Экспортная накладная что это
Документы для экспорта
Документы для экспорта
Проблема документов ВЭД – это один из распространенных типов сложностей, с которыми сталкиваются юридические лица, занимающиеся соответствующей деятельностью. Документация может быть разнообразной в зависимости от направления работы, следует основываться на том, что именно планируется экспортировать, на требованиях со стороны закона и таможни.
1. Основные документы для экспортера
Сам по себе перечень может основываться на базисе ИНКОТЕРМС, а также условиях поставки. Существуют критерии такие как группы (среди них E, F). Для них потребуется контракт на экспорт, упаковочный лист, накладная (она также носит название транспортной накладной). Нужно помнить про декларацию на товары, если речь идет о торговле с иностранным контргагентом, а также об инвойсе.
Например, данные по инвойсу содержат:
Обязательным моментом при оформлении документов при экспорте в Европейский Союз, является указание параметра HS. Это обозначение товара с помощью цифрового кода, что также помогает определить наименование товара и исключит различные сложности, зачастую возникающие при доставке, пересылке и оплате. Точное обозначение HS поможет избежать лишних вопросов от банка, налоговых органов и т.д. По сути, коды HS являются своего рода номенклатурой для внешнеэкономической деятельности.
2. Оформление контракта
Нужно ли платить при работе с иностранным контрагентом НДС, какой порядок составления контракта – это одна из самых главных сложностей, с которой зачастую сталкиваются даже не только новички, но опытные экспортеры. Существуют критерии работы с оформлением контрактных обязательств:
Проследить за формулировками, при необходимости, воспользовавшись услугами профессиональных переводчиков.
Обратить внимание следует на тонкости взаимодействия с банком, поскольку банковские органы тщательно проверяют все сделки, производимые в экспортном порядке и при взаимодействии с нерезидентами.
Нужно обращать внимание на тонкости заполнения таможенных деклараций, документов для налоговой. Экспорт не облагается налогом (ставка составляет 0%), но для подтверждения данного факта потребуется пакет документов, в который обязан входить контракт.
Документ в идеале должен быть читаем всеми представителями одной стороны и другой. Поэтому оформление перевода рекомендуется осуществлять путем размещения в двух колонках. Обычно можно перевести на английский язык (помимо основного русского), но в ряде ситуаций потребуется перевод на другие языки, в зависимости от законов и деловых обычаев контрагента.
Минимальные реквизиты по договору обязательно должны включать время и дату. На этом вопросе стоит остановиться подробнее, потому что Центробанк специально выпустил несколько рекомендаций по датировке. Дело в том, что надо указывать не какой-либо внутренний номер контракта, а так называемый унифицированный. В нем три группы чисел.
В структуре контракта также указываются такие данные:
Таким образом, составление контракта требует особенной внимательности, ведь фактически это самый главный и имеющий наибольший юридический «вес» документ.
3. Упаковочные листы и другие сопровождающие документы
В упаковочном листе содержится информация о содержимом упаковки. Оно включает массу – нетто и брутто, количество товара, если количество можно посчитать, типы грузомест и их количество, а также общий объем партии.
Транспортный документ также является крайне важным, поскольку он подтверждает факт взятия груза для перевозки. В нем указывается тип транспорта (железнодорожный, воздушный, наземный и т.д.), сроки доставки и т.д. За транспортировку отвечает фактически третья сторона – перевозчик, поэтому за документацией этого типа необходимо следить особенно пристально. По многолетнему опыту экспортеров, свыше 50% проблем возникает именно на этапе транспортировки груза. Желательно использовать услуги проверенного перевозчика, с которым подписывается контракт и страхуются риски.
Декларирование товаров на таможне происходит на основании предоставляемой экспортером информации. Существуют основные способы сделать эти операции:
Дополнительно могут потребоваться фото товара, сертификаты соответствия и другие документы. В ряде случаев может быть нужен перевод на язык контрагента.
4. Работа с участниками Евразийского союза
Таким образом, существует множество документов и сопуствующих сложностей по их грамотному оформлению. ООО «ИФК «Титан74» избавляет российских поставщиков от трудностей экспорта при оказании услуги «контрактодержатель», а иностранный покупатель получает вместе с товаром СМР, ДТ, счет-фактуру, инвойс, товарную накладную и упаковочный лист.
Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Экспортно-импортные операции — весьма сложная сфера бизнеса. Кроме всего прочего, они сопровождаются рядом специфических документов. Один из них — накладная на международные перевозки CMR (ЦМР). Рассмотрим, в чем ее отличие от обычной ТТН и как правильно заполнять этот документ.
Что такое CMR
Можно сказать, что CMR — это товарно-транспортная накладная (ТТН) международного образца. Но «функционал» этого документа намного шире, чем у знакомой всем внутренней ТТН. ЦМР, в отличие от типовой ТТН, содержит не только сведения о поставщике, покупателе и грузе, но и множество другой дополнительной информации: сроки и особые условия поставки, информацию о таможенном оформлении и т.п.
Поэтому правильнее будет понимать, что CMR — не подвид ТТН, а форма многостороннего соглашения, связанного с осуществлением международных перевозок.
ЦМР должна обеспечить соблюдения всеми участниками перевозки требований конвенции от 19.05.56 «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)». Сама аббревиатура CMR соответствует сокращенному наименованию этого договора на французском языке.
На сегодня КДПГ (а значит и CMR) действует на территории более чем 50 государств, в т.ч. — практически во всех европейских странах. СССР подписал конвенцию в 1983 году, РФ в этом смысле является его правопреемником. Бывшие союзные республики СССР, став независимыми государствами, также присоединились к КДПГ в индивидуальном порядке.
Кто должен заполнять CMR
В транспортировке груза задействованы три стороны: поставщик, получатель и перевозчик. Все они принимают участие в оформлении международной накладной.
Оформление таможенной накладной ЦМР обязательно, если:
Однако КДПГ предусматривает несколько исключений, когда даже при выполнении указанных условий CMR не заполняется.
Не требуется использование ЦМР при:
Где взять бланк CMR
Форма CMR одинакова для всех стран-участниц КДПГ. Но практически в каждом государстве разработаны свои нормативные акты, регламентирующие ее заполнение.
В России это — письмо ФТС РФ от 02.05.2012 № 04-30/22006. В приложение к этому документу и содержится типовой бланк ЦМР.
Правила оформления CMR
Правила оформления CMR регулируются (в порядке приоритетности):
Высший приоритет в данном случае принадлежит КДПГ. Если государство присоединилось к этой конвенции, то все противоречащие ей нормы внутреннего законодательства и условия контрактов применяться не должны.
Каких-то специальных требований к заполнению СМР (шрифты, использование определенных авторучек и т.п.) письмо № 22006 не содержит. Общие правила заполнения первичных документов указывают только на то, что запись должна делаться таким образом, чтобы обеспечить сохранность информации при хранении в архиве.
Поэтому здесь можно использовать правила заполнения деклараций и оформлять ЦМР с помощью принтера или же авторучки черного/фиолетового/синего цвета.
Наименования граф в бланке СМР, применяемом в РФ, указаны на русском и немецком языках. А заполняют документ, как правило, на языке страны отправителя.
Обычно CMR оформляют в четырех экземплярах: для поставщика, покупателя, перевозчика и проведения расчетов.
Иногда копию ЦМР делают и для водителя. Если сделка сложная, в ней участвуют посредники, несколько перевозчиков и т.п., то для каждой «дополнительной» стороны тоже нужно изготовить экземпляр CMR.
Образец заполнения бланка накладной CMR
Рассмотрим пример заполнения бланка ЦМР:
Кто заполняет
Содержание графы
Несмотря на достаточно подробную форму CMR, она все равно не может учесть все нюансы, связанные с международными перевозками. Иногда возникают ситуации, не предусмотренные типовой формой. Для таких случаев служит графа CMR № 18, в которую участники сделки могут вносить свои замечания.
Например, водитель может указать, что упаковка груза недостаточно надежна, либо повреждена. Если же претензии к состоянию товара возникнут у получателя, то он тоже должен отразить это в ЦМР.
При отсутствии данных в 18 графе СМР считается, что груз по умолчанию доставлен в полном комплекте, надлежащего качества и без повреждений. Тогда в дальнейшем доказать какие-либо претензии по данной поставке будет практически невозможно.
Чем грозят ошибки в CMR и как их избежать
Неверное заполнение международной автомобильной накладной ЦМР может привести к проблемам как с государственными органами, так и в отношениях с партнерами по сделке.
Если не совпадают данные о товарах в инвойсе и CMR, то такой груз не пройдет таможенный контроль, а к владельцам могут быть применены штрафные санкции.
Также ошибки в ЦМР влекут за собой и конфликтные ситуации при приемке товара, расчетах между продавцом, покупателем и перевозчиком.
Как было показано выше — документ достаточно сложен, к тому же заполняется, как минимум, тремя сторонами сделки.
А если перевозчиков несколько, а в исполнении контракта задействованы посредники, то участников заполнения формы может быть еще больше. Следовательно — возрастает и вероятность появления ошибок.
Чтобы учесть все особенности заполнения ЦМР, необходимо быть опытным специалистом в сфере международной торговли.
Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованны и обюракрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Мы делаем международные перевозки 15 лет, знаем очень много, ниже мы привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List.
Что такое Carnet TIR или Книжка МДП в международных перевозках автомобильным транспортом
TIR (он же CarnetTIR, ТИР-карнет, просто ТИР и Книжка МДП) — один из основных документов в международных автомобильных перевозках грузов. Разработан, чтобы максимально ускорить и облегчить процедуру международной автомобильной перевозки за счет сокращения таможенной волокиты на границе. ТИР действует на территории стран, подписавших соответствующую конвенцию. В России с недавних пор применяется ограниченно.
В идеале товар, перевозимый по процедуре МДП (TIR), следует через границы и таможни без лишних задержек. Водитель просто предъявляет магическую книжечку TIR, таможенник вырывает из нее нужный листочек – и всё. Для таможни наличие ТИРа — гарантия, что товар перевозится с соблюдением всех норм, предъявляемых к международным автоперевозкам, и что таможенная пошлина обязательно будет уплачена.
Перед таможней ручается расположенный в Женеве Международный Союз Автомобильного Транспорта (МСАТ или IRU). В России его представляет Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП). Среди прочего, МСАТ/АСМАП гарантируют таможне уплату таможенных сборов до 60 тысяч евро.
ПРИМЕЧАНИЕ: CarnetTIR — это документ транспортной компании и применяется TIR только в международных автомобильных перевозках грузов. В РФ ТИРы продаются только через АСМАП, туда же по окончании перевозки сдаются погашенные ТИРы. Каким условиям нужно удовлетворять, чтобы получить ТИР, можно узнать в АСМАП. Все книжки-ТИР именные, с уникальным номером. Тешить себя надеждой, что кто-то добрый сможет одолжить вам ТИР на одну перевозочку в обход АСМАПа, смысла не имеет.
На практике все гораздо сложнее, чем на словах и в конвенциях. ТИР очень удобен, спору нет, но это не панацея. Для дорогостоящих грузов, сумма таможенных сборов по которым превышает 60 тысяч евро, он, очевидно, не подходит. Однако с некоторых пор в России даже недорогие грузы везти по ТИРу стало проблематично. Особенно при импорте.
В 2013 году ФТС РФ, постановила что ТИР не является достаточным обеспечением уплаты таможенных сборов. Процесс международной перевозки груза стал весьма запутанным, а расходы перевозчика существенно возросли. Помимо ТИРа теперь требуется дополнительное обеспечение – гарантийное поручительство, гарантийный сертификат, банковская гарантия, свидетельство таможенного перевозчика или же таможенное сопровождение.
Больнее всего решение ФТС РФ ударило по сборным грузам. В ТИРе возможно указать до трех таможен назначения. Но на деле по ТИРу можно доехать только до первой российской таможни назначения. Там ТИР принудительно закроют, и дальше груз поедет по другой таможенной процедуре.
Таким образом, в области российского импорта ТИР оказался урезан до перевозок недорогих цельных грузов с одной таможней назначения. Тем не менее он остается востребован. В Европе, как и раньше, он действует без ограничений и избавляет от многих проблем. ТИР – собственно европейские изобретение и европейцы его защищают.
При перевозке без ТИРа вероятность попасть на досмотр в той же самой Польше, на выходе из ЕС, куда больше, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому многие перевозчики все также открывают ТИР Европе, едут до первой российской таможни назначения, а там оформляют новое обеспечение, как правило гарантийное поручительство. Благо брокеров много.
Альтернативы использования книжки МДП в международных перевозках автомобильным транспортом?
Международные автомобильные перевозки по книжке МДП не единственный возможный вариант выполнить доставку груза:
Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
Международная товарно-транспортная накладная, или CMR (англ.: consignment note, нем.: Frachtbrief; фр.: lettre de voiture) — это один из важнейших, если не самый важный документ в международных перевозках. CMR служит фактическим доказательством международной автомобильной грузовой перевозки, осуществляющейся по Конвенции КДПГ, и содержит в себе практически всю без исключения информацию по перевозке.
Собственно, само наименование «CMR» — аббревиатура с французского названия конвенции «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route». В русском варианте «Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов» (Конвенция КДПГ). Конвенция была принята в 1956 году в Женеве и вступила в действие в 1958-м.
Заграницей международная товарно-транспортная накладная CMR именуется по-разному: International consignment note (англисйский), Frachtbief (немецкий), Vrachtbrief (голландский), Fragtbrevet (датский), CMR-Fraktsedel (шведский), Lettre de voiture international (французский), Carta de porte internacional (испаснкий), Lettera di vettura internazionale (итальянский). Но даже если вы просто произнесете магическую аббревиатуру «CMR», вас поймут без лишних уточнений.
В 1978 году в КДПГ были включены важные изменения, касающиеся страхования и процедуры возмещения ущерба при потере груза. В частности, было установлено, что размер подлежащей возмещению суммы не может превышать 8,33 единицы Специальных Прав Заимствования (СПЗ/SDR). Подробнее о CMR-страховании …
Конвенция КДПГ применяется к любому возмездному договору о перевозке грузов автомобильным транспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.
Очевидно, что практически ни одна международная автомобильная перевозка не обходится без накладной CMR. Она используется настолько часто, что многие склонны рассматривать её как простую, порой досадную, формальность. Сказанное относится, увы, и к отправителю, и к перевозчику и даже к таможне.
Зачастую упускается из виду, что конвенция КДПГ содержит не отвлеченные принципы и туманные разглагольствования, чем грешат многие конвенции, но, напротив, досконально, в самых мельчайших аспектах определяет права и ответственность сторон, участвующих в международной автомобильной перевозке, включая сюда урегулирование возможного ущерба.
Согласно статье № 4 КДПГ, CMR — это фактически и есть договор на международную перевозку груза: «Договор перевозки устанавливается накладной». Одновременно, согласно статье 9, после того как на CMR поставлены подписи отправителя и перевозчика или их штампы, «накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством условий договора».
Как часто вам встречались договора между компаниями, написанные кое-как, лишь бы поскорее отвязаться? Между тем, криво заполненных, содержащих ошибки CMR пруд-пруди и о возможных проблемах, пока гром не грянет, никто не думает. Зачастую большое внимание при международной перевозке уделяется двусторонним договорам, где вычитывается каждый параграф.
При этом забывают, что в любом случае и при любом разбирательстве, особенно при международном, предпочтение всегда отдается Конвенции КДПГ. Статья 41: «…признается не имеющим силы всякое условие в договоре, которым прямо или косвенно допускается отступление от постановлений настоящей Конвенции». В государстве, подписавшем Конвенцию КДПГ, ее положения превалируют над национальным транспортным законодательством.
Чтобы лишний раз подчеркнуть главенство КДПГ по отношению к другим транспортным правилам и нормам, почти на каждом утвержденном бланке CMR указана соответствующая клауза: «Данная перевозка, несмотря ни на какие прочие договоры, осуществляется в соответствии с условиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов КДПГ».
Иными словами, прежде чем начать возить, совсем не лишним будет действительно вдумчиво ознакомиться с декларацией КДПГ, чтобы уяснить свои права, обязанности, возможные риски и способы урегулирования различного рода проблем, то и дело возникающих в процессе перевозки. После этого можно переходить непосредственно к заполнению CMR, благо это наука не из легких.
CMR составляется не менее чем в трех экземплярах: один отправителю, второй перевозчику, третий получателю. Иногда бланки бывают разного цвета: розовый – отправителю, зеленый – перевозчику и желтый получателю. При этом ничто не препятствует в случае необходимости сделать дополнительные экземпляры, к примеру, если одну из CMR захочет оставить у себя таможня (она это регулярно хочет и с упорством делает).
Нужно помнить, что в международных перевозках грузов из всех транспортных и товаросопроводительных документов CMR самый информативный. В CMR собраны все главные данные из инвойсов, упаковочных листов, экспортных и транзитных декораций, Книжки МДП, различных сертификатов и свидетельств. Критически важно, чтобы сведения в CMR не только совпадали со сведениями в исходных документах, но «бились» между собой.
В принципе в международных грузоперевозках, заполнить CMR, может кто угодно: отправитель, перевозчик или сторонний экспедитор. При этом, однако, стоит помнить, что собственно документом, а именно: доказательством договора перевозки между отправителем и перевозчиком, — заполненный бланк CMR становится только после того, как на него поставлены печати или подписи отправителя и перевозчика.
Обычно это 22 (отправитель) и 23 (перевозчик) графы соответственно. Только после заполнения этих граф к CMR может по праву применяться 9 статья конвенции КДПГ: «Накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза транспортером».
Ответственность, за полноту и достоверность указанных в CMR данных несет, прежде всего, тот, кто поставил печать в 22 графу. Со своей стороны, перевозчик хотя и косвенно, тоже ответственен за правильность данных. Согласно 8 статье КДПГ, при принятии груза он «обязан проверить точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров».
Получатель изначально не является стороной договора о международной перевозке груза по CMR, хотя при этом выступает прямым выгодоприобретателем. Более того, согласно статье 12 КДПГ, отправитель имеет право распоряжаться грузом и изменять место доставки и получателя, если при составлении CMR не было сделано соответствующей оговорки.
Тем не менее, получатель имеет право по прибытии груза на место потребовать передачи оригинала CMR. Взамен, в соответствии со статьей 13 пункт 2, теперь уже он, а не отправитель оплачивает фрахт. Кроме того, получатель должен подтвердить получение груза. Для этого, он ставит свою печать и подпись в 24 графе.
Поскольку большинство международных грузовых перевозок происходит по схеме, когда за перевозку платит российский заказчик, в CMR должно в итоге стоять именно три печати: отправитель, перевозчик и получатель. Для перевозчика печать получателя в этом случае особенно важна, поскольку служит доказательством доставки груза и документально зафиксированным обязательством получателя оплатить фрахт.
Стоит отметить, что важно не только правильно заполнять CMR, но и уметь читать этот документ. В накладной помимо изначально указанных сведений в ходе перевозки появляется множество печатей и отметок: вписываются номера контейнеров, пломб и транзитных деклараций, указываются сроки доставки груза на таможню, время прибытия, дата выгрузки и многое другое. Уметь разобраться, что к чему, — сильно поможет в случае конфликтных ситуаций, когда нужно обосновать свою позицию или привести документально закрепленные доказательства.
Как заполнять CMR
Назначение и примеры как заполнять каждую графу ЦМР, какие и где должны быть печати и отметки: здесь очень подробно расписано назначение и тонкости настройки CMR
T1 – Транзитная декларация или Северный паспорт
Т1 это документ (бумажка) являющийся таможенной (финансовой) гарантией и применяется для товаров пересекающих территорию ЕС (Евросоюза) транзитом или для гарантии доставки товара от границы ЕС к таможенному складу или внутренней таможне или наоборот.
Т1 — это финансовая гарантия выставленная таможенным агентом (тот кому таможня доверяет и который в случае чего. все оплатит) в пользу таможенных органов ЕС, обеспечивающая гарантию уплаты в бюджет ЕС всех таможенных пошлин и сборов. Например если товар, перемещаемый по территории ЕС по процедуре Т1 не будет доставлен от границы до таможенного поста, то агенту который выписал T1 (поручился) придется уплатить все таможенные сборы как если бы груз был растаможен для использования на территории ЕС.
На практике Т1 пользуются как альтернативой системе гарантий Сarnet TIR (МДП).
T1 применяется в следующих случаях:
Т1 создается на основании инвойса, упаковочного листа и доверенности от отправителя.
Например при экспорте из России: Российский экспортер отправляет во Францию доски. Этот экспортер решил немного сэкономить и по России и Белоруссии товар (доски) перевозится без использования книжки МДП (Carnet TIR) по российской экспортной декларации и CMR. Груз доезжает до границы Европейского Союза — до Бреста, там на польской стороне польский агент выписывает ему T1 и далее до таможенного поста во франции груз едет по этому документу. Наверх.
EX1 – Экспортная декларация
Экспортная декларация — это документ который оформляется на груз произведенный или проданный из страны ЕЭС. В ЕС по документу EX-1 осуществляют контроль экспорта товаров.
Оформить EX-1 могут либо сам продавец товара либо его агент, который имеет соответствующую лицензию. Для оформления ЕХ-1 у агента понадобиться доверенность отправителя на того, кто будет делать ЕХ-1 и инвойс.
Декларация ЕХ-1 должна быть зарегистрирована на таможне отправления.
EX-1 закрывается таможней на любой экспедиторской фирме в том месте, где груз покидает пределы ЕС. EX-1 всегда привязывается к отправителю и по пути следования груз может 100 раз быть перепродан. Неважно кто является конечным получателем груза, налоговую инспекцию ЕС волнует только факт вывоза груза.
Таким образом понятно что EX1 — это документ, который подтверждает факт вывоза товара за пределы Европейского Союза заверенный таможенными органами.
Раньше на бумажную EX1 таможня ставила печать, которая и подтверждала факт вывоза товара, после чего надо было обязательно вернуть отправителю эту проштампованную бумажку, теперь же применяются мудреные электронные средства, все EX1 и отметки хранится в электронной базе данных ЕС и ни чего ни кому посылать не надо.
Важно понимать, что важен не сам факт наличия EX1, а важен факт отметки таможней EX1, подтверждающий вывоз товара за пределы ЕС. Именно отметка таможни EX1 дает право продавцу товара в ЕС на возврат/неуплату внутриевропейского НДС (VAT).
Декларация ЕХ1 должна сопровождать грузы европейского происхождения, следующие со склада продавца из ЕС за пределы стран ЕЭС. Декларация ЕХ1 оформляется поставщиком или агентом поставщика или перевозчика (экспедитора), которые имеют на это соответствующие полномочия.
Как всегда, все очень строго, но возможны варианты: в EX1 — могут быть указаны не только товары произведенные в EC. Возможно, даже Китайские. Аналогично и по Т1 могут перевозиться европейские грузы. Важно не происхождение товара, а его таможенный статус. например — таможенный статус импорта.
Пример сложного использования таможенного статуса:
Завозим компьютеры из Китая (режим импорт, пошлина = 0), растамаживаем на ЕС компанию, платим vat (ндс). Затамаживаем на экспорт от ЕС компании (режим экспорт, пошлина = 0), получаем европейскую экспортную декларацию EX1, возвращаем, ранее уплаченный в бюджет ЕС vat (ндс) и везем в Россию китайские компьютеры с полноценной европейской экспортной декларацией EX1. Но если вся эта движуха не нужна, не оправдана экономически, то на китайский товар просто выписывается T1.
MRN: 14DE810194920472E0
Поле | Содержание | тип поля, количество символов | пример |
---|---|---|---|
1 | Последние две цифры года принятия гарантии (YY) | Числовой, 2 | 87 |
2 | Идентификатор страны размещения гарантии (кодстраны ISO alpha 2) | Буквенный, 2 | LT |
3 | Индивидуальный идентификатор принятия гарантии гарантийной таможней ЕС/ЕАСТ по году и стране | Буквенно-числовой, 13 | KK20000083619 |
4 | Контрольная цифра | Числовой, 1 | 3 |
Российская таможня тоже знакома с EX-1, во многих приказах ФТС, экспортная декларация является одним из документов, подтверждающих таможенную стоимость. Хотя в ФТС знают что экспортная декларация EX-1 является внутренним документом страны экспортера, а не международным документом, поэтому требовать от покупателя предоставить экспортную декларацию не законно, но они требуют.
В 2009 году в ЕС при переходе на электронное декларирование, уведомили российскую таможню о том чтобы они не требовали предоставлять бумажную копию электронной EX-1.
Европейские продавцы без энтузиазма предоставляют российским импортерам EX1, считая его своим внутренним документом. Об этом можно позаботиться заранее и прописать обязательство по предоставлению EX-1 в контракте на поставку.
Но имейте ввиду что прописав в контракте обязательство продавца предоставить EX-1, необходимо ее наличие к моменту подачи документов в таможню для оформления. Инспектор таможни будет требовать предоставить EX1 уже на основании вашего контракта.
Инвойс – Invoice
Упаковочный лист – Packing List
Основным отличием от инвойса является отсутствие информации о цене каждой позиции и груза в целом. Но и запретить вам указывать эти данные ни кто не может. Нет определенной формы и каждая компания сама придумывает форму упаковочного листа.
Упаковочный лист очень удобен перевозчику и всем кто имеет дело с погрузкой, разгрузкой, сортировкой и учетом груза, по нему считают количество мест и проверяют целостности груза. Наверх.
Количество мест
Certificate of Origin — Свидетельство о происхождении товара
На что надо обратить внимание при заполнении сопроводительных Документов на груз. Что с чем должно совпадать?
Должен ли в ЦМР быть указан номер ТИРа?
Особое внимание в Инвойсе:
Дозвол – двухстороннее разрешение
Дозвол, это жаргон перевозчиков от польского слова Zezwolenie. Это документ для перевозчика «Разрешение на въезд грузового автомобиля», который выдает Министерство Транспорта той страны, куда направляется автомобиль. Например польский дозвол выдает польское министерство транспорта, итальянский дозвол выдает итальянское министерство транспорта. Каждый такой документ имеет уникальный номер и гасится при прохождении границы, повторно использовать его невозможно (только если проскочить без отметок или вообще не заполняя дозвол, а это может повлечь штраф в несколько тысяч евро).
Существуют разновидности дозволов для разных целей.
Бывают дозволы разрешающие выгрузку, погрузку и транзит в обоих направлениях в стране, выдавшей подобное разрешение. Большинство стран выдает подобные разрешения. Например, Польша, Германия, Нидерланды, Италия, Франция.
Бывают дозволы, разрешающие только транзит, или только погрузку и выгрузку, как, например в Венгрии, Словении, Чехии.
Есть очень веселые страны, в которых на каждое действие, такое как погрузка, выгрузка, транзит в одну сторону, нужен отдельный дозвол. Так в Австрии.
Дозвол – трехстороннее разрешение или дозвол для третьих стран
Министерство транспорта любой страны, выдавая разрешения-дозволы, хочет, чтобы на ее родном рынке международных перевозок работали только национальные перевозчики. Но готово мириться с паритетными перевозчиками той страны, откуда или куда идет груз. Так, если груз идет из Германии в Казахстан, то предполагается, что перевозку будут выполнять, либо немецкие, либо казахские транспортные компании. И немцы, и казахи защищают свой рынок автоперевозок от перевозчиков других (третьих) стран. Хотят отдать работу своим перевозчикам, чтоб те платили дома налоги и создавали рабочие места.
Если перевозчику из России необходимо перевезти груз между этими двумя странами (из Германии в Казахстан), то по международным соглашениям перевозчик может двигаться по данному маршруту только в том случае, если у него есть специальное разрешение «третьих стран» на погрузку в Германии и въезд в Казахстан, либо перевозчик должен иметь разрешение ЕКМТ (универсальное разрешение, по которому можно перевозить между любыми странами, в том числе и третьими, но Казахстан не входит в страны ЕКМТ). Однако, подобное разрешение не всегда можно получить, так как такое разрешение выдаётся перевозчику на очень жёстких условиях (новый подвижной состав, соответствие экологическим нормам EURO5, отсутствие нарушений таможенного законодательства, международной разрешительной системы и т.д.), а главное, их количество очень жестко квотируется. Понятно почему, ведь каждая страна хочет поднимать своих перевозчиков и не отдавать работу и рабочие места иностранцам.
С прибалтийскими странами очень много мути, так как странами то они уже по сути не являются (это все Евросоюз) своих грузов (произведенных в этих странах) очень мало, а местных перевозчиков которые хотят работать на Россиию и Казахстан там море. В этом вопросе очень много политики и разных спекуляций, но времена меняются и согласно новому порядку, грузы, прибывшие в литовские порты или загруженные на местных терминалах, перевозятся по двухсторонним разрешениям. Такие грузы могут отправляться в Россию без опасений, что на границе будет потребовано разрешение «третьих стран». В принципе, прибалтийским перевозчикам, доставляющим товары из Европы в Россию, нужно будет всего лишь перевезти груз в Литву, выгрузить его на терминале и перегрузить в другое транспортное средство и груз будет считаться почти литовским. Всё это должно быть отражено в документах на груз. Это при одинаковой цене – долго, муторно и просто неохота, потому что есть прямой путь, обычно заказчики на такое не соглашаются по причине перегруза, чреватой повреждениями и неразберихой с документами. Прибалтийские перевозчики ребята работящие — все равно изворачиваются и свой кусочек перевозок все равно откусывают.
Вот в мае 2012 Беларусь ужесточила контроль транспорта из ЕС, который проезжает по территории Белоруссии в Россию, в том числе и литовских и латвийских перевозчиков. Это сделано по требованию России. Российская сторона потребовала от Белоруссии пресечь попадание на территорию Таможенного Союза товаров, перевозимых из третьих стран по двусторонним разрешениям, иначе Беларусь не получит необходимое количество разрешений на ввоз товаров в Россию. Россия, выдавая ограниченное количество трехсторонних разрешений, защищает свой рынок и не допускает конкуренции на этом рынке, продвигая своих перевозчиков.
Работающих в Белоруссии, литовцу или, к примеру, поляку для перевозки товаров в Россию из третьей страны нужны разрешения из этой страны, а лимит разрешений ограничен. Поэтому товары перевозились по двухсторонним соглашениям: перевозчики переписывали CMR (основной документ на перевозку) и указывали, что грузились в своей стране. Это не вызывало претензий россиян до вступления в силу Таможенного союза, когда контроль с границы России перешел на внешнюю границу Белоруссии.
Теперь именно белорусы должны контролировать наличие трехсторонних разрешений. Раньше этот контроль на белорусской границе был нежестким. Белорусы выдавали предписание, чтобы водители показывали разрешение в пунктах контроля на границе Белоруссии и России, но этого практически никто не делал. Теперь же, в России вводятся жесткие штрафы за подобные нарушения, вплоть до конфискации транспортного средства, чтобы защитить своих перевозчиков.
Как рассчитывается стоимость конвоя?
Конвой начали применять 2001 году в связи с большим процентом недоставки товаров. Недоставка — это когда товар границу пересекает, а в таможню не доставляется, соответственно наша Родина не получает таможенные платежи. Конвой на международных автомобильных перевозках согласован с Конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (ст.23 Конвенции МДП).
Исключительными случаями принято считать:
1. Превышение максимального размера гарантийной суммы по книжке МДП (ст.8 Конвенции). В разное время лимит имел разное значение. На сегодня страны-подписанты установили предел в 60’000 евро, еще пару лет назад он был 50’000 долл. Что это значит? Груз ставят в конвой, если сумма таможенных платежей подлежащих уплате при таможенном оформлении в стране транзита или назначения, превышает 60’000 евро (страховая сумма по ТИРу) по курсу на день открытия ВТТ. В случае если платежи превышают указанный лимит, таможня на границе вправе назначить таможенное сопровождение, поскольку обеспечение книжки МДП (ТИР) не покрывает полностью платежи, которые требуется обеспечить при ВТТ. Если не хотите платить за конвой, можно на сумму платежей внести обеспечение их уплаты, получить гарантийный сертификат и ехать не по ТИРу, а по транзитной декларации.
2. Если по какой-либо причине таможня сочтет перевозчика ненадежным. Или товар имеет группу, относящуюся к риску. Как все, что не регламентировано в открытую, сложно объяснимо. На практике данные случаи практически не встречаются. В основном всегда — только стоимость платежей.
Приказ ГТК России № 206 от 18 мая 1994 года
Приложение:
Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.) п.2.5, 4.4
Помните: при расчете платежей необходимо начислять НДС страны транзита или назначения (18%, 20% и т.д. — у кого какой).
Письмо от 13 июня 2002 г. N 01-06/23242
О ПРИМЕНЕНИИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ТОВАРОВ ПО ПРОЦЕДУРЕ МДП
В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства при перевозке товаров по процедуре МДП разъясняю.
Приказ ГТК РФ от 3 октября 2000 г. N 897 о таможенном сопровождении.
Где прописано:
Вот основания для конвоя перечисленные в приказе
Очень МУТНО. как и все что выдавливает из себя наша родина.
для тех кто любит читать на этом языке:
Сопровождение распространяется при наличии TIR Carnet.
Существует несколько видов сопровождения (конвоя) при перемещении грузов в режиме таможенного транзита (т.е. под таможенным контролем), отличающиеся как сопровождающими органами, так и видом транспорта:
Перевозка товаров и документов на них может осуществляться под таможенным сопровождением.
Cуть состоит в том, что таможенные органы сопровождают автомобильные транспортные средства, на которых размещены товары. Таможенное сопровождение может быть востребовано перевозчиком, если последним не представлено обеспечение исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов (если его предоставление является обязательным).
Во время таможенного сопровождения сопровождающие товар должностные лица должны контролировать соблюдение перевозчиком таможенной процедуры таможенного транзита, принимать меры к недопущению ее нарушения, а также проверять состояние средств идентификации при остановках транспортных средств, перевозящих товары.
За осуществление операций по сопровождению с перевозчика взимается таможенный сбор за таможенное сопровождение товаров. Его уплата производится в период после принятия таможней решения об осуществлении таможенного сопровождения, но до его фактического начала.
Ставки сборов за таможенное сопровождение установлены приложением 3 Указа Президента РБ от 13 июля 2006 г. № 443 «О таможенных сборах»
Ставка таможенных сборов за таможенное сопровождение различна в зависимости от того, чей транспорт используется для целей сопровождения – перевозчика либо таможни и времени сопровождения.
Так, при таможенном сопровождении товаров, которое производится с использованием одной единицы транспорта таможенного органа, ставка сбора за таможенное сопровождение исчисляется в эквиваленте 20 евро за каждый полный и неполный час такого сопровождения, с использованием транспорта перевозчика – в эквиваленте 5 евро за каждый полный и неполный час сопровождения.
Основной документ, регламентирующий порядок осуществления таможенного сопровождения – Постановление СовМина РБ от 13 июня 2007 г. № 788 «Об утверждении Положения о порядке осуществления таможенного сопровождения».
Порядок сопровождения
Порядок сопровождения Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь товаров, находящихся под таможенным контролем и перемещаемых автомобильным транспортом определён в соответствующей Инструкции, утвержденной совместным постановлением МВД РБ и ГТК РБ от 2 августа 2006 г. № 208/61.
Тарифы на услуги по сопровождению (обязательному сопровождению) товаров и транспортных средств, в том числе находящихся под таможенным контролем, перемещаемых по территории Республики Беларусь автомобильным и железнодорожным транспортом (за исключением услуг по таможенному сопровождению) установлены постановлением СовМина от 4 июля 2006 г. № 829 «Об установлении тарифов на услуги по сопровождению (обязательному сопровождению) товаров и транспортных средств, в том числе находящихся под таможенным контролем, перемещаемых по территории Республики Беларусь автомобильным и железнодорожным транспортом (за исключением услуг по таможенному сопровождению)»
Порядок взимания платы за услуги подразделений Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь по сопровождению (обязательному сопровождению) товаров и транспортных средств, в том числе находящихся под таможенным контролем, перемещаемых по территории Республики Беларусь автомобильным транспортом утвержден совместным постановлением МВД, Минфина и Минэкономики от 9 января 2008 г. № 6/1/8.
Фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении отдельных видов товаров (это в основном алкогольная продукция) приведен в приложении к Постановлению СовМина РБ от 1 августа 2007 г. № 977 «О некоторых вопросах обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов».
В соответствии сп. 2 постановления Совета министров Республики Беларусь от 1 августа 2007 года №977 при перемещении иностранных товаров по территории Республики Беларусь по таможенной процедуре таможенного транзита не требуется обеспечение исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, если эти товары перевозятся в сопровождении подразделения «Белтаможконвой» РУП «Белтаможсервис».
Прейскурант по сопровождению http://declarant.by/branches/convoy/servicecenters (по внутриреспубликанским перевозкам) подразделения «Белтаможконвой» РУП «Белтаможсервис».
Как рассчитать суммы для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке грузов по TIR?
Что такое CEMT или ЕКМТ?
ЕКМТ = CEMT – Conférence Européenne des Ministres des Transports / Европейская конференция министров Транспорта — это одно и тоже, только ЕКМТ – русское название, СЕМТ — английское. СЕМТ является многосторонним разрешением, выдаваемым перевочику, и позволяющий ему свободно работать и ездить среди стран-участниц этой конференции (практически вся Европа).
СЕМТ — гораздо удобнее двухсторонних и трехсторонних дозволов, одна книжка на все страны и заполнять ее гораздо проще.
Разрешения ЕКМТ — это многосторонние разрешение для осуществления НЕОГРАНИЧЕННОГО числа международных автомобильных грузовых перевозок транспортными компаниями, зарегистрированными в стране-участнице ЕКМТ.
Использование данного разрешения возможно при выполнении транспортных операций между странами-участницами ЕКМТ и транзитом через территорию одной или нескольких стран-участниц ЕКМТ.
CEMT разрешение должно быть у водителя при любой поездке, с грузом и при холостом пробеге. Заполнять CEMT необходимо перед началом поездки. Это разрешение выдается сроком на один календарный год.