что означает божье наказание

Наказание

Наказа́ние – 1) мера воз­дей­ствия, исполь­зу­е­мая в отно­ше­нии кого-либо за совер­шен­ный про­сту­пок (пре­ступ­ле­ние) или несо­вер­шен­ное дей­ствие, кото­рое над­ле­жало совер­шить; 2) отмще­ние; 3) воз­мез­дие за совер­шен­ный грех, или его послед­ствия, про­яв­ля­ю­щи­еся в муках сове­сти и во внут­рен­них стра­да­ниях чело­ве­че­ской души, а также внеш­них скорб­ных обсто­я­тель­ствах (в т.ч. стра­да­ниях тела). Нака­за­ние попус­ка­ется Богом для исправ­ле­ния людей и духов­ного совер­шен­ство­ва­ния.

По вре­мен­ным пара­мет­рам нака­за­ния раз­де­ля­ются на:

Если Бог есть любовь, то как он может нака­зы­вать чело­века?

«Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Эта истина нико­гда не ста­ви­лась Пра­во­слав­ною Цер­ко­вью под сомне­ние. Любовь Божья про­яв­ля­ется как во внут­рен­ней жизни Отца и Сына и Свя­того Духа, так и в Про­мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти. В отно­ше­нии же чело­века Бог — чело­ве­ко­лю­бив. Имея это ввиду, многие недо­уме­вают, мол, почему, если Бог отли­ча­ется чело­ве­ко­лю­бием, Он под­вер­гает людей столь тяжким нака­за­ниям, таким, напри­мер, как истреб­ле­ние почти всех жите­лей земли водами потопа или истреб­ле­ние жите­лей Содома и Гоморры огнём?

Заме­тим, что во вре­мена Вет­хого Завета даже и нака­за­ние сына отцом могло слу­жить пока­за­те­лем любви: «Кто жалеет розги своей, тот нена­ви­дит сына; а кто любит, тот с дет­ства нака­зы­вает его» ( Притч.13:25 ). В этой связи отцам не только не вос­пре­ща­лось, но и пред­пи­сы­ва­лось нака­зы­вать детей: «Кто любит своего сына, тот пусть чаще нака­зы­вает его, чтобы впо­след­ствии уте­шаться им» ( Сир.30:1 ).

«Очень часто упо­треб­ля­ется такое поня­тие, как «нака­за­ние Божие». Оно озна­чает не изме­не­ние неиз­мен­ной любви Божией на гнев и при­ме­не­ние кар к греш­нику. При­рода скор­бей, по пра­во­слав­ному учению, совер­шенно иная. Пер­во­при­чи­ной их всегда явля­ется сам чело­век, пре­сту­па­ю­щий законы сове­сти и Бога и тем раня­щий свою душу и тело. Стра­сти в самих себе несут стра­да­ние («стра­сти» – слав. слово, озна­ча­ю­щее стра­да­ние). Бог и пре­ду­пре­ждает чело­века об этом Своими запо­ве­дями. И не только пре­ду­пре­ждает, но и ока­зы­вает каж­дому согре­ша­ю­щему (а согре­шают все)максимальную помощь, не нару­шая его сво­боды.

Эта помощь заклю­ча­ется в том, что Бог, пока чело­век не умер духовно, так устра­и­вает все его жиз­нен­ные пути, что его совесть посто­янно ока­зы­ва­ется перед выбо­ром между добром и злом, поскольку лишь духов­ное САМО­опре­де­ле­ние чело­века решает про­блему его греха. Бог не может спасти (исце­лить от греха) чело­века без его воли, ибо спа­се­ние есть СВО­БОДНО-лич­ност­ное при­ня­тие Бога-Спа­си­теля. Поэтому все дей­ствия Божий в прин­ципе исклю­чают какое-либо наси­лие над чело­ве­че­ской сво­бо­дой. Чело­век сам, своими наме­ре­ни­ями, мыс­лями, сло­вами, делами опре­де­ляет соб­ствен­ную судьбу не только в веч­но­сти, но и здесь в самом ее суще­стве. Гос­подь же Своей любо­вью посто­янно делает все воз­мож­ное чело­веку к его пользе, его спа­се­нию.

Здесь про­смат­ри­ва­ется полная ана­ло­гия с вра­чеб­ной дея­тель­но­стью. Как врач не награж­дает тяжело боль­ного, посы­лая его в сана­то­рий, и не нака­зы­вает, выпрыг­нув­шего с тре­тьего этажа, делая ему опе­ра­цию, а посту­пает по любви к обоим, так и Гос­подь не награж­дает за доб­ро­де­тели и не нака­зы­вает за грехи, но всех с равной любо­вью ставит в наи­луч­шее, т.е. наи­бо­лее соот­вет­ству­ю­щее сво­бод­ного выбора Бога и дости­же­ния спа­се­ния.

«Нака­за­ние Божие», т. о. это один из антро­по­мор­физ­мов, упо­треб­ля­е­мых в целях пси­хо­ло­ги­че­ской помощи тем, кого свт. Иоанн Зла­то­уст отно­сит к кате­го­рии «более грубых». Нака­за­ние же чело­век полу­чает, но с другой сто­роны – от своих соб­ствен­ных стра­стей, вос­ста­ю­щих против всех зако­нов жизни: Боже­ствен­ных, твар­ных и чело­ве­че­ских. Однако и здесь Гос­подь не остав­ляет Свой падший образ. Страж­ду­щему гре­хами, стра­стями и поро­ками чело­веку Он всегда с той же совер­шен­ной любо­вью нис­по­сы­лает до послед­ней его воз­мож­но­сти (ср.: «друг, для чего ты пришел»? – Мф.26 ;50) Свои про­мыс­ли­тель­ные дей­ствия для его сво­бод­ного обра­ще­ния (пока­я­ния) и спа­се­ния.

Отсюда ста­но­вится понят­ной и вся неле­пость вопроса: «За что Бог меня нака­зал?» Апо­стол Иаков прямо пишет: «В иску­ше­нии никто не говори: «Бог меня иску­шает»; потому что Бог не иску­шает злом и Сам не иску­шает никого. Но каждый иску­ша­ется, увле­ка­ясь и обо­льща­ясь соб­ствен­ной похо­тью”( Иак.1; 13-14 ). А преп. Марк Подвиж­ник гово­рит: «Вина [при­чина] вся­кого скорб­ного случая, встре­ча­ю­ще­гося с нами, суть помыслы каж­дого из нас» (Доброт.ТЛ, с.375). «Все злое и скорб­ное… при­клю­ча­ется нам за воз­но­ше­ние наше”(с.379)».

Божие нака­за­ние

свя­щен­ник Алек­сий Пото­кин

– Фак­ти­че­ски это вопрос о том, как Бог отно­сится к нам. Бога мы нахо­дим душой. Она чув­ствует в Нем свое, род­ствен­ное. Началь­ные слова Свя­щен­ного Писа­ния под­твер­ждают это: Гос­подь сотво­рил чело­века по образу и подо­бию Своему. Подоб­ное раду­ется подоб­ному. Бла­го­даря нашей сопри­род­но­сти Творцу, мы ищем Его и не можем быть счаст­ливы без Него.

В при­роде чело­века зало­жена некая непол­нота. С одной сто­роны, мы созданы для бла­жен­ства – совер­шенно такого же, каким живет Гос­подь.

– Чело­век должен искать Его, выбрать. На свете много куми­ров, соблаз­нов. Найти самое-самое – нелегко.

При­зна­ком здо­ро­вья чело­века явля­ется алка­ние и жажда.

– Алка­ние – голод. Хочешь есть и пить – значит, здоров.

– Когда душа желает полной вза­им­но­сти, совер­шен­ства – это вечное алка­ние и жажда. Если они бла­го­честны, то душа насы­ща­ется. Даже больше, чем мы ждем.

– Слово «бла­го­че­стие» встре­ча­ется в книгах афон­ского старца Паисия. Но точный смысл его мне не ясен.

– Это поня­тие высо­кое. Но я его немно­жечко при­землю. Есть лука­вые, хитрые пути. Есть нетвер­дые, невер­ные, с изме­ной. Можно доби­ваться чего-то, упо­треб­ляя некое наси­лие.

А Еван­ге­лие ука­зы­вает нам путь просьбы. Ни в коем случае – не тре­бо­ва­ния. И он должен сопро­вож­даться ува­же­нием сво­боды дру­гого, жела­нием бла­го­да­рить, забы­вать себя. Если эти усло­вия хоть в малей­шем не соблю­да­ются, то пол­ноты и совер­шен­ства не будет.

Таков бла­го­чест­ный путь?

– Да. Наша жизнь – это поиск забы­тых, утра­чен­ных воз­мож­но­стей нахо­диться в Раю. Немыс­лимо быть в Цар­стве Небес­ном, если душа живет только земным, правда?

– Даже в хоро­ших усло­виях чело­век испы­ты­вает некое том­ле­ние. И когда совер­шает ошибки, пере­жи­вает их как боль, утрату. Если душа жива, путь бла­го­че­стен, то совесть под­ска­зы­вает: никто меня не мучает спе­ци­ально, я сам вино­ват в том, что утра­тил благо.

– Все так. Но и внеш­ние при­чины тут тоже бывают. От близ­ких запро­сто услы­шишь: «Отстань!»

– Конечно, люди могут болеть и внешне тол­каться. И ребе­нок бьет мать нож­ками, но при этом душа его просит: «Возьми меня, будь со мной!» И любой чело­век по суще­ству всегда гово­рит: «Гос­поди, хочу быть с Тобой! Хочу быть с дру­гими!» Но часто его внут­рен­нее жела­ние не согла­су­ется с его внеш­ним пове­де­нием. Об этой утрате мы и гово­рим – об утрате цело­муд­рия.

– При кото­рой душа, тело и ум хотят одного и того же, а не раз­ры­ва­ются в разные сто­роны.

Кстати, в болез­нен­ных состо­я­ниях мы и сами оттал­ки­ваем Бога: «Уйди! Хочу жить без Тебя!» И Он нас предо­став­ляем самим себе.

– Не остав­ляет Своей надеж­дой, упо­ва­нием. Не вме­ши­ва­ется в нашу жизнь, не решает за нас ничего. Но готов под­дер­жать нас, когда это будет воз­можно. И ждет еди­не­ния.

– Так что же полу­ча­ется? Мы сами себя нака­зы­ваем?

– Нет, мучаем. Любой грех сразу ста­но­вится болез­нью. Раз­ре­шил телу попразд­но­вать, а обратно оно уже не хочет. Душа просит: «Дай слово ска­зать!» А оно: «Нет!»

Пре­вра­титься в тело, в орга­низм для чело­века по-насто­я­щему мучи­тельно. А кто вино­ват? Бог? Нет, сам захо­тел.

При­чина многих неустройств кро­ется в нас. Но не только. Мы свя­заны друг с другом. И если близ­кая мне душа отвергла Бога, то я чув­ствую ее тер­за­ния. Гос­подь меня нака­зы­вает? Нет. Это я сам выби­раю путь сотруд­ни­че­ства.

– Да, общего жиз­нен­ного труда и состра­да­ния.

– Нам, эго­и­стам, конечно, больно класть душу за близ­кого чело­века. А Христу радостно было душу Свою поло­жить за всех нас. Странно про­зву­чал бы вопрос: кто нака­зал Его? Ведь Он гово­рил: «Как бы Я хотел, чтобы этот огонь уже воз­го­релся».

Ему было и больно, и трудно, и тяжко. Но когда апо­стол Петр стал про­сить, чтобы Он не шел крест­ным путем, Гос­подь сказал: «Отойди от Меня, сатана!» Это значит: «Ты отни­ма­ешь у Меня то, чем Я живу. Это Мои дети. Как Мне за них не отдать Себя?»

Одна из лука­вых черт чело­века – самому себя мучить, а вину сва­ли­вать на дру­гого. Это же кле­вета, что Гос­подь нас оби­жает, нака­зы­вает. Бес­чин­ни­ков, деток, кото­рые все время на Небо плюют, враж­дуют, бьются, тре­буют своего, Он только жалеет, только милует. Чудом, посто­ян­ной жерт­вой, ума­ле­нием Себя дает воз­мож­ность про­дол­жаться жизни на земле.

– Мы живем за Его счет?

– Именно так. Если бы Бог дал каж­дому из нас выпол­нить все наши жела­ния, жизнь пре­кра­ти­лась бы. Даже если не брать таких вещей, когда кто-то кому-то не нра­вится.

– Значит, Бог не воз­дает нам по нашим делам – и в этом смысле отно­сится к людям неспра­вед­ливо?

– Да, Он отно­сится к нам мило­стиво. Чело­ве­че­ская неспра­вед­ли­вость – уби­вает. А Его – живо­тво­рит. За зло Он воз­дает благом.

Перед каждым из нас встает вопрос о путях Божией мило­сти. Даже не в духов­ной, а в нашей земной жизни. Но тут важно, хочет ли сам чело­век знать, что он умрет, что будет с ним про­ис­хо­дить дальше.

Мне кажется, в наше время боль­шин­ство людей пред­по­чи­тает жить как бы в забве­нии, не сооб­ра­зу­ясь с реаль­но­стью. Не думая о многих вещах, пря­чась от них.

Но неко­то­рые все-таки хотят знать правду.

– Это дает им совер­шенно иные силы для жизни. Отсе­ка­ются лишние, ненуж­ные вещи. Все незна­чи­тель­ное теряет смысл. А под­лин­ное, насто­я­щее (даже малое!) ста­но­вится необык­но­венно зна­чи­мым.

Конечно, на этом пути теря­ются друзья, кото­рые только каза­лись дру­зьями. Иногда оста­ешься совсем один. Но это не конец, а только начало. И можно ска­зать: «Гос­поди, вот теперь я могу найти хотя бы одного насто­я­щего друга!» Это каса­ется любой дружбы – с Богом, людьми…

– И даже с нашими при­стра­сти­ями – столом, кошель­ком?

– Да-да, где обман закан­чи­ва­ется, про­ис­хо­дит разо­ча­ро­ва­ние. Обычно это слово звучит для нас как-то грозно. Но на самом деле оно бла­го­датно. Про­па­дает фальшь. Через ее утрату чело­век откры­вает живую Истину.

– Неужели это и есть Божие нака­за­ние?!

– Да, в самом насто­я­щем смысле. Гос­подь откры­вает нам нашу жизнь. Слово «нака­за­ние» про­ис­хо­дит от гла­гола «казать», «пока­зы­вать». Но опять же: если ты ищешь, тебе откро­ется. А если знать не хочешь, никто тебе ничего откры­вать не будет.

И когда при­хо­дит нака­за­ние (откро­ве­ние о мире), можно спро­сить себя: разве ты этого не хотел? Разве друг – тот, кто тебе льстит и при­ни­мает твою лесть? Не лучше ли чест­ное отно­ше­ние?

Совре­мен­ная куль­тура дает ничтож­ное коли­че­ство при­ме­ров под­лин­ной жизни. Вместо нее нам пред­ла­гают нечто похо­жее на жизнь.

– Вку­со­вые добавки, «иден­тич­ные нату­раль­ным».

– Коли­че­ство подмен, обма­нов, лукав­ства, лице­ме­рия, лжи в этом смысле – колос­саль­ное. Все кри­зисы – от этого. В пере­воде с гре­че­ского языка «кризис» – суд. Судится наше вос­при­я­тие мира. Об этом Гос­подь гово­рил: «Смот­рите, как вы слу­ша­ете. У кого око чисто, у того чисты и сердце, и жизнь».

– В каком смысле чисты?

– Не в том, что я не раз­ли­чаю хоро­шего и пло­хого. А в том, что вижу все как есть.

Какие-то вещи проще заме­тить в окру­жа­ю­щих, чем в себе. Но те ошибки, кото­рые мы видим вокруг, начи­на­ются внутри нас. И нужно насто­я­щее муже­ство, чтобы понять это. Нет ничего боль­нее, чем узна­вать правду о себе. Поэтому слово «нака­за­ние» для нас непре­менно свя­зано с болью.

Чтобы добиться в жизни чего-то достой­ного, всегда тре­бу­ются муче­ния. Хотите ли вы учиться, иметь друга, семью, Родину, веру. Еще в Ветхом Завете ска­зано: «Где много муд­ро­сти, там много печали. Кто умно­жает пре­муд­рость, умно­жает скорбь».

Вот и нам нужно уви­деть: мир наш – гиб­ну­щий. Это ад, в кото­ром рас­пяли Бога. Как мы еще живем? Непо­нятно. Потому-то наши вре­мена назы­ва­ются послед­ними.

– Впер­вые эти слова про­зву­чали из уст апо­сто­лов, пере­жив­ших рас­пя­тие Христа.

– У людей уже просто нет ника­кой иной воз­мож­но­сти жить, как только Вос­кре­се­нием Гос­пода, Его силой и мило­стью. Наивно ожи­дать, что на земле будет хорошо. Здесь про­ис­хо­дит сво­бод­ный суд души. Мы решаем, что для каж­дого из нас лучше: иметь хоть малую при­част­ность к Богу (и тогда все неустрой­ство мира – ничто!) или про­клясть эту жизнь, от кото­рой нечего ждать, и успеть схва­тить, потре­бить побольше.

– Потому и обще­ство – потреб­ле­ния…

– Мы рож­да­емся несо­вер­шен­ными. И если начи­наем срав­ни­вать себя с дру­гими, кото­рые чего-то в жизни доби­лись, нам наше состо­я­ние тоже пред­став­ля­ется нака­за­нием.

– Да. А ведь ника­кие воз­мож­но­сти не закрыты от чело­века. Другой вопрос – как их открыть.

В Еван­ге­лии рас­ска­зы­ва­ется о слепом. Гос­пода спро­сили, кто вино­ват в его сле­поте – он сам или роди­тели. Хри­стос сказал: «Никто. Это для того, чтобы откры­лась слава Божия».

Бог из небы­тия создает чело­века, Свое дыха­ние в него вкла­ды­вает. Растит, учит доро­жить миром, беречь его. И глаза дает не за то, что чело­век хорошо или плохо посту­пает.

Часто при­чины нашего нынеш­него состо­я­ния мы ищем в про­шлом. Это верно только отча­сти. Потому что про­шлую жизнь и даже ее смысл можно изме­нить.

– Так же, как это делали люди прежде. Они ведь тоже оши­ба­лись, падали. И мы вслед за ними можем ска­зать: «Гос­поди, прости! И нас, и наших близ­ких, кото­рые нам нужны и для нас важны!» И само суще­ство жизни будет меняться.

Жить и счи­тать, будто мне плохо, потому что я рас­пла­чи­ва­юсь за грехи пред­ков, – это эгоизм. А потер­петь, при­не­сти себя хоть в малую жертву ради дру­гого, пора­до­ваться ему – уже по-хри­сти­ан­ски.

Нам кажется, что нака­за­ние – это всегда плохо.

– Но, ока­зы­ва­ется, это всегда хорошо.

– И святые люди бла­го­да­рили: «Гос­поди, Ты мне даешь потру­диться вместе с Тобой! Какое бла­жен­ство!»

Мы при­выкли счи­тать удачей, когда уда­ется улиз­нуть от труда. Но это глупо. Лучше самому ходить на ногах, чем смот­реть по теле­ви­зору, как кто-то бегает.

– Значит, болезни, моры, войны – совсем не нака­за­ние Божие?

– Нет, это послед­ствия нашей жизни. Мы отхо­дим от Бога – и начи­наем уни­что­жать сами себя, утвер­ждаться за счет других. Надо удив­ляться тому, что войн и моров мало.

Земля – ад. Пре­вра­тить ее в рай не полу­чится. Но смяг­чить боль, стра­да­ния друг друга можно. И не надо ждать от своих близ­ких вели­ких подви­гов. Если чело­век хоть чуть-чуть сдер­жался, тебя обидел, да не так сильно, как мог бы, – это уже труд. Мы его обычно не заме­чаем – и очень зря. А ведь сами-то чув­ствуем, когда нас не пони­мают именно в этом.

Источник

За что Бог меня наказывает?

Как только с нами случается очередное несчастье, первой нашей мыслью обычно бывает: за что Бог меня наказывает? Большинство из нас пребывают в убеждении, что все наши беды приходят к нам извне, из какого-то чуждого и враждебного мира, главная задача которого и состоит в том, чтобы отравлять нашу жизнь. Те же, кто верит в Бога, как правило, считают всякое несчастье наказанием свыше. Они совершенно убеждены, что Бог недремлющим оком следит за нами и немедленно посылает кару на всякую провинившуюся голову.

Эти два заблуждения настолько распространены в мире, что подавляющая часть людей свято верит в их истинность. Мысль о необходимости страданий принимается как само собой разумеющееся положение, что служит причиной и фундаментом следующих бед, которые не замедлят прийти туда, где готова для них возделанная почва. Чтобы справиться с любой проблемой, надо сначала разобраться в ее истоках, что я и попробую сделать. Хочу еще раз предупредить о том, что не все здесь написанное может понравиться читателю, но прошу также принять на веру, что мною движет только желание помочь всем тем, кто страдает и не понимает причин своих страданий.

Катарсис — термин, введенный античными философами и означающий очищение и исцеление души разными способами. Платон считал, что исцеление души возможно только через страдание. С тех пор мир полон его адептами, так как этот вариант больше всего понравился людям с больной душой, которых всегда было большинство. Увы, страдание не только не принесло кому-то исцеления, но чем дальше, тем больше несет угрозу всем, кто, по несчастью, разделяет пагубное заблуждение относительно его целительных свойств.

На сегодняшний день наблюдается хаос мнений насчет природы страданий, и, как всегда, большинство придерживается крайностей, которые никогда не бывают истиной. Преднамеренный обман или заблуждения приносят новые страдания и без того сметенным душам, которые от испуга часто кидаются в самые страшные, изуверские секты и культы, чтобы только найти какие-то твердые и ясные представления о жизни и человеке. Сегодня, когда в нашей стране стало многое разрешено, целые группы молодежи принялись искать для себя секты со строгими и непререкаемыми принципами, чтобы, живя под их властью, мнить себя защищенными от свободы и своих чувств, которых они боятся, сами того не понимая.

Все наши беды и вызываемые ими страдания происходят от конфликтов с людьми, миром и самими собой, как ни странно это покажется. Причем конфликты с самими собой — самые страшные и разрушительные, по сравнению с ними другие конфликты можно почти не принимать во внимание. Самые строгие наши судьи — это мы сами, и, сумев договориться с самими собой, мы можем считать себя мастерами дипломатии.

Как только вы отметите, что все начало валиться из рук, как только участились конфликты в семье и на службе, как только вы констатируете, что не можете справиться с привычным делом и все идет вкривь и вкось, — это не Бог вас наказывает. Вы сами виновники своих несчастий. Вы накопили слишком большой груз грехов, и они заслонили от вас истинную картину мира. Вы снова идете напролом, в темноте и панике, которые вы не осознаете и не видите.

Бог не стоит на вечном посту, наблюдая за нашим поведением. В этом нет никакой надобности. Он создал мир и нас по Своим законам, и всякое нарушение этих законов неизбежно приводит к травме души или тела. И когда мы пытаемся жить, не подчиняясь им, тогда вся наша жизнь становится одной вечной и непреходящей трагедией.

Инфантилизм, то есть детское и несерьезное представление о себе, мире и Боге, — твердая основа всех бед, которые встречаются в нашей жизни, и именно из него вырастает разлад нашей души, за который нам приходится так дорого платить. Ну а бунт против реальности, что так часто встречается в жизни, приводит к скорой и нелегкой смерти. Тем не менее большинство людей живут по этим порочным правилам, ни о чем не догадываясь, без конца набивая себе шишки и обвиняя в этом всех и вся, кроме себя самих.

Наша слепота поразительна, и то, как мы поступаем в жизни, ясно говорит, что главная наша проблема кроется в наших больных душах. Если принятые нами решения приносят негативный результат, мы бываем уверены, что это просто ошибка или случайность, на которые не стоит обращать внимания, мол, кто не ошибается! В следующий раз будем серьезнее и внимательнее, думаем мы, но, принимая очередное решение, опять оказываемся перед той же проблемой неверного выбора. Конечно, ошибки — постоянные спутники нашей жизни, но то, что некоторые группы людей регулярно ошибаются именно в тех вопросах, которые определяют само качество их жизни, заставляет предположить закономерность явления.

Те же самые люди, которые совершают гениальные открытия в физике, химии, биологии, создают великие произведения искусства и принимают изящнейшие технические решения, — эти люди часто прозябают на грани выживания, не имея ни прав, ни свобод, ни денег. Россия — самый яркий пример общества, которое, несмотря на все таланты ее народа, редко бывало чем-то, кроме пугала, для окружающих ее стран-соседей. То, с каким упорством и постоянством народ нашей страны выбирает для себя худшее из возможных решений, доказывает и буквально заставляет думать, что эти решения не являются ошибочными, они — добровольный, но бессознательный выбор.

Когда вам нужно попасть в соседнюю комнату, которая отделена от вас стеной, следует повернуть налево или направо, пройти по коридору, снова повернуть, и вы окажетесь там, куда намеревались прийти. Но есть и другое решение проблемы. Можно сказать: “Прямой путь короче всего, кто заставит меня ходить кругами? Я пойду прямо!” Реализуя это решение, вы неизбежно разобьетесь о стену или пробьете ее, понеся те или иные потери, но не нужно говорить при этом, что кто-то вас наказывает.

Шишки, которые вы набьете, прокладывая себе нелегкий путь, будут вашим личным, честно заработанным гонораром за борьбу с реальностью. Выглядит это абсурдом, но большинство из нас именно такое поведение считает логичным и правильным. Мы часто разбиваемся насмерть, прокладывая себе пути через непреодолимые препятствия, в то время как выход в двух шагах от нас, но мы из глупой гордости не желаем им воспользоваться.

Есть еще одна категория “страдальцев”, которые ведут себя подобно мухам, бьющимся о стекло. Их особенно много среди уголовных преступников, и рассуждают они точно так же, как эти мухи. Обычно разговор с такими людьми строится по следующей схеме: “Ну что ты можешь знать о жизни?! Это такая дрянь! Вот лечу я как-то с самыми лучшими намерениями. Ничего плохого не мыслю. Никому не хочу зла. И вдруг она, зараза, как даст мне по голове! Ни за что, ни про что. Отлежался я, значит, всех простил, все забыл, лечу опять. Главное — вначале все хорошо, и вдруг опять как даст мне по голове! Ну а ты, что ты можешь знать о жизни? Разве ты жизнь видел?!”

Как муха не в состоянии понять, какое препятствие ее остановило, так и многие из нас ничего не знают о реалиях мира, с младенчества живя фантазиями, не имеющими ничего общего с действительностью. Большинство уголовных преступников, которые проводят в тюрьмах до двух третей своей жизни (что дает им иногда основание мнить себя знатоками жизни и человека, так как они думают, что мера страданий и есть мера опыта и знаний), на самом деле очень далеки от понимания того, что происходит с ними в мире.

Беды и горести, которые неизбежны у людей, как-то связанных с уголовным миром, нередко вызывают мысль о Божьей каре. Но даже в таких будто бы очевидных случаях она неверна. У Бога нет нужды нас наказывать, мы сами свои злейшие враги, когда не желаем принять реалии и законы, по которым устроен мир, и мы сами приводим в действие эти законы. Бог занят другим, диаметрально противоположным, делом. Он пришел для того, чтобы объяснить нам наши ошибки и избавить нас от того зла, которым мы сами себя окружили. Тем не менее не только отдельные лица, но и целые страны и народы до сего дня не желают принять Его простые истины. И чем дальше они от их понимания, тем страшнее их исторические судьбы.

Мы с вами живем в России и своей кожей можем чувствовать все последствия лжи и заблуждений, которые нагромождены вокруг человеческой души, мира и Евангелия. Бог дал нам волю жить по удостоверению своего ума, и эта воля часто заводит нас слишком далеко, в долины смертной тени. Наши беды посланы не Богом, на это нет и не может быть Божьей воли, как не может быть и наказания без Суда.

Даже человеческие законы, которые несравненно более жестоки, и те запрещают наказание до суда. Наши беды — последствия наших ошибок и нежелания в простоте принять заповеди, которые сегодня известны всем, пусть и не наизусть. Это также невероятное, пугающее упорство, с каким мы отрицаем ясные и неоспоримые реалии мира. И еще того хуже, следуя желаниям своих больных душ, мы придумали огромное число своих, человеческих, заповедей и табу, которые в основном и делают нашу жизнь такой тяжелой.

Мы тщимся придумать правила, которые сделают нас хозяевами жизни и своей судьбы, но эта надежда не только никогда не сбывается, но и, наоборот, делается нашим проклятием. Наши больные души толкают нас на борьбу с Непобедимым, и чем упорнее мы боремся, тем хуже нам приходится. И совершенно не важно, сознательно или бессознательно мы это делаем, результат всегда один. Нужно наконец научиться видеть причины бед, для чего надо только честно и внимательно присмотреться к себе и миру, не боясь того, что может открыться. Потому что самые мрачные и страшные бездны мы увидим в своей собственной душе.

И есть еще одно заблуждение, которое послужило причиной трагедий для бесчисленных поколений и народов. Это убеждение в том, что мы сами можем себя исцелить и улучшить. От начала истории люди тратили жизни на то, чтобы создать сверхчеловека, и когда терпели в этом поражение, то прибегали к голословным утверждениям, что он наконец создан, указывая на отдельное лицо или группу лиц, которые объявлялись выше и благороднее других. Буддисты, коммунисты, фашисты и еще огромное число “энтузиастов” потеряли в этих попытках много жизней, своих и чужих, но никто из них даже не приблизился к успеху.

Наши души созданы не нами, исправить и усовершенствовать их может только Тот, Кто их и создал. Попытки всякого рода самоисцелений были, есть и будут, но они или ни к чему не ведут, или, если приложены все силы, кончаются, как нам кажется, саморазрушением души. В психологии это называется рационализацией, и при упорном применении этого метода дело кончается шизофренией. Но даже при таком плачевном исходе душа на самом деле, конечно, не разрушается, просто душевнобольной лишается возможности сознательно влиять на те процессы, которые постоянно идут в наших душах (это называется расщеплением сознания).

Бог поставил предел нашим исканиям именно для того, чтобы мы не наносили себе чрезмерных душевных травм. Он не дал нам возможности экспериментировать с нашими душами, чтобы мы, далеко зайдя в своих глупых фантазиях, не превратились в бессмертных чудовищ. При этом Он всегда готов прийти нам на помощь, вот только мы сами иногда всеми силами противимся Его помощи и поддержке.

Сегодня принято не признавать разрушительного действия греха на человека, и только серьезные психологи знают истинную цену, которой мы расплачиваемся за свою греховность. Неосознанное желание наказать себя за свои явные и тайные грехи толкает нас на саморазрушительные действия и самоосуждение, что приводит впоследствии и к психосоматическим заболеваниям, от которых не спасают никакие лекарства.

Нежелание принять реалии мира толкает нас на деструктивное, то есть разрушительное, поведение. В основе этого лежит наше искаженное грехом сознание, очистить и исцелить которое может только Тот, Кто вложил его в наши тела. То, что предлагает нам христианство, — уникально, и ничего подобного нет во всех бесчисленных религиях всех времен. Возможность получить прощение грехов сегодня, немедленно и даром открывает такие перспективы, что переоценить их практически невозможно. Наша беда в том, что мы до сего дня еще не вполне оценили предложенный нам Христом дар. Мы настолько привыкли полагаться на свои силы, что возвели это в ранг идеала, морального закона, и никакие доказательства, которые приводит нам жизнь, не в силах поколебать это всеобщее заблуждение.

Настало время понять, что все те благие дела, которые мы делаем для улучшения себя и мира, только ухудшают наше положение и в случае, когда к этой цели обращаются большие группы или целые народы, приводят к трагедии, которая тем катастрофичней, чем больше адептов этой идеи было задействовано в попытке ее осуществления. Все великие войны и революции ничего не принесли миру и людям, кроме беды и разрухи, и эти беда и разруха были не внешними врагами, как думает большинство, — они крылись в наших умах и больных душах, по точному утверждению профессора Преображенского, героя романа М. Булгакова “Собачье сердце”, который сказал: “Разруха не в клозетах, а в головах”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *