Эникей что это такое
Как стать системным администратором — пособие для начинающих (часть 2)
В этой части: подробнее о жизни эникейщика: как устроиться, чем заниматься, чего избегать, к чему стремиться.
Я откладываю вопрос о «будущем сисадмина» на следующие части — сейчас я сфокусируюсь на том, как начинается карьера. Повторю, опытным администраторам всё это будет казаться либо обидным, либо очевидным — но я достаточно посмотрел за эту весну на людей, которые пытаются «вскочить в индустрию», но у них не получается. Именно для них этот цикл статей. (Я не ощущаю себя достаточно умным, чтобы рассказывать про будущее карьеры для людей, у которых опыта, возможно, больше, чем у меня).
Вступление
Примерно до середины 2000ых было два пути стать системным администратором: через путь эникейщика и через профильное высшее образование (обычно, в всякого рода институтах связи). Первое давало много опыта, второе — довольно много знаний (из которых большая часть не нужна). Сейчас появился третий — всякого рода «курсы системного администрирования», которые, реально, тлен и прах (если судить по тому, что знают и умеют те, кто их закончил).
Я пока сфокусируюсь на первом — а именно, «через эникеи в админы».
Что должен знать эникей?
То, что я напишу, вызовет бурю возмущения (во всяком случае, именно такую бурю обычно вызывает текст вакансии с такими требованиями и з/п в 15-17 т.р. (Санкт-Петербург)).
Нужно: уметь установить виндоуз, починить ей загрузчик, точно знать, где находятся программы, данные пользователей и т.д. (то, что называется «уверенный пользователь windows»). Дальше интеренее: нужно иметь представление об СКС (объяснить, какие пары и зачем переворачиваются в кроссе), знать про маршрутизацию (на уровне объяснить что от чего отделяет маска сети), DNS (на уровне знания про существования RR и способности определить IP по dns-имени в консоли), диагностику сети (знать, что такое пинг и уметь интерпретировать его вывод), нужно иметь какой-никакой опыт с офисными приложениями, уметь читать отлупы почтовых серверов.
Тяжеловатый список, правда? Последний раз, когда я искал помощника сисадмина, я решил не сдаваться и остановился именно на таком уровне. Нужно сказать, человек таки (через 3 недели) нашёлся.
Итак, первое — это знания. Где их получить? Видимо, дома. Внимательно думайте что делаете, старайтесь разобраться «почему». Каждая переустановка windows с нуля — ваш проигрыш.
Второе — адекватность. Свободный график, поблажки по времени работе — это удел админов. Эникейщик должен быть вовремя (и никого не волнует маршрутка в пробке), он должен быть приветлив к пользователям, он должен владеть русским языком и более-менее письменным этикетом (чтобы отвечать на письма внутри компании вменяемо).
Собеседование
Дальше вам нужно оценить адекватность людей вокруг. Трудная задача. Не стоит заигрывать в крутых админов и панибратствовать (см п.1), спросите, чем занимается компания, если видите затруднения в ответе, уточни, что интересует только то, с чем нужно будет работать по должностным обязанностям. Многие компании представляют из себя жуткое сплетение разных ООО, которые делают что попало, и рассказывать про бизнес вам никто не будет.
Кстати, об ответе на вопрос «долго ли вы у нас собиратесь работать?», отвечайте честно: «хочу набраться опыта, думаю, что минимум год, если будет интересно, то дольше». Вполне разумный срок для эникейщика. Поиск работника не менее геморройный, чем поиск работы, так что человек с намерением поработать пару месяцев энтузиазма не вызовет, но и обещание работать в качестве эникея тут до гробовой доски тоже не вызовет доверия к вашим словам.
Что делать, устроившись на работу?
В этой секции о том, как выполнять служебные обязанности. О том, что на самом деле (для собственного карьерного продвижения делать, чуть ниже).
Во-первых, осознайте, для чего вас наняли на работу: снять с админа работу. Не её излишек, очень редко администратор бывает совсем уж занят, а снять с него самую неприятную её часть: общение с пользователями и танцы вокруг компьютеров с бубном.
Вообще, это касается не только «помощника», всегда соглашайтесь на любую разовую работу (ну, кроме работы наркодиллером и испытателем ракет) — однократно вы получите от этой работы больше опыта, чем работодатель от вас пользы. Один раз протащили СКС — пачка опыта, один раз разобрались с видеокамерами — другой бесценный опыт. Научились программировать системный телефон АТС — опять же опыт. Опыт, опыт, опыт. Столкнувшись с проблемой пытайтесь не только решить её здесь и сейчас, но ройте по-максимуму. Если есть время, старайтесь прочитать в гугле хоть сколько-то про каждое новое название, которое встречаете.
Что на самом деле нужно делать?
Итак, у вас есть сколько-то времени ежедневно между звонками бухгалтеров о залипшей кнопке, посылом «пойти почини вот ту неведомую фигню» и прочими глупыми, жрущими время и низкооплачиваемыми вещами.
Это время можно:
а) Потратить на игры. Уносить сразу же. Не только потратите всё время, но ещё и получите массу проблем по работе, потому что будете тупить, тормозить и не успевать сделать, что сказали.
б) Потратить на сёрфинг, вконтактик, чатики, двачики, лепру, ещё какой другой замечательный в своей социализации сервис. Примерно то же самое, правда, менее опасно для работы.
в) Тратить на самообучение.
И вот это — главное.
Запомните, главные различия между админом и эникейщиком: теоретические знания и опыт. Опыт вы вычитать не сможете, он придёт со временем. Но какой именно он придёт, и, главное, первый пункт зависит ТОЛЬКО от того, сколько вы будете читать.
Читать, читать, читать, читать.
Если на работе есть проф. литература — читать всё. Даже если половину не понимаете. Прочтёте всю полку — начинайте читать то, что не поняли раньше.
Поток знаний, который на вас обрушится из самой глупой и зачуханной админской книжки достаточен, чтобы вкачать 2-3 левела по администрированию, причём по совершенно несвязным с темой книги темам. (Воспоминания: книжка по 2003 экчейнжу мне дала огромный пласт знаний по устройству виндов и active directory, наверное, больше, чем про эксчейнж).
Первые книги будет читать безумно тяжело. Но это нужно делать, потому что если вы не научитесь учиться, то пик вашей карьеры — престарелый полуадмин-идиот. Я таких встречал, они в 45+ лет несут наивную ахинею про антивирусы и глючную винду. Преимущественно такие выживают в гос. организациях или подыхающих от безделия полусоветских конторах.
Итак, читать, читать, читать.
Что делать, если литературы нет?
1) Купить (иногда кусается)
2) Читать, что есть (с экрана)
3) Попытаться попросить купить книжки за счёт компании (шансов мало, но есть).
В любом случае, читать, читать, читать. Договоритесь с самим собой — не менее часа в день на чтение _КНИГ_. Болтовня на тематических ресурсах за это не засчитывается. Сразу отвечаю на вопрос, каких книг: всех, которые хоть как-то касаются того, с чем вы работаете и до которых у вас дотянулись руки. За условный год вам нужно прочитать не меньше 20-30 книг, что очень, очень, очень много (это не беллитристика, некотрые умные книги нужно 2-3 раза перечитывать). Если уж совсем хочется руководства — ну, хотя бы «DNS и Bind» Альбеца и Ли. В принципе, Неймет хорош, он, правда, не по виндовой части. От себя ещё порекомендую Филимонова, «Основы мультисервисных сетей Ethernet», даёт очень мощный пинок по куче технологий. Но, 2-3 книги погоды не делают — читать, читать, читать.
Следующий пункт: общение на тематических форумах, комьюнити, и т.д. Полезно, но не заменяет книги. Лучше читать ответы, максимум, задавать вопросы. Умничать пока рано, но если вас тыкают носом в вашу глупость, страйтесь выяснить, почему вы всё ещё идиот, а не устраивайте битву троллей за кубок Флеймера. Если уж втянулись в спор, то аргументируйте — ищите источники, доказывайте. В принципе, один затяжной холивар может привести к тому, что вы сильно улучшите свои знания в области — но это при условии, что вы пытаетесь доказать свою точку зрения по источникам, а не громким и могучим IMHO.
Далее, как уже сказано ранее, старайтесь разобраться. Если вы будете задавать идиотские вопросы по работе, то это нормально (учтите, только, что админ не бог, и если он отмахивается, то есть вероятность, что он просто не знает).
Что учить?
Как сказано ранее, на первых порах всё — смежные вопросы из книг дадут вам первичные знания широкого спектра.
К моменту, когда вы это всё изучите, вы с большой вероятностью уже будете иметь какой-никакой опыт и вполне сойдёте за начинающего админа.
Чего избегать?
Тут мы начинаем самую сложную часть.
Во-первых, в мире Windows принято пиратить платный софт. В мире линукса тоже, только платного софта почти нет, в репозиториях много нужного и опенсорсного, так что проблема менее остра.
Наш доблестный уголовный кодекс предусматривает, что виноват тот, кто софт ставил. И если по служебной записке — то «по предварительному сговору», то есть отмазок нет. Если что-то случится — вас попытаются сделать виноватым. Учитывайте это, старайтесь держаться от Microsoft, Adobe, Autocad, 1С подальше. К сожалению, выбора нет, решайте сами — рисковать потенциальным условным сроком или вполне неиллюзорно вылететь с работы «за идиотизм». Это проф.риск многих начинающих админов (а так же цена работы с хорошо знакомой windows).
Вас могут попытаться сделать гибридом грузчика и помощника завхоза. От переноски серверов (легко) и серверных упсов (тяжело) вам не отвертеться, а вот от всякой завхозной ерунды — старайтесь уклоняться. Ибо время ест, а квалификации не добавляет.
Сисадмин или эникейщик: кто вам нужен на самом деле?
Содержание:
Функции сисадмина и эникейщика
С каждым годом сфера ответственности ИТ-специалистов расширяется — возникают новые технологии, соцсети, облачные вычисления. Одновременно приходится поддерживать унаследованные системы, базы данных. Нагрузка на каждого сотрудника ИТ-отдела, равно как требования к знаниям и опыту растут. Поэтому в крупных организациях (со штатом более 50 человек) обязанности в ИТ-отделе разделяют по должностям:
Название должности «эникей» произошло от «Press any key to continue». Употребляется в ироничном смысле, хотя именно этот сотрудник первым принимает на себя «удар» пользователей, звонки в ИТ-отдел. Недостаток у эникейщика один — отсутствие достаточного опыта и ответственности. Зачастую ему проще уволиться и сменить работу, чем восстанавливать утраченную базу данных и отвечать за это своей зарплатой.
Грамотный штатный администратор отлично знает ИТ-инфраструктуру своей компании. При этом глобальных проблем у профи нет, а с незначительными неисправностями справляется быстро и легко. Однако со временем талантливому и опытному сотруднику обязательно понадобится карьерный рост или новый плацдарм работ.
В крупной компании продвижение в штате предсказуемо. Через пару лет, по мере обучения и получения опыта эникейщик «вырастает» из помощника в среднего сисадмина. Еще через пару лет занимает пост старшего администратора, в обязанности которого входят также распределение обязанностей между средними сисадминами, решение сложных ИТ-вопросов, покупка дорогого оборудования.
В малом и среднем бизнесе карьерный рост ограничен, поэтому опытный администратор нередко уходит, и приходится срочно искать замену. А это повышает риск простоев в работе.
Оптимальное кадровое решение в ИТ — аутсорсинг
Чтобы ИТ-отдел работал как часы, целесообразно отдельные его функции передать выездным администраторам. Это защитит ваш бизнес от человеческого фактора, так как при внезапном увольнении сисадмина на помощь всегда придет опытный выездной инженер, хорошо знакомый со спецификой ИТ вашей компании.
При наличии же филиалов, корпоративных сайтов, систем безопасности (видеонаблюдения, управления доступом), IP-телефонии, дополнительно сэкономите на содержании узких специалистов.
Как избежать ошибок при подборе кадров
Специалисты ITSSupport помогут вам поддерживать ИТ-системы работоспособными, выстроить стратегию и тактику их развития на длительный период. Организуем отдел техподдержки с учетом специфики работы и продукции вашей компании.
При аутсорсинге вы получаете опыт и знания сразу нескольких айтишников, а стоимость услуг в два раза ниже, чем расходы на штатных сисадминов. Узнайте подробнее о преимуществах ИТ-аутсорсинга ↗.
Эникейщик — системный администратор по обстоятельствам
Собирался просто добавить ответ на третью часть серии статей Как стать системным администратором — пособие для начинающих, но из — за утери старого акка от Хабра и новых правил регистрации пришлось оформлять как отдельный топик.
Прочел все три статьи серии вместе с комментариями и немного не согласен с несколько презрительным отношением к эникейщикам универсалам.
В связи с чем хочу рассказать свою историю (одна из стран СНГ):
После бакалавриата (технический вуз и профессия не имеющая отношения к IT) дал объявление в газету на поиск работы на лето на должность эникейщика (в объявлении было гордо написано системный администратор). Пригласили на собеседование в филиал банка. Как раз получилась ситуация когда предыдущий администратор увольнялся, причем уже около полугода, а нового так и не нашли. К тому времени я успел поработать в тех. поддержке института, в котором учился, так что кое — какой опыт имел. Админ сказал что я вполне подойду, образование высшее — так что на работу приняли. Правда никто не предупредил, что принимают на работу в среду, а в понедельник предыдущий админ, оставив список номеров и листок с паролями (не всеми кстати), сваливает в другую страну с концами.
Итак что я получил в наследство — парк из 70 машин, 6 серверов, видеонаблюдение, пластиковые карты, банковская электронная система, мини АТС в которую входит и поток и городские номера, разнесенные по городу обменники и пункты переводов. Все это на одного меня. По идее в отделе должно было быть три человека, но в связи с кадровой политикой банка, найти подходящего удалось только через 8 месяцев.
Теперь вопрос к товарищам, которые разделяют компьютерщиков пр каким то резким границам — к какой категории отношусь я? По вашей классификации к эникейщикам. Т.е. к 0 уровню.
Кстати думаю надо отписать что произошло в филиале за 3 года, что я тут работаю и немного о своих должностных обязанностях.
Парк машин вырос до 115, открылось три новых минибанка, открывались и закрывались различные спец. кассы и обменники. Парк машин кстати полностью обновлен. В три раза выросло количество клиентов по системе «Банк — клиент», новый домен, почтовый корпоративный сервер с доменным именем, изменена система доступа к сети Интернет и внутрибанковской сети ЦБ (включая обменные пункты и минибанки). Это все сделано практически полностью моими силами.
С моим участием установлена новая система видеонаблюдения, система пожаротушения, несколько новых каналов связи. Все это работает не абы как, а на должном уровне — т.е. мерилом качества является не какая то навороченность конфигов, а эффективность работы — отсутствие падений и простоев и отсутствие жалоб со стороны пользователей.
В служебные обязанности, помимо непосредственного обслуживания локальных станций и серверов, входит: проведение тендеров на закупку всего относящегося к компьютерам от расходников (кстати тонер засыпаем тоже мы вдвоем, так же как и проводим мелкий ремонт оргтехники, в которую входят не только лазерники А4, но и банковские матричные принтеры) до дорогостоящего оборудования на миллионы (в нашей валюте), проталкивание договоров через головное отделение, т.е. непосредственно обоснование наших потребностей перед начальниками департаментов, причем не одного, а нескольких. Кстати всякие там закупки кондиционеров, телевизоров, телефонов, договора по предоставлению ТВ, кулеров для воды и т.п. входят так же в мои обязанности.
Отношение к пользователям. Читая различные ресурсы в том числе Хабр, я иногда просто поражаюсь отношению админов к пользователям. У меня на работе мой отдел работает для того, чтобы пользователи приносили банку доход, и если у них что то не получается в том же экселе, наша обязанность прийти и помочь им. Это при том что все пишут, что уверенно владеют компьютером.
Кстати в удостоверении моем сейчас написано начальник отдела. И мне по прежнему интересно к какому классу компьютерщиков я отношусь?
Закат эпохи эникейщиков (айтишников из не ИТ-компаний)
. а также настройщиков локалки, админов и пр.
Коллеги, неужели вы не осознаете, что услуги эникейщиков (админов и прочей айти-пехоты) уходят, причем стремительно, в прошлое? Рынок сокращается и надо оттуда бежать, пока еще есть силы на изменения себя и освоение нового.
Так будет и с IT-технологиями, писал он, все сервисы будут доступны через Интернет, исчезнет потребность в локальных сетях, серверах и обслуживающем персонале. И он оказался прав, всё это уже (!) произошло.
В общем, коллеги, не злитесь, а лучше задумайтесь, в какую сторону меняться? Эпоха айтишников ушла в прошлое безвозвратно.
Кто тебе сказал такую хуйню, что необходимость подстанций отпала?
Просто их вынесли в подведомственность снабжающих организаций (а на крупных заводах так и осталось). Бред какой-то пишешь.
Никогда(внимание!) фирма не будет держать всю свою документацию на веб сервисе.
Никогда(вот вообще!) внутренняя информация не должна хранится на внешних сервисах(гугл док или прочая).
Никогда секретутки не смогут в замену барабана или картриджа принтера(не путать с профессиональными разнорабочими женского пола).
Никогда не исчезнут проблемы разводки сети, поддержания стабильности сети, настройки домена, почтового сервера, обновления антивируса, защиты сети.
Увы и ах, весь ваш пост туфта человека, очень и очень слабо разбирающегося в теме 😀
А те кого ты будешь вызывать всё тебе чинить это кто, фрезеровщики что ли? И сколько я буду ждать аутсорсного айтишника работая за 600 км от ближайшего населённого пункта, а как быть с предприятиями которые не могут ждать день или два и т.д. и т.п., короче ты какой-то бред написал иди помолись и свечку в церкви поставь, походу в тебя бес вселился.
З.Ы.: Забыл ещё, кто-то должен даже страничку которая крутится на чужих серверах обслуживать.
Штука в том, что облачные сервисы так же нужно админить и разница лишь в том, что теперь сервак не у тебя в серверной, а где-то в облаке.
Бекапы так же актуальны.
Чинить рабочие станции так же надо.
Локальные сети, шлюзы, настройки проксей никуда не делись.
Дебилы сотрудники которые не в силах постичь MS Office никуда не делись.
Те же принтеры как были, так и остались.
Ну и да. на уровне мелких контор, как был цирк так и остался, на уровне больших, как нужны были эникеи и суровые бородатые админы, так они и останутся.
Видишь ли, не все конторы занимаются телефонным спамом.
Вот вы пишите, в 10 человек админ не нужен, само собой, он и раньше не был нужен, но без совместителя или аутсорс не обойтись(а кто работает в аутсорс? те же ит-ники, те самые эникеи).
Веб технологии хорошо, но безопасность, Вот так потерять базу клиентов или прочую документацию 1-2 раза и можно банально остаться без бизнеса. Адекватные владельцы это понимают хорошо, а не адекватам и судьба разориться.
Облака? IaaS, SaaS, PaaS? Да, притягивают своей простотой, но дальше, как уже писал, чуть в сторону, тёмный лес: либо утыкаемся в невозможность изменения, либо иные проблемы. По деньгам? Мы вот считали и у нас получалось так, что при среднем сроке жизни сервера, мы имеем профит почти в два раза.
Мне кажется, что сейчас мы находимся только в стадии взросления и понимания задач перед IT. Причём всё в более широком смысле этого слова. Развиваются технологии, что-то упрощается, что-то даёт возможность для всходов новых бизнесов, которые также потребуют себе IT-специалистов, как наёмных, так и своих.
Сколько уже этих сказок было, облака, аутсорс, нейросети, аа мы все умрем. Только все не выходит каменный цветок, да конторки на 10 человек могут обойтись, ну так они и раньше могли.
Пока в бухгалтериях есть Тëти Любы, с Тëтями Ленами, эникейщики никуда не денутся. Ну и в современных реалиях спиздинга персональных данных собственные сети обретают новый виток популярности. Может у большой компании, предлагающей облачные сервисы, большой штат безопасников, но никто не отменяет кражу изнутри и соблазн хакнуть.
А доллар вот-вот обрушится, ибо огромный гос долг США.
Эпоха простых сисадминов, которые большую часть времени заправляли принтеры, чинили кофеварки и ставили пароли на винду, и правда уходит. У нормальных сисадминов работы всегда будет навалом. И в целом айтишники сейчас на взлёте. Не надо всех под одну гребёнку-то.
1) Как вам уже указали, вы перепутали эникейщика, сисадмина, и it-шника в общем.
Радоватся нужно, что эпоха эникеев уходит.
Но это не означает, что айтишной работы становится меньше. Просто она структурируется, айтишники уходят глубже в специализацию.
Теперь у нас не один мальчик, который делаёт всё подряд (причём скорее плохо, чем хорошо), а свой аутсорс на каждую задачу.
Страдаёт только тонкая простройка ленивых эникейщиков, которые нахватались верхов по всем направлениям, а глубже развиваться дальше. Их эпоха уходит, да.
Очень смешно.
Вся эта байда работает настолько прекрасно, что штат впору увеличивать, а не сокращать.
А не по сети ли все это работает? Их за всего этого, даже сторожу уже нужен АРМ с выходом в интернет, доменной записью и настроенным профилем. Так что сети только растут.
Не надо недооценивать людей.
Реальность несколько отличается от рекламного проспекта, ничего так не работает.
Нужно постоянно править и контролировать на месте.
Можно провести аналогию с известным произведением «Кандид или оптимизм». Главным героем там будет директор, поверивший в облака (требующие отсутствия шифрования) и лишившийся фирмы.
Коллеги, неужели вы не осознаете, что услуги эникейщиков (админов и прочей айти-пехоты) уходят, причем стремительно, в прошлое?
кто может сказать что это прошлое и никому это не нужно. Но увы. Пока кто то делает будущее, кто то сохраняет прошлое 🙂
А SMM, фуллстэк девелоперы и прочие тоже не актуальны? «Эникейщик» не равно «айтишник».
Дизайн тоже «заканчивается». Думаю, куда направиться.
Тенденция простая: сотрудников нужно меньше, но сотрудники должны быть умнее. Это относится ко всем сферам, где хоть что-то можно автоматизировать.
У нас на заводе локалка. Извини, секретка.
Щас тебя тряпками закидают))))
15 лет занимаюсь it аутсорсом, работы только прибывает.
Ответ на пост «Традиция»
Так получилось, что я с этой историей знаком, упомянутая фирма в 2019 году через знакомого коллеги пришла к нам даже не на обслуживание, а скорее попросили переделать инфраструктуру, всё настроить и помочь найти грамотного админа на постоянку.
В итоге вместо месяца работа заняла неделю, плюс еще неделя на доводку и донастройку, бойцы просто восстановили инфраструктуру «до катастрофы». На кой-какое сопровождение мы там тоже присели, все же из Мск в Нижний особо не наездишься, да и админа вроде толкового на нормальную зп они подобрали, ковид с локдаунами пережили, вроде работают сейчас.
Путь от эникейщика до программиста
В детстве я был любознательным ребенком. Мне было интересно, как устроены самые простые вещи. Однажды моему школьному другу на день рождения родители подарили игровую приставку Dendy, и мы каждый день после школы рубились в нее что было сил. Но мне это все быстро надоело, мой пытливый ум пытался понять как в эту маленькую коробочку — картридж — помещаются персонажи из игры, карты локаций, звуки, и вообще на каких принципах эта техника работает.
Однажды на мои глаза попался журнал об электронике «Левша». В одном из номеров журнала была опубликована схема радиолюбительского компьютера на основе аналога процессора Z80. Я смотрел на эту схему и мечтал собрать себе такой компьютер. Так я начал изучать электронику.
Шли годы, я взрослел, но тяга к компьютерной технике не угасала. После девятого класса передо мной встал выбор: продолжать учебу в школе или начать получать профессию. Я выбрал второе.
Лицей и институт
И вот я студент профессионального лицея информатики, бизнеса и дизайна. Учебе в лицее я отдавал всего себя, на стипендию я покупал книги по компьютерным наукам и электронике. Тогда впервые в лаборатории я познакомился с IBM PC c операционной системой MS DOS 6.22. И тогда с горящими глазами и такими же «одержимыми» студентами начал пропадать в лаборатории допоздна.
Рефераты я больше не писал от руки, а набирал их на компьютере в текстовом редакторе Edit. Блок-схемы рисовал в PCPaint. Распечатка на матричном принтере занимала много времени, но оторвать взгляд от его работы было невозможно. На последнем курсе лицея мы проходили практику в компьютерной фирме, где меня заметил руководитель и взял на работу на полставки. Мне нравилось получать теоретические знания и тут же их применять на практике. Теперь я мог продолжать учебу и зарабатывать первые деньги. На них я купил свой первый компьютер с dial-up модемом. Я был на седьмом небе от счастья, ведь теперь у меня дома появился интернет!
После лицея я решил расширить свои знания и поступил в институт. Институт и общежития охватывала большая локальная сеть с внутренними сайтами и файлообменниками. Эту сеть построили сами студенты. Тогда я увлекся Borland Turbo Assembler. Я писал программы под математический сопроцессор Intel 8087, на низком уровне работал с Com-портом. В институте я впервые познакомился с AVR микроконтроллерами, которые меня тоже сильно увлекали. Тогда же я узнал, что такое UNIX и web-программирование. Я сделал несколько сайтов-визиток, а также один интернет магазин на LAMP. Ещё был написан парсер, который занес все товары в базу данных с чужого сайта-каталога.
Эникейщик
С годами интерес ко всему новому не пропал. Я стараюсь идти в ногу со временем и применять полученные знания на практике. В каждой организации, где мне доводилось работать, я учился чему-то новому, и как мог улучшал существующие бизнес-процессы. В одной крупной торговой компании я разработал программно-аппаратный комплекс для тестирования Com-портов. Это позволило оперативно находить неисправности кассового оборудования.
В муниципальной организации я настроил сервер корпоративной электронной почты, а также внедрил систему электронного документооборота, что позволило ускорить работу специалистов и сократить расходы на бумагу. В другой организации я перевел информационную систему на сервер с операционной системы Linux, что позволило обслуживать клиентов в два раза быстрее, чем раньше. Передо мной никто не ставил такие задачи, я сам искал слабые места, обосновывал необходимость тех или иных решений, искал финансирование и воплощал идеи в жизнь.
Конечно, это здорово, когда ты можешь и комп с принтером починить, и сервак на любой оси поднять, и письмо накатать в министерство связи. Среди юристов и бухгалтеров ты конечно же первый парень на деревне, но это не делает тебя крутым специалистом в принципе. Ты занимаешься всем и сразу, а в итоге ничем. Распыляешь свою энергию и не можешь углубиться ни во что конкретно. Вот я и превратился в 33-х летнего эникейщика.
Стыдно, позорно, я сам себя загнал в эти муниципальные тиски, из которых выбраться очень нелегко. Конечно, многие скажут, кто тебе виноват, брось все и начни заниматься тем, что нравится. Но когда у тебя жена и дети, ты не можешь себе позволить вот так просто взять и уйти с работы, чтобы начать строить новую жизнь. Ты себе уже не принадлежишь. Да и куда уходить? В маленьком городе не так много нормальной работы.
Знакомство с «Хекслетом»
Прозрение наступило мгновенно. Меня как будто молнией прошибло. На местном городском форуме я начал спрашивать ребят, как жить дальше и к чему двигаться. И один человек мне рассказал про Hexlet, и про то, как там прокачивают навыки. И в моей жизни появилась цель, к которой я шел полтора года, с момента начала обучения до момента получения первой работы в качестве программиста. Я прошел половину курса по профессии «Бэкенд JS-программист (node. js)», прочитал несколько книг по профессии и скажу что это очень круто. Мне раньше тоже приходилось писать программы но я понятия не имел про рекурсию, свойство замыкания, ООП, git и т. д.
Однажды я познакомился с действующим программистом-удаленщиком из моего города. От него я узнал, что на рынке труда больше востребованы фронтендеры, нежели бэкендеры. И могу сказать, что следующие четыре месяца прошли не зря. Знакомый окунул меня в мир фреймворков Angular 2+, VueJs. Я поработал в Visual Studio Code и WebStorm. Научился отладке и поработал с Git, немного прокачался в верстке (БЭМ, flexbox, CssGrid). А еще познакомился с новым для меня языком TypeScript. За эти четыре месяца я сделал две тестовые работы по фронтенду просто для себя.
Текущая работа, конечно, сильно мешала мне учиться, приходилось использовать каждую свободную минуту, чтобы шаг за шагом продвигаться вперед. Часто приходилось сидеть по ночам. Но это меня не останавливало, потому что я хотел реализовать свой нерастраченный потенциал и получить первую работу в качестве удаленного фронтенд-разработчика.
Поиск работы
Следующие полгода я потратил на собеседования и тестовые работы. Некоторые тестовые задания были сделаны весьма успешно, но что-то не получалось на собеседованиях. Иногда задания были выполнены не очень хорошо, тогда просто не звали на собеседования. Я искал именно удаленную работу, так-как в моем городе просто нет ИТ-компаний. И я вам скажу, это было ооооооочень сложно.
На удаленке работодатель от соискателя ждет хоть какого-нибудь реального опыта. Нубы вроде меня никому не нужны. Но в моем маленьком городке, я повторюсь, нет возможности получить такой опыт, и мне отказывали раз наверное тридцать. Я уже был готов уехать в Москву, Питер, Нижний Новгород, Ульяновск, лишь бы взяли хоть куда-нибудь. Готов был спать на раскладушке, чтобы получить реальный опыт. Но у меня семья, дети, не хотелось их покидать. Я был в отчаянии, размышлял, что делать дальше, как мне переломить ситуацию. За это время на GitHub скопились работы в портфолио.
И вот однажды на сайте «Мой круг» увидел вакансию. Требовался senior frontend разработчик с зарплатой от 100 тыс. рублей в компанию Lingo Play Ltd. Я подумал, что терять нечего. Откликнулся с сопроводительным комментарием: «Так и так, не хотели бы вы взять меня в качестве младшего разработчика». Я ни на что не надеялся, обычно на такие отклики даже не отвечают, оно и понятно, по требованиям к вакансии я явно не подхожу. Но мне ответили! И попросили найти способ продемонстрировать свои навыки.
Я показал свой репозиторий и выполнил небольшое тестовое задание. Оно оказалось не таким сложным как те, что я делал до этого. Выполнил его довольно неплохо. Было несколько замечаний, но мне дали возможность их исправить. Очень важно, когда работодатель дает обратную связь и дает возможность исправиться. У меня бывало так: говорили «вы нам не подходите» без объяснения допущенных ошибок. А тут совсем другое дело.
Затем было собеседование. Мне не задавали глупых вопросов в духе: «Кем вы себя видите в нашей компании через пять лет?» Я беседовал не с кадровиком или как там их сейчас называют по современному — HR-менеджеры, я говорил с разработчиком. Он меня ввел в курс дела, сказал, что я им подхожу. И вот я сотрудник Lingo Play Ltd. Компания разрабатывает собственный обучающий портал. Это очень сложный портал, практически социальная сеть.
Это была ПОБЕДА! Победа, к которой я шел долгие месяцы. Мне 35, впервые в жизни я знаю, что мне делать и куда развиваться. Не боги горшки обжигают, сказал кто-то из мудрых греков. Человек сам может сделать все что угодно, было бы желание. Я безгранично благодарен тем людям, которые мне помогли прийти к этому состоянию — моей семье, моей жене, которая меня поддерживает во всех моих замыслах.
Сейчас я активно изучаю английский язык, с удовольствием работаю, общаюсь с семьей, катаюсь на велосипеде, помогаю новичкам на Тостере, планирую окончить курс Hexlet по профессии «Бэкенд JavaScript (node. js)». Надеюсь, моя история послужит примером и вдохновит кого-то еще изменить свою жизнь.