Фискальная политика что это
Фискальный сбор | Изменения налогообложения в 2021 году
Стабильность правил игры никогда не была сильной стороной российской налоговой системы. Они меняются часто и быстро, но бизнес к этому успел привыкнуть. Непредсказуемость входит в «стоимость билета», связанного с ведением бизнеса в России. Однако налоговые изменения 2020 года выделяются даже на фоне прошлых лет, когда повышался НДС или проводилась кампания по деофшоризации.
За более чем двадцатилетнюю историю существования Налогового кодекса РФ едва ли найдется год с настолько высокой концентрацией внесенных в документ поправок. Причем поправок не ситуативных, которые можно было бы назвать тактическим пересмотром правил. Изменения 2020 года носят стратегический характер. Они затронули различные виды налогов, суммировав которые с уверенностью можно констатировать, что в налоговой политике России наметился ярко выраженный (а иногда даже агрессивный) фискальный уклон.
Подавляющее большинство поправок в НК РФ было направлено на обеспечение доходной части бюджета, что связано, в том числе, с преодолением последствий пандемии COVID-19. Резкий рост расходов государства потребовал ускоренной мобилизации налоговых поступлений, но со стороны это выглядело как решение задачи по наполнению бюджета любой ценой. К сожалению, предпосылок к стабилизации налоговой системы пока нет. Она сохранит подвижность и в 2021-м, и в последующие годы. Поэтому благополучие бизнеса во многом продолжит зависеть от способности быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям и контексту.
Руководитель департамента налогового и юридического консультирования
КПМГ в России и СНГ
Также необходимо отметить, что в уходящем году под «фискальный каток» попал не только привыкший к подобной турбулентности корпоративный сегмент. Впервые он затронул физических лиц. В начале пандемии прозвучало предложение о налогообложении доходов по банковским вкладам, летом было принято решение о введении, по сути, прогрессивной шкалы НДФЛ. «Физики» перестали быть категорией налогоплательщиков, которых изменения в налоговой системе обходят стороной, однако предсказать дальнейшую судьбу шкалы НДФЛ сегодня не возьмется никто.
Предпосылок к стабилизации налоговой системы пока нет. Она сохранит подвижность и в 2021-м, и в последующие годы.
НДД – НДПИ – транзит
Минувший год запомнится масштабной кампанией по пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения с транзитными странами. Минфин показал новый подход к пониманию фискального суверенитета: доходы не должны уходить из страны, минуя налогообложение в РФ. Однако эта позиция, как и готовность Минфина идти до конца и денонсировать СИДН (что затронет большое количество компаний, в том числе с госучастием), вызывает удивление.
Во-первых, деофшоризация изначально проводилась под девизом ухода из «банановых республик». Многие владельцы капитала «переехали» в прозрачные европейские юрисдикции из БВО или Белиза, рассчитывая на льготы, предусмотренные налоговыми соглашениями. Не понятно, когда Нидерланды, Мальта и Кипр встали, по мнению Минфина, в один ряд с классическими офшорами. Во-вторых, страны ОЭСР постоянно расширяют план BEPS. С 2021 года вступает в силу многосторонняя конвенция MLI, которая практически сводит к нулю возможности использования СИДН для налоговой оптимизации. На этом фоне резкое повышение ставок по соглашениям выглядит не только нелогичным, но и излишним шагом. Хочется верить, что такой подход к фискальному суверенитету ограничится только СИДН с «транзитными» странами и не коснется государств, которые к ним не относятся.
Повышение НДПИ произвело эффект разорвавшейся бомбы. Бизнес в буквальном смысле узнал об этом из газет.
Изменения в области ресурсных налогов также были направлены на наполнение бюджета. Донастройка НДД и рост НДПИ для производителей удобрений и металлургических компаний привели к изъятию у бизнеса колоссального объема средств — 230 млрд рублей у нефтяников и 56 млрд суммарно у химиков и металлургов. Если о грядущей корректировке налога на дополнительный доход Минфин заявлял еще в 2019 году и вопрос заключался только в ее параметрах, то повышение НДПИ произвело эффект разорвавшейся бомбы. Бизнес в буквальном смысле узнал об этом из газет. Причем речь идет не о временной мере, действие которой прекратилось бы по окончании пандемии, — государство директивно повысило ставки НДПИ для производителей твердых полезных ископаемых без обсуждения временных горизонтов их применения. За счет чего будет финансироваться этот дополнительный сбор, остается загадкой. По мнению бизнеса, рост налогового бремени сокращает инвестиционные ресурсы. Минфин считает, что это позволит снизить отток средств за рубеж в виде замаскированных дивидендов.
Оценивая правоприменительную практику ФНС, необходимо отметить значительное снижение числа выездных налоговых проверок. Если несколько лет назад их количество исчислялось десятками тысяч, то сегодня это всего 4-5 тысяч проверок в год. Дело не только в моратории на выездные проверки, который действовал во втором квартале 2020 года, — это целенаправленная политика ФНС, реализуемая на протяжении последних лет. Для бизнеса это хороший сигнал, но необходимо сделать важную оговорку об увеличении числа мероприятий, проводимых вне рамок проверок. Это касается истребования дополнительных документов, вызовов свидетелей на допрос, рабочих совещаний с компаниями для побуждения их к подаче уточненных налоговых деклараций.
В уходящем году в НК РФ вносились и позитивные для бизнеса поправки. Это касается расширения безопасного коридора процентов по заемным средствам при расчете налога на прибыль, перечня освобожденных от налогов операций между взаимозависимыми лицами, фиксации февральского курса иностранных валют для расчета контролируемой задолженности при применении правил тонкой капитализации. У физлиц — владельцев КИК появилась возможность уплачивать фиксированный налог с прибыли всех контролируемых компаний. Однако эти изменения лишь подчеркивают фискальную направленность налоговой политики РФ, которая сохранится на ближайшие годы.
Фискальная направленность налоговой политики РФ в ближайшие годы сохранится.
Фискальная политика государства
Макроэкономическое регулирование экономики включает в себя две составляющие:
1. Денежно-кредитную политику (см. ранее);
2. Бюджетно-налоговую политику государства (фискальную политику) – это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения.
Фискальная политика – это государственное регулирование экономики, осуществляемое правительством с помощью налогов и государственных расходов. Целью фискальной политики является ускорение экономического роста; контроль над занятостью и инфляцией; противодействие экономическим кризисам и их сглаживание.
Рычаги фискальной политики:
1. Изменение налоговых ставок;
2. Изменение объемов государственных закупок;
3. Изменение объемов трансфертов.
В зависимости от фазы, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики:
Стимулирующая (расширительная) фискальная политика применяется при спаде производства, во время высокой безработицы, при низкой деловой активности. Направлена на увеличение объема производства и занятости населения посредством: 1. увеличения государственных закупок и трансфертов, 2. снижения налогов.
Схематично эффект от стимулирующей политики выглядит следующим образом:
1 действие: увеличиваются государственные закупки. В результате растет совокупный спрос, увеличивается объем производства.
2 действие. Снижаются налоги. В результате растет совокупное предложение, при этом происходит снижение уровня цен.
Сдерживающая (рестриктивная) политика применяется в период экономического подъема. Направлена на сдерживание деловой активности, снижение объема производства продукции, устранение избыточной занятости, снижение инфляции посредством:
1. Сокращения государственных закупок и трансфертов;
2. Увеличения налогов.
Схематично эффект от сдерживающей политики выглядит следующим образом:
1. Действие: сокращаются государственные закупки. В результате уменьшается совокупный спрос, уменьшается объем производства.
2. Действие. Увеличиваются налоги. В результате снижается совокупное предложение со стороны предпринимателей и совокупный спрос со стороны домохозяйств, при этом происходит увеличение уровня цен.
В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику выделяют:
1. Дискреционную фискальную политику;
2. Автоматическую (недискреционную) фискальную политику.
Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок (G) и налогов (T) с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражения в государственном бюджете.
При работе с инструментом «государственные закупки» может возникнуть мультипликационный эффект. Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что увеличение гос. расходов в экономике приводит к увеличению национального дохода на большую величину (многократному мультипликационному расширению национального дохода).
Формула мультипликатора «гос. закупки»:
Влияние налогов на объем национального дохода осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВВП (национального дохода), а снижение налогов – к его росту.
Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что при сокращении налогов наблюдается многократное (мультипликационное) расширение совокупного дохода и планируемых расходов со стороны потребителей и рост инвестиций в производство со стороны предпринимателей.
Формула налогового мультипликатора:
Оба инструмента можно применять одновременно (комбинированная фискальная политика). Тогда формула мультипликатора приобретает вид:
Комбинированная политика может привести либо к бюджетному дефициту (если страна в экономическом спаде), либо к бюджетному профициту (если страна в экономическом подъеме).
Недостаток дискреционной фискальной политики в том, что:
1. Присутствует временной лаг между принятием решений и их воздействием на экономику;
2. Существуют административные задержки.
На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами.
Недискреционная фискальная политика (автоматическая) – это политика, основанная на действии встроенных стабилизаторов (механизмов), которые автоматически смягчают колебания экономического цикла.
К встроенным стабилизаторам относят:
1. Изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в бюджет. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.
Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, новременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким;
2. Систему пособий по безработице. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат;
3. Систему фиксированных дивидендов, программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.
Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.
Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.
Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.
Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков.
Что такое фискальная политика? Все что вам нужно знать
Фискальная политика – это часть финансовой инфраструктуры, которая помогает экономике работать как хорошо отлаженный механизм. В то время как фискальная политика, с которой вы наиболее знакомы, это, вероятно, налоги, которые вы платите с каждой зарплаты или покупки, фискальная политика по своей сути – это любой законодательный шаг, который правительство делает для стимулирования экономики.
Что такое фискальная политика?
Фискальная политика – это законодательные действия, которые правительство принимает для регулирования своей экономики с целью достижения роста и снижения уровня бедности, обычно за счет расходов и налогообложения. Большая часть теории фискальной политики основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, и она может повлиять на макроэкономические условия, такие как инфляция, экономический рост, общий спрос на товары и услуги и общая занятость.
Хотя фискальная политика является неизменной в экономике каждой страны, обычно она наиболее заметна в периоды серьезного экономического спада. Великая депрессия 1929 года в США, Великая рецессия 2008–2009 годов и рецессия, связанная с Covid-19, являются хорошими примерами агрессивной позиции федерального правительства в отношении налогово-бюджетной политики, вливания стимулирующих средств непосредственно народу. В те периоды правительство финансировало основные программы занятости, чтобы люди могли работать, и увеличивало пособия по безработице для защиты потенциально бедных семей.
Основная цель фискальной политики помочь экономике избежать экстремальных ситуаций, таких как рецессия или неконтролируемый экономический рост, таким образом, стабилизируя деловой цикл и регулируя объемы производства.
Цели фискальной политики могут также включать поддержание экономической и ценовой стабильности, оптимизацию занятости, стимулирование экономического развития и предоставление капитала, когда и где он необходим, в экономике страны.
Как реализуется фискальная политика
Для достижения целей фискальной политики правительства используют два основных инструмента для достижения максимальных экономических результатов – сбор налогов и их последующее расходование. Как правило, они принимаются выборными должностными лицами и их представителями в законодательной и исполнительной ветвях власти.
Финансовые показатели, связанные с государственными расходами, огромны. В 2020 году государственные расходы России составили рекордные 42,15 трлн руб., из которых 54% пришлось на расходы федерального бюджета.
Ежегодно тратя десятки триллионов рублей, правительство стремится вернуть больше денег в экономику России и повысить спрос на продукты и услуги частного сектора.
Экспансионистская фискальная политика и сдерживающая фискальная политика
В зависимости от цели фискальную политику можно разделить на два основных направления: экспансионистская фискальная политика или сдерживающая фискальная политика.
Экспансионистская фискальная политика призвана помочь экономике расти, восстанавливаться или в целом расширяться, например, после крупного экономического спада или краха. Это может включать снижение налогов, чтобы дать потребителям больше денег для траты, или увеличение государственных расходов на проекты, которые помогут стимулировать экономику, например программы, которые помогают людям и предприятиям, находящимся под угрозой бедности или неудачи. Недавними примерами этого являются пакеты стимулов Covid-19 и программа защиты зарплаты.
Напротив, сдерживающая фискальная политика направлена на то, чтобы помочь охладить периоды слишком быстрого роста, которые могут представлять угрозу для устойчивых темпов экономического роста. (Для контекста эксперты обычно считают здоровыми темпами роста примерно от 2% до 3%.) Хотя чрезмерный экономический рост может показаться неплохим, он может привести к безудержной инфляции, экономическим пузырям и сверхнизкому уровню безработицы, который делает предприятия неспособными найти достаточное количество сотрудников. Все это вместе может создать почву для рецессии или экономического коллапса. Чтобы предотвратить это, правительство может повысить налоги, чтобы препятствовать расходам бизнеса и потребителей, или сократить программы государственных расходов, чтобы временно подавить экономику и вернуть ее к стабильному уровню роста.
Фискальная и денежно-кредитная политика
Когда дело доходит до управления экономикой, у стран обычно есть два основных варианта: фискальная политика и денежно-кредитная политика. На первый взгляд это может показаться идентичным, но на самом деле они совершенно разные, хотя часто работают в тандеме, чтобы поддерживать стабильность экономики.
Основное различие между фискальной политикой и денежно-кредитной политикой заключается в том, кто делает ставку.
Подведем итог
Несомненно, фискальная политика может оказать существенное влияние на финансовое состояние всех людей в долгосрочной перспективе, но средние потребители обладают большей экономической мощью, чем они могут подумать.
Хотя правительство будет делать то, что сочтет необходимым, чтобы помочь нашей экономике, и существуют различные и противоречивые мнения о том, сколько должно делать правительство, наиболее важным является то, что люди следят за своими финансами, чтобы быть разумными в отношении своих собственных планов расходов и сбережений. Таким образом, экономика вашей семьи не будет зависеть от капризов того, что происходит на уровне федерального правительства.
Экономист, финансовый аналитик, трейдер, инвестор. Личные интересы – финансы, трейдинг, криптовалюты и инвестирование.
Фискальная политика — что это такое, ее виды и суть простыми словами
Что такое фискальная политика?
Под фискальной (налогово-бюджетной) политикой понимается использование государственных расходов и налоговой политики для воздействия на экономические условия, особенно макроэкономические условия, включая совокупный спрос на товары и услуги, занятость, инфляцию и экономический рост.
Содержание статьи:
Суть фискальной политики и ее типы
Налогово-бюджетная политика в значительной степени основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который утверждал, что экономический спад вызван дефицитом потребительских расходов и компонентов бизнес-инвестиций в совокупном спросе. Кейнс считал, что правительства могут стабилизировать экономический цикл и регулировать объем производства путем корректировки политики расходов и налогообложения, чтобы восполнить дефицит частного сектора. Его теории были разработаны в ответ на Великую депрессию, которая бросила вызов предположениям классической экономической теории о том, что экономические колебания самокорректируются. Идеи Кейнса были очень влиятельными и привели к Новому курсу в США, который включал огромные расходы на проекты общественных работ и программы социального обеспечения.
В кейнсианской экономике совокупный спрос или расходы — это то, что движет производительностью и ростом экономики. Совокупный спрос состоит из потребительских расходов, инвестиций в бизнес, чистых государственных расходов и чистого экспорта. По мнению кейнсианских экономистов, компоненты совокупного спроса частного сектора слишком изменчивы и слишком зависят от психологических и эмоциональных факторов, чтобы поддерживать устойчивый рост экономики.
Пессимизм, страх и неуверенность среди потребителей и предприятий могут привести к экономическим кризисам и депрессиям, а чрезмерное изобилие в хорошие времена может привести к перегреву экономики и инфляции. Однако, согласно кейнсианцам, государственным налогообложением и расходами можно рационально управлять и использовать их для противодействия чрезмерным и недостаткам потребления и инвестиционных расходов частного сектора в целях стабилизации экономики.
Когда расходы частного сектора снижаются, правительство может тратить больше и проводить мягкую налоговую политику, чтобы напрямую увеличить совокупный спрос. Когда частный сектор чрезмерно оптимистичен и тратит слишком много, слишком быстро на потребление и новые инвестиционные проекты, правительство может тратить меньше и больше взимать налоги, чтобы снизить совокупный спрос.
Это означает, что для стабилизации экономики правительству следует иметь большой дефицит бюджета во время экономических спадов и поддерживать профицит бюджета, когда экономика растет. Они известны как стимулирующая (экспансионистская) или сдерживающая фискальная политика соответственно.
Стимулирующая фискальная политика
Чтобы проиллюстрировать, как правительство может использовать фискальную политику для воздействия на экономику, рассмотрим экономику, которая переживает рецессию. Правительство может предоставить скидки на налоговые стимулы для увеличения совокупного спроса и стимулирования экономического роста.
Логика этого подхода заключается в том, что, когда люди платят более низкие налоги, у них появляется больше денег, которые они могут потратить или инвестировать, что способствует более высокому спросу. Этот спрос побуждает фирмы нанимать больше, снижая безработицу и более яростно конкурировать за рабочую силу. В свою очередь, это способствует повышению заработной платы и дает потребителям больше доходов, которые они могут тратить и инвестировать. Это благоприятный цикл или цикл положительной обратной связи.
Вместо того, чтобы снижать налоги, правительство может стремиться к экономическому росту за счет увеличения расходов (без соответствующего повышения налогов). Например, строительство большего количества автомагистралей могло бы увеличить занятость, стимулировать спрос и рост.
Стимулирующая фискальная политика обычно характеризуется дефицитными расходами, когда государственные расходы превышают поступления от налогов и других источников. На практике дефицитные расходы, как правило, являются результатом сочетания снижения налогов и увеличения расходов.
Пионер налоговой политики Джон Мейнард Кейнс утверждал, что страны могут использовать политику расходов / налогообложения для стабилизации экономического цикла и регулирования экономического производства.
Недостатки фискальной политики стимулирования
Растущий дефицит относится к числу жалоб на стимулирующую фискальную политику, при этом критики жалуются, что поток государственных «красных чернил» (убытков и долгов) может оказать давление на рост и в конечном итоге создать необходимость в разрушительной жесткой экономии. Многие экономисты просто оспаривают эффективность стимулирующей фискальной политики, утверждая, что государственные расходы слишком легко вытесняют инвестиции частного сектора.
Политика стимулирования также популярна — до опасной степени, говорят некоторые экономисты. Отменить налогово-бюджетные стимулы сложно с политической точки зрения. Независимо от того, имеет ли это желаемый макроэкономический эффект или нет, избирателям нравятся низкие налоги и государственные расходы. Из-за политических стимулов, с которыми сталкиваются политики, наблюдается тенденция к последовательному уклону от более или менее постоянных дефицитных расходов, которые можно частично рационализировать как «полезные для экономики».
В конце концов, экономический рост может выйти из-под контроля — рост заработной платы приведет к инфляции и начнут формироваться пузыри активов. Высокая инфляция и риск широко распространенных дефолтов, когда лопаются долговые пузыри, могут серьезно повредить экономике, и этот риск, в свою очередь, заставляет правительства (или их центральные банки) менять курс и пытаться «сжать» экономику.
Сдерживающая фискальная политика
Перед лицом растущей инфляции и других симптомов экспансии правительство может проводить сдерживающую фискальную политику, возможно, даже до такой степени, что вызывает кратковременную рецессию, чтобы восстановить баланс экономического цикла. Правительство делает это за счет увеличения налогов, сокращения государственных расходов и сокращения заработной платы или рабочих мест в государственном секторе.
Там, где стимулирующая фискальная политика предполагает дефицит, сдерживающая фискальная политика характеризуется профицитом бюджета. Однако эта политика используется редко, поскольку она крайне непопулярна с политической точки зрения. Таким образом, лица, определяющие государственную политику, сталкиваются с серьезной асимметрией в своих стимулах к проведению стимулирующей или сдерживающей фискальной политики. Вместо этого предпочтительным инструментом сдерживания неустойчивого роста обычно является сдерживающая денежно-кредитная политика или повышение процентных ставок и ограничение предложения денег и кредита для сдерживания инфляции.
Резюме
Кто занимается фискальной политикой?
Фискальная политика принимается государством. Она противоположна денежно-кредитной политике, которая проводится через центральные банки или другой денежно-кредитный орган. Так например, в США фискальной политикой руководят как исполнительная, так и законодательная ветви власти. В исполнительной власти две наиболее влиятельные должности в этом отношении принадлежат президенту и министру финансов, хотя современные президенты также часто полагаются на экономических советников. В законодательной ветви власти Конгресс США санкционирует налоги, принимает законы и ассигнования на любые меры налогово-бюджетной политики посредством своей «власть кошелька». Этот процесс предполагает участие, обсуждение и одобрение как Палаты представителей, так и Сената.
Основные инструменты фискальной политики
Инструменты фискальной политики используются правительствами, которые влияют на экономику. К ним в первую очередь относятся изменения уровней налогообложения и государственных расходов. Чтобы стимулировать рост, снижаются налоги и увеличиваются расходы, часто с привлечением займов путем выпуска государственных долговых обязательств. Чтобы сдержать экономику от перегрева, принимались бы противоположные меры.
Как фискальная политика влияет на население?
Последствия любой фискальной политики не всегда одинаковы для всех. В зависимости от политической ориентации и целей политиков снижение налогов может затронуть только средний класс, который обычно является крупнейшей экономической группой. Во времена экономического спада и повышения налогов именно этой группе, возможно, придется платить больше налогов, чем более богатому высшему классу. Точно так же, когда правительство решает скорректировать свои расходы, его политика может затронуть только определенную группу людей. Например, решение построить новый мост даст работу и дополнительный доход сотням строителей. С другой стороны, решение потратить деньги на строительство нового космического челнока выгодно только небольшому, специализированному кругу экспертов и компаний, что не принесет значительного увеличения совокупного уровня занятости.
Должно ли государство вмешиваться в экономику?
Одно из самых больших препятствий, с которыми сталкиваются политики, — это решить, в какой степени государство должно принимать непосредственное участие в экономике и экономической жизни людей. Но по большей части признается, что определенная степень участия государства необходима для поддержания динамичной экономики, от которой зависит экономическое благополучие населения.
А на этом сегодня все про фискальную (налогово-бюджетную) политику. Надеюсь статья была для вас полезной и интересной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!