что означает коммуна в германии
Общины Германии
Община (нем. Gemeinde ) в политической системе Германии самая низшая ступень в структуре государственного администрирования, носитель коммунального самоуправления. Общиной может являться город, сельское поселение, совокупность нескольких поселений.
Общее
В вертикальной структуре управления Федеративной Республики Германия общины образуют низшую ступень. Все они являются частью следующей выше по рангу государственной ступени управления, а именно района, земли и федерации. В 1965-1975 гг. в ФРГ была проведена реформа местного самоуправления, сократившая в несколько раз число общин путём их объединения. В Германии насчитывается 12 141 община.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Общины Германии» в других словарях:
Евангелическая церковь Германии — Евангелическая церковь в Германии (нем. Evangelische Kirche in Deutschland), ЕЦГ или EKD объединение (уния) лютеранских и реформатских земельных Церквей Германии. Количество прихожан церкви составляет 24 832 110 человек[1]. Она… … Википедия
Евангелическая Церковь Германии — (нем. Evangelische Kirche in Deutschland), EKD объединение (уния) лютеранских и реформатских земельных Церквей Германии. Треть немцев (26 млн.) явлются прихожанами этой церкви[1]. Она представляет собой конфедерацию 23 региональных церквей во… … Википедия
Церковный налог в Германии — Церковный налог (нем. Kirchensteuer) это налог, взимаемый религиозными общинами со своих членов и используемый для финансирования расходов общины. В Германии церковный налог взимается финансовым управлением (нем. Finanzamt)… … Википедия
ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ — [нем. Evangelische Kirche in Deutschland], самая крупная христ. орг ция в стране. Особенность становления и развития Е. Ц. Г. связана с социально политической историей гос ва. Со времен Реформации и до сер. XIX в. земельные церкви в Германии были … Православная энциклопедия
Свободные общины — (Freie Gemeinden) религиозные общества, явившиеся в Пруссии как протест против пиетистско ортодоксальной реакции, утвердившейся в евангелической церкви при Фридрихе Вильгельме IV. Первым проявлением этого движения было общество протестантских… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
История евреев в Германии — Иудаизм основные понятия … Википедия
Иудаизм в Германии — Иудаизм основные понятия … Википедия
Саксонская Швейцария (район Германии) — У этого термина существуют и другие значения, см. Саксонская Швейцария (значения). Саксонская Швейцария (район Германии) Landkreis Sächsische Schweiz Герб … Википедия
Средние Рудные Горы (район Германии) — Средние Рудные Горы Mittlerer Erzgebirgskreis Герб … Википедия
Турки в Германии — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Как я жил в немецкой коммуне
Долго планировала написать рассказ об этом отрезке своей жизни, но ни как мог выбрать время. Повествование о том, как я проходил обучение в одной немецкой коммуне. Это одно из самых ярких периодов моей жизни. Пишу сумбурно, потому что воспоминания накатывают волнами.
…Поселение мы увидели издалека. Я и мой друг, с рюкзаками за спиной, по асфальтированной дороге, подходили к заданному месту “X”. Оно представляло собой несколько двухэтажных деревянных зданий со двором, а так же много маленьких палаток, фургончиков и домиков на колесах, припаркованных в тени густых крон деревьев. Это была не правительственная организация. Экспериментальный проект, реализованный группой единомышленников. Суть эксперимента, что-то вроде создания нового стиля общества, которое может проживать в единение как друг с другом, так и с окружающей средой. Поселение занимало несколько гектаров, и находилось на опушке лесополосы, в изоляции от города. Нет, это не была секта, хотя было много интересных моментов, о которых я не делился с близкими. Попали мы туда, как выпускники филологического факультета. Денег у нас было мало, но поехать посмотреть мир очень как хотелось. Помог в этом друг, который первый побывал там дикарем, причем попал туда случайно и произвел очень положительное впечатление на жителей коммуны. Мы списались с администрацией поселения, и те разрешили нам приехать. Нам предоставлялось жилье, еда, обучение, а взамен, мы должны были принимать активное участие в общественной жизни и немного работать, физически.
По программе первые две недели мы должны были жить среди студентов, которые приехали, так же как и мы. В отличие от них мы должны были пробыть там два месяца. Это были студенты из Штатов, Японии, Кореи, Франции и даже один Иорданец, который нифига не говорил ни по английский, ни по немецкий. Общались мы с ним языком жестов. Мы подошли к юрте. Обычной юрте, которых, полно в Центральной Азии. Юрта была то ли киргизская то ли казахская, точно не могу определить. Таких, я видел сотни, но эти. Они находились в маленькой немецкой деревушке. This is Yuort – ознакомила нас девушка Мари. Американка. Мари начала эмоционально рассказывать что это такая палатка которую использовали древние монгольские племена… Мне было не интересно.
Мы строили дом. Дом из соломы, дерева и глины. Как подходят к работе немцы, это просто песня.
Так вот дом был четырехэтажным. Метров сорок в длину и пятнадцать в ширину. Каркас из бревен. Главные несущие стены из блоков соломы. А в конце, все это дело, замазывалось глиной. Конкретной технологии не было, и для это были приглашены несколько инженеров-проектировщиков которые планировали и походу экспериментировали. Один из них. Тот, который был ответственный за глину, целый день мешал пропорции глины песка соломы и воды. Делал он разные консистенции и лепил эти лепехи на стену. Ну, даже не лепехи, а красивые, выровненные мастерком правильные квадратики одинаковой толщины. Затем над каждым квадратиком, мелом подписывал, какие пропорции были соблюдены. Ну а дальше в течение дня, он подходил, фотографировал, трогал, нюхал. В общем, это была его исследовательская деятельность. На этой базе он нам всем потом презентовал, какие пропорции соблюдать и почему. Так же, объяснил, что будет, если мы не будем это соблюдать. Если вы думаете что дом из соломы глины и дерева, это какое-то убожество, то ошибаетесь. На фотографиях, где его закончили видно, что он ничем не отличается от обычного строения. Мы жили почти в таком же пока строили. Плюсы. На крыше установлены солнечные батареи, и элементы согревания воды от солнечных лучей, которые согревали воду до градусов семидесяти и сливали в огромный трехтонный термос в подвале. Этой воды хватало на всех жителей дома. Конечно, вежливо просили не принимать ванны. И жители это соблюдали. Немцы. Электричества от солнечных батарей хватало тоже не весь дом. Но в каждой комнате были установлены дорогие включатели и сенсоры движений, который, отключали свет, когда в комнате никого нет. Еще дорогими были оконные рамы и дверные проемы. Я не помню, сколько точно, но стоили они бешеных денег, а в этот проект попали, потому что была ошибка в заказе. Рамы и двери были произведены для другого клиента, который потом отказался. И производители продавали это в полцены. К каждой мелочи подходили с умом. Дела делали медленно, но аккуратно. Немцу, например, не придет в голову забить маленький гвоздик плоскогубцами. Он не поленится, спустится на этаж, что бы взять для этого дела молоточек. Или перетянуть две палки гибкой проволокой, нет, он пойдет за хомутками. Однажды пошли в поход, и один из них вернулся на третьем километре обратно, потому что забыл взять деревянную киянку для колышков от палатки. Киянку. Там столько камней кругом, но надо брать киянку. Каждый инструмент для своего дела. После работы, все рабочие аккуратно чистят инструменты, и складывают на рабочем месте. В своем уголке. Если мастер работал с глиной, то моет все в специально ведерке. В голове у всех как будто вшиты часы. С утра, я спускался в столовую, все сидят пьют кофе, ну думаю успею позавтракать хотя на часах без двух минут восемь. Иду накладывать кашу и прочие бутерброды. И вот в восемь двадцать девять все как по команде встают, выстраиваются у раковины, споласкивают свои кружки и выходят. Все как один. Это убивало. Я, первое время, на стройке выглядел как умственно отсталый. Попросили меня обить жестью одну стену. Дали для этого листы жести, и какую то бандуру похожую на газовый ключ. Ни гвоздей, ни молотка. Показали что обшивать. И вот я, найдя подходящие гвоздики стал забивать этим газовым ключом эту жесть. Часа два провозился, перебил все пальцы. Это дело увидел немец. Потом так вежливо попросил ключ и стал херачить им по жести. Это было оказывается что-то вроде большого степлера с заряженными скобами. Надо просто стучать им, а скобы сами вбиваются ровно и быстро. Таких открытий было много.
Кто работал. Кроме таких волонтеров как мы, были еще наемные строители. Не знаю точно, на каких условиях они работали. Приезжали эти строители фрилансеры на своих фургончиках. К примеру, специалист сантехник. Так вот у него в фургончике есть абсолютно все необходимое для его работы. Болгарка, удлинитель, провода, куски труб, маленький сварочный аппарат. Все все все. Даже кровать там оборудована. То есть это не только дом на колесах, но и мастерская. Они в них и живут, и ездят на такие вот контракты. На стройке, спросить у такого рабочего допустим плоскогубцы, все равно, что попросить у друга трусы поносить. Ношенные. Дать то даст, но смотреть будет как на идиота. Не прилично это, личный инстУмент просить. Но не стоит думать, что у них все инструменты новые как в клипе Бенни Бенаси. Нет. Инструменты они свои берегут, и можно увидеть у них в руках древние ножницы Золинген времен второй мировой. Кстати отличнейшие ножницы. Работают добросовестно. При мне, женщина штукатурщица, которая к вечеру поняла, что наложила неверный слой глины на стенку, в конце рабочего дня взяла шпатель и содрала все. До ночи шпатлевала заново. Ее никто не застукал, никто не поймал, но она решила, что это не хорошо. Вернее по-другому она не могла поступить.
Работой никто не брезгует. С утра могут кого-то распорядись чистить туалеты. О! Туалеты. Это отдельная тема. Туалеты у них были как у нас. Будка. Только внутри не очко, а такая лавка с унитазным ободком. С задней наружной стороны туалета, под лавку закатывается тележка. Обычная дачная тачка. Когда она заполняется, эту тачку откатываешь в специальное место и вываливаешь. Внутри туалета все из свежего, ровного, струганного дерева. Ни заноз, ни колючек. Рядом с унитазным ободком ведро с опилками. После того как справил свое грязное дело, берешь специальный стаканчик и засыпаешь в очко опилки. Один стаканчик. И запаха как такового нет. Самое интересное, за все это время, в туалете никто не насрал или нассал мимо, никому в голову не пришло нацарапать что-то, или поджечь ручку. Все это время он стоял чистый пречистый. Были еще и другие туалеты. Как я с ними познакомился напишу позже.
После того как я сколбасил одну фигню на стройке, меня поставили ответственным за брейки. Просто наверное чтобы я был больше занят. Режим дня у рабочих был для меня дикий первое время. Рабочий день начинался в восемь тридцать. В десять тридцать первый брейк. Пятнадцать минут. Потом обед в час дня. И в три тридцать второй брейк. В пять все заканчивают работу. Я должен был за полчаса до брейка спуститься со стройки, взять велосипед, оборудованный тележкой, погрузить на него все термосы. А было их штук семь. Поехать на кухню. Слить старый чай, сполоснуть и заварить новый. Был черный, зеленый, индийский с благовоньями и пряностями, кофе натуральный, кофе искусственный и еще несколько видов. Затем спустится в погреб и взять печеньки и остальные ништяки. Все это аккуратно грузится в тележку и везется на стройку. Территорию брейка надо прибрать немного подмести и если есть грязная посуда- вымыть. РОВНО в десять тридцать я должен был бить в гонг, оповещающий кофе брейк. И все, как по одной команде, кладут инструменты и начинают спускаться. Никто не задерживается. Никто не толкается. Все пьют, жуют или курят. Такой режим оправдан. Рабочие отдыхают в одно время, и никто не вздумает спуститься покурить в неположенное время. Дисциплина. Хотя не дисциплина, а это уже в крови.
Равенство полов. Блюдется. Я попал в переплет. Иду значит, по стройке и вижу, женщина тащит ведро, наполненное сырым песком. Для меня, человека, воспитанного в жестких восточных традициях, это не принято. Я быстро метнулся, и, невзирая на ее немецкие отговорки, отобрал ведро и дотащил до чана с глиной. Она что то брякнула на немецком, выхватила ведро и ушла. Ушла снова за песком. Я снова отобрал ведро и дотащил до чана. Тут женщина стала кричать и уже ругаться. Но я не понимал по- немецкий. В конце вызвали нас в администрацию для урегулирования конфликта. Оказывается немка, посчитала мои действия как ущемляющие. Я, по ее словам, отбирал у
Как живут люди в самом бедном районе Германии
Зеленые леса, широкие поля и чистые водоемы – Бойценбург очень красивая коммуна, которая находится в районе Уккермарк, что в земле Бранденбург, от Берлина сюда ехать всего полтора часа. Но проблема в том, что это самая бедная коммуна Германии!
Дело в том, что Уккермарк является одним из десяти наиболее структурно слабых регионов Германии. В среднем на одно домохозяйство здесь приходится €17 628 (средняя сумма по Германии €23 295). 12,1% людей, проживающих здесь, безработные (в Германии 3,1%).
Корреспонденты Bild побывали в одном им самых бедных регионов Германии и узнали, почему многие все равно охотно живут здесь.
Нет сигнала
Путешественник Михаэль Вецштайн, который при ГДР был связистом, родом из Тюрингии, отправляется к Балтийскому морю, его путь лежит через Темплин. Михаэль удивлен тем, что в городке практически нет интернет-сигнала и магазинов.
Путешественник Михаэль Вецштайн. Источник: bild.de
Действительно, проблемы здесь не только со связью, но и с инфраструктурой. Тем, кто ищет работу или элементарно хочет попасть к врачу, нужно ехать в другой город. Магазинов в районе практически нет, товары привозят в выбранные дни, автобус ездит в определенные дни недели четыре раза в день, в выходные – дважды в день.
За работой нужно ехать
26-летняя Катя живет здесь с 27-летним Райком, четырехлетней Мией и трехлетним Тимом. Катя работает в Потсдаме, так как по специальности она не может работать в регионе. Дома она только в выходные и по праздникам. Райк работает у местного производителя солнечных панелей, в будние дни он заботится о детях.
И здесь можно вести бизнес
68-летний Вернер, бывший невролог, снова вернулся в Бойценбург, построил здесь современный дом отдыха и сдает номера в аренду жителям Берлина, которые приезжаю на выходные. И хотя не все жители коммуны столь предприимчивые, им нравится здесь жить и наслаждаться природой. Так, некоторые подрабатывают на полях, кто-то ездит в соседние города.
Большинство людей выезжает, но есть и те, кто намеренно переезжает сюда
Из Бойценбурга выезжают жители. Так, если в 2001 году здесь было 4550 жителей, то теперь их на 1450 меньше. Средний возраст составляет 50 лет, в то время, как в Германии средний показатель составляет 44 года.
Типичный для коммуны дом. Источник: bild.de
Однако есть и те, кто намеренно переезжает в Уккермарк. Так, пенсионеры Кристина и Вольфганг приехали сюда за свежим воздухом и низкой арендной платой. Вскоре они купили участок и дом за €15 000. В Берлин пара больше не хочет возвращаться – там для них слишком суетливо, дорого и громко.
В таком доме можно снять шестикомнатную квартиру меньше, чем за €1000, но несмотря на это, 50% квартир пустуют. Источник: bild.de
30-летняя Жаклин с мужем и четырьмя детьми переехала в Бойценбург из Эрфурта, ее муж даже нашел тут работу маляром. За аренду шестикомнатной квартиры они платят €895 в месяц, с учетом стоимости отопления.
Жители района говорят, что здесь в принципе можно найти работу, но тем, кто не боится запачкать руки и получать около €1500.
Что означает коммуна в германии
Приверженцы религий, идейные фанатики, вегетарианцы, нудисты, феминистки, вдовы, хиппи — кто только не пытался объединяться в коммуны.
Возможно ли вообще построить рай на Земле?
Понятие «коммуна» появилось в Средние века в Западной Европе — так называли стихийно возникавшие на перекрестках дорог города ремесленников. Главным их отличием от других поселений того времени было самоуправление и фактическая независимость от феодалов, на землях которых они располагались.
Гораздо позже, в конце XVIII века, сложилось современное понятие коммуны. Цели и формы организации коммун могут быть самыми разнообразными, и несмотря на то, что социологи уже давно пытаются создать классификацию коммун по тем или иным признакам, жизнь всякий раз оказывается богаче.
2000 лет назад: первые христиане.
Если же посмотреть на феномен коммун в историческом аспекте, придется признать, что как явление они существуют не менее 2000 лет, поскольку первые общины христиан были де-факто именно коммунами в самом прямом смысле этого слова. Полностью соответствовали этому понятию первые монастыри и небольшие секты, стихийно возникавшие вокруг проповедников-харизматиков.
Особенно много таких коммун-сект было на рубеже I и II тысячелетий н. э, когда фанатично верующие христиане отказывались от всего мирского в ожидании Второго пришествия Христа. Католическая церковь преследовала их как еретиков, но полностью контролировать раздираемую постоянными войнами Европу в то время было практически невозможно и коммуны сектантов регулярно появлялись то тут, то там.
XVI век: религиозные фанатики
Следующий всплеск стихийного появления коммун связан с Реформацией и началом религиозных войн в Западной Европе. На фоне бедствий и смятения в умах коммуны этого времени больше походилb на тоталитарные секты и, как правило, быстро распадались.
Печально известная Мюнстерская коммуна просуществовала полтора года (февраль 1534 — июль 1535 года). В захваченном анабаптистами городе Мюнстере попытка «немедленного построения царства божия на земле» привела к установлению жесткого теократического режима и сопровождалась погромами монастырей, убийствами, обобществлением всего имущества, отменой денежного обращения, уравнительным распределением еды, одежды и других предметов потребления, введением многоженства и пр. В конце концов голод и эпидемия ослабили защиту коммуны, и 24 июня 1535 года город был взят католическо-протестантскими войсками. Многие адепты были казнены. Руководители Иоанн Лейденский и Бернд Книппердоллинг были обезглавлены, а их тела помещены в клетках на башне церкви.
XVII век: староверы и переселенцы.
Примерно в XVII веке появляются сначала коммуны, а затем общины староверов в России. Раскольники, не принявшие реформ Никона, семьями и целыми селами бросали дома и уходили в глухие места, где начинали новую жизнь на голом месте. Тяжелые условия диктовали форму выживания — общий дом-скит, общая еда и пр. Во времена Алексея Михайловича (1645–1676) в места этих поселений отправляли карательные экспедиции, но некоторым староверам удавалось уйти от преследований и нормально обустроиться на новом месте. Тогда коммуна превращалась в обычную общину.
В том же XVII веке, когда началось освоение Северной Америки, первые переселенцы были просто вынуждены на какое-то время объединяться в коммуны. Например, пассажиры легендарного парусника Mayflower, основавшие в 1620 году поселение Плимут, первые месяцы фактически жили коммуной: вместе добывали еду, строили форт, церковь и первое жилье. Но обжившись на новом месте, это сообщество естественным образом распалось на жившие в собственных домах семьи, сохранив общинную форму только для решения вопросов управления и защиты от внешних угроз.
В XIX веке в Америке появлялись коммуны социалистов, протестантов, а также коммуна эзотерических христиан и пиетистов «Общество гармонии», считающаяся одной из самых состоятельных в американской истории.
Вторая половина XIX века: феминистки, вегетарианцы и народники.
Во второй половине XIX века распространение идей социализма, анархизма, феминизма спровоцировало создание коммун по всему миру. Самыми популярными были коммуны анархистов. В Бразилии, куда после подавления революций 1848 года потянулись эмигранты из Европы, возникла сеть таких объединений, но все они достаточно быстро исчезли.
А вот коммуна бразильских феминисток Noiva do Cordeiro («Невесты Кордейры»), основанная в 1891 году Марией Сеньориньей де Лима существует до сих пор. Вокруг нее вырос городок Белу-Вале. Члены коммуны занимаются сельским хозяйством, им не запрещается иметь мужей и детей, но мужьям и взрослым сыновьям не разрешается жить в Белу-Вале. По данным двухлетней давности, в коммуне было около 600 женщин в возрасте 25–30 лет.
В это же время в Германии сформировалось движение «Реформа жизни», участники которого организовывали коммуны, противопоставлявшие себя «удушливой атмосфере» больших городов. В этих автономных сельских общинах практиковались «естественные формы жизни»: вегетарианство, траволечение, нудизм.
В России идея коммуны как формы совместной жизни единомышленников стала популярна в среде разночинной молодежи, народников и богемы после появления романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». В период «хождения в народ» только в Санкт-Петербурге было около десяти подобных коммун, которые со временем распались из-за «убытия членов» и под давлением бытовых и организационных проблем.
Та же участь постигла и известные коммуны богемы — организованное И.Н. Крамским «общежитие» молодых художников на Васильевском острове и Знаменская коммуна литератора В.А. Слепцова. Но идея оказалась живучей. Многочисленные коммуны богемы появлялись и исчезали вплоть до начала Первой мировой войны.
Вторая половина XX века: вдовы и православные.
Практически сразу после Октябрьской революции в России стали появляться первые сельскохозяйственные коммуны, но поскольку идейная подкованность их организаторов, как правило, не была подкреплена деловой хваткой, они быстро исчезали. Да и гражданская война является не лучшим фоном для подобных экспериментов.
Но примеры успешных коммун 20-х годов существуют. Самым интересным из них является коммуна вдов, созданная в 1928 году в Сальском районе Ростовской области. Поначалу в распоряжении женщин было всего четыре лошади, 15 коров и пять верблюдов, зато была земля — 150 га. Через полтора года коммуна вдов стала вполне успешным хозяйством, а поскольку никаких запретов на присутствие мужчин не было, коммуна очень быстро превратилась в обычный колхоз, где еще долгое время руководящие должности занимали женщины.
Одновременно следствием политики советской власти в отношении РПЦ и ее фактического раскола на официальную, катакомбную и зарубежную церкви стало появление православных коммун, отказывавшихся иметь какие-либо отношения с действующей властью. Они старались селиться в сельской глуши, вели натуральное хозяйство и почти не имели собственности.
Одна из таких коммун — «Федоровцы» — до сих пор существует в Воронежской области. Она возникла в 1922 году и, вопреки всем потрясениям, сохраняла образ жизни дореволюционных крестьян и их веру на протяжении трех поколений. Сегодня эта коммуна фактически вымирает — молодежь уходит. Если в 1970 году в общине было около 120 членов, то пять лет назад их осталось менее трех десятков.
Интересно, что в 20-е годы прошлого века отмечен спад коммунарского движения в Европе. Исключением была Германия, где в это время появилось около сотни общин, объединенных политическими и социальными идеями. Большая их часть была организована на принципах коммун. С приходом к власти Гитлера все они исчезли.
60-е годы XX века: хиппи.
В 60-е годы ХХ века бурный рост числа коммун был спровоцирован молодежным бунтом против засилья капитала, войны во Вьетнаме и лицемерия старшего поколения. Главными носителями этих идей были хиппи. Больше всего было коммун, идейно связанных с движением хиппи Back to the Land («Назад к земле»). Некоторые из них быстро распадались под давлением обстоятельств, другие существовали по много лет, некоторые сохранились до сих пор.
Настоящим «раем хиппи» называют коммуну «Тейлор Камп», основанную в 1969 году на свободном от «излишеств цивилизации» острове Кауаи (Гавайский архипелаг). В разные периоды там жило до 120 человек. Через восемь лет коммунаров согнали с земли, которая понадобилась для туристического бизнеса, но они до сих пор считают жизнь в коммуне «бесценным опытом» и «лучшим, что было в их жизни».
Самой крупной коммуной хиппи на материковой части США была община «Возрождение» (или «Братство духа»). Она продержалась с 1968 по 1988 год. Еще одна коммуна — «Люди Иисуса», созданная в 1972 году в Чикаго, существует до сих пор.
Ныне существующие: художники и экоактивисты.
Новый всплеск интереса к коммуне как шансу на самореализацию в союзе с единомышленниками произошел в 90-е годы.
Снова стали появляться коммуны хиппи. Одной из самых интересных из них является коммуна «Бенефисио» на юге Испании. Она расположена в горах Сьерра-Невада, в 50 км от Гранады. В 1987 году, сразу после пятого фестиваля хиппи «Европейская радуга», организаторы коммуны купили землю на склоне Сьерра-Невада, и теперь там собрался настоящий интернационал: испанцы, американцы, французы немцы и пр.
От 250 до 500 постоянных обитателей живут в домиках, построенных из чего попало. Ниже лагеря расположена автомобильная стоянка. Идейная основа коммуны — эскапизм и изоляционизм, что подразумевает активное уклонение от контактов с техногенной цивилизацией. По этой причине там не жалуют журналистов и запрещены видео- и фотосъемки.
Общины богемы возродились в 90-е в форме арт-коммун. Самая известная из них — «Тахелес», коммуна художников в Берлине. В отличие от коммун богемы XIX века, это не просто общежитие с общей мастерской, а настоящий художественный центр с помещениями для выставок и других мероприятий. «Тахелес» расположен в огромном здании, которое когда-то было главным универмагом еврейского квартала, затем нацистской тюрьмой. В 1990 году, вскоре после падения Берлинской стены, художники самовольно захватили здание, и после коротких препирательств власти смирились и оставили все помещения в распоряжении коммуны.
В последнее время все более популярными становятся экокоммуны, идейной основой которых является здоровый образ жизни и бережное отношение к природе. Правда, большинство таких объединений, именующих себя коммунами, на самом деле являются проектами, получающими стороннее финансирование, но есть и настоящие экокоммуны.
Один из примеров — анархо-сельскохозяйственная коммуна «Новый путь», созданная в начале 90-х на арендованной земле в Ленинградской области. Базовые ценности коммуны: бережное отношение к природе и животным, равные права, коллективный труд и общая собственность, максимальная автономия и независимость от государства, отказ от курения и алкоголя.
Главным долгожителем среди экокоммун является экодеревня Твин-Оукс в штате Вирджиния (США). Она была основана в 1967 году на принципах «ненасилия, равенства и экологии» и существует до сих пор. Сто членов коммуны живут за счет производства гамаков и простой мебели, составления указателей к книгам и приготовления тофу (традиционного блюда азиатской кухни).
История коммун богата и на положительный и на отрицательный опыт, но радикальные и агрессивные идеи создания собственного рая выживают, к счастью, реже.