Эксперт по маркетплейсам что это
Очень востребованы: кто такие маркетплейс-менеджеры и как освоить эту профессию
⏱ Время прочтения — 4 минуты
Маркетплейс-менеджер — сотрудник, который координирует работу магазина и отвечает за его продвижение на онлайн-площадке.
Профессия появилась на российском рынке совсем недавно. В 2018 году на hh.ru было размещено всего 12 вакансий для маркетплейс-менеджеров. В 2020 году их количество составило 1744 штуки. За неполный 2021 год таких вакансий опубликовано на 40% больше, чем за весь 2020-й, — 2444.
Число вакансий для маркетплейс-менеджеров, размещенных на hh.ru с 2018 по июль 2021 года.
Задачи маркетплейс-менеджера*:
Сколько получает менеджер маркетплейсов?
По данным hh.ru, медианная зарплата менеджера маркетплейса в России составляет 60 000 рублей. При этом, если вы решите работать из дома, она снизится до 45 000 рублей.
«В зависимости от опытности и загрузки маркетплейс-менеджер может вести до 3–5 продавцов одновременно. При условии, что оборот магазинов и количество товаров небольшие. В таком случае заработок специалиста может быть в районе от 60 до 100 тысяч рублей, — делится Татьяна Кожухарь, предприниматель, эксперт по маркетплейсам и основатель курса «102 ТОВАРА: маркетплейс-менеджер. Профессия будущего».
Татьяна Кожухарь, предприниматель и основатель курса «102 ТОВАРА: маркетплейс-менеджер. Профессия будущего». Фотограф Сергей Близняков.
Есть крупные продавцы, у которых работает по несколько менеджеров. Объем задач у таких работодателей велик. Это тот случай, когда сложно вести параллельно хотя бы еще 1 проект. Часто это крупные компании со своим офисом, где маркетплейс-менеджер будет работать в штате. Но и заработок для компетентного, успешного специалиста здесь будет выше: от 50 до 150 тысяч рублей.
Существует и третий вариант. Он подходит тем, у кого нет времени. Можно найти продавца, работа с которым займет всего 1–2 часа в день. Доход в таком случае будет от 20 тысяч рублей».
Зарплата может варьироваться и от формата работы. На рынке требуются и удаленные сотрудники, и те, кто может работать в офисе и на складе. Некоторые продавцы нанимают несколько удаленных менеджеров и одного главного специалиста в офис. В его зону ответственности будет входить контроль поставок и руководство удаленной командой.
Минус удаленного формата — оплата труда может быть ниже. Но это дает возможность работать из дома.
Фотограф Сергей Близняков. Шпынева Мария, маркетплейс-менеджер
Как стать маркетплейс-менеджером?
Кандидаты с опытом работы в ретейле и знанием, как продвигать продукт на маркетплейсах, могут сразу же откликнуться на вакансии. Но тем, кто никогда не сталкивался с подобной деятельностью или хочет дополнить свои знания актуальной информацией, стоит пройти обучение.
Стрижень Антон, эксперт по работе с маркетплейсом Wildberries и наставник онлайн-курса «102 ТОВАРА: маркетплейс-менеджер. Профессия будущего», рассказывает об учебной программе: «На нашем курсе вы узнаете, как настраивать личный кабинет, какую модель работы с площадкой выбирать, какие бесплатные инструменты существуют для продвижения и как ими пользоваться. Мы разбираем сложные вопросы документации и работы с российскими и китайскими продавцами, делимся тем, с какими товарами лучше не конкурировать, и другими тонкостями работы с площадкой Wildberriеs.
Можно узнать все это самостоятельно, но на это уйдет много времени, а здесь мы всего за месяц делимся опытом, накопленным годами».
Фотограф Сергей Близняков. Шпынева Мария, маркетплейс-менеджер
Если вам интересно узнать о профессии еще больше, подписывайтесь на Telegram-канал эксперта по маркетплейсам Татьяны Кожухарь. Вас ждут секреты успешных маркетплейс-менеджеров, полезные профессиональные советы и многое другое.
При подписке вы получите бонус-материалы:
— Гайд: «Toп-5 востребованных профессий на маркетплейсах»
— Онлайн-брошюру: «Toп-10 товаров, легких для старта на маркетплейсах, в цифрах и примерах, 2021»
*По данным организаторов онлайн-курса «102 ТОВАРА: маркетплейс-менеджер. Профессия будущего». Список задач может варьироваться в зависимости от потребностей компании и количества сотрудников.
Вся правда о профессии эксперт по маркетплейсам и стоит ли туда соваться?
Все началось с того, что перед очередным локдауном я попала под сокращение на работе. Боялась этого с самого начала пандемии и вот оно случилось, что в принципе было ожидаемо. Давно задумывалась об удаленной работе, но выбора было слишком много. Каждый второй штампует свои курсы по веб дизайну, копирайтингу, сторисмейкингу… И не факт, что в них есть полезная информация. Начало складываться ощущение, что все ринулись в эти профессии. Как итог думаешь: «А кому я сейчас нужна?»
Путем каждодневного копания в интернете, наткнулась на неизвестную профессию: «Эксперт по маркетплейсам». Кто бы вообще знал, что такие существуют, всегда думала, что продавцы делают все самостоятельно. Начала изучать, что делает такой специалист, оказалось, что задач у него дофига и больше и просто почитать в гугле и пойти работать не вариант. Как итог: нужно обучение.
Вы вообще видели цены на такие обучения…? За такую цену я должна быть 100% уверенна, что мне дадут всю нужную информацию РЕАЛЬНО профессионалы, а не те, кто месяц продавал на WB и именуют себя экспертами. Заходишь на страницу к одному эксперту и видишь: «Мы выведем тебя на доход от 100 000 за 3 недели». Чего? Это же реально целая профессия, с кучей инфы, в которой надо разобраться и отработать на практике. Какие 100 000 за 3 недели?
Короче, купила я обучение на свой страх и риск там, где как мне показалось не пускают пыль в глаза, а обещают вполне себе земные результаты. (Курс проходила у Александра Фадина, если кому интересно, вбейте в гугле). На данном этапе я на 2-ом месяце обучения и что я могу сказать:
Я не думала, что эксперту нужно знать настолько много информации. Реально много того, что тебе нужно запомнить и в чем разобраться. Слава богу это все подается без лишней воды, а по делу. Следующее, что хотела бы отметить, это то, что непростая это профессия. Если вы думаете, что будете без усилий работать по 2-3 часа и получать 100 000, то вам не сюда. Придется реально думать и пахать, начиная с обучения.
Что касается сложности, то бывают моменты, где информация сложная для восприятия. У нас есть общий чат в телеграмм, где с нами на связи эксперт, а не просто какой-то куратор, который едва разбирается в теме. Она действующий эксперт и насколько я помню, она запустила около 100 магазинов на маркетлейсах. Из-за этого чувствую себя уверенно, что если буду тупить, то мне объяснят.
В тестовом режиме начала работать. Прикреплю свой результат за 2 недели с 19.11, если кому будет полезно. (Это результат клиента, с 0 находила товар и запускала)
Товар дорогой, средний чек – 9000р. Оборот на 4 млн – 517 продаж.
Еще чему я удивилась. Нас учили запускать рекламу, не думала, что нам вообще это нужно, но оказалось, это важня часть. У меня дела тут идут хорошо, раньше с рекламой не сталкивалась вообще. Как пример – потратила 1062 р. 4 человека оформили заказ, со средним чеком 9000. Короче, горжусь собой, что благодаря 1062 рублям я сделала 36 000.
В целом я уже вижу у себя результат и готова пахать дальше. Очень мотивируют первые результаты, после которых уже не хочешь останавливаться.
Скажу как итог: легких денет тут НЕТ. Это полноценная профессия и все месяцы обучения нужно быть вовлеченным на 100%. Иначе деньги на ветер. Не нарваться на инфоцыган, которые обещают золотые горы, а по итогу базовая инфа из гугла – это сложно. Тут Александру отдельный респект. Были вопросы, ответы на которые я хотела услышать именно от него. Писала прям в личку, все объяснил подробно. Обычно везде отвечают менеджеры или кураторы. Это вызывает доверие. Для подтверждения оставлю тут инсту, думаю, до этого отзывы о Александре Фадине я не видела тут, но думаю он не будет против.
Самые частые ошибки при выборе специалиста по работе с маркетплейсами
Ничего не продается! Маркетплейсы не работают! Часто такие фразы можно услышать от собственников, не дождавшихся желаемых объемов продаж с популярных площадок. НО в маркетплейсах ли дело? Сегодня разберем самые частые ошибки при отборе маркетплейс – менеджеров и расскажем, как их избежать.
Почему маркетплейсы сегодня настолько популярны и, в чем выгода выходить на эту площадку?
Выходить на площадки маркетплейса или содержать свой интернет – магазин?
С тем, почему стоит делать ставку на онлайн – продажи разобрались. Следующий важный вопрос: создавать свой интернет – магазин или размещаться на готовых площадках. Содержать свой интернет – магазин – это, как минимум, платить за использование площадки. Нужно нанимать сотрудников, даже удаленно, которые будут это всё вести, выгружать. Нужен контакт – центр. Нужно продумывать доставку, взаимодействие с курьерской службой. И прочее. Поэтому многие предприниматели, просчитав затраты и риски, выбирают начать продвигать свой товар на готовой площадке большого виртуального торгового центра – маркетплейсах. Но стоит добавить и ложку дёгтя в эту кубышку с мёдом. Чем больше предпринимателей выходят на маркетплейсы, тем выше конкуренция и тем сложнее сделать свой товар заметнее для ЦА. Взять тот же Wildberries: ещё 2 года назад вывести товары в ТОП было в разы легче, нежели сейчас. В настоящее время нужно приложить усилия и 90% успеха зависит от того, какой у вас специалист по маркетплейсам.
Почему 1 аккаунт – менеджер не обеспечит поток клиентов с маркетплейса?
Казалось бы, всё просто: находишь маркетплейс – менеджера и вуаля. Но не тут-то было. Каждый предприниматель стремится поднять карточки своих товаров в ТОП. При этом большинство закупается у одних и тех же поставщиков, выкладывают то же самое. Падать в цене – заведомо провальная стратегия. Её даже не разбираем. Соответственно, нужно чем – то выделяться. Для этого и нужны специалисты, которые продумают УТП, позиционирование, визуал. Правильно упакуют аккаунты, нужным образом оформят карточки товаров. И тут начинается главная головная боль: в одном специалисте вряд ли уберутся и первоклассный дизайнер, и маркетолог, и менеджер по работе с постоянными клиентами. Поэтому одним «универсальным» аккаунт – менеджером (специалистом по маркетплейсам, как его ещё называют), чаще всего, не обойтись.
Самые частые ошибки тех, кто нанимают специалиста по работе с маркетплейсами
Как должно быть в идеале?
Оптимально брать специалистов в таком разрезе:
1 маркетолог – аналитик в штат. Который разбирается в:
* основах интернет-маркетинга и e-commerce
* принципах выбора платформ маркетплейсов и их особенностях
* основах документооборота
* принципах работы с контентом
* инструментах аналитики (умеет выявлять закономерности, искать способы улучшения продаж с учётом поведения пользователей).
* способах привлечения трафика с помощью различных digital-инструментов со сторонних ресурсов
* принципах SEO – продвижения
* способах управления репутацией бренда, включая работу с отзывами
1 дизайнер на удаленной основе
Как происходит на самом деле?
На что ориентироваться при выборе специалиста
Если вы подбираете специалиста самостоятельно, обращайте внимание на тех, кто обладает аналитическим складом ума, имеет опыт разработки позиционирования товаров, выведения их на рынок, отстройки их от конкурентов, работает с digital – инструментами. Дизайнера ищите с опытом разработки карточек товаров для маркетплейсов.
В чем смысл обращаться в агентство для поиска специалиста по маркетплейсам?
Будьте эффективны, делегируйте подбор ключевых специалистов профессионалам и находите соискателей, которые увеличат результаты вашего бизнеса!
Как стать менеджером маркетплейсов? 8 Рабочих советов, как за 2 месяца стать менеджером маркетплейсов и зарабатывать от 30 000 рублей
О том, какие функции выполняет менеджер маркетплейсов и почему вам стоит обратить внимание на новую профессию, нам рассказали основатель сервиса по поиску курсов «CourseBurg» Александр Альхов и создатель курсов для менеджеров маркетплейсов и основатель сервиса обучения и помощи онлайн-торговли OMNI Solutions Ефим Алдухов.
Из статьи вы узнаете:
Маркетплейс: что это?
Маркетплейс — это онлайн-площадка, которая размещает товары разных поставщиков на своём сайте по агентской модели. Продавец платит маркетплейсу комиссию за размещение своих товаров.
Чтобы лучше понять, как работает маркетплейс, представьте себе торговый центр, в котором есть общая инфраструктура. Каждый продавец может управлять своими продажами самостоятельно в рамках единых правил.
Маркетплейс отвечает за взаимодействие бренда с потребителем, оформление сделок и доставку. Основная задача любого маркетплейса — привлечь целевой трафик, чтобы продать товар вендора.
Вендор — физическое или юридическое лицо, которое поставляет товары под собственным брендом.
В последнее время маркетплейсы стали популярными площадками для продаж. На них работают многие участники онлайн-торговли: от представителей малого бизнеса и хэндмэйд-мастеров до брендов с мировой известностью.
Чтобы товар эффективно продавался, бизнесу необходимы люди, которые будут продвигать бренд, взаимодействовать с представителями маркетплейсов и отслеживать эффективность.
Человек, который контролирует продажи бренда на маркетплейсе, называется менеджер маркетплейсов.
Маркетплейс: суть и структура работы на маркетплейсах
Почему бренды начали активно сотрудничать с маркетплейсами? Рынок онлайн-торговли в последние годы развивается стремительно, но началом ускоренного старта стала пандемия.
За 2020 года рынок e-commerce в России вырос на 58%.
Люди начали заказывать не только еду и одежду — сегодня через маркетплейсы можно купить практически всё. Маркетплейс выполняет функцию посредника между продавцом и покупателем и получает комиссию от вендора (продавца).
7 основных функций маркетплейса:
Онлайн-Курсы по Маркетплейсам
выбрать
Курсы Менеджера Маркетплейсов
Курсы Обучения по Wildberries
Курсы Обучения OZON
Курсы Обучения Авито
Подробнее о работе маркетплейсов и о том, как выбрать лучшую площадку для вашего бизнеса мы рассказали в статье Маркетплейс: Что Это и Как Заработать на Маркетплейсе? 8 Экспертных Советов, Как Стать Менеджером Маркетплейсов
Маркетплейс — это удобная функциональная площадка для продавца и покупателя. Важно, чтобы каждое нажатие кнопки быстро приводило пользователя к его цели — покупке, списку отзывов, описанию товара, условиям доставки.
Кто такой менеджер маркетплейсов и чем он занимается?
Компании, которые представлены на маркетплейсах, нуждаются в квалифицированных сотрудниках. Менеджер маркетплейсов организует и координирует все процессы, связанные с продажами бренда на маркетплейсе.
Менеджер маркетплейсов — это представитель компании-вендора, который отвечает за продвижение магазина на онлайн-площадке и координирует его работу.
9 основных задач менеджера маркетплейсов:
Почему компании будет сложно продвигать бизнес на маркетплейсе без менеджера? Представьте, что вам нужно выложить на сайт маркетплейса 100 товаров. К каждому необходимо подготовить описание и подобрать фотографию.
Начинаются продажи — вы должны оперативно отгружать товары на склад маркетплейса, обрабатывать возвраты, работать с отзывами и загружать новые позиции в каталог.
Маркетплейс меняет комиссию, функционал аккаунта бренда, скидочную политику, и вам необходимо оперативно вносить изменения.
Согласитесь, сложно уследить за всем самостоятельно, а если поручить работу с маркетплейсом другому сотруднику, он не успеет выполнить свои прямые обязанности.
Поэтому отличное решение для компании — нанять менеджера маркетплейсов, тогда вам останется только контролировать продажи и изучать отчётность.
Востребована ли профессия менеджер маркетплейсов?
Профессия менеджер маркетплейсов стала одной из самых востребованных в 2021 году, и спрос только увеличивается.
В 2018 году на работном сайте hh.ru было выставлено всего 12 вакансий на эту должность. Для сравнения, за 2020 год менеджера маркетплейсов на сайте искали 1 744 раза, а за первую половину 2021 года — 2 444 раза.
Зарплата менеджера маркетплейсов
Средняя зарплата менеджера маркетплейсов, по данным hh.ru, составляет 60 000 рублей.
Так как профессия менеджер маркетплейсов новая, порог входа в неё невысокий и сотрудник без опыта может претендовать на 30 000 — 60 000 рублей в месяц.
Конечно, он должен иметь базовые знания, пройденные курсы и понимание процессов на маркетплейсах.
Хотите обучиться профессии менеджер маркетплейсов с нуля? Выбираете курсы, которые дадут вам возможность получить интересную должность без опыта? Посмотрите каталог курсов для менеджеров маркетплейсов от практикующих специалистов.
Специалист с опытом от 6 месяцев может зарабатывать от 60 000 до 150 00 рублей за полный рабочий день. Специалист с опытом и успешными кейсами зарабатывает от 100 000 до 300 000 рублей, сотрудничая с крупными брендами.
Уровень зарплаты менеджера маркетплейсов зависит от опыта, количества задач, компании-работодателя и функций, которые он выполняет.
Удалённый сотрудник может зарабатывать меньше менеджера, который работает оффлайн и работает с подготовкой товара к поставке.
Специалист, который умеет работать с большим количеством маркетплейсов, может получить более интересную должность. Чем больше у вас развиты аналитические способности и навыки работы с разными маркетплейсами, тем выше будет зарплата.
Карьерный рост менеджера маркетплейсов
Менеджер маркетплейсов может развиваться в профессии, если он постоянно повышает квалификацию, обучается и интересуется новостями маркетплейсов.
5 способов для карьерного роста менеджера маркетплейсов:
Работа на маркетплейсах: плюсы и минусы
Хотите освоить востребованную профессию менеджер маркетплейсов или желаете обучить сотрудника? Выбирайте обучение, которое даст вам практические навыки и поможет понять все тонкости работы на маркетплейсах.
Онлайн-курсы длятся от 1 до 3 месяцев. Стоимость обучения варьируется от 10 000 до 40 000 рублей. Вы можете научиться работать с крупными маркетплейсами Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс.Маркет.
Вам интересно поработать с популярными зарубежными маркетплейсами? Стоимость таких курсов в среднем составляет 40 000 рублей.
Чтобы выбрать эффективное обучение, обращайте внимание на практический опыт преподавателя. Курсы с обратной связью или личным сопровождением помогут вам быстрее вникнуть во все тонкости профессии менеджер маркетплейсов.
Профессия менеджер маркетплейсов молодая, развивается динамично и становится очень востребованной. Если вам интересна работа в e-commerce, используйте шанс стать менеджером маркетплейсов уже сейчас.
Вам может подойти это обучение:
Понравилась статья? Ставьте лайки и делайте репосты, чтобы не потерять советы экспертов и решиться получить профессию менеджера маркетплейсов.
Менеджер по маркетплейсам: обзор профессии
Маркетплейс — это торговая платформа, на которой разные продавцы предлагают свои товары и услуги. Фактически, это онлайн-аналог рынка, где можно выбрать предложение по лучшей цене. Продвижение через маркетплейсы приносит органический трафик без затрат времени и средств на вывод в топ собственного ресурса. Также здесь можно продавать и вовсе не имея сайта.
Специалист, который разбирается во всех нюансах работы этих платформ и способен выстроить эффективное продвижение, называется менеджером по маркетплейсам. О том, что это за профессия, насколько она востребована и как стать таким специалистом, мы и поговорим в статье.
Кто такой менеджер по работе с маркетплейсами и чем он занимается
Менеджер по маркетплейсам — это специалист, который организует и курирует весь процесс продаж товаров или услуг через маркетплейсы. Он знает, как правильно выбрать подходящую платформу с учётом особенностей бизнеса. Он умеет грамотно представить товар и привлечь трафик. От эффективности работы специалиста зависит, будут ли продажи через маркетплейс успешными или товары затеряются среди сотен других предложений.
Специфика работы с маркетплейсами в том, что каждая отдельная платформа имеет свои правила и особенности. Существует много разных маркетплейсов, у каждого свои условия оплаты и своя аудитория. Некоторые площадки располагают собственным складом, и продавец обязан своевременно поставить товары. Другие платформы делегируют организации хранения и доставки товаров самим участникам, выступая лишь посредниками между продавцом и покупателями.
Менеджер по маркетплейсам должен учитывать массу различных нюансов при работе с платформами. Кроме того, важно мониторить репутацию маркетплейса — ошибки площадки могут негативно отразиться и на бренде-партнёре. Основные обязанности менеджера по работе с маркетплейсами:
Мы взяли для читателей MAED Magazine комментарий у специалиста.
Менеджер по маркетплейсам — это человек-оркестр, который совмещает в себе широкий функционал по управлению продажами товаров: контент, продвижение, аналитика, контроль остатков и формирование поставок — инструменты, которыми он должен ежедневно профессионально управлять для достижения высоких показателей в среде с огромной конкуренцией и равными условиями для всех игроков.
С какими трудностями в работе приходится сталкиваться?
Запустить продажи на маркетплейсе можно за один день, основная сложность сделать так, чтобы товар увидели в поиске, положили в корзин, заказали, а потом оставили положительный отзыв. Менеджер по маркетплейсам должен обладать необходимыми знаниями и инструментами для достижения этих целей.
Чем вам нравится эта профессия, кому и почему вы советуете ее освоить? Какой рост и перспективы в целом?
Это достаточно новая и перспективная профессия с высоким потенциалом. Еще 10 лет назад мало кто знал об SMM-менеджерах и интернет-маркетологах, теперь — это ключевые сотрудники отделов маркетинга. Так же и менеджеры по маркетплейсам станут ключевыми игроками на рынке электронной коммерции. Об этом свидетельствует рост популярности профессии и достаточно высокие зарплаты на популярных сервисах по поиску работы.
Сколько зарабатывает менеджер по маркетплейсам
Как и в любой другой профессии, зарплата специалиста по работе с маркетплейсами зависит от компетенций, навыков, опыта, должностных обязанностей и возможностей работодателя.
Так на HeadHunter по запросу «менеджер по маркетплейсам» показано 1 669 вакансий, оплата по которым варьируется от 55 до 215+ тысяч рублей.
А вот на Avito менеджерам по маркетплейсам предлагают меньшую оплату. В среднем размер указанной зарплаты здесь варьируется от 10 до 100 тысяч рублей.
Более подробное изучение вакансий на разных площадках показывает, что:
Верхняя планка по зарплате для менеджера по маркетплейсам строго неограниченна. Всё зависит от результатов, достигнутых конкретным специалистом и влияния его работы на прибыль компании-продавца.
Зачастую размер оплаты для менеджера по маркетплейсам устанавливают как «оклад + % от продаж».
Что должен знать и уметь делать специалист по маркетплейсам
Знать основы интернет-маркетинга и e-commerce. Важно понимать, как в целом работают продажи в онлайне. Уметь анализировать конкурентов, исследовать целевую аудиторию. Понимать, как формировать ценовую политику, как работать с акциями, скидками и распродажами.
Знать особенности выбора платформ. Маркетплейсы отличаются по типу участников, предлагаемым товарам и услугам. Есть модели B2B (бизнес продаёт бизнесу), B2C (бизнес продаёт людям), C2C (люди продают людям). Площадка может специализироваться на продаже товаров, услуг, информации или даже на инвестициях. Перечень услуг тоже бывает разным — наличие или отсутствие склада, рекламных инструментов, встроенной аналитики и прочее.
Понимать основы документооборота. Работа с маркетплейсами предполагает не только загрузку и продвижение товаров. Нужно разбираться в тонкостях заключения договора, уметь оформлять заказы и отчётность, выполнять сверку, правильно рассчитывать комиссии, понимать порядок подтверждения прав на продажу.
Владеть навыками работы с контентом. Менеджер по маркетплейсам оформляет фотографии товаров, пишет описания. Здесь пригодятся навыки нейминга, копирайтинга и дизайна, умение работать с графическими редакторами и инструментами.
Работать с инструментами аналитики. Необходимо отслеживать продажи, выявлять закономерности, искать способы улучшения продаж с учётом поведения пользователей.
Привлекать трафик с помощью различных digital-инструментов. Нужно базово разбираться практически во всём — SMM, контекстной и баннерной рекламе, таргетинге и пр. Для успешного продвижения необходимо привлекать пользователей со сторонних площадок.
Владеть навыками SEO. Чтобы страница компании занимала высокие позиции по нужным запросам в поисковой выдаче, нужно грамотно оптимизировать контент.
Владеть навыками SERM и ORM. Необходимо уметь управлять репутацией бренда. Сюда входит и работа с отзывами, и коммуникации с покупателями, и мониторинг информации в поисковой выдаче. Важно своевременно выявить и отработать любой негатив, который может навредить компании.
Как учиться работе с маркетплейсами
Менеджер по маркетплейсам — профессия относительно новая и обучиться её в обычном вузе не получится. Но хорошим подспорьем будет образование в сфере маркетинга или экономики. Что касается непосредственно работы с маркетплейсами, у будущего специалиста есть два варианта — самообразование и обучение под руководством наставников.
Самостоятельное обучение
Если человек учится с абсолютного нуля и ничего не понимает в digital, то начинать самостоятельное обучение стоит с изучения азов:
Необходимую информацию можно найти в сети бесплатно. Также можно пройти узкоспециализированные курсы по нужным направлениям — существуют как платные, так и бесплатные варианты.
Далее следует подробно изучить функционал разных маркетплейсов, изучить правила работы, условия продвижения. Нужные сведения можно получить из документации маркетплейсов.
Но одного изучения теории недостаточно. Чтобы получить необходимые навыки, необходима практика. Поэтому нужно поработать с маркетплейсом и организовать цикл продаж от А до Я. В процессе реальной работы станут очевидны какие-то пробелы в знаниях и будет понятно, что ещё нужно освоить.
Обучение на курсах
На фоне растущей популярности маркетплейсов растёт и количество курсов, где из абсолютных новичков обещают сделать «гуру онлайн-торговли» всего за пару-тройку недель. Конечно, такого срока маловато, чтобы изучить все необходимые аспекты. Но основная проблема большинства таких курсов — отсутствие практики и устаревшая теория. Студентов обучают теории по единожды созданной программе. Меж тем, маркетплейсы периодически меняют правила работы, вводят новые условия сотрудничества, обновляют интерфейс.
Чтобы выбрать по-настоящему качественный курс, важно обращать внимание на такие критерии:
В идеале после прохождения курса студент должен иметь полное представление о работе с одним или несколькими маркетплейсами и иметь самостоятельно выполненный проект. Это позволит ему начать работать по профессии.
Например, на курсе «Менеджер по маркетплейсам» от MAED студенты учатся на реальном или учебном проекте. Весь процесс обучения выстроен на практическом применении знаний: прошли тему — сразу же внедрили теорию на своём проекте. Далее куратор оценивает результат, а преподаватели дают рекомендации по исправлению ошибок и улучшению процессов.
Студенты MaEd в процессе обучения:
Благодаря такому подходу, наши выпускники после обучения полностью готовы к самостоятельной работе даже в крупных компаниях.
курс «менеджер ПО МАРКЕТПЛЕЙСАМ»
Изучите программу курса «Менеджер по маркетплейсам» от MAED:
Кому подойдет эта профессия
Работа менеджером по маркетплейсам подойдёт людям с аналитическим складом ума, поскольку нужно уметь анализировать большие объёмы информации, прогнозировать результаты и находить оптимальные решения.
Чрезвычайно важны внимательность и умение работать в режиме многозадачности. Специалисту нужно отслеживать множество факторов, часто приходится одновременно решать несколько задач и всё нужно «держать в голове», поскольку игнорирование незначительных нюансов может обернуться финансовыми потерями для компании-продавца.
Также менеджер по маркетплейсам должен быть человеком ответственным и инициативным. Иногда приходится оперативно принимать решения и решать проблемы, не дожидаясь помощи техподдержки или одобрения руководства.
С чего начать старт в профессии менеджера маркетплейсов
От ассистента требуют наличия базовых знаний и готовности учиться. Нередко компании таким образом ищут перспективных новичков, чтобы «вырастить» из них специалистов и сделать частью команды.
По мере набора опыта можно продвинуться по карьерной лестнице до менеджера по маркетплейсам и работать самостоятельно, если условия работодателя это предусматривают. Либо можно поискать проекты для начинающих специалистов: в требованиях обычно указывают наличие опыта работы хотя бы с одним маркетплейсом.
Досконально освоив работу с одной платформой, можно переходить к остальным. Умение работать с несколькими топовыми маркетплейсами позволяет претендовать на вакансии с более высокой оплатой.
В Рунете наиболее востребованы специалисты, умеющие работать с такими маркетплейсами, как:
Тип занятости и формат работы
Специфика деятельности менеджера по работе с маркетплейсами позволяет работать как в офисе, так и удалённо. Здесь всё зависит от требований работодателя и способности специалиста к самоорганизации.
А вот фриланс в данной профессии не слишком популярен. Работа с маркетплейсами предполагает долгосрочную работу по построению и реализации стратегии. Да и редкий работодатель согласится предоставить случайному человеку максимально подробные сведения о внутренних процессах и доступ к платформе. Поэтому фрилансеры чаще работают над решением отдельных задач: создание карточек, продвижение на сторонних площадках и т. п.
Наиболее вероятные варианты работы для менеджера по маркетплейсам: как:
Возможности карьерного роста
Начав карьеру с сотрудничества с небольшими компаниями или частными лицами, можно постепенно перейти к работе с крупными компаниями и корпорациями. Например, сначала специалист продвигает товары индивидуального предпринимателя. Потом начинает работать с компаниями из B2C-сферы и со временем переходит в сферу B2B.
В перспективе менеджер по маркетплейсам может дорасти до коммерческого директора или руководителя отдела продаж.
Опытный специалист может открыть собственное агентство и оказывать услуги посредника по работе с маркетплейсами.
При хорошем знании английского языка можно от русскоязычных платформ перейти к работе с зарубежными маркетплейсами. Это позволит сотрудничать с крупными проектами, которые хотят вывести свой продукт на международный рынок.
Плюсы и минусы профессии
ПЛЮСЫ
Востребованность профессии. На рынке Рунета катастрофически не хватает хороших менеджеров по маркетплейсам. Опытных специалистов практически передают «из рук в руки».
Высокая заработная плата. Хорошим специалистам по маркетплейсам работодатели готовы платить значительно больше рынка. Уровень оплаты часто зависит от достигнутых результатов.
Карьерный рост. «Потолок» профессии не ограничен курированием маркетплейсов. При наличии опыта и знаний можно дорасти до руководителя отделом продаж.
Доступность удалённой работы. Деятельность менеджера по маркетплейсам подразумевает преимущественно работу с онлайн-инструментами. Поэтому присутствие в офисе необязательно.
Возможность построения собственного бизнеса. Успешный опыт работы с маркетплейсами позволяет запустить свой проект. Можно помогать компаниям с продажами, а можно продавать собственную продукцию.
МИНУСЫ
Сложный старт. Без опыта и успешных кейсов сложно устроиться на высокооплачиваемую работу. Поэтому чаще всего карьера начинается с позиции ассистента менеджера по работе с маркетплейсами.
Повышенная концентрация внимания. Приходится постоянно мониторить рабочие процессы, чтобы не упустить ничего важного.
Стабильная многозадачность. Рабочий день менеджера по маркетплейсам предполагает решение множества различных вопросов.
Необходимость постоянного самообразования. Важно отслеживать обновления платформ, следить за трендами и тенденциями в e-commerce, изучать новые подходы к работе, осваивать новые инструменты и сервисы.
Минимум «живых» коммуникаций. Работа менеджера по маркетплейсам не предполагает общения с клиентами напрямую. Взаимодействие происходит в формате переписки. Для людей, привыкших к активному общению, это может показаться минусом.
Будущее профессии
Прежде чем говорить о перспективах профессии менеджера по работе с маркетплейсами, стоит упомянуть некоторые важные факты:
Всё указывает на то, что российский рынок онлайн-торговли будет только расти. Компании, столкнувшись со снижением офлайн-торговли, массово ринулись в онлайн. В интернет пришли даже те бренды, которые прежде игнорировали онлайн-продажи. И здесь у компаний появилось два варианта: вложить огромные средства в создание и продвижение собственного ресурса или воспользоваться готовыми решениями в виде маркетплейсов. И в этой ситуации колоссальный рост маркетплейсов в 2020 году был ожидаем. Например:
Маркетплейсы со своей уже выстроенной инфраструктурой, продуманной логистикой и готовой аудиторией становятся для бизнеса идеальным решением. Практически любая региональная компания может с лёгкостью масштабировать деятельность, повысить узнаваемость бренда и начать продавать свои товары по всей стране.
С ростом популярности маркетплейсов увеличивается и спрос на специалистов, которые могут выстроить грамотную стратегию продаж и взять на себя продвижение компании внутри платформы. Менеджер по маркетплейсам — это уже не профессия будущего, а одна из самых востребованных профессий настоящего. А учитывая, что пока на российском рынке труда опытных специалистов по работе с маркетплейсами катастрофически не хватает, конкуренция для профессионалов практически отсутствует.