Фирменное наименование и товарный знак в чем разница
В чём заключается разница между товарным знаком и фирменным наименованием?
Товарный знак и фирменное название, являясь терминами предпринимательской деятельности, играют важную роль в рекламе продукта и представлении организации на рынке. Оба определения имеют отношение к персонализации выпускаемой продукции и влияют на прибыль.
Чтобы разобраться в различиях между товарным знаком и фирменным наименованием, необходимо обратиться к цели их создания, а также к их правовой основе.
Статья поможет вам понять разницу.
Определение товарного знака и фирменного наименования
Товарным знаком принято считать обозначение (слово, изображение и др.), способствующую выделению продукции данной компании среди изделий подобного рода. В соответствии со статьей Конституции (ст.1225), товарный знак защищен как продукт интеллектуальной деятельности.
Название предприятия, зафиксированное при открытии, является фирменным наименованием. Делаем вывод, что фирменное наименование персонифицирует не продукт, а само предприятие. Фирменное наименование равным образом защищено законом с точки зрения объекта интеллектуальной деятельности.Фирменным наименованием является одно слово или группа слов, указывающих на организацию.
Товарный знак может существовать в разных вариациях:
Защиту прав рассматриваемых нами объектов государство гарантирует лишь в случае регистрации. Если процедура регистрации не была осуществлена, отстоять свои права в суде владельцу фирменного наименования будет довольно сложно.
Фирменное наименование компании указано в ОГРН, его регистрируют в налоговой и не проверяют на уникальность.
Фирменное наименование и товарный знак: как отличить?
Самую важную роль в разграничении двух понятий играет то, что они собой олицетворяют: фирменное наименование даёт представление о юридическом лице, организации, владельце, а товарный знак персонифицирует продукт.
Основные отличия товарного знака и фирменного наименования:
Сроки действия товарного знака и фирменного наименования
Стоит принять во внимание еще один фактор – срок действия данных объектов интеллектуальной собственности. Фирменное наименование существует до тех пор, пока существует организация, которую оно олицетворяет, то есть до окончания работы организации (ст. 1475 ГК РФ), период существования товарного знака – десятилетие (с возможностью пролонгации, ст. 1491 ГК РФ). Существует оговорка, что в случае неактивности товарного знака в течение трех лет (со времени оформления в ФИПС), регистрация может быть прервана.
Отметим еще некоторые особенности каждого из рассматриваемых понятий, о которых ранее не было сказано:
Полное руководство по регистрации и использованию товарного знака для предпринимателей
Получите бесплатно руководство по использованию и защите товарного знака, как основного элемента брендинга вашей компании
Соотношение товарного знака, фирменного наименования и коммерческого обозначения при подготовке договора коммерческой концессии
Однако, в ходе обсуждения, становится понятно, что зачастую, имеет место полное непонимание и границы между различными средствами индивидуализации стираются.
Таким образом, полагаем, что необходимо внести некоторое разъяснение.
Так, если клиент не имеет товарного знака, либо заявка еще только подана и до получения правовой охраны далеко, однако бизнес процветает, и даже имеет разветвленную сеть, то возможно говорить об использовании в предмете договора коммерческого обозначения.
Коммерческое обозначение – это средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий.
«1. Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
2. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.»
Владельцами коммерческого обозначения могут быть юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность, и индивидуальные предприниматели.
Коммерческое обозначение не включается в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц, их специальная регистрация не требуется.
Исключительное право на коммерческое обозначение возникает с момента его фактического использования, а прекращается, если владелец не использует коммерческое обозначение непрерывно в течение года.
Как же можно подтвердить свое право на коммерческое обозначение?
Желательно иметь документальное подтверждение факта начала применения коммерческого обозначения. Имея такие документы, доказать свои права в случае возникновения спора будет значительно легче.
Не любое название или вывеска, используемые без какой-либо регистрации, будут считаться коммерческим обозначением. Подобное обозначение должно иметь достаточную различительную способность выделять предприятие (магазин, аптеку, парикмахерскую и т.п.) среди общей массы похожих. Также коммерческое обозначение должно быть известно в рамках определенной территории.
Часто коммерческое обозначение путают с фирменным наименованием, тем не менее, это разные средства индивидуализации.
Фирменное наименование – это обозначение, под которым юридические лица осуществляют свою деятельность (выступают в гражданском обороте). Как правило, именно это средство индивидуализации появляется у компании в первую очередь.
Любое фирменное наименование включает две части – организационно-правовую форму и название (наименование) компании. Допускается сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Ст. 1541 ГК РФ определяет соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак:
«1. Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.
2. Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.»
Товарный знак (знак обслуживания) – обозначение, используемое для индивидуализации (выделения) товаров, работ или услуг.
Владельцами товарного знака могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Товарный знак подлежит государственной регистрации в Роспатенте и, исключительное право возникает после внесения товарного знака в государственный реестр товарных знаков.
Исключительное право прекращается по истечении срока регистрации, либо в случае досрочного прекращения правовой охраны.
Какое же средство индивидуализации имеет более сильную степень защиты?
Можно с уверенность сказать, что таким средством является товарный знак.
Существует огромное количество как похожих коммерческих обозначений, так и фирменных наименований, тогда как товарный знак является уникальным для товаров или услуг определенного вида. Однако, его регистрация необходима и должна соответствовать более жестким требованиям.
Между тем, очень распространены случаи, когда по лицензионному договору предоставляется право только в отношении коммерческого обозначения.
В соответствии со статьей 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Однако, необходимо четко понимать, что коммерческое обозначение призвано служить средством индивидуализации именно предприятия – магазина, ресторана, кафе, но не определенных товаров или услуг, производимых (оказываемых) правообладателем.
То, что касается договоров коммерческой концессии, то, согласно п. 1. ст. 1027 ГК РФ:
«1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).»
Т.е. коммерческое обозначение предоставляется по договору коммерческой концессии в совокупности с товарным знаком, но не само по себе.
Таким образом, можно резюмировать, что каждое из перечисленных средств индивидуализации имеет свои особенности, основания возникновения, срок действия, варианты использования и т.д.
Безусловно, товарный знак имеет максимальную степень защиты, однако в некоторых случаях, существует необходимость использования в договоре иных объектов. Поэтому, для возможности правильного построения договорной схемы, необходимо формирование четкого понимания и разграничения различных средств индивидуализации.
Товарный знак, фирменное наименование и другие средства индивидуализации бизнеса
Цель – ярко выразить отдельную компанию и результаты ее деятельности (обозначения в соответствии с ГК РФ относятся к средствам индивидуализации).
Средства индивидуализации призваны отличить товары или услуги, от однородных им, а также различать и выделять производителей среди конкурентов.
Необходимое условие для охраны средств индивидуализации – правильное закрепление своих прав. Иначе компания становится уязвимой и может серьезно пострадать от действий недобросовестных конкурентов (понести убытки, потерять свою торговую марку и др.).
Возникают вопросы:
Какие именно средства индивидуализации существуют, и требуется ли для них какая-либо регистрация?
Что происходит при столкновении одинаковых обозначений?
Прежде чем ответить на эти вопросы, отметим разницу между средствами индивидуализации.
Средства индивидуализации:
Фирменное наименование
Фирменное наименование – это обозначение, под которым юридические лица осуществляют свою деятельность (выступают в гражданском обороте). Как правило, именно это средство индивидуализации появляется у компании в первую очередь.
Любое фирменное наименование включает две части – организационно-правовую форму и название (наименование) компании. Допускается сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Пример:
Кроме того, можно иметь фирменное наименование (как полное, так и сокращенное) на языках народов РФ или иностранных языках.
1) Фирменное наименование закрепляется в Уставе и включается в государственный реестр юридических лиц при регистрации юридического лица.
2) Фирменное наименование регистрируется одновременно с регистрацией юридического лица в налоговых органах. Отдельной процедуры регистрации не требуется.
3) Налоговые органы не проверяют фирменное наименование на уникальность (возможно существование тождественных наименований).
4) Право на данное средство индивидуализации прекращается в момент ликвидации юридического лица или официальной смены фирменного наименования.
Коммерческое обозначение
Коммерческое обозначение – обозначение, не являющееся фирменным наименованием и используемое для индивидуализации (выделения) торговых, промышленных и иных предприятий.
Пример:
Коммерческое обозначение – Автомастерская «Руль и колеса».
Владельцами коммерческого обозначения могут быть юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность, и индивидуальные предприниматели.
1) Коммерческое обозначение не включается в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
2) Регистрация коммерческого обозначения не требуется.
3) Исключительное право на коммерческое обозначение возникает с момента его фактического использования.
4) Исключительное право прекращается, если владелец не использует коммерческое обозначение непрерывно в течение года.
Как подтвердить свое право на коммерческое обозначение, если какая-либо регистрация отсутствует?
Желательно иметь документальное подтверждение факта начала применения коммерческого обозначения. Имея такие документы, доказать свои права в случае возникновения спора будет значительно легче.
Не любое название или вывеска, используемые без какой-либо регистрации, будут считаться коммерческим обозначением. Подобное обозначение должно иметь достаточную различительную способность выделять предприятие (магазин, автомастерскую, парикмахерскую и т.п.) среди общей массы похожих. Также коммерческое обозначение должно быть известно в рамках определенной территории.
Товарный знак
Товарный знак (знак обслуживания) – обозначение, используемое для индивидуализации (выделения) товаров, работ или услуг. Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, трехмерными, звуковыми, комбинированными и т.п.
Пример:
Cловесный товарный знак – Ягуар, изобразительный товарный знак – стилизованное (фантазийное) изображение ягуара, комбинированный товарный знак – стилизованное изображение + словесный элемент «Ягуар».
Главное требование к товарному знаку – его уникальность.
Владельцами товарного знака могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
1) Товарный знак подлежит государственной регистрации в Роспатенте.
2) Исключительное право возникает после внесения товарного знака в государственный реестр товарных знаков.
3) Исключительное право прекращается по истечении срока регистрации (через 10 лет с даты подачи заявки, но может быть продлено еще на 10 лет, число продлений не ограничено), либо в случае досрочного прекращения правовой охраны.
4) Владелец товарного знака может передать право использования знака по лицензионному договору (аренда знака), либо уступить знак другому лицу полностью или частично (продажа знака).
Наименование места происхождения товара
Наименование места происхождения товара (НМПТ) – обозначение, используемое для индивидуализации товара с особыми свойствами, которые связаны с природными условиями или человеческим фактором, характерными для определенной местности.
НМПТ – это всегда обозначение, тесно связанное с конкретной местностью, географическое указание. Данное обозначение может состоять, как исключительно из указания территории, так и включать название товара.
Пример:
«Городецкая роспись», «Вологодское масло», «Кисловодский фарфор», «Хохлома».
1) НМПТ подлежит государственной регистрации в Роспатенте.
2) Исключительное право возникает после внесения в государственный реестр наименований места происхождения товара.
3) Исключительное право на само НМПТ прекращается в случае исчезновения характерных для данного географического объекта условий и невозможности производить товар, обладающий особыми свойствами.
4) Срок действия свидетельства на НМПТ – 10 лет, также с возможностью продления.
5) Распоряжение исключительным правом на НМПТ не допускается (в отношении этого средства индивидуализации нельзя заключать лицензионные договоры или договоры отчуждения).
Какое средство индивидуализации самое «сильное»?
Товарный знак – это всегда уникальное обозначение, которое охраняется на территории всего государства (в случае международной регистрации – на территории нескольких государств). В то время как существование похожих и даже аналогичных фирменных наименований и коммерческих обозначений (названий ресторанов, магазинов, салонов красоты и других предприятий) довольно распространено. В связи с этим защита данных средств индивидуализации уже, чем товарных знаков.
Именно поэтому важно не откладывать государственную регистрацию в качестве товарных знаков логотипов, слоганов и иных обозначений, используемых компанией для индивидуализации (выделения) своих товаров, работ и услуг.
Столкновение средств индивидуализации
Столкновения сходных (похожих) средств индивидуализации происходят все чаще. Безусловно, часть таких конфликтов возникает непреднамеренно. Вместе с тем, значительный объем занимают споры, в которых одна из сторон намеренно использует чужие средства индивидуализации, пытаясь повысить свои конкурентные преимущества.
Законодательство запрещает использовать обозначения, сходные до степени смешения с другими средствами индивидуализации для однородных товаров и услуг, если в результате такого использования существует риск возникновения у потребителя путаницы (смешения) товаров, работ, услуг и предприятий конкурентов.
В случае спора действует общее правило – приоритет имеет то средство индивидуализации, право на которое возникло раньше (принцип старшинства прав). Однако в каждой ситуации есть свои особенности, в связи с чем при возникновении конфликтной ситуации необходимо обратиться к специалистам по защите средств индивидуализации.
При доказывании своих прав на то или иное обозначение, Вы должны быть уверены, что Ваши средства индивидуализации соответствуют требованиям законодательства, а права на них оформлены должным образом.
Автор: Патентный поверенный компании PATENTUS
«Йух» и «Ёбидоёби». Как можно и как нельзя назвать свою компанию
При создании своей компании приходится учитывать много нюансов. Один из них — название. Рассказываем, сколько ООО «Путин» существует в стране, стоит ли называть свое заведение «Французским рестораном» и почему переименовался бар «ЙУХ» на Покровке.
Что такое название компании с юридической точки зрения?
Как правило, под названием имеют в виду фирменное наименование юрлица — то, как оно представлено в учредительных документах и регистрируется в ЕГРЮЛ. Такое наименование строится по формуле: организационно-правовая форма + собственно наименование: ООО «Пятерочка».
Еще под названием потребители могут понимать товарный знак или коммерческое обозначение:
Например, есть ООО «Соловьи и тюльпаны», и есть два заведения, которые принадлежат этой компании: бар под названием «Соловей и тюльпан» и ресторан «Сложный понедельник». Наименования бара и ресторана — это коммерческие обозначения или товарные знаки, если владелец зарегистрировал их в Роспатенте, а ООО «Соловьи и тюльпаны» — фирменное наименование.
Товарный знак и коммерческое обозначение нужны, когда компания, например, открывает новое направление деятельности, запускает бренд или меняет сферу, но хочет остаться с прежним фирменным наименованием. В документах юрлицо останется ООО «Ромашка», а вместо закрывшейся стоматологии «Ромашка» откроет массажный салон «Незабудка», повесит такую вывеску над входом, заведет аккаунт в соцсетях и может выпустить одноименную серию массажных масел.
В статье мы рассмотрим по большей части истории с фирменными наименованиями — то есть официальными названиями для ЕГРЮЛ — но по товарным знакам и коммерческим обозначениям тоже пройдемся.
Итак, что нельзя использовать в названии компании?
Согласно ст. 1231.1 ГК РФ, в фирменное наименование запрещено включать:
1) государственные символы и знаки;
2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций;
3) сведения о наградах и знаках отличия.
Например, у Федеральной налоговой службы возникнут вопросы к названиям «Одежда из €вропы», «ЮНЕСКОД» и «Георгиевский крест».
В ч. 4 ст. 1473 ГК РФ установлены дополнительные условия — запрещено включать в название организации:
1) официальные наименования иностранных государств и производные от них;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
3) наименования общественных объединений;
4) обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;
5) наименования Российская Федерации или Россия и производные от них слова без отдельного разрешения Минюста России.
Например, вам не разрешат назвать кальянную «Прокуратура», а магазин снаряжения для рыбалки — «Единая Россия» или «Партия “Яблоко”» (а вот просто «Яблоко» — можно).
По закону фирменное наименование не может обозначать только род деятельности, и вам не разрешат зарегистрировать ООО «Тату-салон» или ООО «Йога-студия». Правда, на практике находится много исключений, и в ЕГРЮЛ можно обнаружить организации вроде ООО «Юридические услуги» и ООО «Бухгалтерия». Еще там есть «Белорусская косметика», «Французская пекарня» и «Французский ресторан», хотя они и содержат производные от названий стран. Другими словами, некоторые «неправильные» фирменные наименования все же регистрируют.
Требования к товарному знаку тоже содержатся в Гражданском кодексе. Он запрещает использовать названия, которые:
1) являются ложными или способны ввести в заблуждение относительно товара либо его изготовителя;
2) противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали;
3) схожи с официальными названиями объектов культурного наследия;
4) являются общепринятыми символами и терминами.
В 2016 году была зарегистрирована компания с фирменным наименованием ООО «Ёбидоёби» — сервис по доставке блюд японской кухни, чьи создатели вдохновились выражением, которое переводится как «День недели — суббота». ФНС вполне могла отказать из-за «обозначений, противоречащих общественным интересам, а также принципам гуманности и морали», но этого не произошло. При этом Роспатент отказал в регистрации такого же товарного знака, потому что отнес слова к нецензурной брани.
Когда хочется кого-то оскорбить и увековечить
А вот использовать имена исторических личностей в фирменном наименовании можно. Например, существует несколько ООО «Минин и Пожарский». Правда, зарегистрировать что-то подобное в качестве товарного знака может быть не так просто. Скажем, в 2018 Роспатент сначала отказал в регистрации товарного знака «Кулибин» (речь шла про оборудование и технические инструменты), но позже заявитель все-таки добился регистрации, сославшись на сохранение памяти об изобретателе.
Существуют и другие похожие случаи, когда фирменное наименование скорее всего зарегистрируют, а товарный знак — нет. Или возникнут сложности с рекламой. Например, в фирменном наименовании не запрещено напрямую использовать имена известных российских деятелей власти: в ЕГРЮЛ можно найти две компании, которые называются ООО «Путин», и одна из них ликвидирована по решению участников. Но из-за использования такого названия в рекламе ее могут признать недобросовестной, так как существует запрет узказывать, что «объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами». А Роспатент почти гарантированно откажет в регистрации в связи с противоречием общественным интересам. Это распространяется и на псевдонимы. По этой причине в 2019 году отказали в регистрации товарного знака «Псевдоним Платов».
Нет запрета и на использование в фирменном наименовании имен известных личностей, но ФНС может отказать в регистрации со ссылкой на противоречие принципам морали или общественным интересам. Роспатент скорее всего откажет в случае, если нет согласия от самого известного человека или его наследников. Например, «Торгово-развлекательный центр “Гагаринский”» не смог зарегистрировать товарный знак из-за возражений дочери Юрия Гагарина.
Слова «первый», «лучший», «номер 1» в фирменном наименовании лучше тоже использовать осторожно. Рекламу с такими выражениями могут посчитать недостоверной, хотя и есть организации, которые успешно используют подобные слова. Скажем, ассоциация ресторанов «Чайхона №1» работает с 2017 года.
Совсем вряд ли получится использовать названия, содержащие «обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали». Например, по ключевым словам «дурак», «урод» и «выродок» организаций в ЕГРЮЛ нет. ООО «Отморозок» исключено из ЕГРЮЛ в 2008 году как недействующее юридическое лицо. Кроме того, могут быть претензии со стороны ФАС из-за использования «бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений».
То, что коммерческое обозначение не подлежит регистрации, не означает, что можно брать в его качестве что угодно. На название над входом в поликлинику или на баннер в интернете могут тоже обратить внимание:
Помимо ГК, существуют региональные нормативы, касающиеся географических наименований
Например, использовать в фирменных наименованиях словесные символы города Москвы можно только с разрешения Геральдического совета Москвы.
При этом никто не запретит открыть в Екатеринбурге гостиницу «Москва», так как она работает не в Москве, где существуют особые требования к использованию названия города.
Арбитражный суд Нижегородской области признал законным отказ ФНС в регистрации ООО ПКП «Мебельная компания “Нижегородская”». После подачи апелляции решение суда отменили и постановили: «Указание в данном конкретном наименовании слова “Нижегородская”, по мнению суда апелляционной инстанции, может быть истолковано как географическое понимание местонахождения непосредственно самой организации, где будет осуществляться заявленная в уставе деятельность».
Кто еще может запретить использовать понравившееся название?
Запретить использование фирменного наименования может правообладатель исключительного коммерческого обозначения или товарного знака, сходных до степени смешения с вашим названием.
Исключительным коммерческое обозначение считается, если «обладает достаточными различительными признаками» и хорошо известно на какой-то территории. Если в Смоленске у жителей популярен «Мир светильников», называть так собственный магазин рискованно.
Претензии могут быть и у другой организации с аналогичным видом деятельности, чье фирменное наименование попало в ЕГРЮЛ раньше, чем ваше.
ООО «Баланс» подало иск к ООО «Группа компаний “Баланс”» в связи с тем, что первая компания существует на рынке на десять лет дольше. «Группа компаний “Баланс”» подала встречный иск. В итоге суд не удовлетворил требования истца и, более того, запретил ему использовать свое название.
На этапе регистрации организации ФНС чаще всего не проверяет наименование на оригинальность и крайне редко будет принимать какие-то меры после выявления совпадений. То есть при регистрации, вероятнее всего, желаемое название пройдет все проверки, но долго ли оно продержится на рынке, зависит от того, как скоро о нем узнают компании с аналогичными названиями и найдутся ли у них основания обратиться в суд.
Безопасно и без риска претензий можно использовать фирменное наименование, зарегистрированное в качестве товарного знака. Это тем более имеет смысл, когда бизнес приобретает известность.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ