Элемент бюджета что это
Элемент бюджета что это
3. Код вида доходов бюджетов
Код вида доходов бюджетов является единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Код вида доходов бюджетов состоит из 10-ти разрядов и включает:
Группа доходов имеет следующие значения:
Группа 100 «Налоговые и неналоговые доходы» содержит следующие подгруппы доходов:
Группа доходов 200 «Безвозмездные поступления» имеет следующие значения:
Дальнейшая детализация кода вида доходов бюджетов осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей согласно приложению 1.1 к Указаниям.
(в ред. Приказа Минфина России от 13.02.2017 N 23н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Код вида доходов бюджетов имеет один из следующих кодов элемента доходов:
(в ред. Приказа Минфина России от 26.05.2014 N 38н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Приказа Минфина России от 16.12.2014 N 150н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.12.2014 N 150н)
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.12.2014 N 150н)
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.12.2014 N 150н)
Код классификации доходов бюджетов включает в себя соответствующий код элемента доходов в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям.
Для неналоговых доходов коды элементов доходов «01», «02» присваиваются в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей соответственно федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами государственной власти (государственными органами) субъектов Российской Федерации.
Для неналоговых доходов коды элементов доходов «03», «04», «05», «10», «11», «12», «13» присваиваются в следующем порядке:
(в ред. Приказа Минфина России от 16.12.2014 N 150н)
(см. текст в предыдущей редакции)
— в части обязательных платежей (денежных взысканий (штрафов), сумм от возмещения ущерба, сумм от реализации конфискованного имущества) коды элементов доходов «03», «04», «11», «12», «05», «10», «13» применяются в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей соответственно органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, органами местного самоуправления городского округа, органами местного самоуправления городского органа с внутригородским делением, органами местного самоуправления внутригородского района, органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления сельского поселения, органами местного самоуправления городского поселения (за исключением штрафов, зачисляемых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских районов);
(в ред. Приказа Минфина России от 16.12.2014 N 150н)
(см. текст в предыдущей редакции)
— в части доходов от реализации и использования органами местного самоуправления муниципальных образований нефинансовых и финансовых активов (за исключением земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена) коды элементов доходов «03», «04», «11», «12», «05», «10», «13» применяются к доходам от реализации и использования активов, находящихся соответственно в собственности внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, собственности городского округа, собственности городского округа с внутригородским делением, собственности внутригородского района, собственности муниципального района, собственности сельского поселения, собственности городского поселения;
(в ред. Приказа Минфина России от 16.12.2014 N 150н)
(см. текст в предыдущей редакции)
— в части доходов от оказания платных услуг коды элементов доходов «03», «04», «11», «12», «05», «10», «13» применяются в зависимости от услуг, оказываемых соответственно получателями средств бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, получателями средств бюджетов городских округов, получателями средств бюджетов городских округов с внутригородским делением, получателями средств бюджетов внутригородских районов, получателями средств бюджетов муниципальных районов, получателями средств бюджетов сельских поселений, получателями средств бюджетов городских поселений;
(в ред. Приказа Минфина России от 16.12.2014 N 150н)
(см. текст в предыдущей редакции)
— в части поступлений от реализации и использования органами местного самоуправления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, коды элементов доходов «04», «11», «12», «05», «10», «13» применяются в зависимости от расположения указанных земельных участков соответственно в границах территории городского округа, в границах территории городского округа с внутригородским делением, в границах территории внутригородского района, в границах межселенной территории, в границах территории сельского поселения, в границах территории городского поселения.
(в ред. Приказов Минфина России от 16.12.2014 N 150н, от 12.03.2015 N 36н)
(см. текст в предыдущей редакции)
По коду элемента доходов «05» (бюджет муниципального района) также отражаются доходы муниципальных образований, полностью или частично не перешедших на систему организации местного самоуправления, предусмотренную Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Безвозмездным поступлениям присваиваются коды классификации доходов бюджетов, содержащие код элемента доходов бюджета, получающего указанные безвозмездные поступления.
Коды бюджетной классификации (КБК) на 2021 год
Эти магические три буквы, ничего не говорящие рядовым гражданам, регулярно создают головную боль предпринимателям.
Как расшифровывается КБК
КБК — коды бюджетной классификации
КБК организаций, необходимые, чтобы платеж попал туда, куда предназначался, меняются чуть ли не ежегодно. А ответственность за их правильное указание лежит на плательщике!
Попробуем разобраться: что же собой представляют эти таинственные коды, зачем они нужны, как формируются и почему регулярно изменяются. Также подскажем, что делать, если вы обнаружили ошибку в указанном коде, и чем вы в таком случае рискуете, а самое главное, как предотвратить этот риск и не оказаться с начисленными штрафами и пенями при уплаченных вовремя налогах и сборах.
Актуальный перечень КБК на 2021 год
Бюджетная классификация – что это и зачем
В июле 1998 Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе № 145 впервые ввел термин «КБК», используемый как средство группировки бюджета.
КБК бывают 4 видов:
Для чего служат КБК:
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ! КБК – это внутреннее кодирование, необходимое, в первую очередь, государственному казначейству, где по ним происходит распределение поступивших средств. Предпринимателям нужны эти коды постольку, поскольку они заинтересованы в соблюдении требований по оформлению госплатежей, особенно налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому не забывайте указывать в поле 104 платежного получения правильный и актуальный код КБК.
Строение КБК
Этот код состоит из 20 знаков – цифр, разделенных дефисам на группы, он имеет следующий вид ХХ – Х ХХ ХХ ХХХ ХХ – ХХХХ – ХХХ.
Каждой группе знаков соответствует определенное Министерством финансов зашифрованное значение. Рассмотрим структуру доходного КБК, так как именно их приходится в основном использовать предпринимателям (расходные коды могут встречаться в основном при возврате средств по какой-либо государственной программе).
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! 20-значный код необходимо правильно и без ошибок указывать в поле «Назначение платежа» (поле № 104) платежного поручения. По сути, он дублирует информацию, указывающуюся в поле «Основание платежа», а также частично – в поле «Получатель» и «Расчетный счет получателя».
Где взять КБК?
Для заполнения платежного поручения код КБК можно узнать несколькими способами:
Почему меняются коды бюджетной классификации?
Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.
Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.
К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.
Чем чревата ошибка в КБК
Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.
В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.
Обычный порядок действий предпринимателя при обнаружении ошибки в КБК
ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.
Рассмотрим различные случаи, случающиеся из-за ошибок в КБК, и проанализируем, как поступить предпринимателю.
ПОМНИТЕ! Ошибка в КБК по закону не является основанием, по которому платеж не будет считаться перечисленным. В платежном поручении предусмотрена дополнительная информация, указывающая назначение платежа и его получателя, поэтому, если она указана корректно, повода для штрафных санкций к предпринимателю нет и быть не может, иные решения можно оспорить по суду.
Бюджетное устройство РФ: понятие, элементы
Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения ее звеньев, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств.
В соответствии с Разделом I БК РФ к элементам бюджетного устройства Российской Федерации относятся:
Некоторые авторы (см., напр., Комягин Д. Л., Хрешкова В.В. Бюджетное право России: Альбом схем: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Козырина. — М., 2011.) не включают Бюджетную классификацию РФ в бюджетное устройство РФ, что мне представляется не совсем верным.
Бюджетная система РФ
Схемы организации бюджетной системы в зависимости от государственного устройства:
В соответствии со ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
Все бюджеты бюджетной системы Российской Федерации являются автономными и самостоятельными (каждый бюджет имеет свои источники доходов и расходов). Однако при необходимости в Бюджетном кодексе РФ предусмотрено составление консолидированного бюджета.
Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме:
Особое внимание следует обратить на такой элемент бюджетной системы, как бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов. В качестве таковых законодатель относит их к первому и второму уровням бюджетной системы соответственно.
Однако фактически бюджеты внебюджетных фондов не входят в состав бюджетной системы Российской Федерации, так как:
Часть 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.
Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Федерации не допускается.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Бюджетная классификация РФ
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ осуществляются Министерством финансов РФ.
Состав бюджетной классификации РФ
Бюджетная классификация РФ включает:
Принципы бюджетной системы РФ
Бюджетная система РФ основана на принципах:
Структура КБК: справочник для бухгалтера
Коды бюджетной классификации (КБК) — это не просто набор цифр, это по сути план счетов учета доходов и расходов бюджета России. Предлагаем вам краткое описание структуры кода доходов по налоговым поступлениям в бюджет. Полное можно найти в Приказе Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»
Структура кода доходов
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||
Главный администратор доходов бюджета | Код вида доходов бюджетов | Код подвида доходов бюджетов | |||||||||||||||||
Группа подвида доходов | Аналитическая группа подвида доходов | ||||||||||||||||||
Группа | Подгруппа | Статья | Подстатья | Элемент | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Пояснения
Вид доходов является единым для всех бюджетов страны и включает в себя:
01 — федеральный бюджет;
02 — бюджет субъекта Российской Федерации;
03 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
04 — бюджет городского округа;
05 — бюджет муниципального района;
06 — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
07 — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
08 — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
09 — бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
11 — бюджет городского округа с внутригородским делением;
12 — бюджет внутригородского района;
13 — бюджет городского поселения.
Код подвида доходов бюджетов применяется для детализации поступлений по кодам вида доходов бюджетов. Он состоит из двух частей: группа подвида доходов бюджетов (14 — 17 разряды КБК) и аналитическую группа подвида доходов бюджетов (18 — 20 разряды КБК). Все эти коды утверждены Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации
Группа подвида при администрирование налогов и сборов установлены следующие:
Для уплаты административных и налоговых штрафов используется группа подвида 6000.
Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из двух групп: 100 — доходы и 400 — выбытие нефинансовых активов. Нас интересует только первая.
Группа доходов детализирована статьями 110 — 180:
КБК-2018 есть в наших инструментах. И помните, что коды прошлого года могут не действовать в текущем, даже если вы уплачиваете налог за прошлый год.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Бюджетное устройство Российской Федерации
Основа бюджетной системы РФ
В БК РФ нет как такового определения бюджетного устройства в нашей стране.
Раздел I «Бюджетное устройство Российской Федерации» в своем составе имеет несколько глав, относящихся к этому вопросу/
Бюджетное устройство РФ может определяться устройством государства, что закрепляет Конституция РФ. В единых унитарных государствах бюджетное устройство всегда отличается от состава бюджета федеративных стран.
Бюджетное устройство России — более широкое понятие, чем ее бюджетная система. Это обусловлено тем, что оно способно определять организацию, отношения между элементами бюджетной системы, правовые основы работы бюджетов, их структуру, составные части, проблемы формирования и использования.
По статье 6 бюджетная система России базируется на экономических отношениях и устройстве государства. Она состоит из совокупности федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджета государственных внебюджетных фондов, которые регулируются законодательством РФ.
Состав бюджета Российской Федерации
Ст. 10 БК РФ устанавливает, что в состав бюджета РФ включены:
Главная роль бюджетной системы состоит в создании финансовой базы для работы государственных органов и органов местного самоуправления. В качестве формы перераспределения общественных финансов бюджетная система может являться финансовой базой для функционирования любого уровня государственной власти и местного самоуправления РФ, источником финансирования работы муниципальных и государственных органов, основной функцией которых считается реализация в жизнь основных положений Конституции РФ.
Статья 11 БК РФ гласит, что правовую форму бюджетов можно отнести к составляющим элементам бюджетного устройства. Разработка и утверждение любых типов бюджетов происходит в виде федеральных законов, бюджетов различных уровней, местных бюджетов в виде муниципальных правовых актов представительного органа муниципальных образований.
Основным элементом бюджетного устройства считается финансовый год, соответствующий календарному году (в соответствии со статьей 12 он длится с 1 января по 31 декабря).
Принципы бюджетного устройства
Построение бюджетной системы происходит в соответствии с определенными принципами, которые представляют собой основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие работу бюджетной системы и правоотношений, связанных с ней.
Принципы бюджетной системы закрепляет статья 28 БК РФ, они включают:
Бюджетная классификация группирует доходную, расходную часть бюджета, источники финансирования дефицита. Она применяется в ходе создания и исполнения самих бюджетов, формирования бюджетной отчетности, предназначенной для сопоставления элементов бюджета (статья 18).
Структура кодов бюджетной классификации, принципы назначения, присвоение кодов составным элементам бюджетной классификации, — едины для всех бюджетов страны, их определяет Минфин России.
Бюджетная классификация состоит из:
Приказом Минфина России от 21.12.11 г. № 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения классификации бюджетов РФ» были сформированы правила использования бюджетной классификации всеми субъектами бюджетного процесса любого уровня, включая правила использования классификации операций сектора управления государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями РФ.
Элементы бюджетного устройства РФ включают бюджетную систему, принципы системы бюджетов, бюджетную классификацию, правовые формы бюджетов, категорию финансовый год.