Эхолалия у детей что это такое симптомы лечение у детей
Эхолалия
Расстройство речевого поведения свойственно детям, однако при поражении структур головного мозга патологии могут диагностироваться у взрослых. Примером данного расстройства является эхолалия, при которой человек бесконтрольно воспроизводит слова и фразы, услышанные от других людей. Пациенты, которые отмечают у себя признаки данного расстройства, уделяют особое внимание поиску клиники и врача-психиатра, для коррекции и лечения эхолалии.
Врачи-психиатры Юсуповской больницы оказывают помощь пациентам, достигшим 18 летнего возраста. При выявлении такой патологии как эхолалия, лечение пациентов проходит по индивидуальной программе. Высокий уровень медицинских услуг и сервиса способствуют тому, что человеку удается выстраивать коммуникации и контролировать проявления болезни.
Эхолалия: причины развития
Выявление причины формирования эхолалии у пациента необходимо для разработки эффективной тактики лечения и программы коррекции расстройства. На этапе речевого развития, в период с 6 месяцев до 4 лет, дети осваивают основы речи и могут активно повторить фразы и отдельные слова взрослых.
Причинами эхолалии являются определенные расстройства:
Данные расстройства диагностируются наиболее часто в детском возрасте, при появлении признаков эхолалии у взрослых специалистами устанавливается наличие каких-либо из перечисленных нарушений. Во взрослом возрасте эхолалия является типичным симптомом при синдром моторной афазии.
Врачи-психиатры Юсуповской больницы при проведении диагностики устанавливают не только причины эхолалии, но и действие провоцирующих факторов. В процессе общения больной через повторение фраз может выражать эмоциональные образы. Кроме этого, при повторении услышанных фраз человек может таким образом упорядочивать информацию.
Эхолалия как в детском, так и во взрослом возрасте вызывает проблемы в общении. Главной задачей врачей-психиатров, оказывающих помощь пациентам Юсуповской больницы, является выработка правильного речевого поведения, обучение навыкам контроля бессознательных повторений, контроля эмоций.
Признаки эхолалии у детей
Бесконтрольное повторение слов и фраз, услышанных по телевизору, при общении людей является элементом нормального развития детей в возрасте до трех лет, однако при сохранении данного речевого поведения после четырех лет, оно может рассматриваться в качестве патологии – эхолалии.
Эхолалия может проявляться в одной из форм: немедленной или отсроченной. При немедленной эхолалии ребенок услышанные звуки, слова, фразы или фрагменты прочитанного родителями текста сразу воспроизводит. В данном случае эхолалия может выступать как в качестве средства для выражения согласия в ответ на заданный вопрос, попыткой поддержки общения или осмысления услышанных фраз через проговаривание.
Повторение при отсроченной эхолалии может происходить через несколько минут или часов. Бесконтрольное повторение в данном случае выступает в качестве средства для систематизации полученной информации, выражения эмоций или метода ощущения положительных эмоций и подавления стресса.
Признаками эхолалии в детском возрасте являются:
Если коррекция эхолалии не была проведена в детском возрасте, то в детстве ребенок испытывает проблемы при обучении в школе, не имеет друзей. Данные проблемы приводят к тому, что во взрослом возрасте у пациентов с эхолалией отмечаются трудности при налаживании отношений, при трудоустройстве.
Врачи-психиатры Юсуповской больницы помогают пациентам осваивать способы выражения мыслей и чувств. Большое значение при лечении эхолалии имеет психологический настрой пациента и окружающая его обстановка. В Юсуповской больнице созданы комфортные условия пребывания, кроме этого, при посещении пациентом каких-либо мероприятий в рамках программы лечения его могут сопровождать близкие люди.
Эхолалия у взрослых
Эхолалия, причины у взрослых, которой могут заключаться в ряде патологических состояний, носит приобретенный характер. Появлению бесконтрольных повторений могут предшествовать травмы головного мозга, неврологические или психические нарушения. Люди с данным диагнозом в большинстве случаев не могут вести трудовую деятельность.
Эхолалия у взрослых при незначительной жестикуляции и слабой мимике формируется на фоне шизофрении. Правила и нормы, речевое поведение не осознаются больным. При эхолалии отмечается привязанность к определенному режиму дня и домашней обстановке, при незначительных изменениях которых человек испытывает стресс и демонстрирует истерические припадки.
В Юсуповской больнице работают высококвалифицированные психиатры, которые заинтересованы в оказании помощи каждому обратившемуся пациенту. Зачастую к специалистам обращаются родственники людей с эхолалией, в данном случае проводится комплексная работа, при которой близкие люди обучаются навыкам взаимодействия и исключения провоцирующих факторов, а тактика помощи большому направлена на лечение основной причины эхолалии и сопутствующих проблем.
Лечение эхолалии
Коллектив Юсуповской больницы продолжает традиции отечественной медицины и оказывает пациентам медицинские услуги высокого качества. Врачи-психиатры, работающие в Юсуповской больнице, имеют ученые степени, чем подтверждаются их обширные знания в данной области. Регулярные повышения квалификации и обучения способствуют углублению знаний и освоению новых подходов к лечению психических заболеваний.
Эхолалия в современной медицине рассматривается в качестве расстройства речевого поведения, связанного с серьезными патологиями, поэтому для ее диагностики проводятся исследования:
Высокоинформативное диагностическое оборудование позволяет выявлять у больного не только поражения головного мозга и нарушение его функций, но и обнаруживать мутации в генах. Информация, собранная на этапе диагностики, используется при составлении программы коррекции и разработке тактики лечения психиатром, неврологом, психологом и логопедом.
При лечении эхолалии применяются методы, зависящие от причин развития, возраста больного и сопутствующими патологиями. Медикаментозная терапия назначается при эхолалии для лечения основного заболевания. Действие препаратов различных групп направлено на нормализацию процессов, протекающих в мозге, ускорению познавательных процессов, снятию стресса и нормализации сна.
Программы лечения, разрабатываемые для взрослых опытными врачами-психиатрами Юсуповской больницы, направлены на развитие коммуникативной функции и нормализации психических процессов. После комплекса мероприятий больными и их близкими людьми отмечается то, что человек начинает осознанно выстраивать высказывания, поддерживает диалог и контролирует речевое поведение.
Врачи-психиатры, неврологи и другие специалисты Юсуповской больницы помогают пациентам постепенно развивать коммуникативные навыки и способствуют решению других медицинских проблем, которые являются причиной эхолалии. Запись на консультацию выполняется по телефону Юсуповской больницы.
Эхолалия у детей что это такое симптомы лечение у детей
Эхолалия — это повторение услышанных слов или фраз автоматически, без глубокого понимания ее смысла.
Бесплатные занятия с логопедом
Очень многие дети в возрасте активного развития речи становятся маленькими попугайчиками. Они повторяют за взрослыми различные слова и даже целые фразы. В данном случае это важный момент в формировании чувства языка и расширения словарного запаса. Именно таким образом ребенок практикуется в произношении и социальном общении.
Однако если такое повторение услышанных фраз происходит в более старшем возрасте, стоит насторожиться. Такое состояние называется эхолалией, которое может сопровождать неврологические нарушения, отставания в развитии речи.
Что такое эхолалия
Эхолалия — это повторение услышанных слов или фраз автоматически, без глубокого понимания ее смысла. Часто это могут быть высказывания, услышанные от взрослых, по телевизору или радио. По времени использования эхолалия может быть немедленной или отсроченной.
Чаще всего такой, отсроченный, тип эхолалии отмечается у детей с аутичным спектром. Именно для аутистов характерна феноменальная память и способность воспроизводить давно услышанный текст практически дословно. Однако данный вид расстройства речи сопровождается и другими состояниями — ЗРР, алалию, задержку психоречевого развития и другие. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы понять, существует ли проблема и начать коррекционные мероприятия.
Зачем ребенок повторяет слова и фразы?
Мнение, что эхолалия — всего лишь бессмысленное повторение совсем неверно. В разных случаях она выполняет необходимые для ребенка функции:
Диагностика и коррекция, лечение эхолалии
Напомним, что в раннем возрасте повторяющиеся фразы и слова — чаще всего лишь естественный ход событий. Специалисты выделяют два периода наиболее активного формирования речи — до 12 месяцев и в 3-4 года. В этом возрасте детям присуще такое частое повторение слов, но оно является нормой. Таким образом ребенок осваивает родной язык.
Но лучше все же обратиться за консультацией к специалисту. Эхолалия может сопровождать различные отклонения в психическом развитии ребенка. Психолог или психоневролог проведут необходимые тесты и исследования и смогут поставить верный диагноз.
Что касается лечения, то специальных медикаментозных назначений в случае эхолалии не производится. Такое состояние требует занятий с логопедом-дефектологом и внимательного отношения родителей.
На что обратить внимание дома:
Грамотная работа специалистов поможет скорректировать состояние эхолалии. Логопед-дефектолог в процессе работы постепенно расширяет словарный запас ребенка, учит его грамотно строить свои высказывания, вести диалог и общаться с окружающими.
Эхолалия как признак имеющегося нарушения
Эхолалия – это автоматическое повторение чужих слов, фраз, предложений и даже больших частей текстов в речи.
В процессе индивидуального развития есть этап, когда эхолалии у детей являются нормой – до 2 лет. В этом возрасте ребенок активно имитирует поведение взрослых (это механизм здорового психического развития). С 6 до 9 месяцев также можно выделить период нормальных аутоэхолалий – это время, когда ребенок сам повторяет за собой лепетные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Часто родители принимают эти аутоэхолалии за первые слова.
В том случае, если эхолалии сохраняются после 2-2,5 лет, они являются симптомом нарушения развития. И есть стереотип, что эхолалия является симптомом аутизма. Это не так.
Эхолалии могут встречаться при разных нарушениях (и даже у взрослых, кстати):
Эхолалия бывает:
Часто ребенок с отсроченными эхолалиями может отлично вставлять фразы из мультиков, песен в контекст ситуации. Хорошая механическая память может являться этаким компенсаторным механизмом.
Для меня как для специалиста диагноз всегда носит второстепенный характер (тем более, что я их не ставлю; иногда диагноз – дань тем или иным административным требованиям системы). Гораздо важнее – разобраться в механизме нарушения, выяснить, что и где «сломалось» и как мозг пытается это обойти.
Механизмы эхолалии:
Я могу долго перечислять зоны мозга, которые могут быть «виновны» в эхолалиях, но смысл один: единой локализации нет. Можно отметить «проблемы» с проводниками (белым веществом), левой лобной долей, задней ассоциативной корой и латерализацией речевой функции.
Еще один стереотип, связанный с эхолалиями: от них нужно срочно избавляться, они плохие. Да, эхолалии являются симптомом имеющегося нарушения функционирования мозга. Но эхолалия – это чаще всего функционально хороший признак, с ней можно работать, развивать.
Функции эхолалии:
Коррекция при эхолалии
Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
1 Комментарий
Ребенок может пережить опыт, который слишком трудно выразить словами, особенно если он касается чувств и настроений. Дети с эхолалией могут попытаться поделиться своими переживаниями с помощью готовых сценариев. Для этого они могут повторять части других разговоров (например, сказать «теперь бери кисточку», чтобы сообщить, что сегодня у них было рисование) или цитировать строчки из телепередачи или фильма, которые передают похожую эмоцию (например, «Где ты, Немо?», если ребенку страшно).
В том случае, если человек имеет привычку повторять слова за своим собеседником, не особо понимая смысл сказанного, такое явление может свидетельствовать о наличии эхолалии. Такой диагноз ставится при определенном расстройстве неврологического характера. Хотя иногда эхолалия может выступать в качестве формы естественной развития речи ребенка.
Характерные особенности эхолалии
Термин «эхолалия» происходит от таких древнегреческих слов как «эхо, разговор» и «речь», ввиду чего он указывает на симптом, при котором человек, подверженный такому недугу, автоматически повторяет слова полностью или частично. При этом процесс проговаривания слов, услышанных в чужой речи, происходит неконтролируемо. Несмотря на то, что такое явление может свидетельствовать о неполадках в работе нервной системы, нередко он выступает как один из инструментов коммуникации.
Особенно отчетливо это может проявиться в раннем возрасте, когда годовалый или двухгодовалый ребенок склонен повторять чужие слова во время формирования собственного словарного запаса. Однако при нормальном развитии малыша уже к трем годам симптомы эхолалии проходят естественным путем. Если феномен не исчезает в более старшем возрасте, то следует заподозрить факт наличия различных нарушений развития и даже присутствие расстройства неврологического характера.
Эхолалия, в каком бы возрасте она не проявилась, подразделяется на два типа:
При полной эхолалии человеку свойственно автоматически повторять слова, не понимая их значение. В то время как при недуге в частичной форме присутствует приблизительное понимание слов, которые были произнесены другими людьми. Зачастую услышанные слова повторяются немедленно, но при отстроченной форме повторы могут происходить спустя несколько часов, дней.
Причины возникновения недуга
Имитация услышанных слов является нормальным развитием навыков речи у малыша, но когда такое положение дел продолжается в жизни ребенка, обычно это указывает на расторможение подражательного рефлекса. Также не проходящая с возрастом симптоматика может свидетельствовать о возможных повреждениях левого полушария мозга.
Однако признаки недуга нередко свидетельствуют о разных психических заболеваниях, среди которых числятся болезнь Пика, синдром Туретта, кататоническая шизофрения. В большинстве случаев особы, подверженные аутизму, склонны повторять слова, не отдавая себе в этом отчет.
Способы коррекции эхолалии
Наличие эхолалии диагностируется специалистом в ходе беседы с человеком, демонстрирующим какие-либо признаки такого расстройства. Попутно могут быть применены другие диагностические манипуляции, чтобы точно поставить окончательный диагноз, выявив степень тяжести недуга. Обычно для составления плана лечения психоневрологи осуществляют сотрудничество с дефектологами, логопедами. Индивидуальная схема коррекции всегда подбирается с учетом возраста пациента и уровня запущенности проблемы. Зачастую назначается прохождение особых программ занятий с применением специально разработанных пособий.
Эхолалия у детей что это такое симптомы лечение у детей
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Характерный признак эхолалии – это автоматическое повторение ребенком услышанных им слов.
Бесплатные занятия с логопедом
Развитие речевой функции ребенка происходит в несколько стадий, и оно напрямую связано с его умственным и физическим развитием. У кого-то этот процесс происходит быстрее, у кого-то медленнее. Многие дети в этот период активно повторяют все, что говорит взрослый – от отдельных слов до целых фраз. Это абсолютная норма, потому что ребенок таким образом расширяет свой словарный запас, он практикуется в произношении и социальном общении.
Но если такое продолжает происходить и в более старшем возрасте, то это является серьезным поводом для беспокойства. В логопедии есть четкое определение такому состоянию – эхолалия. Для понимания этого нарушения, нужно знать, что это такое, а также какие способы коррекции можно использовать, чтобы избавиться от него.
Что такое эхолалия
Эхолалия — это вид однообразного речевого поведения, когда слова или звуки из разных источников (мультфильмов, кино, рекламы, песен или разговоров) повторяются бесконтрольно и автоматически как эхо, без глубокого понимания их смысла.
Если это происходит в раннем возрасте (до 3 лет), то это считается нормой, потому что ребенок так постигает речь и пытается вступить в диалог. При нормальном развитии такое состояние быстро проходит. Но если это встречается у детей в возрасте после 4 лет, то в этом случае эхолалия – это симптом неврологических расстройств и, вполне возможно, задержки развития или аутизма.
Симптомы эхолалии
Характерный признак эхолалии – это автоматическое повторение ребенком услышанных им слов. Но это не единственный симптом, на который стоит обращать внимание. Вот некоторых из них:
Исходя из того, какие признаки эхолалии встречаются у ребенка, можно классифицировать данное нарушение на 2 вида – немедленную и отсроченную эхолалию:
Немедленная. Она проявляется в повторении слов сразу же после того, как ребенок услышит их.
Отсроченная. В этом случае ребенок повторяет слова и фразы после какого-то периода времени. Может случиться так, что этот период будет достаточно продолжительным – вплоть до нескольких месяцев.
Эхолалия: причины развития
Наличие неврологических, психических расстройств, а также других отклонений, провоцирует развитие речевых аномалий. Возникновение эхолалии может быть следствием физиологических и патологических факторов.
Для каких нарушений характерна эхолалия
Как правило, именно отсроченная эхолалия встречается у детей с расстройством аутистического спектра. Часто они обладают очень хорошей памятью, что позволяет им в точности повторять когда-то услышанные фразы.
У некоторых аутичных детей речевые возможности существенно ограничены произнесением случайных гласных и согласных звуков, которые издаются бесцельно. Другие же дети с расстройством аутистического спектра могут иметь достаточно живую речь, но в ней не наблюдается непосредственное отношение к происходящему, т.е. сама речь не имеет значимости для социального общения.
Эхолалия у детей с РАС является, по сути, способом восстановления эмоционального равновесия, либо как инструмент самостоятельной стимуляции. Для них очень важны ритуалы и привычки, поэтому повторение слов помогает им перейти в нужное состояние. Кроме того, эхо-симптом характерен и для других нарушений: алалия, ЗРР и ЗПР, различные психические заболевания.
Как лечить эхолалию и как работать с такими детьми
Коррекция эхолалии предполагает устранение основного заболевания (если причина эхо-симптома в этом). Проводится целый комплекс психокоррекционных занятий. Важна совместная работа психолога, дефектолога и логопеда.
Крайне важна и роль родителей в коррекционном процессе. Вот несколько советов, как вести себя с такими детьми:
Важно понимать, что эхолалия – это не какой-то бессмысленный процесс, а форма общения, которой ребенок пользуется. И ваша задача, как педагога, не подавлять его, всячески пытаясь его исправить, а попытаться выстраивать с ним нормальную коммуникацию. В этом вам помогут несколько советов.
Дайте ему свободу
Способность и активная возможность повторять речь и звуки – это способ самовыражения для детей, у которых есть какие-либо проблемы с устной речью. Если лишить его этого, то ребенок попросту потеряет инструмент, с помощью которого он выражал свои эмоции, старался поддерживать разговор и всячески пытался коммуницировать.
Будьте внимательны
Игнорирование – это самое страшное, что может быть в отношении детей, у которых есть каике-либо речевые или другие виды проблем. Конечно, проще не обратить внимание на слова, которые не имеют для вас никакого смысла, но это приведет к тому, что вы сознательно или несознательно упускаете возможность поощрить ребенка за такую попытку общения с вами.
Поймите
Вы должны стараться понимать, для чего ребенок повторяет определенный набор звуков, даже если вам кажется, что в этом нет вообще никакого смысла. Здесь очень важно обращать внимание на ритм и тот тон, с которым он все это произносит. Вы как бы заглядываете за обратную сторону слов, пытаясь понять мотивацию ребенка.
Важно обращать внимание на его поведение. Вполне возможно, что ребенок начинает пользоваться эхолалией в те моменты, когда он слишком взволнован. В этом случае эхолалия – это инструмент, с помощью которого он успокаивается.
Не будьте безучастны
Эхолалия может стать для вас отличным инструментом наладить коммуникацию с таким ребенком. Если вы знакомы с речевыми сценариями ребенка, то вы можете говорить фразы поочередно с ним, налаживая таким образом ваше общение.
Важно делать все постепенно, иначе ребенок может подумать, что вы его перебиваете и в этом случае наладить коммуникацию будет трудно. Если же он поймет, что вы действительно пытаетесь поговорить с ним таким образом (т.е. на его условиях), то тесный эмоциональный контакт вам обеспечен.
Развивайте
Если вы знакомы с речевыми сценариями ребенка, то вы можете постепенно менять и добавлять в них новые слова, чтобы расширять его словарный запас.
Расширяйте
Добавляйте в лексикон ребенка больше новых вариантов ответа, которые он может добавить в свою своеобразную «копилку». Когда даете ребенку пить, говорите: «Я хочу пить». Если он в состоянии своего эмоционального возбуждения повторяет какую-нибудь нестандартную фразу, вы можете говорить в соответствующей ситуации фразу, которая будет содержать более функциональные слова, которые будут понятны окружающим. Но здесь очень важно знать причину повторения ребенком той или иной фразы.
Осторожно подходите к выбору
Мы уже поняли, что эхолалия – это один из способов, которым эхолаличный ребенок пользуется для общения или каких-то просьб. И часто бывает так, что повторяют они именно последнее слово, что может создать ошибочное мнение по поводу того, что именно они хотят.
И если вы будете ориентироваться на это последнее слово, думая, что это именно то, что он хочет, то вы можете вызвать этим негативную реакцию со стороны ребенка (он то хотел совершенно другое). Этого можно избежать, если повторять снова варианты, но в обратном порядке. И если ребенок опять повторит последнее слово, то можно предоставить ему визуальные изображения для выбора того, чего он хочет.
Будьте на чеку
Часто такие дети являются очень хорошими подражателями, максимально точно копируя интонацию и особенности речи. Ребенок может повторять сценарий какого-нибудь сериала, а вам будет казаться, что это его естественная речь и, как следствие этого, вы будете вести обычный диалог с ним. В этом случае ребенок может проявить свое недовольство, потому что вы не соблюдаете сценарий. Если вы заметили это, то нужно изучить ваш диалог с ним и убедиться в том, что это были не заученные фразы.
Только совместная работа родителей и специалистов позволяет скорректировать данное состояние. Ребенок учится грамотно строить свои высказывания, вести диалог и полноценно коммуницировать с окружающими людьми.