Экспозиция и выставка чем отличаются
Тема 3. Музейные экспозиции и выставки. Их проектирование. Постоянная и временная экспозиция музея. Две стратегии музея.
Понятие «экспозиция» и «выставка». Общее и различное. Принципы их проектирования: научность, предметность, коммуникативность.
Методы проектирования: системный, ансамблевый, тематический, музейно-образный, образно-сюжетный.
Проектирование экспозиции: разработка документации, авторский надзор за реализацией замысла.
Этапы проектирования. Различие в стратегиях проектированная и реализации временной и постоянной экспозиций
Под выставкой понимают собрание тех или иных предметов, произведений искусства, расположенных где-либо для обозрения, а также место такого обозрения. Для сферы туризма актуальны два рода выставок: выставка как художественное явление, где для публичного показа выставляются художественные произведения, и выставка как коммерческое мероприятие, связанное с демонстрацией туроператорами нового туристского продукта. В данном учебном пособии нас будет интересовать первый род выставок – выставка как художественное явление.
Выставки, как и музеи, имеют свою классификацию. Они классифицируются по нескольким признакам:
• по месту проведения: стационарные, передвижные, выездные;
• по частоте проведения: периодические, ежегодные;
• по составу участников: городские, региональные, межрегиональные, национальные, международные;
• по характеру представленных экспонатов: тематические (современного искусства, декоративно-прикладного искусства, произведений живописи, скульптуры, исторические, литературные, смешанные), коллекционно-представительные (по признаку редкостей и шедевров), тематико-дидактические (с демонстрацией результатов работы с каким-либо материалом, например «Живая глина», «Послушное стекло»), концептуальные (отличаются от тематических тем, что содержат в себе концептуальную идею – новый взгляд на известное, ввод в научно-художественный оборот новых явлений искусства, авторскую разработку выставки и способы ее воплощения).
Музейная и выставочная экспозиция (далее просто экспозиция) – это особая информационная система, отражающая явление культурно-исторического, художественного, творческого процесса. Своеобразие экспозиции заключается в том, что этот процесс или явление показывается и исследуется через предмет и с его помощью.
Работа над экспозицией включает определение ее темы и идеи, целевой установки будущей экспозиции, отбор предметов для экспозиции, их интерпретация и группировка, кроме этого, автор экспозиции должен знать примерный размер и характер экспозиционной площади.
Первое и обязательное условие начала работы над экспозицией – это определение темы и идеи экспозиции. Тема – это то, чему посвящена экспозиция, о чем она несет информацию; идея – то, что хотели «сказать» авторы данной экспозицией, это их концептуальный замысел. Приступая к работе над экспозиционной темой, следует учесть, что ее нельзя разрабатывать изолированно от других экспозиционных тем, так или иначе связанных с ней, если таковые имеются. Поэтому автор любой экспозиционной темы, входящей в более крупный тематический раздел, должен знать его основное содержание и место в нем данной экспозиционной темы. Последнее является особенно актуальным при разработке музейной экспозиции. Тема должна быть сформулирована так, чтобы ее можно было раскрыть через музейные или выставочные предметы, таким образом, именно материальная сторона процесса, события или явления должна быть представлена наиболее полно.
Определив тему, идею, целевую установку будущей экспозиции, ее взаимосвязь с другими экспозиционными темами (если такие имеются), площадь, которую она будет занимать, можно приступать к разработке тематической структуры экспозиции. Под последней понимается ее членение на разделы путем выделения отдельных подтем, отражающих взаимосвязь событий и явлений. Четкая структура дает посетителю возможность увидеть этапы какого-либо процесса, выделить значимые моменты на каждом этапе. Поэтому при всем многообразии материала в музеях разных видов или на выставках общие принципы структуры экспозиции могут быть сходны.
Тема или подтема состоит, как правило, из нескольких экспозиционных комплексов, формирование которых происходит чуть позже, на стадии отбора материала. Основными принципами формирования тематической структуры экспозиции является хронологический и проблемный (идейный) принципы.
Следующий этап в подготовке экспозиции – отбор необходимых экспозиционных материалов. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экспозиции. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники и предметы, не обладающие внешней выразительностью, но необходимые для характеристики важнейших сторон процесса, события или явления; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую деятельность музея. Для того чтобы наиболее точно выявить и отобрать предметы для экспозиции, ее автор должен уметь критически к ним подходить, раскрывать их содержание, делать на основе их изучения обобщения и выводы.
Дата добавления: 2016-07-18 ; просмотров: 11694 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Выставка как феномен музейно-экспозиционной деятельности
В музейной практике есть два понятия: «экспозиция» и «выставка». Обе эти формы существования музейного предмета в пространственной среде строятся по своим законам. Сегодня под экспозицией понимается целостно предметно-пространственная система, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом. Выставки — наиболее динамичная форма экспозиционной деятельности, способствующая на разных этапах музейной жизни возникновению, развитию и соверщенствованию основной экспозиции; совокупность предметов, выставленных для обозрения на определенный срок, временная экспозиция. Если экспозиция — это нечто устоявшееся, трудноизмеримое и консервативное, то выставка, наоборот, величина постоянно меняющаяся. Музейная выставка-это наиболее динамичная форма экспозиционной деятельности, способствующая на разных этапах музейной жизни возникновению, развитию и совершенствованию основной (стационарной) экспозии музея.
Выставка рассматривается как «способность средствами различных экспозиционных форм заострять общественный интерес на непреходящих ценностях человеческого бытия, обращаясь к наиболее волнующим явлениям искусства» (C.B. Богородский). Современная выставка включает большое количество различных подходов к организации экспозиционных решений «от самых традиционных» до «многогранных систем концептуального дизайна», «эмоционально-образного построения экспозиции» и «театрализованному» сюжетно-драматургического построения» (Т.В. Майстровская).
Выставка, сочетая репрезентативные, творческие, эстетические функции, решает разнообразные гуманитарные задачи:
— актуализация культурно-исторической памяти и художественного наследия;
— формирование культурного и художественного пространства;
— актуализация современных форм искусства, и создание художественных проектов.
Музей создает выставки стационарные и передвижные. Их временный характер проявляется в составе экспонатов. На выставках часто демонстрируются предметы из других музеев и частных коллекций, а также предметы, которые не могут долго находиться за пределами фондохранилищ – акварели, письменные источники, уникальные вещи.
В настоящее время в музейной практике сложилось три основных типа музейных выставок: тематические выставки, в основе которых лежит определенный сюжет; фондовые выставки, которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями; отчетные выставки, которые создаются по результатам реставрационных работ, по итогам комплектования фондов – так называемые выставки новых поступлений.
Создание выставок является составной частью экспозиционной работы музеев. Выставки повышают доступность и общественную значимость музейных фондов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях, способствуют отработке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности. В настоящее время активно развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.
Современная выставочная практика строит свои выставочные проекты на основе нескольких устойчивых концепциях. Каждая из этих концепций характерна для определенного сюжета выставки и эти направления востребованы сегодня музеями:
1. Выставка как форма исторического диалога. На примере данных проектов, можно выделить следующие общие черты, характерные для выставок такого плана. Это свободное пространство для перемещения посетителя перед витринами, арт-объектами и скульптурами. Преобладание искусственного света над естественным освещением, наличие тачскринов и видеотехники не разрушают художественную среду, а дополняют ее. Особым фактором здесь служит предметный ряд выставки. Во всех трех случаях, выбор живописи, скульптуры и графики способствует актуализации посетителя своего культурно-исторического прошлого, а в случае с выставкой «Во весь рост. Античная и современная скульптура», это еще и непосредственная возможность посетителя вступить в прямой диалог с историей.
2. Выставка как формирование индивидуальной неповторимости художественного произведения. Одной из востребованных по сей день форм организации выставочного пространства является «Выставка одного 4 произведения искусства». Такие выставки, как правило, устраиваются, для того, чтобы подчеркнуть уникальность произведения искусства. С целью его выделения из предметного ряда других экспонатов, предмет либо экспонируют отдельно в пустом помещении, чтобы ничто не отвлекало от просмотра, либо создают вокруг него «адекватную» его художественному образу среду. Можно выделить основные позиции, на которые опираются при организации выставок такого типа:
3. Сюжет картины («Лютнист» Караваджо, «Семейство Беллелли» Э. Дега.);
4. «Вновь открытый шедевр» (К этой категории можно отнести выставки типа «Экспонат в фокусе», которые, как правило, приурочены к демонстрации «найденных» в недрах музейных фондов художественных произведений, к произведениям, которые спешат выставить после реставрации, дабы продемонстрировать всегда поразительный эффект «до» и «после»).
3. Выставка как форма художественного синтеза (проблемно-тематическая выставка, где разноплановые художественные произведения сгруппированы в рамках обозначенной темы). В данном случае, это живопись, скульптура, инсталляция и арт-объекты, которые объединены общей темой «неба» (Государственный Русский музей) или двенадцать арт-объектов, выполненных разными французскими художниками в разные годы на протяжении всего XX века (Государственный Эрмитаж), которые знакомят посетителей с искусством Франции XX века.; Обе выставки были организованы в максимально просторных залах, их объединяет концепция, предусматривающая демонстрацию разноплановых предметов, показ видеоарта и элементы интерактива: на выставке в Государственном Русском музее посетителю предлагалось нажать на кнопку и, таким образом, появлялся пар, символизирующий облака, в Государственном Эрмитаже посетителю предлагалось пройти по туннелю (объект «Маяк»), таким образом, осуществив переход из одной реальности в другую. Новая художественная реальность здесь создается при непосредственном участии посетителей.
4. Выставка как форма интерактивной художественной коммуникации. В данном случае под понятием «интерактивность» следует понимать возможность непосредственного со-участия посетителя в происходящем (такие формы со-участия как видеоарт, различные инсталляции, где посетитель находится не в роли пассивного наблюдателя, а принимает активное участие в создании новой художественной реальности. Это происходи как в форме выставки как художественного синтеза, так и в форме некоего чувственного восприятия происходящего на экране во время просмотра видеоролика, где посетитель ощущает себя не столько зрителем, сколько участником происходящего, свидетелем, собеседником («Была хорошая погода», «Аннли», «список участников»).
При анализе данных проектов выделяются следующие характерные черты:
1. Пространственное решение (Для демонстрации выбрано помещение бывшей фабрики хлебозавода);
2. Оба пространства изолированы от’ / остальной экспозиции (отдельный этаж);
3. Восприятие (Практически перед каждым экраном стоят банкетки, для того, чтобы каждый посетитель смог посмотреть ролик до конца, погрузившись в происходящее на экране. За счет изолированности посетителя, темноты, создается ощущение полного взаимодействия с происходящим на экране);
4. Технологическое решение (Присутствие минимального искусственного освещения, преобладание полумрака; выставочное пространство смоделировано щитами, обитыми черной тканью или покрашенными темной краской, таким образом, создается череда коридоров с небольшими комнатами, где и происходит демонстрация видеоарта).
Обе выставки также поднимают остросоциальные темы, задают вопросы о месте человека и искусства в современной шкале ценностей, но, как показывают представленные на выставке работы, на протяжении более двадцати лет, вопросов всегда больше, чем ответов. В целом, видео-арт, представленный на выставках, являясь неотъемлемой частью современного художественного процесса, служит убедительным доказательством того, что актуальное искусство является феноменом не только, а порой и не столько художественным, сколько социальным.
5. Выставка как форма персональной истории. На примере этого типа выставок, можно выделить следующие общие черты: предметный ряд, представленный на выставке, состоит исключительно из работ художников, таким образом, монографический тип выставки позволяет проследить творчество художников в его развитии. Разнообразный материал (живопись, графика, скульптура, стекло, коллаж) помогает посетителю составить более полное представление о творчестве в целом. В обоих случаях канва выставочного повествования не выдержана в хронологическом порядке. Таким образом, можно сделать вывод, что монографический ряд экспозиционно-выставочной деятельности способствует наиболее полному раскрытию темы творчества художника по’средством экспонирования разнообразного художественного материала.
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 9842 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Экспозиция (выставка)
Экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Организацию экспозиции можно разделить на три метода — коллекционный, ансамблевый, иллюстративно-тематический.
Экспозиция Военно-исторического музея в Дрездене
Экспозиция военной техники периода 1941–1944 годов
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Экспозиция (выставка)» в других словарях:
ЭКСПОЗИЦИЯ (выставка) — ЭКСПОЗИЦИЯ (от лат. expositio выставление напоказ, изложение), в музеях и на выставках размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической) … Энциклопедический словарь
Экспозиция — В Викисловаре есть статья «экспозиция» Экспозиция (лат. expositio выставл … Википедия
Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) — международный выставочный комплекс, расположенный в Москве в районе Останкино. Суммарная площадь комплекса составляет 235 гектаров. ВДНХ была основана в 1939 году решением II Всесоюзного съезда колхозников ударников. Был создан Главный… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ЭКСПОЗИЦИЯ — (лат.). выставление, разъяснение, изложение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКСПОЗИЦИЯ 1) выставление на свет; 2) выдерживание перед фотографич. аппаратом снимаемых предметов. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
экспозиция — размещение, выставление, пролог, освещенность, облучение, выставка, экспонирование, выдержка, положение, расположение Словарь русских синонимов. экспозиция выдержка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов
Выставка авангардистов в московском Манеже в 1962 году — 1 декабря 1962 года в московском Манеже должна была открыться выставка, посвященная 30 летию Московского отделения Союза художников СССР (МОСХ). Часть работ выставки была представлена экспозицией Новая реальность – движением художников,… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Выставка старинных фотоаппаратов — Связать? Частная постоянно действующая выставка экспозиция «Старинные фотоаппараты XX век». Публичный показ коллекции фотоаппаратов отечественного и импортного производства двадцатого века, а также приспособлений, фотографий, литературы. В… … Википедия
выставка — на выставку. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. выставка показ; бьеннале, вернисаж, передвижка, чемпионат, триеннале, салон, экспозиция, паноптикум Словарь русских… … Словарь синонимов
Выставка образцов трофейного вооружения (Москва) — Выставка образцов трофейного вооружения выставка трофеев, захваченных Красной армией в ходе Великой отечественной войны. Действовала в московском Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в период с 22 июня 1943 года по 1 октября… … Википедия
экспозиция — и, ж. exposition f., нем. Exposition <лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС 1. || Собрание выставляемых предметов, расположенных в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Вернисаж, выставка или экспозиция? Разберемся!
Хороший вопрос. Разберемся!
Но сначала о мечтах. Вот ведь знаю, много читала, что надо быть позитивнонастроенным, чтобы… ну вы поняли, чтобы она – эта самая мечта – сбылась! Но как-то все равно внутри какой-то червяк бяканский как говорили мои дети точит и точит, точит и точит – мол не про тебя это, успокойся, живи тихо, не вылазий, не выпендривайся, забудь, ты кто такая, чтобы тебе… и так можно продолжать до бесконечности. Словом не про нас это, не по нам судьба Золушкина, работай и довольствуйся основным, ну а остальное дай Бог чтобы только все хорошо в семье было. Ну что не так что ли? И ведь самое главное как часто мы именно это и желаем нашим именинникам родственникам и друзьям – мол пусть на вас свалится куча счастья и мечт, о которых вы мечатли, мечтаете и мечтать будете. А сами мало верим в такое пожелание… Узнаете себя? Буду завидовать вам если вы ну всегда позитивно настроены по поводу > грез, дум, видений, иллюзий, причуд, самообольщений, фантазий, воздушныхзамков, снов, бреда, несбыточных желаний, призраков, надежд, чуд, предвкушений… – синонимы из интернета! А тут не так давно разговаривала я с Вовочкой – пионером из нашего назад в СССР (см поездку вАмстердам!), с Лидой то бишь. И поведала я Лиде, а точнее как-то так случилось, что даже не знаю кто из нас первый упомянул слово > — один, т.е. Лида пожелав ее мне, а другой, т.е. я – поведав мечту. Ну и закончили мы скайповское свидание на том, что Лида мне пожелала ту самую выставку, а я помечтала о НЕСБЫТОЧНОМ… и не поверите – на следующий деньмне в моей библиотеке, где меня знают все, потому что я выписываю книги по разным техникам рукоделия со всегоКвебека – есть сервис такой- я составила лист из где-то 150 книг, мне их по 5 штук выписывают, потом этот список закончился и родился второй не менее >… так вот, мне предложили сделать у них выставку моих работ. Ну я, конечно, согласилась сразу, а второая мысль, которая меня посетила вслед была мысль о том, что же я буду выставлять, ведь дома не более 10 картин, ну может 15 от силы. И подумала — не подведу ли я согласившись… но промолчала – мечта о выставке победила! Пришла я домой и обошла я свои > и оказалось, что их, работ моих, у меня под 40 штук дома, не считая мелюзги в виде подушечек, бискорнюшечек и т.д. Ну это меня уже вдохновило! Потом пришел азарт – захотелось еще вышить одну работу интересную вплане того, что там несколько техник. Ее я не закончила – осталось работы на 1 день. Но тут не так страшно – у нас в Канаде сейчас длинныйвыходной- д/р Канады и все закрыто! Гуляем! Плюс нас посетила жара, жарища и это еще мало сказано – 45 и выше. Работать, вышивать – каторга, да и подустала я с подготовкой- вчера в 5 утра встала, да 3,5 часа ушло на вывешивание картин, потом как-то руки опустились – жара, усталость и пустота- все готово и надо все же пар выпустить. И тем более пригласила меня подруга живущаяв 5 мин от меня в бассейн к ним. Ну я пошла с мыслью, что ну поплаваю часок и домой! Но не тут-то было! Пришла в 5 вечера, вернулась в 12 ночи! Даже зверье не кормленное до 12 осталось! Сначала был бассейн до посинения, игра вмяч и тд. Потом сауна, потом снова бассейн, потом сауна и опять бассейн! Дорвались называется и спасибо жаре.
Так вот, к чему я это все?
А пришлось поверить, что и я могу быть Золушкой, что у меня тоже может быть бал – в моем случае бассейн. Только успеть надо до превращения кареты втыкву. Ну в моем случае это было не сложно – я карету заказывать не стала, пешечком прошлась!
Так что, призываю вас – верьте да сбудется.
Материал из Википедии
Итак, экспозиция или выставка, или вернисаж – как ни назови, а так приятно!
Собственно, почему я тут разглагольствую… Сидя дома и не работая, как-то теряешь свое > — кто я? Инвалид, сидящий всвоей норе и пыхтящий в 2 дырочки, какая от меня польза?
Уверенность в себе – estime desoiна французском— позитивная оценка индивидом собственных способностей, вера в себя, достижений ну хоть вчем-то… Уверенность в своих силах… И тут как раз тот случай когда ты себя чувствуешь уже недочеловеком. Может я утрирую, но социальная составляющая должна быть тоже, а не диванное времяпрепровождение.
И эпогеемб было, когда моя самооценка резко повысилась: работница библиотеки посмотрев мои работы сказала: >. Ну не правда ли приятно?
Но было 2 мужчины — одному лет 70, другой нашего возраста, которые с большим удовольствием вступили сами в беседу, задавали вопросы и даже мы переходили на географические и другие вопросы про Россию.
Не буду вам морочить долго голову и покажу пару фото.
Экспозиция и выставка и их характерные особенности (на примере музеев РГП «Ғылым ордасы)
Само слово «exposition» в переводе означает «выставка». Изначально термины «экспозиция» и «выставка» были равнозначны, и лишь постепенно термин «экспозиция» стал означать относительно постоянное, а выставка – временное.
Экспозиция – основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных экспонатов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Экспозиция музейная – целенаправленная, научно обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. Органично связана с социальными функциями музея. Экспозиция музейная возникает в связи с потребностью использования музейного собрания в просветительных целях, а также для эмоционального воздействия на посетителя. Открывая возможность непосредственного контакта человека с культурными и научными ценностями, экспозиция музея составляет основу коммуникации музейной. Является необходимой базой для реализации культурно-образовательной деятельности музеев.
Понятие «экспозиция» в музееведении формировалось постепенно. Долгое время этого понятия не существовало. Только к концу ХIХ в. В процессе роста и расширения музейных собраний происходит выделение из них «демонстрационных коллекций». И простейшее определение музейной экспозиции – «часть музейного собрания, выставленная для обозрения». Сегодня под музейной экспозицией мы понимаем целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом. В связи с развитием коммуникационного подхода утверждается взгляд на экспозицию как на знаковую систему и разрабатывается понятие языка экспозиции. О том, что экспозиция – «язык, на котором говорит музей», писал А.Мансуров, Б.Завадовский, Н.Вертинский, М.Гнедовский, Д.Равикович, И.Иксанова и другие музееведы 1930-1980-х гг.
В последнее десятилетие проблема подробно разрабатывалась Н.А. Никишиным. Единицами языка в музее выступают музейные предметы; но лишь попав в музей, будучи «распредмечены» в процессе изучения и приобретя новое значение, они начинают выступать в качестве знаков музейного языка. Фонды можно рассматривать как «словарь», а экспозицию – как «текст», составленный из этих знаков при помощи правил экспозиционной «грамматики» правил взаимного сочетания знаков. В исторической музейной практике постепенно сформировалась специфическая знаковая система, которая без труда «прочитывается» музейными работниками и с большим или меньшим трудом посетителями музеев.
Экспозиция в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры, исторических документов. Цель и задачи как постоянной, так и временной экспозиции – дать наиболее полное освещение всем экспонатам с точки зрения художественной и научной ценности, их места в историко-культурном процессе, особенностей материала. Экспозиция может быть построена свободно или с учетом маршрута посетителей при осмотре. В современных условиях экспозиция обеспечивается оборудованием, отвечающим правилам хранения экспонатов (температурный режим, влажность и т.д.), этикетажем, содержащим краткую характеристику экспоната, развернутыми пояснениями – экспликациями.
Экспозиция – важнейшее звено музейной коммуникации; только коммуникация, осуществляемая в процессе создания и восприятия экспозиции, может быть признана специфически музейной, не воспроизводимой в рамках других общественных институтов.
Экспозиции могут быть систематическими и ансамблевыми, ландшафтными и тематическими в зависимости от методики их построения, под которой понимается научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции порядок группировки и организации экспозиционных материалов.
Основой экспозиции являются подлинные музейные экспонаты.
Основные характерные особенности экспозиции следующие: в ней представлены музейные предметы, способные дать посетителю разнообразную информацию, передать его сопричастность той модели реального мира, которой является экспозиция, оказать на него эмоциональное воздействие; в ее основе лежит разработанная коллективом музея научная концепция, определяющая содержание экспозиции, принципы отбора музейных предметов, их группировку, композицию, интерпретацию и художественное решение.
Выставка-экспозиция, имеющая временный характер и регулярно сменяющийся состав экспонатов.
Музейная выставка – это наиболее динамичная форма экспозиционной деятельности, способствующая на разных этапах музейной жизни возникновению, развитию и совершенствованию основной экспозиции музея.
Выставка – наиболее распространенный вид экспозиции. Проблема их создания одна из самых актуальных в современной музейной практике.
Основные функции выставки.
Перспективный план комплектования фондов часто соотносится с планом выставочной деятельности. Сегодня перспективной формой, используемой многими музеями, стало проведение выставок в рамках «дня дарений», когда продуманная система мероприятий и немедленный показ новых поступлений с указанием имен дарителей и благодарностью им может подвигнуть многих жителей на передачу музею ценных экспонатов. В выставках, наряду с музейными предметами, нередко участвуют предметы музейного значения. Цель таких выставок – не только познакомить широкую публику с новейшими находками музейных сотрудников, но и собрать средства на приобретение и реставрацию этих памятников. Не являются полноправными музейными предметами и экспонаты многочисленных выставок из частных коллекций и, тем более, выставок произведений современного искусства, проходящих в стенах музеев.
Сегодня в связи с возродившимся интересом и уважением к частному коллекционированию и личности коллекционера все чаще можно увидеть в музее выставки, демонстрирующие коллекции, в первую очередь, как результат целенаправленной деятельности человека, отражающей его вкус, устремления, индивидуальность.
3.Одна из важнейших функции выставок – подготовка модернизации основной экспозиции музея. Выставка дает музею возможность проверить на практике существенные вопросы концепции, структуры, дизайна постоянной экспозиции. Более свободный подход к построению выставок, смелые эксперименты, приемы оформления, не допускаемые до поры до времени в «святилище» постоянной экспозиции, во многих случаях вполне закономерно превращают выставку в экспериментальную площадку по отработке новаторских приемов, некоторых из которых, выдержав проверку временем, войдут в арсенал экспозиционных средств музеев. Следует подчеркнуть, что это также завоевание последних десятилетий.
Характерные особенности выставки:
— выставки имеют возможность показать исчерпывающий материал по поставленной теме. В отдельных случаях тема может выйти за пределы профиля музея. Актуальность, а иногда и злободневность тематики выставок предъявляют особые требования к их архитектурно-художественному решению;
— выставки значительно повышают просветительскую, пропагандистскую роль музеев, резко увеличивают количество посетителей, они расширяют географию деятельности музея – передвижные выставки обслуживают сельских жителей, направляются в отдаленные районы страны;
— демонстрируя достижения своей страны за рубежом, выставки способствуют укреплению мира и дружбы между народами;
— подготовка музейных выставок органически входит в экспозиционную работу музея.
Выставки порой покоряют нас новизной видения, казалось бы знакомых вещей, своеобразием их интерпретации, тонкими ассоциациями и самой художественной формой экспозиционных построений, их эстетикой, организацией архитектурного пространства, ритмом и гармонией пластической композиции, световой и колористической аранжировкой и, прежде всего, единством художественного образа.
Каждая большая выставка становится уникальным явлением и дает исследователям блестящий материал для развития искусствоведческой науки. Вторая тенденция – стремление сделать музейную экспозицию как можно более эффективной, художественно выразительной, современной, с привлечением всех новейших экспозиционных и технических средств. И, наконец, потребность экспозиционеров представить не только экспонат: произведение искусства, но и показать мир человека его создающего, ту социальную и творческую среду, в которой жил и творил художник, т.е. представить общекультурный контекст.
Вышеперечисленные характерные особенности экспозиции и выставки характерны для всех профильных музеев. Также для музеев РГП «Ғылым ордасы», где функционируют такие музеи как:
Музей природы, где палеонтологическая экспозиция отражает многообразие и богатство животного мира, геологического прошлого Казахстана и представлена скелетами и останками вымерших животных, собранных в основном на территории Казахстана.
Музей археологии обладает коллекцией уникальных артефактов, имеющих мировое историческое и научное значение. Музей археологии РГП «Ғылым ордасы», являясь единственным в республике музеем подобного профиля, занимает особое место в системе казахстанского музееведения. Богатейшая коллекция, уникальные экспонаты музея постоянно привлекают внимание крупнейших выставочных площадок во всем мире.
Музей редких книг, где хранятся самые ценные редкие и рукописные книги. Фонд музея включают в себя, коллекцию более 500 редких книг и рукописей, по хронологическому охвату – XVIII-XIX вв. и до 40-х годов XX-го столетия. В нем находятся старинные отечественные и зарубежные рукописи, рукописные и старопечатные книги арабского, латинского и кирилловского шрифтов, имеющие историко-культурное и научное значение.
Музей истории Казахстанской науки представляет собой сокровищницу отечественной науки, истоки казахстанской науки с древних времен, зарождение казахстанской науки и многое другое.
Музеи РГП «Ғылым ордасы» постоянно проводят тематические и передвижные выставки, посвященные разным событийным датам и историческим событиям нашего государства. Создание новой экспозиции или выставки для наших музейных сотрудников превеликое эстетическое удовольствие, цель выставки – призвать наших посетителей к уважению и любви к родной культуре и истории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
специалист отдела менеджмента музеев и новых технологии
РГП «Ғылым ордасы» КН МОН РК
Журнал «Образование для всех», №3 (7), 2014 год