если утеряно разрешение на строительство дома что делать
Как возобновить строительство объекта, если разрешение на строительство не актуально, всвязи с длительным судебным процессом?
Сергей Прокофьев, г. Нижневартовск 30 мая 2019 года, 03:43 просмотров: 2152
Есть какое-нибудь решение для скорейшого разрешения данной ситуации? Как вы думаете? Спасибо.
Насколько мы поняли по существу вопроса у Вас следующая ситуация: Вами было получено разрешение на строительство объекта капитального строительства. Для получения разрешения на строительство Вами в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса был подготовлен пакет документов, том числе проектная документация и договор аренды земельного участка и др.. В течении действия разрешение на строительство построить объект Вы не успели.
В настоящее время продолжить строительство Вы не можете поскольку срок действия разрешения на строительство истек, а чтобы его продлить Вам необходимо продлить срок действия проекта, экспертизы проектной документации, договор аренды, срок действия технических условий и др. документов.
При этом важно понимать, что сроки действия всех иных документов, таких как договора аренды земельных участков, технические условия, экспертиза должны охватываться сроком действия разрешения на строительство. Так же важно понимать, что да же если бы Вы в установленные законом сроки обратились бы за продлением разрешения на строительство, орган отвечающий за выдачу разрешения на строительство при принятии решения о продлении такого разрешения обязательно бы проверил актуальность (срок действия) договора аренды и иных документов и в случае их просрочки обязал бы вас их продлить или отказал бы в продлении разрешения на строительство.
Таким образом, если вы не успели продлить срок действия разрешения на строительство, то продолжить строительные работы можно только после получения нового разрешения на строительство. При этом, прилагаемые документы к заявлению в соответствии со ст.51 градостроительного кодекса РФ о получении разрешения на строительство, должны быть актуальны на момент подачи заявления и своим сроком действия охватывать указанный в заявлении срок строительства.
С этой точки зрения решение органа отвечающего за выдачу разрешения на строительство считаем законным.
На наш взгляд у Вас есть два выхода из ситуации и оба судебные:
1. Вы обращаетесь в орган отвечающий за выдачу разрешения на строительство с заявлением в порядке ст.51 Градостроительного кодекса РФ о выдаче Вам разрешения на строительство. После получения отказа Вы обращаетесь в суд, в котором обосновываете уважительную причину пропуска срока продления разрешения на строительство с приложением судебного решения из за которого вы пропустили этот срок.
2. По результатам судебного разбирательства вы на руки получите судебное решение в котором суд обязывает орган, отвечающий за выдачу разрешения на строительство восстановить срок действия разрешения на строительство.
Вы актуализируете все документы необходимые для получения разрешения на строительство. А появившиеся затраты в последствии взыскиваете с виновной стороны с которой вы вынуждены были судиться и у которой выиграли суд (то есть компенсируете возникшие издержки).
Без бумажки ты букашка: как восстановить документы на недвижимость
Если государственные органы необоснованно отказывают в выдаче документов, отсылают в другие учреждения и не проявляют никакой активности по вашему вопросу, следует обращаться в вышестоящие инстанции, осуществляющие надзор в этой сфере. В целях экономии времени собственники могут одновременно обратиться сразу в несколько инстанций, где могут храниться документы, увеличив тем самым вероятность положительного исхода.
Так, на территории Новой Москвы на сегодняшний день существует проблема с передачей документов местными администрациями в департамент городского имущества.
В крайнем случае, существует возможность судебного оспаривания отказов. В суде фактический собственник вправе также установить факт владения и пользования данным имуществом на праве собственности в целях регистрации этого имущества при условии, что утерянный документ не может быть восстановлен в ином порядке.
В государственные органы граждане обращаются в письменном виде, и если по каким-то причинам государственный орган не может выдать необходимые в документы, то он предоставляет письменный мотивированный отказ с подробным описанием причин, в том числе, если государственному органу необходимы какие-то дополнительные справки.
Материал подготовлен при участии юриста содружества земельных юристов Марины Строкань, юриста компании LDD Анны Поповой, заместителя директора по юридическим вопросам «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Ольги Балбек, управляющего партнёра коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимира Старинского.
Сделки и договоры, касающиеся объектов недвижимости до 1998 года, регистрировали в БТИ или в местной администрации.
Что касается земельных участков, то документы регистрировали в местном земельном комитете. Единого порядка при совершении регистрационных действий не было. Соответственно, если новые документы не оформлялись, запросы нужно направлять в БТИ и местную администрацию.
О краже нужно заявить в полицию. Злоумышленникам вряд ли удастся совершить операции с недвижимостью, имея подлинники документов.
Для страховки можно подготовить и направить обращение в Росреестр (по месту нахождения имущества) о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие вам объекты недвижимости без вашего личного участия или участия законного представителя. В этом случае в Единый государственный реестр недвижимости вносится запись о таком заявлении.
К таким документам относятся, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции. Это может быть постановление о предоставлении участка местных властей, которые были наделены данной функцией в свое время, либо свидетельство на землю старого образца или же акт, выданный земельным комитетом. При утрате, гибели, документов-оснований возникновения прав, необходимо обратиться в соответствующий орган, выдавший такой документ, с заявлением о выдаче копии/дубликата. В качестве альтернативы можно обратиться в местный архив данных, где хранятся все дубликаты первоначальных документов. Предложенный путь решения вопроса особенно актуален для документов, выданных до 1998 года.
В большинстве случае право собственности на землю у граждан возникает в результате наследования. При утрате обязательно стоит восстановить также свидетельство о праве на наследство, обратившись к нотариусу, выдавшему первоначальный документ.
При утрате разрешения на строительство целесообразно обратиться с заявлением о выдаче дубликата в Комитет государственного строительного надзора города Москвы, либо в местные администрации в соответствующих муниципальных образованиях. По заявлению собственника дубликат выдадут бесплатно в срок не более 30 дней. При восстановлении разрешения государственная пошлина не предусмотрена.
В принципе восстанавливать техпаспорт не обязательно. Он нужен далеко не всегда, только при сделках с особыми условиями, например, если квартира приобретается в ипотеку. Его может потребовать банк, выдающий кредит. Иногда техпаспорт могут потребовать органы опеки и попечительства, если сделка нуждается в их одобрении. Для обычного владения квартирой техпаспорт вообще не нужен.
Цена технического паспорта, изготавливаемого в БТИ по Москве, составляет порядка 2,3 тысячи рублей, в области и регионах стоимость может отличаться.
Важно: если ранее в отношении объекта недвижимости проводились кадастровые работы и результат учтен Росреестром, повторный выход инженеров не требуется.
Собственнику достаточно обратиться в МФЦ, либо в Росреестр за получением выписки. Для удобства правообладателей существует и электронный сервис заказа, доступный на сайте Росреестра.
Если понадобится восстановить правоустанавливающий документ (договор дарения, купли-продажи и так далее), необходимо сделать запрос в территориальный офис Росреестра на предоставление заверенной копии. Там же хранятся сведения о договорах долевого участия и участия в приватизации.
Кстати, если договор купли-продажи оформлялся при помощи нотариуса, то копию соглашения можно получить и у него. Также к нотариусу стоит обратиться, чтобы получить утраченное свидетельство о праве на наследство.
Как получить разрешение на строительство (утеряно), если уже оформлено незавершенное и присвоен кадастровый номер?
Оформили земельный участок с незавершенным строительством объектом (фундамент) через куплю-продажу. Есть свидетельство с присвоением кадастрового номера незавершенке. Но позже выяснилось, что разрешение на строительство среди документов нет. Бывший хозяин утверждает, что утеряно. Регистрировалось в 2005 году.
Где можно получить копию разрешения? Есть ли оно в архиве органа, выдавшего?
И, если на самом деле, разрешения не было, то как его оформить сейчас, когда на участке официально зарегистрировано незавершенное строение?
Среди документов есть проект на строительство, план с обозначением местоположения строения на участке и его размерами. Но проект рассчитан на мансарду, мы же хотим построить одноэтажный дом, использую имеющийся фундамент. Если поменяем проектную документацию, выдадут ли нам разрешение на строительство?
Земля в собственности, ИЖС.
Ответы на вопрос:
Людмила, если есть свидетельство о праве собственности, то посмотрите на основание-документ. Разрешение на строительство если было, то обратитесь в Архитектуру где было выдано и получите копию (повторное). А проект на строительство не нужно, если земля в собственности.
Похожие вопросы
нужно ли брать разрешение на строительство?
Какие документы нужны если его брать?
Какие документы нужны для того чтоб получить подписанный проект (проект придумали сами)?
как оформить свет и воду если проекта нет?
По договору купли продажи приобрел участок (ИЖС). Предыдущему собственнику давали разрешение на строительство и архитектурный план на постройку в 2005 году на 2 года. Мне нужно снова получать план или можно построить дом, а потом зарегистрировать? Могут ли не дать разрешение на строительство, если участок в собственности. Все документы оформлены верно, свидетельство от кадастровой палаты есть.
Вопрос: 1).могу ли я с этими документами оформить участок в собственность по упрощённой системе? Или ещё какие-то документы требуются?
2).Когда оформляется разрешение на продолжение строительства, нужно ли делать межевание?
Как получить разрешение на строительство дома
Чтобы потом не ходить по судам
Разрешения на строительство домов больше не выдают
Мы пишем статьи, но российские законы меняются. С 4 августа 2018 года отменили разрешения на строительство частных домов. Теперь вместо них нужно подавать и получать уведомления. Это касается садовых домов и ИЖС.
В статье все равно много полезного про подготовку участка, градостроительные нормы и присвоение адреса. Все это актуально, изменились только формальности. Если собираетесь строить дом — обязательно почитайте.
Мой брат Олег получил по региональной программе участок 15 соток под Белгородом.
Он хотел сразу построить на нем дом, но оказалось, что сначала надо собрать кучу документов и получить разрешение в местной администрации.
Просто прийти к чиновникам и попросить разрешение нельзя. Сначала надо проверить статус участка, получить адрес и кадастровую выписку, начертить проект и ситуационный план. Для надежности до начала стройки стоит провести геологические изыскания — правда, на разрешение это не влияет. Расскажу, как это делал мой брат.
Как правильно
По закону возводить дом без разрешения нельзя. Без документов его не получится продать, поменять, подарить или оставить в наследство. Но по факту, если построиться на своем участке, потом уже готовый дом можно узаконить через суд. По гражданскому кодексу можно признать право собственности на самовольную постройку, если она соответствует всем нормам. На практике это иногда быстрее, дешевле и проще, чем получать разрешение.
Но вдруг выяснится, что сосед против того, что дом близко к его забору? Или через участок проходит центральный кабель и земельные работы запрещены. Тогда постройку признают незаконной, дом потребуют снести, а хозяин заплатит штраф. Поэтому безопаснее все сделать как положено.
Выписка из реестра
По закону возвести частный дом можно только на земле, которая предназначена для индивидуальной жилой застройки или для личного подсобного хозяйства. В документах на землю должно быть именно такое назначение участка — официально. Если вы сами считаете, что земля подходит для строительства дома, этого мало. Может быть, вы и покупали землю для дома, а окажется, что строить там нельзя. Например, с садовым и дачным участком могут быть проблемы.
Дом нельзя строить в санитарно-защитной зоне рядом с промышленными предприятиями, аэропортами, кладбищами и свалками.
В каждом регионе свои правила и законы, где подробно расписано, на каком расстоянии от каких объектов запрещено строительство. Санитарная зона есть у заправок и автомоек и даже возле линий электропередачи.
Разобраться самому в тонкостях местного земельного законодательства сложно, и если есть подозрения, что участок находится в такой зоне, то лучше обратиться в местный земельный комитет или межевой центр, где есть специалисты с нужными базами и кадастровыми планами.
Мой брат получал участок специально под индивидуальное строительство фактически в чистом поле, поэтому у него проблем не возникло. Но это не значит, что у вас их тоже не будет. Есть случаи, когда люди покупают участки на большой свободной территории, а потом выясняется, что это водоохранная зона. И хотя назначение участка подходящее, строить там дома не разрешают. Семьи остаются с ненужной землей, кредитами и без денег.
Инженерно-геологические изыскания
Грунтовые воды и разная плотность грунта могут осложнить строительство. Если на плохой почве построить дом, то по стенам пойдут трещины, а фундамент и подвал будет подтапливать. Чтобы такого не произошло, желательно провести инженерно-геологические изыскания.
Фирм, которые этим занимаются, много. Специалисты приедут на участок, пробурят скважины на месте будущего строительства, возьмут пробы почвы и воды. В итоге подготовят отчет на несколько десятков страниц, в котором будут разные схемы и графики, понятные только другим специалистам. Можно попросить геодезистов, чтобы они на словах объяснили, можно ли начинать стройку.
Если денег на специалистов нет совсем, стоит поговорить с соседями: иногда совет старожила полезнее заключения эксперта. Хозяин, который сам строил дом и много лет в нем живет, знает все особенности почвы на участке и подскажет, какой глубины делать фундамент и подвал.
стоят инженерно-геологические изыскания в Белгороде
Адрес и кадастровая выписка
Улица, на которой мой брат строит дом, существовала только на бумаге, поэтому ему пришлось самому получать адрес. В местной администрации будущему дому присвоили номер, а Олегу выдали постановление, что участок расположен по адресу с конкретным названием улицы и номером дома.
Получать адрес придется, даже если улица существует и на ней есть дома с номерами. Например, если большой участок делят на два: тогда у одного из них будет новый адрес. Иногда документы приходится оформлять несколько месяцев.
Каждый земельный участок имеет свой кадастровый номер. Фактически это адрес участка, но записанный специальным кодом в общей базе. Зная кадастровый номер, на сайте Росреестра можно посмотреть, где расположен участок, на землях какой категории, какой он площади. Разрешение на строительство можно получить только для участка, у которого есть кадастровый номер, подтвержденный кадастровой выпиской.
Проект и ситуационный план
Проект — это чертеж вашего будущего дома с планом помещений. Ситуационный план — это чертеж участка с расположенным на нем домом. Строить вы будете по проекту. Чтобы вам разрешили строительство, проект должен быть грамотным с инженерной точки зрения. Дом, который вы задумали, не должен угрожать окружающим и вам.
Простой проект у инженерной или архитектурной фирмы обойдется в 20—30 тысяч рублей. Верхняя планка цен не ограничена. Чисто теоретически можно нарисовать проект и самостоятельно, но для этого нужны инженерные знания. Готовые проекты есть и в интернете. Кроме того, проект может сделать бесплатно компания, которая займется вашим строительством, — вариантов экономии много.
Брат окончил строительный вуз, поэтому чертил план сам. Но ему все равно пришлось сверяться с документами, чтобы не пропустить ни одно из требований. Вот некоторые из них:
Это не все требования — читайте документы или консультируйтесь с экспертами.
Получить разрешение
В Белгороде разрешение на строительство выдает местное управление архитектуры, на территории которого расположен участок. Чтобы получить разрешение, брат написал заявление. К нему попросили приложить проект и ситуационный план, копию кадастровой выписки и копию свидетельства о собственности на землю.
Даже если заявление примут, но разрешение не выдадут, обязаны написать причины отказа. Официальный срок ответа — семь дней.
Через неделю Олегу позвонили и пригласили прийти за разрешением на строительство и градостроительным планом участка.
На градостроительном плане было указано, где находится участок, его площадь и размеры.
В плане написаны основные требования федерального и местного законодательства, которые надо соблюдать во время строительства:
На оформление всех бумаг для получения разрешения у Олега ушло три месяца. Но это может и затянуться. Я знаю случай, когда только на получение адреса ушло четыре месяца. А еще бывает, что нужно проводить межевание или наносить границы на план города. Кажется, что осталось получить одну справку, а на деле оказывается, что все только начинается. Иногда даже законы успевают поменяться, пока оформляется разрешение.
Разрешение действительно 10 лет, поэтому можно начинать строить дом не сразу, а, например, через пять лет. А после строительства предстоит еще много бумажной волокиты и расходов.