Флористический бизнес с чего начать
Как устроен рынок по продаже цветов
Цветы продают везде: возле остановок автобусов, на трассах, в супермаркетах и на вокзалах. Кажется, что вся страна занимается цветами, но большинство таких магазинов закрываются в первые несколько месяцев.
Цветочные магазины — это бизнес, а не красивые цветы
Бизнес по продаже цветов в России — это всевозможные павильоны, салоны цветов, цветочные рынки и точки на обычных рынках, еще интернет-магазины и оптовые базы. Кажется, что конкуренция огромная, но на самом деле ее нет. Большинство цветочных магазинов быстро закрываются — их открывают люди, которые идут, по их мнению, в красивый и легкий бизнес.
Салоны часто открывают бывшие флористы и продавцы. Они думают, что знакомы с бизнесом, но разбираются только в цветах. Отсюда такая текучка: магазины открываются и закрываются на одних и тех же местах.
В Европе и США всё иначе. Там цветы — это семейный бизнес, который передается от бабушек и дедушек, родителей. Обычно цветочные магазины работают по 20—40 лет, есть магазины и со столетней историей. Еще штаты и европейские страны консерваторы.
Десять лет назад считалось, что лучшие флористы и рынок цветов там, но за это время Россия обогнала другие страны. Причина этого как раз в консерваторском подходе: там традиционный ассортимент цветов и букетов, такой же подход к оформлению и декору, мало новинок.
Десять лет назад считалось, что лучшие флористы и рынок цветов там, но за это время Россия обогнала другие страны
Еще в России любят учиться: у нас много школ флористики, часто проводятся мастер-классы. Но при этом мы отстаем в предпринимательстве — знаем много о цветах и мало о бизнесе.
За цветами, как за хлебом
Обычно цветочные магазины делят на два сегмента, массовый и премиальный. В массовом сегменте легче работать, а в премиальный идти не стоит: для этого нужны опыт работы именно в этом сегменте и постоянные клиенты, которые пойдут за вами.
Премиум от обычного магазина отличается требованиями аудитории: они хотят лучший сервис, более широкий ассортимент и работу флориста на уровне. Из-за того, что открыть и содержать премиальный салон дороже, он окупается за 6—12 месяцев. Магазин в массовом сегменте окупится за 2—3 месяца.
В обоих сегментах есть постоянные клиенты, а есть те, кто просто идет мимо. За цветами в России часто ходят, как за хлебом — вспоминают, что забыли, и забегают по пути.
Сказать, сколько в России премиальных салонов, а сколько обычных, невозможно. Но по ОКВЭД можно приблизительно понять, сколько цветочных магазинов вообще. Для продажи цветов подходят коды:
47.76.1 — розничная торговля цветами, растениями, семенами, удобрениями;
47.91.2 — розничная торговля через интернет;
47.78.3 — розничная торговля сувенирами;
47.65 — розничная торговля игрушками;
47.19 — прочая торговля;
82.92 — деятельность по упаковыванию товаров.
По основному коду в России работает 2286 компаний, из которых треть приходится на крупные города: 412 компаний в Москве и области, еще 243 в Санкт-Петербурге и области. И ни одной в Крыму.
А вот Яндекс-карты с этим не согласны и предлагают 3075 магазинов в Москве, 1415 в Санкт-Петербурге и 49 только в одном Симферополе.
Две трети покупателей берут розы
В России любят разные цветы, но самым популярным остается роза — это 60% всех продаж. А из букетов чаще всего берут 25, 51 или 101 красную розу, особенно в интернет-магазинах.
Дело в том, что для людей роза — это красивый и благородный цветок. Те же герберы и георгины набирают популярность, но в психологии человека воспринимаются как дешевые. В России любят хризантемы — это универсальный цветок после розы по поводу и без него.
Еще есть крашеные цветы — те самые синие розы. Покрасить могут и тюльпаны, но для них обычно выбирают коричневый оттенок. Такие цветы покупают для вау-эффекта, чтобы удивить другого человека, чаще мужчины для девушек.
Важно, что хорошие цветы красят через стебель, а вода, в которой они стоят в магазине, тоже цветная — так цветок насыщается оттенком. Если вы заметили, что цветок стоит в обычной воде, окрашен сверху из баллончика, еще и с блестками по краям — бегите из этого магазина. Так пытаются продать увядшие цветы, которые нужно списать.
Март — самый прибыльный месяц
Последние несколько лет стали чаще дарить цветы без повода, но всё равно остаются даты календаря, в которые без цветов не обойтись:
Событие
Что происходит
День знаний, 1 сентября
Повышенный спрос на хризантемы, подсолнухи, сборные букеты из ярких цветов
День учителя, 5 октября
Практически ничем не отличается от обычного дня, но спрос немного выше
День матери, последнее воскресенье ноября
С каждым годом спрос всё выше и выше. Скоро этот праздник обойдет 8 Марта по выручке от продажи цветов. Обычно берут большие и дорогие букеты
Новый год, 1 января
Повышенный спрос на новогодние композиции из еловых веток
День святого Валентина, 14 февраля
Популярность праздника сильно упала в массовом сегменте, спрос на цветы снизился. Покупатели считают, что это не наш праздник
Международный женский день, 8 марта
Резко растет спрос в праздничные дни. Средняя выручка равняется месячной выручке в обычное время. Спрос на розы уменьшается, в эти дни чаще берут тюльпаны
Пасха, конец апреля
Обычный день, на живые цветы повышенного спроса нет
Красная горка, первое воскресенье после Пасхи
Повышенный спрос на свадебные букеты
Последний звонок, 25 мая
Повышенный спрос на букеты из разных цветов
Спрос на цветы и букеты, но меньше, чем на последний звонок
Если обобщить, самый популярный праздник в году — 8 Марта, а самый прибыльный месяц — март. Поэтому часто люди рвутся открыть цветочный магазин накануне — чтобы сразу побольше заработать. По опыту, это самое рискованное время для открытия: появляются поставщики-однодневки с некачественным товаром, растут закупочные цены. А у человека нет проверенного поставщика, надежного персонала, он вообще не работал и не обкатал этот бизнес.
Еще спрос на цветы зависит от погоды. Если в начале марта хорошая для этого региона погода, обязательно будет поток покупателей, которые хотят поздравить близких с началом весны. Если погода плохая, у цветочного магазина будут убытки. Например, в 2018 году в центральной части России теплый май обеспечил выручку почти как на 8 Марта, в этом году такого не было.
Любой рост и спад нужно просчитывать. Традиционно низким сезоном считается лето: в это время мало праздников, люди уезжают на моря и дачи. Но лето — время свадеб. Если заранее подготовиться к свадебному сезону, спада не будет. Для этого нужно с зимы заняться рекламой: клиенты должны знать, что в этом цветочном можно заказать свадебный букет.
Наценка на упаковку достигает 1000%
Посчитать чистую прибыль с одного цветка сложно. Если брать приблизительно, с розы стоимостью 150 рублей магазин заработает 50 рублей.
Остальные 100 рублей съедят расходы, вот некоторые из них:
В стоимость цветка входят расходы на рекламу, оплату банковской картой. Еще стоимость зависит от спроса, эксклюзивности и задач в ассортименте. Например, продаем маленькую короткую розочку за 20 рублей и ничего не зарабатываем. А рядом стоит большая красивая роза за 180 рублей, на ней мы зарабатываем 60 рублей. Люди приходят на рекламу первой розы, а берут вторую.
Эти моменты нужно учитывать, а не только себестоимость, организационные расходы и наценку. Чтобы не сойти с ума от подсчетов, флористы используют коэффициент — стоимость цветка умножить на 2,2. В этот коэффициент они закладывают все-все расходы, но часто ошибаются: умножили правильно, а на выходе прибыли нет. Потому что все нюансы нельзя учесть в фиксированную ставку: каждую партию того или иного цветка нужно считать индивидуально.
И, конечно, упаковка. На этом магазины всегда хорошо зарабатывают: накрутка на упаковку может быть 1000%. Например, один метр ленты закупают по два рубля, а продают за двадцать рублей. Какую упаковку берут покупатели, зависит от флориста. Что он предложит из ассортимента, то они чаще и берут.
Сейчас самый популярный материал — это цветная матовая пленка. Ее еще называют корейской пленкой. Вот как она выглядит:
Если говорить в целом, рентабельность цветочного рынка — 30%. То есть с каждого рубля магазин получает чистую прибыль в 30 копеек. В интернете рентабельность ниже — 20%, потому что выше затраты на рекламу.
Из чего делают готовые букеты
Считается, что в цветочных магазинах нельзя брать готовые букеты — надо выбирать цветы самому. А если взять готовый букет, он обязательно будет из старых цветов и завянет через два часа. Но это не так.
Часто букеты собирают, потому что у флориста есть время и он может тщательно поработать: объединить дорогие и доступные цветы, подобрать цветовую гамму и декор, переделать, если что-то не понравилось. Такие букеты выглядят эффектно, но стоят недорого. Так получается как раз за счет подбора разных по цене цветов и растений.
Конечно, встречаются магазины, которые используют для букетов некачественный товар. Но в таком магазине нет смысла покупать и отдельные цветы: скорее всего, они тоже будут несвежими.
750 000 рублей на открытие цветочного магазина
Чтобы открыть цветочный магазин на 30—50 квадратных метров, нужно в среднем 750 000 рублей. На магазин в 100 метров — уже полтора миллиона рублей. Цена меняется по регионам, но в целом можно ориентироваться на эти цифры.
Затраты на небольшой цветочный магазин складываются из двух частей:
Теперь о том, сколько стоит открыть цветочный магазин с нуля:
Как открыть цветочный магазин: гайд для начинающих
Открыть цветочный магазин мечтают многие. Но как удержаться в нише с низким порогом входа и выдержать конкуренцию? Что важно предусмотреть на старте и о чем нельзя забывать? Мы спросили у Валерия Смыка, пользователя МоегоСклада и владельца цветочной базы Las Flores, салона цветов и интернет-магазина qpFlora из Санкт-Петербурга.
7 лет назад мы с компаньоном арендовали помещение для хранения цветов. Розницу сначала вообще не планировали — нацеливались на оптовые продажи.
Однажды к нам обратилась клиентка, которая предложила купить ее цветочный магазин. У нее не получалось вести этот бизнес. Мы посмотрели и решили купить его — просто так, для души. Вот так и началась наша эпопея с цветочной розницей. А недавно к ней добавился и онлайн: хотим и сами научиться продавать цветы в интернете, и помочь нашим оптовым покупателям осваивать новые торговые площадки.
Выгодно ли открывать цветочный магазин
В цветочном бизнесе продаются товары, которые имеют постоянный спрос. Рентабельность у него достаточно высокая, а вот маржинальность очень низкая. На хороший результат выйти не так-то просто —для этого надо учитывать много всего сразу.
Первое — стоимость входа. Нужно примерно посчитать, когда бизнес выйдет на окупаемость. Начать дело можно и с 500 тысячами. Франшиза начинается с 2,5 миллионов.
Второе — сотрудники. Важно с самого начала учесть, что если вы не хотите работать в режиме 24/7, придется нанять людей. А это зарплаты и дополнительные налоги.
Третье — ресурсы на развитие и окупаемость. На старте их требуется намного больше, чем продвинутому бизнесу. Многие не учитывают это, когда открывают цветочный магазин.
90% людей думает, что цветочный бизнес — это про цветы. Но все наоборот: это больше про бизнес. Если просто делать букеты — ничего не выйдет. Это сложный бизнес, который выходит на окупаемость самое малое через полгода.
На чем можно сэкономить на старте
Начните с онлайн-продаж. Не открывайте офлайн-точку, пока не получите стабильную прибыль, продавая цветы через интернет. Веб-проекты могут жить припеваючи и сами по себе. Продавая в онлайне, можно сэкономить на аренде: шоурум не нужен, достаточно пространства для хранения цветов, а это обходится намного дешевле.
Я советовал бы людям сначала развиться в том, что у них получается, достичь уверенных продаж. А потом уже думать о дальнейших перспективах.
Покупайте цветы у российских поставщиков. Так вы сэкономите на транспортировке цветов из за рубежа, стоимость которой зависит от курса валют. К примеру, тюльпаны, хризантемы и лизиантусы сейчас начали выращивать и в России. Но покупать нужно только у надежных поставщиков. А таких в России найти непросто.
Типичный российский поставщик сегодня продаст тебе, а завтра — тому, кто заплатил на рубль дороже. С ним не хватает стабильности, так как культура бизнеса у нас еще не сформировалась.
Как отстроиться от конкурентов
Найти потребности, которые на рынке еще не удовлетворены или удовлетворены не в полной мере. Las Flores, к примеру, сделал ставку на продажу экзотических цветов. И не прогадал.
Мы открылись в мае, а уже в июне начали возить экзотические цветы. Попали как раз под свадебный сезон — и смогли его пережить без крупных списаний. У нас получилось стать площадкой с большим выбором экзотики. А еще сработала реклама в Инстаграме. Тогда мало кто на рынке этим занимался.
За 4 первых месяца к нам так прикипели наши оптовые покупатели, что многие из них начали внедрять экзотику и в свой ассортимент. Они нас хорошо поддержали в то время.
Думать о покупателях. Например, можно составить для них подробную инструкцию, как продлить жизнь цветам — и приклеить на упаковку букета этикетку с QR-кодом, по которому можно перейти на видео. А еще — как можно чаще привозить свежие цветы, открыть магазин в удобном и доступном месте, и так далее.
«Заботиться о покупателях — лучший подход к клиентоориентированности! Когда мы начинали, отношение к покупателям на существующих цветочных оптовых базах Петербурга было не лучшим. А мы давали им пледы, чтобы покупателям было комфортно, пока они выбирают цветы. Ведь на огромной цветочной базе среди холодильников холодно.
А еще мы танцевали! В нашем инстаграме много таких видео».
Не забывать о показателях. Мало просто смотреть на них, нужно научиться видеть закономерности и использовать это:
Закон Парето — о том, что 20% усилий дают 80% результата. Знал-то я это еще с института. Но думал: «Прикольно, и что с того». А однажды, когда разбирал оптовые ведомости, пытаясь понять, как выстроить работу отдела продаж, вспомнил вдруг про этот принцип и решил проанализировать показатели. И знаете, что получилось?
Оказывается, всего 17% процентов клиентов дают нам 83% оборота.
Тогда я и решил, что у каждого клиента из этих 17% должен быть личный менеджер и специальные условия сотрудничества.
Как выбрать помещение для торговли
Первым делом подумать о том, кому вы хотите продавать цветы. Для букетов сегмента масс-маркет подойдет точка с максимальной проходимостью. Открываться в спальном районе стоит, если вы ориентируетесь на средней цены букеты. А если размещаться в элитном коттеджном поселке или жилом комплексе — то только очень дорогие цветы.
Каким бы сумасшедшим ты ни был, рано или поздно найдешь таких же сумасшедших покупателей — тех, кому нравится то, что ты делаешь. Но надо понимать, насколько правильно делать ставку только на это.
Делать как самый сильный игрок на рынке. Значит ли это расположиться у метро? Вовсе не обязательно.
Открыться у метро — не всегда гарантия. Иногда у торговых центров поток людей лучше. Сейчас прибыльно продавать цветы в больших спальных районах. Часто там строят огромные жилые комплексы, так называемые человейники, где много людей живет на маленьком пространстве и активно пользуется инфраструктурой.
Открыть для магазина витрину в соцсети. Сегодня заказать цветы в интернете — самый простой и удобный способ покупки. Для цветочного магазина прекрасно работает Инстаграм.
Покупатели сейчас уже начали доверять картинке — появился стандарт качества, сложились ожидания. Людям больше не надо ходить по магазину и трогать цветы. Они понимают, что если качество букета их не устроит, они смогут пожаловаться, написать плохой отзыв, даже получить возврат.
Как вести учет в магазине цветов
Делать это можно с помощью МоегоСклада — системы учета и CRM для онлайн-торговли. В МоемСкладе можно отслеживать статистику по продажам, управлять заказами из всех каналов в режиме одного окна, автоматически обновлять информацию о наличии, ценах и статусе доставки на витринах всех ваших магазинов. Есть интеграция с Instagram Shopping, ВКонтакте и интернет-магазинами, можно создать витрину в Телеграме.
Сколько цветов в день мы продаем? Сейчас как раз в МоемСкладе и посмотрим. В розницу где-то 400-600 стеблей в день. А в оптом — около 4000 в день. Но стебли бывают разной ценности: одни стоят 30 рублей, а другие 1500. Одного количества недостаточно, чтобы делать выводы.
Скоро Las Flores запустит онлайн-миникурс о том, как вести учет в магазине цветов. Курс пока находится в разработке. Запись откроется в инстаграме Las Flores.
Как выбирать поставщиков
Пока вы не понимаете, что и кому хотите продавать, заниматься поиском поставщика цветов не имеет смысла. А что делать, когда с этим уже разобрались?
Пообщаться с потенциальными поставщиками лично. Важно посмотреть вживую и на людей, с которыми собираетесь работать, и на сами цветы, из которых, возможно, будете делать букеты. И не обязательно выбирать только одного поставщика: вы можете покупать у всех, кто вам понравится при встрече.
Выбирать не по цене. Низкая цена — чаще всего и низкое качество.
Низкую цену дает тот, кто использует самые дешевые удобрения, то есть выращивает легкий, хрупкий цветок. Если вы хотите получать хорошие цветы и постоянных клиентов, не стоит гнаться за самой низкой ценой.
Как ухаживать за цветами в магазине: базовые правила
Один раз в два дня менять воду в вазе. Делать это нужно так, чтобы в ней не оставалось бактерий.
Представьте магазинную витрину с цветами. Чтобы правильно поменять воду, нужно:
И так все витрины. А в каждой — штук 70 ваз!
Цветам, как и людям, для жизни нужна вода. Если ее не хватает, цветы начинают впитывать влагу из воздуха. В стебле от этого образуется воздушная пробка, которая не дает цветку пить — и питать влагой стебель и бутон. Чтобы увеличить площадь, через которую цветок пьет, важно эту пробку срезать. Лучше всего — специальным секатором под углом 45 градусов. Обычно воздушная пробка занимает участок стебля не больше 2 сантиметров.
Со временем чистая вода в вазе становится грязной. Мы этого не видим, но маленькие частички грязи и примесей, находящиеся в воде, закупоривают срезы. Из-за этого цветку сложнее пить. Поэтому срез важно регулярно обновлять.
Не подвергать цветы воздействию высоких температур. Чем прохладнее, тем лучше для цветка. Поэтому ставить их у батареи или под прямые солнечные лучи нельзя.
Искать индивидуальный подход. Цветы, как и людей, нужно научиться понимать: одной теории недостаточно. Так, ечтобы цветы жили дольше, для каждого букета важно подобрать и поддерживать правильный кислотно-щелочной баланс в воде и уровень глюкозы. Но и это еще не все.
Чтобы правильно разместить цветы в магазине на витрине, нужно усвоить огромный пласт информации — изучить приемлемую для цветов температуру, влажность воздуха, правила освещения и соседства цветов.
Как оформить витрину в цветочном магазине лучше всего? Если вы всерьез задумываетесь о том, как открыть цветочный магазин и не наделать ошибок, не поленитесь пройти курсы по колористике и витринистике. Альтернативный вариант, если первый осуществить не получится — поработать в хорошем цветочном магазине, прежде чем открывать собственный.
Как оставаться на плаву, когда конкуренты наступают
Конкуренты есть на любом рынке, но видеть в них только угрозу не обязательно: можно смотреть на них и как на источник мотивации и вдохновения.
С чего можно начать цветочный бизнес, если не хотите работать флористом «на дядю»
Поможем разобраться с моделями бизнеса, ОКВЭД и налогами, размером инвестиций и типичными ошибками начинающих предпринимателей.
Флорист может работать по найму, а может открыть своё собственное дело: цветочный магазин, флористическую мастерскую или бизнес на дому.
Рассказываем, что может понадобиться для открытия цветочного бизнеса:
Автор-фрилансер, пишет на разные темы, чаще о растениеводстве и технологиях в сельском хозяйстве.
Модели цветочного бизнеса
1. Франшиза
Франшиза
Право вести свой собственный бизнес под брендом уже известной компании. Вы открываете своё дело с нуля, но с определёнными знаниями, опытом, поддержкой. Такая услуга не бесплатная: нужно заплатить паушальный (вступительный) взнос и роялти.
Паушальный взнос
Е диноразовый, его вносит франчайзи (покупатель франшизы) при подписании договора. Сюда входят передача права на использование товарного знака, подробное описание бизнес-модели. Иногда включена стоимость обучения партнёра и его сотрудников.
Роялти
Ежемесячные платежи компании за текущую поддержку, обновление стандартов, адаптацию маркетинговых материалов.
Можно прикинуть объём инвестиций на примере Асият Талгановой из Кисловодска, которая открыла цветочный бизнес по франшизе и рассказала, сколько это стоит:
Итого: 538 000 рублей.
Например, цветочная мастерская «Мистер Флористер» проводит мастер-классы для детей, оформляет свадьбы и продаёт цветы. По условиям франшизы численность населения в городе должна быть не менее 5 000 человек, а площадь магазина — 25–50 квадратных метров. Чтобы открыть магазин, франчайзи необходимо заплатить паушальный взнос в размере 200 000 рублей. Роялти составляет 0%.
А магазин «Цветов.ру» требует паушальный взнос 199 000–300 000 рублей и срок окупаемости 6–14 месяцев. Компания предлагает три пакета франшизы: для маленьких городов с населением до 199 000 человек, средних городов — до 599 000 чел, и больших — от 600 000 чел. После заключения договора предприниматель получает множество инструментов, например приложение для курьеров и флористов, видеокурсы для флористов и руководителей, доступ к аукционам Голландии и Эквадора и так далее.
Открывая салон цветов или флористическую мастерскую по франшизе, вы получаете:
При таком количестве плюсов минусы всё-таки тоже есть:
2. Собственный салон
Открытие магазина цветов с нуля — возможность реализовать все свои идеи. Вы ведёте бизнес так, как считаете нужным, без необходимости работать по строгой схеме, как в случае с франшизой. Однако понадобится много ресурсов, чтобы наработать свой бренд, и есть риск наступить на гораздо большее количество грабель без помощи партнёра.
Чтобы открыть цветочный салон с нуля, потребуется минимум 600 000 рублей стартового капитала. На что пойдут эти деньги:
Кроме перечисленных расходов, потребуются деньги на зарплату работников, если они у вас будут. (Мы уже писали о том, сколько зарабатывает флорист и чем занимается.)
Открывая цветочный магазин самостоятельно, вы сможете сами решать многие вопросы:
Ещё плюс в том, что никому не нужно платить взносы и ежемесячные отчисления.
Недостатки такой бизнес-модели:
3. Фриланс-модель
Благодаря развитию интернета у многих появилась возможность работать из дома. Профессия флориста не исключение. Чтобы продавать свои товары и услуги, не обязательно иметь торговую точку или магазин. Можно организовать собственную мастерскую дома и находить клиентов, брать заказы, продавать готовые букеты через интернет.
Для этого понадобятся:
Ксения Черня — флорист-фрилансер, владелица интернет-магазина «KVITKA», рассказала, что нужно для открытия своей флористической мастерской.
— Ксения, расскажите, в каком формате вы работаете?
— Мы работаем вместе с мужем, у нас нет собственного магазина, а только мастерская дома.
— Какими были ваши вложения на старте? Что понадобилось?
— Мы оборудовали мастерскую дома, поэтому затрат на аренду у нас нет. Мы купили небольшой холодильник за 5 000 рублей и ещё на 5 000 рублей приобрели материалы: секатор, ленты, упаковочную бумагу и анкор.
— А где вы покупаете цветы и в каком количестве?
— Сначала покупали цветы под конкретный заказ в цветочном магазине. После перешли на работу с поставщиками. В месяц мы закупаем около 500 стеблей на сумму 24 000–28 000 рублей. На упаковочные материалы и фурнитуру уходит около 3 000 рублей в месяц.
— Сколько заказов в неделю вы выполняете и какой средний чек?
— Все наши композиции продаём исключительно через социальные сети, а точнее, через Instagram. В обычное время в неделю собираем около 20 заказов, в предпраздничное время — до 50. Кроме того, каждый месяц к нам обращаются около 10 невест. Средний чек на букет — 2 000 рублей, на букет невесты — 3 000–4 000 рублей.
— С какими проблемами вы столкнулись на старте?
— Главной проблемой было отсутствие нужных навыков для работы и ведения дела. У нас не хватало знаний, и мы всё делали интуитивно. Уже по ходу работы занимались образованием и получали знания в этой сфере.
Чтобы тщательно подготовиться к открытию своего дела, пройдите онлайн-курс по флористике от Skillbox. Он поможет освоить профессию, научиться составлять букеты и композиции, фотографировать и продвигать свои работы в Instagram.
У работы флориста-фрилансера немало плюсов. Вы:
Минус такой работы в том, что у вас нет помощников, а клиентов нужно искать самостоятельно — нет торговой точки со случайным трафиком.
Кстати, чтобы сэкономить на холодильном оборудовании, можно приобрести небольшой холодильник с рук. На сайтах объявлений цена начинается от 40 000 рублей. Большое количество цветов в него не поместится, придётся закупать материалы только под конкретный заказ.
Как зарегистрировать своё дело
Индивидуальное предпринимательство (ИП)
Открыть ИП может практически любой гражданин РФ или иностранец с российской пропиской — главное, быть дееспособным и старше 18 лет. (Для регистрации некоторых видов деятельности требуется справка об отсутствии судимости.)
Плюсы индивидуального предпринимательства для флориста:
К минусам ИП можно отнести ежегодную уплату взносов на пенсионное и медицинское страхование, которые в 2020 году составляют 40 874 рубля. А также необходимость вести бухгалтерский учёт и подавать декларации в налоговую службу.
Как зарегистрировать ИП:
1. Выбрать код ОКВЭД.
В ОКВЭД нет выделенной деятельности «Флорист». Но при регистрации ИП можно указывать следующие виды деятельности (как вместе, так и по отдельности):
2. Выбрать режим налогообложения.
Есть три типа налогообложения:
3. Заполнить заявление о госрегистрации физического лица в качестве ИП (форма Р21001).
Сделать это можно в отделении налоговой службы или дома на компьютере. Однако подписать заявление необходимо в присутствии сотрудника службы.
4. Оплатить госпошлину в размере 800 рублей.
5. Собрать пакет документов.
Нужны оригинал паспорта и копии всех его страниц, заполненное заявление Р21001, квитанция об оплате госпошлины. Подать документы в бумажном виде можно в МФЦ или налоговой. Зарегистрировать ИП онлайн можно через сайт ФНС или «Госуслуг». Понадобится отсканировать все документы и получить электронную подпись.
Рассматривают заявку в течение трёх рабочих дней, а узнать её статус можно на сайте ФНС.
Если заказов у вас пока немного — или флористика ваше хобби, а не основная деятельность, — лучше зарегистрироваться как самозанятый и платить налог на профессиональный доход.
Самозанятость
Вы можете оформить самозанятость, если:
Стать самозанятым можно буквально за несколько минут. Устанавливаете приложение «Мой налог» или открываете веб-версию, регистрируетесь, выбираете вид деятельности и получаете справку о постановке на учёт в налоговой.
Все полученные суммы с заказов вносите в приложение, там же формируете чек и отправляете его клиенту, а сумма налога рассчитывается автоматически.
Размер налога рассчитывается с каждой внесённой суммы автоматически. При работе с юридическими лицами он составит 6%, а с физическими — 4%. Уплачивать его нужно каждый месяц до 25 числа.
Допустим, вы взяли заказ на изготовление 10 букетов к 8 Марта. Приобрели цветы, упаковочные материалы и изготовили из них букеты. Такой вид деятельности попадает под определение самозанятости — торговля самостоятельно произведённым товаром.
В другом случае вам заказали оформление банкетного зала для проведения свадьбы. Тогда в приложении нужно выбрать «Развлечения — Прочее», и это будет квалифицироваться как услуга.
В приложении также можно выбрать сразу два вида деятельности.
Где искать заказы флористу
Онлайн-продвижение актуально не только для флористов-фрилансеров, но и для владельцев офлайн-точек. Свой сайт и/или соцсети помогут найти новых клиентов, увеличить узнаваемость бренда, доказать качество своих работ. Рассмотрим особенности раскрутки цветочного бизнеса на примере нескольких каналов и инструментов.
«ВКонтакте»
Самая популярная соцсеть в России (данные Mediascope). Функциональность платформы даёт много возможностей по продаже товаров и услуг, в том числе для флориста.
Так, с помощью оформления и таргета VK цветочный магазин «Magnolia» (Новосибирск) за 10 дней получил 22 заявки, потратив всего 1 500 рублей. А «Amore+Fiori» в Старом Осколе удалось привлечь 16 клиентов, которые принесли прибыль в 20 000 рублей. На рекламу при этом было потрачено 1 700 рублей.
Instagram, пожалуй, самая популярная платформа среди представителей профессии, потому что флористика — это в первую очередь про визуальный контент.
Флорист Дмитрий Туркан в своем блоге посоветовал, что нужно делать в Instagram для привлечения потенциальных покупателей:
К примеру, мастерская Евы Папян в Краснодаре — благодаря разнообразному контенту, таргету и небольшому лендингу — получила 15 заявок на мастер-класс, 5 постоянных клиентов и 850 новых подписчиков в своем аккаунте Instagram.
Интернет-магазин
Для продвижения своего бизнеса можно использовать не просто соцсети, но и полноценный интернет-магазин. Для этой цели привлекают разработчиков или делают всё самостоятельно, с помощью конструкторов сайтов.
Сначала магазин нужно наполнить текстами, хотя бы минимально оформить дизайн, добавить карточки товаров, информацию об оплате/доставке. Для дальнейшего продвижения:
Подрядчику «Точки цветов», например, удалось получить доход свыше полумиллиона рублей за счёт Яндекс.Директа и продвижения в Картах — при общих затратах на рекламу около 150 000 рублей.
Ещё один способ заявить о себе — кросс-реклама. Этот вариант совместной рекламы с блогерами с похожей целевой аудиторией. Например, вы можете работать совместно с фотографом — создавать букеты для фотосессии. Он размещает снимки в портфолио или на сайте, указывает вас в качестве мастера. Здесь можно получить и другую выгоду: вы получите профессиональные снимки вашего товара, которые можно добавить в портфолио.
Кроме ведения социальных сетей, ecommerce и кросс-рекламы, стоит пробовать офлайн-продвижение — например, посещать выставки и семинары. На профильных мероприятиях вы познакомитесь с коллегами, представителями агентств и, возможно, найдёте клиентов.
P. S. Ошибки флориста-предпринимателя,
из-за которых магазин теряет клиентов
Оксана Зекова, директор магазинов «Мосцветторга», в проекте «Теперь я босс» рассказала, какие ошибки приводят к снижению продаж в цветочном магазине. Их стоит учесть всем начинающим флористам:
При открытии магазина Оксана рекомендует делать холодильник площадью 10 квадратных метров. Его стоимость в среднем составляет 200 тысяч рублей. А для начального ассортимента — закупать 500–1000 стеблей цветов, из которых 70% отдаётся розе.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.