что означает внепартийность муниципальной службы
Статья 32.3. Основные принципы муниципальной службы
Статья 32.3. Основные принципы муниципальной службы
Основными принципами муниципальной службы являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) внепартийность муниципальной службы.
Принцип внепартийности означает, что муниципальные служащие выполняют свои полномочия независимо от партийных влияний и интересов. Им запрещено использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего, а также создавать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и способствовать созданию указанных структур. Вместе с тем этот принцип не означает запрета для муниципальных служащих быть членами политических партий.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Внепартийность муниципальной службы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Внепартийность муниципальной службы: сущность понятия
Внепартийность муниципальной службы – это один из основополагающих принципов осуществления муниципальной службы, выражающийся в том, что муниципальная служба в качестве публичной организации власти не подконтрольна отдельным политическим партиям, организациям и движениям.
Внепартийность муниципальной службы является одним из принципов муниципальной службы, закрепленных статьей 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», наряду с такими принципами как:
Сущность принципа внепартийности муниципальной службы
Принцип внепартийности муниципальной службы завершает перечень принципов этой службы, утвержденный Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Сущность данного принципа состоит в том, что муниципальная служба не может быть подконтрольной каким-либо политическим организациям, движениям или партиям. Муниципальные служащие должны выполнять свои обязанности независимо от своей партийной принадлежности.
Ежедневное осуществление муниципальными служащими своих обязанностей требует от них беспристрастного, нейтрального и компетентного профессионального поведения при решении задач, стоящих перед ними. Муниципальные служащие в своей деятельности должны руководствоваться исключительно требованиями законодательства и не могут быть ограничены партийной идеологией, решениями политических движений, партий или каких-либо иных объединений общественного характера.
Готовые работы на аналогичную тему
Муниципальные служащие не имеют права использовать возможности своего должностного положения в интересах политических партий, членами которых они являются. Аналогичное правило установлено по отношению к религиозным и другим общественным организациям, членом которых является муниципальный служащий. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим запрещено публичное выражение отношения к политическим партиям, религиозным и прочим общественным объединением при исполнении ими обязанностей муниципального служащего.
Также муниципальный служащий не имеет права на создание в органах муниципального управления или в иных муниципальных структурах политических партий, объединений общественного или религиозного характера. Помимо этого, муниципальный служащий не имеет права оказывать содействие созданию таких организаций в структуре муниципальных органов власти. Исключением из этого правила являются профессиональные союзы, ветеранские и иные органы общественной самодеятельности.
Существует ошибочная трактовка понятия принципа внепартийности муниципальной службы, состоящая из требования политической нейтральности служащих муниципалитета. Такая трактовка содержит существенную логическую ошибку. Российское законодательство не устанавливает ограничений в сфере свободы совести, слова или мысли. За каждым муниципальным служащим остается право членства в политической партии или идеологической принадлежности. При этом муниципальный служащий не должен использовать свой статус во внеслужебных целях. Запрет на партийную принадлежность муниципального служащего нацелен на обеспечение объективности нейтральности муниципальной службы как профессиональной деятельности в отношении всего населения муниципального образования вне зависимости от убеждений и политических взглядов отдельных его представителей.
Исполняя свои служебные обязанности, муниципальный служащий выступает от лица муниципального образования, но ни в коем случае не от себя лично, что и требует от него отказа от каких-либо политических представлений, взглядов и воззрений только на момент исполнения своих служебных обязанностей.
Неофициальная статистика свидетельствует о том, что многие муниципальные служащие состоят в партии «Единая Россия».
Распространяется ли на главу муниципального образования внепартийность муниципальной службы?
В соответствие со ст. 2 Закона «О муниципальной службе», муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
При этом, нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (та же ст. 6).
Согласно ст. 10 указанного закона, муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Трудовой контракт заключать ему необходимо, для получения оплаты (содержания) за свой труд, прав, предоставленных трудовым законодательством и надлежащего исполнения трудовых обязанностей (ст.ст. 11, 12 закона).
Более того, исходя из п.п. 6,7 ст. 16 указанного закона, поступить на муниципальную службу невозможно без заключения трудового договора (контракта).
Этим же законом предусмотрено, что порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствие со ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом наименование представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствие со ст. 36 того же закона, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с рассматриваемой статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствие со ст. 37 закона, глава руководит администрацией: «главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.»
Вывод: глава администрации района — это муниципальный служащий, занимающий свою должность на основании трудового договора (контракта), полномочия которого, определяются законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом. Трудовой контракт он заключить должен в целях получения прав и исполнения обязанностей муниципального служащего, предусмотренных трудовым законодательством, законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Прямого запрета быть членом партии в ФЗ нет. Принцип внепартийности означает то, что муниципальная служба, как публичная организация, должна быть свободна от контроля отдельных политических организаций и движений. Задачи, выполняемые муниципальными служащими, требуют от них проявления нейтральности, компетентности, беспристрастности. Служащие обязаны руководствоваться в своей деятельности исключительно законодательством и не должны быть связаны решениями партий, политических движений и иных общественных объединений. Муниципальным служащим запрещено использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 14 закона), а также создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур (п. 13 ч. 1 ст. 14 закона). В то же время принцип «политической нейтральности» муниципальных служащих неправильно трактуется. Законом не ограничивается свобода совести, мысли и слова. Каждый муниципальный служащий имеет право придерживаться любых взглядов, быть членом политической партии, но не использовать статус служащего внеслужебных целях. Таким образом, запрет имеет целью обеспечить объективность и нейтральность профессиональной муниципальной службы в отношении всех граждан, независимо от их политических взглядов и убеждений.
Что означает внепартийность муниципальной службы
О муниципальной службе в Российской Федерации
(с изменениями на 26 мая 2021 года)
(редакция, действующая с 1 июля 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 99-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013);
Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2013) (вступил в силу с 1 января 2014 года);
Федеральным законом от 22 октября 2013 года N 284-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.10.2013);
Федеральным законом от 4 марта 2014 года N 23-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.03.2014);
Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2014, N 0001201412230012) (вступил в силу с 1 января 2015 года);
Федеральным законом от 30 марта 2015 года N 63-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.03.2015, N 0001201503310008);
Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 285-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2015, N 0001201510060013);
Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 262-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130067) (вступил в силу с 1 января 2016 года);
Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 357-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2015, N 0001201511280035);
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 395-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2015, N 0001201512290039) (вступил в силу с 1 января 2016 года);
Федеральным законом от 15 февраля 2016 года N 21-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.02.2016, N 0001201602150044);
Федеральным законом от 30 июня 2016 года N 224-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2016, N 0001201606300050) (вступил в силу с 1 июля 2016 года);
Федеральным законом от 3 апреля 2017 года N 64-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2017, N 0001201704040011);
Федеральным законом от 1 мая 2017 года N 90-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2017, N 0001201705010018);
Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 132-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010012) (вступил в силу с 1 января 2018 года);
Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 192-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2017, N 0001201707260033);
Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2017, N 0001201707300007) (о порядке вступления в силу см. статью 55 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ);
Федеральным законом от 18 апреля 2018 года N 83-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.04.2018, N 0001201804180030);
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N 0001201808030089);
Федеральным законом от 30 октября 2018 года N 382-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.10.2018, N 0001201810310004);
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 559-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N 0001201812280023);
Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 432-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2019, N 0001201912160073);
Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 181-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.06.2020, N 0001202006080020);
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 268-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310037);
Федеральным законом от 27 октября 2020 года N 347-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.10.2020, N 0001202010270016);
Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 116-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.04.2021, N 0001202104300090) (вступил в силу с 1 июля 2021 года);
Федеральным законом от 26 мая 2021 года N 152-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.05.2021, N 0001202105260047).
Принят Государственной Думой
7 февраля 2007 года
Одобрен Советом Федерации
21 февраля 2007 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Муниципальная служба
2. Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Статья 3. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации
2. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Основные принципы муниципальной службы
Основными принципами муниципальной службы являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) внепартийность муниципальной службы.
Статья 5. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации
1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы;
2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;
3) единства требований к подготовке кадров для муниципальной и гражданской службы и дополнительному профессиональному образованию;
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Глава 2. Должности муниципальной службы
Статья 6. Должности муниципальной службы
2. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
3. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
Статья 7. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации
1. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
2. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Статья 8. Классификация должностей муниципальной службы
1. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы.
2. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Статья 9. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы
2. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.
Статья 9_1. Классные чины муниципальных служащих
1. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.
2. Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.
(Статья дополнительно включена с 8 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 ноября 2008 года N 219-ФЗ)
Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего
Статья 10. Муниципальный служащий
1. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
2. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.
Статья 11. Основные права муниципального служащего
1. Муниципальный служащий имеет право на:
1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;
2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);