Фис фрдо для чего нужен
Включение данных в ФИС ФРДО. Какая информация попадает в реестр?
Федеральная служба по надзору в сфере образования разработала систему, которая содержит сведения о выданных документах об образовании – ФИС ФРДО. Например, обладая некоторыми данными о дипломе, можно проверить в реестре его подлинность буквально за пару минут. Кому и зачем нужна такая информационная система, какие сведения вносятся в эту систему, как ею воспользоваться и зачем регистрировать документы в ФИС ФРДО (далее ФИС) – в нашем материале.
Кому и зачем нужна ФИС?
Расшифровка ФИС ФРДО – федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании/квалификации, документов об обучении» – говорит сама за себя. Очевидно, что единая база информации необходима, когда требуется получить соответствующие данные о дипломе, ученой степени, периоде обучения выпускника.
Чаще всего такая информация нужна работодателям, которые собираются принять нового сотрудника и желают удостовериться в подлинности его диплома и уровне квалификации. Обнародование официальных сведений в ФИС ФРДО препятствует использованию и распространению фальшивых документов.
Кто и для чего должен поставлять информацию в реестр
В первую очередь таковы требования, указанные в постановлении правительства РФ №729. Предоставлять сведения для внесения в информационную базу данных обязаны:
В противном случае организация будет нести ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ (непредоставление в госорган сведений, предоставление которых предусмотрено законом…). Штраф небольшой – для должностных лиц до 500 рублей, для юрлиц до 5 тыс., однако вряд ли руководство учреждения захочет портить ему репутацию нарушением административного кодекса.
И потом, обнародуя информацию об образовании своих выпускников, организация способствует борьбе с оборотом поддельных документов, снижению числа случаев коррупции в учебных заведениях и, конечно, обеспечению работодателей своевременными и точными данными о квалификации соискателей.
Сведения о выданных документах об образовании требуется внести в базу не позднее чем за 60 дней.
Инструкцию по внесению данных в ФИС ФРДО можно отыскать на сайте Рособрнадзора. Если возникли сложности, предусмотрена связь с администратором онлайн либо по телефону.
Источник фото kjpargeter/freepik
Как формируется ФИС ФРДО
После того как учреждения вносят информацию, система отбраковывает сведения о дипломах и удостоверениях, содержащих неполные данные, а также о документах выпускников зарубежных вузов и другого гражданства и студентах, которые продолжают учебу. Оставшуюся информацию группируют и систематизируют для удобства пользователей.
Также пакеты данных направляются в Пенсионный фонд, специалисты которого выявляют выпускников с ошибочно указанной при регистрации датой рождения. Также эксперты подсчитывают процент трудоустройства выпускников учебных заведений.
Какие документы об образовании должны попадать в реестр
Теперь уже практически все. Это дипломы о высшем, среднем общем и профессиональном и дополнительном образовании, в том числе дипломы о профессиональной профпереподготовке, удостоверения о повышении квалификации. Кроме того, ФИС ФРДО недавно начала собирать сведения об окончании автошкол, но этот модуль ФИС пока в разработке – в ФРДО затруднительно проверить эти данные. А еще в системе появился модуль «Образовательные организации» специально для школ.
Сведения о дополнительном профобучении (ДПО) вносятся совсем недавно: с 2019 года. Учебные центры предоставляют информацию также самостоятельно.
Следует учесть, что право вносить сведения в ФИС ФРДО нужно еще подтвердить документально: для доступа к ФИС требуются аттестат соответствия требованиям безопасности, электронная подпись и согласование на подключение к защищенной сети Рособрнадзора. Для получения электронной подписи необходимо предоставить по email копии целого ряда документов – от устава организации до лицензии на ведение образовательной работы. Можно предположить, что именно это затрудняет процесс включения в реестр для многих образовательных организаций.
Некоторые пользователи указывают на то, что реестр не исчерпывающий, и с более или менее высокой степенью вероятности в нем пока можно найти только дипломы о высшем и среднем образовании, и то не все.
Так что если, например, в ФИС ФРДО сведения о дипломе ДПО отсутствуют, не факт, что его не выдавали.
Для просмотра пользователей доступна следующая информация:
Как проверить документ в ФИС
Раздел «ФРДО» на сайте Рособрнадзора можно найти, кликнув по «Актуальным темам» (внизу страницы). Чтобы проверить свой диплом либо проверить диплом соискателя, введите данные о дипломе и нажмите «Проверить». Информация всплывет на экране, если она есть в базе. Перечень постоянно пополняется – к 2023 году любой диплом, полученный с 1992 года, можно будет найти в этой базе данных.
Куда обращаться, если сведений нет в системе
Возможно, данные по каким-то причинам еще не внесли в реестр – к сожалению, как уже упоминалось, несмотря на возможные санкции, пока многие организации передают данные с опозданием или не передают вовсе. Но также вероятно, что документ, который вы проверяете, фальшивый. За получением достоверных сведений следует обратиться в учебное учреждение, выдавшее документ, или департамент образования.
ФИС ФРДО – что это?
ФИС ФРДО – что это?
Общая информация о системе
Федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО) служит для оперативного сбора, достоверной обработки и тщательного анализа доступных сведений о документах, удостоверяющих ученую степень, уровень образования, полученную квалификацию, период обучения. При этом данный комплекс включает в себя несколько модулей, каждый из которых выполняет строго определенные функции.
Задачи ФИС ФРДО:
Улучшение качества подготовки специалистов, благодаря обнародованию информации о выпускниках.
Предоставление требуемой информации заинтересованным работодателям (ведомствам, организациям, компаниям) об уровне квалификации кандидатов на трудоустройство.
Выявление и профилактика систематических нарушений, а также случаев коррупции в образовательных организациях.
Предотвращение распространения и использования нелегальных, сфабрикованных документов об образовании, имеющих государственный образец.
Функционал ФИС ФРДО:
Непрерывный сбор информации о выданных документах, свидетельствующих получение соответствующее образование.
Ведение учета и надежное хранение сведений, содержащихся на бланках документов.
Накопление сведений об образовательных учреждениях.
Формирование протоколов по результатам работы поставщика данных.
Предоставление информации пользователям о статусе пакетов документов и запросов, подлежащих обработке системой.
Подтверждение истинности пакета с помощью сертификата электронной подписи.
Распределение между пользователями преимущественных прав доступа.
Сортировка информации по заданным пользователем параметрам.
Принципы формирования ФИС ФРДО:
Отбраковываются сведения о документах, которые не имеют полной информации о выпускниках (ФИО, год рождения, пол).
Исключаются сведения о документах если выпускники:
обучались в зарубежных образовательных заведениях;
имеют другое гражданство или не имеют его вообще;
обучались по программам дополнительного образования.
По окончании первых двух этапов формирования (дополнения) системы оставшиеся данные группируются в рабочие пакеты по ряду признаков, а именно: образовательное учреждение, год выпуска, основная специализация, пол, наличие гражданства, форма обучения, первоначальное профессиональное образование.
Необходимая информация (пакеты данных) передается в Пенсионный фонд, который выявляет выпускников, имеющих при первоначальной регистрации ошибочную дату рождения, а также (по каждому пакету) определяет значения первичных показателей:
число неоднозначно найденных СНИЛС;
число ненайденных СНИЛС;
число достоверно найденных СНИЛС.
По завершении всех этапов анализа производится расчет требуемых параметров:
усредненное значение суммы выплат выпускникам;
средний возраст выпускников для каждого конкретного учебного заведения.
Как учебному центру ДПО и ПО подключиться к ФИС ФРДО
Статья обновлена 23 марта 2021 года.
Содержание статьи:
Что такое ФИС ФРДО
Идея создать официальный реестр образовательных документов появилась в 2009 году, еще до ЕГЭ. Оцифровать хотели дипломы аж с 1948 года, с момента, когда начали выдавать защищенные бланки дипломов. И дело было не столько в сохранении и цифровизации данных, сколько в борьбе с рынком «липовых» документов об образовании.
Вузы, которые должны были подавать информацию в систему, выполняли задачу неохотно. В результате получилась база аттестатов и дипломов за 2001-2006 гг., но далеко не по всем высшим учебным заведениям. Проект «заморозился».
Однако в 2012 году реестром занялись снова и на этот раз крайне серьезно.
1 сентября 2013 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 729 «О федеральной информационной системе „Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении“» (сокращенно — ФИС ФРДО).
Обязанности по формированию и ведению системы были возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
Данные в реестр вносились поэтапно, в зависимости от ввода в работу модулей системы.
Так, у учебных центров обязанность передавать сведения в ФИС ФРДО появилась 1 января 2019 года, когда был запущен в работу модуль ДПО и ПО.
К середине марта 2020 года реестр содержит 17,7 миллионов документов и ежедневно пополняется.
Кто должен передавать данные в ФИС ФРДО
В соответствии с частью 9 статьи 98 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ сведения в реестр передают:
Федеральные государственные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования;
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
организации, осуществляющие образовательную деятельность.
К организациям, осуществляющие образовательную деятельность, относятся:
организации дополнительного образования и дополнительного профессионального образования (учебные центры ДПО, автошколы, курсы профпереподготовки и повышения квалификации).
Органы и организации, ведущие архив документов об образовании учебных учреждений, также вносят данные в реестр.
Официальный сайт ФИС ФРДО
Отдельного сайта у реестра нет. То, что выдают поисковики, это сайты организаций, которые предоставляют услуги по настройке защищенного соединения для доступа к ФИС ФРДО.
Здесь же можно проверить диплом или другой образовательный документ по номеру.
Выбираете уровень образования:
Вводите данные для проверки и нажимаете «Поиск»:
Каковы сроки внесения данных в реестр
Письмо Рособрнадзора от 19 марта 2019 года N 13-104 «О своевременном заполнении ФИС ФРДО» сообщает, что с 1 января 2019 года запущен в работу модуль ФИС ФРДО для организаций ДПО и ПО.
— Сведения о документах об образовании, выдаваемых с 1 января 2021 г.:
— Сведения о документах об образовании подлежат внесению в информационную систему:
Сведения о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, выдаваемых с 1 сентября 2014 г., подлежат внесению в информационную систему в течение 30 дней с даты выдачи указанных сертификатов.
Как долго хранятся данные в ФИС ФРДО
По требованиям Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 729, в ФИС ФРДО вносятся данные о:
Документы об образовании хранятся в системе 50 лет, сертификаты — 5 лет. Как только срок хранения заканчивается, информация о них удаляется из реестра.
Что будет, если не внести данные вовремя
Если организация не предоставляет данные в указанные сроки либо предоставляет их в неполном объеме, то ей грозит штраф от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, для должностного лица — от 300 до 500 рублей.
Если в ваш учебный центр пришла проверка Рособрнадзора и выявила, что вы не передаете данные в ФИС ФРДО, вам сначала выпишут предписание об устранении нарушений. Если в указанные сроки вы ничего не предпримите, вам вынесут предупреждение и только потом штраф. Однако, если вы докажете, что уже инициировали процедуру подключения (например, предоставите приказ о назначении ответственного), проверяющие, как правило, будут к вам более лояльны.
В каком виде загружаются данные в ФИС ФРДО
ФИС ФРДО — это реестр, по сути, база данных.
Чтобы занести информацию в реестр, вам нужно по инструкции заполнить шаблон — таблицу Excel с определенными столбцами.
В ноябре 2020 года Постановлением Правительства РФ от 31.10.2020 N 1776 внесены изменения в список данных, которые надо вносить в ФИС ФРДО.
Теперь требуется указывать:
Для дипломов, свидетельств, удостоверений дополнительного профессионального образования:
Для свидетельств о профессии рабочего, должности служащего:
Заполненные файлы. xlsx вы загружаете в ФИС ФРДО.
Как войти в личный кабинет ФИС ФРДО через Госуслуги
Чтобы войти в систему, надо перейти по ссылкам:
для учебных центров ДПО — http://10.3.48.20
для учебных центров ПО — http://10.3.48.30
НО: В конце 2019 года у центров ДПО появилась возможность быстрого входа в ФИС ФРДО через Госуслуги на сайте https://open-dpo.obrnadzor.gov.ru/.
На сайте Рособрнадзора мы не нашли упоминаний об этом сайте как об официальном способе доступа к ФИС ФРДО, поэтому отправили запрос. Вот, что нам ответили:
Таким образом, центры ДПО действительно могут входить в ФИС ФРДО через Госуслуги и подавать данные без подключения к защищенной сети 3608.
сертификат электронной подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным Рособрнадзором (посмотреть список);
Чтобы подписать файл электронной подписью, на рабочем компьютере должно быть установлено средство электронной подписи КриптоАРМ (в случае использования КриптоПро CSP), ViPNet PKI Client (в случае использования ViPNet CSP) или аналогичное решение в соответствии с использующимися криптопровайдерами.
учётная запись пользователя ЕСИА, которая также отмечена как учетная запись сотрудника той организации, чьи данные будут вноситься в ФИС ФРДО (если организации нет на портале, надо ее зарегистрировать по ссылке https://www.gosuslugi.ru/help/faq/yuridicheskim_licam);
сертификат безопасности для шифрования заполненного и подписанного файла (сертификат скачивается непосредственно в системе ФИС ФРДО). См. инструкцию ниже.
Инструкции по работе с ФИС ФИРДО через Госуслуги
Официальные инструкции вы найдете по ссылке https://open-dpo.obrnadzor.gov.ru/index/manual либо можете скачать ниже по ссылкам:
А также вы можете воспользоваться нашей инструкцией. В ней написано, какие дополнительные программы вам надо будет установить на компьютер, как войти в личный кабинет и как загрузить в систему заполненный шаблон.
Подключение к ФИС ФРДО через ViPNet
К сожалению, передача данных о документах профессионального обучения (Свидетельства о профессии рабочего, должности служащего) через Госуслуги не производится. Здесь работает более сложная схема подключения.
UPD. Недавно на сайте https://open-dpo.obrnadzor.gov.ru/ появилась возможность выбрать подсистему для подачи документов. К ДПО добавилось ПО и СПО. Но у нас пока нет сведений, насколько корректно они работают.
Рассмотрим этапы подключения к ФИС ФРДО через защищенную сеть.
Получить ее можно в удостоверяющем центре, который прошел тестирование и имеет право выдавать ЭЦП для работы в федеральных и государственных информационных системах Рособрнадзора.
Под ЭЦП часто понимают флэшку, но флэшка — это только носитель данных (токен).
Разные виды USB-ключей и смарт-карта от производителя eToken
На флешке или другом токене сохранены три вида файла: секретный ключ, открытый (публичный) ключ и сертификат публичного ключа.
Секретный ключ шифрует данные, открытый — расшифровывает, сертификат подтверждает вас как владельца ЭЦП и содержит сведения об удостоверяющем центре, который выдал подпись.
КЭП, как и все электронные подписи, выдается на платной основе. Стоимость зависит от организации, средняя цена — 2000 рублей. Срок действия — 1 год.
Комплект документов для оформления договора обычно включает:
Паспорт владельца сертификата и СНИЛС
Заявление на выдачу сертификата
Лицензия организации на образовательную деятельность
Учредительные документы компании
Конкретный список документов вам подскажут в выбранном удостоверяющем центре.
Чтобы работать с электронно-цифровой подписью, потребуется дополнительно настроить компьютер (установить программу-криптопровайдер, настроить браузер).
С 9 января 2020 года функции по сопровождению и развитию защищенной сети 3608, по которой идет подключение к ФИС ФРДО, были переданы ЦИТИС — Центру информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТиС). Ранее этим занимался ФИОКО — Федеральный институт оценки качества образования.
Чтобы ЦИТИС согласовал подключение к сети 3608, вам нужно предоставить пакет документов:
Заявление на имя директора ФГАНУ ЦИТиС.
Копия приказа о назначении руководителя.
Копия документа, подтверждающего выполнение в информационной системе, подключаемой к сети 3608, требований законодательства РФ о защите информации.
Копия лицензии на право пользования ViPNet Сlient для сети 3608.
Копия лицензии на образовательную деятельность.
В этом списке стоит обратить особое внимание на два пункта — копия документа, подтверждающего выполнение требований о защите информации, и копия лицензии на право пользования программным комплексом ViPNet Сlient.
Для получения именно этих документов и нужна будет процедура подготовки защищенного рабочего места с последующей аттестацией. Вы должны показать ЦИТИС, что персональные данные в вашей организации хранятся в безопасности и вы можете без лишних рисков подключаться к ФИС ФРДО.
В пакет услуг, как правило, входит:
Предоставление программного комплекса ViPNet Сlient 4.
Установка и настройка ПО и средств для защиты информации.
Разработка пакета организационно-распорядительной документации.
Проведение оценки эффективности системы защиты информации (аттестации) рабочего места с последующей выдачей аттестата.
В комплект может также входить выдача ЭЦП.
Аттестацию АРМ проводит исключительно компания-лицензиат ФСТЭК России на техническую защиту конфиденциальной информации с пунктами «а», «б», «г» в лицензии. Указанные пункты являются обязательными для вида деятельности «аттестация». Проверить организацию на наличие лицензии можно в официальном реестре ФСТЭК.
После того как вы определились с компанией, обязательно уточните, какие услуги из предложенных вы оплачиваете единоразово, а какие надо будет продлевать каждый год.
Когда ваше рабочее место будет готово к работе с ФИС ФРДО, вы собираете указанный на этапе 2 пакет документов и высылаете на электронную почту ЦИТИС (3608vipnet@citis.ru).
Получив предварительное согласование, вы отправляете уже оригинал подписанного заявления и заверенные копии документов в Москву.
После проверки вам в течение 5 дней отправят дистрибутив ключей абонентского пункта сети 3608 и акт приема-передачи.
Акт вы подписываете и отправляете оригинал почтой обратно.
Почтовый адрес ЦИТИС: 123557, Москва, Пресненский Вал, 19, стр. 1.
Регистрация учебного центра в ФИС ФРДО
Как только в вашем распоряжении оказывается КЭП, аттестованное рабочее место с установленным ПО для защиты информации и дистрибутив ключей от ЦИТИС, вы можете переходить по http-адресу ФИС ФРДО и регистрироваться в реестре.
1) заходите по ссылке http://10.3.48.20/registration (для центров ДПО) или http://10.3.48.30/registration (для центров ПО) и загружаете файл пользовательского соглашения:
2) на странице «Регистрация» находите текст пользовательского соглашения. Его надо скачать, подписать вашей электронной подписью и внести в документ адрес электронной почты, указанный в вашем сертификате электронной подписи;
3) загружаете файл на странице регистрации и кликаете «Отправить».
Если вы всё сделали правильно, на почту, которую вы указали в файле, придут данные для входа.
Заключение: чек-лист по подключению к ФИС ФРДО
Таким образом, если вы учебный центр, у вас есть лицензия на образовательную деятельность и вы выдаете документы о дополнительном профессиональном образовании (дипломы, свидетельства), а также документы о профессиональном обучении (свидетельства о профессии рабочего, должности служащего), то для работы с ФИС ФРДО вам необходимо:
Вы учебный центр и у вас есть вопросы по передаче данных в ФИС ФРДО?
Постановление Правительства РФ от 31 мая 2021 г. N 825 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 31 мая 2021 г. N 825
«О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии с частью 10 статьи 98 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».
2. Реализация полномочий, установленных в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников ее центрального аппарата, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 35, ст. 4515);
постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2014 г. N 1053 «О внесении изменений в Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 42, ст. 5759);
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1508 «О внесении изменений в Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 462);
постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 755 «О внесении изменения в пункт 1 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 31, ст. 4689);
постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2015 г. N 965 «О внесении изменений в Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 38, ст. 5293);
постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. N 27 «О внесении изменения в пункт 1 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 5, ст. 696);
пункт 21 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 г. N 904 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 38, ст. 5553);
пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. N 1202 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 47, ст. 6677);
пункт 16 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1439 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 50, ст. 7755);
постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 г. N 1060 «О внесении изменения в приложение к Правилам формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 34, ст. 4892);
постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. N 529 «О внесении изменения в Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 17, ст. 2770);
постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2020 г. N 1776 «О внесении изменений в Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 45, ст. 7128).
Информация об изменениях:
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 августа 2021 г. и действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 мая 2021 г. N 825
Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»
Внесению в информационную систему не подлежат сведения о документах об образовании, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, находящимися в ведении Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Внесению в информационную систему не подлежат сведения о документах об образовании, сведения о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с пунктом 11 Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Ведение информационной системы осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие информационной системы с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуры, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных.
3. Включению в информационную систему подлежат сведения (в том числе о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента), указанные в документе об образовании в соответствии с образцом документа, установленным на дату выдачи документа об образовании, и (или) в соответствии с формой сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, формами сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, по перечню согласно приложению.
6. Представление оператору информационной системы сведений (в том числе о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента) осуществляется на безвозмездной основе органами и организациями (в том числе организациями, проводящими экзамен, и образовательными организациями, проводящими экзамен) в электронном виде путем внесения сведений в информационную систему. Методические рекомендации по внесению сведений (в том числе о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента) в информационную систему утверждаются оператором информационной системы.
Сведения о документах об образовании, выдаваемых с 1 января 2021 г.:
лицам, освоившим образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, подлежат внесению в информационную систему в течение 20 дней со дня выдачи указанных документов;
лицам, освоившим иные образовательные программы, подлежат внесению в информационную систему в течение 60 дней со дня выдачи указанных документов.
Сведения о документах об образовании, выданных с 10 июля 1992 г. по 31 декабря 1995 г. включительно, подлежат внесению в информационную систему в срок по 31 августа 2023 г. включительно.
Сведения о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, выданных с 1 сентября 2014 г., подлежат внесению в информационную систему в течение 30 дней со дня выдачи указанных сертификатов.
Сведения о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, подлежат внесению в информационную систему в течение 30 дней со дня выдачи указанных сертификатов.
Сведения, указанные в пунктах 7, 8 и 12 приложения к настоящим Правилам, о документах об образовании, выдаваемых с 1 января 2015 г. лицам, освоившим образовательные программы среднего профессионального образования, высшего образования, подлежат внесению в информационную систему в сроки, установленные абзацами третьим и четвертым настоящего пункта.
7. В целях формирования и ведения информационной системы оператор информационной системы осуществляет:
а) техническое обеспечение функционирования информационной системы;
б) методическое обеспечение деятельности органов и организаций (в том числе организаций, проводящих экзамен, и образовательных организаций, проводящих экзамен), связанной с внесением сведений (в том числе о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента) в информационную систему;
в) обеспечение безопасного хранения и использования сведений (в том числе о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента), содержащихся в информационной системе, в том числе осуществление их автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа;
г) обеспечение взаимодействия информационной системы с иными информационными системами.
8. Сведения (в том числе сведения о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента), содержащиеся в информационной системе, предоставляются оператором информационной системы безвозмездно в соответствии с запросами:
Сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются оператором информационной системы безвозмездно Министерству просвещения Российской Федерации или Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации на основании соответствующего соглашения об информационном взаимодействии, заключенного оператором информационной системы, соответствующим федеральным органом исполнительной власти и Пенсионным фондом Российской Федерации, в целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности.
В целях подтверждения наличия сведений о выданных сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки взаимодействуют, в том числе с использованием информационных систем, входящих в информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуры, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций. Порядок указанного взаимодействия определяется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
9. Формирование и ведение информационной системы, в том числе внесение в нее сведений (в том числе о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента), обработка, хранение и использование содержащихся в ней сведений (в том числе о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента), доступ к сведениям и их защита, осуществляются с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
10. Доступ к информационной системе для размещения сведений (в том числе о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента) осуществляется органами и организациями (в том числе организациями, проводящими экзамен, и образовательными организациями, проводящими экзамен) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выдача квалифицированного сертификата ключа проверки которой осуществляется удостоверяющими центрами, аккредитованными в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».
11. Органы и организации (в том числе организации, проводящие экзамен, и образовательные организации, проводящие экзамен) обеспечивают полноту, достоверность и актуальность сведений (в том числе о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента), внесенных в информационную систему.
12. Срок хранения сведений, внесенных в информационную систему, составляет 50 лет, за исключением сведений о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, срок хранения которых составляет 5 лет.
После истечения срока хранения сведения (в том числе о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента) исключаются из информационной системы оператором информационной системы.
Приложение
к Правилам формирования и ведения
федеральной информационной системы
«Федеральный реестр сведений о документах
об образовании и (или) о квалификации,
документах об обучении»
Перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»
1. Наименование документа об образовании, сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
2. Статус (оригинал или дубликат) документа об образовании, сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
3. Уровень владения русским языком, знаний истории России и основ законодательства Российской Федерации, соответствующий цели получения разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», разрешения на временное проживание или вида на жительство
4. Номер и серия бланка документа об образовании, сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
5. Регистрационный номер и дата выдачи документа об образовании, сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
6. Фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, которому выдан документ об образовании, сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
7. Дата рождения (число, месяц, год рождения) лица, которому выдан документ об образовании
8. Пол лица, которому выдан документ об образовании
9. Страховой номер индивидуального лицевого счета лица, которому выдан документ об образовании (для граждан Российской Федерации)
10. Гражданство лица, получившего документ об образовании (код страны по Общероссийскому классификатору стран мира (ОКСМ)
11. Полное наименование организации, выдавшей документ об образовании, сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
12. Код профессии, специальности, направления подготовки, указанных в документе об образовании, подтверждающем освоение соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования, высшего образования
13. Основной государственный регистрационный номер организации, выдавшей документ об образовании, сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
14. Наименование образовательной программы, наименование профессии, специальности, направления подготовки (при наличии), наименование присвоенной квалификации (при наличии), срок обучения, год поступления на обучение, год окончания обучения
15. Сведения о сдаче экзамена и подтверждении владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации, срок действия, место и дата выдачи сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
16. Уровень общего или профессионального образования лица, получившего документ об образовании
17. Форма получения образования на момент прекращения образовательных отношений (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, или вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность)
18. Форма обучения лица, получившего документ об образовании, на момент прекращения образовательных отношений (очная, очно-заочная или заочная) в случае получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
19. Источник финансирования обучения лица, получившего документ об образовании, на момент прекращения образовательных отношений (за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) в случае получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
20. Сведения, подтверждающие факт утраты документа об образовании (для документа, по которому подтвержден факт утраты), сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (для сертификата, по которому подтвержден факт утраты)
21. Сведения, подтверждающие факт обмена и уничтожения документа об образовании (для документа, по которому подтвержден факт обмена и уничтожения), сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (для сертификата, по которому подтвержден факт обмена и уничтожения)
С 1 сентября 2021 г. вступит в силу новый порядок ведения федерального реестра сведений о документах об образовании, квалификации и обучении. Он заменит правила 2013 г. и будет действовать в течение 6 лет.
Принятие нового порядка обусловлено внесением поправок в Закон о правовом положении иностранцев. Уточнена используемая терминология, а также установлены различные сроки хранения сведений о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ.
Постановление Правительства РФ от 31 мая 2021 г. N 825 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»
Вступает в силу с 1 августа 2021 г. и до 1 августа 2027 г.
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 31 мая 2021 г. N 0001202105310021, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 июня 2021 г. N 23 ст. 4069
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2021 г. N 1224
Изменения вступают в силу с 29 июля 2021 г.