что означает лик аллаха

ВОПРОС-ОТВЕТ

Войти используя аккаунт социальных сетей

О лике Аллаха

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.

О лике Аллаха

Непрочитанное сообщение www » 18 июн 2010, 17:00

1. Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах — Объемлющий, Знающий. (2:115)

Некоторые говорят (в особенности «саляфиты»), что Аллах находится над небесами и на земле его нет. В данном случае как понять данный аят Корана в котором говорится, что куда бы мы не повернулись там будет Лик Аллаха?

Основным принципом является, что под словом ваджх имеется ввиду атрибут Аллаха. Но есть аяты, в толковании которых мнения ученых разделились.
«Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий» (2:115)
Некоторые из них сказали, что под словом «ваджх» имеется ввиду направление, потому что Аллах сказал (перевод смысла): «У каждого есть сторона, куда он обращается лицом» Поэтому, это является указанием на то, что под словом «ваджх» подразумевается направление. И «там будет вадж Аллаха» означает направление молитвы, которую принимает Аллах.
Они сказали: «путешествуя человек совершает дополнительные молитвы, и он может молится в любом направлении.
Но правильным мнением является то, что под ваджхом тут имеется ввиду Лик Аллаха. Поэтому, куда бы вы не повернулись там будет Лик Аллаха, так как Он объемлет все., и потому что об этом сказано Пророком, что когда молящийся встает на молитву, Аллах перед ним. Также, запрещено плевать перед собой в молитве, потому что Аллах перед ним. И если человек совершает молитву, там где трудно определить направление киблы, то он должен постараться сделать все возможное для определения киблы и молиться, и даже если кибла останется позади него, Аллах будет перед ним в этом случае.
Это правильное значение которые соответствует внешнему значению аята, и первое мнение не противоречит этому.

2. Не взывай наряду с Аллахом к другим богам. Нет божества, кроме Него! Всё погибнет, кроме Его Лика. Только Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены. (22:88)

Источник

Как понимать аяты, в которых упоминается лик Аллаха?

что означает лик аллаха. Смотреть фото что означает лик аллаха. Смотреть картинку что означает лик аллаха. Картинка про что означает лик аллаха. Фото что означает лик аллаха

В нескольких аятах священного Корана в отношении Аллаха употребляется слово «ваджх» (الوجه), что буквально переводится как «лик». Для того чтобы понять, что имеется в виду в этих аятах, обратимся к авторитетным тафсирам Корана учёных Ахлю-Сунна валь-Джамаа.

Всевышний Аллах сказал (буквальный перевод):

كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ

«Всё погибнет, кроме Его Лика» (Сура Аль-Касас (28), аят 88)

Имам ат-Табари (224–310 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 88 аяту суры Аль-Касас:

واختلف فـي معنى قوله: < إلاَّ وَجْهَهُ >فقال بعضهم: معناه: كلّ شيء هالك إلاَّ هو. وقال آخرون: معنى ذلك: إلاَّ ما أريد به وجهه، واستشهدوا لتأويـلهم ذلك كذلك بقول الشاعر: أسْتَغْفِرُ اللّهَ ذَنْبـا لَسْتُ مُـحْصِيَهُ رَبُّ العِبـادِ إلَـيْهِ الوَجْهُ والعَمَلُ

«Относительно того, что подразумевается под словами “кроме Его лика”, имеются разногласия. Некоторые сказали, что это значит “каждая вещь исчезнет, кроме Него”. Другие сказали, что смысл таков: кроме тех дел, посредством совершения которых хотели достичь Его лика. Они привели в доказательство такого толкования следующие стихи: “Я испрашиваю прощения у Аллаха за свои грехи, а сам я не сосчитаю их ***. Господь рабов – к Нему (обращены) лик и дела”».

Имам аль-Багави (433–516 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 88 аяту суры Аль-Касас:

< كُلُّ شَىْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ >، أي إلا هو، وقيل: إلا ملكه، وقال أبو العالية: إلا ما أريد به وجهه،

«“Всякая вещь погибнет, кроме Его лика”, то есть кроме Него. Было также сказано: “кроме Его власти”. Абу аль-Алия сказал: “Кроме тех дел, посредством совершения которых хотели достичь Его лика”».

Имам Абдур-Разак ар-Рас’ани аль-Ханбали (589–661 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 88 аяту суры Аль-Касас:

قوله تعالى: < كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ >قال ابن عباس وجمهور العلماء: إلا ما أريد به وجهه. وقال الضحاك وأبو عبيدة: المعنى: كل شيء هالك إلا هو. والوجه يُعبَّر به عن الذات. قال الزجاج: ” وجهَه ” منصوب بالاستثناء، ويجوز: ” إلا وجهُهُ ” بالرفع، ولكنه لا ينبغي أن يقرأ بها. ويكون المعنى: كل شيء غير وجهه هالك

«О словах Аллаха “Каждая вещь погибнет, кроме Его лика” ибн Аббас и большинство учёных сказали, что имеется в виду всё то, что делалось ради достижения лика Аллаха (то есть Его довольства). Ад-Даххак и Абу Убайда сказали: “Это значит, что каждая вещь погибнет, кроме Него”. Слово “лик” означает сущность.

Аз-Заджадж сказал: “… смысл же в том, что каждая вещь, кроме Него, погибнет”».

Имам аль-Куртуби (600–671 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 88 аяту суры Аль-Касас:

< كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ >قال مجاهد: معناه إلا هو وقال الصادق: دينه. وقال أبو العالية وسفيان: أي إلا ما أريد به وجهه أي ما يقصد إليه بالقربة. قال:

أستغفرُ اللَّهَ ذنباً لستُ مُحْصِيَه ربَّ العبادِ إليه الوَجْهُ والعملُ

وقال محمد بن يزيد: حدّثني الثوري قال سألت أبا عبيدة عن قوله تعالى: < كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ >فقال: إلا جاهه، كما تقول لفلان وجه في الناس أي جاه.

«“Каждая вещь погибнет, кроме Его лика”. Муджахид сказал: “…то есть кроме Него”. Джафар ас-Садык сказал: “…его религии”. Абуль-Алия и Суфьян сказали: “…то есть кроме тех дел, посредством совершения которых хотели достичь Его лика”, то есть кроме деяний, которые приближают к Нему”: “Я испрашиваю прощения у Аллаха за свои грехи, а сам я не сосчитаю их ***. Господь рабов – к Нему (обращены) лик и дела”».

Мухаммад ибн Язид сказал: «Ас-Саури сообщил мне: “Я спросил Абу Убайду о словах Аллаха: “Каждая вещь погибнет, кроме Его лика”, и он ответил, что это значит: “Кроме Его статуса”, как принято говорить в народе: “Такой-то – лицо среди людей”, то есть обладает статусом”».

Хафиз Ибн Касир (701–774 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 88 аяту суры Аль-Касас:

وقوله < كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ >إخبار بأنه الدائم الباقي الحي القيوم، الذي تموت الخلائق ولا يموت كما قال تعالى < كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ ذُو ٱلْجَلاَلِ وَٱلإِكْرَامِ >الرحمن 26 ــــ 27 فعبر بالوجه عن الذات، وهكذا قوله ههنا < كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ >أي إلا إياه. وقد ثبت في الصحيح من طريق أبي سلمة عن أبي هريرة قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم” أصدق كلمة قالها الشاعر لَبيد ــــ ألا كُلُّ شيءٍ ما خلا الله باطلُ ــــ ” وقال مجاهد والثوري في قوله < كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ >أي إلاَّ ما أريد به وجهُه، وحكاه البخاري في ” صحيحه ” كالمقرر له، قال ابن جرير ويستشهد من قال ذلك بقول الشاعر

أَسْتَغْفِرُ الله ذَنْباً لستُ مُحْصِيَه رَبّ العبادِ إليهِ الوَجْهُ والعَمَلُ

وهذا القول لا ينافي القول الأول، فإن هذا إخبار عن كل الأعمال بأنها باطلة، إلاَّ ما أريد به وجه الله تعالى من الأعمال الصالحة المطابقة للشريعة، والقول الأول مقتضاه أن كل الذوات فانية وزائلة، إلا ذاته تعالى وتقدس، فإنه الأول الآخر الذي هو قبل كل شيء وبعد كل شيء.

«Слова Аллаха “Каждая вещь погибнет, кроме Его лика” уведомляют нас о том, что Он Вечный, Живой, Сущий, Он не умирает, тогда как все творения умирают. Как сказал Аллах: “Каждый, кто на ней (земле), умрёт. Вечен лишь лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием”. Таким образом, Он передал Свою сущность словом “лик”. То же самое можно сказать о словах “Каждая вещь погибнет, кроме Его лика”, – то есть кроме Него.

Достоверно известно, что из “Сахиха” по цепочке передано от Абу Салама, а тому – от Абу Хурайры, что он сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Самая правдивая речь, которую произнёс поэт Лябид – это слова “Разве не ничтожна каждая вещь, кроме Аллаха?””.

Муджахид и ас-Саури сказали, что смысл слов Аллаха “Каждая вещь погибнет, кроме Его лика” таков: “Кроме тех дел, посредством совершения которых хотели достичь Его лика”. Аль-Бухари передал это в своём достоверном сборнике хадисов как то, что достоверно подтверждено им.

Ибн Джарир сказал, что сторонники этого толкования привели в доказательство слова поэта: “Я испрашиваю прощения у Аллаха за свои грехи, а сам я не сосчитаю их ***. Господь рабов – к Нему [обращены] лик и дела”.

Это мнение не противоречит первому мнению, потому что оно уведомляет о том, что каждое дело является недействительным (ничтожным), кроме тех, посредством которых желают достичь лика Аллаха (то есть Его довольства) и которые правильны и согласуются с шариатом.

Смысл первого мнения в том, что любая сущность исчезает и гибнет, кроме сущности Всевышнего, Пресвятого. Он Первый и Последний, который существовал до каждой вещи и будет существовать после каждой вещи».

В данном аяте большинство толкователей Корана считают, что под ликом имеется в виду сам Аллах.

А смысловой перевод аята будет таким: «Всё погибнет, кроме Него».

Также Всевышний Аллах сказал (буквальный перевод):

وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ ذُو ٱلْجَلاَلِ

«Вечен лишь лик Господа твоего, обладающий величием и щедростью». (Сура Ар-Рахман (55), аят 27)

Имам аль-Куртуби (600–671 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своём тафсире, комментируя 27-й аят суры Ар-Рахман:

< وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ >أي ويبقى الله فالوجه عبارة عن وجوده وذاته سبحانه قال الشاعر: قَضَى على خَلْقه المنايا فكلُّ شيء سواه فانِي

وهذا الذي ٱرتضاه المحققون من علمائنا: ٱبن فورك وأبو المعالي وغيرهم. وقال ٱبن عباس: الوجه عبارة عنه كما قال: < وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ ذُو ٱلْجَلاَلِ وَٱلإِكْرَامِ >وقال أبو المعالي: وأما الوجه فالمراد به عند معظم أئمتنا وجود الباري تعالى، وهو الذي ٱرتضاه شيخنا. ومن الدليل على ذلك قوله تعالى: < وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ >والموصف بالبقاء عند تعرض الخلق للفناء وجود الباري تعالى. وقد مضى في «البقرة» القول في هذا عند قوله تعالى: < فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ ٱللَّهِ >وقد ذكرناه في الكتاب الأسنى مستوفى. قال القشيري: قال قوم هو صفة زائدة على الذات لا تُكَيف، يحصل بها الإقبال على من أراد الربّ تخصيصه بالإكرام. والصحيح أن يقال: وجهه وجوده وذاته، يقال: هذا وجه الأمر ووجه الصواب وعين الصواب. وقيل: أي يبقى الظاهر بأدلته كظهور الإنسان بوجهه. وقيل: وتبقى الجهة التي يتقرب بها إلى الله.

«Вечен лишь лик Господа твоего», – то есть останется только Аллах, а слово «лик» означает Его существование и сущность, Преславен Он. Сказал поэт:

Это то, с чем согласны исследователи из числа наших учёных, такие как ибн Фурак, Абуль-Маали и другие. Ибн Аббас сказал: «Лик означает Его сущность, как и в словах Аллаха: «Вечен лишь лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием».

Абуль-Маали сказал: «Что касается слова “лик”, то, по мнению большинства наших учёных, подразумевается Всевышний Творец, и с этим согласен наш шейх».

Доказательство этому – слова Аллаха: «Вечен лишь лик Господа твоего», потому что понятие, которому приписывают такое свойство, как вечность, при упоминании его с гибелью творений, означает существование Творца. В толковании суры аль-Бакара уже было приведено мнение относительно слов Аллаха «Куда бы вы ни повернулись, там будет лик Аллаха» (Коран, 2:115), и его же мы упомянули в книге «Аль-Асна мустауфа».

Аль-Кушайри сказал: «Некая группа учёных высказалась, что ваджх (лик) – это дополнительное качество к сущности, не имеющее образа. Посредством этого качества Господь принимает тех, кого хочет почтить. Правильным же будет сказать, что слово “лик” означает сущность и существование. Арабы говорят: “Лицо дела”, “Лики правды” или “Око правды”. Также они сказали, что смысл аята таков: “Останется ясным в силу доказательств, подобно тому, как человек становится понятен по своему лику”. Также было сказано, что есть и такой смысл: “Останется сторона, через которую приближаются к Аллаху”».

Имам Ибн Аби Заманин аль-Малики (324–399 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

«“Вечен лишь лик Господа твоего”, – то есть Его Величие».

Имам Макки ибн Аби Талиб аль-Кайравани (355–437 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

«“И вечен лишь лик Господа твоего”, то есть – вечен лишь твой Господь».

Имам Абу Музаффар ас-Сам’ани аш-Шафии (426–489 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

وقوله : < وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ >أي : يبقى ربك، وروى الضحاك عن ابن عباس : أنه يبقى ما أريد به وجه ربك

«Под словами Аллаха: “И вечен лишь лик Господа твоего” подразумевается “вечен лишь твой Господь”. Ад-Даххак передал от ибн Аббаса, что это значит “останется лишь то, посредством чего (люди) хотели достичь лика Господа твоего (то есть останутся благодеяния)”».

Хафиз Ибн Аль-Джаузи аль-Ханбали (508–597 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

«“Вечен лишь лик Господа твоего”, то есть – вечен твой Господь».

Кади аль-Байдави (600–685 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

«“Вечен лишь лик Господа твоего”, – то есть сущность Его».

Имам Ибн Джузай аль-Кальби (693 – 741 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

< وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ ذُو ٱلْجَلاَلِ وَٱلإِكْرَامِ >الوجه هنا عبارة عن الذات، وذو الجلال صفة للذات لأن من أسمائه تعالى الجليل، ومعناه يقرب من معنى العظيم

«И вечен лишь лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием”. Слово “лик” здесь означает Сущность (Аллаха). А словосочетание “обладающий величием и великодушием” – качество этой сущности, потому что одно из имён Всевышнего Аллаха – Величественный (аль-Джалиль), смысл которого близок к смыслу имени Великий (аль-Азым)».

Имам Ибн ‘Адиль аль-Ханбали (ум. в 880 г. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

قوله: < وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ >أي ويبقى الله، فالوجه عبارة عن وجود ذاته سبحانه وتعالى.
قال ابن عباس رضي الله عنهما: الوجه عبارة عنه، كما قال < وَيَبْقَىٰ وَجْهُ رَبِّكَ ذُو ٱلْجَلاَلِ وَٱلإِكْرَامِ >. ويقال: هذا وجه الأمر، ووجه الصواب، وعين الصواب،

«Слова Его “вечен лишь лик Господа твоего” означают “вечен Аллах”, а слово “лик” означает существование Его сущности, Преславен Он и Возвышен. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Лик означает Его самого, как Он сказал: “Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием””. В народе говорят: “Это лицо дела”, “Лики правды” или “Око правды”».

В тафсире «Аль-Джалялейн» сказано в толковании к 27 аяту суры Ар-Рахман:

«“Вечен лишь лик Господа твоего”, то есть Его Сущность».

Как мы видим, большинство толкователей Корана говорят о том, что под ликом в данном аяте подразумевается Сам Аллах.

В таком случае смысловой перевод аята будет таков: «Вечен лишь Сам Господь твой, Обладатель Величия и Щедрости».

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения вероубеждения, то вышеперечисленные варианты толкования учёных саляфов и халяфов относятся к методу таъвиль.

Те же учёные из числа саляфов и халяфов, которые предпочитают отказ от толкования, посчитали, что ваджх (الوجه) – это атрибут (сифат) Аллаха, который не является частью тела, органом или образом, поскольку Всевышний Аллах не телесен и не материален.

Имам Абу Бакр аль-Исмаили (297–371 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в труде «И’тикад аиммат аль-Хадис» (с. 52):

«Тут не следует иметь убеждение о частях тела или органах, длине или ширине, твёрдости или мягкости и тому подобных признаках творений. Поистине, нет ничего подобного Ему, пресвят Лик Господа нашего, обладающий почётом и величием».

Имам Абу Бакр аль-Байхаки (384–458 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Аль-И’тикад» (с. 123) сказал:

وأنَّ وجهَه ليس بصورةٍ

«Его ваджх (лик) не является образом».

Имам Абу Музаффар ас-Сам’ани аш-Шафии (426–489 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании к 88 аяту суры Аль-Касас:

وقد ذكر الله تعالى الوجه في أحد عشر موضعا من القرآن، قد بينا أنه صفة من صفات الله، يؤمن به على ما ذكره الله تعالی

«Аллах упомянул слово ваджх (лик) в одиннадцати местах в Коране. Мы уже объяснили, что это один из Его атрибутов и в него нужно уверовать, как велел Аллах».

Шейх уль-Ислам Абу Усман ас-Сабуни (373–449 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, перечислив в своей книге «Акыдату ас-Саляф ва Асхабуль Хадис» (с. 165) ряд атрибутов, в числе которых был и ваджх (лик), сказал:

بل ينتهون فيها إلى ما قاله الله تعالى، وقاله رسوله صلى الله عليه وآله وسلم من غير زيادة عليه ولا إضافة إليه، ولا تكييف له ولا تشبيه، ولا تحريف ولا تبديل ولا تغيير، ولا إزالة للفظ الخبر عما تعرفه العرب، وتضعه عليه بتأويل منكر، ويجرونه على الظاهر، ويكلون علمه إلى الله تعالى، ويقرون بأن تأويله لا يعلمه إلا الله، كما أخبر الله عن الراسخين في العلم أنهم يقولونه في قوله تعالى: (والراسخون في العلم يقولون: آمنا به، كل من عند ربنا. وما يذكر إلا أولو الألباب).

«Однако, в отношении атрибутов они (ахлю-хадис) останавливаются на том, что сказали Аллах и Его посланник, не добавляя к ним чего-либо и не преувеличивая, не придавая им материальный образ и подобие, не изменяя и не подменяя, и без удаления из текста той вести, которую понимают арабы, накладывая на неё отвергаемое толкование. Они проходят эти атрибуты поверхностно, оставляя знание этого на волю Всевышнего Аллаха. Они утверждают, что толкования (таъвиль) этого не знает никто, кроме Аллаха, как поведал нам Аллах об учёных, обладающих основательными знаниями: “А обладающие основательными знаниями говорят: “Мы уверовали в это, [ибо] всё это — от нашего Господа”, а внимают увещаниям только обладающие разумом” (Коран, 3:7)».

Имам Абу Усман ас-Сабуни отнес атрибут «вадж» к числу аятов с неясным смыслом (муташабихат).

Таким образом, оба метода допустимы и действуют в рамках убеждений Ахлю-Сунна валь-Джамаа.

Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

Источник

Что означает лик аллаха

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

Лик Аллаха

Лик – это атрибут Аллаха, о котором сообщил Коран и достоверные предания. [1] Аллах Всевышний сказал:

«Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика [2] ». [3]

«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием [4]». [5]

Передаёт Абу Муса [6], да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Садов аль-Фирдауса – четыре: два сада, украшения, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из золота, и два сада, украшения, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из серебра. [7] И ничто, кроме накидки величия, что будет покрывать собой лик Господа, не помешает людям, которые окажутся в Райском саду, взирать на Него». [8]

Также сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал и поведал нам о четырёх вещах, сказав: ”Поистине, Аллах не спит, и не подобает Ему спать [9]; Он уменьшает и увеличивает удел Своих рабов; дела ночи поднимаются к Нему раньше, чем дела дня, а дела дня — раньше, чем дела ночи [10]; завесой для Него служит свет, если же Он уберёт эту завесу, то сияние Его лика непременно сожжёт любое из Его творений, на которое упадёт Его взор». А затем он прочёл слова Всевышнего: ”Благословен тот, кто в огне, и тот, кто вокруг него” [11]». [12] Передал Муслим.

Этот атрибут Аллах установлен ясными текстами Корана и сообщениями, пришедшими от правдивого и надежного посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому обязательно нужно подтверждать этот атрибут так же, как и все остальные атрибуты, утвержденные посредством ясных доказательств.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Приверженцы Сунны признают этот атрибут так же, как и все остальные атрибуты Аллаха, о которых говорится в Коране и достоверной Сунне. Они говорят, что у Аллаха такой Лик, какой подобает Его величию. Они не искажают этот атрибут и не отрицают его, но с другой стороны, они не уподобляют этот атрибут атрибутам творений и не представляют его образ. Приверженцы Сунны поступают в соответствии со словами Всевышнего: «Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий». (Сура аш-Шура, аят 11).

[2] Аллах Всевышний – Вечен, и нет после Него ничего. Все творения погибнут, а останется только лишь Живой, Который не умирает. Аллах Всевышний сказал: «Уповай на Живого [на Аллаха], Который не умирает, и прославляй Его хвалой». (Сура аль-Фуркан, аят 58).

[4] Автор книги, да помилует его Аллах, ограничился упоминанием только двух аятов из Корана, хотя аятов, в которых говорится о Лике Аллаха, много.

[6] ′Абдуллах ибн Кайс, Абу Муса аль-Аш′ари – славный сподвижник. Скончался в 50-ом г.х., хотя некоторые сказали, что он скончался позже.

[7] В суре «ар-Рахман» имеется указание на четыре сада, о которых говорит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада». (Сура ар-Рахман, аят 46). Затем следует описание этих садов, после чего Аллах Всевышний говорит: «А перед теми двумя (садами) есть еще два сада». (Сура ар-Рахман, аят 62).

Также в другом достоверном хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбой, произнося следующие слова: «О, Аллах, прошу Тебя позволить мне насладиться взором на Твой лик, и помочь мне тосковать по встрече с Тобой, и пусть не помешает этому ни несчастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сбивает с пути!»

Передали ан-Насаи, 1305; аль-Баззар, 1393; ибн Хиббан, 1971. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами′», 1301.

[9] Аллах Всевышний сказал: «Аллах — нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон». (Сура аль-Бакара, аят 255).

[10] Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы, пребывающие среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днём, а встречаются они друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого те (ангелы), которые провели среди вас ночь, возносятся (к небесам), и (Аллах) спрашивает их: “В каком (положении) оставили вы рабов Моих?” — хотя Он и знает (всё о вас) лучше (ангелов), а они отвечают: “Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они (тоже) молились”».

Передали аль-Бухари, 555; Муслим, 1430.

И если бы человек поразмышлял над этим, то он никогда не спал бы во время утренней молитвы. Наоборот, он устремился бы к деяниям покорности и усердствовал бы до тех пор, пока его деяния не будут вознесены к Аллаху и пока за ним не будет записано добро. Как может мусульманин спать во время утренней молитвы, зная, что ангелы поднимаются к Аллаху и сообщают Ему о его положении?!

Хотя следует заметить, что имам Муслим, передавая этот хадис, не привел в конце данного аята. Имам Муслим передал этот хадис по трем путям и в сборнике Муслима нет слов: «А затем он прочёл слова Всевышнего: ”Благословен тот, кто в огне, и тот, кто вокруг него”».

Но эту добавку передали ибн Маджа, 196; Ахмад, 4/400, и некоторые другие. К тому же эти слова не были произнесены пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Эти слова произнес Абу ′Убейда ибн ′Абдуллах ибн Мас′уд, который передавал данный хадис от Абу Мусы аль-Аш′ари, да благословит его Аллах и приветствует.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *