Флажолет что это в музыке
Флажолет (приём игры в музыке)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Флажоле́т (старофр. flageolet «маленькая флейта») — приём игры на струнных смычковых и щипковых инструментах, заключающийся в извлечении звука-обертона. Также флажолетом называется сам извлекаемый звук-обертон. На струнных инструментах исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на два (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (2 октавы) и т. д.
Название приёма связано с тем, что извлекаемый с его помощью чуть глуховатый звук напоминает тембр флейты.
Различают натуральные и искусственные флажолеты. При исполнении натурального флажолета звучащий отрезок струны сверху ограничен верхним порожком, иначе говоря, используется вся длина открытой струны.
При искусственном флажолете струна зажимается на любом ладу, правой рукой защипывается струна и одновременно её касается один из пальцев той же руки (при игре на щипковом инструменте, например, гитаре). При игре медиатором на электрогитаре искусственный флажолет извлекается ударом медиатором таким образом, что струны слегка касается большой (при движении медиатора сверху вниз) или указательный (при движении снизу вверх) палец. Рука с медиатором находится при этом на определённом расстоянии от точки крепления струны (расстояние делит струну в определённой пропорции), в одном из нескольких положений, от которых зависит высота извлекаемого звука (фактически, интервал от ноты, соответствующей зажатому ладу грифа гитары).
На классической гитаре искусственный флажолет извлекается следующим образом: струна зажата на каком-то ладу, а правая рука находится над узловой точкой колебания. Двумя пальцами правой руки извлекается звук, а другой прикасается к узловой точке.
При игре на смычковых инструментах искусственный флажолет извлекается так: указательный палец левой руки зажимает струну в нужном месте, а мизинец левой же руки касается струны в узловой точке колебания (там, где у обертона амплитуда равна нулю). На контрабасе при игре в позициях сольного грифа искусственный флажолет извлекается следующим образом: струна прижимается боковой частью большого пальца в нужном месте, а 1-й, 2-й, 3-й или 4-й пальцы касаются струны в нужном месте.
Как играть флажолетами на гитаре. Примеры и упражнения для начинающих.
Общая информация
Флажолеты – это особый прием игры на струнных и струнно-смычковых музыкальных инструментах, который позволяет извлечь чистый обертон без тона. Он активно применяется в различных музыкальных жанрах, начиная от фолк-музыки, и заканчивая тяжелым металлом, где приобрел огромную популярность. Однако очень многим гитаристам-новичкам не совсем понятно, как извлекать тот самый «визжащий» звук – и именно тому, как делать флажолеты, и посвящена данная статья.
Термины
Разумеется, перед тем, как начинать рассказывать непосредственно о приеме игры, надо разобраться с терминологией, которую мы будем использовать в статье.
Флажолет на гитаре
Как уже было сказано – это прием, при котором извлекается обертон. На гитаре он имеет глухой, очень высокий призвук, который очень часто используется в аранжировках. На электроинструменте, особенно с эффектом дисторшн, это громкий и визжащий звук, который часто используется в соло-партиях.
Флажолеты бывают искусственные и натуральные. Они отличаются как самим звучанием, так и способом их извлечения. Подробнее будет описано ниже.
Обертон
Это – остаточный призвук, который находится в диапазоне выше основного тона. Грубо говоря, это остаточный эффект от колебания струны, который не входит в картину всего звука. Сам по себе обертон имеет очень высокое звучание, чем-то напоминающее звук флейты.
Как играть флажолетами
Натуральный флажолет
На гитаре данный тип обертонов чаще всего извлекается в трех местах – на пятом, седьмом, и двенадцатом ладу. Секрет этих зон в том, что именно на них гитарная струна делится на равные части – четверти, трети, и половины, соответственно. Это самый простой тип флажолетов, и извлечь его без подготовки сможет любой гитарист.
Полная таблица натуральных флажолетов
Для этого просто положите палец на порожек между пятым и шестым ладом, либо между седьмым и восьмым, или между двенадцатым и тринадцатым, не прижимая при этом струну к грифу, и дерните за нее. У вас должен получиться высокий, ровный звук, который не пропадет даже после того, как вы отпустите палец. Самое главное в этом – не давить на струну и буквально немного касаться ее.
Искусственный флажолет на электрогитаре
Данный тип обертонов извлекается гораздо сложнее – при помощи глушения играющей струны так, чтобы замолчал только основной тон, и при этом звук высокого диапазона остался звучать. Как ни странно, но на электрогитаре искусственный флажолет может извлекаться двумя различными способами.
Медиаторный
Для того, чтобы выполнить этот прием, нужно для начала понять, как держать медиатор правильно – поскольку он извлекается удобнее всего только при нормальной постановке рук.
Итак, ваша задача – зажать струну на любом ладу, дернуть за нее, и потом сразу прикоснуться к ней так, чтобы не до конца заглушить. Это выполняется либо большим пальцем, при движении вниз, либо указательным – при движении вверх.
Вам понадобится какое-то время для того, чтобы приноровиться извлекать флажолет, однако просто пробуйте и пытайтесь заставить инструмент звучать так, как на примерах ниже. Вам достаточно один раз найти ту самую нужную позицию – и после этого без труда сможете возвращаться к ней.
Пальцевый
Это более сложная техника, однако, она пригодится вам для извлечения обертонов при игре перебором. Способ игры следующий – одни пальцем вы дергаете за струну, а другим сразу же глушите ее похожим способом, что и при игре медиатором. Таким образом, вы также извлекаете только обертон. Самое главное тут — найти ту самую позицию, при которой это, получается, отработать ее, и потом использовать буквально на автоматизме.
Искусственный флажолет на акустической гитаре
Он очень похож на пальцевый способ взятия флажолетов на электрогитаре. Большим пальцем вы бьете по струне, и после этого сразу же глушите ее указательным или любым другим удобным вам. Разумеется, таким образом звучать он будет гораздо глуше, однако им все равно можно украсить партию и сделать ее более разнообразной.
Обозначение флажолетов на табулатуре
В программе Guitar Pro флажолеты никак не обозначаются на «цифровом» нотном стане, однако над каждым числом, обозначающим лад, будет выставлено обозначение – N.H. (от Natural Harmonics), P.H. (от Pinch Harmonics) или просто Harm. Кроме того, нота будет визуально меньших размеров на обычном стане выше.
Натуральные флажолеты – упражнения
Ниже представлено несколько упражнений, которые помогут вам лучше понять, как играются натуральные обертона, а также добавят в вашу копилку несколько интересных фраз и мелодических рисунков.
Схема #1
Прослушать упражнение #1:
Схема #2
Прослушать упражнение #2:
Схема #3
Прослушать упражнение #3:
Схема #4
Прослушать упражнение #4:
Схема #5
Прослушать упражнение #5:
Схема #6
Прослушать упражнение #6:
Схема #7
Прослушать упражнение #7:
Схема #8
Прослушать упражнение #8:
Где можно удачно применить этот прием?
На самом деле – в огромном количестве случаев. Например, они очень удачно звучать при аранжировке различных переборов – особенно если исполняются в паре с другой гитарой. Кроме того, они прекрасно звучат в металлических соло – если вы хотите акцентировать внимание и подчеркнуть определенный момент в песне. Разумеется, перед этим стоит понять, как играть соло, чтобы хорошо отработать технику игры и фразировку. Кроме того, таким образом можно усилить напряжение во время того, как вы играете тремоло, если вам надо перейти с этой партии на что-то более тяжелое.
В каких стилях музыки часто используются натуральные и искусственные флажолеты?
В целом – практически везде. Очень часто они применяются в акустической музыке, когда надо подыграть под красивые переборы. Искусственный флажолет в соло – любимый прием любого метал-гитариста, который позволяет подчеркнуть нужный момент и фразу.
Не стесняйтесь использовать их в любом стиле музыки, который играете – они всегда будут хорошо звучать, если исполнены к месту. Кроме того, обертона часто извлекаются в различной математической и микротональной музыке, где огромное количество гармоний построено именно на них.
Видео по теме для вдохновения
Флажолет что это в музыке
Флажолет — название лёгкого, мягкого звука, получаемого на струнных инструментах. Приём игры, с помощью которого получается данный звук, также называют флажолетом. Предлагаем сразу послушать пример звучания нескольких флажолетов, чтобы было ясно, о чём пойдёт речь в данной статье:
Пример звучания натуральных флажолетов
Сначала — введение. Оно нужно для того, чтобы разговаривать «на одном языке». Если вы знаете, что такое «обертон» и знаете, где находится ладовая перегородка XII лада, можете смело переходить к разделу «Натуральный флажолет». Если ваши знания недостаточны, советуем ознакомиться с нашим введением.
Термины
Мы затрагиваем тему, актуальную для струнных инструментов. Все примеры и картинки будут на примере гитары. Для музыкантов, играющих на клавишных или других инструментах, поясним:
Обертон
Колебания открытой струны
Рисунок 1. Колебания открытой струны
Движение струны, которое вы видите на рисунке с гитарой, называют колебанием струны. Звук, полученный в результате подобного колебания, называют основным тоном.
Теперь посмотрим, что такое обертоны:
Обертоны
Рисунок 2. Основной тон и обертоны
Дёрнув струну, вы слышите звук основного тона (обертоны тоже присутствуют, но они гораздо тише). А флажолет представляет собой обертон, причём без основного тона. Колебание струны в этом случае будет именно таким, каким вы его видите на рисунке у обертонов. Как заставить струну колебаться таким образом? Скоро узнаем.
Отступление для начинающих
Исполняя флажолет, необходимо коснуться струны в точно указанном месте. Фраза «дотроньтесь до струны на XII ладу» многих начинающих сбивает с толку — в самом деле, где же именно надо дотронуться? Посмотрите на рисунок:
Рисунок 3. Ладовая перегородка XII лада
Найдите на грифе XII лад (обозначен двумя точками). Слева и справа лада — вертикальные металлические ладовые перегородки. Ладовая перегородка XII лада находится ближе к корпусу гитары (обозначена красной линией), именно над ней и надо будет коснуться струны.
Всё, введение закончилось. Теперь — флажолеты.
Виды флажолетов
Флажолеты делятся на две основные группы: натуральные и искусственные. Натуральные флажолеты получаются на открытых струнах, а искусственные — на прижатых к грифу. С точки зрения колебаний, различий в обоих видах флажолетов нет, а вот с точки зрения приёмов игры — разница большая. Натуральный флажолет получить проще.
Натуральный флажолет
Как вы помните, натуральный флажолет получается на открытых струнах. Давайте снова возьмём гитару и дёрнем струну:
Рисунок 4. Колебания открытой струны
А теперь попробуйте следующее: пальцем левой руки слегка дотроньтесь до струны точно над ладовой перегородкой XII лада (это середина струны). На струну не надо нажимать, нужно только дотронуться. Правой рукой дёрните струну. Сразу после этого снимите палец левой руки со струны. Если вы сделали всё правильно, то услышите натуральный флажолет. Струна будет колебаться следующим образом:
Рисунок 5. Натуральный флажолет на XII ладу
Узнаёте рисунок колебаний? Это первый обертон. Высота натурального флажолета, взятого на XII ладу, выше на одну октаву, чем высота звука открытой струны (основного тона).
В то же время звучание струны, прижатой на XII ладу, так же выше на одну октаву основного тона. Так в чём же разница между флажолетом на XII ладу и прижатой на этом же ладу струной? Ведь высота звука в обоих случаях одинакова! Сравните: вот такие колебания совершает струна, зажатая на XII ладу:
Рисунок 6. Колебания струны, прижатой на XII ладу
Видите разницу в рисунках колебаний? Рекомендуем сравнить на слух звучание флажолета с «обычным» звучанием струны. Хотя в обоих случаях высота звука одинакова, тембр звука (см. словарь) разный. Сила первого обертона у флажолета несравнимо выше, поскольку у флажолета попросту отсутствует звук основного тона. На слух флажолет очень хорошо отличим от «обычных» звуков инструмента.
Итак, флажолет, взятый на XII ладу, представляет собой первый обертон (без основного тона). А как насчёт второго обертона (без основного тона и первого обертона)? Читаем дальше.
Натуральный флажолет на VII ладу
Если взять флажолет на VII ладу, то струна будет разделена на три равных части. Колебания струны в этом случае представляют собой второй обертон, посмотрите на рисунок:
Рисунок 7. Натрульный флажолет на VII ладу
Сравните звучание натурального влажолета на VII ладу и звучание струны, прижатой на том же VII ладу:
Рисунок 8. Колебания струны, прижатой на VII ладу
Ладовая перегородка, над которой надо дотронуться до струны, на рисунке выделена чёрной вертикальной линией. Флажолет на VII ладу взять сложнее, чем на XII ладу. Звук такого флажолета не содержит ни основного тона, ни первого обертона.
Аналогичным способом можно получить и третий обертон (чтобы разделить струну на 4 равных части, надо дотронуться над V ладом). Однако все последующие флажолеты будут звучать заметно тише.
Нотная запись натуральных флажолетов
Чтобы не перегружать и так большую статью, мы вынесли нотную запись в раздел «Нотная запись флажолетов» данной статьи.
Искусственный флажолет
Искусственный флажолет отличается от натурального тем, что берётся струнах, прижатых к грифу (а не на открытых). Поэтому, с точки зрения техники игры, искусственный флажолет труднее натурального, потому что при исполнении натурального флажолета левая рука помогает правой, останавливая колебание струны лёгким касанием. А при исполнении искусственного флажолета, левая рука прижимает струну к грифу, поэтому помочь правой руке не может. В этом случае извлекать звук и касаться струны — привилегия правой руки.
По характеру колебаний искусственный флажолет ничем не отличается от натурального. Всё отличие только в способах исполнения флажолетов.
Давайте рассмотрим пример. Возьмём гитару, зажмём струну на V ладу и дёрнем её:
Рисунок 9. Колебания струны, прижатой на V ладу
На рисунке чёрной вертикальной линией указано место, где прижата струна. Тип колебания «рабочей» части струны соответствует основному тону. Теперь возьмём флажолет на струне, прижатой на V ладу. Идея та же, что и с натуральным флажолетом — надо дотронуться до середины струны, чтобы «разделить» струну на две равные части. Чтобы определить место, являющееся серединой струны, надо к номеру зажатого лада прибавить 12. Т.е. в нашем случае серединой будет 5+12=17 лад.
Как взять искусственный флажолет? Левая рука прижимает струну на V ладу и не может помочь правой! Рассмотрим один из способов. Левой рукой прижмите струну на V ладу. Подушечкой указательного пальца правой руки слегка коснитесь струны над ладовой перегородкой XVII лада, а средним (или безымянным) пальцем правой руки извлеките звук (удобное направление движения пальца — снизу вверх). Сразу после этого снимите со струны указательный палец правой руки. Если сделали правильно, то вы услышите флажолет. Колебание струны будет следующим:
Искусственный флажолет
Рисунок 10. Искусственный флажолет
Как видите, получили первый обертон без основного тона. По аналогии с натуральным флажолетом, можно «делить» струну не только пополам, но на 3 и более частей. Чем на большее количество частей разделили струну, тем тише будет звучать флажолет и тем сложнее его получить.
Искусственные флажолеты любимы соло-гитаристами, играющими на электрогитарах. Их аппаратура хорошо помогает усилить слабый сигнал флажолета, что расширяет возможности музыканта. Становится реальным взять флажолет делением струны на довольно большое количество частей. Если используются приборы, искажающие сигнал (overdrive, distortion и т.п.), то звук флажолета становится свистящим. Обычно на электрогитаре играют медиатором, поэтому и флажолет берут тоже медиатором. Сразу после того, как медиатор ударил по струне, большим пальцем правой руки касаются этой же струны, не выпуская медиатор. В результате получается флажолет (если, конечно, струна делится на ровное число частей). Какой частью большого пальца нужно коснуться струны? Экспериментируйте, как именно вам удобно.
Нотная запись искусственных флажолетов
Чтобы не перегружать статью, мы вынесли нотную запись всех рассмотренных флажолетов на отдельную страницу: «Нотная запись флажолетов».
Другие виды флажолетов
Основные виды флажолетов — это натуральные и искусственные. Остальные виды, как правило, просто указывают способ извлечения флажолета. Например:
И так далее. Видов флажолетов довольно много. Мы остановимся чуть подробнее на сложных флажолетах.
Сложные флажолеты
Если искусственные флажолеты дополнить аккомпанементом, то получатся сложные флажолеты. Правая рука гитариста одновременно ведёт аккомпанемент и извлекает флажолеты. Даже если требуется взять натуральный флажолет, он берётся как искусственный — правой рукой без помощи левой, поскольку левая рука занята.
Обозначение сложных флажолетов
В нотном письме при обозначении сложных флажолетов указывается:
Приводим пример с использованием сложных флажолетов:
Сложные флажолеты
Рисунок 11. Сложные флажолеты
В первом такте оба флажолета берутся на открытых струнах. Но, поскольку левая рука занята (зажимает аккорд ми-мажор), флажолеты берутся правой рукой (как искусственные). Во втором такте берётся настоящий искусственный флажолет: левая рука прижимает третью струну ко II ладу, а правая рука извлекает искусственный флажолет на XIV ладу третьей струны и одновременно дёргает пятую струну.
Нотная запись натуральных флажолетов
В советских изданиях натуральные флажолеты обозначаются буквами «Фл.«,а в зарубежных «Harm» (harmonic) или «NH» (natural harmonic). Рядом с надписью может быть указан номер лада, на котором извлекается флажолет.
Головка ноты, обозначающей флажолет, обозначается ромбиком (), но иногда бывают исключения и используется привычный овал. На нотном стане указывается истинное звучание натурального флажолета (а не высота открытой струны, на которой извлекается флажолет).
Запись натуральных флажолетов на XII ладу
Рисунок 12. Пример записи натуральных флажолетов
В обоих примерах записана одна и та же мелодия: последовательно извлекаются натуральные флажолеты на XII ладу: сначала на 6-й струне, затем 3-й, потом на 2-й и, наконец, на 1-й струне.
Ромбиком обычно обозначается пальцевый флажолет. Медиаторный флажолет обозначается треугольником и надписью P.H.
В табулатурах номер лада, на котором берётся флажолет, обводится ромбиком. Т.е. рассмотренный выше пример в табулатурах будет выглядеть так:
Запись в табулатуре натуральных флажолетов на XII ладу
Рисунок 13. Запись флажолетов на нотном стане и табулатуре
Запись натуральных флажолетов на VII ладу
Рисунок 14. Запись натуральных флажолетов
Также возможна следующая нотная запись: ромбик указывает место, где палец касается струны. Нота, находящаяся на одном штиле с ромбиком, указывает истинное звучание флажолета. Надпись «Фл.» или «Harm.» можно опустить. Пример:
Натуральные флажолеты
Рисунок 15. Ещё вариант записи флажолетов
На рисунке изображены два флажолета:
Нотная запись искусственных флажолетов
В советских изданиях пишут «Иск. флажолеты», в зарубежных — «A.H.» (artifical harmonic). Обозначается тремя нотами:
Такой вид записи наиболее универсален. Помимо гитары есть ещё и другие струнные инструменты, на которых тоже красиво звучат флажолеты.
Рассмотрим пример такой записи:
Обозначение искусственного флажолета
Рисунок 16. Запись искусственных флажолетов
Замечание. Мы извлекли флажолет на 3-й струне. У вас может возникнуть вопрос: почему именно на 3-й? Ответ простой: не важно, на какой струне. Важны сами ноты. Только ноты. Например, можно извлечь этот же флажолет на 4-й струне: левой рукой прижмите струну к VII ладу (нота «ля»); коснитесь указательным пальцем правой руки XIV ладу (нота «ми», указанная ромбиком); извлеките звук. Он будет идентичен тому, что вы слышали на 3-й струне. Обязательно попробуйте сами извлечь этот флажолет на обеих струнах. Кстати, натуральный флажолет на 1-й струне XII ладу даст точно такую же ноту.
Ещё один вариант записи:
Искусственные флажолеты
Рисунок 17. Ещё один вариант записи флажолетов
Цифра 6 в кружочке указывает, что флажолеты извлекаются на 6-й струне. Римскими цифрами сверху указаны номера ладов, на которых надо извлечь флажолет (правой рукой), а арабские цифры рядом с нотой показывают лад, на котором надо прижать струну (левой рукой). В данном примере:
В табулатурах обычно пишут номер лада, на котором струна прижата левой рукой. А флажолет берут на 12 ладов выше (получая первый обертон). Номер лада обводят ромбиком по аналогии с натуральным флажолетом.
Нотная запись сложных флажолетов
Запись сложных флажолетов мы рассмотрели ранее, поэтому просто повторим: сложные флажолеты извлекаются также, как искусственные. В нотной записи они обозначаются аналогично. Надпись «Искусственные флажолеты» изменяется на «Сложные флажолеты»:
Сложные флажолеты
Рисунок 18. Запись сложных флажолетов
Замечание. Несмотря на то, что самые основные и распространённые способы записи флажолетов мы рассмотрели, вы можете встретить и другие способы.
Вместо заключения
В данной статье мы рассмотрели флажолеты на примере шестиструнной гитары стандартного строя, коснулись распространённых способов извлечения флажолетов. Есть множество других способов исполнения и нюансов. Например, попробуйте во время извлечения натурального флажолета дёрнуть струну не справа от места касания струны, а слева — вы также получите флажолет.
Кстати, во время звучания флажолета, посмотрите внимательно на струну. Вы увидите те колебания, которые видели на наших картинках. По крайней мере, колебания довольно хорошо видно при извлечении натурального флажолета на XII ладу.
Кроме гитары есть ещё и другие струнные инструменты, у которых есть свои способы извлечения флажолетов. На скрипке, например, можно как пальцем правой руки взять флажолет, так и смычком. А смычком, кстати, тоже далеко не один способ.
Основное направление нашего сайта — теория, поэтому мы более подробно остановились на колебаниях, на обертонах, на нотной записи. А способы извлечения флажолетов на вашем инструменте (гитара, скрипка и т.д.) всё-таки лучше изучать с преподавателем. Как показывает опыт нашего сайта, у изучающих довольно часто возникают вопросы, которые просто невозможно предугадать заранее. В этом случае мы корректируем материал. А у преподавателя вы сможете сразу получить ответ на свой вопрос.