

Словарь Ушакова

жр е бий, жребия, муж.

1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-нибудь, порядок какой-нибудь очереди или решающий что-нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть жребий. Метать, бросать жребий. Достаться по жребию.

Этимологический Словарь Русского Языка

Древнерусское – жеребей (жребий, доля, участок).

Слово славянского происхождения, встречается еще в старославянском языке.

Самое раннее значение – «нечто отрезанное». В древнерусских памятниках письменности встречается с XI в.

Встречается в древнепрусском: girbin – «число».

Фразеологический словарь русского языка

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит 16:33), и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось, например, который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как, например, Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (Нав 7:14, 1 Цар 14:42, Ион 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1 Пар 24:5, 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1 Цар 10:19,20,21). Он решал также спорные дела. «В пОлу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его — от Господа». Жребий прекращает споры и решает между сильными (Прит 16:33, 18:19). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян 2:15-26). Аман назначил день для истребления иудеев также жребием (Есф 3:7). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (27:35). Как бросались или вынимались жребии Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в пОлу (одежды), но слово «в пОлу» может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.

Фразеологический словарь (Волкова)

Библейский Словарь к русской канонической Библии

жр’ебий — как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает «судьба», «удел» ( Пс.15:5 ; Ис.17:14 ; Иер.13:25 ; Деян.8:21 ; Деян.26:18 ).

Православная энциклопедия

способ решения спорных вопросов у древних иудеев. Это расценивалось как непосредственное обращение к Всевышнему (Притчи Соломона, 16, 33). В день очищения с помощью жребия решался вопрос о том, какой из двух козлов будет заклан в качестве очистительной жертвы, а какой будет отпущен в пустыню (козел отпущения). По жребию были выбраны города, в которых селились левиты. Он также определял виновного в проступке, согласно ему распределялось время служб для священников. Кроме того, он указывал, кого следует выбрать первым царем. В общем, с помощью жребия решались буквально все дилеммы, возникавшие в жизни древних иудеев. Новозаветная церковь тоже переняла этот древний обычай. Например, взамен отпавшего Иуды с помощью жребия был выбран апостол Матфей (Деяния апостолов, 1, 15–26). И даже «распявшие же Его [Господа] делили одежды Его, бросая жребий» (Евангелие от Матфея, 27, 35).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Условный предмет (билет, монета и т.д.), вынимаемый из числа одинаковых для разрешения спора или установления очерёдности.

* Тянуть жребий. Достаться по жребию. *

Библия: Тематический словарь

(бросание жребия)

А. В каких случаях бросали жребий

1. Когда богоизбранному народу необходимо было принять решение

выбирая козла в день искупления:

разделяя Ханаан между племенами Израиля:

определяя неправую сторону:

назначая обязанности священникам и левитам:

1Пар 24:5,31; 1Пар 26:13–16; Лк 1:5-9

решая, кто будет жить в Иерусалиме:

избирая апостола вместо Иуды:

2. Решения, которые принимали язычники, бросая жребий

выбор для истребления Иудеев Аманом:

определение греховности Ионы моряками:

решение судеб отдельных людей владельцами побежденных Израильтян:

Иоил 3:3; Авд 11; Наум 3:10

для разделения одежд Иисуса:

Б. Решения при бросании жребия от Господа:

В. Урим и туммим — форма бросания жребия:

Исх 28:30; Лев 8:8; Чис 27:21; Втор 33:8; Ис 28:6

Словарь Ожегова

ЖРЕБИЙ, я, м.

1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [ первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.: конец колебаниям, решено).

2. перен. Судьба, участь (устар.). Жалкий ж. Выпал трудный ж. комун.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— в древности и Средние века служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К Ж. прибегали уже древние евреи, определявшие при помощи 12 драгоценных камней с именами 12 колен израильских волю Бога (так назыв. урим и туммим, Исх. XXVIII, 9 сл.; 1 кн. Самуила XXVIII, 6). Метание жребия для обнаружения виновного описано в эпизоде из истории царя Саула (1 кн. Самуила XIV, 38-44) и в книге пророка Ионы (I, 7-8). Греки прибегали к жребию с незапамятных времен. В Илиаде (см.) бросают жребий, кому начать поединок; Одиссей с Еврилохом жребием решают, кому идти к Цирцее (Од. X, 205 сл.). В исторические времена жребий служил для выбора должностных лиц в демократических государствах: жребием имелось в виду открыть по мере возможности доступ к должностям для всех граждан, без различия сословий и состояний. Наиболее часто этот способ выбора применялся в Афинах. К избираемым по Ж. чиновникам (κληρωτοί или κυαμεντοι) в Афинах принадлежали: все 9 архонтов, смотрители жертв и храмов, смотрители верфей, порта, городские надзиратели, рыночные надзиратели, разного рода казначеи и др. представители должностей, не требовавших особой подготовки. Довольно полное перечисление их см. в последних главах «Афинской политии» Аристотеля (§ 43 сл.). В большинстве случаев после избрания чиновники подвергались так назыв. докимасии, т. е. обсуждению, годны ли они для тех должностей, на которые выбраны. У римлян жеребьевка (sortiri, sors) служила иногда для разделения магистратских функций между коллегами. Она имела место обыкновенно в таких актах, которые в постоянный круг действий магистратуры не входили; в цензорской практике напр.; сюда принадлежали очистительные жертвы по окончании службы (lustrum). Отъезд консула в ту или другую провинцию обыкновенно решался жребием (sortm provincias). По lex Rupilia в провинции Сицилии судьи выбирались жеребьевкою. О метании Ж. при гадании см. Особенно известны жеребьевые оракулы в Пренесте и в Цере. Метание жребия практиковалось и у многих варварских народов. Геродот и др. рассказывают о метании Ж. у скифов. По Тациту, германцы при затруднительном выборе прибегали к палочкам или стрелам, игравшим роль Ж. Подобные же известия относительно алан находим у Аммиана Марцеллина, о древних саксах — у Адама Бременского. В эпоху христианства впервые с метанием жребия мы встречаемся в Деяниях апостольских: Ж. решает, кому быть в числе двенадцати на месте Иуды (Деян. Ап. I, 26). По примеру апостолов иногда к избранию посредством жребия прибегала и средневековая церковь. Приготовлялись письма (или два, одно с утвердительным, другое с отрицательным ответом, или по числу кандидатов) и клались запечатанными под покров церковного алтаря. Затем после продолжительного поста и молитвы кто-либо брал из них первое попавшееся, и заключавшийся в нем ответ считался откровением свыше. В 374 г. св. Мартин жребием был утвержден епископом Турским, хотя многочисленная партия прихожан была против него; в 381 г. в Орлеане на вакантное место епископа по жребию поступил Анион. Варварские правды первого периода Средних веков в некоторых случаях узаконяли бросание жребия; так, напр., по рипуарскому закону Ж. иногда мог заменять ордалии (см.); сходное постановление существовало и в фризской правде. По договору между Хильдебертом и Хлотарем раб, обвиняемый в воровстве, при отсутствии несомненных улик тянул жребий. В эпоху миннезингеров употреблялись при метании жребия две палочки, одна короткая, другая длинная; первая означала неблагоприятный исход (отсюда немецкое выражение: den Kü rzeren ziehen).

Церковь иногда восставала против жеребьевки и строго осуждала ее. Так, напр., в соборе галльских епископов в Оксерре в 578 г. метание Ж. было запрещено. Это запрещение повторено в капитуларии Карла Великого от 789 г. В некоторых случаях Ж. заменялся обозначавшимся тем же латинским термином (sors, спец. sortes Sanctorum) гаданием по книгам Священного Писания (или по Вергилию) или по словам Евангелия, случайно услышанным при входе в церковь во время богослужения. В русской истории мы имеем случаи применения жеребьевки при выборе новгородских владык (с XII в.). В летописи (П. С. Р. Л. XVI, 219-220) записан случай решения новгородцами помощью Ж. вопроса о том, какому святому строить церковь (1467).

А. М. Л.

В русском гражданском судопроизводстве жребий до XVI века играл роль дополнения к присяге (см.) для определения того, которой из сторон дать присягу, а также для устранения присягою же разноречия свидетелей. В XVI в. Ж. сделался самостоятельным судебным доказательством, заменяющим присягу. Обряд его описан англичанином Леном (Henric Lane), с которого русский искал 1200 р., когда следовало только 600 р. Судьи бросали в шапку кого-либо из публики два восковых шарика, один с именем истца, другой с именем ответчика, подзывали еще лицо из публики и приказывали вынуть один из шариков: правым считался тот, чье имя было вынуто. В XVII в. путем Ж. решались дела малоценные, где присяга не допускалась, и дела лиц духовного звания, которым присягать нельзя было. В таком виде Ж. уже не встречается в XVIII в.

Источник

ЖРЕБИЙ

Смотреть что такое «ЖРЕБИЙ» в других словарях:

ЖРЕБИЙ — ЖРЕБИЙ, жребия, муж. 1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что нибудь, порядок какой нибудь очереди или решающий что нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть … Толковый словарь Ушакова

жребий — См … Словарь синонимов

Жребий — Жребий: условный предмет, вынимаемый наудачу из множества других при каком либо споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что либо. (См. Выборы по жребию) (перен. устар.) Судьба, участь, доля. Жребий (книга) роман Стивена… … Википедия

жребий — Жребий брошен конец колебаниям, принято окончательное решение [перевод латинского изречения Юлия Цезаря при переходе через убикон: alea jactacst]. Жребий брошен война объявлена … Фразеологический словарь русского языка

ЖРЕБИЙ — муж. жеребий, употр. говоря о предметах возвышенных. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ЖРЕБИЙ — «ЖРЕБИЙ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1974, цв., 83 мин. Спортивная драма. Герой спортивной драмы ведущий столичной хоккейной команды Виктор Голиков, будущий вратарь сборной страны. В ролях: Игорь Кваша (см. КВАША Игорь Владимирович), Сергей … Энциклопедия кино

ЖРЕБИЙ — Бросать (метать, кидать) жребий. Разг. Гадать на чём л., чтобы принять решение. БМС 1998, 191; БТС, 308, 537; Ф 1, 236. Жребий брошен. Книжн. Принято окончательное решение, сделан решительный шаг в каком л. деле, предприятии. ФСРЯ, 159; БТС, 98,… … Большой словарь русских поговорок

Жребий — Решать посредством жребия неясные и запутанные вопросы было повсеместно распространенным обычаем. Израильтяне бросали жребий 1) при избрании козла отпущения в великий день очищения (Лев. 16:8), для подтверждения священства Аарона (Чис. 17), при… … Словарь библейских имен

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *