Эффект fomo что такое

Что такое синдром FOMO и как с ним бороться?

Исследование 2013 года определяет FOMO как “тревожное, иногда всепоглощающее чувство, что вы многое пропускаете. А сверстники обладают чем-то большим, чем вы, больше делают и знают”. Опросы показывают, что ¾ молодых людей испытывали когда-нибудь это чувство. Отсюда постоянное стремление проверять социальные сети, чтобы “быть в курсе”, не чувствовать себя обделёнными. Иногда это помогает снять беспокойство, но чаще всего вы просто крутитесь в “цифровом колесе” как хомяк, снова и снова обновляя ленту.

Это просто свойство современной жизни, и в таких ощущениях нет ничего страшного? Можно ли разорвать “порочный круг”? На самом деле, всё гораздо хуже, чем кажется на первый взгляд, но с “синдромом упущенных возможностей” можно справиться.

Если вы попались в сети FOMO, возможно, в глубине души не чувствуете себя счастливыми, да и вообще жизнь вам не слишком нравится. Исследователи говорят об этом так: “Результаты показывают, что люди с низким уровнем удовлетворения фундаментальных потребностей в компетентности, автономии и родстве склонны к более высокому уровню страха что-то упустить. Так же как и люди, у которых часто плохое настроение и проблемы с общей удовлетворенностью собственной жизнью”.

В итоге, многие проверяют соцсети сразу после пробуждения, во время обеда и перед сном, потому что думают: “Кто-то там веселится без меня”. И, кажется, чувствуют себя лучше, превращая Интернет в зависимость. Но всё не так просто.

Мы знаем, что социальные сети не дают полной картины жизни человека и предлагают только тщательно отобранные факты. Часто кажется, что если запретить хвастаться, некоторые люди не смогут вообще ничего публиковать. Но учёные убеждают, что мы не можем не сравнивать свои достижения с достижениями других людей. Однако пассивное потребление контента на Facebook увеличивает подавленность, мы чувствуем себя более одинокими, если не просто общаемся с друзьями, а ещё и следим за их страницами в социальных сетях. Для нашего чувства счастья и благополучия губительно следить за тем, как живут “другие”. Как говорил философ Монтескье, “Если бы мы просто хотели быть счастливыми, достичь этого было бы легко; но мы хотим быть счастливее других, а это почти невозможно”.

Неизбежные сравнения с “фальшивыми” жизнями на Facebook заставляют чувствовать, что у вас меньше того, что есть у других. Осознание того, что вы многим обладаете, помогает понять, что у вас есть намного больше, чем кажется.

Люди, которые уверены в своих отношениях, не чувствуют необходимости постоянно быть на связи. Да и лучше иногда изолировать себя от “мира возможностей”.

Источник

Инвесторы говорят про FOMO и YOLO. Что это вообще такое?

Эффект fomo что такое. Смотреть фото Эффект fomo что такое. Смотреть картинку Эффект fomo что такое. Картинка про Эффект fomo что такое. Фото Эффект fomo что такое

Миллениалы и зумеры устанавливают новые правила жизни в самых разных сферах, и инвестиций это тоже касается. С начала 2010-х в соцсетях англоговорящих стран появились новые акронимы (сокращения), придуманные молодым поколением, — FOMO и YOLO.

Изначально они к финансам отношения не имели. Оба выражения передают эмоциональные состояния, когда поведение человека основано на каком-то импульсе, а не на доводах разума.

FOMO — сокращение от Fear of Missing Out (англ. — «страх упущенной выгоды»). Используется в соответствии с прямым значением этого выражения — в ситуациях, когда страх упустить возможности, какие-либо ценные ресурсы становится причиной определенных действий.

YOLO — сокращение от You Only Live Once (англ. — «живем только раз»). Применяется, когда человек действует в соответствии с потребностью получить желаемое прямо сейчас, не откладывая это на будущее, даже если позже это нечто будет обладать большей ценностью.

Изначально акронимы стали популярны в англоязычных Twitter и Facebook. FOMO и YOLO чаще использовались в качестве хештегов, чтобы выразить свое мнение по поводу различных ситуаций — от отношения к работе до жизненной философии.

Если YOLO распространен среди юной аудитории соцсетей и употребляется в более позитивном контексте, то FOMO чаще используется возрастными пользователями интернета и отражает тревожное состояние и необходимость сложного выбора.

YOLO, FOMO и деньги

Оба выражения со временем распространились на мир инвестиций и финансов. Деньги сами по себе и как средство получения других благ зачастую смешаны с эмоциями и нерациональными желаниями — поэтому такие сложные психологические состояния стало удобно описывать лаконичными YOLO и FOMO.

Эффект fomo что такое. Смотреть фото Эффект fomo что такое. Смотреть картинку Эффект fomo что такое. Картинка про Эффект fomo что такое. Фото Эффект fomo что такое

Миллениалы не слишком заботятся о своем будущем, предпочитая использовать ресурсы в настоящем. Примерно у 66% работающих миллениалов нет сбережений ко времени выхода на пенсию, они не тратят и не откладывают деньги на квартиры, предпочитая арендовать. Поэтому только у 47% из них к пенсии будет свое жилье, подсчитали в исследовательской организации The Resolution Foundation.

Это одновременно и YOLO, и FOMO-эффект: они живут сегодняшним днем, поэтому все тратят (YOLO); делают они так потому, что боятся пропустить все те блага, которые можно получить за деньги (FOMO).

В мире инвестиций FOMO- и YOLO-эффекты работают аналогичным образом. Когда инвестор принимает решение о вложениях на основе эмоций — на фоне не обеспеченного фундаментальными показателями роста акций, медийной популярности компании или ее первых лиц, то действует из страха остаться в стороне, пока другие получают прибыль, — это FOMO.

Если человек, заработав на фондовом рынке, не реинвестирует свои средства, а тратит на дорогие и, возможно, ненужные вещи, — это YOLO.

Эффект fomo что такое. Смотреть фото Эффект fomo что такое. Смотреть картинку Эффект fomo что такое. Картинка про Эффект fomo что такое. Фото Эффект fomo что такое

Несмотря на то что многие из них не обладали достаточными знаниями о фондовом рынке, они начали инвестировать, не думая о последствиях.

Отражением этих процессов является финтех Robinhood, который зафиксировал появление более 3 млн новых аккаунтов за время пандемии. Большинство из этих инвесторов были новичками на бирже, поэтому позже, когда они потеряли деньги и столкнулись со сложностями при использовании приложения, на стартап посыпались жалобы и штрафы от SEC.

Эффект fomo что такое. Смотреть фото Эффект fomo что такое. Смотреть картинку Эффект fomo что такое. Картинка про Эффект fomo что такое. Фото Эффект fomo что такое

«Американские тинейджеры просто не знают, что русские живут так испокон веков. Только у нас это «авось» называется. Обыкновенный русский авось. Вот как объяснить русскому человеку необходимость личного финансового планирования, формирования собственного капитала и управления им? Это крайне трудно», — говорит Владимир Верещак.

По его словам, клиенты довольно часто нарушают согласованный ранее личный финансовый план, так как им хочется попробовать себя в трейдинге и рискованных активах. Новости об успехах в криптовалютах, сделках с IPO или отдельных акциях вызывают у них желание присоединиться к этому процессу, так как кажется, что «нечто большое» проходит мимо, говорит Верещак.

Жертвы FOMO и YOLO: кто они?

Оба этих принципа могут быть опасны для личных финансов и инвестиций. Финансовый консультант Наталья Смирнова считает, что FOMO и YOLO приводят к неконтролируемому потреблению и отсутствию инвестиций и сбережений на черный день.

Эффект fomo что такое. Смотреть фото Эффект fomo что такое. Смотреть картинку Эффект fomo что такое. Картинка про Эффект fomo что такое. Фото Эффект fomo что такое

При этом в стране такое поведение характерно не только для миллениалов, но и для всех тех, кто в осознанном возрасте потерял свои сбережения в период перестройки, денежных реформ, дефолта 1998-го, банковского кризиса 2004-го, кризиса 2008-го.

Эти люди считают, что лучше успеть насладиться деньгами сейчас, чем отложить их и потом потерять, говорит Наталья Смирнова. Усиливать такие эмоциональные шаги может любой негативный опыт — от неудачных инвестиций в новостройку до банального мошенничества.

По словам Смирновой, FOMO и YOLO чаще всего проявляется у людей, склонных к инфантильности, и тех, кто не зарабатывает самостоятельно: богатых наследников, жен или мужей обеспеченных супругов.

Обобщенный портрет последователя принципов FOMO и YOLO, по мнению Натальи Смирновой, может обладать следующими характеристиками:

Эффект fomo что такое. Смотреть фото Эффект fomo что такое. Смотреть картинку Эффект fomo что такое. Картинка про Эффект fomo что такое. Фото Эффект fomo что такое

Сейчас молодые инвесторы с синдромом упущенной выгоды (FOMO) покупают акции Tesla не из-за дивидендов, а потому что «Маск прикольный», говорит он. Это приводит к тому, что меняется философия фондового рынка, бурный рост компании получают на хайпе, а не из-за реальных финансовых результатов.

Как защититься от FOMO- и YOLO-мышления?

Чтобы не стать жертвой FOMO и YOLO, нужно понимать свои жизненные потребности и стремиться к планированию будущего, советуют финансовые консультанты.

«Чтобы спокойно заниматься творчеством, проектами, я подсчитала необходимый для этого пассивный доход. Дальше я подсчитала, какой объем капитала нужен, чтобы получать при умеренной инвестиционной стратегии необходимую сумму в год. Ну и далее — встала на путь накопления этого капитала. К инвестициям на будущее надо относиться именно как к вкладу в создание свободы, а не как к ее урезанию здесь и сейчас», — говорит Наталья Смирнова.

«Главные помощники в инвестициях — опыт и время. Так как YOLO и FOMO в основном подвержены молодые люди в возрасте 18–32 лет, то потерянные деньги и время научат их принимать решения не на эмоциональной волне или по рекомендациям из соцсетей, а с холодным рассудком, используя аналитические данные. Основной совет прост: перестать слушать инфошум и вести себя осознанно. Как в инвестициях, так и в жизни», — считает Игорь Файнман.

Эффект fomo что такое. Смотреть фото Эффект fomo что такое. Смотреть картинку Эффект fomo что такое. Картинка про Эффект fomo что такое. Фото Эффект fomo что такое

В ответ на усталость от крайностей YOLO и FOMO появился новый подход к жизни — JOMO (Joy of Missing Out) — «радость от упущенных возможностей». Он может быть и эмоциональной реакцией организма на выгорание после YOLO и FOMO, и более сбалансированным жизненным принципом. JOMO учит прислушиваться к себе и жить осознанно, поступая в соответствии со своими ценностями.

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!».

Источник

Что такое синдром упущенной выгоды (FOMO) в психологии и как им пользуются маркетологи

Эффект fomo что такое. Смотреть фото Эффект fomo что такое. Смотреть картинку Эффект fomo что такое. Картинка про Эффект fomo что такое. Фото Эффект fomo что такое

Возникало когда-нибудь такое чувство, когда кажется, что жизнь кипит у всех кроме вас? По фотографиям в Instagram, почти все друзья где-то постоянно гуляют, знакомятся с новыми людьми или, вообще, в разгар рабочей недели улетели отдыхать на острова.

Даже фотографии обычных завтраков выглядят роскошнее, чем ваш праздничный банкет. Складывается впечатление, что все вокруг катаются как сыр в масле, а вы проживаете серую жизнь.

Если у вас периодически возникают такие мысли, возможно, это не значит, что ваша жизнь настолько скучна и примитивна. Синдром упущенной выгоды (FOMO) мог спровоцировать подобные мысли в вашей голове.

Что такое синдром упущенной выгоды или FOMO в психологии

Синдром упущенной выгоды или FOMO (аббревиатура английской фразы «fear of missing out») – это навязчивая боязнь что-то упустить, например, какое-то событие или возможность. У вас возникает чувство, что вы растрачиваете свою жизнь впустую. Особенно на фоне красочной жизни ваших знакомых.

Чем сильнее чувство неудовлетворённости, тем больше хочется следить за жизнью других с огромным желанием найти себе подобных. FOMO связан с недовольством собственной жизнью, а социальные сети только усугубляют и без того сложное состояние.

Потребность в информации – это норма для человека, но она не должна превращаться в навязчивые мысли и создавать беспокойство.

Пройдите небольшой тест, чтобы проверить свою голову на наличие этого расстройства. Прочитав каждое утверждение, ответьте правдиво ли оно для вашей жизни или нет.

Если вы ответили «Да» больше, чем на половину вопросов, то, скорее всего, у вас синдром упущенной выгоды.

Мифы о FOMO

Разберём несколько интересных и самых распространённых мифов об этом необычном состоянии.

Псс, не хочешь немного мифов:

Миф №1

Синдром упущенной выгоды возник из-за появления в нашей жизни социальных сетей. В любое время можно зайти в Instagram, ВКонтакте или Одноклассники и посмотреть, как живёт человек и где бывает.

Появилось множество блогеров, которые якобы ведут красивую жизнь. Они становятся примером для подражания, и люди тщательно следят за их жизнью.

Постепенно задача биологического выживания трансформировалась в социальное: нам стало куда важнее сохранить своё «социальное лицо», статус, иногда жертвуя физиологическими потребностями и безопасностью.

И тогда на сцену вышел самый известный феномен всех времён и народов – сплетни и слухи. Желание получить порцию новых таких «новостей» для некоторых людей стало навязчивой потребностью.

Миф №2

Если бы в соцсетях были бы настоящие зарисовки из жизни, а не отфотошопленные картинки, то никакого эффекта FOMO не возникло.

Реальность. Мы и так знаем, что в соцсетях все создают лучшую версию себя: постят фото в выгодных ракурсах и фильтрах, ставят нужные метки и хештеги, пишут трендовые посты. Мы не показываем себя настоящих и не ожидаем этого от других.

Даже подписавшись на аккаунты с правдивыми фото в духе «ожидание-реальность», продолжаем испытывать навязчивую потребность соответствовать их яркости, честности, юмору.

Получается, дело не в том, какие картинки мы видим, а в том, как мы относимся к самим себе. Появление синдрома FOMO вызвано прежде всего недовольством собственной жизнью.

Миф №3

Синдром FOMO – это болезнь, которая снижает качество жизни и приводит к физиологическим проблемам (бессонница, головные боли, тревога), и лечить её нужно у специалиста.

Несмотря на отсутствие синдрома в списке заболеваний, человек получает негативный эффект, в отдельных случаях могут возникнуть глубокие психологические проблемы. И от него стоит избавляться – самостоятельно или обратившись за помощью, только не к врачу, а к психологу, который поможет разобраться в причинах твоего навязчивого состояния.

Как избавиться от синдрома упущенной выгоды

Чтобы не тратить в пустую кучу времени, отвечая на бессмысленные сообщения, установите правила пользования смартфоном.

Сначала будет нелегко, поэтому начинайте постепенно, чтобы ваш интернет-зависимый мозг мог без лишнего стресса адаптироваться к новой реальности.

Свыкнитесь с мыслью, что нельзя попробовать абсолютно всё

Если распыляться на всё и сразу, то может не хватить как денег, так и сил и вы останетесь у разбитого корыта. Задайте себе несколько вопросов и сделайте выбор. Подумайте: «Чего мне в жизни не хватает?», «Что я люблю делать больше всего?», «Что мне приносит удовольствие?»

Сосредоточьтесь на собственных желаниях и потребностях, не пытаясь угнаться за чужими идеалами и целями. Хотите прожить счастливую жизнь? Тогда найдите среди множества вариантов, тот который согреет душу. Следуйте правилу: люби то, что делаешь, и делай то, что любишь.

Ведите дневник социальной активности

Каждый вечер записывайте в блокнот пять действительно важных и полезных вещей, которые вы получили за день из соцсетей. Буквально через неделю вы заметите, что в вашем списке крайне мало чего-то нового и ещё меньше того, что на самом деле может помочь в жизни или работе.

В среднем человек нажимает на экран своего смартфона примерно 2600 раз за день, тратя на это в общей сложности не менее 145 минут ежедневно.

Ведите дневник до тех пор, пока у вас при открытии соцсетей не будет рефлекторно возникать вопрос: «А когда я в последний раз находил(а) здесь что-то полезное?».

Практикуйте живое общение

Возьмите за правило рассказывать родным, как прошёл ваш день, и расспрашивать их. Позабытые вечерние разговоры за ужином позволяют переосмыслить какие-то вещи и стать ближе друг другу.

А если нет возможности (желания) проговаривать всё с родными, записывайте свои мысли на бумаге. Фиксируйте события, которые за день доставили вам удовольствие. Хвалите себя за все свои достижения, даже незначительные. Записывайте цели и задачи на следующий день.

Если ничего не помогает отвлечься от проблемы и вы продолжаете бесконтрольно проверять социальные сети, обратитесь к психологу или психотерапевту.

Принудительные траты

Феномен FOMO проявляется не только в соцсетях, но и в магазинах. Вы отправляетесь за хлебом и молоком, а выходите с полными пакетами продуктов. И неважно, что они вам не особо нужны, но как вы могли не купить их по АКЦИИ!

Зайдя в ТЦ в сезон распродаж, вы уже не можете спокойно пройти вдоль витрин, ведь манекены прямо кричат тебе, какую выгоду вы упускаете, отказываясь от очередной крутой вещи со скидкой в 60%! Такая экономия! В действительности, желая сэкономить, вы, наоборот, тратите больше.

Как не поддаваться

Как маркетологи используют синдром: распространённые уловки

Специалисты по маркетингу идут на разнообразные ухищрения, чтобы ваш выбор пал именно на их товар. Зная об этих приёмах, можно существенно сэкономить семейный бюджет. Хотите, чтобы кошелёк был полон, тогда пришло время узнать о полезных финансовых привычках.

Уловка №1: люди покупают этот товар

Зачастую интернет-магазины указывают, какое количество людей купили определённый товар или просматривают его в данную минуту. А если ещё счётчик количества покупателей обновляется в реальном времени, то эффект усиливается. Если человек видит, что товар пользуется популярностью, то он с большей вероятностью его купит.

Помните, что эти цифры могут быть не настоящими, статистика легко накручивается. Подумайте перед покупкой, возможно, этот товар вам не нужен.

Уловка № 2: уходящая выгода

Тикающие часы, означающие конец суперакции. Как часто вы видите такой трюк? Уловка настолько банальная, что даже далёкий от интернет-покупок человек знает о ней. Но несмотря на это, она все ещё очень эффективна. Иногда программисты даже не прилагают особых усилий, и если обновить страницу, то таймер начнёт отчёт заново.

Тикающие часы – это одна из самых простых манипуляций. Не делайте поспешных выводов, увидев такую акцию. Если товар вам очень нужен, проверьте его наличие и цену в других магазинах. Возможно, вы найдёте более дешёвый вариант.

Уловка №3: подарок при покупке

Купите три пары обуви и четвёртую получите бесплатно. Или купите смартфон и получите колонку в подарок. Такие лозунги очень популярны и приносят предпринимателям немалую прибыль.

Увидев, акцию, появляется дикое желание приобрести товар именно здесь, ведь за покупку дают подарок. Но не забывайте о том, что, например, такой же смартфон можно найти по цене в 2 раза ниже представленной, в другом магазине.

Подобные акции провоцируют вас делать необдуманные покупки. Мало того, что вы можете купить ненужный товар, так ещё может он продаваться по завышенной цене.

Уловка №4: поспешите, а то не успеете

Зашли в интернет-магазин купить любимую книгу или модные джинсы, но вдруг на глаза попадается предупреждение о том, что товар заканчивается. А если ещё указано, что следующая партия будет дороже или её вообще не будет, то с большей вероятностью вы купите этот товар в этом магазине как можно быстрее.

Дефицит чего-либо плохо влияет на людей со страхом упущенной выгоды. Чтобы избежать растраты бюджета соблюдайте всё те же правила:

Не нужно гнаться за любой выгодой. Остановитесь и подумайте, что действительно вам нужно. Только так вы станете счастливее и быстрее добьётесь успеха.

Что-то не понравилось в данной статье, есть что добавить или вы нашли ошибку? Обязательно напишите об этом в комментариях. Ни один комментарий не останется без внимания!

Источник

FOMO – синдром упущенной выгоды

Эффект fomo что такое. Смотреть фото Эффект fomo что такое. Смотреть картинку Эффект fomo что такое. Картинка про Эффект fomo что такое. Фото Эффект fomo что такое

«Боюсь пропустить что-то важное, интересное…» это ноющее чувство знакомо, пожалуй, каждому. Как и ощущение, что пока мы работаем, учимся и занимаемся повседневными делами, другие живут насыщенной яркой жизнью, наполненной весельем, путешествиями и праздничными событиями. А с ним появляется чувство неудовлетворенности собственной серенькой жизнью и собой… Ведь если заглянуть в «Инстаграм» и другие социальные платформы, именно такое ощущение и создается. Неудивительно, что у многих развивается и прогрессирует это чувство «недожизни» в сравнении с другими.

Знакомьтесь: FOMO. В настоящее время это распространенная проблема. И сегодня мы постараемся выяснить, что же это за зверь, каковы причины FOMO, какие факторы влияют на его развитие, кто ему подвержен и, самое главное, как от него избавиться.

Что такое FOMO

Начнем с самого начала. Термин «FOMO», как нетрудно догадаться, пришел из английского языка, и обозначает fear of missing out – буквально «страх пропустить что-либо» (важное или интересное). В русском языке используется термин «синдром упущенной выгоды» (СУВ). Этот страх не столь безобидный – это больше, чем мысль, что вы не попадаете на какую-то классную вечеринку, или опасение упустить интересную новость в ленте друзей.

Под FOMO скрывается нечто более серьезное: всеобъемлющее тревожное чувство, что вы остаетесь за бортом приятных событий и дел, в которых участвуют окружающие. Да, это и навязчивое желание постоянно быть на связи с ними, чтобы быть включенным в их круг и ничего не упустить из происходящего. Но еще (и это самое грустное) это ощущение, что другие живут гораздо осмысленнее и полноценнее, чем вы, сопровождается глубинной завистью и подрывом самооценки.

Ведь помимо тусовок и посиделок с друзьями от человека могут ускользать счастье семейной жизни, карьерные достижения и продвижение, реализация давних мечт и талантов, и другие поистине важные и желанные для вещи. В таких случаях ощущение, что «прохлопал» свою жизнь, особенно болезненно и имеет деморализующий эффект. В этой статье мы будем использовать термин «FOMO» как более широкий и универсальный, чем «СУВ».

Сам термин обязан своим появлением стратегическому маркетологу Дэну Херману, создавшему его в 1996 году. С тех пор FOMO прочно вошел в словарный обиход англоязычного мира и является предметом многих психологических исследований. Сама проблема, однако же, не нова – подобные чувства присутствовали у людей в разные века и эпохи. Но такого пышного расцвета она достигла только в цифровой век.

FOMO и социальные сети

Соцсети появились сравнительно недавно – Facebook в 2004 году, Instagram – в 2010, но уже практически невозможно представить реальность, в которой люди не выкладывают на свои странички удачные фотографии и наилучшие моменты своей жизни. Ровно, как и то, что есть те, кто никогда не заглядывает в социальные медиа.

С распространением соцсетей лет 10-15 назад психологи (и не только они) начали бить тревогу о нарастании феномена СУВ среди молодых людей, которые судорожно проверяли свою ленту или аккаунт из боязни отстать от жизни и от своих знакомых. Сайты вроде «Фейсбука» и прочие стали подвергаться критике из-за нарастания тревожности и подавленности, проявлявшейся у молодых людей в связи с ними.

С тех пор соцсети выросли в своем охвате и техоснащенности, а также превратились в бизнес-инструмент. Эти «платформы для хвастовства» пестрят эффектными кадрами чужой жизни (часто постановочными), активным самопиаром и гламуром лайфстайла профессиональных блогеров, знаменитостей и прочих «успешных и богатых». Сравнивая свою обычную жизнь с яркими моментами и достижениями других, легко провалиться в яму самопринижения и депрессии.

Однако само по себе использование соцсетей не равняется вреду для самооценки и эмоционального здоровья человека. Именно присутствие FOMO приводит к негативным эффектам: так чем выше его уровень, тем выше показатели депрессии, хуже осознанное внимание и больше физических симптомов. Таковы результаты исследования нескольких сотен студентов крупного мультиэтнического университета в США [Baker, Krieger, LeRoy, 2016].

Взаимодействие между соцсетями, FOMO и психикой сложно и задействует разные механизмы. Другое научное исследование, к примеру, установило, что есть гендерные различия: у девушек и девочек чувство депрессии провоцирует повышенное использование социальных медиа, а парней к этому подталкивает чувство тревоги [Oberst et al, 2017].

Так что, возможно, стоит пересмотреть стереотип, что «Инстаграм» – это прекрасный отдых и развлечение. Во многих случаях это психологическая «соска» – уход от своих нерешенных эмоциональных проблем, а также потенциальный рассадник стресса и FOMO.

FOMO: портрет проблемы

Постараемся обрисовать, как выглядит страх упустить в своей жизни что-то интересное и важное в более конкретных, индивидуальных чертах. Кто и когда страдает от этой напасти?

Исследования показывают, что FOMO подвержены и мужчины, и женщины, а также все возраста, а не только молодые люди. Есть указания и на то, что с возрастом степень переживаний по поводу упускаемых выгод и событий снижается, но вряд ли это достаточное утешение для тех, кто страдает от этого сейчас.

Уровень FOMO повышается вечером, под конец рабочего или учебного дня, так же, как и в конце недели – тогда, когда люди обычно развлекаются или встречаются с приятелями или противоположным полом. Это не только логично, но и подтверждается эмпирическими наблюдениями за реальными людьми [Milyavskaya et al, 2018]. Но, вместе с тем, такой страх присутствовал у участников в течение всего времени, а не только вечерами или на выходных.

В ходе этого же исследования были выяснены другие, более любопытные подробности – взаимосвязь между интенсивностью FOMO и личностными характеристиками. Для оценки психологического портрета была использована пятифакторная модель личности. Напомним, что в этой модели, разработанной Льюисом Голдбергом, человеческая личность рассматривается в свете пяти характеристик, каждая из которых представляет собой спектр между крайней и наименьшей ее выраженностью. Пятерка эта следующая:

Человек может располагаться ближе к одному из полюсов каждой из характеристик – с большим или меньшим коэффициентом этих показателей. Так вот, возвращаясь к исследованиям FOMO, высокий уровень экстраверсии не связан с повышенным страхом остаться за бортом развлечений и общения. Ровно, как и значительные показатели невротизма в личности человека не означают развития подобных чувств.

Получается, что FOMO и тревоге, что пропускаешь приятные моменты или остаешься не у дел, подвержены все вне зависимости от психологических особенностей и темперамента.

Последствия FOMO

Эффект FOMO очень даже разрушителен для того, кто его испытывает. Мы уже упомянули некоторые из негативных последствий для здоровья, но это тема настолько важна и актуальна, что на ней стоит остановиться подробнее.

Ощущение, что что-то значимое и стоящее проходит мимо тебя, порождает вполне ощутимый стресс, который часто становится хроническим для человека. А у стресса, как мы знаем, вполне реальные негативные последствия как на эмоциональном, так и на физическом уровне. Из последних исследователями подчеркиваются, в первую очередь, чувство усталости, проблемы со сном и различные психосоматические симптомы, и все это в дополнение к эмоциям со знаком «минус». Также тот, у кого где-то внутри скребет ощущение «я пропускаю что-то интересное, чем занимаются другие сейчас», становится невнимательным и рассеянным.

А в более глобальном масштабе хронический FOMO может приводить к ощущению неудовлетворенности жизнью и чувству, что значимые внутренние потребности не закрыты, что может вылиться и в депрессию. В этом, пожалуй, главная скрытая угроза этого разъедающего чувства – оно похоже на червя, который подтачивает сознание своего хозяина мыслями о том, что он не только упускает веселые моменты и посиделки, но и всю свою жизнь, бессмысленно коротая дни.

Это нас подводит к вопросу о том, как противостоять разрушающему воздействию FOMO.

Способы борьбы с FOMO

Хорошая новость заключается в том, что победить FOMO вполне реально. Первым шагом будет понимание и осознание его как проблемы. Для многих людей, испытывающих неудовлетворенность жизнью по разным причинам и желающим отвлечься от неприятных чувств, соцсети становятся первой «инстанцией» для обращения. Однако нередко они не справляются с психотерапевтической функцией, возложенной на них, и, напротив, вызывают знакомое нам тревожное ощущение упущения чего-то интересного и важного, а с ним и еще большего чувства неудовлетворения собой и жизнью. Осознание и признание такой нездоровой механики, если она есть, – это уже шаг к свободе.

Следующие шаги, возможно, будут знакомы тем, кто занимался заменой неконструктивных мыслительных шаблонов на более конструктивные. С их помощью мы приучаем мозг вырабатывать новые нейронные связи и алгоритмы мышления, реагирования и поведения, налаживая свой психоэмоциональный баланс.

Гигиена соцсетей и чатов

Вряд ли вы храните в своем холодильнике продукты, от которых вам плохо, или заставляете свою квартиру уродливыми поломанными вещами. Правильно: зачем иметь в своем пространстве то, что не служит и доставляет неприятные эмоции? То же самое должно быть и с социальными сетями и чатами – позаботьтесь о том, чтобы оставить лишь те, что вам полезны и вызывают позитивные эмоциональные реакции:

Также полезно будет приобрести такие полезные привычки как тайм-менеджмент для соцсетей – использовать их лишь в отведенное для этого время, а не бесконтрольно в любое время дня и ночи, а также регулярный цифровой детокс.

Дневник для искренности с собой

О пользе ведения дневника мы уже не раз писали. Это замечательный инструмент для повышения осознанности и изменения мышления. Когда речь заходит о минимизации FOMO, дневниковые записи – вместо записи на своей страничке в «Фейсбуке» или «Инстаграме» – это более интимный и искренний вариант. Помимо того, что это позволяет прикоснуться к своим «непубличным» эмоциям и потребностям, такой разговор с собой может научить радоваться своими большим и маленьким победам, достижениям, триумфам, праздникам и путешествиям вдали от чужих глаз. Научившись смаковать радость и гордость внутри себя, потребность в том, чтобы что-то доказывать или демонстрировать в мир, значительно снижается.

В конце концов, чтобы сохранить память о самых счастливых и ярких моментах жизни, абсолютно необязательно делать их всеобщим достоянием.

Внимание на благодарности

Практики благодарности получили широкое распространение в последнее время, и не зря. Вместо того, чтобы переживать и огорчаться из-за того, чего нет в жизни, они помогают обратить внимание на то, что уже есть. Очень многое в нашей жизни мы недооцениваем и не замечаем, например, то, что у нас есть руки-ноги, зрение, крыша над головой, компьютер и Интернет …

Можно завести отдельный блокнот и записывать туда по 10-20 благодарностей каждый день, можно проговаривать их перед сном как молитву, можно даже делиться ими в соцсетях! Ключевое здесь – держать фокус на том хорошем, что уже присутствует в жизни.

Реальный социальный круг

Когда мы подавлены или тревожимся, естественно искать близости и поддержки у людей вокруг. Это здоровая психическая потребность, но в случае, если у человека нет крепких социальных связей в реальной жизни, он начинает их искать в онлайне. К сожалению, вовлеченность в социальные сети и виртуальное общение не выполняют эту функцию и лишь обостряют проблему. Чтобы преодолеть оковы FOMO и тревожности, нужно разорвать этот порочный круг.

В следующий раз, когда чувство одиночества и исключенности будут подталкивать вас искать эмоциональной поддержки, обратитесь к тем, кто присутствует в вашей жизни – близким, друзьям, знакомым, а не виртуальным «друзьям» и сообществам. Углубляйте и укрепляйте свои дружеские и приятельские отношения, поддерживайте контакты и регулярное качественное общение. Проявляйте инициативу в том, чтобы встречаться со значимыми людьми в реальной жизни и в реальном времени. Ведь именно такие настоящие связи поддержат вас в кризисный момент, а не множественные лайки и emoji.

Резюме

FOMO – один из скрытых внутренних врагов, который разъедает и отравляет душу. За последние десятилетия понимание этой напасти расширилось и углубилось – в прицел внимания попал не просто навязчивый страх пропустить события из жизни знакомых в соцсетях или разные формы веселья, но и всепоглощающее подтачивающее самооценку ощущение несостоятельности своей жизни в сравнении с другими. Это негативное чувство отчетливо коррелирует с ощущением неудовлетворенности жизнью, депрессивными и тревожными проявлениями, ухудшением внимания и сна и другими физическими симптомами.

Т.к. FOMO подвержен любой вне зависимости от пола и возраста, и его жертвы зачастую не отдают себе отчета в том, насколько разрушительно это состояние, крайне важно знать и понимать его подноготную. К счастью, противостоять ему можно, и для этого нужны осознанность, гигиена цифровой активности и правильный фокус внимания. Такие ценные психические навыки как эмоциональная регуляция и конструктивное мышление здесь также будут большим подспорьем.

А наилучший способ не страдать от ощущения, что собственная жизнь проходит бездарно и беспросветно, – это самостоятельно проектировать и строить ее.

Удачи вам в этом важном архитектурном проекте!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *